Садовникова Н. О. Профессиональный кризис личности педагога: содержание и основные признаки / Н. О. Садовникова // Научный диалог. — 2016. — № 11 (59). — С. 400—411. Sadovnikova, N. O. (2016). Teachers' Professional Identity Crisis: Content and Main Features.
Nauchnyy dialog, 11(59): 400-411. (In Russ.).
ERIHJMP
Журнал включен в Перечень ВАК
и i. Fi I С Н' S PERKXMCALS t)lRf( 1QRV-
УДК 159.9.07
Профессиональный кризис личности педагога: содержание и основные признаки1
© Садовникова Надежда Олеговна (2016), кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой психологии и физиологии, ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (Екатеринбург, Россия), по-sadovnikova@gmail.com.
Рассматривается вопрос о содержании понятия «профессиональный кризис личности педагога». Выполнен обзор работ зарубежных и отечественных исследователей, раскрывающих кризисную проблематику. Установлено, что в зарубежной психологии категория «кризис» в большей степени анализируется в контексте переживания личностью психотравмирующих ситуаций, как явление индивидуальной жизни человека, связанное с нарушением равновесия в системе «бытие-личность». В работах отечественных ученых проблема кризисов и кризисных состояний исследовалась в контексте развития и становления личности. Соответственно, профессиональный кризис и кризисные состояния рассматриваются как процессы, сопровождающие переход с одной стадии развития на другую, вследствие чего возможны личностный рост и обогащение. Автором статьи предлагается под профессиональным кризисом личности понимать длительное неравновесное состояние субъекта труда, вызванное рассогласованием ценностно-смысловой сферы личности и актуализирующее процесс переживания, в ходе которого происходит трансформация личностных подструктур. Автор отмечает, что профессиональный кризис педагога часто связан с рефлексией содержания профессиональной деятельности, а также с актуализацией рефлексии внутреннего мира и социального окружения. В заключение сделан вывод о необходимости дальнейшего изучения психологических особенностей профессионального кризиса личности с целью разработки технологии психологического сопровождения педагога в процессе его деятельности.
Ключевые слова: кризис; психотравмирующая ситуация; профессиональный кризис личности; неравновесное состояние; рассогласование ценностно-смысловой сферы личности.
1 Исследование проводится при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Психологические механизмы переживания педагогами профессионального кризиса личности», проект № 16-36-01031.
1. Введение
Проблема кризиса и кризисных состояний в настоящее время остается по-прежнему актуальной как для психологической науки, так и для общества в целом. Перманентные изменения во многих общественных институтах, экономическая нестабильность, процессы глобализации обусловливают не только нарастание социальной напряженности, но и усиление чувства личной незащищенности и нестабильности, которые переживает современный человек. Невозможность удовлетворить свои потребности, реализовать себя в семье, профессии и жизни в целом приводит к возникновению кризисных состояний, заставляющих личность искать выходы из них, подчас не всегда конструктивные.
Рассмотрение категории «кризис» имеет особое значение в контексте педагогической деятельности. В Концепции модернизации Российского образования обозначена одна из главных задач российской образовательной политики — обеспечение современного качества образования при сохранении фундаментальности и его развитие в соответствии с актуальными и перспективными потребностями личности, общества и государства. Одним из путей решения этой задачи является обеспечение психологической безопасности образовательного процесса, в том числе за счет повышения уровня психологического благополучия педагогов.
В то же время на фоне перманентных реформ в системе образования в условиях возрастающих требований к личности со стороны государства и общества усиливаются процессы дезадаптации педагога как отражения личностных противоречий, связанных с разрывом между уровнем предъявляемых требований и наличием внутренних энергоресурсов, усиливается внутриличностное напряжение, у педагога возникает ощущение бесцельности собственной работы. Все это приводит к возникновению состояния профессионального кризиса личности.
Прежде чем раскрывать содержание понятия «профессиональный кризис личности», рассмотрим категорию «кризис» в работах российских и зарубежных исследователей.
2. Категория «кризис» в зарубежной психологии
Самые ранние обращения к категории «кризис» в зарубежной психологии можно встретить в работах таких психологов, как А. Адлер, К. Г. Юнг,
3. Фрейд. В трудах этих авторов описываются кризисные состояния как состояния, которые сопровождают развитие и становление личности. Позднее категории «кризис» и «кризисные состояния» стали исследовать через призму травматических и стрессовых событий.
Первые исследования кризисной проблематики в контексте травмирующей ситуации были проведены Э. Линдеманном. В рамках его исследований кризис рассматривается как состояние, возникающее вследствие воздействия на человека психотравмирующих событий [Lindemann, 1944, с. 141].
По мнению Дж. Каплана, кризис — это период неравновесия, ограниченный по времени, сопровождаемый неприятными психическими и физическими чувствами (ощущениями), иногда сильно истощающий способности личности компетентно преодолевать проблемы или справляться с ситуацией. Нарушение душевного равновесия возникает, когда индивид сталкивается с важной жизненной проблемой, от которой он не может уйти и которая не может быть решена в короткое время обычным путем с помощью механизмов ответной регуляции, доступных в настоящее время [Caplan, 1964].
В работах Дж. Каплана и Э. Линдеманна категория кризиса рассматривается как состояние неравновесности.
Э. Кан (E. Kahn) описывает кризис как «неожиданное событие или переживание, которое личность не может «переработать» и которое прерывает непрерывность жизни и содержит опасность предстоящей катастрофы» [цит. по: Psychologie ..., 1985, р. 17].
Ряд исследований категории «кризис» разворачиваются в контексте жизненного пути личности.
Например, жизненные кризисы были предметом изучения зарубежных психологов Ш. Бюлер, Б. Ливехуда, Э. Эриксона, Г. Шихи и др. Разделяя человеческую жизнь на периоды, стадии и обращая внимание на трудности перехода с одной стадии на другую, исследователи акцентировали внимание на том, что кризис — это поворотный момент в жизни человека.
Так, согласно Э. Эриксону, «каждая психосоциальная стадия сопровождается кризисом — поворотным моментом в жизни индивидуума, который возникает как следствие достижения определенного уровня психологической зрелости и социальных требований, предъявляемых к индивидууму на этой стадии» [цит. по: Хьелл, 2006, с. 143].
Г. Шихи обозначает кризис как переломный момент и говорит, что «в переходные моменты наш образ жизни подвергается внезапным изменениям в четырех измерениях: внутреннее ощущение себя по отношению к другим; ощущение безопасности и опасности; наше восприятие времени — достаточно ли у нас времени, или мы начинаем чувствовать его нехватку; ощущение физического спада» [Шихи, 1999, с. 22].
S.-H. Fillip с соавторами также описывают жизненные кризисы как «ограниченные по времени ситуации, которые характеризуются наруше-
нием равновесия между внешним и внутренним планом бытия человека и которые не могут быть преодолены посредством имеющихся у личности ресурсов [Filipp, 2010, с. 14].
В экзистенциально-гуманистических исследованиях (Р. Ассаджиоли, А. Маслоу, С. Гроф и др.) кризис рассматривается как органическая часть процесса развития личности. Так, например, С. Гроф отмечает, что состояние кризиса может быть трудным, но при этом он обладает огромным эволюционным и целительным потенциалом. Будучи трудной ситуацией естественного развития, кризис может привести к исцелению различных эмоциональных и психосоматических расстройств, к благоприятным изменениям личности, к разрешению важных жизненный проблем [Гроф и др., 1996].
В исследованиях Д. Улиха (D. Ulich) с соавторами речь идет о кризисе в том случае, когда затрагиваются центральные области жизнедеятельности. Поводом для кризиса могут стать всеобъемлющие и серьезные, вызываемые изнутри и снаружи, угнетающие изменения, с которыми личность должна справиться, чтобы снова достичь общего позитивного психического состояния [Psychologie ..., 1985, с. 13].
Об экзистенциальных кризисах речь идет и в работах [Jameset al., 2001; Olson, 2013]. Авторы отмечают, что экзистенциальные кризисы связаны с процессами самоактуализации личности. Они возникают в ситуации, когда человек осознает факт недостижимости тех целей, которые он поставил перед собой ранее [Olson, 2013].
Итак, зарубежные исследователи рассматривают категорию «кризис» как явление индивидуальной жизни человека в контексте переживания личностью психотравмирующих ситуаций. Главным аспектом кризиса является нарушение равновесия в системе «бытие-личность». Результатом же переживания кризиса становится духовное обогащение личности.
3. Понятие «кризис» в работах отечественных психологов
В отечественной психологической науке проблема кризисов имеет долгую исследовательскую историю. Большинство исследований развертывалось в контексте изучения проблем становления и развития личности в детстве, а также в контексте жизненного пути личности. Кризис рассматривается в них преимущественно как нормативный феномен, необходимый для поступательного развития личности.
Начало изучения кризисов развития в отечественной психологии положено Л. С. Выготским. Его заслуга в том, что он предложил новую модель объяснения психологического смысла и механизмов возрастных кризисов
развития [Выготский, 1999, с. 124]. Кризис в его концепции — закономерное и необходимое звено в развитии. Функция кризиса — разрешение противоречий, возникающих в ходе психического развития ребенка (несоответствия старой социальной ситуации развития и уровня достижений ребенка). В периоды кризисов развития осуществляется коренная перестройка социальной ситуации развития, задающая новый импульс и направление психическому развитию ребенка.
Р. А. Ахмеров вводит категорию «биографический кризис» — это феномен внутреннего мира человека, который проявляется в различных формах переживания непродуктивности своей жизни. Основными типами кризиса являются нереализованность, опустошенность, бесперспективность, которые могут проявляться в различных сочетаниях между собой и имеют различные степени выраженности [Ахмеров, 1994].
Е. Л. Солдатова, уделяя основное внимание нормативным кризисам взрослости, показывает, что понятием «кризис» обозначаются «разные уровни одной реальности, с чем связано неоднозначное, а главное, неполное его толкование» [Солдатова, 2007, с. 13]. Кризисный период определяется Е. Л. Солдатовой как неизбежный переход от одной возрастной стадии к следующей, связанный с изменением социальной ситуации развития, с разрушением старой системы отношений, открытием, а затем освоением и принятием новой. Как отмечает Т. Д. Марцинковская, к собственно психологическим относятся прежде всего кризисы развития, или онтогенетические кризисы, которые являются естественной составляющей самого процесса психического развития. При этом сами кризисы могут быть инициированы как внутренними переменными (рефлексия, актуализация потребности в самореализации, дифференциация Я-концепции и т. д.), так и внешними, связанными с резкими изменениями социальной ситуации, трансформацией статусного места, потерей близких, особенно в том случае, если они являлись объектами идентификации [Марцинковская, 2002]. Сущность кризиса связана с качественным переходом человека на новый этап, в котором открывается новая картина мира, новые смыслы и отношения с людьми, пересматриваются многие ценности.
Ф. Е. Василюк под кризисом понимает критический момент и поворотный пункт на жизненном пути, сопровождающийся внутренним нарушением эмоционального баланса, наступающим под влиянием угрозы, создаваемой внешними обстоятельствами. В своей концепции переживания Ф. Е. Василюк описывает механизм ценностного переживания. Исследователь отмечает, что в ситуации кризиса, каким бы ни был его конкретный характер, возникает разлад между сознанием и бытием. Сознание не в со-
стоянии принять бытие в том виде, в каком оно существует в реальности, а следовательно, сознание не в состоянии наделять его смыслом, направлять его. Возникает ситуация утраты смысла, преодоление которой возможно за счет ценностно-смысловых перестроек [Василюк, 1984, с. 29].
Л. Н. Юрьева рассматривает кризис как неудачную попытку преодоления угрожающих проблем или ситуаций. Кризисная ситуация, по мнению автора, — это временная, ситуационно или внутренне обусловленная дезинтеграция личности. Эта дезинтеграция может иметь позитивный или негативный исход. Негативная дезинтеграция сопровождается деструктивными изменениями личности. Позитивная дезинтеграция приводит к обогащению личности и переходу ее на новый уровень целостности [Юрьева, 1998].
И. Г. Малкина-Пых определяет кризис как ситуацию невозможности дальнейшего существования в прежнем статусе, то есть такую ситуацию, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей) привычными способами [Малкина-Пых, 2004].
А. О. Прохоров относит кризис к неравновесным ситуациям, которые в обычной жизни могут быть вызваны разрывом привычной системы отношений, утратой значимых ценностей, невозможностью достижения поставленных целей, потерей близкого человека и т. д. Все это сопровождается отрицательными эмоциональными переживаниями, неспособностью реально оценить ситуацию и найти рациональный выход из нее [Прохоров, 2004, с. 266].
Одним из направлений в исследованиях кризисов и кризисных ситуаций в контексте жизненного пути является изучение кризисов профессионального развития (становления). На существование такого рода кризисов указывают Л. И. Анцыферова, Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов, А. К. Маркова, Л. М. Митина, Н. С. Пряжников, Э. Э. Сыманюк, А. Р. Фонарев и др. Так, в исследованиях Л. И. Анцыферовой упоминаются критические и сенситивные периоды в процессе осуществления отдельной конкретной деятельности.
В работах А. К. Марковой отмечается, что кризис профессионального развития может возникнуть, когда старое в профессиональном труде уже не удовлетворяет, а новое еще не найдено или когда творческие находки работника встречают сопротивление в профессиональной среде [Маркова, 1996]. Как отмечает автор, в кризисные моменты развития личности запускается механизм модификации ценностно-смысловой сферы личности.
На наличие кризисов профессионального становления указывает и Ю. П. Поваренков. По мнению исследователя, независимо от исхода кризиса (повышение или понижение в должности, увольнение), профессионал
испытывает эмоциональное напряжение, у него возникает необходимость в коррекции самооценки [Поваренков, 2002, с. 74].
Н. С. Пряжников и Е. Ю. Пряжникова указывают на наличие в ходе профессионализации личности кризиса карьеры, для которого характерны неудовлетворенность собой и своим профессиональным статусом; ревизия «я-концепции», связанная с переосмыслением себя и своего места в мире. Как отмечают авторы, у личности формируется новая доминанта профессиональных ценностей, когда часть работников «вдруг» обнаруживает новые смыслы в самом содержании и процессе труда (вместо старых, часто внешних по отношению к труду смыслов) [Пряжников и др., 2001].
В исследованиях Е. А. Могилевкина рассматривается кризис карьерного развития личности. В процессе его переживания, по мнению автора, происходит неизбежное столкновение старых и новых приоритетов, стратегий, ценностей и установок в ходе профессионального роста и карьерного продвижения [Могилевкин, 2007].
Э. Ф. Зеер и Э. Э. Сыманюк определяют кризисы профессионального становления как «непродолжительные по времени периоды (до года) кардинальной перестройки профессионального сознания, деятельности и поведения личности, изменения вектора ее профессионального развития» [Зеер, 2006, с. 91].
Итак, в отечественной психологии проблема кризисов и кризисных состояний исследуется в контексте развития и становления личности. Кризисы и кризисные состояния рассматриваются как процессы, сопровождающие переход из одной стадии развития в другую, связанные с личностным ростом и обогащением. В работах ученых отмечается, что кризису предшествуют этапы накопления качественных и количественных изменений в личности, опосредующих возникновение кризисных состояний.
4. Содержание профессионального кризиса личности педагога
На основании анализа представленных выше исследований можно констатировать, что феноменология кризиса раскрывается через такие категории, как «переживание», «утрата смысла», «конфликт ценностей», «дезадаптация», «трансформация жизненного плана», «снижение осмысленности жизни» и пр.
В свете этого, под профессиональным кризисом личности педагога мы будем понимать длительное неравновесное состояние субъекта труда, вызванное рассогласованием ценностно-смысловой сферы личности и актуализирующее процесс переживания.
Категорию неравновесных психических состояний раскрывает в своих работах А. О. Прохоров. По мнению исследователя, неравновесное состояние
представляет собой функциональную структуру, образующуюся при нарушении симметрии между организмом и средой [Прохоров, 2004, с. 264]. Опираясь на системный подход и концепцию самоорганизации, ученый говорит о том, что неравновесное состояние появляется в ответ на изменения, которые возникают в личности под действием различного рода факторов. В частности, душевный кризис в обычной жизни может возникнуть вследствие разрыва привычной системы отношений, утраты значимых ценностей, невозможности достижения поставленных целей и др. Также фактором, обусловливающим неравновесное состояние, может быть диссонанс между основными наиболее активными элементами, структурами и подсистемами личности, противоречие между мотивами, потребностями, целеполаганием и пр.
В отличие от равновесных состояний, которые являются фундаментом адекватного, предсказуемого и взвешенного поведения, неравновесное состояние является причиной нерационального, неадекватного, агрессивного поведения [Там же].
Важным положением концепции А. О. Прохорова о неравновесных психических состояниях является утверждение, что главная функция неравновесного состояния — обусловливание им процесса возникновения новообразования в структуре личностных свойств [Там же, с. 265].
Далее обозначим нашу позицию в отношении профессионального кризиса личности. Он представляет собой неравновесное состояние, «переходную» точку, точку бифуркации, прохождение которой предопределяет дальнейшую траекторию развития личности в профессии и либо обеспечивает переход на следующую стадию профессионального становления, либо приводит к стагнации педагога, его профессиональной деградации. Возникновение профессионального кризиса личности связано с рассогласованием в ценностно-смысловой сфере личности, вызванным в свою очередь рассогласованием отношений в системе «личность-профессия». Это состояние характеризуется появлением у педагога неуверенности в своих силах, несогласием с самим собой, осознанием необходимости переоценки себя, появлением неясности жизненных целей, непониманием того, как жить дальше, потерей чувства нового, отставанием от жизни и т. д. Можно говорить о том, что профессиональный кризис личности представляет собой ситуацию «невозможности» реализации внутреннего профессионального замысла в актуальной ситуации профессионального развития.
Проведенное нами феноменологическое исследование содержания переживания педагогами профессионального кризиса личности позволило конкретизировать представление о состоянии профессионального кризиса личности. Так, в ситуации кризиса педагоги начинают остро воспринимать
оценку своей деятельности, ощущать отсутствие контроля над деятельностью и профессиональными ситуациями. Проявления субъектности и уверенности в своих силах, характерные для восприятия докризисной профессиональной ситуации, утрачиваются в период кризиса, что является одним из ведущих источников переживания наряду с негативными внешними оценками. Основной аспект переживания педагогами профессионального кризиса личности связан с изменением смыслового контекста работы. Для многих педагогов профессиональный кризис личности сопровождается рефлексией содержания профессиональной деятельности, затем — актуализацией рефлексии внутреннего мира и социального окружения.
Еще одним важным аспектом профессионального кризиса личности является размытая временная профессиональная перспектива или её отсутствие и, как следствие, актуализация потребности в выборе дальнейшего сценария профессиональной жизни. Также стоит отметить, что педагоги в период профессионального кризиса указывали на отсутствие интереса к деятельности и на рутинный характер деятельности.
5. Выводы
Итак, категорию кризиса в психологии можно описать через понятия «переживание», «психотравмирующая ситуация», «утрата», «ситуация невозможности» и пр.
Профессиональный кризис личности представляет собой длительное неравновесное состояние субъекта труда, вызванное рассогласованием ценностно-смысловой сферы личности и актуализирующее процесс переживания. Это состояние, которое характеризуется утратой смыслов выполняемой деятельности, актуализацией потребности в самоопределении и т. д. При этом важной характеристикой профессионального кризиса личности является то, что он становится источником личностных изменений. В процессе переживания профессионального кризиса личности происходит трансформация личностных подструктур, их обогащение или упрощение.
Изучение психологических особенностей профессионального кризиса личности, раскрытие механизмов его переживания позволит спроектировать технологию психологического сопровождения педагога в процессе профессионального становления.
Литература
1. АхмеровР. А. Биографические кризисы личности : автореферат диссертации ... кандидата психологических наук : 19.00.01 / Р. А. Ахмеров. — Москва, 1994. — 19 с.
2. Василюк Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций) / Ф. Е. Василюк. — Москва : МГУ, 1984. — 200 с.
3. Выготский Л. С. Биогенетический подход в психологии и педагогике / Л. С. Выготский // Хрестоматия по возрастной психологии. Ч. 1 / под ред О. А. Ка-рабановой, А. И. Подольского, Г. В. Бурменской. — Москва : МГУ, 1999. — 315 с.
4. Гроф С. Человек перед лицом смерти / С. Гроф, Дж. Хэлифакс ; пер. с англ. А. И. Неклесса. — Москва : Изд-во Трансперсонального института, 1996. — 246 с.
5. Зеер Э. Ф. Психология профессионального развития / Э. Ф. Зеер. — Москва : Академия, 2006. - 240 с.
6. Малкина-Пых И. Г. Возрастные кризисы : справочник практического психолога / И. Г. Малкина-Пых. — Москва : Эксмо, 2004. — 554 с.
7. Маркова А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. — Москва : Знание, 1996. — 312 с.
8. Марцинковская Т. Д. Тяжелые переживания как одна из форм психологического кризиса / Т. Д. Марцинковская // Антология тяжелых переживаний : социально-психологическая помощь : сборник статей; под ред. О. В. Красновой. — Москва : МПГУ; Обнинск : Принтер, 2002. — С. 17—20.
9. Могилевкин Е. А. Карьерный рост : диагностика, технологии, тренинг / Е. А. Могилёвкин. — Санкт-Петербург : Речь, 2007. — 336 с.
10. Поваренков Ю. П. Психологическое содержание профессионального становления человека / Ю. П. Поваренков. — Москва : Изд-во УРАО, 2002. — 160 с.
11. Прохоров А. О. Теоретические и методологические аспекты проблемы неравновесных психических состояний / А. О. Прохоров // Психология состояний. — Москва : ПЕР СЭ; Санкт-Петербург : Речь, 2004. — 608 с.
12. Пряжников Н. С. Психология труда и человеческого достоинства / Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова. — Москва : Академия, 2001. — 480 с.
13. Солдатова Е. Л. Нормативные кризисы развития личности взрослого человека : автореферат диссертации ... доктора психологических наук : 19.00.01 / Е. Л. Солдатова. — Екатеринбург, 2007. — 43 с.
14. Хьелл Л. Теории личности. Основные положения, исследования и применение : Л. Хьелл. — Санкт-Петербург : Питер, 2006. — 608 с.
15. Шихи Г. Возрастные кризисы — ступени личностного роста / Г. Шихи. — Санкт-Петербург : Ювента, 1999. —372 с.
16. Юрьева Л. Н. Кризисные состояния / Л. Н. Юрьева. — Днепропетровск : Арт-Пресс, 1998. — 156 с.
17. Caplan, G. Principies of preventive psychiatry / G. Caplan. — NewYork, London : Basis Books. — 1964. — 304 p.
18. FillipS.-H. Kritische Lebensereignisse und Lebenskrisen. Vom Umgang mit den Schattenseiten des Lebens / S.-H. Fillip, P. Aymanns. — Stuttgart : Kohlhammer. — 2010. — 448 p.
19. James R. K. Crisis Intervention Strategies / R. K. James, B. E. Gilliland. — Bel-mont : CA : Wadsworth, 2001. — 352 p.
20. Lindemann E. Symptomatology and management of acute grief / E. Lindemann // American Journal of Psychiatry. — 1944. — № 101. — Рр. 141—148.
21. Olson A. The theory of Self-actualization : mental illness, creative and art / A. Olson // Psychology Today. — 2013. — Access mode : https: www. psychologytoday. com/blog/theory-and-psychopatology/201308/the-theory-self-actualization.
22. Psychologie der Krisenbewaeltigung. eine Laengsschnittuntersuchung mit arbeitslosen Lehrern / D. Ulich, K. Hausser, Ph. Mayring, P. Strehmel, M. Kandler, B. Degenhardt. — Weinheim : Beltz, 1985. — 244 p.
Teachers' Professional Identity Crisis: Content and Main Features1
© Sadovnikova Nadezhda Olegovna (2016), PhD in Psychology, associate professor, Head of Department, Department of Psychology and Physiology, Russian State Vocational Pedagogical University (Yekaterinburg, Russia), nosadovnikova@gmail.com.
The problem of the content of the notion "teachers' professional identity crisis" is considered. A review of works of foreign and domestic researchers revealing the crisis issues is made. It is established that in foreign psychology the category of "crisis" is largely analyzed in the context of the experience of stressful situations by personality, as a phenomenon of individual human life, connected with disturbance of equilibrium in the system "being of somebody". In the works of domestic scientists the problem of crises and crisis conditions was studied in the context of development and socialization of personality. Accordingly, a professional crisis and crisis condition are seen as processes that accompany the transition from one stage of development to another, resulting in possible personal growth and enrichment. The author of the article supposes to understand the professional identity crisis as the long-nonequilibrium state of the subject of work caused by the misalignment of axiological sphere of personality and actualizing the process of experiencing in which a transformation of the personality substructures takes place. The author notes that professional crisis of the teacher is often associated with the reflection of the content of professional activities, as well as updating the reflection of the inner world and social environment. The conclusion is made about the need for further study of psychological features of professional identity crisis with the goal of developing technologies of psychological support of the teacher in the course of his/her activities.
Key words: crisis; stressful situation; professional identity crisis; nonequilibrium condition; misalignment of axiological sphere of personality.
References
Akhmerov, R. A. 1994. Biograficheskiye krizisy lichnosti: avtoreferat dissertatsii ... kan-
didata psikhologicheskikh nauk: 19.00.01. Moskva. (In Russ.). Caplan, G. 1964. Principles of preventive psychiatry. NewYork, London: Basis Books. Shikhi, G. 1999. Vozrastnyye krizisy — stupeni lichnostnogo rosta. Sankt-Peterburg: Yu-venta. (In Russ.).
1 The study is financialy supported by Russian Foundation for Humanities within the scientific research project "Psychological Mechanisms of Experience Teachers' Professional Identity Crisis", project No. 16-36-01031.
Fillip, S.-H. & Aymanns, P. 2010. Kritische Lebensereignisse und Lebenskrisen. Vom Umgang mit den Schattenseiten des Lebens. Stuttgart: Kohlhammer. (In Germ.).
Grof, S., Khelifaks, Dzh. 1996. Chelovekpered litsom smerti. Moskva: Izd-vo Transper-sonalnogo instituta. (In Russ.).
James, R. K., Gilliland, B. E. 2001. Crisis Intervention Strategies. Belmont: CA: Wadsworth.
Khyell, L. 2006. Teorii lichnosti. Osnovnyye polozheniya, issledovaniya i primeneniye. Sankt-Peterburg: Piter. (In Russ.).
Lindemann, E. 1944. Symptomatology and management of acute grief. American Journal of Psychiatry, 101: 141—148.
Malkina-Pykh, I. G. 2004. Vozrastnyye krizisy: spravochnikprakticheskogopsikhologa. Moskva: Eksmo. (In Russ.).
Markova, A. K. 1996. Psikhologiyaprofessionalizma. Moskva: Znaniye. (In Russ.).
Martsinkovskaya, T. D. 2002. Tyazhelyye perezhivaniya kak odna iz form psikhologi-cheskogo krizisa. In: Krasnova, O. V. Antologiya tyazhelykh perezhivani: sotsialno-psikhologicheskaya pomoshch: sbornik statey. Moskva: MPGU; Obninsk: Printer. 17—20. (In Russ.).
Mogilevkin, E. A. 2007. Karyernyy rost: diagnostika, tekhnologii, trening. Sankt-Peter-burg: Rech. (In Russ.).
Olson, A. 2013. The theory of Self-actualization : mental illness, creative and art. In: Psychology Today. Available at: https: www.psychologytoday.com/blog/ theory-and-psychopatology/201308/the-theory-self-actualization.
Povarenkov, Yu. P. 2002. Psikhologicheskoye soderzhaniye professionalnogo stanov-leniya cheloveka. Moskva: Izd-vo URAO. (In Russ.).
Prokhorov, A. O. 2004. Teoreticheskiye i metodologicheskiye aspekty problemy ner-avnovesnykh psikhicheskikh sostoyaniy. In: Psikhologiya sostoyaniy. Moskva: PER SE; Sankt-Peterburg: Rech. (In Russ.).
Pryazhnikov, N. S., Pryazhnikova, E. Yu. 2001. Psikhologiya truda i chelovecheskogo dostoinstva. Moskva: Akademiya. (In Russ.).
Soldatova, E. L. 2007. Normativnyye krizisy razvitiya lichnosti vzroslogo cheloveka: av-toreferat dissertatsii ... doktora psikhologicheskikh nauk: 19.00.01. Ekaterinburg. (In Russ.).
Ulich, D., Hausser, K., Mayring, Ph., Strehmel, P., Kandler, M., Degenhardt, B. 1985.
Psychologie der Krisenbewaeltigung. eine Laengsschnittuntersuchung mit arbeitslosen Lehrern. Weinheim: Beltz. (In Germ.).
Vasilyuk, F. E. 1984. Psikhologiya perezhivaniya (analiz preodoleniya kriticheskikh si-tuatsiy). Moskva: MGU. (In Russ.).
Vygotskiy, L. S. 1999. Biogeneticheskiy podkhod v psikhologii i pedagogike. In: Khre-stomatiyapo vozrastnoypsikhologii, 1. Moskva: MGU. (In Russ.).
Yuryeva, L. N. 1998. Krizisnyye sostoyaniya. Dnepropetrovsk: Art-Press. (In Russ.).
Zeer, E. F. 2006. Psikhologiya professionalnogo razvitiya. Moskva: Akademiya. (In Russ.).