Научная статья на тему 'Бинарная оппозиция свобода – несвобода в произведениях русского киберпанка'

Бинарная оппозиция свобода – несвобода в произведениях русского киберпанка Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
105
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
киберпанк / бинарная оппозиция / свобода / герой / образ / контраст / cyberpunk / binary opposition / freedom / hero / image / contrast.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — А. Т. Камалова

Статья посвящена раскрытию художественных аспектов оппозиции свобода – несвобода в произведениях русского киберпанка. Отмечается, что одним из таких художественных аспектов, с одной стороны, можно считать образ главного героя, стремление к независимости которого выражается в неприятии законов изображаемого авторами общества, с другой, – мешающие свободе главного героя гротескно-фантастические образы художественного мира, которые противопоставляются ему с помощью приема контраста (образы современных технологий, транснациональных корпораций). В статье делается вывод о том, что художественным аспектом оппозиции свобода – несвобода следует считать и прием контраста образа главного героя и образов других персонажей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BINARY OPPOSITION FREEDOM – NON-FREEDOM IN THE WORKS OF RUSSIAN CYBERPANK

The article is devoted to the disclosure of the artistic aspects of the opposition freedom – non-freedom in the works of Russian cyberpunk. It is noted that one of these artistic aspects, on the one hand, can be considered as an image of the protagonist, the desire for independence of which is expressed in the rejection of the laws depicted by the authors of society. On the other hand, the grotesque-fantastic images of the artistic world that interfere with the freedom of the protagonist, which are contrasted with the help of a counter-trust (images of modern technologies, transnational corporations). The article concludes that the artistic aspect of the opposition of freedom – non-freedom should also be considered the reception of the contrast of the image of the main character and the images of other characters.

Текст научной работы на тему «Бинарная оппозиция свобода – несвобода в произведениях русского киберпанка»

УДК 82

Kamalova A.T., Cand. of Sciences (Economics), doctoral postgraduate, Department of Theory and History of Literature, Elets State University n.a. I.A. Bunin

(Yelets, Russia), E-mail: Kamalovа82@inbox.ru

BINARY OPPOSITION FREEDOM - NON-FREEDOM IN THE WORKS OF RUSSIAN CYBERPANK. The article is devoted to the disclosure of the artistic aspects of the opposition freedom - non-freedom in the works of Russian cyberpunk. It is noted that one of these artistic aspects, on the one hand, can be considered as an image of the protagonist, the desire for independence of which is expressed in the rejection of the laws depicted by the authors of society. On the other hand, the grotesque-fantastic images of the artistic world that interfere with the freedom of the protagonist, which are contrasted with the help of a counter-trust (images of modern technologies, transnational corporations). The article concludes that the artistic aspect of the opposition of freedom - non-freedom should also be considered the reception of the contrast of the image of the main character and the images of other characters.

Key words: cyberpunk, binary opposition, freedom, hero, image, contrast.

А.Т. Камалова, канд. экон. наук, докторант, ФГБО ВО «Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина», г. Елец,

E-mail: Kamalovа82@inbox.ru

БИНАРНАЯ ОППОЗИЦИЯ СВОБОДА - НЕСВОБОДА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКОГО КИБЕРПАНКА

Статья посвящена раскрытию художественных аспектов оппозиции свобода - несвобода в произведениях русского киберпанка. Отмечается, что одним из таких художественных аспектов, с одной стороны, можно считать образ главного героя, стремление к независимости которого выражается в неприятии законов изображаемого авторами общества, с другой, - мешающие свободе главного героя гротескно-фантастические образы художественного мира, которые противопоставляются ему с помощью приема контраста (образы современных технологий, транснациональных корпораций). В статье делается вывод о том, что художественным аспектом оппозиции свобода - несвобода следует считать и прием контраста образа главного героя и образов других персонажей.

Ключевые слова: киберпанк, бинарная оппозиция, свобода, герой, образ, контраст.

Парадокс, обусловленный конфликтами «человек - техника», «человек -природа», «человек - общество», в произведениях русского киберпанка имеет бинарную структуру и соотносится с таким универсальным средством познания мира, как бинарная оппозиция. Она отражает авторское восприятие и сочетает в себе как содержательные, так и формальные аспекты.

Основываясь на жанровых характеристиках киберпанка в условиях информационного общества [1, 2, 3], а также на анализе текстов [4 - 10] можно выделить несколько смысловых оппозиций:

- свобода - несвобода;

- индивидуализм - коллективизм;

- реальное - виртуальное;

- природное - техническое.

Художественным аспектом оппозиции свобода - несвобода в произведениях русского киберпанка, с одной стороны, можно считать образ главного героя, стремление к независимости которого выражается в неприятии законов изображаемого авторами общества, с другой, - мешающие свободе главного героя гротескно-фантастические образы художественного мира, которые противопоставляются ему с помощью приема контраста.

На первый взгляд, соблюдение своих интересов для главного героя имеет важнейшее значение. Однако, несмотря на кажущуюся эгоистичность, он хочет не только стать свободным сам, но и желает свободы и благополучия другим: «... Когда бы Марта ни ушла, она это сделала давно. Ушла не по своей воле, все ее вещи остались здесь. И замок сломан.

Антон сделал серию глубоких вдохов и выдохов, чтобы успокоиться и вернуть мыслям стройность. Самое разумное сейчас - это немедленно упаковать вещи и бежать. Забыть про то, что случилось. Забыть про Марту.

Это делало бессмысленным всю минувшую ночь. И всю его дальнейшую жизнь.» [4, с. 146].

Его цель - это справедливое демократическое общество, в котором нет тоталитаризма и насилия. Только такое общество, с точки зрения авторов, может считаться обществом по-настоящему свободных людей.

Чувство ответственности за других, все же свойственное ему, должно быть присуще человеку, борющемуся за свободу. От его действий зависит не только его судьба, но и судьба других людей. Понятие свободы для авторов, таким образом, - это больше общественная, нежели индивидуальная категория.

Борьба за свободу, которую ведет главный герой, является борьбой за существование человечества в художественном мире русского киберпанка. Авторы задаются вопросом: может ли жить настоящей, а значит полноценной жизнью тот, кто несвободен? И отвечают для себя на этот вопрос отрицательно.

Лишить человека свободы, по мнению авторов, - это значит лишить его самостоятельности, то есть делать все за него, воспитывая в нем привычку к праздности. Так, в произведении «Каменный век» А. Тюрина за человека все делает техника.

Другой способ - это запугать его, используя силу. Так, в «Падших ангелах Мультиверсума» Л. Алехина страх на людей наводят убийцы из виртуальной реальности. В романе А. Зорича «Сезон оружия» угрозу несет крупная компьютерная корпорация.

Художественными аспектами оппозиции свобода - несвобода является и прием гиперболизации опасности, исходящей от гротескно-фантастически изображаемой виртуальной реальности, а также прием контраста виртуальности и

образа главного героя. Главный герой, анализируя окружающую его действительность, начинает воспринимать виртуальную реальность как «золотую клетку», в которой он находится помимо своей воли. В ней есть все, даже видимость свободы действий.

Однако на деле это лишь самообман: «Виртуальная Реальность, ВР, Муль-тиверсум - интерфейс между двумя миллиардами персональных базисов, шестью миллиардами выносных и Сетью, содержащей в себе всю совокупность накопленной человечеством информации и сервисов по ее использованию. Величайший массовый обман в истории. Надежда для одиноких. Ловушка для неосторожных» [4, с. 29].

Таким образом, одним из способов художественной экспрессии оппозиции свобода - несвобода в произведениях русского киберпанка является хронотоп, создаваемый при помощи гротеска и фантастических средств изображения, он является для авторов своеобразным «продолжением» реальности сегодняшнего дня, где наряду со всеми сопровождаемыми его трудностями человек все ещё остаётся свободным. Однако начало закабаления человека виртуальностью они наблюдают уже сейчас.

Несмотря на возможность свободно передвигаться и трансформироваться в гротескно-фантастическом виртуальном пространстве, которой обладают персонажи в художественном мире русского киберпанка, это не делает их по-настоящему свободными. Свобода передвижения в художественном мире русского киберпанка, таким образом, вовсе не предполагает самостоятельность действий и мыслей.

Именно такую самостоятельность авторы считают высшим проявлением свободы. Киберпространство для них - это лишь ее имитация, ловушка, в которой может оказаться человечество в недалеком будущем.

Художественным аспектом оппозиции свобода - несвобода следует считать прием контраста образа главного героя и образов других персонажей, поскольку далеко не все «пленники» виртуальности хотят освободиться от нее, вернувшись к действительности. Большинство персонажей художественного мира русского киберпанка предпочитает жить в неведении, не замечая очевидных вещей и ведя трусливый и бесполезный образ жизни. До конца не понимая, что значит свобода, они не видят смысла борьбы за нее.

Таким образом, с точки зрения авторов человек, прячущийся от действительности, сам виновен в своей несвободе. Нельзя быть свободным, до конца не желая этого. А желать свободы можно только осознав все преимущества, которые она даёт как индивиду, так и обществу.

Средствами художественной экспрессии смысловой оппозиции свобода - несвобода в анализируемых произведениях следует считать гротескно-фантастические образы современных технологий, противопоставленные свободе главного героя. Они олицетворяют собой западню, в которой, по мнению авторов киберпанка, может оказаться человечества в ближайшем будущем.

«Поручив» работу технике, которую он раньше выполнял сам, человек становится зависимым от неё. С одной стороны, он приобретает возможность жить комфортно и беззаботно, с другой, - теряет свободу.

Художественной экспрессии оппозиции свобода - несвобода способствуют и ситуации, связанные с сюжетом, в которых оказывается главный герой. Авторы рассматривают данные ситуации как «ключ» к свободе, который главный герой получает благодаря счастливой случайности.

По их мнению, стать свободным он может, начав действовать. Бездействие, напротив, ведёт к потере творческих и физических способностей человека, следовательно, и к потере свободы, даже несмотря на физическое благополучие и множество «ЛИК'ов».

Гротескно-фантастически представленные транснациональные корпорации и кибернетические системы в произведениях русского киберпанка также являются художественным аспектом бинарной оппозиции свобода - несвобода. Они символизируют несвободу этого общества, то есть все опасное и несправедливое, что с помощью фантастических средств изображают в нем авторы: «Главный корпус компании «Виртуальная инициатива» уносился в небо Подмосковья всего лишь на восемь этажей. Со стороны он выглядел не очень внушительной башней, но лишь посвящённые знали, что под землей расположены ещё двадцать пять уровней, где помещались лаборатории, мастерские, сборочные цеха и секретные агрегаты...» [6, с. 52].

Несвобода в художественном мире киберпанка выражается посредством их мотивов и поступков, а также отношения к главному герою и другим персонажам. Результатом действий транснациональных корпораций и кибернетических систем может стать порабощение человечества, которое в недалекой перспективе будет полностью зависимо от них.

Образы умирающей природы также имеют большое значение для художественной экспрессии смысловой оппозиции свобода - несвобода. Они - это символическое выражение умирания человека под гнетом тех сил, которые за-

Библиографический список

кабаляют его. По мнению авторов, чем ближе человек к природе, искусству и творчеству, тем он свободнее.

Человек, ограниченный в природных ресурсах и в естественной среде обитания, не может считаться свободным. Поэтому главное условие свободы - это не материальное благополучие и развитие научно-технического прогресса, а возможность полностью выразить себя, в том числе через единение с природой.

Резюмируя вышеизложенное, отметим, что страх, неудовлетворенность и неуверенность в завтрашнем дне, описываемые в произведениях русского кибер-панка, передают пессимистические настроения, которые свойственны несвободному обществу. Свободный человек весел и оптимистичен. Он с уверенностью смотрит в будущее. Для несвободного человека, напротив, характерны замкнутость и неуверенность в себе.

Пессимистические настроения передают и тусклые угрюмые цвета художественного мира анализируемых произведений, который представляется авторам несправедливым, а значит несвободным. Справедливость и свобода для них -это взаимосвязанные понятия, поскольку одно предполагает другое.

Сгущая краски, писатели тем самым закладывают коммуникативную установку, направленную на предупреждение о том, что свобода человека во многом зависит от него самого. Художественный мир русского киберпанка - это мир несвободного общества. Однако в нем можно отстоять право на свободу, преодолевая все препятствия. Это под силу только целеустремленной и занявшей активную жизненную позицию личности, какой и становится главный герой.

1. Стерлинг Б. Киберпанкв 90-х годах. Available at: https://www.litmir.me/br/?b=69961&p=1

2. Зюзелько А.В. Теоретическое осмысление и художественно-образное отражение научно-технического прогресса в гуманитарной культуре XX века. Автореферат ... доктора философских наук. Ростов-на-Дону, 2013.

3. Соловьев А.В. Культура информационного общества: учебное пособие. Рязань, 2013.

4. Алехин Л. Падшие ангелы Мультиверсума: фантастический роман. Москва: Издательство Эксмо, 2003.

5. Васильев В. Горячий старт. Available at: https://knijky.ru/books/goryachiy-start

6. Зорич А. Сезон оружия: роман. Москва: ЗАО Издательство Центр-Полиграф, 2001.

7. Тюрин А.В. Каменный век. Available at: www.fan.lib.ru/t/tjurin_a_w/tyurin-stoneage.shtml

8. Фролов А.Е. Мытарь. Новосибирск: ГП «Новосибирский полиграфкомбинат» 2001.

9. Царенко Т.П. Бессистемная отладка. Реабилитация. Москва: Издательство АСТ, 2015.

10. Эмдин А. Отпуск. Москва: 2018.

11. Киберпанк. Available at: https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Киберпанк

12. Киберпанк (cyberpunk) как жанр, стиль и культурный феномен. Available at: https://www.playground.ru/blogs/other/kiberpank_cyberpunk_kak_zhanr_stil_i_kulturnyj_ fenomen-232730/

13. Hassler D.M. New Boundaries in Political Science Fiction. Carolina: University of South Carolina Press, 75 - 76. References

1. Sterling B. Kiberpank v 90-h godah. Available at: https://www.litmir.me/br/?b=69961&p=1

2. Zyuzel'ko A.V. Teoreticheskoe osmyslenie i hudozhestvenno-obraznoe otrazhenie nauchno-tehnicheskogo progressa v gumanitarnoj kulture XX veka. Avtoreferat ... doktora filosofskih nauk. Rostov-na-Donu, 2013.

3. Solov'ev A.V. Kultura informacionnogo obschestva: uchebnoe posobie. Ryazan', 2013.

4. Alehin L. Padshie angely Mul'tiversuma: fantasticheskij roman. Moskva: Izdatel'stvo 'Eksmo, 2003.

5. Vasil'ev V. Goryachijstart. Available at: https://knijky.ru/books/goryachiy-start

6. Zorich A. Sezon oruzhiya: roman. Moskva: ZAO Izdatel'stvo Centr-Poligraf, 2001.

7. Tyurin A.V. Kamennyj vek. Available at: www.fan.lib.ru/t/tjurin_a_w/tyurin-stoneage.shtml

8. Frolov A.E. Mytar'. Novosibirsk: GP «Novosibirskij poligrafkombinat» 2001.

9. Carenko T.P. Bessistemnaya otladka. Reabilitaciya. Moskva: Izdatel'stvo AST, 2015.

10. 'Emdin A. Otpusk. Moskva: 2018.

11. Kiberpank. Available at: https://ru.rn.wikipedia.org/wiki/Kiberpank

12. Kiberpank (cyberpunk) kakzhanr, stil' i kulturnyj fenomen. Available at: https://www.playground.ru/blogs/other/kiberpank_cyberpunk_kak_zhanr_stil_i_kulturnyj_fenomen-232730/

13. Hassler D.M. New Boundaries in Political Science Fiction. Carolina: University of South Carolina Press, 75 - 76.

Статья поступила в редакцию 25.12.19

УДК 81

Khristoforova N.I., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Moscow Aviation Institute (National Research University) (Moscow, Russia),

E-mail: n_ khristoforova@mail.ru

THE CATEGORY OF ADDRESSING IN ELECTRONIC POPULAR SCIENTIFIC TEXT WITH A NON-VERBAL COMPONENT. The article discusses features of the use of the category of addressing in an electronic popular science text with a non-verbal component. A popular scientific text is created not only to provide the reader with information, but also to influence him, to arouse interest in information, as well as to stimulate the desire to "communicate" within the scope. One of the most significant categories of popular science text is addressability, that is, the objective of the text, so its expression with the help of verbal and nonverbal text components is of great importance. Any lexical units can become markers of targeting, and the very targeting is manifested at a pragmatic level. More often it is expressive and appraisal units, with the help of which the author expresses his point of view on the information being presented as accurately as possible.

Key words: textual category of addressing, non-verbal component, verbal component, electronic popular science text.

Н.И. Христофороса, канд. филол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)»,

г. Москва, E-mail: n_khristoforova@mail.ru

АДРЕСОВАННОСТЬ В ЭЛЕКТРОННОМ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОМ ТЕКСТЕ С НЕВЕРБАЛЬНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ

В статье рассматриваются особенности реализации категории адресованности в электронном научно-популярном тексте с невербальной составляющей. Научно-популярный текст создается не только для того, чтобы предоставить читателю информацию, но и чтобы воздействовать на него, вызвать интерес к информации, а также стимулировать желание «общения» в рамках текста. Одна из наиболее значимых категорий научно-попу-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.