ния всевозможных последствий научно-технического прогресса. Таким образом, художественный аспект прежде всего выражает отношение русского киберпанка к утопической модели общества в условиях достижений науки и техники посредством разнообразных приемов и способов выражения иронии.
Споря с научно-технической утопией, в своих произведениях авторы русских киберпанков применяют иронические образы с целью описания возможных негативных последствий стремительного технологического роста и научного развития. Так, ирония используется писателями как способ создания образов персонажей, которые, окружая себя новыми видами техники, постепенно деградируют. Они плохо запоминают и мало думают Например, для того чтобы думать, главному герою повести А. Тюрина «Каменный век» дяде Вите даже приходится «взять некий кибернетический объект с элементами искусственного интеллекта у небритого спекулянта под большой кавказской кепкой». Иронический прием деградации героев может выражаться как в комизме портретов, так и в комизме речи.
Семантический аспект связан с тем смыслом, который заложен в образах, описывающих результаты научно-технического прогресса. Если в научно-технической утопии они несут в себе положительное значение, то в произведениях русского киберпанка - отрицательное.
Психологический аспект связан с тем эмоциональным воздействием, которые несут в себе образы, описывающие результаты достижений науки и техники. Если в антиутопии они направлены на провоцирование определенного эмоционального потрясения (испуга), то в социально-политической утопии - на провоцирование положительных эмоций.
Библиографический список
Таким образом, научно-техническая утопия концентрируется на положительных последствиях научно-технического прогресса, в то время как русский киберпанк сосредоточен на последствиях отрицательных. Стремительный технологический рост и научное развитие, в отличие от авторов научно-технических утопий, не радует, наоборот, вызывает озабоченность авторов жанра киберпанк.
И в первую очередь их беспокоят негативные последствия отчуждения человека от природы и культуры. Также их беспокоит и то, как научно-технический прогресс отражается на духовно-нравственной стороне общественной жизни.
Авторы научно-технических утопий преувеличивают положительные последствия стремительного технологического развития. Они подчеркивают, что научно-технический прогресс делает жизнь человека значительно проще. Авторы киберпанков, напротив, выражают негативное отношение к тем социально-культурным изменениям, которые вызваны им.
Итак, оба жанра - антиутопия и русский киберпанк - противостоят утопии. Данное противостояние, на наш взгляд, можно проанализировать на нескольких уровнях: художественном, семантическом (смысловом) и психологическом.
Художественный аспект прежде всего связан с использованием иронических образов, направленных на высмеивание «идеального» утопического мира, семантический - со смысловым значением образной картины художественного мира, психологический - с тем эмоциональным воздействием, которые несут в себе образы. Однако если антиутопия в большей степени направлена на противостояние социально-политической утопии, то русский киберпанк - на противостояние утопии научно-технической.
1. Ланин Б. Анатомия литературной антиутопии. Available at: http://ecsocman.hse.ru/data/120/386/1217/017_LANIN.pdf
2. Стерлинг Б. Киберпанк в 90-х годах. Available at: https://www.litmir.me/br/?b=69961&p=1
3. Зезюлько А.В. Теоретическое осмысление и художественно-образное отражение научно-технического прогресса в гуманитарной культуре XX века. Автореферат диссертации ... доктора философских наук. Ростов-на-Дону, 2013.
4. Липков А.И. Проблемы художественного воздействия: принцип аттракциона. Москва, 1990.
5. Алехин Л. Падшие ангелы Мультиверсума: Фантастический роман. Москва, 2003.
6. Вавикин В. Техно-Корп. Свободный Токио. Available at: https://www.livelib.ru/book/216734/readpart-tehnokorp-svobodnyj-tokio-vitalij-vavikin/~3
7. Васильев В. Горячий старт. Available at: https://knijky.ru/books/goryachiy-start
8. Зорич А. Сезон оружия: Роман. Москва: ЗАО Издательство Центр-Полиграф, 2001.
9. Тюрин А.В. Каменный век. Available at: www.fan.lib.ru/tt/tjurin_a_w/tyurin-stoneage.shtml
10. Фролов А.Е. Мытарь. Новосибирск, 2001.
11. Царенко Т.П. Бессистемная отладка. Реабилитация. Москва, 2015.
12. Червяченко М. Лидеры войны. Проза в жанре криминальный киберпанк. Курск, 2014.
13. Эмдин А. Отпуск. Москва, 2018.
14. Аксенов В.П. Остров Крым. Москва, 2014.
15. Бредбери РД. Сочинения: Романы и повести, рассказы. Перевод с английского. Москва, 2001.
16. Войнович В.Н. Москва 2042. Москва, 2004.
17. Замятин Е.И. Мы. Москва, 2008.
18. Оруэлл Дж. 1984. Перевод с английского В. Голышева. Москва, 2017.
19. Хаксли О. О дивный новый мир. Перевод с английского О. Сороки. Москва, 2010.
References
1. Lanin B. Anatomiya literaturnoj antiutopii. Available at: http://ecsocman.hse.ru/data/120/386/1217/017_LANIN.pdf
2. Sterling B. Kiberpank v 90-h godah. Available at: https://www.litmir.me/br/?b=69961&p=1
3. Zezyul'ko A.V. Teoreticheskoe osmyslenie i hudozhestvenno-obraznoe otrazhenie nauchno-tehnicheskogo progressa v gumanitarnoj kul'ture XX veka. Avtoreferat dissertacii ... doktora filosofskih nauk. Rostov-na-Donu, 2013.
4. Lipkov A.I. Problemy hudozhestvennogo vozdejstviya: princip attrakciona. Moskva, 1990.
5. Alehin L. Padshie angely Mul'tiversuma: Fantasticheskij roman. Moskva, 2003.
6. Vavikin V. Tehno-Korp. Svobodnyj Tokio. Available at: https://www.livelib.ru/book/216734/readpart-tehnokorp-svobodnyj-tokio-vitalij-vavikin/~3
7. Vasil'ev V. Goryachijstart. Available at: https://knijky.ru/books/goryachiy-start
8. Zorich A. Sezon oruzhiya: Roman. Moskva: ZAO Izdatel'stvo Centr-Poligraf, 2001.
9. Tyurin A.V. Kamennyj vek. Available at: www.fan.lib.ru/t/tjurin_a_w/tyurin-stoneage.shtml
10. Frolov A.E. Mytar'. Novosibirsk, 2001.
11. Carenko T.P. Bessistemnaya otladka. Reabilitaciya. Moskva, 2015.
12. Chervyachenko M. Lidery vojny. Proza v zhanre kriminal'nyj kiberpank. Kursk, 2014.
13. 'Emdin A. Otpusk. Moskva, 2018.
14. Aksenov V.P. OstrovKrym. Moskva, 2014.
15. Bredberi R.D. Sochineniya: Romany ipovesti, rasskazy. Perevod s anglijskogo. Moskva, 2001.
16. Vojnovich V.N. Moskva 2042. Moskva, 2004.
17. Zamyatin E.I. My. Moskva, 2008.
18. Oru'ell Dzh. 1984. Perevod s anglijskogo V. Golysheva. Moskva, 2017.
19. Haksli O. O divnyj novyj mir. Perevod s anglijskogo O. Soroki. Moskva, 2010.
Статья поступила в редакцию 27.04.21
УДК 82
Lamina A.T., Cand. of Sciences (Economics), doctoral postgraduate, Department of Literary Studies and Journalism, Elets State University n.a. I.A. Bunin
(Yelets, Russia), E-mail: Kamalovа[email protected]
ANTROPOCENTRICITY IN THE NOVEL-ANTIUTOPIA AND IN THE WORKS OF RUSSIAN CYBERPANK. The article studies antropocentricity in the novel-antiutopia and in works of Russian cyberpunk. It is noted that Russian cyberpunk, like antiutopia, is different from utopia and is aimed at personal characteristics of a person, his problems and concerns. Like the personality in antiutopia the personality in the works of Russian cyberpunk feels pressure from the environment. The article concludes that anthropocentricity as one of the structural elements of Russian cyberpunk also lies in the orientation (focus) on a certain person, on her problems and desires. In contrast to utopia which implies a single world order for all people the authors of the genre considered are interested in the adaptation of a particular
person in the Utopian world and the reasons for his dissatisfaction with him. In contrast to dystopia, when expressing anthropocentricity in the works of the analyzed genre, the great artistic and semantic meaning is acquired by grotesque-fantastic elements of virtual reality.
Key words: cyberpunk, novel, antiutopia, antropocentricity, personality, orientation.
А.Т. Ламина, канд. экон. наук, докторант, ФГБО ВО «Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина», г. Елец,
E-mail: Kamalovа[email protected]
АНТРОПОЦЕНТРИЧНОСТЬ В РОМАНЕ-АНТИУТОПИИ И ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКОГО КИБЕРПАНКА
Статья посвящена раскрытию антропоцентричности в романе-антиутопии и произведениях русского киберпанка. Отмечается, что русский киберпанк, как и антиутопия, отличаясь от утопии антропоцентричностью, направлен на личностные особенности человека, его проблемы и заботы. Как и личность в антиутопии, личность в произведениях русского киберпанка ощущает давление со стороны окружающей среды. В статье делается вывод, что антропо-центричность как один из структурных элементов русского киберпанка также заключается в ориентации (направленности) на определенную личность, ее проблемы и желания. В отличие от утопии, которая подразумевает единый для всех людей миропорядок, авторов рассматриваемого нами жанра интересуют вопросы адаптации конкретного человека в утопическом мире и причины его неудовлетворенности им. В отличие от антиутопии, при выражении антропоцентричности в произведениях анализируемого жанра большое художественное и семантическое значение приобретают гротескно-фантастические элементы виртуальной реальности.
Ключевые слова: киберпанк, роман, антиутопия, антропоцентричность, личность, ориентация.
В контексте жанровых сращений как элемента эстетики постмодернизма особенно актуален киберпанк. Ю. Пахомова кратко характеризует отличительные черты киберпанковского романа, приведенные в статье Б. Невского «Директория сознательной свободы: 10 и 1 файл про киберпанк»:
«1. Время действия романа - будущее, местом действия иногда становятся другие планеты или космос, параллельно существующие альтернативные миры.
2. Высокая степень урбанизации городов, обусловленная повышением роли города, его культуры и «городских отношений» в развитии общества, в которых ярко выражено социальное неравенство, присутствуют мрачные трущобы, подпольные организации, бандитские группировки, торговцы оружием. Эта глубокая социальная дифференциация постепенно превращается в причину народных бунтов, волнений и революций.
3. Виртуальная реальность, или киберпространство является той средой обитания, в которой главной ценностью является информация и, соответственно, развита киберпреступность. <...>.
4. Присутствие искусственного интеллекта, представленного в виде роботов, биороботов, киборгов, андроидов. Зачастую они превосходят человека почти во всем и стремятся его поработить или уничтожить как вид <...>.
5. Использование психотропных и наркотических веществ, что является причиной появления новых видов заболеваний и роста преступности.
6. Эстетика «смешения», подразумевающая стремление авторов совмещать кажущиеся противоположными вещи, собирать их в одном сюжете, в одном персонаже, в одном пространстве. Именно этот прием заставляет многих исследователей воспринимать киберпанковый роман как постмодернистскую литературу.» [1].
По нашему мнению, при анализе киберпанка в рамках современного литературного процесса и жанровой традиции в первую очередь необходимо иметь в виду следующее:
- на возникновение киберпанка большое влияние оказало развитие информационных технологий;
- киберпанк подразумевает осведомлённость читателя в вопросах сетевых и компьютерных инноваций;
- основные технические элементы, характерные для киберпанка - это развитие робототехники и киборгизации человека, компьютеризация и искусственный разум;
- в качестве основных социальных аспектов киберпанка можно назвать социальное неравенство, власть мегакорпораций, активность киберпреступно-сти, хакеров и мафии, военные конфликты;
- для киберпанка характерна экологическая проблематика (всевозможные климатические изменения, экологические катастрофы);
- в мире киберпанка, часто темном и пугающем, жизнью людей управляет
Сеть;
- транснациональные корпорации в произведениях киберпанка, сильные политически, экономически и военно часто подменяют собой правительства;
- для киберпанка характерна тема борьбы неудачников против тоталитарных систем.
В процессе анализа теоретических положений [1 - 5,], а также рассмотрении русского киберпанка [6 - 14] в контексте антиутопии [15 - 20] можно охарактеризовать такой элемент его структуры, как антропоцентричность.
Сравнивая антиутопию и утопию, Б. Ланин писал: «Итак, антиутопия отличается от утопии своей жанровой ориентированностью на личность, ее особенности, чаяния и беды - антропоцентричностью. Личность в антиутопии всегда ощущает сопротивление среды. Социальная среда и личность - вот основной конфликт антиутопии» [2].
Таким образом, в упомянутом Ланиным конфликте и раскрывается антропоцентричность антиутопии. Свое художественное выражение он находит в приеме контраста образа главного героя и тех образов, которые мешают его личностной самореализации.
Так, против ориентированности на личность и ее особенностей направлено описываемое Замятиным Единое Государство. Его жители ведут рассчитанную по системе Тейлора жизнь. Они просыпаются, приступают к работе, заканчивают ее и отходят ко сну в одно и то же время, что противоречит проявлению собственного «Я».
Сначала Д-503 твердо уверен: «„Мы" - от Бога, а „я" - от диавола». Однако, изменившись внутренне, он в полной мере ощущает давление среды и начинает тяготиться ориентированным против личности обществом, в котором существует.
Против ориентированности на личность направлены и образы, раскрывающие государственное устройство в антиутопии Бредбери (пожарные команды, сжигающие книги). Наиболее ярко разница между двумя диаметрально противоположными идеологическими концепциями - концепцией «Я» и концепцией «Мы» выражается в противопоставлении образа Монтэга и образа Битти.
«Мы все должны быть одинаковыми, - пытается внушить Монтэгу его начальник. - Не свободными и равными от рождения, как сказано в Конституции, а... просто одинаковыми. Пусть все люди станут похожи друг на друга как две капли воды, тогда все будут счастливы, ибо не будет великанов, рядом с которыми другие почувствуют своё ничтожество».
Противостояние концепции «Я» и концепции «Мы» в антиутопии Хаксли художественно выражается как в приеме контраста образа главного героя и образов других персонажей, так и в гротескно-фантастических образах, описывающих научно-технический прогресс, что, несомненно, близко и жанру киберпанк.
Так, против антропоцентричности (как одного из достижений научно-технического прогресса) направлена индустрия развлечений, полностью убивающая в человеке личность. Например, синтетическая музыка, электронный гольф, фильмы с примитивным сюжетом, смотря которые человек может ощущать то, что происходит на экране.
Итак, говоря об антропоцентричности как о ведущем признаке антиутопии, можно резюмировать следующее:
- антиутопия отличается от утопии антропоцентричностью, то есть ориентированностью на личность;
- антропоцентричность антиутопии раскрывается в конфликте личности и социальной среды.
Русский киберпанк, как и антиутопия, отличаясь от утопии антропоцентрич-ностью, направлен на личностные особенности человека, его проблемы и заботы. Как и личность в антиутопии, личность в произведениях русского киберпанка ощущает давление со стороны окружающей среды.
Так, давление со стороны социума ощущает главный герой романа В. Ва-викина «Техно-Корп. Свободный Токио»: «Семъязу накачали нейронными релаксантами и отправили в сектор коррекции. Последним ярким воспоминанием стал наношприц, проткнувший затылок. Дальше наступила темнота. Машины откорректировали личность, отправив в замкнутый отрезок, где Семъяза должен был проживать момент своего последнего убийства снова и снова, пока не исправится или пока его общий коэффициент исправления не упадет ниже допустимых отметок. Тогда машины поставят крест на его исправлении и сотрут личность» [7].
При этом социум в произведении Вавикина в лице властных структур противостоит главному герою при помощи гротескно-фантастически изображаемых автором достижений науки и техники (элементов виртуальной реальности).
Таким образом, характеризуя антропоцентричность в произведениях русского киберпанка, можно заключить следующее:
- антропоцентричность анализируемого жанра, как и антиутопии, раскрывается в конфликте личности («Я») и социума («Мы»), который находит художественное выражение посредством приема контраста образа главного героя и мешающих его личностной самореализации образов (государственных структур, транснациональных корпораций, элементов виртуальной реальности);
- в отличие от антиутопии, при выражении антропоцентричности в произведениях анализируемого жанра большое художественное и семантическое значение приобретают гротескно-фантастические элементы виртуальной реальности.
Библиографический список
Антропоцентричность как один из структурных элементов русского кибер-панка также заключается в ориентации (направленности) на определенную личность, на ее проблемы и желания. В отличие от утопии, которая подразумевает единый для всех людей миропорядок, авторов рассматриваемого нами жанра интересуют вопросы адаптации конкретного человека в утопическом мире и причины его неудовлетворенности им.
По их мнению, личность должна чем-то выделяться из толпы и осознавать свою индивидуальность, иметь смелый и активный характер. Кроме того, в условиях, характерных для современного общества экологических и социально-экономических проблем, она должна ценить природу и искусство, научиться любить и сопереживать.
1. Пахомова Ю.Е. Особенности русского киберпанка в романе М. Дулепы «Хранитель Порталов». Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-russkogo-kiberpanka-v-romane-m-dulepy-hranitel-portalov/viewer
2. Ланин Б. Анатомия литературной антиутопии: http://ecsocman.hse.ru/data/120/386/1217/017_LANIN.pdf
3. Стерлинг Б. Киберпанк в 90-х годах. Available at: https://www.litmir.me/br/?b=69961&p=1
4. Зезюлько А.В. Теоретическое осмысление и художественно-образное отражение научно-технического прогресса в гуманитарной культуре XX века. Автореферат диссертации ... ученой степени доктора философских наук. Ростов-на-Дону, 2013.
5. Липков А.И. Проблемы художественного воздействия: принцип аттракциона. Москва, 1990.
6. Алехин Л. Падшие ангелы Мультиверсума: Фантастический роман. Москва: Издательство Эксмо, 2003.
7. Вавикин В. Техно-Корп. Свободный Токио. Available at https://www.livelib.ru/book/216734/readpart-tehnokorp-svobodnyj-tokio-vitalij-vavikin/~3
8. Васильев В. Горячий старт. Available at: https://knijky.ru/books/goryachiy-start
9. Зорич А. Сезон оружия: Роман. Москва: ЗАО Издательство Центр-Полиграф, 2001.
10. Тюрин А.В. Каменный век. Available at: www.fan.lib.ru/t/tjurin_a_w/tyurin-stoneage.shtml
11. Фролов А.Е. Мытарь. Новосибирск: ГП «Новосибирский полиграфкомбинат», 2001.
12. Царенко Т.П. Бессистемная отладка. Реабилитация. Москва: Издательство АСТ, 2015.
13. Червяченко М. Лидеры войны (Проза в жанре криминальный киберпанк). Курск: «Деловая полиграфия», 2014.
14. Эмди А. Отпуск. Москва, 2018.
15. Аксенов В.П. Остров Крым. Москва: Эксмо, 2014.
16. Бредбери РД. Сочинения: Романы и повести, рассказы. Перевод с английского. Москва: Издательство «Книжная палата», 2001.
17. Войнович В.Н. Москва 2042. Москва: Эксмо, 2004.
18. Замятин Е.И. Мы. Москва: Эксмо, 2008.
19. Оруэлл Дж. 1984. Москва: Издательство АСТ, 2017.
20. Хаксли О. О дивный новый мир. Перевод с английского О. Сороки. Москва: АСТ; Владимир: ВКТ, 2010. References
1. Pahomova Yu.E. Osobennosti russkogo kiberpanka v romane M. Dulepy «Hranitel' Portalov». Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-russkogo-kiberpanka-v-romane-m-dulepy-hranitel-portalov/viewer
2. Lanin B. Anatomiya literaturnoj antiutopii: http://ecsocman.hse.ru/data/120/386/1217/017_LANIN.pdf
3. Sterling B. Kiberpank v 90-h godah. Available at: https://www.litmir.me/br/?b=69961&p=1
4. Zezyul'ko A.V. Teoreticheskoe osmyslenie i hudozhestvenno-obraznoe otrazhenie nauchno-tehnicheskogo progressa v gumanitarnoj kul'ture XX veka. Avtoreferat dissertacii ... uchenoj stepeni doktora filosofskih nauk. Rostov-na-Donu, 2013.
5. Lipkov A.I. Problemy hudozhestvennogo vozdejstviya: princip attrakciona. Moskva, 1990.
6. Alehin L. Padshie angely Mul'tiversuma: Fantasticheskij roman. Moskva: Izdatel'stvo 'Eksmo, 2003.
7. Vavikin V. Tehno-Korp. Svobodnyj Tokio. Available at https://www.livelib.ru/book/216734/readpart-tehnokorp-svobodnyj-tokio-vitalij-vavikin/~3
8. Vasil'ev V. Goryachijstart. Available at: https://knijky.ru/books/goryachiy-start
9. Zorich A. Sezon oruzhiya: Roman. Moskva: ZAO Izdatel'stvo Centr-Poligraf, 2001.
10. Tyurin A.V. Kamennyj vek. Available at: www.fan.lib.ru/t/tjurin_a_w/tyurin-stoneage.shtml
11. Frolov A.E. Mytar'. Novosibirsk: GP «Novosibirskij poligrafkombinat», 2001.
12. Carenko T.P. Bessistemnaya otladka. Reabilitaciya. Moskva: Izdatel'stvo AST, 2015.
13. Chervyachenko M. Lidery vojny (Proza v zhanre kriminal'nyj kiberpank). Kursk: «Delovaya poligrafiya», 2014.
14. 'Emdi A. Otpusk. Moskva, 2018.
15. Aksenov V.P. Ostrov Krym. Moskva: 'Eksmo, 2014.
16. Bredberi R.D. Sochineniya: Romany i povesti, rasskazy. Perevod s anglijskogo. Moskva: Izdatel'stvo «Knizhnaya palata», 2001.
17. Vojnovich V.N. Moskva 2042. Moskva: 'Eksmo, 2004.
18. Zamyatin E.I. My. Moskva: 'Eksmo, 2008.
19. Oru'ell Dzh. 1984. Moskva: Izdatel'stvo AST, 2017.
20. Haksli O. O divnyj novyj mir. Perevod s anglijskogo O. Soroki. Moskva: AST; Vladimir: VKT, 2010.
Статья поступила в редакцию 28.04.21
УДК 811.35
Magomedov D.M., Cand. of Sciences (Philology), researcher, Institute of Language, Literature and Art n.a. G. Tsadasа, Dagestan Federal Research Center of the Russian Academy of Sciences (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
SYNTACTIC CHARACTERISTICS OF PROVERBIAL SENTENCES IN AVAR LANGUAGE. The article discusses syntactic features of a proverb in the Avar language. Avar proverbs retain traditional features of the syntactic structure of the Avar language and at the same time have logical, structural and semantic features. The syntactic structure of proverbs depends on the general pragmatic purpose of this type of paremias as a folklore genre. The most common in the Avar language structural types of proverb sentences are identified and described. The relationship between constructions and logical-syntactic types of proverbs in the Avar language is traced. The author concludes that the proverbs have semantic and syntax completeness. It is known that a proverb is designed for memorization and citation, so it should be short and concise. The syntax structure of the proverb is not only complete and exhaustive, but also not too common and complex. It has been shown that the features of the syntax structure of the Avar proverbs depend largely on its pragmatic function. These features distinguish the proverb not only from the usual sentence of the Avar language, but also from other folk texts.
Key words: sentence-proverb, syntax, proverbs, folklore, Avar language, semantics.
Д.М. Магомедов, канд. филол. наук, науч. сотр. Института языка, литературы и искусства имени Г. Цадаш Дагеcтанcкoгo федерального исследовательского центра Российской академии наук, г. Махачкала, E-mail: [email protected]