Научная статья на тему 'МОТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДОСТИЖЕНИЙ ПЕРЕДОВОЙ НАУКИ И СОЦИАЛЬНОГО ПОДАВЛЕНИЯ В РОМАНЕ-АНТИУТОПИИ И ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКОГО КИБЕРПАНКА'

МОТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДОСТИЖЕНИЙ ПЕРЕДОВОЙ НАУКИ И СОЦИАЛЬНОГО ПОДАВЛЕНИЯ В РОМАНЕ-АНТИУТОПИИ И ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКОГО КИБЕРПАНКА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
134
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
киберпанк / мотив / достижения науки / социальное подавление / cyberpunk / motive / achievements of science / social suppression

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — А Т. Ламина

Статья посвящена раскрытию мотивов использования достижений передовой науки и социального подавления в романе-антиутопии и произведениях русского киберпанка. Отмечается, что для антиутопии в целом характерно изображение научно-технических достижений с помощью приемов гротеска и фантастики. Мотив использования достижений передовой науки, трансформируясь в произведениях русского киберпанка, может приобретать несколько иной акцент. Так, гротескно-фантастически представленные достижения передовой науки в художественном мире рассматриваемого жанра сами могут приобретать способность манипулировать общественным сознанием. Мотив использования достижений передовой науки в романе-антиутопии тесно соприкасается с мотивом социального подавления. В статье делается вывод, что русский киберпанк унаследовал мотив социального подавления от романа-антиутопии. И так же, как и в антиутопии, отдельные элементы мотива использования достижений передовой науки могут органически вписываться в его структуру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVES OF USE OF ACHIEVEMENTS OF ADVANCED SCIENCE AND SOCIAL SUPPRESSION IN THE NOVEL-ANTIUTOPIA AND IN THE WORKS OF RUSSIAN CYBERPANK

The article studies motives of use achievements of advanced science and social suppression in the novel-antiutopia and the works of Russian cyberpunk. It is noted that antiutopia as a whole is characterized by the image of scientific and technological achievements using the methods of grotesque and fiction. The motive of use of achievements of advanced science which transforms into the works of Russian cyberpunk may take on a slightly different emphasis. Thus, the grotesquely-fantastically presented achievements of advanced science in the art world of the considering genre can themselves acquire the ability to manipulate public consciousness. The motive of use of achievements of advanced science in the antiutopian novel is closely related to the motive of social suppression. The article concludes that Russian cyberpunk inherited the motive of social suppression from the antiutopian novel. Individual elements of the motive of use of achievements of advanced science in antiutopia can organically fit into its structure.

Текст научной работы на тему «МОТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДОСТИЖЕНИЙ ПЕРЕДОВОЙ НАУКИ И СОЦИАЛЬНОГО ПОДАВЛЕНИЯ В РОМАНЕ-АНТИУТОПИИ И ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКОГО КИБЕРПАНКА»

References

1. Kirilina A.V. Opisanie lingvisticheskogo landshafta kak novyj metod issledovaniya yazyka v 'epohu globalizacii. Vestnik TvGU. Seriya: Filologiya. 2013; Vypusk 5, № 24: 159 - 167.

2. Gasanova M.A. Lingvisticheskij landshaft sovremennoj Mahachkaly. Vestnik Dagestanskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 2: Gumanitarnye nauki. 2018; T. 33, Vypusk 2.

3. Matveev A.K. Toponomastika i sovremennost'. Voprosy onomastiki. Sverdlovsk, 1974; № 8-9: 11.

4. Gasanova M.A., Shabanova Z.Sh. 'Ergonimy v lingvisticheskom prostranstve. Vestnik Dagestanskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 2: Gumanitarnye nauki. Mahachkala, 2019; T. 34, Vypusk 3: 49 - 54.

Статья поступила в редакцию 05.09.20

УДК 82

Lamina A.T., Cand. of Sciences (Economics), doctoral postgraduate,Department of Literary Studies and Journalism, Theory and History of Literature,

Elets State University n.a. I.A. Bunin (Yelets, Russia)

MOTIVES OF USE OF ACHIEVEMENTS OF ADVANCED SCIENCE AND SOCIAL SUPPRESSION IN THE NOVEL-ANTIUTOPIA AND IN THE WORKS OF RUSSIAN CYBERPANK. The article studies motives of use achievements of advanced science and social suppression in the novel-antiutopia and the works of Russian cyberpunk. It is noted that antiutopia as a whole is characterized by the image of scientific and technological achievements using the methods of grotesque and fiction. The motive of use of achievements of advanced science which transforms into the works of Russian cyberpunk may take on a slightly different emphasis. Thus, the grotesquely-fantastically presented achievements of advanced science in the art world of the considering genre can themselves acquire the ability to manipulate public consciousness. The motive of use of achievements of advanced science in the antiutopian novel is closely related to the motive of social suppression. The article concludes that Russian cyberpunk inherited the motive of social suppression from the antiutopian novel. Individual elements of the motive of use of achievements of advanced science in antiutopia can organically fit into its structure.

Key words: cyberpunk, motive, achievements of science, social suppression.

А.Т. Ламина, канд. экон. наук, докторант, ФГБО ВО «Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина», г. Елец

МОТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДОСТИЖЕНИЙ ПЕРЕДОВОЙ НАУКИ И СОЦИАЛЬНОГО ПОДАВЛЕНИЯ В РОМАНЕ-АНТИУТОПИИ И ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКОГО КИБЕРПАНКА

Статья посвящена раскрытию мотивов использования достижений передовой науки и социального подавления в романе-антиутопии и произведениях русского киберпанка. Отмечается, что для антиутопии в целом характерно изображение научно-технических достижений с помощью приемов гротеска и фантастики. Мотив использования достижений передовой науки, трансформируясь в произведениях русского киберпанка, может приобретать несколько иной акцент Так, гротескно-фантастически представленные достижения передовой науки в художественном мире рассматриваемого жанра сами могут приобретать способность манипулировать общественным сознанием. Мотив использования достижений передовой науки в романе-антиутопии тесно соприкасается с мотивом социального подавления. В статье делается вывод, что русский киберпанк унаследовал мотив социального подавления от романа-антиутопии. И так же, как и в антиутопии, отдельные элементы мотива использования достижений передовой науки могут органически вписываться в его структуру.

Ключевые слова: киберпанк, мотив, достижения науки, социальное подавление.

Анализ произведений рассматриваемых жанров [1 - 14], а также теоретических положений [15; 16; 17] позволяет сделать вывод, что русский киберпанк и роман-антиутопия имеют общие составляющие в мотивной структуре. Например, мотив использования достижений передовой науки. М. Эверестов писал: «Мотив навязанного счастья может претерпеть функциональные изменения, соприкасаясь с мотивом, также унаследованным от утопии - использования достижений передовой науки. Однако если в утопии жанровая модель детерминирована на использование ее во благо (предполагаемое), для достижения потребительской мечты и покорения космоса, в антиутопическом мире наука - орудие в руках власть имеющих» [17].

Для антиутопии в целом характерно изображение научно-технических достижений с помощью приемов гротеска и фантастики. Так, в художественном мире романа Е. Замятина «Мы» музыку пишут специальные машины (гротеск), строится космический корабль «Интеграл» (фантастика).

Мотив использования достижений передовой науки в романе Замятина имеет следующую семантическую структуру: применение властью достижений передовой науки с целью манипуляции общественным сознанием, формирование зависимости от навязываемых обществу достижений передовой науки.

Такую же семантическую структуру имеет мотив использования достижений передовой науки в «Дивном новом мире» Хаксли. Так, применение властью достижений передовой науки с целью манипуляции общественным сознанием -это изображаемое с помощью гротеска и фантастики появление детей (выращивание в бутылках на специальных заводах-инкубаториях).

Таким образом, общество в художественном мире Хаксли стало зависимым от достижения передовой науки в области искусственного выращивания младенцев, на котором базируется его кастовая система. Оно принимает искусственный способ рождения детей как единственно правильный и негативно относится к отцовству и материнству.

Применение властью достижений передовой науки с целью манипуляции общественным сознанием в романе Р. Бредбери «451 градус по Фаренгейту» также художественно выражается при помощи гротеска и фантастики. Так, все что нужно Милдред - это новая (четвертая) телестена с эффектом присутствия, чтобы иллюзия общения с телеперсонажами была полной.

Постепенно привыкая к иллюзии общения, персонажи в художественном мире Бредбери медленно деградируют и перестают слушать друг друга. Теле-

стены и иллюзорные телеперсонажи-«родственники» становятся им дороже собственной семьи. Более того, они впадают в зависимость от такой формы общения.

Семантически связанная с рассматриваемым мотивом проблема использования достижений передовой науки в корыстных интересах присутствует и в романе Д. Оруэлла «1984». Так, в комнате Уинстона, как и в любой другой, вмонтирован телеэкран, с помощью которого осуществляется круглосуточная слежка.

Данную проблему в романе-антиутопии можно охарактеризовать следующим образом:

- изображаемое с помощью гротеска и фантастики общество характеризуется высоким уровнем научно-технического развития;

- в целях контроля общественного сознания и удержания власти используются научно-технические открытия.

Мотив использования достижений передовой науки, трансформируясь в произведениях русского киберпанка, может приобретать несколько иной акцент. Так, гротескно-фантастически представленные достижения передовой науки в художественном мире рассматриваемого нами жанра сами могут приобретать способность манипулировать общественным сознанием.

В романе А. Тюрина «Каменный век» данную способность приобретают незримые информационные негуманоиды, постепенно проникающие в киберси-стемы «оболочки». При этом в повести А. Тюрина мотив использования достижений передовой науки имеет следующую семантическую структуру: приобретение техническими достижениями передовой науки возможности манипулировать общественным сознанием, формирование зависимости от навязываемых обществу достижений передовой науки.

Иногда государственные органы власти в произведениях русского кибер-панка заменяют собой гротескно-фантастически представленные транснациональные корпорации, использующие достижения передовой науки в корыстных интересах. Так, в «Сезоне оружия» А. Зорича крупная компьютерная корпорация создает психотропное оружие.

Итак, проблема использования достижений передовой науки в корыстных интересах в произведениях русского киберпанка характеризуется следующим:

- гротескно-фантастически представленные достижения передовой науки могут иметь способность манипулировать общественным сознанием;

- изображаемые с помощью гротеска и фантастики государственные органы власти, имеющие возможность манипулировать общественным сознанием с помощью достижений передовой науки, могут заменять гротескно-фантастически представленные транснациональные корпорации.

Мотив использования достижений передовой науки в романе-антиутопии тесно соприкасается с мотивом социального подавления. При этом отдельные элементы первого мотива могут органически вписываться в структуру второго мотива.

Мотив социального подавления в антиутопии предполагает, что орудием в руках власти могут выступать изображаемые с помощью гротеска и фантастики достижения научно-технического прогресса. В качестве такого орудия могут использоваться и другие возможные средства манипуляции общественным сознанием.

Так, в художественном мире романа Е. Замятина «Мы» с целью социального подавления используются гротескно-фантастически изображаемые технические средства (например, Машина Благодетеля, при помощи которой он казнит людей). Применяются с данной целью и другие выражаемые посредством гротеска и фантастики способы (рассчитанная по системе Тейлора жизнь, одинаковая одежда) манипуляции, свойственные тоталитарному обществу

Мотив социального подавления в романе Замятина обладает следующей семантической структурой: применение властью различных способов (орудий) с целью социального подавления, восприятие обществом социального подавление как блага, пресечение государством попыток протестных выступлений против социального подавления.

Данный мотив прослеживается в романах Хаксли, Оруэлла, Бредбери. М. Эверстов писал: «В «Дивном новом мире» Главноуправители продвигали спорт: во-первых, это давало рабочие места, во-вторых, заполняло досуг, отвлекало от мыслей. Большой Брат следил с помощью экрана, контролировал все контакты. В антиутопии «451 градус по Фаренгейту» Р Бредбери государство использовало науку для сведения всех потребностей к удовольствию - телевизоры с погружением, езда по автостраде, отсутствие книг делали людей занятыми либо работой, либо развлечениями» [17]. В романе В. Войнича «Москва 2042» социальное подавление осуществляется при помощи гротескно изображаемой мобилизации и военизации всех сфер деятельности.

Раскрывая мотив социального подавления в антиутопиях братьев Стругацких М. Эверстов подчеркивает: «Резюмируем, что в антиутопических текстах Стругацких мотив социального подавления сильно зависит, во-первых, от научных достижений тоталитарного государства («дрожки», «слег», - в «Хищных ве-

Библиографический список

щах», «вышки» - в «Обитаемом острове»), во-вторых, от целей, которые власть преследует (это может быть оболванивание людей для поддержания псевдогармонии либо агрессивное влияние на оценку происходящего)» [17].

Проблема тоталитаризма в обществе, семантически связанная с рассматриваемым мотивом в романе-антиутопии, характеризуется следующим:

- общество в художественном мире антиутопии является тоталитарным;

- с целью поддержания тоталитарного строя властью используются различные способы социального подавления;

- любые попытки выйти за рамки тоталитарного строя жестоко пресекаются.

Русский киберпанк унаследовал мотив социального подавления от романа-антиутопии. И так же, как и в антиутопии, отдельные элементы мотива использования достижений передовой науки могут органически вписываться в его структуру.

В рассматриваемых нами произведениях он характеризуется тем, что средством манипуляции общественным сознанием чаще выступают фантастически и гротескно изображаемые достижения научно-технического прогресса (например, виртуальная реальность), нежели другие возможные способы.

Так, фантастически и гротескно изображаемые достижения научно-технического прогресса являются средством социального подавления в романе Л. Алехина «Падшие ангелы Мультиверсума». При этом мотив социального подавления в данном произведении имеет схожую с мотивом в романе-антиутопии семантическую структуру.

Отмечается все так же характерная для киберпанка тенденция, подразумевающая, что государство как элемент мотива, выполняющий определенные функции, может меняться на транснациональные корпорации и гротескно-фантастически представленную виртуальную реальность.

Проблему тоталитаризма в обществе, которая семантически связана с рассматриваемым мотивом в произведениях русского киберпанка, можно охарактеризовать следующим образом:

- общество в художественном мире русского киберпанка, как и в антиутопии, является тоталитарным;

- средством социального подавления чаще выступают фантастически и гротескно изображаемые достижения передовой науки, нежели другие возможные способы;

- тоталитаризм в обществе может поддерживаться государственными органами, транснациональными корпорациями, фантастическими достижениями научно-технического прогресса (например, виртуальной реальностью).

1. Аксенов В.П. Остров Крым. Москва: Эксмо, 2014.

2. Алехин Л. Падшие ангелы Мультиверсума: фантастический роман. Москва: Издательство Эксмо, 2003.

3. Бредбери РД. Сочинения: романы и повести, рассказы. Перевод с английского. Москва: Издательство «Книжная палата», 2001.

4. Васильев В. Горячий старт: Available at: https://knijky.ru/books/goryachiy-start

5. Войнович В.Н. Москва 2042. Москва: Эксмо, 2004.

6. Замятин Е.И. Мы. Москва: Эксмо, 2008.

7. Зорич А. Сезон оружия: роман. Москва: ЗАО Издательство Центр-Полиграф, 2001.

8. Оруэлл Дж. 1984: роман. Перевод с английского В. Голышева. Москва: Издательство АСТ, 2017.

9. Тюрин А.В. Каменный век. Available at: www.fan.lib.ru/t/tjurin_a_w/tyurin-stoneage.shtml

10. Фролов А.Е. Мытарь. Новосибирск: ГП «Новосибирский полиграфкомбинат» 2001.

11. Хаксли О. О дивный новый мир. Перевод с английского О. Сороки. Москва: АСТ; Владимир: ВКТ, 2010.

12. Царенко Т.П. Бессистемная отладка. Реабилитация. Москва: Издательство АСТ, 2015.

13. Червяченко М. Лидеры войны (Проза в жанре криминальный киберпанк). Курск: «Деловая полиграфия», 2014.

14. Эмдин А. Отпуск. Москва, 2018.

15. Стерлинг Б. Киберпанк в 90-х годах. Available at: https://www.litmir.me/br/?b=69961&p=1

16. Зюзелько А.В. Теоретическое осмысление и художественно-образное отражение научно-технического прогресса в гуманитарной культуре XX века. Автореферат диссертации ... доктора философских наук. Ростов-на Дону, 2013.

17. Эверстов М. Мотив социального подавления в романах-антиутопиях Стругацких. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/motiv-sotsialnogo-podavleniya-v-romanah-antiutopiyah-strugatskih

References

1. Aksenov V.P. Ostrov Krym. Moskva: 'Eksmo, 2014.

2. Alehin L. Padshie angely Mul'tiversuma: fantasticheskij roman. Moskva: Izdatel'stvo 'Eksmo, 2003.

3. Bredberi R.D. Sochineniya: romany i povesti, rasskazy. Perevod s anglijskogo. Moskva: Izdatel'stvo «Knizhnaya palata», 2001.

4. Vasil'ev V. Goryachijstart: Available at: https://knijky.ru/books/goryachiy-start

5. Vojnovich V.N. Moskva 2042. Moskva: 'Eksmo, 2004.

6. Zamyatin E.I. My. Moskva: 'Eksmo, 2008.

7. Zorich A. Sezon oruzhiya: roman. Moskva: ZAO Izdatel'stvo Centr-Poligraf, 2001.

8. Oru'ell Dzh. 1984: roman. Perevod s anglijskogo V. Golysheva. Moskva: Izdatel'stvo AST, 2017.

9. Tyurin A.V. Kamennyj vek. Available at: www.fan.lib.ru/t/tjurin_a_w/tyurin-stoneage.shtml

10. Frolov A.E. Mytar'. Novosibirsk: GP «Novosibirskij poligrafkombinat» 2001.

11. Haksli O. O divnyj novyj mir. Perevod s anglijskogo O. Soroki. Moskva: AST; Vladimir: VKT, 2010.

12. Carenko T.P. Bessistemnaya otladka. Reabilitaciya. Moskva: Izdatel'stvo AST, 2015.

13. Chervyachenko M. Lidery vojny (Proza v zhanre kriminal'nyj kiberpank). Kursk: «Delovaya poligrafiya», 2014.

14. 'Emdin A. Otpusk. Moskva, 2018.

15. Sterling B. Kiberpank v 90-h godah. Available at: https://www.litmir.me/br/?b=69961&p=1

16. Zyuzel'ko A.V. Teoreticheskoe osmyslenie i hudozhestvenno-obraznoe otrazhenie nauchno-tehnicheskogo progressa v gumanitarnoj kul'ture XX veka. Avtoreferat dissertacii ... doktora filosofskih nauk. Rostov-na Donu, 2013.

17. 'Everstov M. Motiv social'nogo podavleniya v romanah-antiutopiyah Strugackih. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/motiv-sotsialnogo-podavleniya-v-romanah-antiutopiyah-strugatskih

Статья поступила в редакцию 27.08.20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.