Научная статья на тему 'АПРОБАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ НА ТЕМУ: «НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАКОНОПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН» ПО ВОПРОСАМ АНАЛИЗА ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРОЦЕДУР: ФУНКЦИИ, СИСТЕМА, ИЕРАРХИЧНОСТЬ'

АПРОБАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ НА ТЕМУ: «НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАКОНОПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН» ПО ВОПРОСАМ АНАЛИЗА ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРОЦЕДУР: ФУНКЦИИ, СИСТЕМА, ИЕРАРХИЧНОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
49
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГУЛЯТИВНОСТЬ / УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ / СИСТЕМА ПРИНЦИПОВ / ПРАВОПОРЯДОК / ИЕРАРХИЧНОСТЬ / ЗАКОННОСТЬ / ПРОПОРЦИОНАЛЬНОСТЬ / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПУБЛИЧНЫЕ ПРАВА / ИНТЕРЕСЫ ГРАЖДАН / ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА / АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ДЕЛА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ахметов Ерик Булатович, Оспанова Айдана Нургалиевна

В статье рассматриваются вопросы анализа основных принципов административных процедур. Основное внимание уделяется выявлению основных функций, системы и иерархичности принципов. Научная новизна заключается в изучении важных соподчиненных руководящих начал, влияние которых является определяющим для принципов административных процедур, а значит, и всей системы публичного управления. Авторами сделан вывод о том, что в случае спора о его гражданских правах и обязанностях, каждый участник административной процедуры вправе обжаловать административный акт, административное действие (бездействие), не связанное с принятием административного акта, в административном (досудебном) порядке. Был сделан краткий обзор основных принципов административных процедур, и их реализация в странах ближнего и дальнего зарубежья. Вместе с тем, институт административных процедур, особенно их принципы, как, впрочем, и принципы административного права в целом, для законодателя и даже доктрины до сих пор остаются во многом малоисследованной и малопонятной проблемой. Авторами был также сделан вывод о том, что главной особенностью принципов административных процедур является их непосредственное действие и конкретная регулятивность. Принципы административных процедур формулируются не в качестве деклараций, а с четкой и прагматичной целью - выступать особыми средствами правового регулирования. Принципы процедур призваны стать ориентиром не только для законодателя, но и (что чрезвычайно важно) для правоприменителя. Авторы также полагают, что принципы административных процедур это особая группа принципов управленческого административного права. Принципы определяют сущность динамической регулятивной деятельности публичной администрации. Системность принципов определяется господствующими процедурными доктринами. Таким образом, необходим дальнейший анализ основных принципов административных процедур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ахметов Ерик Булатович, Оспанова Айдана Нургалиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPROBATION OF THE RESULTS OF SCIENTIFIC RESEARCH ON THE TOPIC: «SCIENTIFIC SUPPORT OF LEGISLATIVE ACTIVITY IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN» ON THE ANALYSIS OF THE BASIC PRINCIPLES OF ADMINISTRATIVE PROCEDURES: FUNCTIONS, SYSTEM, HIERARCHY

The article deals with the analysis of the basic principles of administrative procedures. The main attention is paid to the identification of the main functions, the system and the hierarchy of principles. The scientific novelty lies in the study of important subordinate guiding principles, the influence of which is decisive for the principles of administrative procedures, and therefore for the entire system of public administration. The authors conclude that in the event of a dispute about his civil rights and obligations, each participant in the administrative procedure has the right to appeal an administrative act, an administrative action (inaction) not related to the adoption of an administrative act, in an administrative (pre-trial) order. A brief overview of the basic principles of administrative procedures and their implementation in the countries of the near and far abroad was made. Thus, further analysis of the basic principles of administrative procedures is necessary. At the same time, the institution of administrative procedures, especially their principles, as well as the principles of administrative law in general, for the legislator and even the doctrine still remain largely unexplored and poorly understood problem. The authors also concluded that the main feature of the principles of administrative procedures is their direct effect and specific regularity. The principles of administrative procedures are formulated not as declarations, but with a clear and pragmatic purpose - to act as special means of legal regulation. The principles of procedures are intended to become a reference point not only for the legislator, but also (which is extremely important) for the law enforcement officer. The authors also believe that the principles of administrative procedures are a special group of principles of managerial administrative law. The principles define the essence of dynamic regulatory activity of public administration. The consistency of the principles is determined by the prevailing procedural doctrines. Thus, further analysis of the basic principles of administrative procedures is necessary.

Текст научной работы на тему «АПРОБАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ НА ТЕМУ: «НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАКОНОПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН» ПО ВОПРОСАМ АНАЛИЗА ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРОЦЕДУР: ФУНКЦИИ, СИСТЕМА, ИЕРАРХИЧНОСТЬ»

ЖАС РАЛЫМ М1НБЕР1

УДК 351/35

АПРОБАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ НА ТЕМУ: «НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАКОНОПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН» ПО ВОПРОСАМ АНАЛИЗА ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРОЦЕДУР: ФУНКЦИИ, СИСТЕМА, ИЕРАРХИЧНОСТЬ

Ахметов Ерик Булатович

Старший научный сотрудник отдела конституционного, административного законодательства и государственного управления Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан, магистр юридических наук, гНур-Султан, Республика Казахстан, e-mail: Akhmetov.e@zqai.kz

Оспанова Айдана Нургалиевна

Старший научный сотрудник отдела конституционного, административного законодательства и государственного управления Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан, магистр юридических наук, гНур-Султан, Республика Казахстан, e-mail: Ospanova.a@zqai.kz

IN О IN

CL

< z

CL

О

e

X

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы анализа основных принципов административных процедур. Основное внимание уделяется выявлению основных функций, системы и иерархичности принципов. Научная новизна заключается в изучении важных соподчиненных руководящих начал, влияние которых является определяющим для принципов административных процедур, а значит, и всей системы публичного управления. Авторами сделан вывод о том, что в случае спора о его гражданских правах и обязанностях, каждый участник административной процедуры вправе обжаловать административный акт, административное действие (бездействие), не связанное с принятием административного акта, в административном (досудебном) порядке. Был сделан краткий обзор основных принципов административных процедур, и их реализация в странах ближнего и дальнего зарубежья.

Вместе с тем, институт административных процедур, особенно их принципы, как, впрочем, и принципы административного права в целом, для законодателя и даже доктрины до сих пор остаются во многом малоисследованной и малопонятной проблемой. Авторами был также сделан вывод о том, что главной особенностью принципов административных процедур является их непосредственное действие и конкретная регулятив-ность. Принципы административных процедур формулируются не в качестве деклараций, о а с четкой и прагматичной целью — выступать особыми средствами правового регули-2: рования. Принципы процедур призваны стать ориентиром не только для законодателя, ^ но и (что чрезвычайно важно) для правоприменителя. Авторы также полагают, что т принципы административных процедур это особая группа принципов управленческого ад-^ министративного права. Принципы определяют сущность динамической регулятивной ¡я деятельности публичной администрации. Системность принципов определяется господ-$ ствующими процедурными доктринами. Таким образом, необходим дальнейший анализ ос-§ новных принципов административных процедур.

< Ключевые слова:регулятивность, универсальность, система принципов, правопорядок,

< иерархичность, законность, пропорциональность, управленческая деятельность, публич-Р ные права, интересы граждан, должностные лица, административные дела.

X

Ь

ЭКШШ1Л1К РЭС1МДЕРДЩ НЕГ1ЗГ1 КАГИДАТТАРЫН «КАЗАХСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНДАГЫ ЗАЦ ЖОБАЛАУ Ж¥МЫСТАРЫН ГЫЛЫМИ КОЛДАУ» ТАЦЫРЫБЫНДАГЫ ГЫЛЫМИ-ЗЕРТТЕУ НЭТИЖЕЛЕР1 БОЙЫНША ТАЛДАУ: ФУНКЦИЯЛАРЫ, ЖУЙЕС1, САТЫЛЫГЫ

Ер1к Болат^лы Ахметов

Цазащстан Республикасы Зацнама жэне щущыщтыщ ащпарат институты конституциялыщ, зюмшШк зацнама жэне мемлекеттж басщару белгмгшц ага гылыми щызметкерг, зац гылымдарыныц магистрi, Нур-Султан щ., Цазащстан Республикасы, e-mail: Akhmetov.e@zqai.kz

Айдана Н¥рFаликызы Оспанова

Цазащстан Республикасы Зацнама жэне щущыщтыщ ащпарат институты конституциялыщ, эюмшШк зацнама жэне мемлекеттж басщару бвлiмiнiц ага гылыми щызметкерi, зац гылымдарыныц магистрi, Нур-Султан щ., Цазащстан Республикасы, e-mail: Ospanova.a@zqai.kz

Аннотация. Мащалада эк1мш1л1к рэс1мдерд1ц нег1зг1 принциптерт талдау мэселелер1 щарастырылады. Ол нег1зг1 функцияларды, ЖYйелер мен принциптердщ иерархиясын аныщтауга багытталган. Fылыми жацалыщ-бул эюмшшк процедуралардыц принциптерг Yшiн шешуш1 болып табылатын, демек, мемлекеттж басщарудыц бук1л ЖYйесi болып табылатын мацызды багыныцщы басшылыщща нег1зделген принциптердг зерттеу. Автор-лар оныц азаматтыщ щущыщтары мен м1ндеттер1 туралы дау туган жагдайда, эк1мш1л1к рэЫмге эрб1р щатысушы эюмшшк акт1ге, эюмшшк актн щабылдауга байланысты емес эк1мш1л1к эрекетке (эрекетс1зд1кке) эк1мш1л1к (сотща дей1нг1) тэрттпен шагым жасауга щущылы деген щорытынды жасады. Эюмшшк процедуралардыц нег1зг1 принциптер1не

щысщаша шолу жасалды жэне оларды жащын жэне алыс шет елдерде ЖYзеге асыру. Осы- ш

лайша, эк1мш1л1к рэс1мдерд1ц нег1зг1 щагидаттарын одан эр1 талдау щажет. q

Сонымен б1рге, эюмшшк рэЫмдер институты, эЫресе олардыц принциптерт, сонымен И

б1рге, тутастай алганда, зац шыгарушы Yшiн жэне ттт1 доктриналар Yшiн эл1 де аз зерт- И

телген жэне тYсiнiксiз проблема болып щала беред1. Авторлар сонымен щатар эк1мш1л1к q

рэЫмдер принциптертщ басты ерекшелт олардыц ттелей эрекетi жэне нащтыреттш- У

гi болып табылады деген щорытындыга келдi. Эюмшшк рэЫмдердщ щагидаттары де- А

кларация реттде емес, нащты жэне прагматикалыщ мащсатпен — щущыщтыщ реттеудщ >

ерекше щуралы реттде тужырымдалады. Процедуралардыц принциптерi тек зац шыга- о

рушы Yшiн гана емес, сонымен бiрге щущыщ щоргаушы Yшiн де (вте мацызды) нусщаулыщ Д

болуга арналган. Сондай-ащ, авторлар эюмшшк рэЫмдердщ принциптерi басщарушылыщ Е

эюмшшк щущыщ принциптертщ ерекше тобы деп санайды. Кагидалар мемлекеттт басща- С

рудыц динамикалыщ реттеушi щызметтщ мэнт аныщтайды. Принциптердщ ЖYйелiлiгi В

басым процедуралыщ шмдермен аныщталады. Осылайша, эюмшшк рэЫмдердщ негiзгi s

щагидаттарын одан эрi талдауы щажет. А

Ty^h свздер: реттшк, эмбебаптылыщ, принциптер ЖYйесi, щущыщтыщ тэртт, иерар- g

хия, зацдылыщ, пропорционалдылыщ, басщару щызметi, щогамдыщ щущыщтар, азаматтар- о

дыц мYдделерi, лауазымды тулгалар, эюмшшк штер. о

в

А

Р №

s 6

) 2

APPROBATION OF THE RESULTS OF SCIENTIFIC RESEARCH ON THE TOPIC: «SCIENTIFIC SUPPORT OF LEGISLATIVE ACTIVITY IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN» ON THE ANALYSIS OF THE BASIC PRINCIPLES OF ADMINISTRATIVE PROCEDURES: FUNCTIONS, SYSTEM, HIERARCHY

Yerik B. Akhmetov

Senior Researcher of the Department of Constitutional, Administrative Legislation and Public Administration of the Institute of Legislation and Legal Information of the Republic of Kazakhstan, Master of Law, Nur-Sultan, e-mail: Akhmetov.e@zqai.kz

Aidana N. Ospanova

Senior Researcher of the Department of Constitutional, Administrative Legislation and Public Administration of the Institute of Legislation and Legal Information of the Republic of Kazakhstan, Master of Law, Nur-Sultan, e-mail: Ospanova.a@zqai.kz

Abstract. The article deals with the analysis of the basic principles of administrative procedures. The main attention is paid to the identification of the main functions, the system and the hierarchy of principles. The scientific novelty lies in the study of important subordinate guiding principles, the influence of which is decisive for the principles of administrative procedures, and therefore for the entire system of public administration. The authors conclude that in the event of a dispute about his civil rights and obligations, each participant in the administrative procedure has the right to appeal an administrative act, an administrative action (inaction) not related to the adoption of an administrative act, in an administrative (pre-trial) order. A brief overview of the basic principles of administrative procedures and their implementation in the countries of the near andfar abroad _ was made. Thus, further analysis of the basic principles of administrative procedures is necessary.

At the same time, the institution of administrative procedures, especially their principles, as Co well as the principles of administrative law in general, for the legislator and even the doctrine ^ still remain largely unexplored and poorly understood problem. The authors also concluded that 1 the main feature of the principles of administrative procedures is their direct effect and specific ^ regularity. The principles of administrative procedures are formulated not as declarations, but s with a clear and pragmatic purpose — to act as special means of legal regulation. The principles f ofprocedures are intended to become a reference point not only for the legislator, but also (which o is extremely important) for the law enforcement officer. The authors also believe that the principles g of administrative procedures are a special group ofprinciples of managerial administrative law. >g The principles define the essence of dynamic regulatory activity of public administration. The o consistency of the principles is determined by the prevailing procedural doctrines. Thus, further g analysis of the basic principles of administrative procedures is necessary.

Keywords: regularity, universality, system of principles, law and order, hierarchy, legality, Si proportionality, managerial activity, public rights, interests of citizens, officials, administrative k affairs.

DOI: 10.52026/2788-5291 2021 66 3 98

Как известно, с 1 июля 2021 года вступил в силу новый Административный процедурно-процессуальный кодекс Республики Казахстан (далее - АППК). АППК направлен на регулирование публично-правовых отношений, возникающих между административным органом и лицом, в отношении которого реализуются установленные зако-

< о

X

0 <1

< Введение

Необходимо отметить, что Президент Ре-^ спублики Казахстан Касым-Жомарт Кемеле-

1 вич Токаев объявил 2021 год Годом 30-летия ^ Независимости. Казахстан за годы Незави-Е симости стал процветающей, развивающей-ш ся страной, известной на международной

арене.

ном публичные функции этого административного органа.

На наш взгляд главной особенностью принципов административных процедур является их непосредственное действие и конкретная регулятивность. Принципы административных процедур формулируются не в качестве деклараций, а с четкой и прагматичной целью — выступать особыми средствами правового регулирования. Принципы процедур призваны стать ориентиром не только для законодателя, но и (что чрезвычайно важно) для правоприменителя.

Второй особенностью принципов административных процедур является их — универсальность. Принципы административных процедур нередко становятся принципами всей управленческой деятельности, выходя за рамки собственно законодательства об административных процедурах.

Третьей особенностью является открытый характер системы принципов. Какой бы перечень ни закреплялся в законодательстве об административных процедурах (и в законодательстве в целом), он не является «застывшей» догмой. Содержание отдельных принципов может меняться, уточняться, дополняться, особенно - судебной практикой. Никакой перечень принципов того или иного закона не должен рассматриваться как отказ в праве на существование иных основополагающих начал публичного управления. Этот важный момент следует помнить законодателям в постсоветских государствах, склонным к созданию «жестких» и «замкнутых» правовых форм.

Четвертым признаком является иерархичность принципов. В сфере административных процедур действует, по крайней мере, три «пласта» принципов: во-первых, общеправовые принципы и принципы административного права в целом; во-вторых, принципы административного процесса; наконец, собственно принципы административных процедур. Каждый последующий пласт «вытекает» из предыдущего, но одновременно привносит новеллы, отражающие специфику «сужающейся» регулируемой сферы.

По нашему мнению принципы административных процедур это особая группа принципов управленческого административного права. Принципы определяют сущность динамической регулятивной деятельности публичной администрации. Системность принципов определяется господствующими процедурными доктринами. В сфере административных процедур суще-

ствуют три основных «пласта» принципов:

- общеправовые принципы и принципы административного права в целом;

- принципы административного процесса;

- принципы административных процедур [1].

Материалы и методы

В ходе исследования были применены общенаучные теоретические методы. Основным для всей работы выступал метод познания научных и теоретических материалов. При рассмотрении и анализе основных принципов административных процедур использовался метод анализа литературы; метод обобщения — при выделении основных принципов; логический метод — при проведении анализа проблемных вопросов.

Результаты и обсуждения

В числе функций принципов административных процедур выделим следующие:

1) нередко предшествуя принятию тех или иных законов, предвосхищая формирование процедур, принципы призваны «подготовить» к их появлению правопорядок и «поторопить» законодателя;

2) обеспечение известной универсальности законодательства об административных процедурах; при этом следует помнить, что действие принципов административных процедур может выходить за рамки кон- Е кретного закона, они имманентно стремятся Н охватить как можно больший объем обще- К ственных отношений. И это стремление по- Н нятно и даже справедливо, поскольку речь Т идет не о принципах того или иного закона, У д а явления, более или менее полно охваты- 5 вающего всю систему административных К процедур различной видовой принадлежно- о сти; о ДД

3) помощь в установлении баланса между Е правовым и неюридическим началами про- Ь

цедур; В

4) уравновешивание публичных и част- И ных интересов, в том числе за щита невласт- о ных лиц от возможных злоупотреблений В со стороны субъектов управления, а также О ограждение публичной администрации от 5< недобросовестности граждан и организа- Ф ций; о

5) наконец, предназначение принципов а — обеспечить реальность, конкретную ре- И гулятивность административных процедур о посредством «тонкой настройки права», № аналогии закона и права, а также выступая 5 средством оценки смежных правовых явле- 66 ний, особенно дискреционных администра- 00 тивных актов [2, с.123]. 1

Вместе с тем, институт административ-

ных процедур, особенно их принципы, как, впрочем, и принципы административного права в целом, для законодателя и даже доктрины до сих пор остаются во многом малоисследованной и малопонятной проблемой. Несомненно, задача анализа и построения системы общих принципов административного права выходит за рамки настоящей работы. Попытаемся вкратце выделить группы наиболее важных соподчиненных руководящих начал, влияние которых является определяющим для принципов административных процедур, а значит, и всей системы публичного управления.

К базовым общеправовым принципам, оказывающим важнейшее воздействие на административные процедуры, предлагаем отнести:

- принцип законности;

- принцип справедливости (разумности, добросовестности);

- принцип пропорциональности (соразмерности) [2].

Следует отметить, что принцип законности имеет формальное и содержательное, процедурное и материальное измерения. В случае спора о гражданских правах и обязанностях, каждый участник административной процедуры вправе обжаловать административный акт, административное ™ действие (бездействие), не связанное с при-Ч нятием административного акта, в админи-ю стративном (досудебном) порядке. В данном ™ случае, судебное решение объявляется пу-^ блично, однако пресса и публика могут не ^ допускаться на судебные заседания в тече-=§■ ние всего процесса или его части по сооб-^ ражениям морали, общественного порядка о или национальной безопасности в демократе тическом обществе, а также когда того требуют интересы несовершеннолетних или § для защиты частной жизни сторон, или в той

< мере, в какой это, по мнению суда, строго с необходимо — при особых обстоятельствах,

< когда гласность нарушала бы интересы пра-¡3 восудия.

Рассмотрим принцип соразмерности, из-^ вестный практически всем современным правовым системам, по своему происхожде-о нию связан с такими философскими кате-

< гориями, как «гармония», «мера», «золотая ¡5 середина». В общем смысле он выражает Р требование эквивалентности во взаимоот-¡5 ношениях, равенства взаимных предостав-^ лений и получений, а также баланса инте-^ ресов. Пройдя долгий эволюционный путь

развития, в современном публичном праве

ш

т 1 Административный процедурно-процессуальный кодекс https:adilet.zan.kz/ rus/docs/K2000000350, дата обращения: 0

принцип соразмерности функционирует, прежде всего, как критерий для определения пределов осуществления государственных полномочий и допустимых ограничений прав человека.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К примеру, в административном праве Пруссии в XIX веке, к принципу соразмерности стали обращаться суды на основании Общепрусского земельного уложения 1794 года в целях ограничения усмотрения полиции и других органов публичной администрации при применении ими принудительных мер [3, с.203 ].

Необходимо отметить, что Административный процедурно-процессуальный Кодекс Республики Казахстан (далее-АППК) это законодательный акт, регулирующий порядок осуществления административных процедур, а также регулирующий порядок разрешения споров, вытекающих из публичных правоотношений.

Отсюда следует, что законодательным актом предусмотрено разрешение споров возникающих между государственными органами, административными органами, должностными лицами, а также гражданами и юридическими лицами.

Целью принятия АППК является развитие конституционных ценностей в управленческой деятельности, реализация и защита публичных прав и законных интересов граждан, возникающих в отношениях с государством, должностными лицами. Кодекс включает в себя ряд исчерпывающих принципов, на основе которых будут разрешаться административные дела.

Рассмотрим более детально принцип соразмерности в административных процедурах. Итак, принцип соразмерности — это принцип, обусловливающий законность действия с точки зрения соблюдения баланса между целью и использованными средствами.

Так, согласно статье 10 АППК, предусмотрено, что при осуществлении административного усмотрения административный орган, должностное лицо обеспечивают справедливый баланс интересов участника административной процедуры и общества. При этом административный акт, административное действие (бездействие) должны быть соразмерными, то есть являться пригодными, необходимыми и пропорциональ-ными1.

В следующих случаях административные акты, административное действие (бездействие) считается пригодными, необходимы-

Республики Казахстан от 29 июня 2020 года № 350-У1 // 5.07.2021 г.

ми и пропорциональными, если:

- административные акты приемлемы для достижения цели, установленной законами Республики Казахстан;

- административные акты, административное действие (бездействие), считаются необходимыми, если в наименьшей степени ограничивают права, свободы и законные интересы участника административной процедуры;

- административные акты, административное действие (бездействие) считаются пропорциональными, если общественное благо, полученное в результате ограничений прав, свобод и законных интересов участника административной процедуры, больше чем вред, причиненный этими ограничени-ями2.

Принцип соразмерности, в зарубежных странах, также его именуют принципом пропорциональности, занимает значительное место при обосновании решения и широко применим в судебной практике зарубежных стран. Так, по этому поводу Аристотель - древнегреческий философ, писал: «Справедливое - это пропорциональное, несправедливое - это то, что нарушает пропорциональность». Принцип соразмерности восходит к представлениям древних греков, согласно которым категория справедливости связана с категорией равномерности [4].

Необходимо отметить, что наряду с другими принципами, применяемых при административных процедурах и административном судопроизводстве, принцип соразмерности имеет определенный внутренний стрежень, не имеющий конкретно - исторических и культурных зависимостей, что в любом случае позволяет рассматривать его как некий естественно - правовой барьер против произвольного ограничения конституционных прав и свобод, основанного на позитивистском представлении о праве.

Распространение принципа соразмерности на европейском континенте произошло во многом благодаря Европейскому суду по правам человека, который постоянно обращается к нему в своей практике. Европейские конституционные суды восприняли аргументацию Европейского суда и стали активно использовать принцип соразмерности для защиты прав человека на национальном уровне. Сегодня к нему обращаются судебные органы не только Германии, но и Австрии, Бельгии, Греции, Дании, Великобритании, Ирландии, Италии, Испании, Люксембурга, Нидерландов, Португалии, России, Франции, Швейцарии, а также Суд

2 Там же.

Европейского Союза. Аналогичные процедуры используются и за пределами европейского континента — в высших судах Аргентины, Бразилии, Израиля, Индии, Канады, Колумбии, Мексики, Перу, США, Чили, ЮАР, Южной Кореи и др., а также в Межамериканском суде по правам человека [5]. Таким образом, в настоящее время принцип соразмерности является одним из базовых конституционных принципов и принципом международного права прав человека.

Однако несмотря на столь широкое распространение принципа соразмерности, обращение к нему в судебной практике все чаще подвергается критике на доктриналь-ном уровне. Действительно, реализация принципа соразмерности сопряжена с рядом проблем, обусловленных как характером самой предполагаемой им процедурой проверки, так и недостаточно корректным ее проведением. Неслучайно стремление достичь соразмерности иногда описывают как «поиск призрака».

Принцип пропорциональности (соразмерности). По словам Армин фон Богдан-ди и Петера М. Хубера, во многом с этого принципа началась конституционализация административного права. Заложенный уже в прусском полицейском праве, он «вырвался» со временем на свободу, охватил все административное право (в том числе, ко- Е нечно, и административные процедуры), а Н затем начал свое победоносное шествие по К иным публичным отраслям, а также вошел в о догматику основных прав; о через Европей- Т скую конвенцию по правам человека и прак- У тику европейских судов был перенесен и в 5 другие европейские правопорядки [6]. К

Принцип пропорциональности в настоя- о щее время можно отнести к одному из важ- Д нейших «сквозных» принципов, в том числе Е применения административных процедур. Ь Это — синтез принципов законности и целе- В сообразности (разумности). Если судебная И практика — «великий примиритель» нормы о права и принципов, то пропорциональность > (соразмерность) — универсальный балан- О сир всех основных правовых явлений, в том 5 числе принципов процедур по отношению Н друг к другу. о

Применение данного принципа включает а три этапа (ступени). Первый шаг - установ- И ление законности избираемых средств. На о втором этапе необходимо проверить при- № годность этих средств для достижения цели. 5 На третьем — (пропорциональность в узком 66 смысле) устанавливается соразмерность со- 00 вершаемых действий достигаемой цели, их 1

необходимость. Здесь административный орган должен убедиться в том, что совершаемые действия не являются ни слишком «жесткими», ни чрезмерно «мягкими». То есть, с одной стороны, не влекут чрезмерных ограничений прав граждан, а с другой

- позволяют добиться искомого результата. Принцип соразмерности применяется только в тех случаях, когда законодательство допускает административное усмотрение.

Заключение

Таким образом, необходимо отметить, что наряду с другими принципами, применяемых при административных процедурах и административном судопроизводстве, принцип соразмерности имеет определенный внутренний стрежень, не имеющий конкретно - исторических и культурных зависимостей, что в любом случае позволяет рассматривать его как некий естественно

- правовой барьер против произвольного ограничения конституционных прав и свобод граждан, основанного на позитивистском представлении о праве.

В качестве предложений можно выделить следующее:

1) в качестве заимствования положительного опыта зарубежной судебной практики по применению принципов гласности и открытости производства по делу, в подпункте 2) пункта 1 статьи 28 АППК расширить права истца при предоставлении доказательств по делу. Подпункт 2) пункта 1 статьи 28 АППК изложить в следующей редакции: «2) представлять доказательства и участвовать в их исследовании, истребовать из любого административного органа любую информацию, не относящуюся к секретам.»

2) Принципы административных процедур должны играть важную роль в применении норм АППК, так как данные принципы охватывают практически все сферы деятельности публично - правовых отношений и направлены на регулирование общественных отношений, возникающих между административным органом и лицом, в отношении которого реализуются установленные законом публичные функции этого административного органа.

ЛИТЕРАТУРА

_ 1. Давыдов К.В. Специальные принципы административных процедур //Вестник Ниже-

0 городского университета им. Н.И. Лобачевского - 2020. - № 2.- С. 125-133.

£ 2. Давыдов К.В. Принципы административных процедур: сравнительно-правовое иссле-^ дование //Актуальные вопросы публичного права. - 2015. - № 4. (34).- С. 123-130.

3. Ledford K.F. Formalizing the Rule of Law in Prussia: The Supreme Administrative Law * Court, 1876-1914//CentralEuropean History. 2004. Vol. 37. N. 2. P. 203-224.

4. Бажуков С.А. Принцип соразмерности в конституционной практике ограничения ^ избирательных прав // Вестник Северного федерального университета.-2014.- № 3. -

1 С. 110-112.

е 5. Бажанов А.А. Проблемы реализации принципа соразмерности в судебной практике // s Труды Института государства и права.-2018.-№ 3. - С. 63-64.

о 6. Богданди А., Хубер П.М. Государство, государственное управление и администра-

0 тивное право в Германии //Дайджест публичного права. - 2014.- № 1 (3). - С. 46 -56. <

с

1 REFERENCES

G

1. Davydov K.V. Special'nye principy administrativnyh procedur// Vestnik Nizhegorodskogo ci universiteta im.N.I. Lobachevskogo - 2020. - № 2. - S. 125-133.

i 2. Davydov K.V Principy administrativnyh procedur: sravnitel'no-pravovoe issledovanie // Aktual'nye voprosy publichnogoprava.- 2015.- № 4. (34). - S. 123-130

3. Ledford K.F. Formalizing the Rule of Law in Prussia: The Supreme Administrative Law £ Court, 1876-1914//CentralEuropean History. 2004. Vol. 37. N. 2. P. 203-224.

4. Bazhukov S.A. Princip sorazmernosti v konstitucionnojpraktike ogranichenija izbiratel'nyh i prav//Vestnik Severnogo federal'nogo universiteta.-2014. - № 3, - S. 110-112.

5. Bazhanov A.A. Problemy realizacii principa sorazmernosti v sudebnoj praktike //Trudy i Instituta gosudarstva iprava.-2018. - № 3. - S. 63-64.

kj 6. Bogdandi A., Huber P.M. Gosudarstvo, gosudarstvennoe upravlenie i administrativnoe m pravo v Germanii //Dajdzhestpublichnogo prava. - 2014. - № 1 (3). - S. 46 -56.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.