Ambalova Svetlana Alekseevna PECULIARITIES OF MECHANISMS ..
psychological science
УДК 159.9
ОСОБЕННОСТИ МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ
В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
© 2017
Амбалова Светлана Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова (362025, Россия, Владикавказ, улица Ватутина, 46, e-mail: svetagul11@mail.ru)
Аннотация. В период юности регулярно происходят ситуации, связанные с принятием целого комплекса социальных ролей. Молодежь становится более независимым и сознательно берет на себя общественные обязанности. Именно в юношеском возрасте необходимо сделать выбор жизненно важных приоритетов и ценностей, осуществляется профессиональное самоопределение, и молодой человек постепенно находит свое место в обществе. В этом возрасте существенное значение имеют такие эмоциональные состояния как агрессия, фрустрация, тревожность, страх и ригидность. Основанием для проявления таких состояний выступает совокупность таких характеристик, как внутриличностные и межличностные конфликты, низкая самооценка, проблемы в общении с другими людьми, невозможность удовлетворить свои потребности, проблемы в профессиональном самоопределении, зависть и другие. Испытывая, такого рода, отрицательные эмоциональные состояния молодые люди могут проявлять агрессию как по отношению к себе, так и по отношению к окружающим. Также агрессию у молодежи может вызвать стиль воспитания старшего поколения, неуспеваемость в учебно-познавательной деятельности. А агрессия, в свою очередь, может стать препятствием для более осознанного выбора стратегии поведения в различных конфликтных ситуациях. Такая взаимозависимость психических состояний в юношеском возрасте проявляется в том, что они выражают конкретные взаимоотношения всех компонентов психики, определяют на данном этапе становления личности все действия и поступки, а также всю ее психическую деятельность в целом. Непростой, целостный характер психического состояния человека можно продемонстрировать на примере состояния убеждения его в чем-либо. Здесь присутствуют и эмоциональные, и познавательные, и волевые, и личностные компоненты.
Ключевые слова: общество, подростки, юношество, тревожность, эмоции, социум, коррекция, агрессия, настроение, фрустрация, характер.
PECULIARITIES OF MECHANISMS OF PSYCHOEMOTICAL STATE AT YOUNG AGE
© 2017
Ambalova Svetlana Alekseevna, candidate education sciences, associate professor, department of pedagogy and psychology North Ossetian State University named after K.L. Khetagurov (362025, Russia, Vladikavkaz, Vatutin st., 46, e-mail: svetagul11@mail.ru)
Abstract. In the period of adolescence, there are regular situations associated with the adoption of a whole range of social roles. Young people become more independent and consciously takes on public responsibilities. It is during adolescence that it is necessary to make a choice of vital priorities and values, professional self-determination is carried out, and the young man gradually finds his place in society. At this age, emotional states such as aggression, frustration, anxiety, fear and stiffness are essential. The basis for the manifestation of such states is a set of such characteristics as intrapersonal and interpersonal conflicts, low self-esteem, problems in communicating with other people, inability to satisfy their needs, problems in professional self-determination, envy and others. Experiencing such a negative emotional state young people can manifest aggression both in relation to themselves and towards others. Also the aggression among young people can be caused by the style of education of the older generation, poor progress in educational and cognitive activity. And aggression, in turn, can become an obstacle to a more conscious choice of the strategy of behavior in various conflict situations. Such interdependence of mental states during adolescence is manifested in the fact that they express specific relationships of all components of the psyche, determine at the given stage of the formation of the personality all actions and deeds, as well as all of her mental activity as a whole. The uneasy holistic character of a person's mental state can be demonstrated by the example of a state of persuasion of him in something. There are emotional, cognitive, volitional, and personal components.
Keywords: society, adolescents, youth, anxiety, emotions, socium, correction, aggression, mood, frustration, character.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Общество всегда развивалось за счет инициативного и прогрессивного молодежного движения, которое отличается более высоким потенциалом для решения задач, востребованных в культурном обществе. Социально адаптированная здоровая молодежь может выступать генератором идей и инициатив для продвижения общества к более высокому духовному и материальному благосостоянию. Беспокойство, агрессивность, ненависть, фрустрация, неустроенность - это негативные эмоциональные проявления, которые требуют много энергии и неплодотворны для развития каждой отдельной личности и общества в целом. Вследствие этого проблема психоэмоционального состояния в юношеском возрасте остается очень актуальной в современных условиях.
Юношеский возраст в психологии определяется от 17-18 лет до 23-25 лет - это стадия онтогенеза, делящаяся на два периода: от 17 до 18 лет - ранняя юность и от 23 до 25 лет - непосредственно юность. Рассматривая юношеский возраст, можно назвать его периодом напряженного умственного и социального развития, формирования готовности к профессиональному самоопределению, усвоения статусной роли студента и вступления в новую, более самостоятельную жизнь. Личность в этот
период испытывает разнообразные эмоциональные перепады, такие как страх, стресс, влечение, настроение, ярость, но основные из них делятся на эмоции и чувства. Анализируя процессы физического развития в этом возрасте, следует отметить, что рост организма задерживается, скелет практически окостенеет полностью, лучше формируется система больших и малых мышц, более интенсивно функционирует сердечно-сосудистая система, организм юноши становится окончательно половозрелым, развиты вторичные половые признаки, в то же время активно продолжают расти внутренние половые органы. «Психоэмоциональное состояние, по мнению А.В. Петровского, это особая форма психических состояний человека с преобладанием эмоционального реагирования по типу доминанты; эмоциональные проявления в реагировании на действительность необходимы человеку, так как они регулируют его самочувствие и функциональное состояние; дефицит эмоций снижает активность центральной нервной системы и может явиться причиной снижения работоспособности» [1].
А.А. Реан писал: «Половое созревание окончательно завершается к 20 годам у женщин, к 25 у мужчин, а сексологическое созревание частично продолжается всю жизнь по мере накопления межполовых отношений» [2]. Кора больших полушарий головного мозга полностью
270
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2017. Т. 6. № 4(21)
психологические науки
Амбалова Светлана Алексеевна ОСОБЕННОСТИ МЕХАНИЗМОВ ...
сформирована, более совершена система связей между отделами головного мозга, качество возникновения нервных связей, а также переключаемость и устойчивость становятся более стабильными.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Почти все познавательные процессы во время молодости достигают вершину своего развития. Как отмечают многие ученые (Л.В. Мудрик [3], А.В. Петровский [1], А.А. Реан [4], А.Д. Джамалова [5], Г. Крайг [6], Е.И. Стрижиус [7] и др.), для успешного обучения в высшей школе нужен высокий уровень общего умственного развития, а именно таких психических процессов как речь, память, мышление, воображение, восприятие, внимание.
Одним из самых продолжительных эмоциональных состояний человека, которые делают его поведение более примечательным и ярким - это настроение. Настроение в некоторой степени может определять жизнь человека. По мнению ряда ученых (С.А. Амбалова [8], Ю.Н. Анисимова [9], Г.Г.К. Аскерова [10], М.И. Бекоева [11], Г.Н. Каменева [9], Б.А. Тахохов [12]), находясь в плохом настроении, человек может справиться с ним, если грамотно воспользоваться таким механизмом преодоления подавленного настроения, как саморегуляция.
Формирование целей статьи (постановка задания). Одной из специфических особенностей юношеского возраста является осознание своей индивидуальности и оригинальности. На основе многочисленных исследований было выявлено, что в этом возрасте девушки более тревожны и эмоционально неустойчивы, чем юноши. Также наблюдаются различия в склонности к переживанию таких внутренних эмоций, как самооценка, вина, печаль, тревога, страх и т.д. Важнейшей особенностью юношеского возраста является и профессиональное самоопределение. При этом формирование готовности к профессиональному самоопределению у юношей и у девушек происходит неодинаково.
Чтобы разобраться в перечисленных деталях психоэмоционального состояния в юношеском возрасте мы рассмотрели различные исследование в этой области и попытались на основе их анализа представить свое видение обозначенной проблемы.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Как доказала в своем исследовании Р.М. Юлдашева, на профессиональное самоопределение и на дальнейшее планирование жизнедеятельности влияют психологические особенности и пол человека [13]. «Юноши профессионально самоопределяются, и их уровень сфор-мированности профессионального плана становится выше, если определены их дальнейшие планы на жизнь. У девушек немного иначе, их профессиональное и жизненное самоопределение не связаны между собой. Для девушек больше характерна эмоциональность и ситуа-тивность самоопределения. На будущие планы девушек больше влияют познавательные интересны и уровень эмоциональной возбудимости, а у юношей на жизненные планы оказывают влияние интеллектуальные показатели и уровень самоконтроля» [4].
В юношеском возрасте у большинства людей настроение приобретает позитивную окраску, превалируют положительные эмоции и чувства. В этом возрасте молодые люди больше ориентируются на собственный опыт. Характер становится более стабильным и неизменным. Современные исследования показывают (Н.С. Барбелко [14], Н.С. Бейлина [15], З.К. Малиева [16], В.И. Стец [17]), что юношеский возраст больше не «невротический» период формирования личности. У юношей и девушек с возрастом наблюдается повышение уровня общего эмоционального самочувствия, коммуникабельности и общительности. И если сравнивать юношеский возраст с подростковым возрастом, то первым больше
свойственна экстравертированность, они менее импульсивны, эмоционально возбудимы и имеют большую эмоциональную устойчивость.
Проанализировав исследования ученых (С.А. Амбалова [8], А.С. Бажин [18], Г.И. Гапонова [19], Е.Н. Кли-менкова [20], Д.П. Попова [19], Н.И. Фомина [18], А.Б. Холмогорова [20]) в области психоэмоционального и социального развития можно сказать, что в юношеском возрасте психоэмоциональное состояние становится более устойчивым и неизменным. Социальные контакты становятся существенной стороной жизнедеятельности юношей и девушек, особенно если они касаются области будущей профессии.
Как известно, стратегии поведения человека начинают определяться с детства и зависят от того, какие привычные формы реагирования чаще всего закреплялись в межличностном взаимодействии ребенка с окружающими. В зависимости от того, как сложились межличностные коммуникации ребенка, будет осуществляться его личностное становление, умение ставить цели и достигать их, построение социальных отношений и, в целом, личностное самоопределение.
В юношеском возрасте доминируют такие направления межличностного взаимодействия, на основании которых допустимы как позитивные достижения, так и конфликтные ситуации. К таким ситуациям относятся: стиль воспитания старшего поколения, который ограничивает возможности юношей и девушек; рассогласованность в вопросах касательно эротики и секса; неуспеваемость в учебно-познавательной деятельности; минимизация совместной деятельности; отстаивание своей автономности и независимости и т.д.
Существует зависимость между стратегиями поведения юношей и девушек и выбором в разрешении конфликтных ситуаций. У основной массы людей сложилось представление о конфликте как о негативном явлении, так как с ним связано много оскорбительных воспоминаний. В действительности же, конфликты не только разрушают, но и созидают. В психологии выделяют два вида конфликтов - деструктивный и конструктивный. И если деструктивный конфликт ведет к ее обострению, то конструктивный конфликт, наоборот, ведет к реальному разрешению ситуации и психоэмоциональному облегчению, тем самым способствуя личностному развитию человека.
В современной психологической литературе существует множество определений конфликта, но всех их объединяет то, что в них присутствует противоречие. Большинством исследователей конфликт определяется как противоречие между двумя или более субъектами, или столкновение их интересов, как следствие неприятных, негативных эмоциональных переживаний.
В ранней юности конфликтные ситуации наиболее вероятны у юношей и у девушек с лицами своего пола. Их конфликты связаны, преимущественно, с соперничеством и лидерством в группе. Если юноши соперничают за лидерство в группе, за успехи в физической состоятельности, спортивных достижениях, интеллектуальные способности, то у девушек, на первое место выходят взаимоотношения с противоположным полом, то есть соперничество за внимание со стороны юношей [3].
В период юношеского возраста одним из главных противоречий считается невозможность человека удовлетворить формирующиеся потребности и интересы. Юноши и девушки в этот период особенно хотят найти себя в этой жизни, добиться желаемых успехов в определенном виде деятельности (учебной, спортивной, музыкальной, художественной и т.д.), мечтает о престижной, высокооплачиваемой работе, о счастливой семье, они полны надежд и мечтаний. Часто возникает противоречие между способностями и потребностями личности; между природными данными и приобретенными свойствами человека.
Ранняя юность - это стадия сильных переживаний
Ambalova Svetlana Alekseevna psychological
PECULIARITIES OF MECHANISMS ... science
личности, сопровождаемые разнообразием чувств и эмоций. В юности нравственно-эстетические чувства многообразны. К ним относятся такие как: ответственность, гуманизм, дружба, взаимная поддержка, коллективизм, чувство совести, доброжелательность, и они развиваются только в особых условиях. Это, прежде всего, здоровый образа жизни в семье, доброжелательная атмосфера в образовательном учреждении и т.д. Источникам всевозможных переживаний выступают трудовая, учебная, социокультурная и общественная деятельность. Одним из нежелательных проявлений в юношеском возрасте является агрессия, так как она негативно отражается на взаимоотношениях с родителями, учителями, друзьями, сверстниками, а также на результаты различных видов деятельности, на выбор будущей профессии и т.д..
Следует обратить внимание на такой жизненно важный фактор, как самооценка. «Уровень выраженности агрессивных реакций, как пишет в своем исследовании А.А. Реан, взаимосвязан с самооценкой юношей. Общая тенденция заключается в наличии прямой связи: чем выше уровень самооценки, тем выше показатели общей агрессии и различных ее составляющих» [4]. В процессе своей жизнедеятельности личность систематически получает оценку своим действиям и поступкам, как со стороны близких, которые играют значимую роль в его жизни, так и в целом от общества. На основе таких оценок в течение жизнедеятельности личности происходит формирование самооценки, которая имеет немаловажное значение в процессе формирования таких психических компонентов как самодисциплина и самоконтроль. Самооценка личности является важнейшим компонентом юношеского возраста, а вернее его оценочной стороной.
Являясь ядром личности, самооценка играет роль регулятора в поведении и действиях человека. Именно от уровня самооценки зависит то, будет ли молодой человек жить в гармонии с самим собой, с социумом. Влияние самооценки на все сферы жизнедеятельности молодых людей, на их жизненную позицию невозможно переоценить. Поэтому самооценка не только определяет успешность человека в различных видах деятельности на данном этапе, но и обусловливает дальнейшее его развитие [21]. Таким образом, можно сказать, что для юношей и девушек с высокой самооценкой, у которых представление о себе как о самостоятельной личности превышает норму, характерно проявление высокой агрессии.
С точки зрения психологии существует такая особенность в юношеском возрасте, как потребность в тесном личностном общении, благодаря которому совершенствуются процессы взросления. Из этого можно сделать вывод, что если уровень коммуникации низкий, то максимализм создает у личности острые, явные предрасположенности к конфликтным формам общения. А когда молодые люди реагирует друг на друга с некоторой агрессией, то это не что иное, как фрустрация потребности в общении. Юноши и девушки в этом возрасте, у которых ощущается дефицит в общении с близкими людьми, могут переживать по этой причине и будут эмоционально неконтролируемыми, агрессивными, злопамятными, обидчивыми и тревожными, а это, в свою очередь, негативно отражается на других людях.
Существует множество толкований, которые объясняют происхождение понятия «тревожность». И следует отметить, что тревожность необходимо рассматривать как ситуативное явление и как личностную характеристику. Тревожность многие исследователи определяют как склонность личности к переживанию конкретной ситуации, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции человека.
Р.С. Немов вывел следующее определение: «Тревожность - это свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, в ходе которого он испытывает страх и тревогу в специфических социаль-272
ных ситуациях».
«Тревожность Л.В. Мудрик отмечает как индивидуальную психологическую особенность, состоящую в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких общественных характеристиках, которые к этому не предполагают» [3]. Тревожность часто зарождается и в последствии становится устойчивым образованием, с которым трудно справиться. Тревожность может вырабатывать позитивные и негативные индивидуальные качества, например, агрессию, зависимость, ненависть и другие свойства личности.
Юношеский возраст достаточно сложный период, в процессе которого развиваются физические и психические свойства личности, формируется вся его жизнь. Безусловно важным моментом является то, чтобы молодого человека в этот период поддерживали, принимали и понимали окружающие, давали ему возможность проявлять себя в различных видах деятельности, уважали его чувства и эмоции. Немаловажную роль играют взаимоотношения с окружающими, и следует отметить то, что эти взаимоотношения должны быть качественными и плодотворными.
Анализ исследований вышеперечисленных ученых позволяет утверждать, что чем выше уровень тревожности, тем сложнее молодому человеку в этом возрасте пройти данный этап жизнедеятельности. Тревожность, как правило, портит отношение к себе, к окружающим и действительности. Молодой человек, который замкнут в себе, не умеющий контактировать с другими людьми, настроенный на неудачу не сможет чувствовать себя уверенно и комфортно, чтобы выстраивать плодотворные и качественные взаимоотношения.
Необходимо отметить, что беспокойные молодые люди обычно не пользуются популярностью в группе, при этом они не становятся аутсайдерами, они чаще просто менее авторитетны из-за своей неуверенности в себе, необщительности и замкнутости, или, наоборот, чересчур навязчивы и даже надоедливы.
В итоге, безынициативность юноши приводит к появлению у сверстников стремления превалировать, что способствует спаду эмоционального фона, избеганию общения и повышению неуверенности в себе [11]. Нерешительный, тревожный человек всегда мнителен, а мнительность вызывает недоверие к другим. Он опасается окружающих, боится нападения, насмешек, обиды, унижения. Это содействует появлению реакции психологической защиты в виде агрессии, направленной на остальных. Как следствие, происходит отказ от общения и избегания лиц, от которых исходит «угроза». Такие молодые люди обычно, нелюдимы, одиноки, малоактивны, некоммуникабельны. Это, как правило, сказывается на успешности учебно-познавательной деятельности, налаживания контактов с социумом [8].
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, можно сделать вывод, что юноши и девушки на психоэмоциональном уровне ощущают тревожность, беспокойство, беспомощность, незащищенность, одиночество, нерешительность и многое другое. А на физиологическом уровне тревожность у молодых людей проявляется в виде таких реакций как усиленное сердцебиение, учащенное дыхание, повышенное артериальное давление, рост общей возбудимости и другие.
В юношеском возрасте тревожность проявляется как проблема, связанная с уровнем самооценки и самоуважения. Молодые люди могут не верить в себя и в свои силы, они необщительны, чувствуют себя отчужденными, испытывают некоторые затруднения в межличностном общении, замкнуты, имеют внутриличностные конфликты и многие другие психологические недуги. Все это влияет на развитие личности и, конечно, отражается на его статусном положении в группе и в межличностных отношениях.
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2017. Т. 6. № 4(21)
психологические науки
Амбалова Светлана Алексеевна ОСОБЕННОСТИ МЕХАНИЗМОВ ...
Юношеский возраст это период активного развития личности. Молодые люди пытаются сформировать морально-нравственные ценности и выстроить внутреннюю позицию по отношению к себе, к близким, сверстникам и другим людям. Но стоит отметить, что в этом возрасте замечается и некая устойчивость по отношению к выбору будущей профессиональной деятельности, к осознанному принятию решения как удовлетворить свои личные потребности. Таким образом, юношеский возраст является одним из важных этапов в онтогенезе личности, так как личностные свойства и качества, сформировавшиеся у молодых людей, оказывают влияние на развитие их дальнейших жизненных планов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Петровский А.В. Психология и время. Издательство Питер, 2006.
2. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности / Психологический журнал. - № 5, 1996. 3-18 с.
3. Мудрик Л.В. Современный старшеклассник. Хрестоматия по возрастной психологии / под ред. Д.И.Фельдштейна, - М., 1996.
4. Реан А.А. Психология изучения личности /Учебное пособие. Изд. Михайлова В.А. С - П., 1999. - 324.
5. Джамалова А.Д. Педагогические проблемы формирования нравственных качеств у подростков // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. № 1(14). С. 7174.
6. Крайг Г. Психология развития 7-е Международное издание Питер 2000 г, 653 с.
7. Стрижиус Е.И. К проблеме формирования тревожности в переходный период (от подросткового к юношескому возрасту) //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2011. № 12 (35).
8. Амбалова С.А. Личность и ее приобщение к социальному миру //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. №1 (14). С. 9-11.
9. Анисимова Ю.Н., Каменева Г.Н. Психологические особенности трудолюбия у юношей и девушек подросткового и юношеского возрастов //Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2010.№ 2. С. 27-31.
10. Аскерова Г.Г.К. Взаимосвязь коммуникативных, организаторских способностей и тревожности личности у юношей и девушек //Вестник Саратовского областного института развития образования. 2015. № 3. С. 72-77.
11. Бекоева М.И. Основные направления профори-ентационной деятельности в современной общеобразовательной школе //Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 159-162.
12. Анисимова Ю.Н., Каменева Г.Н. Духовно-нравственное воспитание - актуальная проблема // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. №3 (16). С. 207-210.
13. Юлдашева Р.М. К проблеме изучения «Я-кон-цепции» и «Я-образа» в подростковом и юношеском возрастах //Современные научные исследования и разработки. 2016. №3 (3). С. 420-422.
14. Барбелко Н.С. Межкультурная коммуникация как средство воспитания межкультурной толерантности // Карельский научный журнал. 2013. № 1. С. 8-11.
15. Бейлина Н.С. Формы и методы организации воспитательной деятельности вуза по реализации компе-тентностного подхода //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. №2 (19). С. 84-87.
16. Малиева З.К. Применение имитационных образовательных технологий в процессе профилактики и коррекции морального отчуждения студентов //Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. №4 (17). С. 255-257.
17. Стец В.И. Толерантность как интегральное качество личности подросткового возраста //Карельский научный журнал. 2015. № 1 (10). С. 20-23.
18. Фомина Н.И., Бажин А.С. Юношеский возраст как сензитивный период развития ответственности // Студент. Аспирант. Исследователь. 2015. №4 (4). С. 129-
139.
19. Гапонова Г.И., Попова Д.П. Юношеский возраст: планирование будущего и актуалиация жизненных стратегий //Чрезвычайные ситуации: промышленная и экологическая безопасность. 2017. №29 (1). С. 71-76.
20. Холмогорова А.Б., Клименкова Е.Н. Общение в интернете и эмпатия в подростковом и юношеском возрастах //Психолого-педагогические исследования. 2016. Т. 8. №4. С. 129-141.
21. Амбалова С.А. Психологические особенности общения подростков, как многоуровневый процесс // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 55-3. С. 306-312.
Статья поступила в редакцию 01.11.2017
Статья принята к публикации 25.12.2017