Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОГО КОМПОНЕНТА ВНУТРИЛИЧНОСТНЫХ РЕСУРСОВ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ СПОРТСМЕНОВ'

АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОГО КОМПОНЕНТА ВНУТРИЛИЧНОСТНЫХ РЕСУРСОВ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ СПОРТСМЕНОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
37
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ / ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЕ РЕСУРСЫ / ЛОКУС КОНТРОЛЯ / ВОЕННОСЛУЖАЩИЙ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кузнецов Андрей Владимирович

В статье автор приводит данные анализа психологического исследования уровня развития эмоциональноволевого компонента внутриличностных ресурсов военнослужащих спортсменов, проведенного на базе военного вуза, на основании которого, можно сказать, что в целом эмоционально-волевой компонент сформирован на хорошем содержательном уровне, что должно являться одним из направлений разрабатываемой методики по развитию внутриличностных ресурсов в условиях подготовки к соревнованиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кузнецов Андрей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH ANALYSIS OF LEVEL EMOTIONAL AND VOLITIONAL INTRAPERSONAL RESOURCES COMPONENT MILITARY ATHLETES

The author cites the analysis of psychological research level of emotional-volitional component of intrapersonal resources, military athletes, conducted on the basis of military high school on the basis of which we can say that in general, emotional and volitional component is formed on a good content level, which should be one of the directions developed techniques for the development of intrapersonal resources in preparation for a competition

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОГО КОМПОНЕНТА ВНУТРИЛИЧНОСТНЫХ РЕСУРСОВ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ СПОРТСМЕНОВ»

ность проявляется в особенностях переживаний по поводу собственных возможностей, способностей и личностных качеств [4, 7].

Юность - решающий этап формирования мировоззрения. Мировоззрение, это не только система знаний и опыта, но и система убеждений, переживание которых сопровождается чувством их истинности, правильности. Поэтому мировоззрение связано с решением в юности смыс-ложизненных проблем. Явления действительности интересуют юношу не сами по себе, а в связи с его собственным отношением к ним.

Главное приобретение юности - открытие своего внутреннего мира, его эмансипация от взрослых. Внешний мир начинает восприниматься через себя [7]. Формирование внутреннего локуса контроля, направленности мышления на себя также является аспектом, определяющим установление специфических отношений человека с окружающими людьми. Данная особенность может как положительно, так и отрицательно сказаться на процессе социальной адаптации, но ее влияние очевидно.

Таким образом, адаптация личности в юношеском возрасте имеет ряд своих специфических особенностей. Из их числа самыми значительными, неизбежно влияющими на адаптационный процесс в социальной среде -положительно, приводя к более успешной адаптации либо отрицательно, приводя к дезадаптации - являются

рефлексия и самоанализ, самооценка, формирование мировоззрения, а также профессиональное самоопределение личности. Изучение особенностей процесса социальной адаптации личности является важной задачей, так как понимание этих особенностей является залогом более успешной социализации самого индивида, а также помогает более эффективному взаимодействию с ним других людей.

Список литературы

1. Айрапетян С.Г. Возникновение, развитие и основные сферы использования понятия «адаптация». Ереван, 1984.

2. Балл Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности //Вопросы психологии. -1989. - №1. - С. 92-100.

3. Кинелев С.В. Адаптация личности как социальное явление. Автореф. Дисс. Канд. Филос. Наук, Л., 1978.

4. Кон И.С. Пихология ранней юности. М.,2009. 255 с.

5. Милославова И.А. Понятие и структура социальной адаптации. Автореф. Дисс.канд.филос.наук, Л.,1974.

6. Началджян А.А. Социально-психологическая адаптация личности. - Ереван: ЭПО, 1988. - 262 с.

7. Ремшмидт Х. «Подростковый и юношеский возраст (проблемы становления личности), М: «Просвещение», 1990.

АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОГО КОМПОНЕНТА ВНУТРИЛИЧНОСТНЫХ РЕСУРСОВ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ СПОРТСМЕНОВ

Кузнецов Андрей Владимирович

Новосибирский военный институт внутренних войск им.генерала армии И.К. Яковлева МВД России

г. Новосибирск

RESEARCH ANALYSIS OF LEVEL EMOTIONAL AND VOLITIONAL INTRAPERSONAL RESOURCES COMPONENT MILITARY ATHLETES Kuznetsov Andrey, Novosibirsk Military Institute of Internal Army troops im.generala IK Yakovlev the Russian Interior Ministry Novosibirsk

АНОТАЦИЯ

В статье автор приводит данные анализа психологического исследования уровня развития эмоционально -волевого компонента внутриличностных ресурсов военнослужащих спортсменов, проведенного на базе военного вуза, на основании которого, можно сказать, что в целом эмоционально-волевой компонент сформирован на хорошем содержательном уровне, что должно являться одним из направлений разрабатываемой методики по развитию внутриличностных ресурсов в условиях подготовки к соревнованиям.

ANNOTATION

The author cites the analysis of psychological research level of emotional-volitional component of intrapersonal resources, military athletes, conducted on the basis of military high school on the basis of which we can say that in general, emotional and volitional component is formed on a good content level, which should be one of the directions developed techniques for the development of intrapersonal resources in preparation for a competition

Ключевые слова: эмоционально-волевой компонент; внутриличностные ресурсы; локус контроля; военнослужащий

Keywords: emotional-volitional component; intrapersonal resources; locus of control; soldier

В рамках исследовательской программы изучались особенности внутриличностных ресурсов военнослужащих спортсменов [2, с. 348], был исследован компонент внутриличностного ресурса и его содержательные показатели [1, с. 279]. В исследовании приняло участие 250 военнослужащих спортсменов.

Методическое обеспечение исследования эмоционально-волевого компонента внутриличностных ресурсов военнослужащих спортсменов:

Эмоционально-волевой компонент (уровень самооценки и самоотношения; локус контроля; саморегуляция).

Диагностические методики: Тест-опросник самоотношения ОСО В.В. Столин методика «Кто Я» [5]; методика «Шкала Локус контроля личности» разработанная Дж. Роттером и адаптированная В. Ядовым [4]; Саморегуляция (Моросанова В.И.) [3].

Полученные эмпирические данные были подвергнуты статистическому анализу с использованием программы SPSS 13.0.

Согласно проанализированным исследованиям, наибольшему риску выгоранию подвержены те спортсмены, которые имеют низкую самооценку и неадекватно высокую самооценку, таким образом, адекватная самооценка является важным внутриличностным ресурсом для военнослужащих спортсменов.

Анализ особенностей самооценки исследовался с использованием методики «Кто Я», который показал, что среднее арифметическое значение соотношения между положительно и отрицательно оцениваемыми личными качествами составляет 90,15, что характеризует неадекватно высокую самооценку. Неадекватно завышенная самооценка не является позитивным внутриличностным ресурсом, поскольку люди с завышенной самооценкой, с од-

ной стороны, гипертрофированно оценивают свои достоинства: переоценивают и приписывают их, с другой стороны, недооценивают и исключают у себя недостатки. Они ставят перед собой более высокие цели, чем те, которых могут реально достигнуть, у них высокий уровень притязаний, не соответствующий их реальным возможностям. Расхождение между притязаниями и возможностями может послужить механизмом для снижения устойчивости спортсмена к воздействию неблагоприятных внешних факторов. Человек с завышенной самооценкой характеризуется также неспособностью принимать на себя ответственность за свои неудачи, отличается высокомерным отношением к людям, конфликтностью, постоянной неудовлетворенностью своими достижениями, эгоцентризмом. Неадекватная самооценка своих возможностей и завышенный уровень притязаний обусловливают чрезмерную самоуверенность.

Анализ уровня самоотношения с использованием опросника В.В. Столина позволил получить следующее распределение результатов по шкалам общего самоотношения, аутосимпатии, самоуважения, самоинтереса. (рис. 7)

90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

□ самоотношение ^самоуважение Паутосимпатия Псамоинтерес Рисунок 7. Распределение значений уровня самоотношения военнослужащих спортсменов

Результаты показали высокие значения по каждой из выделенных шкал. Позитивное самоотношение дает человеку уверенность в себе, в том, что он может справиться с ситуацией на основе внутренних собственных возможностей и связано с самооценкой.

Таким образом, анализируя особенности самоотношения как показателя эмоционально-волевого компонента, можно говорить, что он позитивен, что для военнослужащих спортсменов характерна вера в свои силы и способности, высоко оценивать свои возможности, контролировать свою жизнь, иметь высокий уровень одобрения себя в целом, доверять себе и быть уверенным в своей интересности для других. Несомненно, этот показатель является достаточно позитивным необходимым внутриличностным ресурсом.

Важнейшим внутриличностным ресурсом является локус контроля, характеризующийся интернальностью.

Его значение определяется результатами исследований, в которых характеристикой, влияющей на развитие психического выгорания, является локус контроля, который определяет степень подконтрольности человеку событий его собственной жизни. Немного данных посвящено исследованию роли экстернальности/интернальности в развитии психического выгорания в спорте. Локус контроля обусловливает тип причинного объяснения успехов и неудач, связанный с результативностью соревновательной деятельности спортсменов. Соответственно, больше подвержены психическому выгоранию могут спортсмены с экстернальным локусом контроля (D. Gould, 1996; T.D. Raedeke, A.L. Smith, 2001).

Анализ особенностей локуса контроля военнослужащих спортсменов показал следующие результаты (рис.8)

Статистический анализ полученных данных с использованием ^критерия Стьюдента показал, что выборки достоверно различаются по уровню средних значений интернальности в сторону большего уровня интер-нальности tэмп =4,4. при t Крит 2,632 (при р<0,01).

Таким образом, можно сделать вывод, что военнослужащие спортсмены в своем большинстве характеризуются интернальным локусом контроля, позволяющим им управлять своими результатами и успехами, и объяснять их с позиции себя. Полученные данные соотносятся с данными по уровню интернальности у спортсменов.

□ интернальныи локус контроля ■ экстернапьный локус контроля Рисунок 8. Распределение значений локуса контроля военнослужащих спортсменов

Анализ уровня саморегуляции показал, что его общий уровень по всей выборке составляет 30,8, что свидетельствует среднему уровню саморегуляции. Анализ типичных профилей показал, что для военнослужащих спортсменов в более чем 60% характерен типичный профиль № 1. Сильные стороны данного профиля заключаются в высоком уровне процессов планирования и программирования действия. Слабыми сторонами людей данного профиля в высокой тревожности и с реакцией по эмоционально-возбудимому типу, когда им относительно трудно контролировать свои эмоции, они склоны к импульсивному поведению, зависимы от внешних обстоятельств (т.е. на них особо сильно действуют негативные

внешние факторы и они могут послужить с одной стороны снижению эффективности действия внутриличностных ресурсов, а с другой стороны они крайне отзывчивы на положительные внешние воздействия), склонны к самоутверждению (что сочетается с неадекватно высоким уровнем самооценки), испытывают трудности в выделении главных целей (что соответствует данным по методике Шварца). В качестве коррекционных мероприятий следует обучать детальному планированию, разрабатывать программы собственных действий.

Сводные данные по особенностям развития показателей эмоционально-волевого компонента внутрилич-ностных ресурсов представлено в таблице 10.

Таблица 10

Особенности развития показателей эмоционально-волевого компонента внутриличностных ресурсов _военнослужащих спортсменов_

Показатель Уровень развития

самооценка неадекватно завышенная

самоотношение положительное

локус контроля интернальный

саморегуляция поведения средняя

Таким образом, в целом эмоционально-волевой компонент сформирован на хорошем содержательном уровне. Неадекватно высокую самооценку и средний уровень саморегуляции поведения и особенности личности с профилем № 1 (повышенная эмоциональная возбудимость и тревожность) уравновешивает интернальный локус контроля, высокое положительное самоотношение.

Список литературы 1. Кузнецов А.В. Модель личностного профиля военнослужащего-спортсмена // Мир науки, культуры, образования. - 2014. - №1(44). - С. 279.

2. Кузнецов А.В. Основные подходы к анализу понятия и структуры внутриличностных ресурсов в психологии // В мире научных открытий. - 2013. -№9(45). - С. 348.

3. Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции в произвольной активности человека // Пси-хол. журн. 1995. № 4. С 2635.

4. Реан А. А. Психология личности. — СПб.: Питер, 2013. — 288 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»).

5. Столин В.В., Пантилеев С.Р. Опросник самоотношения // Практикум по психодиагностике: Психодиагностические материалы. М., 1988. С. 123-130.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.