Научная статья на тему 'Бинарная оппозиция природное – техническое в произведениях русского киберпанка'

Бинарная оппозиция природное – техническое в произведениях русского киберпанка Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
120
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
киберпанк / бинарная оппозиция / природное / техническое / гротеск / образ / cyberpunk / binary opposition / natural / technical / grotesque / image

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — A T. Ламина

Статья посвящена раскрытию художественных аспектов оппозиции природноетехническое в произведениях русского киберпанка. Отмечается, что одним из таких аспектов фантастические образы «механических» животных, противопоставленные живой природе. Гротеск как художественный аспект оппозиции природноетехническое заключается в приеме подмены понятий искусство – техника (с одной стороны, искусство как часть человеческой природы, с другой – техника), а также в приеме отстранения человека от культуры и искусства как от части природы. Так, в художественном мире русского киберпанка трудно сочинять стихи, поскольку поэзию и живопись преподают роботы, живущие рядом с людьми. В статье делается вывод, что именно лю бовь для авторов русского киберпанка является неотъемлемой частью природы человека. Кроме того, техническое в произведениях русского киберпанка часто отождествляется с тоталитарным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BINARY OPPOSITION NATURAL–TECHNICAL IN THE WORKS OF RUSSIAN CYBERPANK

The article is dedicated to the disclosure of the artistic aspects of the opposition naturaltechnical in the works of Russian cyberpunk. It is noted that one of these aspects is the fantastic images of “mechanical” animals, contrasted with wildlife. The grotesque as an artistic aspect of the opposition is naturaltechnical: it involves the substitution of the concepts of art and technology (on the one hand, art as part of human nature, and on the other, technology), as well as the method of removing a person from culture and art as part of nature. So, in the art world of Russian cyberpunk it is difficult to compose poetry, since poetry and painting are taught by robots living next to people. The article concludes that it is love for the authors of Russian cyberpunk that is an integral part of human nature. In addition, the technical in the works of Russian cyberpunk is often identified with the totalitarian.

Текст научной работы на тему «Бинарная оппозиция природное – техническое в произведениях русского киберпанка»

книги (1586 - 1631)», «Углич в 17 веке», «Акты города Романова-Борисоглеб-ска (1727 - 1790)» и др. Здесь же опубликован один из первых в отечественной историографии наукотворческий очерк о мировом научном движении и развитии международного научного сотрудничества Н.Н. Гопубева «Международные конгрессы и конференции» (1905, кн. 92).

С привлечением материалов и информационных сообщений этих изданий в 1879 - 1880 гг в Петербурге издавался «Сборник интереснейших уголовных процессов всех стран прежнего и новейшего времени».

Свой «Вестник» в 1907 - 1908 гг выпускали Высшие женские юридические курсы (г Москва). Лицей в память цесаревича Николая публиковал «Учебные записки» (1907 - 1910, 1912 - 1916).

Выпуск своих специальных изданий - общая тенденция отечественной журналистики в данный период XIX века. Отметим также, что в изданиях юридических учебных заведений, юридических факультетов университетов появляется и становится востребованным новый вид печатного издания - юридическая библиография. 6 ноября 1883 г юридический факультет Петербургского университета выступил на Совете университета с предложением издавать специальное библиографическое пособие, «ежегодное, выходящее три или четыре раза в год» и имеющие целью, «во-первых, указание капитальнейших явлений юридической литературы иностранной с коротеньким объявлением их содержания и значения, во-вторых, указание всех изданий и произведений отечественных, имеющих научное значение, выходящих как отдельными книгами, так и в виде журнальных статей с самой коротенькой их аттестацией». Причем издавать такое пособие предполагалось в виде «приложения» к протоколам заседания Совета университета и «отдельно от протоколов брошюрой» по 50 страниц; «пускать в продажу по 10 коп. за печатный лист». По представлению Совета университета министр народного просвещения утвердил 19 февраля 1884 г за № 2462 «дозволение» на издание «указанного журнала по представленной программе». Редактором издания был назначен ординарный профессор университета И.Е. Андреевский [7, с. 4]. В 1884 - 1886 гг. вышли 9 номеров (243 записи) «Юридической библиографии...». Данный указатель книг и журнальных статей, изданных на русском языке, а также важнейших иностранных книг за 1883 - 1886 гг выходил 3 раза в год. В каждом выпуске сначала указаны русские издания, затем иностранные. Материал сгруппирован по отраслям права, но без обозначения рубрик. Все опи-

Библиографический список

сания снабжены развернутыми аннотациями, значительная часть которых содержит критические элементы. В последних номерах каждого года имеются систематический указатель и алфавитный указатель рецензентов. Совет Демидовского юридического лицея постановил «преобразовать издаваемую им библиографию в периодический журнал, издаваемый 5 раз в год в двухмесячные промежутки (за исключением двух каникулярных месяцев) в объеме до 3 п. л. в выпуске». В постановлении Совета говорилось также, что отныне «Юридическая библиография» «задается целью стать академическим органом научной библиографии и критики». Для этого в программу издания вводятся «простые сообщения» о вышедших книгах, брошюрах и журнальных статьях, «краткие осведомительные и критические рецензии», а также, «по мере возможности», систематические очерки текущей библиографии по отдельным научным дисциплинам и специальным вопросам права, наконец, специальный отдел «Академическая летопись». В подготовке рубрикаторов нового журнала юридической библиографии принимали участие ведущие отечественные библиографы, юристы, историки, члены научных исторических и юридических обществ.

Таким образом, выделены основные тенденции развития юридической периодики в пореформенный период:

1) появление нового вида юридического журнала («Народныйзаконовед»), ориентирован на массового читателя (крестьян);

2) зарождение региональной юридической прессы («Юридическое обозрение»), первый провинциальный журнал-еженедельник;

3) развитие научно-популярного печатного издания («Юридические советы»), просветительская цель которого - ознакомление граждан с законами;

4) появление в юридических учебных заведениях своих печатных органов: «Памятные книжки», «Временник Демидовского юридического лицея», «Учебные записки» и др.;

5) формирование нового вида юридического печатного издания («Юридическая библиография»).

Подавляющее большинство материалов сегодня имеют библиографическое значение и представляют историографическую ценность, характеризующую период становления юридической науки в России. Обращение к истории развития научной юридической периодики позволяет понять тенденции развития юридической мысли в России и обогатить знания современных журналистов.

1. Акопов А.И. Отечественные специальные журналы (1765 - 1917). Историко-типологический обзор. Ростов-на-Дону, 1986.

2. Горобец А.Ф. Отечественные юридические журналы XIX века: эволюция и характерные особенности. Диссертации ... кандидата филологических наук. Армавир, 2012.

3. Судебный журнал, бывший Журнал Министерства юстиции. Санкт-Петербург, 1873; № 1.

4. Народный законовед. Санкт-Петербург, 1871; № 12.

5. Юридическое обозрение. Тифлис, 1881; № 1.

6. Юридические советы. Санкт-Петербург, 1915; № 1.

7. Юридическая библиография, издаваемая Юридическим факультетом императорского Санкть-Петербургского университета. Санкт-Петербург, 1884; № 1. References

1. Akopov A.I. Otechestvennye special'nyezhurnaly (1765 - 1917). Istoriko-tipologicheskijobzor. Rostov-na-Donu, 1986.

2. Gorobec A.F. Otechestvennyeyuridicheskie zhurnaly XIX veka: 'evolyuciya i harakternye osobennosti. Dissertacii ... kandidata filologicheskih nauk. Armavir, 2012.

3. Sudebnyj zhurnal, byvshij Zhurnal Ministerstva yusticii. Sankt-Peterburg, 1873; № 1.

4. Narodnyjzakonoved. Sankt-Peterburg, 1871; № 12.

5. Yuridicheskoe obozrenie. Tiflis, 1881; № 1.

6. Yuridicheskie sovety. Sankt-Peterburg, 1915; № 1.

7. Yuridicheskaya bibliografiya, izdavaemaya Yuridicheskim fakul'tetom imperatorskogo Sankt-Peterburgskogo universiteta. Sankt-Peterburg, 1884; № 1.

Статья поступила в редакцию 20.06.20

УДК 82

Lamina A.T., Cand. of Sciences (Economics), doctoral postgraduate, Department of Literature and Journalism, Federal State Educational Institution

of Higher Education "Elets State University n.a. I.A. Bunin" (Yelets, Russia), E-mail: Kamalovа[email protected]

BINARY OPPOSITION NATURAL-TECHNICAL IN THE WORKS OF RUSSIAN CYBERPANK. The article is dedicated to the disclosure of the artistic aspects of the opposition natural-technical in the works of Russian cyberpunk. It is noted that one of these aspects is the fantastic images of "mechanical" animals, contrasted with wildlife. The grotesque as an artistic aspect of the opposition is natural-technical: it involves the substitution of the concepts of art and technology (on the one hand, art as part of human nature, and on the other, technology), as well as the method of removing a person from culture and art as part of nature. So, in the art world of Russian cyberpunk it is difficult to compose poetry, since poetry and painting are taught by robots living next to people. The article concludes that it is love for the authors of Russian cyberpunk that is an integral part of human nature. In addition, the technical in the works of Russian cyberpunk is often identified with the totalitarian.

Key words: cyberpunk, binary opposition, natural, technical, grotesque, image.

A.T. Ламина, канд. экон. наук, докторант, ФГБО ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина», Елец, E-mail: Kamalovа[email protected]

БИНАРНАЯ ОППОЗИЦИЯ ПРИРОДНОЕ -

ТЕХНИЧЕСКОЕ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКОГО КИБЕРПАНКА

Статья посвящена раскрытию художественных аспектов оппозиции природное - техническое в произведениях русского киберпанка. Отмечается, что одним из таких аспектов фантастические образы «механических» животных, противопоставленные живой природе. Гротеск как художественный аспект оппозиции природное - техническое заключается в приеме подмены понятий искусство - техника (с одной стороны, искусство как часть человеческой

природы, с другой - техника), а также в приеме отстранения человека от культуры и искусства как от части природы. Так, в художественном мире русского киберпанка трудно сочинять стихи, поскольку поэзию и живопись преподают роботы, живущие рядом с людьми. В статье делается вывод, что именно любовь для авторов русского киберпанка является неотъемлемой частью природы человека. Кроме того, техническое в произведениях русского киберпанка часто отождествляется с тоталитарным.

Ключевые слова: киберпанк, бинарная оппозиция, природное, техническое, гротеск, образ.

Жанровые характеристики киберпанка в условиях информационного общества [1 - 6], а также анализ текстов [7 - 14] позволяет рассмотреть несколько смысловых оппозиций:

- свобода - несвобода;

- индивидуализм - коллективизм;

- реальное - виртуальное;

- природное - техническое.

Отдельные аспекты и характеристики киберпанка нами уже были освещены в публикациях [17 - 19].

Так, художественным аспектом смысловой оппозиции природное - техническое в произведениях русского киберпанка являются фантастические образы «механических» животных, противопоставленные живой природе: «Раздавленные птенцы оказались подделкой. Даже тот, что не смог вылупиться из яйца, - от падения скорлупа разбилась, явив на свет перья, слизь и микросхемы» [8].

В анализируемых произведениях средством художественной экспрессии бинарной оппозиции природное - техническое можно считать и иронический прием «отехничивания» людей и животных (превращение живых существ в роботов, замена человека и животных машинами) а также прием контраста людей и роботов.

Данный прием можно проследить и в родственной киберпанку антиутопии. Так, интересным приемом «отехничивания» людей в романе-антиутопии О. Хаксли «О дивный новый мир» является выращивание людей искусственным способом на заводах (инкубаториях) и разделение их на пять каст на уровне развития эмбриона [13].

Гротеск как художественный аспект оппозиции природное - техническое заключается в приеме подмены понятий искусство - техника (с одной стороны, искусство как часть человеческой природы, с другой - техника), а также в приеме отстранения человека от культуры и искусства как от части природы. Так, в художественном мире русского киберпанка трудно сочинять стихи, поскольку поэзию и живопись преподают роботы («синергики»), живущие рядом с людьми.

Прием отстранения человека от культуры и искусства как от части природы свойственен и роману-антиутопии. В романе Р. Бредбери «451 градус по Фаренгейту» пожарные сжигают любые найденные книги [14]. В романе-антиутопии О. Хаксли «О дивный новый мир» младенцы в целях воспитания «отвращения к природе» получают удар электрошоком, когда тянутся к цветам и книгам.

На гротеске строится и прием подмены живой природы искусственной. Например, в художественном мире романа В. Вавикина «Техно-Корп. Свободный Токио» присутствуют искусственные деревья с силиконовыми ветвями.

Средством художественной экспрессии оппозиции природное - техническое является прием контраста образа главного героя, которому свойственно чувство любви, и образов других персонажей, которым чувствовать и сопереживать не свойственно. Данный прием художественно выражает рассматриваемую оппозицию и в романе-антиутопии О. Хаксли «О дивный новый мир» (контраст образов Джона и Ленайны).

Именно любовь для авторов русского киберпанка является неотъемлемой частью природы человека. В романах 2010 годов в отличие от произведений 90-х - 2000-х годов тема любви выражена более ярко. Это отражается на композиции образа главного героя (на уровне диалогов, мыслей, а также поступков), делает его более романтичным, чувственным, возвышенным.

Сюжет романа А. Эмдина «Отпуск» строится вокруг отношений главного героя-рассказчика и девушки Ольги, с которой он познакомился в виртуальном пространстве. Любовь для него имеет первостепенное значение. Он во многом романтик. Но не романтик, который идеализирует окружающую действительность, а романтик, который верит в возможность счастья с предназначенным судьбой человеком: «...Я считаю, что невозможно желать связать себя узами брака, исходя из абстрактного желания женитьбы. Желать жениться или выйти замуж можно за конкретного человека, которого сначала нужно встретить. Потом понять. А потом искренне надеяться, что этот человек примет тебя в ответ со всеми твоими особенностями, и благодарить Всевышнего за каждый день, который он соглашается провести с тобой.» [15, с. 23].

Главный герой предпочитает следовать чувствам, редко руководствуясь навязываемыми обществом стереотипами. Стереотипы, под которыми он понимает «штамп в паспорте» и «абстрактное желание жениться» и которые никогда не поставит выше настоящей любви. Они непонятны и чужды ему.

Любовь важна и для главных героев романа В. Вавикина ««Техно-Корп. Свободный Токио» Семъязы и Шайори, между которыми это чувство возникло. Так, символична нейронная татуировка любви, которую тайно сделала Шайори. Это не только знак протеста правилам клана и семьи. Это то, что героиня противопоставляет несправедливости, жестокости и тоталитарности.

Таким образом, любовь как элемент природы человека, пусть и встречающая на своем пути множество препятствий, является неотъемлемой частью ху-

дожественного мира русского киберпанка: «.Ничего не происходит. Ничего и не должно было произойти в этом несовершенном, действующем по своим странным законам мире, где двое проснулись в одной постели не потому, что того требовали правила игры, а потому, что во всех существующих вселенных - реальных и виртуальных - больше не могли просыпаться порознь» [15, с. 382]. Именно это, с точки зрения авторов, придает существованию человечества смысл.

Сравнивая композицию образа главного героя на стадии формирования жанра с композицией на стадии совершенствования его возможностей, можно сказать, что главный герой русского киберпанка 2010-х годов, как и главный герой произведений 90-х - 2000-х годов - это противостоящий тоталитаризму одиночка. Однако он может действовать и с близкими ему по духу помощниками.

Как и главный герой русского киберпанка 90-х - 2000-х годов, он - личность противоречивая. С одной стороны, он способен нарушить закон. С другой, борется за торжество справедливости, отстаивая те принципы, в которые твердо верит.

Так, в одиночестве оказывается главный герой романа В. Вавикина ««Тех-но-Корп. Свободный Токио» Семъяза. Он - член одного из кланов якудзы, которые поддерживают порядок. Став жертвой политической игры, Семъяза попадает в коррекционную тюрьму, где его сознание проходит через серию исправительных программ. После возвращения в общество клан отрекается от него.

Как на стадии формирования жанра, так и в произведениях 2010-х годов главный герой - личность сильная и самодостаточная. Предпочитая самостоятельность «золотой клетке», он не ставит материальные ценности превыше всего и готов жертвовать ими ради других: «Немного обидно, конечно, что праправнук оказался меркантильным старикашкой, которому жаль отдать часть компании своему далёкому предку (интересно, а как бы отреагировал я). Но с другой стороны, все лучшее детям. Сам справлюсь» [16, с. 12].

Он не намерен прозябать в виртуальности и всеми силами пытается вырваться из нее. Так, герой романа Т. Царенко «Бессистемная отладка. Реабилитация», очутившись в компьютерной игре - цифровом мире, пусть даже почти неотличимым от мира реального, мечтает вновь стать живым человеком:

«-Я умер?

- Хороший вопрос. Технически - да. Девятнадцатого июня две тысячи семнадцатого года было выписано свидетельство о смерти Филина Олега Петровича. Причина смерти - множественные пулевые ранения, несовместимые с жизнью.

- А тогда почему .вы не очень похожи на апостола Петра. И больницу это слабо напоминает.» [16, с. 6].

Герой Царенко способен думать не только о себе, но и о других: «А где же миссии типа «принеси письмо бабушке в соседнем дворе» или «нарви целебных лютиков для знахаря»? «Кому вообще пришло в голову вот это все? Как может реагировать нормальный человек на то, что в его присутствии младенца отдают на какие-то опыты?» [16, с. 30].

Техническое в произведениях русского киберпанка часто отождествляется с тоталитарным. Поэтому художественный мир русского киберпанка - это часто мир тоталитарный. Так, в романе В. Вавикина «Техно-Корп. Свободный Токио» описывается общество, в котором власть делят тоталитарные технократы и тоталитарные корпократы: «Тоталитарным технократам не нужны мыслящие личности. Они гонятся за подчинением и покорностью. Они стремятся превратить человека в машину, которая будет танцевать под музыку, поставленную правящей элитой. Тогда как тоталитарные корпократы считают, что люди должны для начала написать себе музыку, а потом уже правящие круги решат, что подходит для их общества, а что нет. Потому что общество - это ребенок, а правительство - его родитель» [8].

В таком тоталитарном обществе чем-то выделяющемуся из толпы человеку предлагают шанс «исправиться». Однако в действительности такой человек непременно должен будет стать похожим на основную массу людей и соответствовать общепринятым представлениям.

Таким образом, смысловая оппозиция природное - техническое является одной из основных в произведениях русского киберпанка. Следует отметить, что ее художественными аспектами можно считать:

- образы «механических» животных, которые противопоставлены живой природе;

- прием подмены понятий искусство - техника;

- прием отстранения человека от культуры и искусства как от части природы;

- прием контраста образа главного героя, которому свойственно чувство любви, и образов других персонажей, которым чувствовать и сопереживать не свойственно.

Кроме того, любовь для авторов русского киберпанка является неотъемлемой частью природы человека, а техническое в произведениях анализируемого жанра часто отождествляется с тоталитарным.

Библиографический список

1. Стерлинг Б. Киберпанк в 90-х годах. Available at https://www.litmir.me/br/?b=69961&p=1

2. Зюзелько А.В. Теоретическое осмысление и художественно-образное отражение научно-технического прогресса в гуманитарной культуре XX века. Автореферат диссертации ... доктора философских наук. Ростов-на Дону, 2013.

3. Киберпанк. Available at: https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Киберпанк

4. Киберпанк (cyberpunk) как жанр, стиль и культурный феномен. Available at: https://www.playground.ru/blogs/other/kiberpank_cyberpunk_kak_zhanr_stil_i_kulturnyj_ fenomen-232730/

5. Соловьев А.В. Культура информационного общества: учебное пособие. Рязань, 2013.

6. Hassler D.M. New Boundaries in Political Science Fiction. University of South Carolina Press: 75 - 76.

7. Алехин Л. Падшие ангелы Мультиверсума: фантастический роман. Москва, 2003.

8. Вавикин В. Техно-Корп. Свободный Токио. Available at: https://libking.ru/books/sf-/sf-cyberpunk/587230-75-vitaliy-vavikin-tehno-korp-svobodnyy-tokio.html#book

9. Васильев В. Горячий старт. Available at: https://knijky.ru/books/goryachiy-start

10. Зорич А. Сезон оружия: роман. Москва: ЗАО Изд-во Центр-Полиграф, 2001.

11. Тюрин А.В. Каменный век. Available at: www.fan.lib.ru/tt/tjurin_a_w/tyurin-stoneage.shtml

12. Фролов А.Е. Мытарь. Новосибирск, 2001.

13. Хаксли О. О дивный новый мир. Перевод с английского О. Сороки. Москва; Владимир, 2010.

14. Бредбери РД. Сочинения: романы и повести, рассказы. Перевод с английского. Москва, 2001.

15. Эмдин А. Отпуск. Москва, 2018.

16. ЦаренкоТ.П. Бессистемная отладка. Реабилитация. Москва, 2015.

17. Камалова А.Т. Художественные способы выражения проблемы социального неравенства в произведениях русского киберпанка 90-х - 2000-х годов. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 4 (77): 383 - 385.

18. Камалова А.Т. Художественный мир русского киберпанка 90-х - 2000-х годов. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 5 (78): 378 - 379.

19. Камалова А.Т. Конфликт «Человек - Общество» в произведениях русского киберпанка 90-х - 2000-х годов. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 6 (79): 459 - 460.

References

1. Sterling B. Kiberpank v 90-h godah. Available at https://www.litmir.me/br/?b=69961&p=1

2. Zyuzel'ko A.V. Teoreticheskoe osmyslenie i hudozhestvenno-obraznoe otrazhenie nauchno-tehnicheskogo progressa v gumanitarnoj kul'ture XX veka. Avtoreferat dissertacii ... doktora filosofskih nauk. Rostov-na Donu, 2013.

3. Kiberpank. Available at: https://ru.rn.wikipedia.org/wiki/Kiberpank

4. Kiberpank (cyberpunk) kak zhanr, stil' i kul'turnyj fenomen. Available at: https://www.playground.ru/blogs/other/kiberpank_cyberpunk_kak_zhanr_stil_i_kulturnyj_ fenomen-232730/

5. Solov'ev A.V. Kul'tura informacionnogo obschestva: uchebnoe posobie. Ryazan', 2013.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Hassler D.M. New Boundaries in Political Science Fiction. University of South Carolina Press: 75 - 76.

7. Alehin L. Padshie angely Mul'tiversuma: fantasticheskij roman. Moskva, 2003.

8. Vavikin V. Tehno-Korp. Svobodnyj Tokio. Available at: https://libking.ru/books/sf-/sf-cyberpunk/587230-75-vitaliy-vavikin-tehno-korp-svobodnyy-tokio.html#book

9. Vasil'ev V. Goryachijstart. Available at: https://knijky.ru/books/goryachiy-start

10. Zorich A. Sezon oruzhiya: roman. Moskva: ZAO Izd-vo Centr-Poligraf, 2001.

11. Tyurin A.V. Kamennyj vek. Available at: www.fan.lib.ru/t/tjurin_a_w/tyurin-stoneage.shtml

12. Frolov A.E. Mytar'. Novosibirsk, 2001.

13. Haksli O. O divnyj novyj mir. Perevod s anglijskogo O. Soroki. Moskva; Vladimir, 2010.

14. Bredberi R.D. Sochineniya: romany i povesti, rasskazy. Perevod s anglijskogo. Moskva, 2001.

15. 'Emdin A. Otpusk. Moskva, 2018.

16. CarenkoT.P. Bessistemnaya otladka. Reabilitaciya. Moskva, 2015.

17. Kamalova A.T. Hudozhestvennye sposoby vyrazheniya problemy social'nogo neravenstva v proizvedeniyah russkogo kiberpanka 90-h - 2000-h godov. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2019; № 4 (77): 383 - 385.

18. Kamalova A.T. Hudozhestvennyj mir russkogo kiberpanka 90-h - 2000-h godov. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2019; № 5 (78): 378 - 379.

19. Kamalova A.T. Konflikt "Chelovek - Obschestvo" v proizvedeniyah russkogo kiberpanka 90-h - 2000-h godov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 6 (79): 459 - 460.

Статья поступила в редакцию 10.06.20

УДК 811.351

Magomedov D.M., researcher, G. Tsadasy Institute of Language, Literature and Arts, Dagestan Scientific Center of the Russian Academy of Science (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

Magomedova Kh.M, Cand. of Sciences (Philology), senior teacher, Russian Language Department, Dagestan State Technical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

Zerbaliyeva N.F., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Russian Language Department, Dagestan State Technical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

Rajabova G.S., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Russian Language Department, Dagestan State Technical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

SIMPLE COMPLICATED SENTENCE IN DAGESTANI LANGUAGES. The article is devoted to the study of simple complicated sentences in Dagestani languages. A simple complicated sentence is a sentence that includes syntactic constructs that have no grammatical basis. Among constructions that complicate a simple sentence there are homogeneous members, introductory words, inserts, and addressing words. The authors conclude that in Dagestani languages, complicating elements in a simple sentence can be used in different combinations and in different amounts. The structure of a complicated sentence in the Avar language is diverse: almost all types of sentences can be subjected to structural and semantic complication: one-and two-part, common and non-common, affirmative and negative, narrative, interrogative, exclamation and incentive, complete and incomplete.

Key words: simple sentence, complicated sentence, introductory words, inserts, homogeneous members, addressing words.

Д.М. Магoмeдoв, науч. coтp. Института языка, литepатуpы и ижу^тва имени Г. Цадаеы Дагecтанcкoгo научнoгo цeнтpа Poccийcкoй акадeмии наук, г. Махачкала, E-mail: [email protected]

Х.М. Магoмeдoва, канд. филол. наук, ст. преп., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный технический университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected]

Н.Ф. Зербалиева, канд. филoл. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный технический университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected]

Г.С. Раджабова, канд. филoл. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный технический университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.