АНТРОПОЦЕНТРИЧЕСКИЕ ИМПЕРАТИВЫ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ
УДК/UDC 338.2
Поступила в редакцию 12.12.2019 г.
Информация для связи с автором: [email protected]
Доктор педагогических наук, профессор В.И. Григорьев1 Кандидат педагогических наук, доцент Ю.А. Дубровская2 Кандидат технических наук, доцент А.Б. Маховиков2
1 Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Санкт-Петербург
2 Санкт-Петербургский горный университет, Санкт-Петербург
ANTHRÜPÜCENTRiC IMPERATIVES OF PROJECT MANAGEMENT OF ELECTiVE PHYSiCAL EDUCATION
Dr. Hab., Professor V.I. Grigoryev1
PhD, Associate Professor Yu.A. Dubrovskaya2
PhD, Associate Professor A.B. Makhovikov2
1 St. Petersburg State University of Economics, St. Petersburg
2 Saint-Petersburg Mining University, Saint-Petersburg
□ и
£ г. CL
4—
О OJ и
CL ' -о с
ra
^
O (U .c I—
Аннотация
Цель исследования - научное обоснование путей повышения эффективности физической культуры в вузах с помощью методов проектного управления. В ходе исследования предполагалось, что использование методов проектного управления повысит эффективность овладения компетенциями ФГОС ВОЗ++ за счет регуляции энергетической затратности и глубины воздействия нагрузки.
Методика и организация исследования. На первом этапе разработана модель проектного управления, ориентированная на освоение программ синтетического типа. Для девушек предложены программы Discorobics, DanceLatino, Pilates. Для юношей - программы BarbellWorkout и LB + Stretch. На втором этапе проведены наблюдения, позволяющие оценить динамику физического развития и подготовленности 96 студентов (48 муж. и 48 жен.), достигаемую благодаря регуляции эргогенных эффектов и резонан-сов адаптации к нагрузке.
Результаты исследования и выводы. Установлено, что адаптация к аэробным нагрузкам на занятиях Discorobics, DanceLatino, Pilates приводит к кумулятивным пластическим и метаболическим перестройкам у девушек. Обеспечивает улучшение результатов в беге на 100 м, в прыжках в длину с места. Занятия юношей атлетизмом по программам BarbellWorkout и LB + Stretch привели к увеличению становой тяги, количества подтягиваний из виса на перекладине, сгибаний рук в упоре. Доказано, что повышение энергетической напряженности тренировки приводит к рабочей гиперплазии и пластическим преобразованиям мышечной системы. Использование методов проектного управления способствует росту адаптивности, динамичности, вариативности и целостности учебного процесса по элективной дисциплине «Физическая культура и спорт». Повышает гибкость и скорость реагирования на изменение состояния и работоспособности студентов, занимающихся на разных отделениях.
Ключевые слова: антропоцентризм, проектно-ориентированная деятельность, проект, сингулярность, стимулы, функционал.
Annotation
Objective of the study was to scientifically substantiate the ways to increase the effectiveness of university physical education by means of project management methods. It was assumed that the use of project management methods would increase the effectiveness of mastered competencies within the scope of FSES HE 3++ requirements by regulating the energy cost and degree of impact of physical load.
Methods and structure of the study. At the first stage of the experiment, we developed a project management model focused on synthetic programming. For the females, we proposed Discorobics, DanceLatino, Pilates programs. For the young males - BarbellWorkout and LB + Stretch. At the second stage, observations were made to assess the dynamics of physical development and physical fitness of 96 students (48 males and 48 females), achieved through regulation of ergogenic effects and resonances of adaptation to physical loads. Results of the study and conclusions. It was found that adaptation to aerobic loads during the Discorobics, DanceLatino, Pilates practices led to cumulative plastic and metabolic changes in the females; improved their results in the 100m run and standing long jump tests. Weight trainings under the BarbellWorkout and LB + Stretch programs led to an increase in the deadlift result, in the number of pull-ups on the crossbar from the hanging position and push-ups. It was found that increasing training intensity leads to the achievement of working muscle hyperplasia and plastic transformations of the muscular system. The use of project management methods was found to promote the growth of adaptability, dynamism, variability and integrity of the educational process in the elective discipline "Physical Education and Sport", increase flexibility and rate of response to the changes in the state and working capacity of the students of different departments.
Keywords: anthropocentrism, project-oriented activity, project, singularity, incentives, functional array.
Введение. Изучение возможностей антропоцентрической модели проектного управления (ПУ) в повышении эффективности управления элективной физической культурой (далее -ЭФК) как объекта исследования выдвигает на первый план проблему инновационного обновления, интеграции и диверсификации ресурсов в границах требований федеральных образовательных стандартов ФГОС ВО 3++. Несмотря на операционную разработанность программ и алгоритмов ПУ
в олимпийском спорте, его внедрение в физическую культуру студентов находится на этапе обсуждения. Отсутствие универсального решения этой задачи обозначило потребность в моделировании алгоритма проектного управления.
Цель исследования - повышение эффективности управления элективами, достигаемого за счет перехода на более гибкую антропоцентрческую модель ПУ, по сравнению с традиционной для кафедр с линейно-функциональной структурой.
46
http://www.teoriya.ru
№3 • 2020 Март | March
Главный ресурс антропоцентрической модели ПУ заключается в реализации возможностей достижения стратегических целей физического развития студенческой молодежи при ограниченных ресурсах. На платформе элективов реализуются императивы целостности обучения и тренировки, оперативно вносятся коррективы в операционный состав и траектории физического развития [3, 4].
Методика и организация исследования. На первом этапе исследования разработана прогнозная модель, редуцированная по уровням компетенций ФГОС 3++. Профиль занятий анонсирован выбором элективов - девушки занимались Discorobics, Dance Latino, Pilates; юноши - Barbell Workout и LB + Stretch. Объём занятий -144 акад. часа при 2-разовых в неделю по 90 мин [1].
На втором этапе проведены наблюдения, позволяющие оценить динамику физического развития и подготовленности 96 студентов (48 муж. и 48 жен.) в возрасте 18,2±0,2 года. Содержание ФОС дополнено биометрическими параметрами мониторинга: обхватами в области плеча, груди, талии, бедер, голени. Жировая (gmt) и мышечная (mmt) масса тела определялась на сертифицированном устройстве «АВС-01 Медасс». Резистентность к нагрузке оценивалась по репликаторам PWC170, МОК, СОК, ЧСС, длительности сердечного цикла R-R, индексу напряжения миокарда ИНМ, артериального (АД) и пульсового давления (ПД). В КИМ включены параметры зрительно-моторных реакций - ВОД, РДО, Т-ттж, SAN.
Репрезентативность проекта оценивалась по следующим тестам: «Бег на 100 м, 500 м и 1000 м», «Плавание на 50 м», «Прыжок в длину с места», «Сгибание рук в упоре лежа», «Подтягивание из виса на перекладине».
Обоснование гипотезы проводилось по базовым теориям адаптивного управления, диверсификационной типологии и самоорганизации нелинейных систем.
Результаты исследования и их обсуждение. По итогам дискриминантного анализа 67 агрегированных переменных в структуре ПУ выделены три функционала: программы ^ ресурсы ^ операции, встроенные в настройку основного контура решения задач.
Представленная на рисунке модель проектного управления физической подготовкой студентов позволяет детализировать уровни агломерации фиксируемых параметров, более глубоко рассмотреть управленческий механизм. Практическая ценность модели проявляется в оценке динамики адаптационных изменений подготовленности и компетенций студентов под воздействием физических нагрузок.
Содержание программного функционала (Fp) сосредоточено на агрегации дескрипторов элективных модулей (двигательного состава и структуры движений), формирующих маршруты овладения компетенциями ФГОС ВО 3++ (+825). В частности, фокусировка целей-интроекций ПООП на задачи синтетического типа формирует антропоцентрический баланс ресурсов Discorobics, Dance Latino, Pilates.
Редуцированный по целевым индикаторам управленческий алгоритм сосредоточен на оценке прецендентов телесного развития. Антропоцентрическая экстрема (Fp) ориентирована на преодоление стохастической вола-тильности управления за счет проектирования моторного потенциала, постуральных и функциональных преобразований. Реализуемая в бинарных позициях стратегема «нагрузка-развитие» обеспечивает параметрическую регуляцию эргогенных эффектов адаптации к нагрузкам Discorobics, Dance Latino, Pilates.
Информационно-технологическая платформа ПУ сфокусирована на мобилизации стимулов развития, максимально ориентированных на результат. Главные стимулы - улучшение внешней привлекательности, получение комфортных ощуще-
ний, формирование активной жизненной позиции и рост социальной успешности. Точки роста возникают при освоении программ синтетического типа, повышающих энергетическую затратность и глубину воздействия нагрузки. Поляризованная тренировка преимущественно в аэробном режиме обеспечила развертывание функциональных резервов и аэробного метаболизма. На это указывает рост работоспособности (PWC170), улучшение гемодинамики и энергетического обмена у 86 % студенток (+0,711). В частности, пиковые тренды выявлены в беге на 500 м с 2,15±0,3 мин на 11,3 % и в плавании на 50 м с 58,0±1,1 с - на 6,1 %о (-0,671), связанные с ростом функциональных возможностей - увеличением продолжительности цикла (AR-R) с 0,97±0,01 до 1,02±0,01 с, фазы изометрического сокращения (IC) - на 0,008±0,001 с, индекса напряжения миокарда (ИНМ) - на 3,6±0,01 % (+0,637) [2].
Установлено, что концентрация аэробных нагрузок в кейсах Discorobics, Dance Latino, Pilates приводит к кумулятивным пластическим и метаболическим перестройкам. Это создает предпосылки к улучшению результатов в беге на 100 м с 17,1±1,1 с на 5,4 % и в прыжках в длину с места с 154±2,1 см - на 4,6 % (+0,544). Выявленное снижение gmt с 28,1±0,1 % на 4,7 % и рост mmt с 32,4±0,1 % на 6,9 % апостериорно связано с ростом объёма в области груди с 83,12±0,2 см на 6,1 %, бедер с 50,3±0,2 см - на 4,0 %, голени с 31,2±0,3 см - на 3,2 % и плеча с 26,5±0,3 см - на 2,1 % (+0,682). Заметим, что достижение ожидаемых изменений в области телесного конструирования сопровождается у студенток ростом (SAN) с 5,1±0,02 до 8,3±0,1 балла (+0,621). Как видим, потенциал ПУ не исчерпывается только регулированием физической активности студентов. Индикаторы роста подготовленности студентов на операционном уровне коррелируют с комплексными признаками морфологических и функциональных изменений в границах ФГОС ВО 3++.
В платформе ресурсного функционала (Fr) преобладает технологическая составляющая, позволяющая своевременно решать проблемы обновления быстро стареющего методического инструментария (+0,722). Технологизация Fr расширяет возможности операционного моделирования, кроссинговера алгоритмов и сегментации физической подготовки студентов. Антропоцентрическая сегментация ресурсной базы фокусируется на использовании аттракций кейс-технологий, высокотехнологичных тренажеров и устройств с «обратной связью» (гад-жетов, трекеров активности). Соответственно, информационная платформа Fr сосредоточена на трансформации основных (прогнозов, целей, условий реализации задач) и вспомогательных процессов - регуляторов настройки конура, повышающих качество и техническую оснащенность подготовки. Информация о связи параметров рабочей деятельности, эндемических затратах, достигаемых эргогенных эффектов отражает сингулярность подготовки, достижение пиковых трендов развития в границах, заданных ФГОС ВО++ состояний. Агрегатор Fr выдвигает на передний план динамическую причинность подготовки, сто-
МОДЕЛЬ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Программный функционал(Fp)
ФГОС ВО 3++
_ Учебные модули
_ ПООП, УМКД
Дескрипторы
Ресурсный функционал (Fr)
Оценочные средства ФОС, КИМ
Кейс-технологии, тренажеры
Операционный функционал(Fo)
Элективная сегментация
_ Диверсификация
средств
Технологическая диффузия
Структурно-логическая модель проектного управления элективной физической культурой
№ 3 • 2020 Март | March
http://www.teoriya.ru
□ и
£ г. CL
ч—
О 0J и
CL ' -о с
га
^
о
(U .с I—
хастическую природу овладения компетенциями. Выделяют процесс диверсификации средств, методов и организационных форм занятий как наиболее перспективный инструмент повышения эффективности педагогического менеджмента. Предикатом редуцированного по числу составляющих Fr выступает оценка эффективности реализации ресурсов, пропорциональная затратам времени [5, 6].
Антропоцентрические нарративы операционного функционала (Fo) сфокусированы на повышении скорости реагирования на изменение физиологических и биоэнергетических систем. Операционный фокус Fo сосредоточен на объединении основных и вспомогательных процессов физической подготовки в единую систему. В его базовой конфигурации просматривается предметная модальность ЭФК, повышающая возможность комбинирования аффилированных ресурсов в процессе индивидуализации физической подготовки. Приоритет концепта - достижение автокатализа анаболических процессов при трансформации скоростно-силового потенциала P (t) благодаря концентрации силовых нагрузок в модулях Barbell Workout и LB + Stretch.
Параметрическая алгоритмизация нагрузок комплексной и избирательной направленности в итерациях ПУ приводит у 75 00 студентов к росту мощности и метаболизирующей массы тканей. При росте энергетической напряженности тренировки достигаются рабочая гиперплазия и пластические преобразования мышечной системы. В процессе регуляции выражены имплицитные, контролируемые детерминации воздействия на метаболические процессы в мышцах. Речь идет о метаболическом профиле нагрузки, обеспечивающей этап-ность развития подвижности суставов, укрепление сухожилий, связок и мышц. Решение многокритериальных задач, включая управление резонансами адаптации, избирательного воздействия на проблемные сегменты тела, снижает абберантность воспроизводства энергетических ресурсов (+0,733).
Каскадные эффекты тренировки проявляются в формировании силовых резервов на основе морфологической, физиологической и биомеханической адаптации. Реализация силового потенциала проявляется на уровне «поля трендов», в частности в беге на 100 м с 14,1±0,1 с результаты выросли на 12,1 % (-0,708), в прыжке в длину с места с 215,3±4,1 см - на 12,7 0% (+0,645). Адресная проработка проблемных сегментов телосложения обеспечила рост становой тяги с 64,5±0,4 кг на 8,6±1,1 %, кистевой динамометрии Дтах с 39,7±0,2 кг -на 6,8± 1,1 %, увеличение числа подтягиваний с 8,2±0,3 раза -на 12,3 00 (+0,621), сгибание рук с 18,1±0,9 раза - на 14,100. Валидность связей между увеличением метаболизирую-щей массы тела (mmt) с 39,5±0,2 % на 6,3 % и гиперплазией мышц плеча с 26,5±1,1 см на 6,8 00, груди с 87,4±1,1 см - на 7,100, голени с 31,2±1,1 см на 7,4 00 (+0,608), снижение gmt с 16,1±0,3 00 - на 4,2 00 (-0,572) указывает на признаки итерационного саморазвития.
Прогнозируемое развитие мотивации студентов (N) связано улучшением психомоторного состояния (+0,508). Наряду с повышением SAN с 5,1±0,01 до 9,3±0,03 балла в ходе наблюдений выявлена тенденция к снижению ВОД с 0,19±0,01 до 0,17±0,03 с, РДО - с 0,09±0,01 до 0,07±0,01 с ( -0,516), росту Т-ттах с 58,3±0,3 до 61,1±0,1 ед. (+0,501).
На высокую эффективность управления физической подготовкой студентов указывает достижение автокатализа развития двигательных качеств студентов, улучшения функционального состояния и работоспособности в заданных ФГОС ВО++ границах времени [6, 7].
Выводы. Апробация антропоцентрической модели проектного управления элективной физической культурой является репрезентативной, поскольку её операционная целостность стимулирует рост эффективности занятий. Научная
перспективность модели доказана универсальностью, выражаемой по отношению к инструментам прогнозного планирования, управления скользящими эффектами в точках бифуркации тренировки.
Управление функционалами проекта стимулирует аддитивность при решении многокритериальных задач, повышает гибкость и скорость реагирования на изменение состояния и работоспособности студентов. Улучшает базисные характеристики управления - обеспечивает рост адаптивности, динамичности, вариативности, целостности и преемственности. Дает новый импульс развития ЭФК в вузах.
Может рассматриваться как рекомендуемая область диверсификации средств физического воспитания, синтеза инновационных технологий, способствующих овладению компетенциями ФГОС ВО 3++.
Литература
1. Григорьев В.И. Кейс-технологии в атлетической подготовке студентов [Текст] / В.И. Григорьев, А.Б. Маховиков, С.А. Сидоренко // Теория и практика физ. культуры. - 2019. - № 3. - С. 17-20.
2. Дементьев К.Н. Проектные возможности физической культуры студентов в новых условиях [Текст] /К.Н. Дементьев, О.В. Миронова, О.В. Пристав, В.И. Григорьев // Теория и практика физ. культуры. - 2015. - № 10. - С. 10-12.
3. Зароднюк Г.В. Прогностическое развитие физической культуры студентов в высших учебных заведениях России / Г.В. Зароднюк, Н.В. Пахолкова, Д.Б. Селюкин // Теория и практика физ. культуры. - 2018. - № 4. - С. 11-13.
4. Костромин О.В. Организационно-педагогическое управление спортизацией физического воспитания студентов в процессе реализации элективных дисциплин по физической культуре и спорту / О.В. Костромин, А.В. Зайцев, И.В. Бобров // Теория и практика физ. культуры. - 2019. - № 4. - С. 31-33.
5. Костюченко В.Ф. Формирование физической культуры граждан в контексте стратегии развития физической культуры и спорта РФ / В.Ф. Костюченко, Г.В. Руденко, Ю.А. Дубровская // Теория и практика физ. культуры. - 2019. - № 3. - С. 45-47.
6. Малинина С.В. Методическое обеспечение стандартов дисциплины «Физическая культура и спорт» [Текст] / С.В. Малинина, В.И. Григорьев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгаф-та. - 2018. - № 4 (158). - С. 202-205.
7. Пономарев Г.Н. Физическая культура в высшем образовании - важная составляющая подготовки будущих специалистов / Г.Н. Пономарев, Я.В. Куванов, Д.Б. Селюкин // Теория и практика физ. культуры. - 2019. - № 3. - С. 10-12.
References
1. Grigoriev V.I., A.B. Makhovikov, S.A. Sidorenko Keys-tehnologii v atleticheskoy podgotovke studentov [Case technologies in academic athletic trainings]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2019. # 3. pp. 17-20.
2. Dementiev K.N., Mironova O.V., Pristav O.V., Grigoriev V.I. Proektnye vozmozhnosti fizicheskoy kultury studentov v novykh usloviyakh [Design capabilities of students' physical education in new conditions]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2015. no. 10. pp. 10-12.
3. Zarodnyuk G.V., Pakholkova N.V., Selyukin D.B. Prognosticheskoe razvitie fizicheskoy kulturyi studentov v vysshikh uchebnykh zavedeni-yah Rossii [Prognostic progress of academic physical culture of students in higher educational institutions of Russia]. Teoriya i praktika fiz. kultury,2018, no. 4, pp. 11-13.
4. Kostromin O.V., Zaitsev A.V., Bobrov I.V. Organizatsionno-pedagog-icheskoe upravlenie sportizatsiey fizicheskogo vospitaniya studentov v protsesse realizatsii elektivnykh distsiplin po fizicheskoy kulture i sportu [Educational and managerial provisions for sportizated physical education in academic elective physical education]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2019, no. 4, pp. 31-33.
5. Kostyuchenko V.F., Rudenko G.V., Dubrovskaya Yu.A. Formirovanie fizicheskoy kulturyi grazhdan v kontekste strategii razvitiya fizicheskoy kulturyi i sporta RF [Formirovanie fizicheskoy kultury grazhdan v kontekste strategii razvitiya fizicheskoy kultury i sporta v RF [Mass physical culture encouragement policies in context of national physical education and sports sector development strategy]. Teoriya i praktika fiz. kulturyi. 2019. # 3. pp. 45-47.
6. Malinina S.V., Grigoriev V.I. Metodicheskoe obespechenie standar-tov distsiplinyi «Fizicheskaya kultura i sport» [Methodological support of standards of Physical education and sports discipline]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2018. # 4 (158). pp. 202-205.
7. Ponomarev G.N., Kuvanov Ya.A., Selyukin D.B. Fizicheskaya kultura v vysshem obrazovanii - vazhneyshaya sostavlyayushchaya v podgotovke budushchikh spetsialistov [Role of academic physical education in higher education system]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2019. № 3. pp. 10-12.
http://www.teoriya.ru
№3 • 2020 Март | March