Научная статья на тему 'Временная перспектива как фактор профессионального становления личности'

Временная перспектива как фактор профессионального становления личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1897
249
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Временная перспектива как фактор профессионального становления личности»

РАЗДЕЛ XI

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 371

П. А. Тропотяга

ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

В целом ряде научных публикациях [2; 3; 4 и др.] отмечается, что важную роль в профессиональном самоопределении личности играет: локус контроля личности, степень привлекательности эмоционального будущего, осознанность мотивов и целей профессионального выбора и др. Среди указанных факторов очень важную роль играет и так называемая временная перспектива. В научной литературе она обычно определяется так: «временная перспектива - это есть включение будущего и прошлого, реального и идеального плана жизни в план данного момента» [7, с. 246]. Пионерами в исследовании временной перспективы были К. Франк, М. Л. Фарбер, К. Левин, Б. В. Зейгарник и т. д. К. Левин [7] продемонстрировал, что существующая в данный момент временная перспектива важна при рассмотрении многих проблем - таких как уровень притязаний, настроение, конструктивность и инициативность индивида, а наличие временной перспективы на будущее, ясных целей положительно связано с активностью и продуктивностью деятельности в настоящем. Ограниченность же или отсутствие временной перспективы ведет к пассивности, дезорганизации, неэффективности деятельности. Расширение временной перспективы можно рассматривать как один из типов изменения когнитивной структуры.

В последние годы очень большое внимание временной перспективе было уделено в работе Ж. Нюттена [8], По его мнению, ее следует изучать, учитывая два аспекта: объектный и темпоральный. Аспект «объектного» (содержательного) понимания состоит из ментально репрезентированных объектов, локализованных в различных временных периодах. Второй аспект заключается в темпоральном измерении временной перспективы, т. е. в измерении ее протяженности, структуры и насыщенности. Протяженная временная перспектива способствует постановке субъектом отдаленных целей и выработке долгосрочных поведенческих проектов. Субъект с короткой временной перспективой оказывается неспособным видеть отдаленное будущее в поиске средств и целей для удовлетворения своих потребностей. Де Фолдер и Лене, как пишет в своей работе Ж. Нюттен [8, с. 385-389] выяснили, что люди с протяженной перспективой будущего не только способны разрабатывать более разнообразные отдаленные цели и проекты, но эти цели сохраняют при этом реалистичность и, следовательно, влияние, в отличие

от субъектов, чьи удаленные цели лежат за пределами привычного временного горизонта. Таким образом, можно сказать, что отдаленные цели сильнее мотивируют людей с более длинной перспективой будущего.

Согласно Ж. Нюттену, человек не только приспосабливается к миру, но и адаптирует мир к своим плаыам, проектам и потребностям. Будущее является «психологическим пространством», в котором потребности человека подвергаются когнитивной переработке в отдаленные цели и поведенческие проекты. Ориентация на будущее рассматривается сегодня его последователями как важная личностная переменная или черта. Ж. Нюттен не только сформулировал оригинальную теорию исследования временной перспективы личности, но и разработал метод [8, с. 391—419], который позволяет проанализировать два значимых показателя образа будущего: временный масштаб ожидаемых событий (временная перспектива) и содержательная наполненность образов будущего.

Сформулированный методический подход Нюттена в 80-е годы привлек внимание отечественных авторов, получив отражение в публикациях Б. В. Зейгарник, А. Б. Орлова, Н, Н. Толстых и др. Отталкиваясь от этого подхода, Н. Н. Толстых [13] выполнила ряд интересных исследований мотивации и временной перспективы у подростков. Временная перспектива ей представляется как ментальная проекция мотивационной сферы человека, включающая в себя в разной мере осознанные надежды, планы, проекты, стремления, опасения, притязания, связанные с прошлым, настоящим и более или менее отдаленным будущим. В работе Н. Н. Толстых изучались содержательные особенности жизненных планов подростков и юношей, сопоставлялись особенности отношения к будущему у подростков, воспитывающихся в семье и вне семьи. Она использовала методику Нюттена для изучения мотивации подростков и взрослых и сделала русскоязычный вариант этой методики.

Ю. А. Васильева [] ] сравнивала данные полученные по методике МММ у делинквентных подростков и подростков, не имевших конфликтов с законом. У делинквентов гораздо чаще встречаются мотивационные объекты, относящиеся к «Я», ожиданиям чего-либо от других, а также ситуационные и неклассифицируемые ответы. У них вдвое чаще цели локализованы в настоящем и настолько же реже — в конкретном будущем и вне времени. Делинквенты демонстрируют преобладающую фиксацию на настоящем в сочетании со слабой ориентацией на будущее, а также слабой ориентацией на вневременную (ценностную) перспективу. У них также наблюдается большой удельный вес чрезмерно абстрактных и не поддающихся классификации ответов, что может свидетельствовать об аморфности целей и временной перспективы этой группы испытуемых.

Искажение временного поля сознания подростков наблюдается у тех из них, кто совершил правонарушения. Особенности временной перспективы законопослушных подростков и подростков, стоящих на учете в Инспекции

по делам несовершеннолетних, различаются тем, что у 48% законопослушных подростков есть профессиональные цели и представления о средствах их достижения. У подростков, стоящих на учете, будущее крайне размыто и неопределенно, оно выступает в их сознании как отражение примитивных желаний настоящего, У 90 % этих подростков отсутствуют четкие жизненные планы, они как бы ориентированы на длительное продолжение своего настоящего [10].

В исследовании, которое провел С. В. Духновский [5] десять лет спустя, в 2001 г., этот результат полностью подтвердился. Несмотря на то, что подростки, живущие в 2000-2001 гг., относятся к другой возрастной группе, тенденция в развитии временного сознания остается той же. Среди подростков с девиантным поведением ориентированы на будущее 17,8%, в группе про социальных; подростков эта цифра значительно выше - 26%. «Подростки с отклоняющимся поведением больше ориентируются на психологическое прошлое и «прошлое - настоящее», что обусловливает сужение временной перспективы до настоящего, в психологическом времени наблюдается феномен «фиксированногонастоящего» [5, с. 14-15].

В отечественной психологии временная перспектива исследовалась в связи с закономерностями личностного развития в онтогенезе. Так,

В. И. Чудновский отмечает, что специфическая модель будущею, присущая данному индивиду, является одним из определяющих факторов формирования личности [15]. Он выделяет три модели представлений школьников о своем будущем - содержательно-личностную, содержательную и формальную модели будущего. Первая из них содержательно связана с ситуацией сегодняшнего дня школьника, вторая мало связана с актуальным моментом, а третья не заключает в себе программы действий на будущее.

Особенности представления временной перспективы в сознании человека охарактеризованы в ряде исследований. Е. й. Головахой [3] было установлено, что уровень развития временной перспективы связан с уровнем психического и социального развития личности. Главным противоречием жизненной перспективы старшеклассников является недостаточная самостоятельность и готовность к самоотдаче ради будущей реализации своих будущих целей. Временную перспективу в юношеском возрасте исследовал А. И. Федоров [14]. Он доказал, что к концу юношеского возраста складывается определенный тип временной перспективы, который проявляется в ее содержании и глубине и определяется особенностями развития мотивационной и эмоциональной сфер личности. Автором были выделены пять типов личности, отличных по характеру временной перспективы, а также было установлено, что самооценка и уровень компетентности во времени взаимозависимы: чем выше умение ориентироваться во времени, тем выше самооценка. А. Б. Орлов [9] исследовал особенности временной перспективы в связи с развитием склонностей к профессиональной трудовой деятельности.

Специфику сочетания прошлого, настоящего и будущего в структуре формирования личности изучали П. И. Яничев, Б. М. Петухов и др. Диаг-

ностика личностной ориентированности подростков во времени проведена в исследовании П. И. Яничева [16], который делает вывод о том, что возрастные различия выражаются в увеличении ориентации в будущее от 14 к 16 годам. С возрастом намечается тенденция, правда не достигающая значимого уровня, к снижению ориентации в прошлое.

В психологической литературе можно встретить большое количество терминов, описывающих представления личности о будущем: «жизненные ожидания и цели», «ориентации на будущее», «жизненная перспектива», «жизненные планы», «планирование будущего», «смысл жизни» и т. д. Эти термины различаются объектами будущего, уровнем обобщения и, вследствие этого, разным прикладным потенциалом. Но за каждым из этих явлений, относящихся к будущему человека, стоят совершенно конкретные психические явления: переживания, жизненные планы, цели, ценности, уровни притязания, смысл жизни и т. д.

Представленный обзор литературных источников позволяет сделать вывод, что искажение временного поля, размытость представлений о перспективах предстоящего будущего пути может составить причину психологической опасности у подростков и юношей. Для снятия эмоциональной напряженности, проблем сопровождающих, не в полной мере, осознанное профессиональное самоопределение, необходима коррекционная деятельность практических психологов и профессиональных консультантов в области выбора карьеры и дальнейшего психологического сопровождения этого выбора.

В нашей работе мы поставили цель исследовать временную перспективу учащихся профессионального лицея и выяснить содержательную наполненность образов будущего. Исследование проводилось на базе профессионального лицея № 1 г. Иркутска. В качестве обследуемых выступили учащиеся, находящиеся на этапе обучения выбранной профессии. Выборка включала в общей сложности 325 учащихся следующих специальностей: операторы электронно-вычислительных машин, автомеханики, мастера столярно-плотничных и паркетных работ, закройщицы и секретари-референты. Эти специальности пользуются популярностью среди учащихся и на них, обычно, наблюдается большой набор.

Для определения содержания переживания будущего как проблемы использовалась методика «Проблемная анкета» Сейфже-Кренке, адаптированная к российским условиям Л. А. Регуш, А. Л. Лихтарниковой, Е. В. Алексеевой [12, с. 304-306]. Она позволяет установить, какие стороны будущего вызывают напряжение, а также самооценку степени напряжения. Особенности отражения временной перспективы в сознании лицеистов мы исследовали с помощью методики мотивационной индукции Ж. Нюттена [8, с. 391—419]. Данный метод позволяет измерить удаленность во времени событий будущего и сравнить по этому параметру разных людей.

Переходим к изложению результатов исследования. В табл. 1 представлены данные, полученные по методике «Проблемная анкета» Сейфже-Крен-

ке. Оки позволяют определить, какие стороны будущего вызывают напряжение, а также установить уровень проблемной нагруженности по отдельным событиям будущего у всех учащихся лицея.

Таблица 1

Средний балл (х ) проблемной нагруженности по отдельным событиям будущего

№ п/п События будущего Первый курс Второй курс Третий курс

Я X я X к X

1 Выяштетгие своих действительных интересов ] 3,65 1 4,01 1 3,83

2 Загрязнение окружающей среды 2 2,75 2 2,93 2 2,93

3 Получение желаемого образования 3 2,62 4 2,68 3 2,83

4 Совмещение работы/учебы с семейной жизнью 4 2,57 5 2,65 5 2,66

5 Боязнь потерять себя в повседневной рутине 7 2,31 3 2,69 4 2,69

6 Выбор подходящей профессии 6 2,44 7 2,42 6 2,66

7 Возможность безработицы 5 2,46 6 2,44 7 2,54

8 Планы после окончания лицея 8 1,99 8 2,15 8 2,24

Как видно из табл. 1, выявление своих действительных интересов осознается учащимися как самая актуальная проблема. Стоит также отметить, что если рассматривать средний балл нагруженности от 1 по 3 курс обучения всех специальностей, то и здесь эта проблема занимает первое место: первый курс (х=3.65), второй курс (х=4,01) и третий курс (х=3,83). Это подтверждает положение о том, что профессиональный интерес представляет собой сложный и многоступенчатый сммптомокомплекс. С. П. Крегжде даже выделил вертикальную плоскость структуры профессионального интереса; интерес потребителя, деятеля и собственно профессиональный [6]. Актуальность проблемы определения интересов свидетельствует о развитии профессионального интереса к выбранной ранее специальности или появление интереса к специальностям, ранее не интересовавших учащихся. Развитие интереса определяется не отдельными социальными и психологическими факторами, а их комплексом. К таким комплексам относится актуальная ситуация, особенности развития личности в данном возрасте и т.д.

Второй ранг - нагруженность: первый курс (1=2,75), второй курс (х=2,93) и третий курс (х=2,93) имеет состояние окружающей среды. Этот результат согласуется с выводами американского исследователя Ф. Райса [11], который отмечает, что, несмотря на то, что политическая активность молодежи в последнее время снизилась, проблема загрязнения окружающей среды, по мнению американской молодежи, входит в пятерку самых серьезных проблем наших дней. Хотя практически все учащиеся осознают значимость данной проблемы, только немногие из них считают, что могут каким-то образом помочь в ее разрешении. Большинство чувствуют себя бессильными что-либо изменить.

Получение желаемого образования занимает третий ранг: первый курс (х—2,62), второй курс (х-2,68) и третий курс (х=2,83), что указывает, по всей вероятности, на желание учащихся продолжить свое образование и получить определенную профессию, которая в свою очередь обеспечивала бы интерес учащихся. Судя по тому, что планы на ближайшее будущее у учащихся уже сформированы - уровень проблемной нагруженности: первый курс (х = 1,99), второй курс (х=2,15) и третий курс (х=2,24), имеет наименьший показатель, можно сделать предположение, что большинство учащихся уже приняло решение о том, какое образование после окончания лицея они хотят получить и есть ли необходимость в получении дальнейшего образования. Отметим также, тенденцию возрастания данного события будущего в сознании учащихся от (х=1,99) на первом до (х =2,24) на третьем курсе. Проблема поиска дальнейших профессиональных решений становится все более насущной. В ходе собеседования удалось выяснить, что большая часть учащихся, после окончания лицея, собирается работать на производстве и в сфере обслуживания населения, и только меньшая часть выпускников планирует поступать в высшие учебные заведения. Так мы видим, что учащиеся лицея исходят из своих возможностей и интересов при определении дальнейшего профессионального самоопределения.

Совмещение работы и учебы с семейной жизнью и боязнь потерять себя в повседневной рутине занимают средние ранги. Мы видим, что значительное место в содержательных образах будущего учащихся находят вопросы благополучия своей семьи и дальнейшего своего профессионального самочувствия. Средний показатель по этим проблемам представляется нам вполне обоснованным, так как все-таки ведущей потребностью в данном возрасте остается потребность в профессиональном самоопределении.

Выбор подходящей профессии имеет шестой ранг у учащихся лицея, мы считаем, что вероятность повышения степени нагруженности по этому рангу достаточно велика. Хотя выбор профессии уже сделан, его совершили и те, кто осознанно стремился к какой-то специальности и те, кто выбрал профессию случайно, но только последующее трудоустройство сможет показать, был ли выбор профессии окончательным. На современном этапе развития труда, когда одна профессия сменяется другой и каждый год появляются более тысячи новых специальностей, учащийся должен обладать гибкостью, владеть высокой степенью адаптивности к профессии. Поэтому зыбор профессии как событие будущего, на наш взгляд, будет постоянно присутствовать в сознании учащихся.

Проблема возможной безработицы имеет 7 ранг: первый курс (х=2,46), второй курс (х=2>44) и 1ретий курс (х=2,54). Совсем не случайно эта проблема не имеет высокий ранг у учащихся лицея. В данном лицее налажен контакт с различными производственными объединениями города, что позволяет учащимся при определенном уровне сформированное™ профессиональных навыков с легкостью устраиваться на работу по своей специальности. Также выпускники лицея пользуется закономерным спросом на рынке труда, так как характер профессий - массовый.

Итак, можно отметить, что не все содержательные образы из восьми событий будущего учащиеся лицея беспокоят его в равной степени. В большей

Таблица 2

Относительная частота ожидаемых событий в образе будущего (%)

№ п/п Профессии Содержательные категории

1 2 3 4 5 6 7 8 9

1 Операторы ЭВМ (п=85) 5,5 12,5 9 13,8 12,5 15,6 14,5 15,6 1

2 Станочники (п=70) 2,3 11,5 8,8 13,1 11,5 15,8 13,1 15 8,9

3 Автомеханики <п=83) 2,2 13,9 7,3 14,9 10,1 15,5 14,6 15,8 5,7

4 Закройщицы (ч*63) 4,3 13 10,7 15 10,3 15,4 15,8 15,5 0

5 Секретари референты (п=24) 11 8,9 12,6 14,8 8,9 14,9 13,3 15,6 0

Примечание: I — учеба в вузе; 2 — профессиональная работа; 3 — создание и поддержка семьи; 4 -учеба в лицее; 5 - интересы и хобби; 6 - быть; 7 - иметь; 8 - я и другие; 9 — армия,

Охарактеризуем выявленные категории высказываний о будущем. Как видно из табл. 2, высказывания учащихся распределены неравномерно. Первая содержательная категория наиболее ёмкий вес получила у секрета-рей-референтов (11%), в сравнении со всеми ос тальными профессиями лицея. Возможно, данная профессия благоприятно подготавливает учащихся к мысли о том, что для более успешной адаптации на рынке труда в сфере услуг требуется формировать различные навыки как в отношении с людьми, так и в отношении себя к миру, что нельзя сделать на ступени среднего образования.

Среднее образование в ряде отраслей знания, в частности в гуманитарных науках, не уделяет должного внимания конкурентоспособности человека на рынке труда, и, в свою очередь, становится понятным, почему остальные представители профессий в меньшей степени ориентированы на высшее образование. Развитие основных коммуникативных навыков и аналитических способностей, на наш взгляд, является одними из основных условий для успешного функционирования секретаря-референта на рынке труда. Автомеханики и станочники имеют более низкий вес по данной категории (2,2% и, соответственно, 2,3%), что свидетельствует о том, что необходимости в высшем образовании в данный момент времени, учащиеся не видят. При более детальном анализе высказываний учащихся выяснилось, что успешность в своей профессии (высокий уровень зарплаты, удовлетворение от работы, социальная поддержка, признание своего труда и т. д.) не связывается в сознании учащихся с получением высшего образования.

В содержательную категорию «профессиональная работа» мы отнесли высказывания учащихся, связанных с профессиональным ростом, а также

высказываний, связанных с совершенствованием самой профессиональной деятельности. Следует отмстить, что большинство ответов в данной категории имеет личностный характер, т. е. каждый учащийся сам принимает решение, о том, что и как ему нужно сделать для того, чтобы успешно справляться с поставленными на работе задачами. Наибольшее значение высказываний принадлежит автомеханикам (13,9%), в меньшей степени - секре-тарям-референтам (8,9%), что указывает на успешный выбор и желание совершенствоваться в своей профессии в большей степени у автомехаников, нежели чем у секретарей-референтов. Мы полагаем, что высокий процент по первой категории содержательных высказываний у секретарей-референтов может выражать их желание получить другую профессиональную специализацию.

Категория «создание и поддержка семьи» больше выражена у закройщиц и секретарей-референтов (10,7% и 12,6%). Мы считаем, что в данном контексте можно говорить о гендерных отличиях, так как учащиеся этих двух профессий - девушки. У юношей эта категория представлена меньше. Девушки больше выражают высказываний о будущем связанных с семьей, чем юноши.

Четвертая категория «учеба в лицее» была представлена таким высказываниями, как: «думаю о предстоящем экзамене», «нравится предмет, который изучаю», «хотела бы закончить лицей» и т. д. Как видно из табл. 2, нагрузка у всех учащихся примерно одинаковая, Эта категория состоит из высказываний, сделанных в настоящем и ближайшем будущем. Респонденты встревожены своим нынешним положением и статусом, часто встречае тся в высказываниях мысль об успешном выпуске из лицея и получения диплома.

Категория «интересы и хобби» позволила установить, что секретари-референты меньше уделяют внимание своим интересам, не связанным с профессией (8,9%), но в большей степени ставят на первый план учебные предметы и преподавателей, по сравнению с остальными учащимися. Этих учащихся можно охарактеризовать как людей, которые серьезнее относятся к своему образованию и карьере. Операторы ЭВМ больше сосредоточены на том, как более продуктивно проводить свой досуг (12,5%), они в большей степени посвящают свое свободное время другим занятиям, часто не совпадающим с основной специализацией.

Две следующие содержательные категории стоит анализировать вместе. Можно отмстить, что категория «быть» преобладает над категорией «иметь» у большинства учащихся. И лишь у закройщиц эта тенденция не просматривается. Высказывания о намерении приобретения материальных ценностей (15,8%) преобладают над высказываниями о намерении развиваться как личности (15,4%). Часто встречаются следующие материальные объекты: автомобиль, одежда, квартира и т. д. В ходе дальнейшей беседы с респондентами выяснено, что для них это символы независимости от родителей, хорошей жизни, силы и свободы.

Как видно из представленной табл. 2, содержательная категория «я и другие» выражена у всех представителей различных профессий примерно в равной степени. Это, с одной стороны, отвечает актуальной потребности на данном этапе развития (формированию своей позиции и занимаемой роли по отношению к обществу), а с другой - свидетельствует о нереализу-емости данной потребности. Названная категория раскрывает отношения личности с группой, профессиональной средой и в целом с обществом.

Девятая категория «армия» включает в себя высказывания, связанные со службой в армии и своим отношением к ней. Здесь высокий процент составляет группа станочников (8,9%) по сравнению с автомеханиками (5,7%) и операторами ЭВМ (1%). На первый взгляд, ничего удивительного в этом нет, но в дальнейшем выяснилось, что многие станочники выбирают службу в армии как способ избегания трудностей при дальнейшем трудоустройстве по профессии. Они уверены, что служба в армии заметно изменит их жизнь так, как они этого пожелают. Столь низкий процент операторов ЭВМ. можно объяснить тем, что многие юноши высказывают мысль о дальнейшем продолжении обучения в вузе. Для секретарей-референтов и закройщиц данная содержательная категория не представляет никакой важности. На наш взгляд, это связано с гомогенным составом групп по одному половому признаку.

Из представленных выше данных можно сделать определенный вывод о том, что содержательная наполненность образа будущего учащихся лицея отличается преобладанием ориентации на себя, высказываниями о намерении развиваться как личности «быть», и высказываниями о намерении приобретения материальных ценностей - к категории «иметь». Категория «учеба в лицее» и высказывания, относящиеся к участию в жизни страны и общества, также занимают значительное место в образе будущего учащихся лицея.

Перейдем к изложению данных, характеризующих построение временной перспективы учащихся лицея. Временная перспектива субъекта, как отмечает Ж. Нюттен, представляет собой сумму временных кодов событий, которые он предполагает осуществить на протяжении всей своей жизни. Все жизненные события кодируются как по календарной, так и по социальной шкалам, которые в своей совокупности отражают три основные категории во временной перспективе: ближнюю, отдаленную и дальнюю. Социальная шкала основана на принципе своевременности. Каждое крупное, значимое событие имеет «среднее» время - тот возраст, в котором оно должно произойти с субъектом, чтобы он не «опоздал», успел своевременно вписаться в «стандартный» (принятый в обществе) жизненный план члена данного общества. Это происходит потому, что жизненный путь личности неизбежно оказывается схож в ряде существенных моментов с жизненными дорогами других людей из-за того, что жизнь в единой макросреде создает некоторую общность современников-сограждан — когорту.

Следующее замечание касается равномерности распределения частоты возрастных периодов в составе жизненных этапов. Например, странным кажется порой тот факт, когда возрастной период - О, нагружен высказываниями больше, чем период - 02, если иметь в виду респондентов от 15 до 18 лет. Следовательно, нам как исследователям, следует уделять отдельное внимание «слепым» возрастным периодам в составе жизненных этапов личности. Учитывая выше изложенные замечания можно приступать к анализу построения временной перспективы учащихся лицея.

Как мы видим из табл. 3, «слепым» возрастным периодом для всех представителей перечисленных профессий является период 03. Кратко дадим здесь описание этого периода. Как указывает Н. В. Григорьева [4], возраст от 18 до 25 лет является наиболее сензитивным для самоопределения личности, после чего происходит адаптация, совершенствование в различных сферах жизнедеятельности. Также автор выделяет формальные признаки завершенности самоопределения: приобретение профессии, обзаведение семьей, достигнутое социальное положение и занятость в трудовой деятельности. Но с какими трудностями сталкиваются наши лицеисты в данном периоде? Ответить на этот вопрос можно будет лишь тогда, когда будет рассмотрен предшествующий и последующий возрастной период. Учащийся лицея имеет определенную профессию, социальную защищенность и планы на ближайшие несколько лет (об этом свидетельствует увеличенная частота событий периода О,). Период В. также имеет увеличенную частоту событий. Здесь мы найдем ответы на вопросы: какая семья нужна учащему -ся, какой трудовой деятельности он готов посвятить один из самых плодотворных периодов своей жизни. Располагается в этом месте и профессио-

Таблица 3

Частота возрастных периодов на временной шкале учащихся лицея (%)

№ Профессии Возрастные периоды и категории перспективы

п/п О, о2 о3 в, в2 П 7 8 9

I Операторы ЭВМ (п=85) 0/7 31,8 14,7 30,2 7,8 14,8 42,3 22,5 35,2

2 Станочники (п=70) 0 31,6 18,4 28,9 6,1 15 42,3 31,9 25,8

3 Автомеханик и (п=83) 2,8 34,0 15,6 32,6 7,2 7,8 40,3 31,8 27,9

4 Закройщицы (п=63) 5,1 31,8 12,1 30,2 12,1 8,7 41,1 26,3 32,6

5 Секретари референты (п=24) 0 32,3 21,5 29,2 9,3 7,7 37,5 30,3 32,2

Примечание: 1 - возраст до 12 лет; 2 - период окончания школы: 12-18 лет; 3 - период учебы в вузе: 18-25 лет; 4 - период создания семьи, становления как профессионала: 25-35 лет; 5 - пик карьеры, рождением воспитание детей: 35-55 лет; 6—период пенсии, воспитание внуков от 55 лет; 7-ближняя перспектива; 8 - отдаленная перспектива; 9-• дальняя перспектива.

нальная цель или мечта учащегося. Осветив содержание периода О, и Вр мы приходим, с одной стороны, к тревожности выпускника, которая возникает от перемены социального окружения, изменения своего социального статуса, а с другой - с необходимостью выделения ближайших профессиональных целей как этапов на пути к профессиональной мечте.

Ж. Нюттен предполагал, что возрастной период 02 относится к образовательному жизненному этапу. Из представленных выше данных (см. табл. 2), лишь секретари-референты имеют в ожидаемых событиях в образе будущего перевес категории «учеба в вузе» (11%) над категорией «профессиональная работа» (8.9%). Остальные представители различных профессий собираются посвятить себя профессиональной работе. Но не все учащиеся, разрешили главное противоречие: какой дорогой нужно идти, чгобы придти именно к своей профессиональной мечте, с какими препятствиями им предстоит столкнуться, какие способы преодоления можно использовать, какие существуют резервные варианты. Разрешением этих трудностей может служить психологическое сопровождение на всех этапах обучения в лицее.

Наряду со слабым представлением периода 02, также слабо представлен период В,. В беседах с учащимися удалось выяснить, что если с рождением детей, их количеством и полом учащиеся уже определились, то значение «пик карьеры» для многих из них остается невыясненным. 11а интуитивном уровне лицеисты понимают важность данного периода по календарной шкале. Но на смысловом уровне их высказывания можно охарактеризовать как наивные: «буду директором», «начальником», и лишь немногие указывали на вполне конкретные признаки пика карьеры: «мечтаю быть слесарем 7-го разряда».

По нашему мнению, оптимальная конструкция временной перспективы для профессионального самоопределения будет иметь вид: а > Ь > с, где а-ближияя перспектива, Ь - отдаленная перспектива, с - дальняя перспектива. По сути ближняя перспектива отвечает на вопрос, что я делаю сейчас для своей профессиональной мечты, отдаленная - что мне потребуется еще сделать для воплощения мечты в жизнь, дальняя перспектива - какова сущность и структура моей профессиональной мечты или цели. Если исходить из подобной гипотезы об оптимальности временной перспективы, то, как видно из табл. 3, оптимальная временная перспектива проявляется у станочников и автомехаников. У остальных же представителей различных профессий временная перспектива нуждается в уточнении и корректировке. В данном случае необходима когнитивная переработка, конструирование структуры «средство-цель», или плана, посредством которого учащиеся лицея пытаются достичь поставленной цели.

Таким образом, полученные данные позволяют сделать вывод о следующих особенностях образа будущего у учащихся профессионального лицея. Содержательная наполненность образа будущего представлена у них нерав-

номерным распределением событий. Не все содержательные образы из восьми событий будущего учащихся беспокоят их в равной степени. В большей степени актуальной является проблема выявления своих действительных интересов. Содержательная наполненность образа будущего отличается преобладанием ориентации на себя, высказываниями о намерении развиваться как личности «быть», и высказываниями о намерении приобретения материальных ценностей - к категории «иметь». Категория «учебав лицее» и высказывания, относящиеся к участию в жизни страны и общества, также занимают значительное место в образе будущего учащихся лицея. Во временной перспективе хорошо представлена ближняя и слабо отдаленная перспектива. Проведенная работа позволила установить факт необходимости коррекции, выработки гибкости, уточнения профессиональных планов и перспектив и способах реализации желаемого у учащихся лицея.

Библиографический список

1. Васильева, Ю, А, Особенности смысловой сферы личности при нарушениях социальной регуляции поведения // Психологический журн. -1997. — Т. 18. - № 2. — С, 58-78.

2. Гинзбург, М. Р. Психология личностного самоопределения: Дис. ... д-ра психол, наук.“М., 1996. —285 с.

3. Головаха, Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. - Киев, 1988.

4. Григорьева,Н. В. Профессиональное самоопределение молодежи: Конспект лекций. - Чебоксары, 2002. - 44 с.

5. Духновский, С. В. Влияние переживания критических ситуаций на развитие девиантного поведения подростков: Автореф. дисс. канд. психол. наук. - Казань, 2002.

6. Крегжде, С. П. Психология формирования профессиональных интересов: Докт. дис. Вильнюс, 1982. - 343 с.

7. Левин, К. Динамическая психология: Избранные труды. - М.: Смысл, 2001.

С. 239-331.

8. Нюттен, Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего.. - М.: Смысл, 2004. - 608 С.

9. Орлов, А. Б, Развитие склонности и «временная перспектива» личности, -В кн.: «Основные проблемы общей возрастной и педагогической психологии.» М., 1978.

10. Приходнюк, С. В. Особенности временных самооценок несовершеннолетних преступников//Психология личности и время. — Т. 2. - Черновцы, 1991.

] 1. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: Питер, 2000. - С. 24-25.

12. Регуш, Л. А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего. — СПб., Речь, 2003,-352 с.

13. Толстых, Н. Н. Жизненные планы старшеклассников. Варианты временной перспективы // Формирование личности старшеклассника / Под ред. И. В. Дубровиной. - М.: Педагогика, 1989. - С. 25-55.

14. Федоров, А. И. Временная перспектива в юношеском возрасте: типологический подход. Автореферат ... дисс. канд. психол. наук. — М., 1996.

15. Чудновскин, В. Э. О временном аспекте гармонического развития личности. — В кн.: «Психолого-педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте. - М.. 1980. - С. 60-67.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Яничев, II. И. Субъективные модели прошлого, настоящего и будущего в подростковом и юношеском возрасте // Наш проблемный подросток / Под ред. Л. А. Регуш. - СПб.. 1999.

УДК 378.09

И. И. Соломатина

ЗАРУБЕЖНЫЕ ТЕОРИИ ДЕЛИНКВЕНТНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

В последние годы понятия «девиантность» и «делинквентность», заимствованные из зарубежной социологии и криминологии, активно используются в отечественных исследованиях, посвященных проблеме отклоняющегося, правонарушающего и преступного поведения. Крайняя неоднозначность, размытость, отсутствие каких-либо четких критериев их разграничения между собой или соотношения с понятиями «социальные отклонения», «правонарушения», «преступность», не дает возможности для научного и практического применения в юриспруденции.

В английском языке понятия “delinquency”, “delinquent” заимствованы из латинского языка (лат. delinquentia - проступок, прегрешение; delinquo, delictum — совершить проступок, допустить погрешность, провиниться) [4, с. 152]. В современном английском языке понятие '‘delinquency” (по Оксфордскому словарю) означает: пренебрежение обязанностями; виновность; преступное бездействие; проступок; “delinquent”: 1. невыполняющий обязанности, виновный; 2. правонарушитель, преступник [10, с. 252]; (по словарю Хорнби) “delinquency”: 1. пренебрежение обязанностями, невыполнение обязательств; 2. проступок; ошибка; вина; “delinquent” - пренебрегающий обязанностями или совершающий проступок [8, с. 306]; американский словарь Вебстера определяет делинквентность как “нарушение, намеренное или непреднамеренное, общественных норм или юридических законов” [ 11, с. 105].

В англо-русском юридическом словаре “delinquency” означает 1. невыполнение обязанностей; нарушение (договора, закона); правонарушение; задолженность; просрочка; 2. преступность (преимущественно несовершеннолетних), “delinquent” - не выполнивший обязанности; нарушивший право; совершивший деликт; правонарушитель; преступник [1, с. 124-125'J.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.