Научная статья на тему 'Локус контроля и эмоциональное отношение к будущему как психологические предпосылки профессионального становления личности'

Локус контроля и эмоциональное отношение к будущему как психологические предпосылки профессионального становления личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1487
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОКУС КОНТРОЛЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ БУДУЩЕГО / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / LOCUS OF CONTROL / EMOTIONAL APPEAL OF THE FUTURE / PROFESSIONAL FORMATION OF THE PERSON

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тропотяга Павел Александрович

Представлены результаты исследования локуса контроля и эмоциональной привлекательности будущего как возможных предпосылок, влияющих на профессиональное становление личности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LOCUS OF THE CONTROL AND THE EMOTIONAL RELATION TO THE FUTURE AS PSYCHOLOGICAL PRECONDITIONS OF PROFESSIONAL FORMATION OF THE PERSON

In article results of research locus of control and emotional appeal of the future as the possible preconditions influencing professional formation of the person are presented.

Текст научной работы на тему «Локус контроля и эмоциональное отношение к будущему как психологические предпосылки профессионального становления личности»

ЛОКУС КОНТРОЛЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К БУДУЩЕМУ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

П.А. Тропотяга (Иркутск)

Аннотация. Представлены результаты исследования локуса контроля и эмоциональной привлекательности будущего как возможных предпосылок, влияющих на профессиональное становление личности.

Ключевые слова: локус контроля, эмоциональная привлекательность будущего, профессиональное становление личности.

В настоящее время в России все более динамично идет развитие рынков труда и целых отраслей бизнеса. Появление ряда частных кадровых агентств наряду с государственными центрами занятости способствует, с одной стороны, увеличению вариантов оптимальных условий труда, оплаты и т.д., а с другой - предъявляет повышенные требования к подбору персонала, профессиональным и психологическим качествам человека. Эти требования особенно актуальны для средних профессиональных учебных заведений - профессиональных лицеев, технических училищ, колледжей и т.д.

Знакомство с научной литературой по вопросам выбора профессии и профессиональному самоопределению личности позволяет сделать вывод, что выбор профессии и дальнейшее профессиональное самоопределение личности определяются целым рядом психологических предпосылок: локусом контроля личности, степенью привлекательности эмоционального будущего и другими. Так, в частности, последние десятилетия характеризуются активными исследованиями такого личностного конструкта, который отражает систему убеждений человека относительно того, где располагаются силы, влияющие на его судьбу, - в нем самом (внутренний, интернальный локус контроля) или в каких-то внешних факторах (внешний, экстернальный локус контроля).

Анализу роли локуса контроля в профессиональном самоопределении посвящены работы Н.М. Аксеновой [1], С.В. Калининой [4], P.M. Шамионова [12]. Внутренний локус контроля как один из основных критериев профессионализма выделяют также Л.К. Маркова [8] и др. В экспериментальном исследовании К. Муздыбаева установлено, что продолжительность временной перспективы в профессиональном самоопределении существенно зависит от локуса контроля личности. Экстерналы, например, значительно чаще, чем интерналы, видят свою временную перспективу укороченной. А интерналы, в свою очередь, чаще имеют временную перспективу на длительный срок [9].

О важности учета локуса контроля в профессиональном самоопределении личности говорят и некоторые зарубежные психологи. Так, К. Роджерс [10] считал, что осознанность выбора человеком любого решения, в том числе и профессии, предполагает внут-

ренний локус контроля. Дж. Фрейберг [11], развивая взгляды К. Роджерса, отмечает, что обучить выбору профессии невозможно, т.к. научиться чему-либо можно лишь самообучаясь. Только в этом случае ученик становится ответственным, независимым, творческим, опирающимся на себя, для него главным является самокритика и самооценка, а оценка других - второстепенна. Переход от экстернальности к интернальности создает сильное ощущение дисбаланса и дискомфорта, но это неотъемлемая составляющая поиска и открытия подлинного себя. Некоторые американские психологи и исследователи в области образования предлагают даже методы долгосрочных изменений интегральной характеристики личности в сторону интернальности (например, внеклассные образовательные программы «outdoor») [14, 15].

Еще одним параметром, влияющим на осознанность выбора профессии и на процесс профессионального становления личности, является уровень позитивного эмоционального отношения к будущему. Так, М.Р. Гинзбург, определяя показатели сформирован-ности самоопределения личности, характеризует этот уровень на позитивном полюсе как эмоционально привлекающий, на негативном - как эмоционально угрожающий [2. С. 60-71]. В реальной жизни роль данного регулятора исследована Е.П. Ильиным. Он пишет, что, прогнозируя какое-либо эмоциональное состояние, человек стремится в те места и к тем людям, которые могут эту потребность удовлетворить [3]. Результаты исследования М.Р. Гинзбурга во многом перекликаются с позицией Е.А. Климова, который также рассматривает процесс выбора профессии через эмоциональное отношение оптанта: «.. .решение задачи выбора профессии может быть не только рациональным, аналитическим, но и эмоциональным, синтетическим» [5. С. 236-237].

В зарубежной психологии представлен целый ряд работ, посвященных изучению влияния эмоциональной окрашенности будущего на процесс профессионального становления личности. Например, К. Левин изучал влияние степени уверенности в своих ожиданиях и представлениях у подростков на выбор профессии, а также проанализировал влияние психологического прошлого (предшествующего успеха или неудачи) на психологическое будущее [7]. Р. Эм-

монс, обобщив экспериментально-психологические исследования последних лет, рассматривает личные цели к будущему как основной конструкт поведения человека [13]. К примеру, он определяет влияние эмоциональной модуляции статуса цели на мотивационные аспекты личности. Хотя будущее существует лишь субъективно, его мотивирующая сила во многом зависит от эмоциональной окрашенности.

Таким образом, на основании имеющихся в литературе данных можно предположить, что локус контроля (экстернальность-интернальность личности) и эмоциональное представление о будущем могут в значительной степени определять как выбор профессии, так и процесс профессионального становления личности. Исходя из этого, мы в своей работе поставили цель выявить степень представленности указанных феноменов в сознании учащихся, овладевающих той или иной профессией, а также установить наличие возможной связи между ними.

Исследование проводилось на базе профессионального лицея № 1 г. Иркутска. В качестве обследуемых выступили учащиеся, находящиеся на этапе обучения выбранной профессии. Выборка включала в общей сложности 325 учащихся следующих специальностей: операторы электронно-вычислительных машин, автомеханики, мастера столярно-плотничных и паркетных работ, закройщицы и секретари-референты. Эти специальности пользуются популярностью среди учащихся, и на них наблюдается большой набор.

Для изучения локуса контроля нами была выбрана методика «Исследование локализации контроля личности (ЛК)» Е.Г. Ксенофонтовой [6], представляющая собой модификацию методики «Уровень субъективного контроля» Е.Ф. Бажина, Е.А. Голын-киной, А.М. Эткинда. Она позволяет выявлять ло-кус контроля как систему убеждений личности относительно того, где располагаются (или локализуются) силы, влияющие на результаты действий человека и на всю его судьбу.

Опросник состоит из 8 основных и 9 вспомогательных шкал. Мы в своем исследовании использовали только пять шкал указанной методики: «Ио», «Ид», «Ин», «Ип» и «Оа». Шкала «Ио» (общей ин-тернальности) охватывает все пункты опросника. Она характеризует человека либо как интернала, либо как экстернала; шкала «Ид» (интернальность в сфере достижений) охватывает ситуации, связанные со свершившимися достижениями в деятельности любого человека и самого опрашиваемого, а также с верой в возможность достижения успеха в тех или иных ситуациях; шкала «Ин» (интернальность в сфере неудач) выявляет отношение к ситуациям свершившихся или возможных неуспехов; шкала «Ип» (ин-тернальность в профессиональной деятельности) охватывает ситуации учебной, профессиональной и

любой другой активности, преследующей достижение человеком конкретной цели; шкала «Оа» (отрицание активности) характеризует убеждения человека в бессмысленности какой-либо деятельности, направленной на достижение жизненных целей.

Для измерения степени привлекательности эмоционального будущего была использована методика «Эмоциональное отношение к будущему», разработанная М.Р. Гинзбургом [2]. Она позволяет выявлять шесть эмоциональных модальностей отношения к будущему, причем каждая из них включает три чувства: 1) страх (страх, отчаяние, безнадежность);

2) тревожность (тревога, беспокойство, напряжение);

3) индифферентное отношение (безразличие, равнодушие, вялость); 4) заинтересованность (интерес, любопытство, увлеченность); 5) спокойствие (спокойствие, удовлетворение, удовольствие); 6) уверенность (надежда, радость, восторг). Модальности выстраиваются в континуум от страха (отрицательный полюс) к уверенности (положительный полюс).

Выраженность психологических составляющих каждой модальности оценивается баллами в пределах от 1 до 5 (1 - минимальная выраженность, 5 - максимальная). При обработке данных рассчитывается интегральный показатель, который определяется путем суммирования позитивных (заинтересованность, спокойствие, уверенность) и негативных (страх, тревога, индифферентное отношение) модальностей и определения разницы между ними. Полученная разница и принимается за интегральный показатель, который характеризует эмоциональное отношение к будущему. Чем выше разница в показателях со знаком «плюс», тем более позитивным является эмоциональное отношение к будущему. И наоборот, чем она ближе к нулю, тем более амбивалентным является эмоциональное отношение к будущему (показатели позитивного и негативного эмоционального отношения к будущему сближаются). Если же разница в показателях имеет знак «минус», то эмоциональное отношение к будущему имеет негативную окраску. Обработка данных, полученных по обеим методикам, проводилась с применением пакета прикладных компьютерных программ БРББ 13.0. Эта программа является международным стандартом обработки статистических данных в области психологии и социологии.

Переходим к изложению результатов исследования. В табл. 1 представлены данные, полученные по методике Е.Г. Ксенофонтовой. При определении статистической значимости различий мы воспользовались модифицированным вариантом расчета 1-критерия - методом «контрастов». Данный метод позволяет проводить сравнение исследуемых выборок по градациям независимой переменной. В нашем исследовании в качестве таковой выступала каждая из шкал локуса контроля.

Т а б л и ц а 1

Средние значения и стандартные отклонения шкал локуса контроля в зависимости от профессии, баллы

Профессия Шкалы локуса контроля

Ио Ид Ин Ип Оа

X О X О X О X О X О

Оператор ЭВМ (п=85) 22,50 4,65 5,27 1,58 4,13 1,56 9,63 2,05 7,38 2,87

Станочник(п=70) 21,60 3,76 4,70 1,51 4,05 1,37 9,09 2,14 7,14 1,68

Автомеханик (п=83) 22,70 3,96 5,34 1,56 3,97 1,56 9,16 2,08 7,08 2,12

Закройщица (п=63) 21,16 4,37 4,80 1,74 4,18 1,34 9,05 2,49 7,97 2,43

Секретарь-референт (п=24) 20,75 3,38 4,29 1,43 4,21 1,25 8,71 2,05 9,08 2,41

Как видно из таблицы, автомеханики имеют наиболее высокий балл выраженности по шкалам общей интернальности (22,7; р<0,05), охватывающей все пункты опросника, интернальности в сфере достижений (5,34; р<0,01) и более низкий результат по шкале «отрицание активности» (7,08; р<0,01); секретари-референты имеют низкий результат в выраженности шкалы интернальности в сфере достижений (4,29; р<0,05) и более высокий - в выраженности шкалы «отрицание активности» (9,08; р<0,01). Операторы ЭВМ имеют статистически значимый высокий результат выраженности шкалы общей интернальности (22,50; р<0,05), шкалы интернальности в сфере достижений (5,27; р<0,05) и шкалы интернальности в профессиональной деятельности (9,63; р<0,05). У станочников выявлен более низкий результат в выраженности шкалы «отрицание активности» (7,14; р<0,01).

Полученные результаты позволяют сделать вывод, что у учащихся, овладевающих разными профессиями, представленность такого качества личности, как интернальность, характеризуется разными уровнями. Это, как мы считаем, может влиять на успешность профессионального становления личности.

Результаты, полученные по методике М.Р. Гинзбурга, показали, что эмоциональное отношение к будущему у учащихся лицея характеризуется некоторой общей тенденцией (рис. 1). Она проявляется в

том, что позитивное эмоциональное отношение преобладает над отрицательным, причем в сфере негативных эмоций доминирующей является тревожность, а в области позитивных - заинтересованность. Найденный интегральный показатель (0,81 балла) позволяет оценить общее эмоциональное отношение к будущему у всех учащихся лицея как позитивное.

Данные, характеризующие эмоциональное отношение к будущему учащихся разных специальностей, представлены в табл. 2. Как видно из таблицы, станочники имеют более низкий результат выраженности по первой (0,35; р<0,001), второй (0,44; р<0,01), четвертой (0,71; р<0,05) и шестой (0,66; р<0,001) модальностям отношения (страх, тревога, заинтересованность и уверенность); у закройщиц более высокий результат выраженности по первой (0,45; р<0,05) и второй (0,55; р<0,01) модальностям (страх и тревога). Автомеханики характеризуются более высоким уровнем выраженности по третьей (0,47; р<0,05) и пятой (0,73; р<0,001) модальностям (индифферентное отношение и спокойствие); секретари-референты имеют более низкий результат по пятой шкале (0,59; р<0,01). Что касается интегрального показателя, то у автомехаников, операторов ЭВМ и станочников (в сравнении с закройщицами и секретарями-референтами) он значительно выше (соответственно 0,80-0,88 и 0,72-0,76 балла). Это говорит о том, что

Рис. 1. Характер эмоционального отношения к будущему учащихся лицея: 1 - страх; 2 - тревога; 3 - индифферентное отношение; 4 - заинтересованность; 5 - спокойствие; 6 - уверенность

Т а б л и ц а 2

Средние значения и стандартные отклонения эмоционального отношения к будущему, баллы

Профессия Модальность отношения Интегр. показатель

1 2 3 4 5 6

X О X О X О X О X О X О X О

Оператор ЭВМ (п=85) 0,40 0,14 0,46 0,16 0,45 0,15 0,74 0,14 0,69 0,16 0,72 0,15 0,83 0,47

Станочник (п=70) 0,35 0,11 0,44 0,15 0,44 0,13 0,71 0,15 0,66 0,15 0,66 0,17 0,80 0,39

Автомеханик (п=83) 0,40 0,13 0,49 0,20 0,47 0,15 0,75 0,12 0,73 0,11 0,74 0,14 0,88 0,50

Закройщица (п=63) 0,45 0,15 0,55 0,16 0,40 0,15 0,78 0,15 0,64 0,18 0,74 0,16 0,76 0,59

Секретарь-референт (п=24) 0,46 0,18 0,50 0,18 0,41 0,15 0,75 0,16 0,59 0,13 0,75 0,12 0,72 0,44

Примечание. 1 - страх; 2 - тревога; 3 - индифферентное отношение; 4 - заинтересованность; 5 - спокойствие; 6 - уверенность.

учащиеся первых трех специальностей характеризуются более высоким эмоционально-позитивным отношением к своему будущему.

Для выявления возможной связи между интегральным показателем эмоционального отношения к будущему и интернальным локусом контроля мы провели корреляционный анализ по Пирсону. Полученные результаты показали, что общая интер-нальность коррелирует с интегральным показателем эмоционального отношения к будущему (г=0,37; р<0,01). Данный факт свидетельствует о том, что при смещении локуса контроля в сторону интернальнос-ти происходит увеличение степени положительного отношения к своему будущему и, напротив, при смещении локуса контроля в сторону экстернальности происходит его снижение. Значимые коэффициенты корреляции интегрального показателя обнаружились также с интернальностью в сфере достижений (г=0,29; р<0,01), с интернальностью в профессиональной деятельности (г=0,26; р<0,01), а также со шкалой «отрицание активности» (в последнем случае обнаружена отрицательная корреляция: г=-0,26; р<0,01).

Согласно литературным данным, человек с высокими показателями по шкале «интернальность в сфере достижений» характеризуется, в первую очередь, верой в возможность достижения успеха в тех или иных ситуациях [6, 12]. Он представляет свое будущее притягательным. Человек, который обладает высокими показателями по шкале «интерналь-ность в профессиональной деятельности», хорошо

осознает, что результаты деятельности должны быть еще и качественными. Такой работник чаще проявляет склонность брать на себя ответственность и верить в то, что работа, которую он выполняет, будет завершена успешно. Отрицательная корреляция интегрального показателя со шкалой «отрицание активности» говорит о том, что в случае значительной выраженности показателя по этой шкале снижается и степень положительного эмоционального отношения к будущему. Шкала «интернальность в сфере неудач», как показали наши исследования, не имеет значимой корреляции с интегральным показателем (г=0,04; р>0,05).

Таким образом, полученные нами данные говорят о том, что уровень выраженности таких личностных качеств, как интернальный локус контроля и позитивное эмоциональное отношение к будущему у учащихся, обучающихся разным профессиям, не является одинаковым. Операторы ЭВМ и автомеханики характеризуются более высоким уровнем их выраженности, по сравнению с закройщицами и сек-ретарями-референтами. Существует также корреляционная связь между показателем эмоционального отношения к будущему и интернальными шкалами локуса контроля. Все это дает основание предполагать, что локус контроля и эмоциональное отношение к будущему могут влиять на успешность профессионального становления оптантов, обучающихся в профессиональных лицеях и технических училищах. На выяснение данного вопроса направлено дальнейшее наше исследование.

Литература

1. Аксенова Н.М. Личностные характеристики эго-идентичности как фактор профессионального самоопределения студентов в вузе:

Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Иркутск, 2004. 18 с.

2. Гинзбург М.Р. Психология личностного самоопределения: Дис. ... д-ра психол. наук. М., 1996. 285 с.

3. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001. 752 с.

4. Калинина С.В. Соотношение профессионального и личностного самоопределения в подростковом и юношеском возрасте: Авто-

реф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 1998. 15 с.

5. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учебное пособие. М.: Академия, 2004. 304 с.

6. Ксенофонтова Е.Г. Исследование локализации контроля личности - новая версия методики «Уровень субъективного контроля» //

Психол. журн. 1999. Т. 20, № 2. С. 103-114.

7. Левин К. Динамическая психология: Избранные труды. М.: Смысл, 2001. С. 303-320.

8. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996. 308 с.

9. Муздыбаев К. Социальная психология. Переживание времени в период кризисов // Психол. журн. 2000. № 4. С. 5-21.

10. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994. 480 с.

11. Роджерс К., Фрейберг Дж. Свобода учиться. М.: Смысл, 2002. 527 с.

12. Шамионов Р.М. Внешние и внутренние детерминанты личности в процессе ее социализации: Дис. ... д-ра психол. наук. Саратов, 2002. 362 с.

13. Эммонс Р. Психология высших устремлений: мотивация и духовность личности. М.: Смысл, 2004. 416 с.

14. Hans T. A meta-analysis of the effects of adventure programming on locus of control // Journal of Contemporary Psychotherapy. 2000. № 30(1). Р. 33-60.

15. Hattie J.A., Marsh H.W., Neill J.T. & Richards G.E. Adventure Education and Outward Bound: Out-of-class experiences that have a lasting effect // Review of Educational Research. 1997. № 67. Р. 43-87.

LOCUS OF THE CONTROL AND THE EMOTIONAL RELATION TO THE FUTURE AS PSYCHOLOGICAL PRECONDITIONS OF PROFESSIONAL FORMATION OF THE PERSON P.A. Tropotyaga (Irkutsk)

Summary. In article results of research locus of control and emotional appeal of the future as the possible preconditions influencing professional formation of the person are presented.

Key words: locus of control, emotional appeal of the future, professional formation of the person.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.