Научная статья на тему 'Конфликт профессионального самоопределения и профессиональный кризис личности как психологические барьеры профессионального развития'

Конфликт профессионального самоопределения и профессиональный кризис личности как психологические барьеры профессионального развития Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2377
283
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CONFLICT OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / PROFESSIONAL IDENTITY CRISIS / PSYCHOLOGICAL BARRIER / КОНФЛИКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КРИЗИС ЛИЧНОСТИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ БАРЬЕР

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Садовникова Надежда Олеговна

В статье анализируются категории «психологические барьеры профессионального развития», «конфликт профессионального самоопределения» и «профессиональный кризис личности». Отмечается, что конфликт профессионального самоопределения это всегда внутриличностный конфликт, связанный со столкновением ценностей, интересов, мотивов, представления личности с требованиями профессиональной деятельности или социально-профессиональной ситуации. Профессиональный кризис личности представляет собой непродолжительный период жизни, сопровождающийся кардинальной перестройкой субъекта деятельности, изменениями самой профессиональной деятельности. Дается обоснование того, что как конфликт, так и кризис могут выступить в качестве психологических барьеров профессионального развития, выполняя как конструктивную, так и деструктивную функции. Предлагается под психологическим барьером профессионального развития понимать состояние временной стагнации, возникающее вследствие невозможности реализации личностью профессионального плана, сопровождающееся стрессом, актуализацией потребности в преодолении и в самоопределении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Садовникова Надежда Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONFLICT OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION AND PROFESSIONAL IDENTITY CRISIS AS A PSYCHOLOGICAL BARRIER PROFESSIONAL DEVELOPMENT

The article describes the «psychological barriers of professional development» category «professional self-determination» and «professional identity crisis». The conflict professional self-determination is always intrapersonal conflict associated with the clash of values, interests, motives, views of the person with the requirements of the professional activity or the socio-professional situation. The professional identity crisis is a short period of life. The fundamental restructuring of the subject of activity and changes in the most professional activities are characteristics of the crisis. The article gives the justification that as a conflict and crisis can act as psychological barriers to professional development. These barriers perform as constructive and destructive functions. It is proposed under the psychological barrier of professional development to understand the status of temporary stagnation that occurs as a result of the non-feasibility of the individual professional plan, accompanied by stress-actualization needs overcoming and self-determination.

Текст научной работы на тему «Конфликт профессионального самоопределения и профессиональный кризис личности как психологические барьеры профессионального развития»

DOI: 10.12731/2218-7405-2016-10-115-125 УДК 159.99

конфликт профессионального

САМООПРЕДЕЛЕНИЯ И ПРОфЕССИОНАЛЬНЫй

кризис личности как психологические БАРЬЕРЫ профессионального РАЗВИТИЯ

Садовникова Н.О.

В статье анализируются категории «психологические барьеры профессионального развития», «конфликт профессионального самоопределения» и «профессиональный кризис личности». Отмечается, что конфликт профессионального самоопределения - это всегда внутриличностный конфликт, связанный со столкновением ценностей, интересов, мотивов, представления личности с требованиями профессиональной деятельности или социально-профессиональной ситуации. Профессиональный кризис личности представляет собой непродолжительный период жизни, сопровождающийся кардинальной перестройкой субъекта деятельности, изменениями самой профессиональной деятельности. Дается обоснование того, что как конфликт, так и кризис могут выступить в качестве психологических барьеров профессионального развития, выполняя как конструктивную, так и деструктивную функции. Предлагается под психологическим барьером профессионального развития понимать состояние временной стагнации, возникающее вследствие невозможности реализации личностью профессионального плана, сопровождающееся стрессом, актуализацией потребности в преодолении и в самоопределении.

Ключевые слова: конфликт профессионального самоопределения; профессиональный кризис личности; психологический барьер.

THE CONFLICT OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION AND PROFESSIONAL IDENTITY CRISIS AS A PSYCHOLOGICAL BARRIER PROFESSIONAL DEVELOPMENT

Sadovnikova N.O.

The article describes the «psychological barriers of professional development» category «professional self-determination» and «professional identity crisis». The conflict professional self-determination - is always intrapersonal conflict associated with the clash of values, interests, motives, views of the person with the requirements of the professional activity or the socio-professional situation. The professional identity crisis is a short period of life. The fundamental restructuring of the subject of activity and changes in the most professional activities are characteristics of the crisis.

The article gives the justification that as a conflict and crisis can act as psychological barriers to professional development. These barriers perform as constructive and destructive functions. It is proposed under the psychological barrier of professional development to understand the status of temporary stagnation that occurs as a result of the non-feasibility of the individual professional plan, accompanied by stress-actualization needs overcoming and self-determination.

Keywords: conflict of professional self-determination; a professional identity crisis; a psychological barrier.

Введение

Профессиональное развитие личности как предмет исследования стал центром внимания ученых еще в конце XIX века. За прошедшее с этого момента время были исследованы различные аспекты профессионального развития: выбор профессии, карьера, профессиональная пригодность, удовлетворенность трудом и многое другое.

Профессиональное развитие является предметом исследований многих ученых (Н.С. Глуханюк, А.А. Деркач, В.Г. За-зыкин, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова и др.). Большинство из них отмечают, что профессиональное развитие - это процесс «формообразования личности», адекватной профессиональной деятельности.

Анализ работ отечественных и зарубежных исследователей позволяет констатировать, что под профессиональным развитием следует понимать неравномерный, нелинейный процесс изменения личности (прогрессивного и регрессивного) в ходе освоения и выполнения профессиональной деятельности. По мере вхождения индивида в профессиональную среду, овладения стандартами и ценностями профессионального сообщества происходит изменение личности, ее генезис, который может быть рассмотрен и как развитие, обогащение, и как умаление, деградация, деформирование.

Важными событиями процесса профессионального развития личности является переживание личностью конфликтов профессионального самоопределения и профессиональных кризисов личности, которые выступают как барьеры профессионального развития личности, выполняя при этом как положительную, так и отрицательную функции.

Категория «барьер» в психологической науке

Впервые роль психологических барьеров в развитии личности раскрыл З. Фрейд. В психоанализе человеческое поведение описывается с привлечением двух понятий - «катексис» и «антикатек-сис». Катексис - это направленная на определенные объекты психическая энергия инстинктов, требующая разрядки, а антикатек-сис - барьер, перекрывающий путь к удовлетворению инстинкта. Поведение и все психодинамические процессы разворачиваются в результате взаимодействия инстинктов и барьеров, внешних и внутренних [7].

В России понятие «барьер» активно исследовалось в области научного творчества. В более поздних исследованиях феномен психологических барьеров рассматривался в различных аспектах: барьеры при реализации нововведений (А.В. Филиппов), барьеры общения (Б.Д. Парыгин, Б.Ф. Ломов, Е.А. Климов и др.), барьеры педагогического взаимодействия (И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, А.А. Леонтьев и др.), барьеры в развитии деятельности и личности (Р.Х. Шакуров) и др. При этом обычно барьеры трактуют как препятствие, преграду в развитии, которую необходимо снимать.

Интересный и важный в контексте нашего исследования подход к пониманию психологических барьеров предлагает Р.Х. Шакуров. По мнению исследователя, барьеры - это универсальный и постоянный атрибут жизни [6]. Наличие барьеров определят сам факт существования любой системы. Другими словами, барьеры выступают необходимым фактором развития (и деятельности, и личности).

Барьер выполняет следующие функции [6]:

• стабилизация: барьер останавливает движение, придает ему статику;

• коррекция: столкнувшись с препятствием, система меняет траекторию своего движения;

• энергетизация: энергия движения накапливается под влиянием удерживающего ее барьера;

• дозировка: препятствия дозируют движение, определяют его меру;

• мобилизация: при столкновении с препятствием живые системы мобилизуют свои энергетические и другие ресурсы для преодоления препятствий;

• развитие: изменения, происходящие в организмах при повторных мобилизациях, закрепляются, что повышает функциональные возможности системы, придает ей новое качество;

• подавление (лишение): в ситуации постоянной блокады жизнедеятельности системы барьер ослабляет, подрывает ее функциональные возможности.

Другими словами, в зависимости от характера барьеров деятельность может выполнять и созидательную, и деструктивную функции по отношению к ее субъекту.

На основании вышесказанного дадим следующее определение понятия «психологический барьер профессионального развития». Психологический барьер профессионального развития - это состояние временной стагнации, возникающее вследствие невозможности реализации личностью профессионального плана, сопровождающееся стрессом, актуализацией потребности в преодолении и в самоопределении. Именно психологические барьеры придают процессу профессионального развития личностный смысл, определяют профессиональное будущее. Отсутствие барьеров означает эволюционное, линейное развитие, приводит к стагнации личности.

В качестве психологических барьеров профессионального развития на наш взгляд целесообразно считать конфликты профессионального самоопределения и профессиональный кризис личности.

Понятия «конфликт профессионального самоопределения» и «профессиональный кризис личности»

Важнейшим критерием осознания и продуктивности профессионального становления личности является ее способность находить личностный смысл в профессиональном труде, самостоятельно проектировать, творить свою профессиональную жизнь, ответственно принимать решения о выборе профессии, специальности и места работы. Конечно, эти жизненно важные проблемы возникают перед личностью в течение всей ее жизни. Постоянное уточнение своего места в мире профессий (либо конкретной профессии), осмысление своей социально-профессиональной роли, отношения к профессиональному труду, коллективу и самому себе становятся важными компонентами жизни человека. Иногда возникает отчуждение от профессии, человек начинает ею тяготиться, испытывает неудовлетворенность своим профессиональным поло— 119 —

жением. Нередки случаи вынужденной смены профессии (специальности) и места работы [4].

Можно констатировать, что перед личностью постоянно возникают проблемы, требующие от нее определения своего отношения к профессиям, иногда анализа и рефлексии собственных профессиональных достижений, принятия решения о выборе профессии или ее смене, коррекции карьеры, решения других профессионально обусловленных вопросов. Весь этот комплекс проблем в профессиове-дении объясняют понятием «профессиональное самоопределение».

Профессиональное самоопределение предполагает выработку собственной позиции в ситуации, характеризующейся высокой степенью неопределенности. Чтобы определиться в проблемно-ориентационной ситуации, личности нужно соотнести свои потребности, позиции, интересы, мечты с собственными возможностями: подготовленностью, способностями, эмоционально-волевыми качествами, состоянием здоровья. Возможности, в свою очередь, необходимо соотнести с требованиями профессионального учебного заведения, профессии, специальности, конкретной трудовой функции.

Нередко согласование всех этих позиций затруднено. Если иметь в виду еще и социально-экономические факторы, позиции родственников, то становится очевидным, что профессиональное самоопределение, как правило, означает конфликт. Поскольку речь идет о самоопределении, то этот конфликт имеет внутриличностный характер. Его разрешение осуществляется путем ревизии и коррекции профессиональных устремлений, и конечно, внутриличностный конфликт может разрешаться продуктивно и деструктивно.

Сторонами внутриличностного конфликта самоопределения являются различные составляющие структуры личности. Конфликты профессионального самоопределения могут быть инициированы разного рода факторами. Среди них: рассогласование между компонентами направленности личности, несовпадение характера профессиональной деятельности и уровня профессиональной компетентности, несовпадение представления о своих

профессиональных достоинствах и реальных профессиональных возможностей: противоречиями между и пр.

Категория кризиса заняла в психологической науке прочные позиции. Например, жизненные кризисы были предметом изучения зарубежных психологов Б. Ливехуда, Э. Эриксона, Г. Шихи, Ch. Bühler, S.-H. Fillip и др. Экзистенциальные кризисы стали предметом интереса R.K. James, A. Olson, D. Ulich.

Начало изучения кризисов развития в отечественной психологии положено Л.С. Выготским. Его заслуга в том, что он предложил новую модель объяснения психологического смысла и механизмов возрастных кризисов развития. Кризис в его концепции -закономерное и необходимое звено в развитии [1].

Проблема кризисов профессионального развития анализируется в работах Л.И. Анцыферовой, Н.С. Глуханюк, Э.Ф. Зеера, Е.Л. Климова, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, Н.С. Пряжникова, Э.Э. Сыманюк, А.Р. Фонарева и других исследователей.

Мы в своих исследованиях, опираясь на работы вышеперечисленных исследователей, в тоже время вводим понятие «профессиональный кризис личности».

Профессиональный кризис личности представляет собой непродолжительный период жизни, сопровождающийся кардинальной перестройкой субъекта деятельности, изменениями самой профессиональной деятельности. Кризис затрагивает сферу профессиональной направленности личности: мотивы, потребности, ценности, смыслы; «заставляет» личность простраивать границы своей ценностно-смысловой сферы, актуализирует процесс переживания. Ключевыми особенностями процесса переживания профессионального кризиса личности являются: 1) локализация во времени и пространстве; 2) неустойчивость образов и мыслей о себе как о профессионале, потеря профессиональной идентичности; 3) размытая временная профессиональная перспектива или её отсутствие и, как следствие, актуализация потребности в выборе дальнейшего сценария профессиональной жизни; 4) актуализация смысложизненных переживаний, проявляющихся в пониженном

стремлении к саморазвитию, самоутверждению, самореализации, ощущении своей ненужности и никчемности; 5) наличие стойких аффективных реакций, напряжения [2].

Возникновение профессионального кризиса личности характеризуется появлением у человека неуверенности в своих силах, несогласием с самим собой, осознанием необходимости переоценки себя, появлением неясности жизненных целей, непониманием как жить дальше, потерей чувства нового, отставанием от жизни и т. д. Можно говорить о том, что профессиональный кризис личности представляет собой ситуацию «невозможности» реализации внутреннего профессионального замысла, ситуацию, когда перед личностью ставится «задача на смысл», требующая своего разрешение [3].

На наш взгляд именно кризисы профессионального развития являются наиболее значимыми в становлении личности профессионала, поскольку от успешности их преодоления зависит профессиональное будущее личности.

Итак, конфликт профессионального самоопределения - это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций. В свою очередь кризис возникает в процессе накопления разнообразных противоречий. В обоих случаях речь идет о процессе разрешения противоречий. Отличие заключается в форме переживания: конфликт - более острое эмоциональное переживание, кризис же - более глубокое, сложное переживание. Различны они и по влиянию на личность. Кризис, на наш взгляд, вызывает кардинальные изменения в сознании и деятельности индивида, непосредственно связан с процессом развития личности и оказывает определяющее влияние на становление индивида.

Разрешение, как профессионального кризиса личности, так и конфликтов профессионального самоопределения требует высокой психологической компетентности и не всегда под силу самому человеку. Способы разрешения внутриличностных конфликтов зависят от характера противоречий, рассогласований, возникающих в процессе профессионального развития человека. В ряде случаев,

неразрешенный конфликт профессионального самоопределения перерастает в профессиональный кризис личности.

Исследование проводится при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Психологические механизмы переживания педагогами профессионального кризиса личности», проект № 16-36-01031.

Работа прошла апробацию на всероссийской научно-практической конференции «Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы» (20 октября - 20 ноября 2016 г.), проведенной при финансовой поддержке Красноярского краевого фонда поддержки научной и научно-технической деятельности.

Список литературы

1. Выготский Л.С. Биогенетический подход в психологии и педагогике // Хрестоматия по возрастной психологии / Под ред О.А. Ка-рабановой, А.И. Подольского, Г.В. Бурменской. М.: МГУ 1999. 315 с.

2. Садовникова Н.О. Преодоление педагогами барьеров профессионального развития: деятельностный подход // Современные проблемы науки и образования. 2014. №5, С. 659-667.

3. Садовникова Н.О. Ценностно-смысловые особенности ненормативного кризиса профессиональной карьеры // Образование и наука. 2009. № 6 (2). С. 89-97.

4. Садовникова Н.О., Сыманюк Э.Э. Профессиональные деструкции педагогов и пути их коррекции / Под ред. Э.Ф. Зеера. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005. 204 с.

5. Сыманюк Э.Э., Девятовская И.В. Непрерывное образование как ресурс преодоления психологических барьеров в процессе профессионального развития личности // Образование и наука. 2015. №1(1). С. 80-92.

6. Филиппов А.В. Работа с кадрами: психологический аспект. М., 1990. С.142-148.

7. Фрейд З. Психология бессознательного: Сб. произведений / Сост. М.Г. Ярошевский. М.: Просвещение, 1990. 448 с.

8. Шакуров Р.Х. Барьер как категория и его роль в деятельности // Вопросы психологии. 2001. № 1. С. 3-18.

9. Bühler Ch. Der menschliche Lebenslauf als Psychologisches Problem / Ch. Bühler // Schweizerische Lehrerinnenzeitung. Leipzig: Hirzel. 5. Mai 1933. Band 37. Heft 15. S. 253-255.

10. Caplan, G. Principles of preventive psychiatry. New York, London: Basis Books. 1964. 304 p.

11. James R.K., Gilliland B.E. Crisis Intervention Strategies. Belmont: CA: Wadsworth, 2001. 352 p.

12. Lindemann E. Symptomatology and management of acute grief/American Journal of Psychiatry. 101 (1944), 141-148. URL: http://www. nyu.edu/classes/gmoran/LINDEMANN.pdf

13. Olson A. The theory of Self-actualization: mental illness, creative and art. Psychology Today. URL: https://www.psychologytoday.com/blog/ theory-and-psychopatology/201308/the-theory-self-actualization

References

1. Vygotskij L.S. Biogeneticheskij podhod v psihologii i pedagogike [Biogenetic approach in psychology and pedagogy]. Hrestomatija po vozrastnoj psihologii [Readings in psychology] / O.A. Karabanova, A.I. Podol'sky, G.V. Burmenskaya (ed.). M.: MGU 1999. 315 p.

2. Sadovnikova N.O. Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. 2014. №5, pp. 659-667.

3. Sadovnikova N.O. Obrazovanie i nauka. 2009. № 6 (2), pp. 89-97.

4. Sadovnikova N.O., Symanjuk Je.Je. Professional'nye destrukciipeda-gogov i puti ih korrekcii [Professional destruction of teachers and ways of their correction] / Je.F. Zeer (ed.). Ekaterinburg: Izd-vo Ros.gos. prof.-ped. un-ta, 2005. 204 p.

5. Symanjuk Je.Je., Devjatovskaja I.V. Obrazovanieinauka. 2015. №1(1), pp. 80-92.

6. Filippov A.V. Rabota s kadrami: psihologicheskij aspect [Work with the staff: the psychological aspect]. M., 1990, pp. 142-148.

7. Frejd Z. Psihologija bessoznatel'nogo: Sb. Proizvedenij [Psychology of the Unconscious: Coll. works] / Sost. M.G. Jaroshevskij. M.: Prosvesh-henie, 1990. 448 p.

8. Shakurov R.H. Voprosypsihologii. 2001. № 1, pp. 3-18.

9. Bühler Ch. Der menschliche Lebenslauf als Psychologisches Problem. Schweizerische Lehrerinnenzeitung. Leipzig: Hirzel. 5. Mai 1933. Band 37. Heft 15, pp. 253-255.

10. Caplan G. Principles of preventive psychiatry. New York, London: Basis Books. 1964. 304 p.

11. James R.K., Gilliland B.E. Crisis Intervention Strategies. Belmont: CA: Wadsworth, 2001. 352 p.

12. Lindemann E. Symptomatology and management of acute grief. American Journal of Psychiatry. 101 (1944), 141-148. http://www.nyu.edu/ classes/gmoran/LINDEMANN.pdf

13. Olson A. The theory of Self-actualization: mental illness, creative and art. Psychology Today. https://www.psychologytoday.com/blog/theo-ry-and-psychopatology/201308/the-theory-self-actualization

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ Садовникова Надежда Олеговна, заведующая кафедрой психологии и физиологии, кандидат психологических наук, доцент ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»

ул. Машиностроителей, 11, г. Екатеринбург, 620012, Российская Федерация nosadovnikova@gmail.com

DATA ABOUT THE AUTHOR Sadovnikova Nadezhda Olegovna, Head of Department, Department of Psychology and Physiology, PhD in Psychology, Associate Professor

Russian State Vocational Pedagogical University

11, Mashinostroitelej St., Yekaterinburg, 620012, Russian Federation

nosadovnikova@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.