Научная статья на тему 'Художественный мир русского киберпанка 90-х – 2000-х годов'

Художественный мир русского киберпанка 90-х – 2000-х годов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
637
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
киберпанк / жанр / художественный мир / гротеск / фантастика / ирония. / cyberpunk / genre / artistic world / grotesque / fantasy / irony.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — А Т. Камалова

Статья посвящена раскрытию особенностей художественного мира русского киберпанка 90-х – 2000-х годов, который является гротескным. Гротеск в анализируемых произведениях ассоциируется не только с комическим (например, механические животные), но и с трагическим и абсурдным. При этом акцент на гротеске трагического часто переводится в область техногенных и экологических катастроф. Отмечается, что художественный мир русского киберпанка близок гротескному художественному миру В. Пелевина. В статье делается вывод о том, что одной из составляющих гротескного художественного мира произведений русского киберпанка 90-х – 2000-х годов является фантастика. Другая составляющая гротескного художественного мира исследуемого жанра – это ирония. Сочетание различных выразительных средств, смешение литературных направлений, делает этот жанр оригинальным, что вызывало острый интерес со стороны читателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARTISTIC WORLD OF RUSSIAN CYBERPANK OF THE 1990s-2000s.

The article is dedicated to the disclosure of features of the artistic world of the Russian cyberpunk of the 1990s – 2000s, which is grotesque. Grotesque in the analyzed works is associated not only with the comic (for example, mechanical animals), but also with the tragic and absurd. At the same time, the emphasis on the grotesque of the tragic is often translated into the field of technological and environmental disasters. It is noted that the artistic world of Russian cyberpunk is close to the grotesque artistic world of V. Pelevin. The article concludes that one of the components of the grotesque artistic world of Russian cyberpunk works of the 1990s-2000s is fiction. Another component of the grotesque artistic world of the genre under study is irony. A combination of different means of expression, the mixing of literary destinations, and makes the genre of the original, which caused a keen interest from readers.

Текст научной работы на тему «Художественный мир русского киберпанка 90-х – 2000-х годов»

11. Анхель де Куатьэ. Леонардо да Винчи. Код судьбы. Санкт-Петербург: Издательский дом «Нева», 2005.

12. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. Изд. 7-е. Москва: Издательство ЛКИ, 2010.

13. Рублик Т. Г Языковая личность и её структура. Вестник Башкирского университета. 2007; Т. 12, № 1: 150 - 107.

14. Чернявская В.Е. Дискурс как объект лингвистических исследований. Текст и дискурс: Проблемы экономического дискурса: сб. науч. тр. Санкт-Петербург: Изд-во СПбГУЭФ, 2001: 11 - 22.

15. Richter J.P. Literary works of Leonardo da Vinci: compiled and edited from the original manuscripts. Vol. II. London: Sampson Low, Marston, Searle & Rivington, 1883. References

1. Chernyavskaya V.E. Interpretaciya nauchnogo teksta. 5-e izd. Moskva: URSS, 2010.

2. Arutyunova N.D. Lingvisticheskij 'enciklopedicheskijslovar'. Glavnyj redaktor V.N. Yarceva. Moskva: Sovetskaya 'enciklopediya, 1990: 136 - 137.

3. Curikova L.V. Problemy kognitivnogo analiza diskursa v sovremennoj lingvistike. Vestnik VGU. Ser. 1, Gumanitarnye nauki. 2001; 2: 128 - 157.

4. Manerko L.A. Tipy znanij, voploschennye v hudozhestvennom i akademicheskom diskursah. Vestnik MGLU. 2012; Vyp. 6 (639): 56 - 70.

5. Pitimirova N.E., Demidova O.M. Osobennosti teksta nauchnogo stilya. Molodoj uchenyj. 2015; 7 (87): 987 - 989.

6. Tuchkov I.I. Dzhordzho Vazari i arhitektura chinkvechento: konec epohi Vozrozhdeniya. Aktual'nye problemy teorii i istorii iskusstva: sb. nauch. statej. Vyp. 6. Pod red. A.V. Zaharovoj, S.V. Mal'cevoj, E.Yu. Stanyukovich-Denisovoj. Sankt-Peterburg: NP-Print, 2016: 395 - 406.

7. Kasavin I.T. Diskurs-analiz kak mezhdisciplinarnyj metod gumanitarnyh nauk. 'Epistemologiya i filosofiya nauki. 2006; T. 10; № 4: 5 - 16.

8. Kozhemyakin E.A. Diskurs-analiz kak mezhdisciplinarnaya metodologiya: istoricheskij aspekt. Nauchnye vedomosti BelGU. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2008; 2: 5 - 12.

9. Chikileva L.S. Rol' verbal'nyh i neverbal'nyh sredstv dlya sozdaniya imidzha. Rossijskijgumanitarnyjzhurnal. 2016; T. 5; № 2: 220 - 232.

10. Ol'shki L. Istoriya nauchnoj literatury na novyh yazykah: v 3-h t. T. I. Sretensk: MCIFI, 2016.

11. Anhel' de Kuat''e. Leonardo da Vinchi. Kod sud'by. Sankt-Peterburg: Izdatel'skij dom «Neva», 2005.

12. Karaulov Yu.N. Russkijyazykiyazykovaya lichnost'. Izd. 7-e. Moskva: Izdatel'stvo LKI, 2010.

13. Rublik T.G. Yazykovaya lichnost' i ee struktura. Vestnik Bashkirskogo universiteta. 2007; T. 12, № 1: 150 - 107.

14. Chernyavskaya V.E. Diskurs kak ob'ekt lingvisticheskih issledovanij. Tekst i diskurs: Problemy 'ekonomicheskogo diskursa: sb. nauch. tr. Sankt-Peterburg: Izd-vo SPbGU'EF, 2001: 11 - 22.

15. Richter J.P. Literary works of Leonardo da Vinci: compiled and edited from the original manuscripts. Vol. II. London: Sampson Low, Marston, Searle & Rivington, 1883.

Статья поступила в редакцию 21.07.19

УДК 82

Kamalova A.T., Cand. of Sciences (Economics), doctoral postgraduate, Department of Theory and History of Literature, Federal State Educational Institution

of Higher Education "Elets State University n.a. I.A. Bunin" (Elets, Russia), E-mail: Kamalovа[email protected]

ARTISTIC WORLD OF RUSSIAN CYBERPANK OF THE 1990s-2000s. The article is dedicated to the disclosure of features of the artistic world of the Russian cyberpunk of the 1990s - 2000s, which is grotesque. Grotesque in the analyzed works is associated not only with the comic (for example, mechanical animals), but also with the tragic and absurd. At the same time, the emphasis on the grotesque of the tragic is often translated into the field of technological and environmental disasters. It is noted that the artistic world of Russian cyberpunk is close to the grotesque artistic world of V. Pelevin. The article concludes that one of the components of the grotesque artistic world of Russian cyberpunk works of the 1990s-2000s is fiction. Another component of the grotesque artistic world of the genre under study is irony. A combination of different means of expression, the mixing of literary destinations, and makes the genre of the original, which caused a keen interest from readers.

Key words: cyberpunk, genre, artistic world, grotesque, fantasy, irony.

А.Т. Камалова, канд. экон. наук, докторант каф. теории и истории литературы ФГБО ВО «Елецкий государственный

университет им. И.А. Бунина», г. Елец, E-mail: Kamalovа[email protected]

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР РУССКОГО КИБЕРПАНКА 90-Х - 2000-Х ГОДОВ

Статья посвящена раскрытию особенностей художественного мира русского киберпанка 90-х - 2000-х годов, который является гротескным. Гротеск в анализируемых произведениях ассоциируется не только с комическим (например, механические животные), но и с трагическим и абсурдным. При этом акцент на гротеске трагического часто переводится в область техногенных и экологических катастроф. Отмечается, что художественный мир русского киберпанка близок гротескному художественному миру В. Пелевина. В статье делается вывод о том, что одной из составляющих гротескного художественного мира произведений русского киберпанка 90-х - 2000-х годов является фантастика. Другая составляющая гротескного художественного мира исследуемого жанра - это ирония. Сочетание различных выразительных средств, смешение литературных направлений, делает этот жанр оригинальным, что вызывало острый интерес со стороны читателей.

Ключевые слова: киберпанк, жанр, художественный мир, гротеск, фантастика, ирония.

Введение

Выделяя главные признаки киберпанка как жанра, необходимо начать с того, что, как правило, главными героями киберпанковских произведений являются компьютерные хакеры. Это полноправно действующее лицо, которое борется против несправедливости [1 - 12].

Один из вероятных элементов сюжета - транснациональные корпорации. «В их руках сосредоточены все козыри и рычаги управления. Миллиарды им приносит «абсолютно законный» бизнес на рынках ресурсов и финансов, недвижимости и оружия, фармацевтики и технологий, информации и разведданных, систем безопасности и управления, и много еще чего интересного. Часто им приписывают «активную работу» на чёрном рынке с самым разнообразным товаром, среди которого можно найти рабов, органы, оружие или наркотики, контрабанду, антиквариат и ворованные вещи» [7].

Мы разделяем мнение о том, что «...киберпанк появился в значительной степени в противовес утопической фантастике, и что на его появление повлияло развитие информационных технологий в начале 1980-х годов, которое не находило адекватного отражения в традиционной научной фантастике того времени. Киберпанк же был нацелен в основном на ближайшее будущее, был технически точен и требовал от читателя хорошей осведомлённости в вопросах развития технологий, особенно компьютерных и сетевых» [6].

Основное содержание статьи

Для авторов русского киберпанка 90-х - 2000-х годов очевидно, что развитие высоких технологий принесло человечеству не только благо, но и проблемы.

Именно это противоречие во многом образует сюжет и формирует систему образов их произведений. Следует отметить, что изображаемый ими художественный мир - это мир гротескный.

«Современный исследователь С.Е. Юрков выделяет три разновидности гротеска: комический, трагический и абсурдистский.» [8, с. 38]. Все эти разновидности художественного приема характерны для художественного мира русского киберпанка 90-х - 2000-х годов.

Таким образом, гротеск в анализируемых произведениях ассоциируется не только с комическим (например, механические животные), но и с трагическим и абсурдным. При этом акцент на гротеске трагического часто переводится в область техногенных и экологических катастроф.

В художественном мире русского киберпанка присутствует и абсурдистский гротеск, подразумевающий, что отказ от существующих правил и норм воспринимается как принцип миропорядка. Он часто представляет собой виртуальную реальность как часть пространственно-временной организации.

А. Павленко пишет: «Глобализация и виртуализация стали основными составляющими новой социально-культурной парадигмы, определяющей внутреннюю и внешнюю структуру современного устройства постиндустриального общества.» [8, с. 89].

Если сравнивать поэтику анализируемых произведений и поэтику русских писателей-постмодернистов (С. Соколов, В. Сорокин, В. Пелевин), то можно сделать вывод, что художественный мир русского киберпанка ближе всего гротескному художественному миру В. Пелевина. В его произведениях присутствует такой

элемент киберпанка, как виртуальная реальность, в результате чего формируется многоуровневый хронотоп.

Так, в романе «Generation П» инструментом виртуальной манипуляции становится телевизор. Виртуальная реальность является художественным пространством романа Л. Алехина «Падшие ангелы Мультиверсума». Таким образом, прием замещения одной реальности другой характерен как для Пелевина, так и для русского киберпанка 90-х - 2000-х годов.

«Существует несколько научных подходов к изучению виртуальной реальности. В рамках нашего исследования наиболее близок подход, согласно которому виртуальность - реальность, опосредованная развитием компьютерных технологий, существующая альтернатива сложившегося, устойчивого социального мира...» [8, с. 92].

Одной из составляющих гротескного художественного мира произведений русского киберпанка 90-х - 2000-х годов является фантастика. Сосуществуя во взаимодействии с гротеском, она принимает непосредственное участие в авторском воспроизведении тех гиперболизированных художественных элементов, которые часто уже знакомы читателю. Причина этого заключается в том, данные реальности нередко коррелируют с его повседневной практикой.

В отличие от техники Пелевина, для которой в целом характерно создание образов посредством воображения и личного восприятия персонажей, в художественном мире русского киберпанка 90-х - 2000-х годов создаваемые образы подаются читателю с объективной точки зрения. Они не зависят от восприятия того или иного героя. В рассматриваемых нами произведениях также не встречается характерной для Пелевина онейротопики.

Не встречается в них и пелевинской метаморфозы людей в насекомых или животных (роман «Жизнь насекомых»). Метаморфоза в русском киберпанке 90-х - 2000-х - это «отехничевание» людей и животных, превращение их из живых существ в роботов. При этом трансформация Пелевина гораздо глубже. Если в анализируемых нами произведениях метаморфозы в целом происходят на физическом уровне, то у писателя-постмодерниста они выражаются еще и духовно.

В целом фантастические элементы в произведениях рассматриваемого нами жанра многоаспектны как по заложенной в них установке, так и по форме. Их основой могут являться как основанные на научных выводах футуристические прогнозы, так и основанные на мифологических сюжетах о борьбе добра и зла виртуальные миры.

Элементы фантастики в произведениях рассматриваемого нами жанра непосредственным образом влияют и на развитие сюжета. Поэтому их элиминация из того или иного произведения представляется абсолютно невозможной, так как в данном случае оно неизбежно теряет всякий смысл.

Часто основным элементом фантастики в анализируемых произведениях является идея. В ее основе может находиться либо чрезвычайная ситуация, либо не существующий на самом деле виртуальный мир, либо живое существо (человек либо животное) с техническими элементами.

Другая составляющая гротескного художественного мира исследуемого жанра - это ирония. При этом схожесть между поэтикой Пелевина и поэтикой авторов русского киберпанка 90-х-2000-х годов заключается еще в том, что ирония как в первом, так и во втором случае является формой выражения авторской позиции. И обращена она в сторону критики культурно-духовной деградации современного общества.

На уровне языковых и стилистических аспектов схожесть поэтики анализируемых произведений и поэтики Пелевина заключается в использовании компьютерной лексики, обогащающей язык современной литературы. Например, такие термины, как оперативная память, килобайт встречаются в романе «Падшие ангелы Мультиверсума».

Использование авторами компьютерной лексики вполне логично для такого жанра как киберпанк. Оно необходимо для точного и объективного описания всех аспектов создаваемого ими киберпространства. Кроме того, оно помогает судить и об общем уровне технологического развития общества, которые художественно изображают писатели.

В анализируемых произведениях для художественного изображения виртуальной реальности используются и особое оформление текстов, направленное на создание впечатления киберпространства. Такое оформление можно считать определенным сигналом читателю.

Например, повесть А. Тюрина «Каменный век» разделена не на главы, а на блоки. Это должно вызвать у читателя ассоциации с информационными технологиями: компьютерный блок питания, блок информации, блок файловой системы.

Произведение А. Тюрина интересно и индивидуальным употреблением слова. В нём присутствуют буквенно-цифровые имена (например, К123). Это не что иное, как аллюзия на роман Е. Замятина «Мы», в котором имена заменены буквенно-числовым обозначением.

В романе Л. Алехина «Падшие ангелы Мультиверсума» вместо привычного слова ПРОЛОГ используется английское слово INTRODUCTION. Это явный сигнал на доминирующий в киберпространстве язык. Кроме того, в тексте присутствует и четыре вставки на английском языке, сигнализирующие о постепенности процесса загрузки информации:

UPLOADING INFORMATION... 40% DONE UPLOADING INFORMATION. 67% DONE UPLOADING INFORMATION ... 86% DONE UPLOADING INFORMATION ... 98% DONE Тот же самый приём, который можно считать определённой взаимосвязью текста произведения и текста, характерного для киберпространства (интертекстуальность) прослеживается и в начале романа В. Васильева «Горячий старт» [3]:

0 Ist Master Boot Record: Сердца и моторы. (погружение в киберспейс) ~# root

~# open console 1

@comment: user [Dmitry Baikalov@ТП] @comment: status [point] @net locate: G_Crystal.185/13 ~# testing base memory... Выводы

Таким образом, элементами художественного мира русского киберпанка 90-х - 2000-х годов можно считать гротеск, фантастику, иронию.

На уровне языковых и стилистических аспектов следует отметить использование компьютерной лексики, особое оформление текстов, направленное на создание впечатления киберпространства.

Тем самым, путём смешения различных стилей киберпанк вызывает интерес у широкого круга читателей.

Библиографический список

1. Алехин Л. Падшие ангелы Мультиверсума: Фантастический роман. Москва: Изд-во Эксмо, 2003.

2. Брюс Стерлинг Киберпанк в 90-х годах. Available at: https://www.litmir.me/br/?b=69961&p=1

3. Владимир Васильев. Горячий старт. Available at: https://knijky.ru/books/goryachiy-start

4. Зорич А. Сезон оружия: Роман. Мосва: ЗАО Изд-во Центр-Полиграф, 2001.

5. Зюзелько А.В. Теоретическое осмысление и художественно-образное отражение научно-технического прогресса в гуманитарной культуре XX века. Автореферат диссертации ... доктора философских наук. Ростов-на Дону 2013.

6. Киберпанк. Available at: https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Киберпанк

7. Киберпанк (cyberpunk) как жанр, стиль и культурный феномен. Available at: https://geeksempire.org/posts/view/kiberpank

8. Павленко Ада Петровна. Гротеск в художественном мире Виктора Пелевина. Диссертация ... кандидата филологических наук. Пятигорск, 2016.

9. Соловьев А.В. Культура информационного общества: учебное пособие. А.В. Соловьев; Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина. Рязань, 2013.

10. Тюрин А.В. Каменный век. Available at: www.fan.lib.ru/t/tjurin_a_w/tyurin-stoneage.shtml

11. Фролов А.Е. Мытарь. Новосибирск: ГП «Новосибирский полиграфкомбинат» 2001.

12. Hassler Donald M. New Boundaries in Political Science Fiction. University of South Carolina Press: 75 - 76.

References

1. Alehin L. Padshie angely Mul'tiversuma: Fantasticheskij roman. Moskva: Izd-vo 'Eksmo, 2003.

2. Bryus Sterling. Kiberpank v 90-h godah. Available at: https://www.litmir.me/br/?b=69961&p=1

3. Vladimir Vasil'ev. Goryachijstart. Available at: https://knijky.ru/books/goryachiy-start

4. Zorich A. Sezon oruzhiya: Roman. Mosva: ZAO Izd-vo Centr-Poligraf, 2001.

5. Zyuzel'ko A.V. Teoreticheskoe osmyslenie i hudozhestvenno-obraznoe otrazhenie nauchno-tehnicheskogo progressa v gumanitarnoj kul'ture XX veka. Avtoreferat dissertacii ... doktora filosofskih nauk. Rostov-na Donu, 2013.

6. Kiberpank. Available at: https://ru.rn.wikipedia.org/wiki/Kiberpank

7. Kiberpank (cyberpunk) kak zhanr, stil' i kul'turnyj fenomen. Available at: https://geeksempire.org/posts/view/kiberpank

8. Pavlenko Ada Petrovna. Grotesk v hudozhestvennom mire Viktora Pelevina. Dissertaciya ... kandidata filologicheskih nauk. Pyatigorsk, 2016.

9. Solov'ev A.V. Kul'tura informacionnogo obschestva: uchebnoe posobie. A.V. Solov'ev; Ryaz. gos. un-t im. S.A. Esenina. Ryazan', 2013.

10. Tyurin A.V. Kamennyj vek. Available at: www.fan.lib.ru/t/tjurin_a_w/tyurin-stoneage.shtml

11. Frolov A.E. Mytar'. Novosibirsk: GP «Novosibirskij poligrafkombinat» 2001.

12. Hassler Donald M. New Boundaries in Political Science Fiction. University of South Carolina Press: 75 - 76.

Статья поступила в редакцию 23.07.19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.