Научная статья на тему 'ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ В СТРУКТУРЕ КОМПЛЕКСА НЕПОЛНОЦЕННОСТИ У ПОДРОСТКОВ'

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ В СТРУКТУРЕ КОМПЛЕКСА НЕПОЛНОЦЕННОСТИ У ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
351
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ / ДЕСТРУКТИВНЫЙ ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ / НЕВРОЗ / ЛИЧНОСТЬ / ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ / ТРЕВОЖНОСТЬ / НАПРЯЖЕННОСТЬ / САМОКОНТРОЛЬ / ИНТЕРНАЛЬНЫЙ ЛОКУС КОНТРОЛЯ / ЭКСТЕРНАЛЬНЫЙ ЛОКУС КОНТРОЛЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мухина Юлдуз Робертовна, Яковенко Ирина Владимировна

Статья посвящена анализу эмоционально-волевого компонента комплекса неполноценности у подростков с интернальным и экстернальным локусами контроля. Комплекс неполноценности относится к внутриличностному конфликту нереализованного желания и связан с рассогласованностью между «я хочу» и «я могу». По своим последствиям такой конфликт может быть как конструктивным, так и де-структивным. Переживание комплекса неполноценности в конструктивном варианте необходимо для развития личности, так как усложняет психическую жизнь, способствует переходу личности на новые уровни функционирования, закаляет характер, формирует адекватную самооценку. Комплекс неполно-ценности в дисфункциональном деструктивном варианте представляет серьезную опасность для лично-сти. Порождая сильные негативные переживания, комплекс неполноценности накладывает отпечаток на личность подростка и влияет на весь его дальнейший жизненный путь. В статье приведены результаты эмпирических исследований характеристик эмоционально-волевой сферы и комплекса неполноценности у подростков 14-15 лет, обучающихся в 8-х классах средней общеобразовательной школы. Исследова-ние позволило раскрыть особенности эмоционально-волевой сферы респондентов с разным уровнем вы-раженности комплекса неполноценности - с высокой ярко выраженной степенью комплекса неполно-ценности, со средней степенью выраженности этого комплекса и с низкой степенью выраженности ком-плекса неполноценности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мухина Юлдуз Робертовна, Яковенко Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMOTIONAL-VOLITIONAL COMPONENT IN THE STRUCTURE OF ADOLESCENTS’ INFERIORITY COMPLEX

The article analyses the emotional-volitional component of inferiority complex as exemplified in adolescents with internal and external loci of control. Inferiority complex is the intrapersonal conflict because of unfulfilled wishes and implies the discrepancy between “I want” and “I can”. The consequences of this conflict may be constructive as well as destructive. The constructive experience of inferiority complex is necessary for personal development because of its influence on a person’s psychological life, it helps personality to move on new stages of functioning, improves the character, forms an adequate self-evaluation. When being dysfunctionally destructive, the inferiority complex is a serious danger to the personality. It is accompanied by specific states, anxiety, depression, stress, up to the extreme form of the solution which is suicide. By evoking strong negative experiences, the inferiority complex marks an adolescent’s personality and influences his or her future life. The article presents the results of empirical studies of the characteristics of the emotional-volitional sphere and the inferiority complex of 14-15-year-old students of the 8th grade of secondary school. The research reveals special personality features of respondents with different (high, medium or low) levels of inferiority complex. The study revealed the features of the emotional and volitional sphere of respondents with different levels of severity of the inferiority complex.

Текст научной работы на тему «ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ В СТРУКТУРЕ КОМПЛЕКСА НЕПОЛНОЦЕННОСТИ У ПОДРОСТКОВ»

УДК 159.9.075

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ В СТРУКТУРЕ КОМПЛЕКСА НЕПОЛНОЦЕННОСТИ У ПОДРОСТКОВ

EMOTIONAL-VOLITIONAL COMPONENT IN THE STRUCTURE OF ADOLESCENTS' INFERIORITY COMPLEX

© 2020

ЮР. Мухина, И.В. Яковенко J.R. Moukhina, I.V. Jakovenko

Статья посвящена анализу эмоционально-волевого компонента комплекса неполноценности у подростков с интернальным и экстернальным локусами контроля. Комплекс неполноценности относится к внут-риличностному конфликту нереализованного желания и связан с рассогласованностью между «я хочу» и «я могу». По своим последствиям такой конфликт может быть как конструктивным, так и деструктивным. Переживание комплекса неполноценности в конструктивном варианте необходимо для развития личности, так как усложняет психическую жизнь, способствует переходу личности на новые уровни функционирования, закаляет характер, формирует адекватную самооценку. Комплекс неполноценности в дисфункциональном деструктивном варианте представляет серьезную опасность для личности. Порождая сильные негативные переживания, комплекс неполноценности накладывает отпечаток на личность подростка и влияет на весь его дальнейший жизненный путь. В статье приведены результаты эмпирических исследований характеристик эмоционально-волевой сферы и комплекса неполноценности у подростков 14-15 лет, обучающихся в 8-х классах средней общеобразовательной школы. Исследование позволило раскрыть особенности эмоционально-волевой сферы респондентов с разным уровнем выраженности комплекса неполноценности - с высокой ярко выраженной степенью комплекса неполноценности, со средней степенью выраженности этого комплекса и с низкой степенью выраженности комплекса неполноценности.

Ключевые слова: комплекс неполноценности; деструктивный внутриличностный конфликт; невроз; личность; эмоционально-волевые особенности личности; эмоциональная устойчивость; уверенность в себе; тревожность; напряженность; самоконтроль; интернальный локус контроля; экстернальный локус контроля.

The article analyses the emotional-volitional component of inferiority complex as exemplified in adolescents with internal and external loci of control. Inferiority complex is the intrapersonal conflict because of unfulfilled wishes and implies the discrepancy between "I want" and "I can". The consequences of this conflict may be constructive as well as destructive. The constructive experience of inferiority complex is necessary for personal development because of its influence on a person's psychological life, it helps personality to move on new stages of functioning, improves the character, forms an adequate self-evaluation. When being dysfunctionally destructive, the inferiority complex is a serious danger to the personality. It is accompanied by specific states, anxiety, depression, stress, up to the extreme form of the solution which is suicide. By evoking strong negative experiences, the inferiority complex marks an adolescent's personality and influences his or her future life. The article presents the results of empirical studies of the characteristics of the emotional-volitional sphere and the inferiority complex of 14-15-year-old students of the 8th grade of secondary school. The research reveals special personality features of respondents with different (high, medium or low) levels of inferiority complex. The study revealed the features of the emotional and volitional sphere of respondents with different levels of severity of the inferiority complex.

Keywords: inferiority complex; destructive intrapersonal conflict; neurosis; personality; emotional-volitional features of personality; emotional stability; self-confidence; anxiety; tension; self-control; internal locus of control; external locus of control.

Актуальность проведенного исследования определяется необходимостью изучения переживаемого человеком комплекса неполноценности, который рассматривается рядом исследователей (Н.К. Агишева [1], С.М. Емельянов [2, с. 184-185], И.А. Кра-сильников [3], Н.Е. Лобанова [4], Э.А. Соколова [5] и др.) как один из самых сложных внутриличностных психологических

конфликтов. Его связывают с несоответствием желаний личности и действительности, блокирующей их удовлетворение. Часто это оказывается конфликт между тем, что «я хочу быть таким, как они» (члены референтной группы) и тем, что «я не могу этого достичь». Если переживание комплекса неполноценности сопровождается страхом, депрессиями и стрессом, провоци-

рующими неврозы или психозы, то он определяется как деструктивный (дисфункциональный, непродуктивный) внутрилич-ностный конфликт. Конструктивные внут-риличностные конфликты, наоборот, функциональные и продуктивные. Они мобилизуют внутренние ресурсы для преодоления препятствий развития личности, способствуют ее самопознанию, являются средством и способом ее саморазвития.

Комплекс неполноценности являлся предметом исследований многих зарубежных (А. Адлер [6, с. 57-62], [7, с. 62-79], К. Юнг [8, с. 22] и др.) и российских (А.Я. Анцупов, С.В. Баклановский, А.И. Ши-пилов [9, с. 153 ; 10, с. 297], Е.В. Сидоренко [11, с. 12-13, 23-36] и др.) психологов. Необходимо отметить, что в отечественной науке он чаще исследуется в основном представителями клинического направления, рассматривавшими его как основу развития невротического состояния, имеющего в своей основе дефицит социального чувства.

В ходе анализа комплекса неполноценности исследуются его компоненты (когнитивный, мотивационный, эмоционально-волевой, коммуникативный, поведенческий), каждый из которых раскрывает его различные стороны. Эмоционально-волевой компонент комплекса неполноценности, рассматриваемый в статье, объединяет характеристики личности, относящиеся к содержанию, качеству, регуляции и динамике его эмоций и чувств. Яркость проявления эмоций может зависеть от позитивного или негативного смысла обстоятельств. Эмоциональная реакция и вызванное эмоциями поведение возникают на значимые для индивида ситуации или события. Волевая регуляция запускается, если эмоции дезорганизуют деятельность, и обеспечивает преодоление трудностей, негативных эмоций и снятие неблагоприятных эмоциональных последствий.

Особенно ярко и сильно комплекс неполноценности переживается человеком в подростковом возрасте. В этот период усиливается интерес подростка к своему внутреннему миру, формируется Я-кон-

цепция, определяющая социальную адаптацию его личности. В процессе самопознания подросток анализирует, сравнивает, ищет сходства и различия с другими. Особенности переживания подростком комплекса своей неполноценности (конструктивного или деструктивного) влияют на всю последующую жизнь человека, определяя его мотивы, ценности, поведение [12, с. 38-46 ; 13, с. 109 ; 14, с. 94-106].

По мнению психологов, изучающих подростковый период персоногенеза, успешность преодоления внутриличностных конфликтов во многом детерминируется тем, какой когнитивной ориентации (локуса контроля) - внешней (экстернальной) или внутренней (интернальной) - придерживается подросток при объяснении сложившейся ситуации или результата [См., например: 15, с. 40-51].

В нашем исследовании рассматривается, какими особенностями различается эмоционально-волевой компонент комплекса неполноценности у подростков с интернальным и экстернальным локусами контроля.

Целью исследования в рамках системного изучения комплекса неполноценности у подростков явилось определение особенностей составляющих эмоционально-волевого компонента комплекса неполноценности у подростков с разными локу-сами контроля.

Объект исследования - комплекс неполноценности у подростков.

Предмет исследования - эмоционально-волевой компонент комплекса неполноценности у подростков с разными локусами контроля.

Гипотеза - развитость эмоционально-волевого компонента комплекса неполноценности различна у подростков с разными локусами контроля.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи исследования:

1) проанализировать теоретические подходы в зарубежной и отечественной психологии к проблеме комплекса неполно-

ценности у подростков и уточнить содержательные характеристики эмоционально-волевого компонента комплекса неполноценности;

2) сформировать экспериментальные группы подростков с интернальными и экс-тернальными локусами контроля;

3) определить степени выраженности комплекса неполноценности у подростков;

4) определить степени выраженности комплекса неполноценности у подростков с определенным локусом контроля;

5) изучить составляющие эмоционально-волевого компонента комплекса неполноценности (эмоциональная устойчивость, уверенность в себе, тревожность, напряженность и самоконтроль) у подростков-интерналов и экстерналов, характеризующихся разной степенью выраженности комплекса неполноценности.

Для решения поставленных задач использовались диагностические методы, констатирующий эксперимент и методы математической статистики.

Диагностические методики: «Диагностика комплекса неполноценности» (авторы Н.П. Фетискина, В.В. Козлова и Г.М. Мануйлова) [16, с. 267], «Диагностика уровня субъективного контроля» (автор Дж. Рот-тер), «16-ти факторный личностный опросник личности» (автор Р.Б. Кеттелл) [17, с. 240-260, 288-298] и «Диагностика склонности к сниженному настроению» (автор В.В. Бойко) [16, с. 274].

К полученным диагностическим результатам был привлечен метод корреляционного анализа по критерию Пирсона. Подсчет осуществлялся с помощью программы SPSS.

В экспериментальном исследовании приняли участие 46 подростков 14-15 лет, обучающихся в 8-х классах средней общеобразовательной школы.

Для решения первой задачи эмпирической части исследования была использована методика «Диагностика уровня субъективного контроля» (автор Дж. Роттер) [17, с. 288298]. На основании результатов диагностики по данной методике испытуемые были рас-

пределены по двум экспериментальным группам: группа подростков с интернальным локусом контроля (63% от группы обследованных подростков) и группа подростков с экстернальным локусом контроля (37% от группы обследованных подростков).

В ходе решения следующей задачи среди подростков было проведено диагностирование по методике «Диагностика комплекса неполноценности» (авторы Н.П. Фетискина, В.В. Козлова и Г.М. Мануйлова) [16, с. 267], которое позволило выявить три группы подростков с разной степенью выраженности КНП (комплекс неполноценности подростка). Подростки без признаков КНП не были выявлены.

Результаты диагностирования свидетельствуют о том, что большинство из респондентов (59%) характеризуется средней выраженностью КНП. Согласно методике, такие подростки могут преодолеть свой комплекс, но опасаются подвергать анализу свои действия. Четверть опрошенных (26%) подростков демонстрирует слабую выраженность КНП. Эти подростки могут самостоятельно преодолевают трудности, легко общаются с окружающими их людьми и не зацикливаются на неудачах. Третью группу (15%) составили подростки с высокой степенью выраженности КНП. От других подростков их отличают неловкость, скованность, стеснённость, заострение внимания на своих недостатках и промахах, негативная самооценка. У них не хватает смелости справиться со своим КНП. Подросток с ярко выраженной степенью КНП, находясь в постоянном противостоянии с самим собой, усиливает иррациональное переживание собственной ущербности, что значительно усложняет его общение с другими людьми.

В ходе решения третьей задачи эмпирического исследования было установлено, что по степени выраженности КНП качественный состав групп подростков с интер-нальным и экстернальным локусами контроля различен. Так, высокую степень выраженности КНП демонстрируют 38% из группы подростков с экстернальным локу-

сом контроля, а из группы подростков с ин-тернальным локусом контроля - 5%. Результаты диагностики подростков обеих групп, характеризующихся средней степенью выраженности КПН, близки (59% в группе с интернальным и 62% в группе с экстер-нальным локусами контроля). При этом только среди подростков-интерналов выявлены испытуемые со слабой степенью выраженностью КНП (36%), т.е. с минимальными признаками этого комплекса. Таким образом, все опрошенные подростки обладают признаками КНП, но среди подростков с экстернальным локусом контроля переживаемый КНП проявляется наиболее ярко.

Для изучения составляющих эмоционально-волевого компонента КНП у подростков с разным локусом контроля - эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, тревожности, напряженности, склонности к пониженному настроению и самоконтроля - были использованы методики «16-ти факторный личностный опросник личности» Р.Б. Кеттелла [17, с.240-260] и «Диагностика склонности к сниженному настроению» (автор В.В. Бойко) [16, с. 274].

Анализ результатов по методике Р.Б. Кеттелла по фактору С («эмоциональная неустойчивость - эмоциональная устойчивость») показывает, что эмоциональная неустойчивость свойственна подросткам обеих групп, но в большей мере эта особенность характерна для подростков с экстернальным локусом контроля (это подростки, у которых выявлены высокая (60%) и средняя (63%) степени проявления КНП). Подростки с ин-тернальным локусом контроля, проявляющие эмоциональную неустойчивость, характеризуются средней и слабой степенью выраженности КНП. Получается, что подросткам-экстерналам в большей степени свойственна эмоциональная нестабильность, порывистые действия, слезливость, частая смена настроения, ранимость в отношении собственных переживаний, а также чрезмерная раздражительность, утомляемость и подверженность унынию.

Необходимо отметить, что эмоционально неустойчивые подростки с высокой

выраженностью КНП среди подростков-интерналов не обнаружены. Кроме того, только в этой группе выявлены двое (15%) со средней степенью выраженности КНП, демонстрирующие эмоциональную устойчивость. Согласно методике, эти подростки более сдержанные, эмоционально зрелые и реалистически настроенные.

Корреляционный анализ, привлеченный к этим результатам, свидетельствует о том, что с увеличением степени выраженности КНП усиливается эмоциональная неустойчивость и неуверенность у подростков с экстернальным локусом контроля (п = 0,238); в отношении подростков-интерналов подобная тенденция не выявлена.

Диагностические результаты по фактору О - «уверенность в себе - тревожность» свидетельствуют о том, что 80% подростков-экстерналов с ярко выраженной степенью КНП выделяются повышенной тревожностью, депрессивностью, ранимостью, впечатлительностью, растерянностью из-за неуверенности в себе, «уходом в себя». Они чаще, чем подростки-интерналы, чувствуют себя подавлено в результате происходящих изменений. Необходимо отметить, что и в группе подростков-интерналов со средней степенью выраженности КНП (с ярко выраженной степенью КНП подростки-интерналы не установлены) были выявлены подростки с такими же характеристиками, но их численный состав намного меньше (23%).

Среди подростков-интерналов больше, чем в группе подростков-экстерналов, тех, кто демонстрирует присутствие духа, уверенность в себе, невозмутимость и способность выражать свои чувства (23% со средней степенью выраженности КНП и 25% со средней степенью выраженности КНП с тенденцией к понижению). В группе под-ростков-экстерналов выявлен только один испытуемый с этими характеристиками. Ему свойственно проявление КПН средней степени выраженности.

Отрицательные значения коэффициентов корреляции между значениями КНП и фактора «уверенность в себе - тревож-

ность» свидетельствуют о том, что у подростков с увеличением степени выраженности КНП снижается уверенность в себе и усиливается тревожность (п = -0,584). Необходимо дополнить, что, если в отношении подростков-интерналов наблюдается только тенденция такой зависимости (п = -0,253), то в отношении подростков-экстерналов установлена корреляционная зависимость (п = -0,842).

Анализ состояния расслабленности/напряженности подростков (фактор Q4 «расслабленность - напряженность») позволил выявить высокую напряженность в контактах с другими людьми или в деятельности, наличие излишнего возбуждения, беспокойства и взвинченности у подростков из обеих групп (8% в группе подростков-интерналов и 12% в группе под-ростков-экстерналов). Они характеризуются средней степенью выраженности КНП.

Остальные подростки, кроме троих из группы интерналов, показывают результаты по данному фактору в пределах возрастной нормы. Несколько подростков-интерналов (8% из группы подростков со средней степенью выраженности КНП и 25% из группы подростков со слабой степенью выраженности КНП) демонстрируют расслабленность и спокойствие, что, согласно методике, указывает на свойственную им леность, излишнюю удовлетворенность и низкую мотивацию. Результаты по этому фактору ^4) дополнительно учтены при анализе мотиваци-онного компонента КНП.

Результаты корреляционного анализа свидетельствуют о том, что с увеличением степени выраженности КНП у подростков снижается их спокойствие и невозмутимость и усиливаются их беспокойство и тревожность (в группе подростков-интерналов п = -0,227; в группе подрост-ков-экстерналов п = -0,228).

Диагностирование склонности к сниженному настроению, проведенное по методике В.В. Бойко, показало, что всем испытуемым не характерна дистимия, т.е. постоянно пониженное настроение, но у 29% подростков-интерналов и у 50% подростков-

экстерналов наблюдается заметная тенденция к пониженному настроению.

У остальных испытуемых такая тенденция в эмоциональном стереотипе не установлена. Необходимо отметить, что выявленная тенденция к пониженному настроению обнаружена у подростков обеих групп с разной степенью КНП, но больше всего среди подростков с высокой степенью выраженности КНП (100% в группе подростков-интерналов и 60% в группе подростков-экстерналов). Данный факт подтверждается установленной обратно пропорциональной зависимостью: чем больше признаков КНП (в методике этот уровень оценивается минимальным количеством баллов), тем сильнее снижается фон настроения (выявлены тенденции взаимосвязи между КНП и пониженным настроением в группе подрост-ков-экстерналов (й = -0,310) и в группе подростков-интерналов (п = -0,506)).

Изучение самоконтроля подростков (фактор Qз «низкий самоконтроль - высокий самоконтроль») показало, что из всей группы обследованных 77% подростков характеризуется среднесформированным уровнем самоконтроля, у 17% от группы опрошенных высокий уровень самоконтроля и у 6% -низкий.

Анализ проявления самоконтроля в группах подростков (экстерналов и интерналов) показывает, что высокие уровни самоконтроля демонстрируют и подростки-экстерналы (40% с высокой степенью КНП и 25% со средней степенью выраженности КНП), и подростки-интерналы (23% со средней степенью выраженности КНП и 13% со слабой степенью выраженности КНП). Согласно методике, у таких подростков развиты самоконтроль, сила воли и стремление к выполнению социальных требований. Они хорошо контролируют свои эмоции и поведение.

Низкий уровень самоконтроля выявлен в группе подростков-экстерналов с высокой выраженностью КНП (40%) и в группе подростков-интерналов со средней степенью выраженности КНП (8%). Согласно методике Р.Б. Кеттелла, подростки с низким уров-

нем самоконтроля характеризуются внутренней конфликтностью представлений о себе, недисциплинированностью и равнодушным отношением к необходимости выполнять социальные требования. Корреляционный анализ позволил выявить тенденции прямой зависимости между КНП и самоконтролем в группе подростков-экстер-налов (й = 0,232) и обратной зависимости между этими показателями в группе подростков-интерналов (й = -0,293). Необходимо отметить, что это всего лишь тенденция, но результаты по группам настолько различаются, что это наводит нас на определенные размышления о возможной причине их возникновения. Чем больше подросток из группы экстерналов набирает баллов (т.е. чем меньше у него степень выраженности КНП), тем выше уровень его самоконтроля. Чем он спокойнее и выдержаннее, тем устойчивее он контролирует свое состояние и ситуацию. Объяснение результатов в группе подростков-интерналов несколько иное: чем меньше подросток набирает баллов в ходе диагностики КНП (т.е. чем выше степень выраженности его КНП), тем выше уровень его самоконтроля. Вероятно, подросток с интернальным локусом контроля и с высокой степенью КНП эффективнее других освоил навык самоконтроля.

Таким образом проведённое исследование показывает, что эмоционально-волевой компонент КНП по-разному проявляется в группах подростков с интерналь-ным и экстернальным локусами контроля.

Выводы, полученные в результате исследования:

- содержание эмоционально-волевого компонента комплекса неполноценности (КНП) составляют характеристики личности, относящиеся к содержанию, качеству, регуляции и динамике его эмоций и чувств;

- составляющими эмоционально-волевого компонента КНП являются эмоциональная устойчивость, степень подверженности чувствам, уверенность в себе, тревожность, напряженность и самоконтроль;

- исследование показало, что большинство подростков экспериментальной

группы характеризуются интернальным (внутренним) локусом контроля (63%); численный состав подростков-экстерналов меньше (37%);

- диагностика комплекса неполноценности позволила выявить три группы подростков с разной степенью выраженности комплекса неполноценности - со средней выраженностью КНП (59%), со слабой выраженностью КНП (26%) и с высокой степенью КНП (17%); подростки без признаков КНП не были выявлены;

- по степени выраженности КНП качественный состав групп подростков с ин-тернальным и экстернальным локусами контроля различается: высокую степень КНП демонстрирует большинство подростков-экстерналов (38%), и среди них не выявлен ни один, проявляющий слабую степень КНП; у подростков из группы интерналов установлены все варианты степени КНП, но число подростков с высокой степенью КНП среди них незначительное (5%);

- изучение составляющих эмоционально-волевого компонента КНП в группе подростков с интернальным локусом контроля показало, что среди подростков со средними (31%) и слабыми (38%) степенями выраженности КНП выявлены те, кто проявляет эмоциональную неустойчивость и те (15%), кто демонстрируют эмоциональную устойчивость и сдержанность. Эмоционально неустойчивые подростки с высокой степенью КНП среди них не обнаружены. 23% подростков из группы интерналов со средней степенью выраженности КНП характеризуются тревожностью, ранимостью, растерянностью из-за неуверенности в себе. Другая такая же часть подростков-интерналов (23% и 25% со средней и, соответственно, слабой степенью выраженности КНП) демонстрирует присутствие духа, уверенность в себе, невозмутимость и способность выражать свои чувства. Некоторые подростки-интерналы со средней степенью выраженности КНП (8%) испытывают высокую напряженность и беспокойство при необходимости взаимодействовать с други-

ми людьми. У трети подростков-интерналов (29%) наблюдается заметная тенденция к пониженному настроению. Высокие уровни самоконтроля демонстрируют подростки-интерналы со средней (23%) и со слабой (13%) степенями выраженности КНП. Они обладают силой воли и могут хорошо контролировать свои эмоции и поведение. Низкий уровень самоконтроля, свидетельствующий о наличии внутренней конфликтности представлений о себе и недисциплинированности, выявлен у 8% подростков со средней степенью выраженности КНП;

- изучение составляющих эмоционально-волевого компонента КНП в группе подростков с экстернальным локусом контроля показало, что большинству подростков (60% с высокой степенью и 63% - со средней степенью выраженности КНП) свойственны эмоциональная нестабильность, порывистые действия, слезливость, частая смена настроения, ранимость в отношении собственных переживаний, а также чрезмерная раздражительность, утомляемость и подверженность унынию. 80% подростков-экстер-налов с ярко выраженной степенью КНП выделяются повышенной тревожностью, де-прессивностью, ранимостью, впечатлительностью, растерянностью из-за неуверенности в себе, «уходом в себя». Они часто чувствуют себя подавленно в результате происходящих изменений. В группе подростков-экс-терналов выявлен только один испытуемый (со средней степенью выраженности КНП), который демонстрирует присутствие духа, уверенность в себе, невозмутимость и способность выражать свои чувства. Для 12% подростков-экстерналов со средней степенью выраженности КНП характерно наличие высокой степени напряженности, излишнего возбуждения, беспокойства и взвинченности при необходимости взаимодействовать с другими людьми. У половины из группы подростков-экстерналов (50%) наблюдается

заметная тенденция к пониженному настроению. При этом больше всего подростков с пониженным настроением среди тех, кто характеризуется высокой степенью КНП (60%). Высокий уровень самоконтроля, силу воли демонстрируют 40% подростков с высокой степенью выраженности КНП и 25% со средней степенью выраженности КНП. Низким уровнем самоконтроля и внутренней конфликтностью представлений о себе характеризуются 40% подростков-экстерналов с высокой степенью КНП;

- корреляционный анализ свидетельствует о том, что с увеличением степени выраженности КНП усиливается неуверенность у подростков с экстернальным локу-сом контроля (ri = 0,238); у подростков обеих групп с увеличением степени выраженности КНП снижается уверенность в себе и усиливается тревожность (ri = -0,253 в группе подростков-интерналов и ri = -0,842 в группе подростков-экстерналов); с увеличением степени выраженности КНП у подростков снижается их спокойствие и невозмутимость и усиливаются их напряженность (в группе подростков-интерналов ri = -0,227; в группе подростков-экстерналов ri = -0,228); выявлены тенденции к взаимосвязи между КНП и пониженным настроением (в группе подростков-экстерналов ri = -0,310 и в группе подростков-интерналов ri = -0,506); высокий уровень самоконтроля демонстрируют подростки-экстерналы со средним уровнем КНП (ri = 0,232) (они спокойнее и выдержаннее) и подростки-интерналы со средней и высокой степенью выраженности КНП (ri = -0,293).

Перспективным может стать подробное изучение особенностей взаимосвязи самоконтроля у подростков-экстерналов и подростков-интерналов со степенью выраженности у них комплекса неполноценности.

* * *

1. Агишева Н.К. Внутриличностный конфликт и пути его разрешения // Украинский вестник психоневрологии. 2008. Т. 16, вып. 2(55). С. 63-66.

2. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. 2-е изд., доп. и перераб. СПб. : Питер, 2004.400 с.

3. Красильников И.А. Феномен внутриличностного конфликта в социальном психоанализе // Известия Саратовского университета. Новая серия. Философия. Психология. Педагогика. 2014. № 4. С. 68-72.

4. Лобанова Н.Е. Психологическая характеристика внутриличностного конфликта // Вестник Мордовского университета. 2011. Вып. 2. С. 51-53.

5. Соколова Э.А. Психологические проблемы в исследованиях Альфреда Адлера // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016. № 7. С. 156-164.

6. Адлер А. Наука жить : пер. с англ. и нем. Киев : Port-Royal, 1997. 288 с. (Бестселлеры психологии).

7. Адлер А. Наука о характерах. Понять природу человека : пер. с англ. 6-е изд. М. : Академический проект, 2014. 243 с.

8. Юнг К.Г. Сознание и бессознательное / пер. с нем. В. Бакусева. 2-е изд. М. : Академический проект, 2009. 188 с.

9. Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях : учебное пособие. 2-е изд., перераб. СПб. : Питер, 2009. 304 с.

10. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология : учебник для вузов. М. : Юнити, 2000. 551 с.

11. Сидоренко Е.В. Терапия и тренинг по Альфреду Адлеру. СПб. : Речь, 2000. 352 с.

12. Ильин Е.П. Психология воли. 2-е изд. СПб. : Питер, 2009. 368 с. : ил. (Серия «Мастера психологии»).

13. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. СПб. : Питер, 2000. 432 с.

14. Шапатина О.В., Павлова Е.А. Психология развития и возрастная психология. Самара : Универс-групп, 2007. 204 с.

15. Реан А.А. Психология личности. СПб. : Питер, 2016. 288 с.

16. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М. : Ин-т психотерапии, 2002. 490 с.

17. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / ред.-сост. Д.Я. Райгородский. Самара : Бахрах-М, 2011. 672 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.