Научная статья на тему 'АПРОБАЦИЯ СКРИНИНГОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ НА ПРЕДМЕТ ДИАГНОСТИКИ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ АУТОАГРЕССИВНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ С ДЕПРЕССИЕЙ'

АПРОБАЦИЯ СКРИНИНГОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ НА ПРЕДМЕТ ДИАГНОСТИКИ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ АУТОАГРЕССИВНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ С ДЕПРЕССИЕЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
53
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКА / СКРИНИНГОВЫЙ ИНСТРУМЕНТ / АПРОБАЦИЯ / ВАЛИДИЗАЦИЯ / АУТОАГРЕССИВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ / АУТОАГРЕССИВНЫЕ КОГНИТИВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ / АУТОАГРЕССИВНЫЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ / АУТОАГРЕССИВНЫЕ ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ / ДЕПРЕССИЯ / ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / ВЗАИМОСВЯЗЬ / КОЭФФИЦИЕНТ КОРРЕЛЯЦИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шарипова Мадина Ёдгоровна, Каримов Кутбиддин Мамадраджабович

В настоящей статье приводятся данные частичной и первичной стандартизации - языковой приемлемости двух скрининговых инструментов. Один, из которых направлен на диагностику аутоагрессивных когнитивных, эмоциональных и поведенческих тенденций (Контрольный Перечень Аутоагрессивных Тенденций - Н. Агазаде, 2019) и второй - уровня депрессивного состояния (Шкала CES-D - Л. Рэдлофф, 1977). Лингвистическая адаптация инструментов проводилась на гомогенной выборке, состоящей из 100 подростков, проживающих в городе Душанбе возрастного диапазона 11 - 18 лет. Полученные результаты были высчитаны методом статистического анализа - средних показателей по группе и коэффициента корреляции для выявления взаимосвязей показателей шкал инструментов. Было выявлено, что аутоагрессивные тенденции значимо связаны с уровнем депрессии. Получены данные также позволяют гипотетически полагать, что оба экспрес-диагностические инструменты имеют конвергентную валидность, которая будет уже предметом следующих анализов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPROBATION OF SCREENING TOOLS FOR DIAGNOSTICS OF THE INTERRELATION BETWEEN AUTO-AGGRESSIVE TENDENCIES AND DEPRESSION

This article provides data of partial and primary standardization - language acceptability of two screening tools. One of which is aimed at diagnosing autoaggressive cognitive, emotional and behavioral tendencies (Checklist of Autoaggressive Tendencies - N. Aghazade, 2019) and the second - level of depressive state (Depression Scale - L. Redloff, 1977). The linguistic adaptation of the tools was carried out on a homogeneous sample of 100 adolescents living in the city of Dushanbe in the age range of 11-18 years. The obtained results were calculated by the method of statistical analysis - group averages and correlation coefficient for identifying the interrelationships of the instrument scale indicators. It was found that auto-aggressive tendencies are significantly related to the level of depression. The data obtained also allows us to hypothetically assume that both express-diagnostic tools have convergent validity, which will be the subject of the following analyzes.

Текст научной работы на тему «АПРОБАЦИЯ СКРИНИНГОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ НА ПРЕДМЕТ ДИАГНОСТИКИ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ АУТОАГРЕССИВНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ С ДЕПРЕССИЕЙ»

детей является результатом внимания, чувства, знания, памяти, размышления, фантазии, считается.

Ключевые слова: интеллектуальная игра, тренинг, внимания, память, мышления, дети, младшыйи школьный возраст, школа.

ONE OF THE FACTORS OF PERSONAL DEVELOPMENT OF YOUNG STUDENTS AT SCHOOL IS TRAINING

The training is considered as an intellectual game and a tool for developing the personality of children of primary school age. t is emphasized that the role of the teacher and parents is very important for the personality of children, and the ideas of children of primary school age are inherent. It should be noted that the use of intellectual games for children is the result of attention, feeling, knowledge, memory, reflection, imagination, etc.

Keywords: intellectual game, training, attention, memory, thinking, children, primary school age, school.

Сведение об авторе:

Билолова Шоира Файзуллоевна - доктор (PhD) кафедры психология факультет фалсафа Таджикский национальный университет Адрес: 734025, Республика Таджикистан, г.Душанбе, пр. Рудаки, 17. Телефон: (+992) 904112272.

About the author:

Bilolova Shoira Faizulloevna - doctorant PhD, Department of Psychology, Faculty of Philosophy, Tajik National University. Address: 734025, Republic of Tajikistan, Dushanbe, Rudaki Ave., 17. Phone: (+992) 904112272. ' '

АПРОБАЦИЯ СКРИНИНГОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ НА ПРЕДМЕТ ДИАГНОСТИКИ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ АУТОАГРЕССИВНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ С ДЕПРЕССИЕЙ

Шарипова М.Ё., Каримов К.М.

Таджикский национальный университет

Современная психологическая наука требует, чтобы любой диагностирующий инструмент, претендующий на то, чтобы считаться научным, обладал необходимыми психометрическими свойствами [12, с.17]. Данные свойства (валидность, надежность и репрезентативность) в комплексе представляют собой индикатор правомочности использования диагностируемых инструментов.

Адаптация и стандартизация (единообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста) диагностических инструментов, которые охватывают все выше перечисленные психометрические свойства, являются довольно сложными, длительными и трудоемкими процессами, состоящими из нескольких последовательных и взаимодополняющих этапов. Таким образом, эффективным диагностируемый инструмент считается только тогда, когда имеет место его общая стандартизация.

В Республике Таджикистан развитие психологической науки, в прикладном плане, находится у своих истоков в связи, с чем и возрастает актуальность разработки и адаптирования различных диагностируемых инструментов, в которых нуждается сегодняшняя научно-практическая таджикская психология. В условиях страны важным и достаточно сложным моментом в адаптации диагностических инструментов является их лингвистическая приемлемость. Сложность в этой связи возникает по причине того что, Таджикистан имеет поликультурное и полиэтническое общество и таджикские диалекты используемые представителями разных областей страны основательно отличаются друг от друга. Однако, согласно правил стандартизации психологических тестов текст должен быть унифицированным, что и создает указанные сложности при лингвистическом переводе диагностируемого инструмента.

Вопреки озвученным сложностям, нами впервые была предпринята попытка провести первичную лингвистическую стандартизацию, что является первым шагом на пути к валидизации тестов. Для этого были выбраны два диагностических инструмента - Контрольный перечень аутоагрессивных тенденций разработанный Назимом Агазаде (2019) и Шкала Депрессии (CES-D) разработанный Ленором Рэдлоффом (1977). Данные скрининговые инструменты были выбраны не случайно.

Согласно существующей статистике, в Таджикистане за последние несколько лет суицидальные поведения именно среди подростков возросли и в рамках программы «Укрепление потенциала специалистов, предоставляющих услуги, для улучшения доступа подростков, особенно наиболее уязвимых, к услугам ментального здоровья в отобранных районах РТ» при поддержке МОиН РТ и ЮНИСЕФ в шести городах и районов Согдийской области (Б. Гафуров, Дж. Расулов, Канибадам, Исфара, Деваштич и Пенджикент) и трех районов и городов республиканского подчинения (Гисар, Рудаки и Вахдат) были проведены ряд просветительских мероприятий работникам нескольких структур (системы образования - классным руководителям, администрации школ, школьным психологам, сотрудникам Институтов повышения квалификаций, системы здравоохранения - семейным врачам и силовых структур - участковым, сотрудникам отделов по правам ребенка и др.). Общий охват составил 646 специалистов, как непосредственно, так и опосредованно взаимодействующих с подростком.

Основной акцент в данных просветительских мероприятиях делался на превентивные меры, осуществляемые посредством повышения информированности о способствующих факторах суицидальных тенденций, возрастной подростковой специфике, внешних (вербальных и невербальных) индикаторах и выявления группы риска с последующей профилактической интервенцией при взаимодействии с целевой группой.

Общеизвестно, что единственным путем снижения уровня суицида является его профилактика. Однако, для разовой диагностики относительно большой выборки и выявления группы риска (наиболее уязвимых людей) с суицидальными тенденциями были нужны скриннинг-тесты, которые бы могли экспрессивно охватить большое количество респондентов за относительно короткое время. Как оказалось, соответствующих валидных диагностируемых инструментов у нас, на данный момент, к сожалению, нет. Обзор литературы по соответствующей теме показал, что существует ряд диагностирующих тестов на предмет суицидальных тенденций, где при постановке вопросов и утверждений фигурирует слово суицид, однако, по известным причинам было решено, что данного рода тесты не будут рассматриваться.

Может возникнуть вопрос, почему были выбраны именно эти инструменты? Литературный обзор и статистические данные показывают, что, среди людей, совершивших суицид - большое количество людей с депрессивным состоянием. Мировые исследования также давно доказали факт о связи депрессивного состояния с суицидальными тенденциями, что и выступила за основу выбора Шкалы Депрессии, предназначенной для подростков.

Важно заметить, что подросткам больше свойственны суицидальные поступки под ситуативным воздействием факторов, что затрудняет профилактический процесс. Временная и поведенческая специфики при суицидальных тенденциях способствовали выбору следующего инструмента, который направлен на выявление аутоагрессивных тенденций подростков. Исследования также показывают, что у суицидальных тенденций есть непосредственная положительная (хоть иногда и косвенная) связь с аутоагрессивными тенденциями [1, с.205]. Несколько остановимся на самих диагностируемых инструментах.

Контрольный перечень аутоагрессивных тенденций разработанный доктором Назимом Агазаде (2019) предполагает измерение когнитивных, эмоциональных и поведенческих аутоагрессивных тенденций у подростков в возрасте 10-19 лет (возрастной диапазон представлен согласно ВОЗ). Данный тест состоит из 15 утверждений и трех шкал, по пять утверждений на каждую шкалу. Утверждения первой шкалы направленны на диагностику аутоагрессивных когнитивных тенденций (далее КТ), второй, на аутоагрессивные эмоциональные тенденции (далее ЭТ) и третья, на диагностику поведенческих аутоагрессивных тенденций (далее ПТ). В тесте пять градаций ответов (никогда - 0, редко -1, иногда - 2, часто - 3 и очень часто - 4 баллов) на каждое утверждение. Итоговые баллы подсчитываются и оцениваются следующим образом:

- 0 - 5 баллов означает, что нет или очень мало аутоагрессивных тенденций;

- 6 - 10 баллов имеет место некоторая аутоагрессивная тенденция;

- 11 - 15 баллов выраженная аутоагрессивная тенденция; и

- 16 - 20 баллов интенсивные аутоагрессивные тенденции и так, соответственно, для каждой шкалы.

Другая использованная нами Шкала ЦЭИ-Д (Центр Эпидемиологических Исследований - Депрессии) (CES-D) предназначена для диагностики депрессивного состояния у подростков, которая включает в себя 20-пунктов. Данная шкала разработана Рэдлоффом (1977) и рассчитана для скрининг-диагностики при массовых эпидемиологических исследованиях и в целях предварительной доврачебной диагностики. Пункты, используемые в данном тесте базируются на шкалах А.Т. Бека и У. Зунга для диагностики депрессивного состояния. В разработке теста были отобраны те пункты, которые представляют такие компоненты депрессии как подавленное состояние, чувство вины и ничтожности, ощущение беспомощности, безнадежности, психомоторное отставание, потеря аппетита и нарушение сна.

Для каждого утверждения предусматривается пять градаций ответов (крайне редко или никогда - 0, иногда - 1, значительную часть времени - 2 и практически все время оценивается - 3 баллами) и уровень депрессии оценивается следующим образом: 0-17 баллов - нормативный предел; 18-26 баллов - легкая депрессия; 27-30 баллов - депрессия средней тяжести; 31 балл и выше - тяжелая депрессия. Из сопоставления шкал тестов, перечня утверждений аутоагрессивных тенденций и утверждений по шкале депрессии можно увидеть, что диагностируемые инструменты выстроены на схожей базе. И там и там речь о подавленном состоянии, чувстве вины, ощущении ничтожности, безнадежности и т.д.

Скрининговые инструменты использовались на двух языках (таджикский и русский). Контрольный перечень аутоагрессивных тенденций на таджикский язык был переведен нами и впервые лингвистически апробирован. Шкала ЦЭС-Д в первый раз в РТ была использована в 2017 - 2018 г. при проведении исследования «Оценка потребностей и нужд подростков в РТ» (Центром стратегических исследований при Президенте РТ и ЮНИСЕФ).

В общей сложности в пре-тестировании скрининговых инструментов участвовали 2 группы по 50 человек, общей сложностью 100 подростков (первой группе подростков диагностируемые инструменты были предоставлены на русском языке, второй группе на таджикском). Выборку составила гомогенная группа подростков двух школ города Душанбе с языком обучения (далее первая и вторая группы) соответствующим предложенным им языками скрининговых инструментов. Выборка была проранжирована следующим образом: для естественного отбора и объективности создания выборки был использован систематический отбор - в каждой из этих школ, отдельно по каждому классу (5-11) из списка учащихся выбирались имена, указанные под нечетными номерами в классном журнале, которые далее включались в список респондентов. Диагностика проводилась фронтально, отдельно в двух возрастных группах (11-14 и 15-18 лет), итого четыре группы в двух школах. Подростки 11-14 лет в одной группе и 15-18 в другой, для исключения фактора младших/старших классов. Средний возраст по группе составляет 14 лет. Временной интервал, затраченный тестирующими на проведение обоих инструментов для одной группы подростков занял час. Скрининговые инструменты были распечатаны таким образом, что после каждого теста прикреплялся чистый лист для указаний сложностей при ответах подростком. Анализ предоставленных анкет не выявил ни одной указанной сложности. Кроме того для большей достоверности ответов названия тестов не были указаны, а тестируемые перед началом диагностики подготавливались.

Перейдем к непосредственному процессу пре-тестирования - в первой группе приняли участие 36 человек 11-14 лет (18 мальчиков и 18 девочек) и 14 человек 15-18 лет (6 мальчиков и 8 девочек). (Таблица №1). Во второй группе 25 человек 11-14 лет (11 мальчиков и 14 девочек) и 25 человек 15-18 лет (14 мальчиков и 11 девочек). Соотношение количества участников в общей группе по фактору пола почти равны, что составляет 49 мальчиков и 51 девочек. Из них 29 мальчиков и 32 девочек 11-14 лет и 20 мальчиков и 19 девочек 15-18 лет соответственно. По возрастному фактору подростки 11-14 лет составляют 61 человек и 15-18 лет 39 подростков.

Таблица №1. Соотношение количества учащихся по половозрастным факторам

Первая группа Вторая группа

Возраст 11-14 15-18 Общ. кол-во В % 11-14 15-18 Общ кол-во В %

Мальчики 18 6 24 48 11 14 25 50

Девочки 18 8 26 52 14 11 25 50

Общее 50 человек 100 50 человек 100

Полученные результаты были подвержены статистическому анализу. Обработка результатов проводилась с помощью пакета программ IBM SPSS Statistics 24. Для статистической обработки применялись два критерия - один для выявления средних величин и второй для диагностики корреляционных связей. Показатели средней величины отражают общее состояние учащихся относительно проведенных тестов, т.е. уровней аутоагрессии и депрессивного состояния. Посредством корреляционного анализа мы попытались посмотреть вероятность наличия взаимосвязей показателей тестов, так как от них зависит первичное подтверждение или опровержение связей аутоагрессии с депрессивным состоянием (было предположено, что наличие взаимосвязей показателей диагностируемых инструментов может косвенно указать на валидности методов при диагностике суицидальных тенденций).

Итак, результаты по группе в целом показывают, что аутоагрессивные КТ имеют место у 73% представителей выборки на уровне отсутствия либо малой выраженности, у 20% на уровне некоторой тенденции, это говорит о нормальных показателях среди подростков, что составляет абсолютное большинство (93%). У 6% на уровне выраженных аутоагрессивных КТ и у 1% на уровне интенсивных аутоагрессивных КТ (Таблица №1), что итого составляет 7% от общего количества тестируемых подростков выборки, которые имеют безосновательное самообвинение, самопорицание, самобичевание, самокритику, самоосуждение вплоть до самооскорбления.

72% от численности выборки не имеют аутоагрессивных ЭТ или имеют на слабом уровне, 21% имеют некоторые аутоагрессивные ЭТ, таким образом, это говорит о том, что у 93% подростков тестируемой выборки показатели аутоагрессивных ЭТ находятся в нормативных границах. В пределах выраженной аутоагрессивной ЭТ находятся 4% и 3% (Таблица №1) с интенсивной аутоагрессивной ЭТ, итого у 7% от численности выборки проявляются беспочвенные недовольства собой, раздражения в отношении себя, комплекса неполноценности, самопрезрения, чувства брезгливости, ненависти и ненужности к себе.

Что касается третьей шкалы - аутоагрессивных ПТ, то у 79% подростков тестируемой выборки аутоагрессивные ПТ выражаются мало либо вообще отсутствуют, у 18% имеет место некоторая аутоагрессивная ПТ, это говорит о том, что у 97% респондентов этот показатель находится в пределах нормы. И только у 3% подростков выборки, выявлено выраженные аутоагрессивные ПТ (Таблица №1). Им свойственны выраженные самолишения, самоуничтожения, членовредительство (нанесения себе увечий), самоистязание, подвергание себя агрессии, пагубное поведение, неоправданные рискованные поведения и пассивная реакция на издевательства окружающих [1, с. 40].

Рассмотрим результаты первой группы - по аутоагрессивным КТ, выявлено - 33 подростка (66%) с очень мало выраженной или отсутствием аутоагрессивной тенденции, 11 (22%) с некоторой аутоагрессивной тенденцией, 5 (10%) с выраженной и 1 с интенсивной аутоагрессивной тенденцией (Таблица №2). По результатам аутоагрессивных ЭТ выявлено - 33 подростка (66%) с маловыраженной, 12 (24%) с некоторой тенденцией, 2 подростка (4%) с выраженным и 3 (6%) с интенсивной аутоагрессивной ЭТ. По результатам аутоагрессивных ПТ выявлено - 34 подростка (68%) с маловыраженной, 15 (30%) с некоторой и 1(2%) с выраженной аутоагрессивной ПТ.

Во второй группе по аутоагрессивным КТ выявлено - 40 подростков (80%) с очень мало выраженной или отсутствием аутоагрессивной КТ, 9 (18%) с некоторой и 1 (2%) с выраженной аутоагрессивной КТ (Таблица №2). По результатам аутоагрессивных ЭТ выявлено - 39 подростков (78%) с маловыраженной, 9 (18%) с некоторой и 2 (4%) с выраженной аутоагрессивной ЭТ. По результатам аутоагрессивных ПТ выявлено -45 подростков (90%) с маловыраженной, 3 (6%) с некоторой и 2 (4%) подростка с выраженной аутоагрессивной ЭТ.

Таблица №2. Результаты Аутоагрессивных тенденций

Выраженность аутоагрессивных тенденций Первая Группа Вторая Группа Общее

КТ ЭТ ПТ КТ ЭТ ПТ КТ N/% ЭТ N/% ПТ N/%

Нет или очень мало аутоагрессив ных 3 6 3 6 4 8 0 0 9 8 5 0 73 72 79

тенденций

Некоторые аутоагрессив ных тенденций 1 2 2 4 5 0 8 8 20 21 18

Выраженные аутоагрессив ные тенденции 0 6 4 3

Интенсивные аутоагрессив ные тенденции 1 3 0

По результатам шкалы ЦЭИ-Д в общей выборке у 37% показатели в пределах нормативных границ, у 36% легкая депрессия, у 12% депрессия средней тяжести и у 15% тяжелая депрессия. В соотношении полового и возрастного факторов, полученные результаты показывают, что среди подростков с показателями тяжелой депрессии и высокими аутоагрессивными тенденциями больше девочек, чем мальчиков и больше среди 7-8 классов, что составляет диапазон возраста 13-14 лет.

Согласно результатам Шкалы депрессии (Д) в первой группе 11 человек (22%) находятся в нормативных пределах, 25 человек (50%) с легкой, 4 человек (8%) со средней тяжестью и 10 человек (20%) с показателями тяжелой депрессии. Во Второй группе 26 человек (52%) находятся в пределах нормы, 11 человек (22%) с легкой, 8 человек (16%) со средней тяжестью и 5 человек (10%) с показателями тяжелой депрессии (Таблица №3).

Таблица №3. Результаты уровня Депрессии

Выраженность депрессивного состояния Первая Группа Вторая Группа Об щее

N % N % №%

Нормативное состояние 11 22 26 52 37

Легкая депрессия 25 50 11 22 36

Депрессия средней тяжести 4 8 8 16 12

Тяжелое депрессивное состояние 10 20 5 10 15

Соотношение полученных результатов показывают (Таблица №2), что подростков с некоторыми аутоагрессивными и выраженными тенденциями незначительно больше в первой группе. Во второй группе отсутствуют подростки с интенсивными аутоагрессивными тенденциями, в то время как в первой группе и по Когнитивным и по Эмоциональным Тенденциям имеют место подростки с интенсивными показателями аутоагрессивных тенденций. В сопоставление полученных результатов по шкале «Депрессия» также показатели по выраженности депрессивного состояния несколько выше, (не значимо) у представителей Первой группы (Таблица №3).

Однако, соотношение результатов общей группы с частными (первая вторая группы) в сопоставлении результатов, полученных от обоих диагностируемых инструментов показывают схожую тенденцию. С возрастанием уровня аутоагрессивных тенденций и тяжести депрессии, (и в первой и во второй группе, как и в общей выборке) умоляется процент приверженности подростков (Таблица №4).

Для облегчения соотношения полученных результатов от скрининг-инструментов, уровни выраженности показателей тестов условно нами были названы «Приемлемые границы; Легкая степень; Средняя степень и Интенсивная степень» (Таблица №4), чтобы соответствовали существующим градациям обоих тестов.

Таблица №4. Соотношение результатов аутоагрессивных тенденций с уровнем

Депрессии

Уровни выраженности Показатели в процентном соотношении учащихся

Аутоагрессивные тенденции Депрессивное состояние

КТ ЭТ ПТ

Приемлемые границы 73 72 79 37

Легкая степень 20 21 18 36

Средняя степень 6 4 3 12

Интенсивная степень 1 3 0 15

Списки детей с результатами тяжелой депрессией и высокими баллами по Аутоагрессивным тенденциям (соответственно проведенным тестам) были предоставлены психологам соответствующих школ для дальнейшей работы с подростками. Психологам школ были также даны рекомендации по дальнейшей работе с учащимися. Было решено, для начала провести эти же тесты вторично учащимся с высокими баллами (в обратном соотношении - те, кому тесты были проведены на русском, предоставить на таджикском, а тем, кому на таджикском, провести на русском языке) для устранения возможного лингвистического фактора. Следующий шаг клиническое интервью, что конечно же, может предоставить комплексную информацию о полученных результатах учащихся и некую информацию о критериях валидности тестов.

Результаты корреляционного анализа показали, что при высоких показателях депрессивного состояния показатели когнитивных и эмоциональных аутоагрессивных тенденций также высоки. Таким образом, корреляционные связи по Пирсону выявили связи Депрессии с Аутоагрессивными Когнитивными Тенденциями (0,42), с Аутоагрессивными Эмоциональными Тенденциями (0,48) и с Аутоагрессивными Поведенческими Тенденциями (0,46) (Рисунок 4).

Таким образом, основываясь на полученные (посредством диагностических инструментов) результаты и наличие корреляционных связей на высоком статистическом уровне можно сказать, что чем выше уровень депрессии, тем выше аутоагрессивные когнитивные, эмоциональные и поведенческие тенденции. Т.е. чем более подавленно состояние человека, чем выше у него чувство вины и ничтожности, чем выше ощущение беспомощности, безнадежности и чем сильнее его психомоторное отставание, тем выше человек безосновательно занимается самообвинением, самобичеванием, самоосуждением и самооскорблением. Тем у человека больше проявляются беспочвенные недовольства собой, раздражения в отношении себя, комплексы неполноценности и чувства ненависти и ненужности. И тем самым у человека возрастает неоправданные рискованные поведения и агрессия, направленная на себя (приведенный анализ касается непосредственно подростков выборки

Рисунок 1. Корреляционная плеяда взаимосвязей показателей скрининговых инструментов по Аутоагрессивным Тенденциям и по Шкале Депрессии.

Все выявленные связи положительны и находятся на уровне P=0,001.

Как видно из корреляционного анализа и наглядности корреляционной плеяды все показатели аутоагрессивных тенденций имеют положительные значимые связи с депрессией. Пре-тестирование диагностируемых инструментов проведено успешно, согласно стандартным правилам и психодиагностическим принципам. Таким образом, соответственно вышесказанному, с высокой долей вероятности можно утверждать, что язык переведенных тестов приемлем для понимания и что проведенное пилотное исследование подтверждает также нашу гипотезу о взаимосвязи депрессии с аутоагрессивными тенденциями и открывает дорогу для проведения масштабного исследования с целью общей валидизации данных скрининг-инструментов.

В существующих условиях была сделана попытка проведения первичной лингвистической стандартизации скрининговых инструментов. Пилотажное исследование показало, что вне зависимости от того, что выборка была разделена на две подгруппы по фактору языка, полученные результаты по всем шкалам тестов имеют идентичную тенденцию роста и снижения показателей. При гомогенной выборке по возрастному фактору, где тесты проведены на двух языках в различных группах соответственно языку были получены сходные данные, гипотетически, как указывали и выше, лингвистическую адаптацию тестов можно считать приемлемой. Однако, следует отметить, что это только первый шаг из нескольких и возможность говорить о правомерности использования этих инструментов и экстраполяции полученных данных на всю генеральную совокупность появится лишь после последующих шагов итоговой стандартизации диагностируемых инструментов.

Касательно валидизации настоящих инструментов важно отметить некоторые намеченные планы. Так как исходной нашей целью была первичная, частичная, языковая стандартизация, мы сделали акцент на лингвистической стороне адаптации. Как показывает опыт тестирующих-специалистов, приведенный в литературе по психодиагностике валидизация это последовательный и трудоемкий процесс, требующий еще и высокой ответственности и знаний не только в сфере тестологии, но и в сфере статистического анализа. Соблюдая эти принципы, мы также разделили свое исследование на несколько этапов - лингвистическая адаптация, надежность и валидность скрининг-инструментов, каждый из которых имеет свои подпункты. В настоящей статье мы постарались пошагово описать, что было запланировано, что было сделано и что в результате получено. Теперь, несколько о том, что не было проведено и что планируется. Не была проведена конвергентная валидность, заключающаяся в наличии высоких показателей коэффициента корреляции с результатами тестируемых инструментов и эталонного теста. Не была оценена надежность, без которой специалист не имеет право использовать тест. Проверка надежности данных диагностируемых инструментов также не была проведена, но планируется путем расщепления теста на отдельные пункты, что является наиболее приемлемой для выявления надежности методик диагностируемых психические состояния. Проверка надежности данных инструментов методом тест-ретеста -повторного проведения того самого теста на той самой выборке через определенное время и соотношение результатов первичного и повторного разов не имеет смысла. Данный метод проверки надежности больше подходит для тестов диагностируемых более константные качества, например психические свойства. Также не были проведены, но планируются проведения константности диагностических инструментов, выявление и оценивание уровня достоверности и репрезентативности выборки.

Обобщая вышеприведенные анализы и интерпретации можно заключить, что получены данные, позволяют полагать, что оба экспрес-диагностические инструменты, которые в пилотажном исследовании были нами пре-тестированы имеют конвергентную валидность, которая будет уже предметом следующих анализов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агазаде Н. Психосоциальная помощь подросткам, склонным к суицидальному поведению. Руководство для тренеров / Н. Агазаде. - Душанбе, 2018 - 205 стр.

2. Аванесов В.С. Тесты в социологическом исследовании / В.С. Аванесов. - М. 1982. - 199 с.

3. Анастази А. Психологическое тестирование В 2 кн. / Под ред. К.М. Гуревича, В. И. Лубовского М., 1982. Кн 1.

4. Бодалёв А.А. Общая психодиагностика / Бодалёв А.А. Столин В.В. - СПб., «Речь», 2003. - 440 с.

5. Гуревич К.М. Надежность психологических тестов / К.М. Гуревич // Психологическая диагностика. Ее проблемы и методы М , 1975. С 162-176.

6. Гуревич К.М. Психологическая диагностика / К.М. Гуревич. - М. 1981. - 232с.

7. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология / В.Н. Дружинин. - 2-е изд., доп. - СПб.: «Питер», 2004. - 319 с.

8. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики /Б.В. Кулагин. - Л. 1984. - 215 с.

9. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования: Анализ и интерпретация данных: учеб. Пособие / А.Д. Наследов. - 3-е изд., стереотип. - СПб.: Речь, 2007. - 392 с.

10. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Д.Я. Райгородский. - Самара: Бахрах, 1998.

11. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. - СПб.: Речь, 2000. - 350 с.

12. Шмелев А.Г., и коллектив. Основы психодиагностики - Учебное пособие для студентов педвузов /А.Г. Шмелев. -Москва, Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. - 544 с.

13. Сборник психологических тестов. Часть I: Пособие / Сост. Е.Е.Миронова - Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2005. -155 с.

АПРОБАЦИЯ СКРИНИНГОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ НА ПРЕДМЕТ ДИАГНОСТИКИ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ АУТОАГРЕССИВНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ С ДЕПРЕССИЕЙ

В настоящей статье приводятся данные частичной и первичной стандартизации -языковой приемлемости двух скрининговых инструментов. Один, из которых направлен на диагностику аутоагрессивных когнитивных, эмоциональных и поведенческих тенденций (Контрольный Перечень Аутоагрессивных Тенденций - Н. Агазаде, 2019) и второй -уровня депрессивного состояния (Шкала CES-D - Л. Рэдлофф, 1977). Лингвистическая адаптация инструментов проводилась на гомогенной выборке, состоящей из 100 подростков, проживающих в городе Душанбе возрастного диапазона 11 - 18 лет. Полученные результаты были высчитаны методом статистического анализа - средних показателей по группе и коэффициента корреляции для выявления взаимосвязей показателей шкал инструментов. Было выявлено, что аутоагрессивные тенденции значимо связаны с уровнем депрессии. Получены данные также позволяют гипотетически полагать, что оба экспрес-диагностические инструменты имеют конвергентную валидность, которая будет уже предметом следующих анализов.

Ключевые слова: экспресс-диагностика, скрининговый инструмент, апробация, валидизация, аутоагрессивные тенденции, аутоагрессивные когнитивные тенденции, аутоагрессивные эмоциональные тенденции, аутоагрессивные поведенческие тенденции, депрессия, лингвистическая адаптация, взаимосвязь, коэффициент корреляции.

APPROBATION OF SCREENING TOOLS FOR DIAGNOSTICS OF THE INTERRELATION BETWEEN AUTO-AGGRESSIVE TENDENCIES AND DEPRESSION

This article provides data of partial and primary standardization - language acceptability of two screening tools. One of which is aimed at diagnosing autoaggressive cognitive, emotional and behavioral tendencies (Checklist of Autoaggressive Tendencies - N. Aghazade, 2019) and the second - level of depressive state (Depression Scale - L. Redloff, 1977). The linguistic adaptation of the tools was carried out on a homogeneous sample of 100 adolescents living in the city of Dushanbe in the age range of 11-18 years. The obtained results were calculated by the method of statistical analysis - group averages and correlation coefficient for identifying the interrelationships of the instrument scale indicators. It was found that auto-aggressive tendencies are significantly related to the level of depression. The data obtained also allows us to hypothetically assume that both express-diagnostic tools have convergent validity, which will be the subject of the following analyzes.

Key words: express diagnostics, screening tool, approbation, validation, auto-aggressive tendencies, auto-aggressive cognitive tendencies, auto-aggressive emotional tendencies, autoaggressive behavioral tendencies, depression, linguistic adaptation, correlation, correlation coefficient.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сведения об авторах:

Шарипова Мадина Ёдгоровна - Таджикский национальный университет, кандидат психологических наук, доцент, кафедры психологии, факультета философии Таджикского национального университета. Адрес: 734025, Республика Таджикистан, г. Душанбе, пр. Рудаки, 17. Телефон: (+992) 934490049. E-mail: madinjasha@yandex.ru

Каримов Кутбиддин Мамадраджабович - Таджикский национальный университет, ассистент кафедры психологии, факультета философии

Таджикского национального университета. Адрес: 734025, Республика Таджикистан, г. Душанбе, пр. Рудаки, 17. Телефон: (+992) 881888082. E-mail: qb1701@list.ru

About the authors:

Sharipova Madina Yodgorovna - Tajik national university, the candidate of psychological sciences, the associate professor of the Department of Psychology, faculty of Philosophy, Tajik national university. Address: 734025, Republic of Tajikistan, Dushanbe, Rudaki Ave., 17. Phone: (+992) 934490049/ E-mail: madinjasha@yandex.ru

Karimov Qutbiddin Mamadrajabovich - Tajik national university, the assistant of the Department of Psychology, faculty of Philosophy, Tajik national university. Address: 734025, Republic of Tajikistan, Dushanbe, Rudaki Ave., 17. Phone: (+992) 881888082. E-mail: qb 1701@list.ru

БАНАКШАГИРИИ РАВАНДИ ТАЪЛИМИ ОМОДАГИИ ИБТИДОИИ ХДРБЙ ДАР МУАССИСА^ОИ ТА^СИЛОТИ МИЁНАИ УМУМЙ

Холмуродов M.F.

Донишкадаи тарбияи цисмонии Тоцикистон ба номи С. Рахимов

Раванди таълими омодагии ибтидоии харбй тибки талаботи карор дар бораи таълими омодагии ибтидоии харбии навчавонон ва барномаи омодагии хдрбй ба накша гирифта шуда, ташкил карда мешавад. Бояд дар назар дошт, ки банакшагирии раванди таълими омодагии ибтидоии харбй хусусиятхои худро дорад. Курси омодагии ибтидоии харбй бисёрчанба буда, аз бахшхои алохидаи мустакил иборат мебошад. Ин банакшагирии бодиккати гузаронидани бахшхо ва мавзуъхои барномаро дар пайдархамии мантикии худ, хусусан хангоми тартиб додани накшаи хафтаина барои соли хониш, талаб мекунад.

Дар ин зимн, рохбари харбй чунин накшаи хафтаинаро барои синфхои 10 ва 11 ба таври алохида тартиб медихад. Х,ангоми тартиб додани накшаи якхафтаина бояд пайдархамии гузаронидани бахшхо ва мавзуъхои барнома дар иртибот ва вобастагии онхо хамачониба фикр карда шавад. Х,амзамон, бояд шароити махаллии кори муассисаи тахсилоти миёнаи умумй, мавчудияти захирахои таълимию моддй ва мавсими сол ба назар гирифта шаванд [1].

. Накшаи хафтаина бояд татбики пайдарпай, пурра ва босифати маводи барномаро аз руйи соли таълим барои писарон ва духтарон таъмин намояд. Бояд махсусан машгулиятхои сахрой бо навчавонони синфи 10 ва гузаронидани тирпарронй бо патронхои чангй аз автомат ба накша гирифта шаванд. Ин дарсхо, чун коида, дар хайати муассисахои тахсилоти миёнаи нохия дар пойгохи таълимии кисми харбй ё лагери харбй-варзишй ташкил ва гузаронида мешаванд. Директор ва рохбари харбии муассисаи тахсилоти миёнаи умумй вакт ва ташкили ин машгулиятхоро дар накшахои кори таълимй - тарбиявй инъикос мекунанд. Барои гузаронидани хар як дарс накша -конспект тартиб дода мешавад. Машгулиятхо оид ба омодагии ибтидоии харбй ба чадвали умумии дарсхои муассисаи тахсилоти миёнаи умумй 2-соатй дар як хафта бо хар як синф дохил карда мешаванд. Х,ар як бахши мавзуъ дар давоми як катор дарсхои бо хам зич алокаманд омухта мешавад [5, с.33-36].

Барои ичрои босифати вазифахои таълимию тарбиявй рохбари харбй бояд ба якчанд дарсхо оид ба ин мавзуъ омода шавад, яъне накшаи мавзуиро тартиб дихад. Дар пайдарпайии мантикй робитаи байни дарсхои тамоми мавзуъ ё бахши барнома фикр карда шуда, истифодаи дастурхои зарурй ва маводи дигари дидактикиро таъмин кардан зарур аст. Дар асоси накшаи мавзуй пеш аз огози дарс накша-конспекти хар як дарс тартиб дода мешавад, ки дар он чунин саволхо, ба мисли мавзуи дарс, вакт ва макони гузаронидани дарс, максадхои таълимй ва тарбиявй, вакти пешниходи онхо инъикос карда мешаванд [4, с. 56].

Аз ахамияти калон банакшагирии дурусти чорабинихои беруназсинфй ва берун аз муассисаи тахсилот оид ба омодагии ибтидоии харбй ва тарбияи харбй-ватандустй низ бархурдор аст [3, с.22]. Ин бахш аз чониби ташкилкунандаи корхои беруназсинфй якчоя бо омузгори тарбияи чисмонй тартиб дода мешавад. Он бояд шумора ва равияи махфилхои харбй, намоиши филмхои харбй-таълимй ва хуччатй, ташрифро ба кисмхои харбй, осорхонахои шарафи харбй пешбинй намояд.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.