Moukhina Joulduz Robertovna, Jakovenko Irina Vladimirovna PERSONALITY FEATURES OF ADOLESCENTS DELINEATED .
psychological science
UDC 159.9.075
DOI: 10.34671/SCH.BSR.2019.0303.0013
ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХСЯ РАЗНОЙ СТЕПЕНЬЮ ПРОЯВЛЕНИЯ КОМПЛЕКСА НЕПОЛНОЦЕННОСТИ
© 2019
Мухина Юлдуз Робертовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Педагогика и психология» Яковенко Ирина Владимировна, магистрант Самарский государственный социально-педагогический университет (443099, Россия, Самара, ул. М. Горького 65/67, е-mail: [email protected])
Аннотация. Статья посвящена анализу связи проявления комплекса неполноценности с личностными особенностями подростков. Комплекс неполноценности относится к внутриличностному конфликту нереализованного желания и связан с рассогласованностью между «я хочу» и «я могу». По своим последствиям такой конфликт может быть как конструктивным, так и деструктивным. Переживание комплекса неполноценности в конструктивном варианте необходимо для развития личности, т.к. усложняет психическую жизнь, способствует переходу личности на новые уровни функционирования, закаляет характер, формирует адекватную самооценку. Комплекс неполноценности в дисфункциональном деструктивном варианте представляет серьезную опасность для личности. Он сопровождается специфическими состояниями, страхом, депрессиями, стрессом, до крайней формы своего разрешения - суицида. Порождая сильные негативные переживания, комплекс неполноценности накладывает отпечаток на личность подростка и влияет на весь его дальнейший жизненный путь. В статье приведены результаты эмпирических исследований личностных характеристик и комплекса неполноценности у подростков 14-15 лет, обучающихся в 8-х классах средней общеобразовательной школы. Исследование позволило раскрыть личностные особенности респондентов с разным уровнем выраженности комплекса неполноценности - с высокой ярко выраженной степенью комплекса неполноценности, со средней степенью выраженности этого комплекса и с низкой степенью выраженности комплекса неполноценности. Результаты корреляционного анализа подтвердили наличие прямой линейной связи комплекса неполноценности с такими чертами личности как эмоциональная неустойчивость, замкнутость, робость и наличие обратной линейной связи комплекса неполноценности с жесткостью в отношениях с другими людьми и с уверенностью в себе.
Ключевые слова: комплекс неполноценности, деструктивный внутриличностный конфликт, недостаточность, самооценка, фрустрация, беспомощность, стресс, депрессия, личность, интеллектуальные особенности личности, эмоционально-волевые особенности личности, коммуникативные свойства личности, особенности межличностного взаимодействия подростков.
PERSONALITY FEATURES OF ADOLESCENTS DELINEATED BY DIFFERENT LEVELS OF THEIR INFERIORITY COMPLEX
© 2019
Moukhina Joulduz Robertovna, candidate of psychological sciences, associate professor of department «Pedagogic and psychology» Jakovenko Irina Vladimirovna, graduate Samara State Social-Pedagogical University (443099, Russia, Samara, street Gorjkogo, 65/67, е-mail: е-mail: [email protected])
Abstract. The article sheds light on the relationship between adolescents' display of inferiority complex and special features of their personality. Inferiority complex is amongst the intrapersonal conflict because of unfulfilled wishes and is related with the discrepancy between " I want" and "I can". The consequences of this conflict may be constructive as well as destructive. The constructive experience of inferiority complex is necessary for personal development because of it 's influence on a person's psychological life, helps personality to move on new stages of functioning, improves the character, forms an adequate self - evaluation. When being dysfunctional destructive, the inferiority complex is a serious danger to the personality. It is accompanied by specific states, anxiety, depression, stress, up to the extreme form of the solution which is suicide. By evoking strong negative experiences, the inferiority complex marks an adolescent's personality and influences his or her future life. The article shows the results of empirical research on personality characteristics and inferiority complex of adolescents, 14 to 15 year old, who study at the 8th grade of general education's high school. The research reveals special personality features of respondents with different (high, medium or low) levels of inferiority complex. The results of correlational analysis confirm the positive linear relationship between the inferiority complex and such a personality characteristic as emotional instability, seclusion, shyness, and the negative linear relationship between inferiority complex and respondents' harsh behaviour to others and selfefficacy.
Keywords: inferiority complex, destructive intrapersonal conflict, inferiority, self-efficacy, frustration, helplessness, stress, depression, personality, special intellectual features of personality, personality's special emotional willpower features, communicative abilities, special features of adolescents' interpersonal interactions.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проведенного исследования обусловлена тем, что вслед за рядом исследователей (Лобанова Н.Е. [1], Красильников И.А. [2], Соколова Э.А. [3] и др. [4-12]) мы обращаемся к изучению переживаемого подростком комплекса неполноценности, который представляет собой тип внутриличностного конфликта нереализованного желания, заключающийся в несоответствии между желаниями личности и действительностью, которая блокирует их удовлетворение. Иногда этот конфликт трактуется как конфликт между «хочу быть таким, как они» (референтная группа) и невозможностью это реализовать. Данный конфликт определяется учеными как из самых сложных психологических конфликтов, которые разыгрываются во внутреннем мире
человека [1]. Трудно представить человека, который не сталкивался бы внутриличностным конфликтам. По своим последствиям внутриличностный конфликт может быть как конструктивным (функциональным, продуктивным), так и деструктивным (дисфункциональным, непродуктивным). Внутриличностные конфликты конструктивного характера являются необходимыми моментами развития личности. Деструктивные внутри-личностные конфликты протекают в форме тяжелых переживаний, сопровождаются специфическими состояниями, страхом, депрессиями, стрессом, могут вылиться в невроз или психоз [2-4].
Продолжительное неудовлетворение потребностей при достижении выбранной цели может вызвать чрезмерное внутреннее перенапряжение, которое приведет
54
Balkan Scientific Review. 2019. Т.3. № 3(5)
психологически науки
Мухина Юлдуз Робертовна, Яковенко Ирина Владимировна ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ ...
к состоянию фрустрации, вслед за тем и к агрессивности [7, с.69]. Порожденная фрустрация может вступить с моральными установками личности в конфликт и вновь усилить состояние стресса. Чувство беспомощности и тревоги, в которой находится личность, приво-ит к ощущению внешней угрозы, вызывая необходимость в ощущении безопасности, быть любимым и защищённым [7, с.70].
Большая часть исследований комплекса неполноценности принадлежат зарубежным авторам (А. Адлер И. Брайер, З. Фрейд, К. Юнг и др.). В отечественной психологии комплекс неполноценности изучался в основном представителями клинического направления, рассматривавшими его как основу возникновения невротических реакций (Анцупов А.Я., Сидоренко Е.В., Фанталова Е.Б., Шипилов А.И. и др.). Тем не менее, в настоящее время данный научный вопрос не является достаточно изученным, что подтверждается малым числом специальных исследований, посвященных этой проблеме [9].
И, наконец, актуальность определяется неуклонным ростом интереса к внутреннему миру человека (В.Д. Шадриков), так как комплекс неполноценности, несомненно, оказывает влияние на формирование человека. Комплекс неполноценности накладывает отпечаток не только на личность подростка, но и на весь его дальнейший жизненный путь. Это касается эмоционально-волевой сферы, что может привести к отсутствию в мотивации, что будет мешать его развитию и полноценной жизни в целом.
Важность исследования комплекса неполноценности, переживаемого человеком в подростковом возрасте, определена также латентностью его протекания, как для окружения, так зачастую и для самого индивида. Невозможность своевременного обнаружения комплекса неполноценности не позволяет начать своевременную коррекционную работу [12]. Подросток, отягощенный влиянием комплекса неполноценности, замыкается на самом себе. В этот момент он отдаляется от внешнего мира, от родителей, от друзей. У него происходит подмена общепринятых норм, что может привести к деструктивному поведению. Невозможность реализовать свои желания, рассогласованность между «я хочу» и «я могу», приводящая к внутриличностному конфликту, порождает сильные негативные переживания. Внутренние условия конфликта сводятся к противоречию между разными сторонами личности у подростка, который еще не готов к такому выбору и не понимает, как его осуществить [2,4,12].
МЕТОДОЛОГИЯ
Цель исследования — установление взаимосвязи между комплексом неполноценности и личностными характеристиками подростков.
Объектом исследования явились личностные характеристики подростков, проявляющих разную степень выраженности комплекса неполноценности.
Предмет исследования — взаимосвязь комплекса неполноценности, испытываемого подростками, с их личностными характеристиками.
Теоретическую основу исследования составили теории личностного развития (Ф.Е. Василюк, Л.С. Выготский, И.С. Кон, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон) и исследования внутриличностных конфликтов (Н.В. Гришина, Л. Козер, К. Левин, В. М. Мерлин, Е.В. Сидо-ренко, Е.Б., Фанталова, 3. Фрейд, А.И., Шипилов).
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические подходы в зарубежной и отечественной психологии к проблеме комплекса неполноценности.
2. Раскрыть специфику проявления комплекса неполноценности в группе подростков.
3. Определить личностные особенности подростков.
4. Выявить взаимосвязь комплекса неполноценности подростков с их личностными характеристиками
Для решения поставленных задач использовались диагностические и статистические методы.
Диагностические методики: Диагностика комплекса неполноценности (авторы: Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М.) [13, с.267-269], Методика многофакторного исследования личности (16PF-опросник) (автор Кеттелл Р.Б.) [14, с. 240-260].
Статистический метод: метод корреляционного анализа по критерию Пирсона. Процедура подсчета осуществлялась с помощью программы SPSS.
В экспериментальном исследовании приняли участие 46 подростков 14-15 лет, обучающихся в 8-х классах средней общеобразовательной школы.
РЕЗУЛЬТАТЫ
В ходе решения задачи, направленной на выявление у подростков комплекса неполноценности по методике Фетискина Н.П., Козлова В.В. и Мануйлова Г.М., были установлены 3 группы подростков с разной степенью выраженности этого комплекса. Первую группу составили подростки с высокой ярко выраженной степенью комплекса неполноценности (7% от группы обследованных подростков). Согласно методике, для таких подростков характерна негативная оценка себя и своих действий. Они «зацикливаются» на своих слабостях, недостатках, ошибках и, не доверяя себе, постоянно и безнадежно борются с собой.
Во вторую группу попали подростки со средней степенью выраженности комплекса неполноценности (26% от группы обследованных подростков). Подростки этой группы в состоянии справиться со своими комплексами; у них для этого есть все возможности. Причем, они вполне осознают, что это мешает им жить, но временами они боятся анализировать себя и свои поступки.
Подростки третьей группы (67% от группы обследованных подростков) - с низкой степенью выраженности комплекса неполноценности, - как и все люди, не лишены комплексов, но они, умея объективно оценивать свое поведение и поступки людей, прекрасно справляются со своими проблемами.
Подростки, демонстрирующие отсутствие проявлений комплекса неполноценности, не выявлены.
Диагностирование по методике Р.Б. Кеттелла позволило определить степень адекватности самооценки и 16 личностных характеристик подростков, которые были сгруппированы автором методики в три группы - «интеллектуальные особенности личности», «эмоционально-волевые особенности личности» и «коммуникативные свойства и особенности межличностного взаимодействия».
Исследование показало, что половина из всех обследованных подростков (50%) демонстрирует адекватную самооценку. Другая половина опрошенных подростков характеризуется неадекватной самооценкой: с завышенной самооценкой - 26% и с заниженной самооценкой - 24%. Причем, большинство с заниженной самооценкой выявлены во второй группе (58% от группы подростков со средней степенью выраженности комплекса неполноценности). Корреляционный анализ, привлеченный к этим диагностическим результатам, показал, что, чем ниже самооценка, тем выше степень переживаемого комплекса неполноценности (r = -0,523).
Результаты диагностирования по факторам, объединенным в группу «интеллектуальные особенности личности» («интеллектуальные способности», «практичность - развитое воображение» и «консерватизм -радикализм»), позволили обнаружить различия между изучаемыми группами подростков. Так, только среди подростков из группы с ярко выраженным комплексом неполноценности (из первой группы) не были получены высокие оценки интеллектуальных способностей. По фактору «практичность - развитое воображение» в группе подростков с низкой степенью выраженности комплекса неполноценности большинство (94%) характеризуется низкими и средними оценками, что свидетель-
Moukhina Joulduz Robertovna, Jakovenko Irina Vladimirovna psychological
PERSONALITY FEATURES OF ADOLESCENTS DELINEATED ... science
ствует о практичности, добросовестности подростков, их ориентации на внешнюю реальность и излишнюю внимательность к мелочам. Большинство же подростков с ярко выраженной и средней степенями выраженности комплекса неполноценности показали средние и высокие оценки по данному фактору. Согласно методике, это говорит о развитом воображении подростков, их ориентации на внутренний мир. Анализ результатов по фактору «консерватизм - радикализм» показал, что среди подростков с ярко выраженным комплексом неполноценности (66%) больше тех, кто критически настроен, жаждет перемен и готов к радикальным действиям. Зато среди подростков с низкой степенью выраженности комплекса неполноценности больше тех, кто демонстрирует консервативность и устойчивость по отношению к традиционным трудностям (65%). Результаты корреляционного анализа не подтверждают наличие достоверной взаимосвязи между проявлением комплекса неполноценности и интеллектуальными особенностями личности - факторами В, М и (г =0,013, г =-0,277 и г = -0,179 соответственно, р>0,1).
Согласно методике Р.Б. Кеттелла, в группу «эмоционально-волевые особенности личности» были объединены диагностические данные по факторам: «эмоциональная неустойчивость - эмоциональная устойчивость», «подверженность чувствам - высокая нормативность поведения», «жесткость - чувствительность», «уверенность в себе - тревожность», «низкий самоконтроль - высокий самоконтроль» и «расслабленность - напряженность». Изучение диагностических данных позволило обнаружить различия между изучаемыми группами подростков по факторам - «эмоциональная неустойчивость - эмоциональная устойчивость», «жесткость - чувствительность» и «уверенность в себе - тревожность». Исходя из этих данных, все опрошенные подростки с ярко выраженным комплексом неполноценности демонстрируют низкую толерантность по отношению к фрустрации, подверженность чувствам, склонность к лабильности настроения, раздражительность, тревожность, депрессивность, ранимость и впечатлительность и средние оценки по фактору «жесткость - чувствительность» (по фактору I). В то же время многие подростки из двух других групп (25% от группы со средней степенью выраженности комплекса неполноценности и 48% от группы подростков с низкой степенью выраженности комплекса неполноценности) эмоционально устойчивы, выдержанны, реалистически настроены, самоуверенны и склонны к жесткости и суровости по отношению к окружающим. Корреляционный анализ подтверждает, что между проявлениями комплекса неполноценности и эмоциональной неустойчивостью обнаружена тенденция прямой зависимости (г =0,348, р<0,1); между проявлениями комплекса неполноценности и жесткости - тенденция обратной зависимости (г =-0,324, р<0,1) и между проявлениями комплекса неполноценности уверенностью в себе - обратная зависимость (г =-0,584, р<0,05).
Такие факторы как «замкнутость - общительность», «робость - смелость», «сдержанность - экспрессивность», « подчиненность - доминантность», «конформизм - нонконформизм», «прямолинейность - дипломатичность» и «доверчивость - подозрительность» объединены автором методики в группу «коммуникативные свойства и особенности межличностного взаимодействия». Изучение данных диагностики по этим факторам показывает, что среди подростков с ярко выраженным проявлением и средним проявлением комплекса неполноценности больше тех, кто демонстрирует робость, застенчивость, неуверенность в своих силах (66% и 58% соответственно) и замкнутость и безучастность (100% и 83% соответственно). Кроме того подростки с ярко выраженным проявлением комплекса неполноценности в межличностных отношениях характеризуются расчетливостью, проницательностью, дипломатичным подходом к окружающим людям (66%). Среди подростков 56
с низкой степенью выраженности комплекса неполноценности много тех, кто демонстрирует социальную смелость, активность, готовность взаимодействовать с незнакомыми людьми (61%), прямолинейность и непосредственность поведения (64%), жизнерадостность, импульсивность, активные социальные контакты (67%), независимость (71%), готовность бороться за более высокий статус (64%) Представляют интерес данные по фактору «доверчивость - подозрительность», которые свидетельствуют о том, что большинство подростков из всех изучаемых групп проявляют подозрительность (67%, 58%, и 74% соответственно). При этом во второй и третьей группах обнаружены подростки, характеризующиеся доверчивостью, благожелательностью по отношению к другим людям, терпимостью, уживчивостью и умением ладить с людьми и эффективно работать в коллективе (25% и 3% соответственно). Результаты корреляционного анализа свидетельствуют о наличии тенденции прямой зависимости между комплексом неполноценности и замкнутостью (r=0,463, р<0,05), и робостью (r=0,412, р<0,05)
ВЫВОДЫ
1.Современные подростки характеризуются разной степенью выраженности проявления комплекса неполноценности. Для одних характерна ярко выраженная негативная оценка себя и своих действий, неспособность доверять себе, фиксирование на своих слабостях, недостатках и ошибках. Другая группа подростков, характеризуясь наличием комплексов неполноценности, в состоянии справиться с ними, хотя временами они испытывают чувство беспомощности и недоверия к себе, боятся анализировать себя и свои поступки. Подростки с наименее выраженными признаками комплекса неполноценности, умея объективно оценивать свое поведение и поступки людей, прекрасно справляются со своими проблемами.
2.Изучение черт личности подростков позволило установить следующие особенности подростков, характеризующихся разной степенью выраженности комплекса неполноценности:
- большинство подростков с ярко выраженным комплексом неполноценности характеризуется развитым воображением, ориентацией на внутренний мир, низкой толерантностью по отношению к фрустрации, подверженностью чувствам, склонностью к лабильности настроения, раздражительностью, тревожностью, депрес-сивностью, ранимостью, робостью, застенчивостью, неуверенностью в своих силах, подозрительностью и впечатлительностью; среди них больше тех, кто критически настроен, жаждет перемен и готов к радикальным действиям; в межличностных отношениях они характеризуются расчетливостью, проницательностью, дипломатичным подходом к окружающим людям.
- подростков со средней степенью выраженности комплекса неполноценности характеризуют: развитое воображение, ориентация на внутренний мир, эмоциональная устойчивость, выдержанность, реалистичность; среди них встречаются и подростки самоуверенные, склонные к подозрительности, жесткости и суровости по отношению к окружающим людям, и подростки, демонстрирующие застенчивость и неуверенность в своих силах; многие из них доверчивы, благожелательны и терпимы по отношению к другим людям, умеют ладить с окружающими и эффективно работать в коллективе.
- подростки с низкой степенью выраженности комплекса неполноценности эмоционально устойчивые, жизнерадостные, доверчивые, благожелательно относящиеся к другим людям; они активны, практичны, добросовестны, консервативны, ориентированы на внешнюю реальность и излишнюю внимательность к мелочам; среди них больше тех, кто демонстрирует социальную смелость, импульсивность, готовность взаимодействовать с незнакомыми людьми, независимость, прямолинейность, непосредственность поведения, готовность
Balkan Scientific Review. 2019. Т.3. № 3(5)
психологически науки
бороться за более высокий статус; они самоуверенны, склонны к жесткости и суровости по отношению к окружающим, но при этом они терпимы, уживчивы, умеют ладить с людьми и эффективно работать в коллективе.
3. Результаты корреляционного анализа подтверждают наличие прямой линейной связи комплекса неполноценности с эмоциональной неустойчивостью (г =0,348, р<0,1), замкнутостью (г=0,463, р<0,05), робостью (г=0,412, р<0,05) и обратной линейной связи комплекса неполноценности с жесткостью в отношениях с другими людьми (г =-0,324, р<0,1) и с уверенностью в себе (г =-0,584, р<0,05).
Перспективным направлением дальнейшего исследования данной проблемы мы видим в изучении комплекса неполноценности, переживаемого подростками, через его компоненты - когнитивный, эмоционально-волевой, мотивационно-ценностный и поведенческий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Лобанова Н.Е. Психологическая характеристика внутрилич-ностного конфликта // Вестник Мордовского университета. 2011. вып.2 С.51-53
2. Асеева А.Д. Психологические особенности личности, способствующие развитию зависимого поведения // Научный журнал КубГАУ. 2014. №101(07). С 1-17.
3. Исмаилова Н. И. Индивидуально-психологические особенности лиц при инвалидизирующих заболеваниях // Концепт. 2013. Спецвыпуск № 01. С. 1-9.
4. Сидоров П.И. Синдром моббинга: Ментальная экология деструктивного профессиогенеза // Экология человека. 2013. № 6. С. 3341.
5. Шаталина М.А. Особенности переживания внутриличност-ного конфликта интернет-аддиктами и лицами, страдающими никотиновой зависимостью //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 437-440.
6. Амбалова С.А. Социально-психологические и педагогические причины конфликтов и их влияние на нравственность ребенка // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 29-31.
7. Красильников И.А. Феномен внутриличностного конфликта в социальном психоанализе // Известия Саратовского университета. Новая серия. Философия, Психология. Педагогика. 2014. № 4.С. 68-72
8. Белова Т.В., Ефимова Е.А. Преодоление конфликтов во взаи-моотношниях между мальчиками и девочками старшего дошкольного возраста в образовательном процессе дошкольной образовательной организации // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 252-256.
9. Соколова Э.А. Психологические проблемы в исследованиях Альфреда Адлера // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016. № 7. С.156-164.
10. Цветкова И.В. Социальная типология подростков на основе самооценки склонности к риску // Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 214-218.
11. Ефремкина И.Н. Исследование возрастной динамики способов психологической защиты в студенческом возрасте // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 286-290.
12. Маслова И.С. Коррекция депрессивного состояния как средство профилактики девиантного поведения подростков // Общество: социология, психология, педагогика. 2013. № 3. С. 35-37
13. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Изд-во Института психотерапии. - 490с.
14. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. /редактор-составитель Д.ЯРайгородский - М.: Бахрах-М, 2011, - 672с.
Мухина Юлдуз Робертовна, Яковенко Ирина Владимировна ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ ...