Научная статья на тему 'ПСЕВДОКАРНАВАЛ В РОМАНЕ-АНТИУТОПИИ И ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКОГО КИБЕРПАНКА'

ПСЕВДОКАРНАВАЛ В РОМАНЕ-АНТИУТОПИИ И ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКОГО КИБЕРПАНКА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
450
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
киберпанк / роман / антиутопия / псевдокарнавал / тоталитаризм / научно-технический прогресс / cyberpunk / novel / antiutopia / pseudo-carnival / totalitarianism / scientific and technological progress

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — А.Т. Ламина

Статья посвящена раскрытию псевдокарнавала в романе-антиутопии и произведениях русского киберпанка. Отмечается, что псевдокарнавал, подразумевающий неестественность, искусственность и наигранность поведения персонажей как следствие страха, свойственен как роману-антиутопии, так и русскому киберпанку. Причиной неестественного поведения персонажей в художественном мире романа-антиутопии является абсолютный страх перед тоталитарной системой и в то же время благоговение перед государственной властью. В отличие от романа-антиутопии в произведениях русского киберпанка тоталитаризм не может считаться единственной причиной абсолютного страха, который лежит в основе псевдокарнавала. В статье делается вывод, что причинами неестественного поведения персонажей в произведениях анализируемого жанра кроме абсолютного страха перед тоталитаризмом также является страх перед виртуальной реальностью и другими негативными последствиями научно-технического прогресса (экологические катастрофы).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSEUDO-CARNIVAL IN THE NOVEL-ANTIUTOPIA AND IN THE WORKS OF RUSSIAN CYBERPANK

The article discloses pseudo-carnival in the dystopian novel and in the works of Russian cyberpunk. It is noted that pseudo-carnival, implying unnaturalness, artificiality behavior of the characters as a consequence of fear is a characteristic of both a dystopian novel and Russian cyberpunk. The reason for the unnatural behavior of the characters in the art world of the dystopian novel is absolute fear of the totalitarian system, and at the same time reverence for state power. Unlike the dystopian novel in the works of Russian cyberpunk totalitarianism cannot be considered the only cause of absolute fear that underlies pseudo-carnival. The article concludes that the reasons for the unnatural behavior of the characters in the works of the analyzed genre (in addition to the absolute fear of totalitarianism) are also fear of virtual reality and other negative consequences of scientific and technological progress (environmental disasters).

Текст научной работы на тему «ПСЕВДОКАРНАВАЛ В РОМАНЕ-АНТИУТОПИИ И ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКОГО КИБЕРПАНКА»

Библиографический список

1. Жидков А.В. Влияние британских СМИ на итоги референдума о членстве Великобритании в ЕС (Brexit). Общество: политика, экономика, право. 2017; № 7.

2. Матвеев М.А. Переговоры Великобритании и ЕС по Брексит: отсутствие выхода. Казанский вестник молодых учёных. 2018; № 3 (6).

3. Гурушкин П.Ю., Сандрачук Я.Ф. Медиатизация как глобальный процесс социально-политических изменений. Этносоциум и межнациональная культура. 2020; № 4: 57 - 69.

4. Menendez Alarcon A.V. Media Representation of the European Union: Comparing Newspaper Coverage in France, Spain, and the United Kingdom. International Journal of Communication 4. Butler University, 2010: 398.

5. Kleinnijenhuis J., van Noie L., Oegema D. Loss of Parliamentary Control Due to Mediatization and Europeanization: A Longitudinal and Cross-Sectional Analysis of Agenda Building in the United Kingdom and the Netherlands. British Journal of Political Science. 2008; № 38 (03): 455 - 478.

6. Esser F., Stromback J. (ed.). Mediatization of politics: Understanding the transformation of Western democracies. Springer. 2014.

7. Fuchs C. Nationalism 2.0: The making of Brexit on social media. London: Pluto Press, 2018.

8. Хлебников И.Е. Brexit: предпосылки, факторы и перспективы. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2017; Т. 19, Ч. I, № 2.

9. Kline R.B. Principles and Practice of Structural Equation Modeling. New York, London: The Guilford Press, 2011.

10. Davies J. Farel is voting to stay in his bed. Daily Express. 1975; 4 June: 2.

11. Jenkins R. & Mendelsohn M. The News Media and Referendums. Basingstoke: Palgrave, 2001.

12. Hjarvard S. The mediatization of society: A theory of the media as agents of social and cultural change. Nordicom review. 2008; Т. 29, № 2: 102 - 131. References

1. Zhidkov A.V. Vliyanie britanskih SMI na itogi referenduma o chlenstve Velikobritanii v ES (Brexit). Obschestvo: politika, 'ekonomika, pravo. 2017; № 7.

2. Matveev M.A. Peregovory Velikobritanii i ES po Breksit: otsutstvie vyhoda. Kazanskij vestnik molodyh uchenyh. 2018; № 3 (6).

3. Gurushkin P.Yu., Sandrachuk Ya.F. Mediatizaciya kak global'nyj process social'no-politicheskih izmenenij. 'Etnosocium i mezhnacional'naya kul'tura. 2020; № 4: 57 - 69.

4. Menendez Alarcon A.V. Media Representation of the European Union: Comparing Newspaper Coverage in France, Spain, and the United Kingdom. International Journal of Communication 4. Butler University, 2010: 398.

5. Kleinnijenhuis J., van Noie L., Oegema D. Loss of Parliamentary Control Due to Mediatization and Europeanization: A Longitudinal and Cross-Sectional Analysis of Agenda Building in the United Kingdom and the Netherlands. British Journal of Political Science. 2008; № 38 (03): 455 - 478.

6. Esser F., Stromback J. (ed.). Mediatization of politics: Understanding the transformation of Western democracies. Springer. 2014.

7. Fuchs C. Nationalism 2.0: The making of Brexit on social media. London: Pluto Press, 2018.

8. Hlebnikov I.E. Brexit: predposylki, faktory i perspektivy. VestnikRossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Politologiya. 2017; T. 19, Ch. I, № 2.

9. Kline R.B. Principles and Practice of Structural Equation Modeling. New York, London: The Guilford Press, 2011.

10. Davies J. Farel is voting to stay in his bed. Daily Express. 1975; 4 June: 2.

11. Jenkins R. & Mendelsohn M. The News Media and Referendums. Basingstoke: Palgrave, 2001.

12. Hjarvard S. The mediatization of society: A theory of the media as agents of social and cultural change. Nordicom review. 2008; T. 29, № 2: 102 - 131.

Статья поступила в редакцию 20.01.21

УДК 82

Lamina A.T., Cand. of Science (Economics), doctoral postgraduate, Department of Literary Studies and Journalism, Elets State University n.a. I.A. Bunin

(Yelets, Russia), E-mail: Kamalova82@inbox.ru

PSEUDO-CARNIVAL IN THE NOVEL-ANTIUTOPIA AND IN THE WORKS OF RUSSIAN CYBERPANK. The article discloses pseudo-carnival in the dystopian novel and in the works of Russian cyberpunk. It is noted that pseudo-carnival, implying unnaturalness, artificiality behavior of the characters as a consequence of fear is a characteristic of both a dystopian novel and Russian cyberpunk. The reason for the unnatural behavior of the characters in the art world of the dystopian novel is absolute fear of the totalitarian system, and at the same time reverence for state power. Unlike the dystopian novel in the works of Russian cyberpunk totalitarianism cannot be considered the only cause of absolute fear that underlies pseudo-carnival. The article concludes that the reasons for the unnatural behavior of the characters in the works of the analyzed genre (in addition to the absolute fear of totalitarianism) are also fear of virtual reality and other negative consequences of scientific and technological progress (environmental disasters).

Key words: cyberpunk, novel, antiutopia, pseudo-carnival, totalitarianism, scientific and technological progress.

А.Т. Ламина, канд. экон. наук, докторант, ФГБО ВО «Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина», г. Елец,

E-mail: Kamalova82@inbox.ru

ПСЕВДОКАРНАВАЛ В РОМАНЕ-АНТИУТОПИИ И ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКОГО КИБЕРПАНКА

Статья посвящена раскрытию псевдокарнавала в романе-антиутопии и произведениях русского киберпанка. Отмечается, что псевдокарнавал, подразумевающий неестественность, искусственность и наигранность поведения персонажей как следствие страха, свойственен как роману-антиутопии, так и русскому киберпанку. Причиной неестественного поведения персонажей в художественном мире романа-антиутопии является абсолютный страх перед тоталитарной системой и в то же время благоговение перед государственной властью. В отличие от романа-антиутопии в произведениях русского киберпанка тоталитаризм не может считаться единственной причиной абсолютного страха, который лежит в основе псевдокарнавала. В статье делается вывод, что причинами неестественного поведения персонажей в произведениях анализируемого жанра кроме абсолютного страха перед тоталитаризмом также является страх перед виртуальной реальностью и другими негативными последствиями научно-технического прогресса (экологические катастрофы).

Ключевые слова: киберпанк, роман, антиутопия, псевдокарнавал, тоталитаризм, научно-технический прогресс.

Анализируя различные теоретические положения [1 - 4], а также рассматривая русский киберпанк [5, - 12] в контексте антиутопии [13 - 18], мы считаем необходимым охарактеризовать следующие элементы в его структуре:

- псевдокарнавал;

- аттракцион;

- противостояние научно-технической утопии;

- антропоцентричность;

- использование фантастики.

Данные элементы являются и ведущими признаками романа-антиутопии, которые выделил Б. Ланин. Он писал: «Псевдокарнавал - структурный стержень антиутопии. Принципиальная разница между классическим карнавалом, описанным М. Бахтиным, и псевдокарнавалом - порождением тоталитарной эпохи - заключается в том, что основа карнавала - амбивалентный смех, основа псевдокарнавала - абсолютный страх...» [1].

Таким образом, псевдокарнавал, подразумевающий неестественность, искусственность и наигранность поведения персонажей как следствие страха, свойственен как роману-антиутопии, так и русскому киберпанку.

Причиной неестественного поведения персонажей в художественном мире романа-антиутопии является абсолютный страх перед тоталитарной системой и в то же время благоговение перед государственной властью, что характерно и для романа Е. Замятина «Мы».

Б. Ланин отмечает: «Сущность тоталитарного страха, которым охвачен замятинский герой Д-503, - в освобождении от страха «экзистенциального». Этот страх перед самым фактом человеческого существования остается в глубинах подсознания и переносится на страх перед «врагами великой цели». Объявление всеобщего врага, врага псевдокарнавала в данном случае превращает его во врага народа, ибо весь народ кружится в этом действе - кульминация, за которой следует катарсис. Выявление,

конкретизация врага на некоторое время устанавливают передышку от страха» [1].

Тоталитарный страх перед государственной системой, который, как и у Замятина, переносится на страх перед ее врагом (Эммануэлем Голдстейнем) и ненависть к нему, выражающиеся в образах персонажей (их поведении), прослеживается и в романе Д. Оруэлла «1984». В то же время для персонажей характерно и благоговение перед государством.

В отличие от романов Замятина и Оруэлла в «Дивном новом мире» Хаксли страх перед сложившейся государственной системой кажется не столь очевидным. Он переносится не на страх перед всеобщим врагом, а на страх выйти за рамки системы, коренным образом отличаться от других членов общества.

В романе Бредбери «451 градус по Фаренгейту» основа псевдокарнавала - страх перед сложившейся государственной системой также переносится на страх персонажей выйти за рамки системы - это значит рассуждать и действовать самостоятельно на фоне постепенной деградации общества в условиях научно-технического прогресса.

В отличие от романа-антиутопии в произведениях русского киберпанка тоталитаризм не может считаться единственной причиной абсолютного страха, который лежит в основе псевдокарнавала.

Причинами неестественного поведения персонажей в произведениях анализируемого жанра кроме абсолютного страха перед тоталитаризмом также является страх перед виртуальной реальностью и другими негативными последствиями научно-технического прогресса (экологические катастрофы).

Так, страх перед последствием экологической катастрофы (генетически измененными животными), а также перед виртуальной реальностью испытывают герои романа Л. Алехина «Падшие ангелы Мультиверсума».

При этом любое столкновение героев с элементами виртуальности, выраженное с помощью приемов фантастики, гротеска и иронии создает ощущение искусственности и наигранности их поведения.

В романе В. Вавикина «Техно-Корп. Свободный Токио» герои испытывают страх перед тоталитарной государственной системой, лежащий в основе псевдокарнавала. Однако в то же время они испытывают и страх перед изображаемыми с помощью гротеска и фантастики достижениями научно-технического прогресса, которые использует власть.

Таким образом, в произведениях анализируемого нами жанра псевдокарнавал художественно выражается не только в образах персонажей (их поведении), но и в других гротескных и фантастических образах изображаемого авторами художественного мира.

Так, фантастические образы механических животных и растений создают ощущение фальши и наигранности. Такое же впечатление создают и рисуемые авторами фантастические образы роботов, киборгов, а также виртуальное художественное пространство.

Человек в исследуемых произведениях бывает нередко порабощен то природой, вышедшей из-под его контроля, то искусственным интеллектом (например, кибероболочками). И в первом, и во втором случае такое порабощение заставляет людей вести себя неестественно, то есть подчиняться происходящим в результате научно-технического прогресса событиям.

Следует сказать, что в антиутопии присутствуют и карнавальные элементы. Согласно Б. Ланину они проявляются в театрализации действия и в пространственной модели. То же самое можно сказать и о произведениях русского ки-берпанка.

Библиографический список

Однако в отличие от романа-антиутопии, для которого характерна замкнутость пространства, пространственной моделью, служащей для проявления карнавальных элементов в произведениях русского киберпанка, может являться виртуальная реальность.

Амбивалентный смех как основа карнавала, построенный на гротеске, фантастике и иронии, присутствует в диалогах персонажей романа Л. Алехина «Падшие ангелы Мультиверсума»:

«Он закрыл глаза, сделал глубокий вдох и досчитал до двенадцати. Выдохнул, открыл глаза и посмотрел на стену напротив. Туда, где висела маска актера театра Но. Бутафорское лицо с прорезями глазниц и рта, с двумя яркими кругляшами румянца на белых щеках.

- Здравствуй, Антон, - скрипуче произнесла маска, и пустой рот шевельнулся, изображая приветливую улыбку. - Добро пожаловать.

- Привет, Маска, - сказал Антон. - Прогони-ка комплексное тестирование базиса. В фоновом режиме.

- Выполняю.

- Да, и еще. Измени системное приветствие на «Как дела?». Задолбало...

- Выполнено. «Задолбало» - слово с неясной этимологией. Внести в словарь?

- Вноси. Синонимы - надоело, достало, зае...

- Выполнено, Антон. В твоем почтовом ящике пять новых сообщений. Будешь читать?

- Есть что-нибудь от Юза?

- Нового - ничего. Последнее сообщение от адресата «Юз» поступило. - Забудь» [5, с. 25].

На наш взгляд, в отличие от антиутопии в произведениях рассматриваемого жанра амбивалентный смех как основа карнавала более выражен художественно, нежели основа псевдокарнавала - абсолютный страх. Таким образом, структурным стержнем произведений русского киберпанка можно считать карнавал.

Другим структурным элементом как антиутопии, так и русского киберпанка является аттракцион. Мы разделяем емкое и в то же время многостороннее определение аттракциона, данное А. Липковым:

«- в плане коммуникативном: сигнал повышенной мощности, управляющий моментом вступления в коммуникацию или вниманием реципиента в процессе коммуникации;

- в плане информационном: резкое возрастание количества поступающей информации в процессе восприятия сообщения;

- в плане психологическом: интенсивное чувственное или психологическое воздействие, направленное на провоцирование определенных эмоциональных потрясений;

- в плане художественном: максимально активное, использующее психологические механизмы эмоциональных потрясений средство достижения поставленных автором произведения задач, желаемого «конечного идеологического вывода» [4, с. 195].

Резюмируя вышеизложенное, отметим, что, по мнению Б. Ланина, с кем мы солидарны, к ведущим признакам антиутопии можно отнести аллегоричность. Говоря об аллегоричности русского киберпанка, следует сказать, что она не является ведущим признаком анализируемого нами жанра, поскольку его авторы редко выражают абстрактные (отвлеченные) понятия через конкретные предметы и образы.

Они предпочитают говорить с читателем о беспокоящих их проблемах прямо. Однако следует отметить и тот факт, что рисуемые ими образы иногда можно трактовать в иносказательном значении.

1. Ланин Б. Анатомия литературной антиутопии. Available at: http://ecsocman.hse.ru/data/120/386/1217/017_LANIN.pdf

2. Стерлинг Б. Киберпанк в 90-х годах. Available at: https://www.litmir.me/br/?b=69961&p=1

3. Зезюлько А.В. Теоретическое осмысление и художественно-образное отражение научно-технического прогресса в гуманитарной культуре XX века. Автореферат диссертации ... доктора философских наук. Ростов-на-Дону, 2013.

4. Липков А.И. Проблемы художественного воздействия: принцип аттракциона. Москва, 1990.

5. Алехин Л. Падшие ангелы Мультиверсума: Фантастический роман. Москва: Издательство Эксмо, 2003.

6. Васильев В. Горячий старт. Available at: https://knijky.ru/books/goryachiy-start

7. Зорич А. Сезон оружия: Роман. Москва: ЗАО «Издательство Центр-Полиграф», 2001.

8. Тюрин А.В. Каменный век. Available at: www.fan.lib.ru/tt/tjurin_a_w/tyurin-stoneage.shtml

9. Фролов А.Е. Мытарь. Новосибирск: ГП «Новосибирский полиграфкомбинат», 2001.

10. Царенко Т.П. Бессистемная отладка. Реабилитация. Москва: Издательство «АСТ», 2015.

11. Червяченко М. Лидеры войны (Проза в жанре криминальный киберпанк). Курск: «Деловая полиграфия», 2014.

12. Эмдин А. Отпуск. Москва, 2018.

13. Аксенов В.П. Остров Крым. Москва: Эксмо, 2014.

14. Бредбери РД. Сочинения: Романы и повести, рассказы. Перевод с английского. Москва: Издательство «Книжная палата», 2001.

15. Войнович В.Н. Москва 2042. Москва: Эксмо, 2004.

16. Замятин Е.И. Мы. Москва: Эксмо, 2008.

17. Оруэлл Д. 1984. Перевод с английского В. Голышева. Москва: Издательство «АСТ», 2017.

18. Хаксли О. О дивный новый мир. Москва: АСТ; Владимир: ВКТ, 2010.

References

1. Lanin B. Anatomiya literaturnoj antiutopii. Available at: http://ecsocman.hse.ru/data/120/386/1217/017_LANIN.pdf

2. Sterling B. Kiberpank v 90-h godah. Available at: https://www.litmir.me/br/?b=69961&p=1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Zezyul'ko A.V. Teoreticheskoe osmyslenie i hudozhestvenno-obraznoe otrazhenie nauchno-tehnicheskogo progressa v gumanitarnoj kul'ture XX veka. Avtoreferat dissertacii ... doktora filosofskih nauk. Rostov-na-Donu, 2013.

4. Lipkov A.I. Problemy hudozhestvennogo vozdejstviya: princip attrakciona. Moskva, 1990.

5. Alehin L. Padshie angely Mul'tiversuma: Fantasticheskij roman. Moskva: Izdatel'stvo 'Eksmo, 2003.

6. Vasil'ev V. Goryachijstart. Available at: https://knijky.ru/books/goryachiy-start

7. Zorich A. Sezon oruzhiya: Roman. Moskva: ZAO «Izdatel'stvo Centr-Poligraf», 2001.

8. Tyurin A.V. Kamennyj vek. Available at: www.fan.lib.ru/t/tjurin_a_w/tyurin-stoneage.shtml

9. Frolov A.E. Mytar'. Novosibirsk: GP «Novosibirskij poligrafkombinat», 2001.

10. Carenko T.P. Bessistemnaya otladka. Reabilitaciya. Moskva: Izdatel'stvo «AST», 2015.

11. Chervyachenko M. Lidery vojny (Proza v zhanre kriminal'nyj kiberpank). Kursk: «Delovaya poligrafiya», 2014.

12. 'Emdin A. Otpusk. Moskva, 2018.

13. Aksenov V.P. OstrovKrym. Moskva: 'Eksmo, 2014.

14. Bredberi R.D. Sochineniya: Romany ipovesti, rasskazy. Perevod s anglijskogo. Moskva: Izdatel'stvo «Knizhnaya palata», 2001.

15. Vojnovich V.N. Moskva 2042. Moskva: 'Eksmo, 2004.

16. Zamyatin E.I. My. Moskva: 'Eksmo, 2008.

17. Oru'ell D. 1984. Perevod s anglijskogo V. Golysheva. Moskva: Izdatel'stvo «AST», 2017.

18. Haksli O. O divnyj novyj mir. Moskva: AST; Vladimir: VKT, 2010.

Статья поступила в редакцию 15.01.21

УДК 821.111

Pisarev L.V., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Head of Department of Germanic Philology, St. Tikhon Orthodox University for the Humanities

(Moscow, Russia), E-mail: lev-king@mail.ru

THE PROBLEM OF DUALISM DISPLAY OF THE DIVINE NATURE IN THE NOVEL BY G.K. CHESTERTON "THE MAN WHO WAS THURSDAY". The article is dedicated to a problem of displaying the divine nature in the image of one of the main characters of the novel by G.K. Chesterton "The Man who was Thursday" named Sunday. This image is a grotesque personification of the image of the Creator of the World, while simultaneously performing the functions of two important plot-forming characters who defended opposite moral principles. As a result, the image of the Creator of the World acquires a duality, which is not only paradoxical for the Christian orientation of the writer's work. Chesterton also allows his interpretation of this image as close to the gnostic concept of God. Applying the historical and biographical method, based on the analysis of the text of the novel and "Autobiography" of G.K. Chesterton, the author of the article concludes that this image of the Creator is an artistic generalization of the writer's personal spiritual experience and not only does not bear any signs of a gnostic idea of the divine nature, but also serves the artistic task of theodicy. The study helps to understand the author's intent of the novel "The Man who was Thursday" and specify the system of religious-philosophical ideas of G.K. Chesterton's early novel period of his creativity.

Key words: G.K. Chesterton, God, image, gnosticism, religion, dualism, theodicy.

Л.В. Писарев, канд. филол. наук, доц., зав. каф. германской филологии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ),

г. Москва, E-mail: lev-king@mail.ru

ПРОБЛЕМА ДУАЛИЗМА ОТОБРАЖЕНИЯ БОЖЕСТВЕННОЙ ПРИРОДЫ В РОМАНЕ Г.К. ЧЕСТЕРТОНА «ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ БЫЛ ЧЕТВЕРГОМ»

Статья посвящена проблеме отображения божественной природы в образе одного из главных героев романа ПК. Честертона «Человек, который был Четвергом» по имени Воскресенье. Этот образ представляет собой гротескную персонификацию образа Создателя Мира, одновременно выполняя функции двух важных сюжетообразующих персонажей, защищавших противоположные морально-нравственные принципы. В результате образ Создателя Мира приобретает двойственность, что является не только парадоксальным для христианской направленности творчества ПК. Честертона, но и допускает трактовку этого образа как близкого к гностической концепции Бога. Применяя историко-биографический метод, на основании анализа текста романа и «Автобиографии» ПК. Честертона автор статьи делает вывод, что данный образ Создателя является художественным обобщением личного духовного опыта писателя и не только не несет в себе никаких признаков гностического представления о божественной природе, но и служит художественной задаче теодицеи. Проведенное исследование помогает приблизиться к пониманию авторского замысла романа «Человек, который был Четвергом» и уточнить систему религиозно-философских представлений ПК. Честертона в раннем периоде его романного творчества.

Ключевые слова: Г.К. Честертон, Бог, образ, гностицизм, религия, дуализм, теодицея.

В одном из самых известных романов Г К. Честертона, «Человек, который был Четвергом», созданном в 1908 году, был затронут широкий круг религиозно-философских проблем, важнейшей из которых, по нашему мнению, является проблема борьбы двух противоположных типов мировоззрения: христианского и гностического, отраженного, в частности, в деятельности анархо-нигилистических движений. Произведение получилось очень увлекательным и сразу понравилось читающей публике, было переведено на ряд языков и даже вскоре поставлено на сцене. Вместе с тем роман нельзя назвать простым. Его художественный мир до сих пор обладает множеством загадок и заслуживает внимания исследователей [1 - 12]. Нашей задачей в данной работе было рассмотреть значение и функцию самого противоречивого образа романа, созданного Г К. Честертоном, по имени Воскресенье, совмещающем в себе образы главы Совета анархистов, начальника тайной полиции и Творца мира.

Роман ГК. Честертона «Человек, который был Четвергом» сочетает в своем повествовании черты детектива, фантасмагории и мистерии; как при построении системы художественных образов романа, так и развитии действия писатель применяет метод парадокса и гротеска. Начинается произведение как детектив, главным героем которого является сотрудник тайной философской полиции Гэбриэл Сайм, проникший в тайный Совет анархистов под конспиративным именем Четверга (все члены Совета носят имена дней недели) для того, чтобы предотвратить кровавый заговор, направленный на развязывание мировой войны, в которой должно погибнуть огромное количество людей. Далее действие переходит в фантасмагорию: все члены Совета анархистов оказываются агентами полиции и устремляются в погоню за зловещим председателем Совета анархистов по имени Воскресенье, который, будучи огромным и тучным человеком, убегая

от них, скачет, словно мячик, скрывается от них то на слоне из лондонского зоопарка, то на воздушном шаре. Завершается роман сценами мистерии: все герои, уже отчаявшись догнать неуловимого председателя-Воскресенье, попадают к нему на торжественный прием и становятся участниками действа, в котором Воскресенье раскрывается им, оказываясь в своем истинном обличье Творца, стоящего за всеми последними событиями их жизни, а они предстают перед ним в образах Дней Творения Мира, в соответствии со своими подпольными именами дней недели.

Дуализм образа Воскресенья, который в одно и то же время оказывается и начальником тайной полиции, принимавшим героев на службу, и председателем Совета анархистов, возглавляющим борьбу с любым проявлением порядка, а в конце концов соединяющим эти два противоположные начала в образе Создателя, Творца мира, является, на наш взгляд одним из главных парадоксов и загадок произведения. Этот противоречивый и даже провокационный образ является, возможно, вторым по важности после образа главного героя Гэбриэла Сайма как для развития сюжета, так и для создания главного конфликта романа, который можно было бы сформулировать как конфликт мировоззрений.

Путь к разгадке парадоксального построения сюжета романа и к противоречивому отображению божественной природы, данной в образе Воскресения, мы можем найти, используя историко-биографический метод исследования: с одной стороны, обращаясь к материалам «Автобиографии» Честертона, в которой он дает объяснение некоторым образам своего романа и частично раскрывает авторский замысел произведения, и, с другой стороны, сопоставив исторический контекст эпохи, в которую создавался роман с рядом прямых указаний в тексте

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.