Научная статья на тему 'Модель психолого-педагогического сопровождения переживания педагогами профессионального кризиса личности'

Модель психолого-педагогического сопровождения переживания педагогами профессионального кризиса личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
538
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный диалог
ВАК
ESCI
Ключевые слова
ПЕДАГОГ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КРИЗИС ЛИЧНОСТИ / ПЕРЕЖИВАНИЕ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / TEACHER / PROFESSIONAL IDENTITY CRISIS / EXPERIENCE / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Садовникова Надежда Олеговна

Рассматривается вопрос о содержании процесса психолого-педагогического сопровождения переживания педагогами профессионального кризиса личности. Освещаются исследования, связанные с изучением проблем кризиса и кризисных состояний личности, в том числе кризисов профессионального развития, в работах отечественных и зарубежных ученых. Представлено определение феномена профессионального кризиса личности, под которым понимается длительное неравновесное состояние субъекта труда, вызванное рассогласованием ценностно-смысловой сферы личности и актуализирующее процесс переживания, в ходе которого происходит трансформация личностных подструктур. Приводится определение феномена переживания профессионального кризиса личности это деятельность по устранению дезинтеграции ценностно-смысловой сферы субъекта труда, которая регулируется посредством особых психологических механизмов (ценностно-смыслового, рефлексивного, антиципационного механизмов) и во внешнем плане проявляется в трансформации общей стратегии жизнедеятельности субъекта. На основе проведенного исследования конкретизировано определение психолого-педагогического сопровождения переживания педагогами профессионального кризиса личности это система мероприятий по актуализации профессионально-психологического потенциала субъекта деятельности для конструктивного разрешения профессионального кризиса личности. В качестве методологических подходов и принципов проектирования и реализации психолого-педагогического сопровождения предлагаются: системный, синергетический, контекстный, историко-эволюционный, феноменологический подходы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Садовникова Надежда Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model of Psychological and Pedagogical Support of Teachers’ Experience of Professional Identity Crisis

The question of the content of psychological and pedagogical support of teachers’ experience of professional identity crisis is raised. Researches of domestic and foreign scientists related to the study of crisis and crisis states of personality, including crises of professional development are reviewed. The phenomenon of professional identity crisis refers to long-lasting non-equilibrium state of the subject of work caused by the misalignment of value-semantic sphere of personality, actualizing the process of experiencing in which there is a transformation of the personality substructures. A definition of the phenomenon of experience of professional identity crisis is given. It is the work on elimination of the disintegration of value-semantic sphere of the subject of work, which is governed by specific psychological mechanisms (value-semantic, reflective, anticipating), and externally manifested in the transformation of general strategy of subject’s activity. On the basis of the study a detailed definition of psychological and pedagogical support of teachers experience of professional identity crisis is given. It is a system of measures for mainstreaming of vocational and psychological potential of the subject of activities for the constructive resolution of professional identity crisis. As methodological approaches and principles to the design and implementation of psychological and pedagogical support systemic, synergistic, contextual, historical and evolutionary, phenomenological approaches are offered.

Текст научной работы на тему «Модель психолого-педагогического сопровождения переживания педагогами профессионального кризиса личности»

Садовникова Н. О. Модель психолого-педагогического сопровождения переживания педагогами профессионального кризиса личности / Н. О. Садовникова // Научный диалог. — 2017. — № 11. — С. 468—479 — DOI: 10.24224/2227-1295-2017-11-468-479.

Sadovnikova, N. O. (2017). Model of Psychological and Pedagogical Support of Teachers' Experience of Professional Identity Crisis. Nauchnyy dialog, 11: 468-479. DOI: 10.24224/22271295-2017-11-468-479. (In Russ.).

ERIHJMP

Журнал включен в Перечень ВАК

и I к I С н' s

PERKXMCALS DIRECIORV.-

УДК 37.015.32:159.9.07

DOI: 10.24224/2227-1295-2017-11-468-479

Модель психолого-педагогического сопровождения переживания педагогами профессионального кризиса личности1

© Садовникова Надежда Олеговна (2017), orcid.org/0000-0001-8738-3996, кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой профессиональной педагогики и психологии, ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (Екатеринбург, Россия), nosadovnikova@gmail.com.

Рассматривается вопрос о содержании процесса психолого-педагогического сопровождения переживания педагогами профессионального кризиса личности. Освещаются исследования, связанные с изучением проблем кризиса и кризисных состояний личности, в том числе кризисов профессионального развития, в работах отечественных и зарубежных ученых. Представлено определение феномена профессионального кризиса личности, под которым понимается длительное неравновесное состояние субъекта труда, вызванное рассогласованием ценностно-смысловой сферы личности и актуализирующее процесс переживания, в ходе которого происходит трансформация личностных подструктур. Приводится определение феномена переживания профессионального кризиса личности — это деятельность по устранению дезинтеграции ценностно-смысловой сферы субъекта труда, которая регулируется посредством особых психологических механизмов (ценностно-смыслового, рефлексивного, антиципационного механизмов) и во внешнем плане проявляется в трансформации общей стратегии жизнедеятельности субъекта. На основе проведенного исследования конкретизировано определение психолого-педагогического сопровождения переживания педагогами профессионального кризиса личности — это система мероприятий по актуализации профессионально-психологического потенциала субъекта деятельности для конструктивного разрешения профес-

1 Исследование проводится при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Психологические механизмы переживания педагогами профессионального кризиса личности», проект №16-36-01031.

сионального кризиса личности. В качестве методологических подходов и принципов проектирования и реализации психолого-педагогического сопровождения предлагаются: системный, синергетический, контекстный, историко-эволюционный, феноменологический подходы.

Ключевые слова: педагог; профессиональный кризис личности; переживание; психолого-педагогическое сопровождение.

1. Введение

Существующие социальные и экономические изменения, происходящие в современной России, привели не только к переоценке всей системы общественных отношений, но и к трансформации существующих социальных институтов, в частности системы образования. В настоящее время наблюдается смена образовательной парадигмы и изменение подходов к организации образовательного процесса, изменяется организационно-правовой статус образовательного учреждения, меняется педагогический менталитет.

Фактором успеха качественных изменений содержательных и технологических аспектов образования становится педагог, активно мыслящий, прогнозирующий результат своей деятельности, способный быть мобильным. Важную роль в его деятельности и профессиональном развитии начинает играть способность к самоопределению, построению себя как профессионала, проектированию новых траекторий профессионального развития и преодолению психологических барьеров этого процесса. В этом контексте возрастает роль и значение психолого-педагогического сопровождения профессионального развития педагога, в том числе сопровождения преодоления трудностей этого процесса, к числу которых можно отнести и профессиональный кризис личности.

Прежде чем рассматривать содержание деятельности по психолого-педагогическому сопровождению, раскроем в нескольких словах содержание понятия «профессиональный кризис личности».

2. Категория «кризис» в трудах отечественных и зарубежных исследователей

Проблема кризиса и кризисных состояний личности раскрывается в работах как зарубежных (G. Caplan, E. Lindemann, A. Olson, А. Адлер, Ш. Бюлер, Б. Ливехуд, З. Фрейд, Г. Шихи, Э. Эриксон, К. Г. Юнг и др.), так и отечественных исследователей (Р. А. Ахмеров, Ф. Е. Василюк, Л. С. Выготский, А. О. Прохоров, Е. Л. Солдатова, Л. Н. Юрьева и др.). Так, именно в контексте травматических и стрессовых событий категории «кризис» и «кризисные состояния» стал исследовать Э. Линдеман [Lindemann.

1944], а в дальнейшем к данной проблеме обращались Г. Каплан [Caplan, 1964] и А. Олсон [Olson, 2013].

В отечественной психологии изучение кризисов развития как закономерного и необходимого звена развития личности начато Л. С. Выготским [Выготский, 1999] и продолжено Р. А. Ахмеровым [Ахмеров, 1994], Е. Л. Солдатовой [Солдатова, 2007], Т. Д. Марцинковской [Марцинковская, 2002] и другими исследователями.

В контексте нашего исследования интересна концепция Ф. Е. Василю-ка, который под кризисом понимает критический момент и поворотный пункт на жизненном пути, сопровождающийся внутренним нарушением эмоционального баланса, наступающим под влиянием угрозы, создаваемой внешними обстоятельствами [Василюк, 1984]. В своей концепции переживания Ф. Е. Василюк описывает механизм ценностного переживания и предлагает понимать кризис как ситуацию разлада сознания и бытия, когда сознание не в состоянии принять бытие в том виде, в каком оно существует в реальности, а следовательно, не в состоянии наделить его смыслом. Поэтому можно говорить о том, что возникает ситуация утраты смысла, преодоление которой возможно за счет перестройки ценностно-смысловой сферы [Василюк, 1984, с. 29].

В работах И. Г. Малкиной-Пых мы встречаем понимание кризиса опять же, как ситуации невозможности дальнейшего существования личности в прежнем статусе, когда она сталкивается с трудностями в реализации мотивов, стремлений и ценностей [Малкина-Пых, 2004].

Кризис как ситуацию неравновесности трактует А. О. Прохоров. Автор говорит о том, что кризис может быть вызван разрывом привычной системы отношений, утратой значимых ценностей, невозможностью достижения поставленных целей, потерей близкого человека и т. д. Как следствие, кризис сопровождается негативными переживаниями [Прохоров, 2004].

На основе анализа работ указанных выше авторов под профессиональным кризисом личности мы понимаем неравновесное состояние, некую «переходную» точку, точку бифуркации, прохождение которой предопределяет дальнейшую траекторию развития личности в профессии и либо обеспечивает переход на следующую стадию профессионального становления, либо приводит к стагнации и профессиональной деградации [Са-довникова, 2016, с. 407].

Можно предполагать, что профессиональный кризис личности представляет собой ситуацию «невозможности» реализации внутреннего профессионального замысла в актуальной ситуации профессионального развития, вследствие чего актуализируется процесс переживания.

В свою очередь под профессиональным кризисом личности педагога мы будем понимать длительное неравновесное состояние субъекта труда, вызванное рассогласованием ценностно-смысловой сферы личности и актуализирующее процесс переживания [Там же, с. 406].

Переживание профессионального кризиса личности — это деятельность по устранению дезинтеграции ценностно-смысловой сферы субъекта труда, которая регулируется посредством особых психологических механизмов и во внешнем плане проявляется в трансформации общей стратегии жизнедеятельности субъекта.

Как отмечалось ранее, в ситуации профессионального кризиса личности педагоги начинают остро переживать оценку своей деятельности социальной средой, для них изменяется смысл их профессиональной деятельности и развития [Sadovnikova et а1., 2016]. Мы установили, что в сознании педагога происходит «запуск» ценностно-смыслового механизма, который трансформирует систему ценностей и смысловое поле сознания. Работа ценностно-смыслового механизма переживания профессионального кризиса личности приводит к тому, что постепенно с изменением иерархии ценностей и формированием иной смысловой реальности происходит переоценка прошлого и настоящего и построение личностью будущего посредством проектирования новой профессиональной перспективы. В ходе этой внутренней сложной работы происходит трансформация мотиваци-онной структуры; вносятся изменения в содержание, структуру деятельности, тем самым она выводится на уровень творчества.

Кроме того, для многих педагогов профессиональный кризис личности сопровождается рефлексией содержания профессиональной деятельности, затем актуализируется рефлексия внутреннего мира и социального окружения.

Также в одном из более ранних исследований мы установили, что профессиональный кризис личности педагога сопровождается «размыванием» профессиональной перспективы и актуализацией потребности в проектировании дальнейшего сценария профессиональной жизни [Садовни-кова, 2016, с. 408]

Антиципация как механизм переживания профессионального кризиса личности обеспечивает нахождение новых профессиональных горизонтов, перспектив профессионального развития. Для профессионала значимость антиципационных механизмов огромна, поскольку именно посредством антиципации личности удается оставаться субъектом своей профессиональной деятельности и сохранять психологическое благополучие.

Итак, переживание профессионального кризиса осуществляется за счет действия ценностно-смыслового, рефлексивного и антиципацион-

ного механизмов, которые разворачиваются в направлении трансформации системы ценностей и смыслового поля сознания. При этом, как мы уже отмечали, трансформация системы ценностей может осуществляться по пути как полной деструкции ценностей, так и полной перестройки системы ценностей и формирования нового смыслового поля [Садовникова, 2014]. Для некоторых видов профессиональной деятельности (например, педагогической, медицинской и др.) деструкция ценностей не допустима. Деструкция системы ценностей в сочетании с утратой смысла профессиональной деятельности становится фоном, на котором разворачиваются профессиональные деструкции педагога. Их наличие не просто снижает эффективность труда, но в ряде случаев приводит к формированию ложных целевых и ценностных ориентиров у личности.

В свете этого важна организация психолого-педагогического сопровождения педагогов, переживающих профессиональный кризис личности.

3. Модель психолого-педагогического сопровождения переживания профессионального кризиса личности

Реализация психолого-педагогического сопровождения переживания профессионального кризиса личности основывается на методологических принципах и подходах. В качестве таких подходов нами выделены системный, синергетический, контекстный, историко-эволюционный, феноменологический подходы.

Системный подход заключается в изучении объекта как целого, состоящего из разных взаимосвязанных элементов, упорядоченного и сложно-организованного. Основной акцент делается на выявлении многообразных связей и отношений, имеющих место как внутри исследуемого объекта, так и в его взаимоотношениях с внешним окружением, средой. Реализация психолого-педагогического сопровождения с позиций системного подхода позволит оказать качественную комплексную помощь в преодолении профессионального кризиса.

Синергетический подход используется в психологии при изучении открытых (обменивающихся веществом, энергией и информацией), нелинейных (многовариантных и необратимых в плане развития), саморазвивающихся (изменяющихся под влиянием внутренних противоречий, факторов и условий) и самоорганизующихся (спонтанно упорядочивающихся, переходящих от хаоса к порядку) систем. С позиций синергетического подхода не существует единственно верного универсального варианта переживания профессиональных кризисов личности, вследствие чего необходимо формировать широкий спектр стратегий преодоления кризиса. Кроме того,

целесообразно говорить о синергетическом эффекте от реализации системы сопровождающих мероприятий.

Контекстный подход позволяет выделить профессиональный кризис из множества трудных ситуаций, переживаемых личностью в процессе своего становления, отделить его от возрастных кризисов. Изменения, которые происходят в личности, связаны в ряде случаев с действием конкретных специфичных ситуационных факторов, контекстом ситуации профессионального развития.

Системный историко-эволюционный подход исходит из положений о необходимости изучения феномена человека в процессе эволюции порождающей его системы и об изучении целевой детерминации развивающейся системы, предполагающей освещение вопроса «для чего возникает явление?». Этот подход очень важен в контексте анализа сущности психологического сопровождения. Сопровождение базируется на идее анализа того, почему профессиональный кризис возник в жизни человека.

Обращение к феноменологическому подходу позволяет рассматривать переживание как центральный психологический феномен профессионального кризиса личности. Поскольку важным предиктором продуктивного профессионального развития является осознание им смысла и значимости своей деятельности, самоопределение в ней, то утрата смысла неизбежно приводит к ситуации профессионального кризиса. Успешное сопровождение профессионального развития личности возможно, если психолог имеет представление о том внутреннем образе профессиональной реальности, который есть у профессионала.

Обозначенные подходы к проектированию и организации психолого-педагогического сопровождения переживания профессионального кризиса личности позволили определить содержание работы психолога с кризисной ситуацией и спроектировать модель психолого-педагогического сопровождения (рис. 1).

Цель психолого-педагогического сопровождения переживания профессионального кризиса личности — актуализация профессионально-психологического потенциала субъекта деятельности для конструктивного разрешения профессионального кризиса личности.

Основными функциями психолого-педагогического сопровождения являются

— информационное сопровождение процесса профессионального развития личности с целью формирования компетентности по вопросам переживания педагогом трудностей профессионального развития;

Рис. 1. Модель психолого-педагогического сопровождения переживания педагогами профессионального кризиса личности.

— помощь в самопроектировании педагогом профессиональных сценариев и профессионального будущего;

— психологически компетентное оказание поддержки и помощи педагогу в преодолении профессиональных кризисов.

Ключевой задачей психолого-педагогического сопровождения переживания педагогами профессионального кризиса личности является формирование у человека способности самостоятельно находить ресурсы для разрешения кризисных ситуаций.

Мы придерживаемся идеи о том, что психолого-педагогическое сопровождение должно осуществляться в единстве трех направлений работы: информационного (формирование профессионально-психологической компетентности по проблеме переживания профессионального кризиса личности), диагностического (оценка потенциала личности и ситуации) и развивающего (актуализация и развитие профессионально-психологического потенциала личности, обеспечивающего разрешение кризиса).

В связи с этим модель психолого-педагогического сопровождения переживания профессионального кризиса личности включает несколько блоков.

(1) Информационный блок, цель которого формирование системы знаний о феномене профессионального кризиса личности, способах его преодоления и показателях успешности этого процесса.

Данный блок состоит из учебных элементов:

УЭ 1. Введение в проблему профессионального кризиса личности.

УЭ 2. Фазы кризисов личности.

УЭ 3. Факторы, детерминирующие кризисы.

УЭ 4. Показатели успешного переживания профессионального кризиса личности.

(2) Диагностический блок ставит своей целью актуализацию личностных ресурсов преодоления профессионального кризиса личности. Для диагностики используются психодиагностические методики, отвечающие всем психометрическим характеристикам.

(3) Развивающий блок представлен в виде тренинга «Развитие навыков преодоления профессионального кризиса личности», цель которого — выработка умений конструктивного выхода из профессионального кризиса личности. Тренинг включает следующие развивающие элементы:

РЭ 1. Развитие профессиональной рефлексии.

РЭ 2. Смыслоформирование.

РЭ 3. Развитие саморегуляции.

РЭ 4. Формирование coping-компетентности.

Каждый из обозначенных блоков направлен на решение конкретной прикладной задачи: от формирования у педагогов профессионально-психологической компетентности в вопросах конструктивного разрешения кризиса до формирования у него системы поведенческих паттернов, обеспечивающих его преодоление.

5. Выводы

Итак, профессиональный кризис личности представляет собой неравновесное состояние субъекта труда, вызванное рассогласованием ценностно-смысловой сферы личности и актуализирующее процесс переживания, в ходе которого происходит трансформация личностных подструктур. Процесс переживания разворачивается посредством особых психологических механизмов (ценностно-смыслового, рефлексивного, антиципационного механизмов) и во внешнем плане проявляется в трансформации общей стратегии жизнедеятельности субъекта.

Полученные ранее данные, раскрывающие особенности профессионального кризиса личности, позволили конкретизировать определение психолого-педагогического сопровождения переживания педагогами профессионального кризиса личности. Под ним мы понимаем систему мероприятий по актуализации профессионально-психологического потенциала субъекта деятельности для конструктивного разрешения профессионального кризиса личности. В качестве методологических подходов и принципов проектирования и реализации психолого-педагогического сопровождения предлагаются системный, синергетический, контекстный, истори-ко-эволюционный, феноменологический подходы.

Литература

1. Ахмеров Р. А. Биографические кризисы личности : автореферат диссертации ... кандидата психологических наук : 19.00.01 / Р. А. Ахмеров. — Москва, 1994. — 19 с.

2. Василюк Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций) / Ф. Е. Василюк. — Москва : МГУ, 1984. — 200 с.

3. Выготский Л. С. Биогенетический подход в психологии и педагогике / Л. С. Выготский // Хрестоматия по возрастной психологии. Ч. 1 / под ред. О. А. Карабановой, А. И. Подольского, Г. В. Бурменской. — Москва : МГУ, 1999. — 315 с.

4. Малкина-Пых И. Г. Возрастные кризисы : справочник практического психолога / И. Г. Малкина-Пых. — Москва : Эксмо, 2004. — 554 с.

5. Марцинковская Т. Д. Тяжелые переживания как одна из форм психологического кризиса / Т. Д. Марцинковская // Антология тяжелых переживаний :

социально-психологическая помощь / под ред. О. В. Красновой. — Москва : МШ У ; Обнинск : Принтер, 2002. — Режим доступа : www.psyinst.ru/library. php?part=article&id=1627.

6. Прохоров А. О. Теоретические и методологические аспекты проблемы неравновесных психических состояний / А. О. Прохоров // Психология состояний / под ред. А. О. Прохорова. — Москва : ПЕР СЭ; Санкт-Петербург : Речь, 2004. — 608 с.

7. Садовникова Н. О. Профессиональный кризис личности педагога : содержание и основные признаки / Н. О. Садовникова // Научный диалог. — 2016. — № 11 (59). — С. 400—411.

8. Садовникова Н. О. Ценностно-смысловой механизм переживания педагогами профессионального кризиса / Н. О. Садовникова // Педагогическое образование в России. — 2014. — № 9. — С. 207—211.

9. Солдатова Е. Л. Нормативные кризисы развития личности взрослого человека : автореферат диссертации ... доктора психологических наук : 19.00.01 / Е. Л. Солдатова. — Екатеринбург, 2007. — 43 с.

10. Юрьева Л. Н. Кризисные состояния / Л. Н. Юрьева. — Днепропетровск : Арт-Пресс, 1998. — 156 с.

11. Caplan G. Principles of preventive psychiatry / G. Caplan. — NewYork, London : Basis Books, 1964. — 304 p.

12. Lindemann E. Symptomatology and management of acute grief / E. Lindemann //American Journal of Psychiatry. — 1944. — № 101. — Рр. 141—148. —Access mode : http://www.nyu.edu/classes/gmoran/LINDEMANN.pdf.

13. Olson A. The theory of Self-actualization : mental illness, creative and art / A. Olson // Psychology Today. — 2013. — Access mode : https://www. psychologytoday. com/blog/theory-and-psychopatology/201308/the-theory-self-actualization.

14. Sadovnikova N. O. Phenomenological Analysis of Professional Identity Crisis Experience by Teachers / N. O. Sadovnikova, T. B. Sergeeva, M. O. Suraeva & O. Y. Kuzmina // International Journal of Environmental and Science Education. — 2016. — № 11 (14). —Рр. 6898—6912.

Model of Psychological and Pedagogical Support of Teachers' Experience of Professional Identity Crisis 1

© Sadovnikova Nadezhda Olegovna (2017), orcid.org/0000-0001-8738-3996, PhD in Psychology, associate professor, Head of Department, Department of Professional Education and Psychology, Russian State Vocational Pedagogical University (Yekaterinburg, Russia), nosadovnikova@gmail.com.

1 The study is financially supported by RSSF within scientific and research project "Psychological mechanisms of experience of professional identity crisis by teachers," project No. 16-3601031.

The question of the content of psychological and pedagogical support of teachers' experience of professional identity crisis is raised. Researches of domestic and foreign scientists related to the study of crisis and crisis states of personality, including crises of professional development are reviewed. The phenomenon of professional identity crisis refers to long-lasting non-equilibrium state of the subject of work caused by the misalignment of value-semantic sphere of personality, actualizing the process of experiencing in which there is a transformation of the personality substructures. A definition of the phenomenon of experience of professional identity crisis is given. It is the work on elimination of the disintegration of value-semantic sphere of the subject of work, which is governed by specific psychological mechanisms (value-semantic, reflective, anticipating), and externally manifested in the transformation of general strategy of subject's activity. On the basis of the study a detailed definition of psychological and pedagogical support of teachers experience of professional identity crisis is given. It is a system of measures for mainstreaming of vocational and psychological potential of the subject of activities for the constructive resolution of professional identity crisis. As methodological approaches and principles to the design and implementation of psychological and pedagogical support systemic, synergistic, contextual, historical and evolutionary, phenomenological approaches are offered.

Key words: teacher; professional identity crisis; experience; psychological and pedagogical support.

References

Akhmerov, R. A. 1994. Biograficheskiye krizisy lichnosti: avtoreferat dissertatsii ... kan-didata psikhologicheskikh nauk : 19.00.01. Moskva. (In Russ.).

Caplan, G. 1964. Principles of preventive psychiatry. NewYork, London: Basis Books.

Lindemann, E. 1944. Symptomatology and management of acute grief. American Journal of Psychiatry, 101: 141—148. Available at: http://www.nyu.edu/classes/ gmoran/LINDEMANN.pdf.

Malkina-Pykh I. G. 2004. Vozrastnyye krizisy: spravochnik prakticheskogo. Moskva: Eksmo. (In Russ.).

Martsinkovskaya, T. D. 2002. Tyazhelyye perezhivaniya kak odna iz form psikhologichesk-ogo krizisa. In: O. V. Krasnova (ed.) Antologiya tyazhelykh perezhivaniy: sotsialno-psikhologicheskaya pomoshch'. Moskva: MPGU; Obninsk: Printer. Available at: www.psyinst.ru/library.php?part=article&id=1627. (In Russ.).

Olson, A. 2013. The theory of Self-actualization: mental illness, creative and art. In: Psychology Today. Available at: https://www. psychologytoday.com/blog/ theory-and-psychopatology/201308/the-theory-self-actualization.

Prokhorov, A. O. 2004. Teoreticheskiye i metodologicheskiye aspekty problemy ner-avnovesnykh psikhicheskikh sostoyaniy. In: Psikhologiya sostoyaniy. Moskva: PER SE; Sankt-Peterburg: Rech'. (In Russ.).

Sadovnikova, N. O. 2014. Tsennostno-smyslovoy mekhanizm perezhivaniya pedago-gami professionalnogo krizisa. Pedagogicheskoye obrazovaniye v Rossii, 9: 207—211. (In Russ.).

Sadovnikova, N. O. 2016. Professionalnyy krizis lichnosti pedagoga: soderzhaniye i os-novnyye priznaki. Nauchnyy dialog, 11 (59): 400—411. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Sadovnikova, N. O., Sergeyeva, T. B., Surayeva, M. O., Kuzmina, O. Y. 2016. Phenom-enological Analysis of Professional Identity Crisis Experience by Teachers. International Journal of Environmental and Science Education, 11 (14): 6898—6912.

Soldatova, E. L. 2007. Normativnyye krizisy razvitiya lichnosti vzroslogo cheloveka: av-toreferat dissertatsii ... doktora psikhologicheskikh nauk: 19.00.01. Ekaterinburg. (In Russ.).

Vasilyuk, F. E. 1984. Psikhologiyaperezhivaniya (analizpreodoleniya kriticheskikh situ-atsiy). Moskva: MGU. (In Russ.).

Vygotskiy, L. S. 1999. Biogeneticheskiy podkhod v psikhologii i pedagogike. In: O. A. Karabanovoy, A. I. Podolskogo, G. V. Burmenskoy (eds.) Khrestom-atiyapo vozrastnoypsikhologii, 1. Moskva: MGU. (In Russ.).

Yuryeva, L. N. 1998. Krizisnyye sostoyaniya. Dnepropetrovsk: Art-Press. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.