Научная статья на тему 'Антропоцентризм проектного управления элективной физической культурой'

Антропоцентризм проектного управления элективной физической культурой Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТРОПОЦЕНТРИЗМ / ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОЕКТ / СИНГУЛЯРНОСТЬ / ФУНКЦИОНАЛ / ANTHROPOCENTRISM / PROJECT-ORIENTED ACTIVITY / PROJECT / SINGULARITY / FUNCTIONAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григорьев Валерий Иванович, Миронова Ольга Вячеславовна

Переход физической культуры студентов на систему элективов, мотивированный образовательными стандартами третьего поколения (ФГОС ВО 3++), реализуется с позиций антропоцентризма проектного управления (ПУ). Методология ПУ выдвигает на первый план технологическое обновление, диверсификацию ресурсов, сосредоточенных на овладение общекультурными компетенциями. На платформе элективов реализуются императивы целостности обучения и тренировки, оперативно вносятся коррективы в операционный состав и траектории физического развития. Редуцированный по целевым индикаторам управленческий алгоритм сосредоточен на оценке прецедентов телесного развития. Информационно-технологическая платформа ПУ сфокусирована на мобилизацию стимулов развития, максимально ориентированных на результат. Точки роста возникают при освоении программ синтетического типа, повышающих энергетическую затратность и глубину воздействия нагрузки. Снижение аберантности воздействия достигается благодаря оперативной регуляции эргогенных эффектов и резонансов адаптации к нагрузке. Сингулярность проекта оценивается по динамике роста телесных кондиций, моторного потенциала, улучшения жизненных стандартов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Григорьев Валерий Иванович, Миронова Ольга Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Anthropocentrism of project management of elective physical education

Transition of the students' physical culture into the elective courses system, motivated by the educational standards of the third generation (FSES 3++), is implemented from the positions of anthropocentrism of the project management (PM). Methodology for the PM is focused on the technological upgrade and diversification of the resources, concentrated on the mastering of the cultural competences. On the platform of the elective courses there are implemented imperatives of the integrity of the teaching and training, including the timely adjustments, being made to the operating structure and trajectory of physical development. Having being reduced to the target managerial indicators, the algorithm is focused on assessment of the precedents of the bodily development. PM's information and technology platform is focused on mobilizing the development incentives that are result-oriented to the maximum. Growth points arise under the mastering of the synthetic type programs, increasing the energy costs and depth of the load impact. The aberrance reduction for the impact is achieved due to the in-process regulation of the ergogenic effects and resonances of adaptation to the load. The singularity of the project is estimated by the dynamics of growth of the bodily conditions, motor potential, improvement of living standards.

Текст научной работы на тему «Антропоцентризм проектного управления элективной физической культурой»

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 09.09.2019

УДК 796.011

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

Валерий Иванович Григорьев, доктор педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Ольга Вячеславовна Миронова, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет

Аннотация

Переход физической культуры студентов на систему элективов, мотивированный образовательными стандартами третьего поколения (ФГОС ВО 3++), реализуется с позиций антропоцентризма проектного управления (ПУ). Методология ПУ выдвигает на первый план технологическое обновление, диверсификацию ресурсов, сосредоточенных на овладение общекультурными компетенциями. На платформе элективов реализуются императивы целостности обучения и тренировки, оперативно вносятся коррективы в операционный состав и траектории физического развития. Редуцированный по целевым индикаторам управленческий алгоритм сосредоточен на оценке прецедентов телесного развития. Информационно-технологическая платформа ПУ сфокусирована на мобилизацию стимулов развития, максимально ориентированных на результат. Точки роста возникают при освоении программ синтетического типа, повышающих энергетическую затратность и глубину воздействия нагрузки. Снижение аберантности воздействия достигается благодаря оперативной регуляции эргогенных эффектов и резонансов адаптации к нагрузке. Сингулярность проекта оценивается по динамике роста телесных кондиций, моторного потенциала, улучшения жизненных стандартов.

Ключевые слова: антропоцентризм, проектно-ориентированная деятельность, проект, сингулярность, функционал.

ANTHROPOCENTRISM OF PROJECT MANAGEMENT OF ELECTIVE PHYSICAL

EDUCATION

Valery Ivanovich Grigoriev, the doctor of pedagogical sciences, professor, St. Petersburg State Economic University, Olga Vyacheslavovna Mironova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

St. Petersburg State University

Annotation

Transition of the students' physical culture into the elective courses system, motivated by the educational standards of the third generation (FSES 3++), is implemented from the positions of anthropocen-trism of the project management (PM). Methodology for the PM is focused on the technological upgrade and diversification of the resources, concentrated on the mastering of the cultural competences. On the platform of the elective courses there are implemented imperatives of the integrity of the teaching and training, including the timely adjustments, being made to the operating structure and trajectory of physical development. Having being reduced to the target managerial indicators, the algorithm is focused on assessment of the precedents of the bodily development. PMs information and technology platform is focused on mobilizing the development incentives that are result-oriented to the maximum. Growth points arise under the mastering of the synthetic type programs, increasing the energy costs and depth of the load impact. The aberrance reduction for the impact is achieved due to the in-process regulation of the ergogenic effects and resonances of adaptation to the load. The singularity of the project is estimated by the dynamics of growth of the bodily conditions, motor potential, improvement of living standards.

Keywords: anthropocentrism, project-oriented activity, project, singularity, functional.

ВВЕДЕНИЕ

Изучение возможностей антропоцентрической модели ПУ в развитии элективной физической культуры - как объекта исследования, выдвигает на первый план оценку продуктивности инновационного обновления, интеграции и диверсификации ресурсов в достижении заложенных ФГОС ВО 3++ требований. Несмотря на операционную разработанность программ и алгоритмов ПУ в олимпийском спорте, его внедрение в физическую культуру студентов находится на этапе обсуждения. Прогнозируемый рост вовлеченности студентов, мотивированный новой информационно-технологической инфраструктурой ПУ, мотивирован паспортом Национального проекта «Образование» [6].

Трудности имплементации выявленной проблемы обусловлены необходимостью анализа детерминаций проектной структуры: цель ^ задачи ^ ресурсы ^ контроль. Научная проработка этих связей ориентирована на преодоление междисциплинарной эклектики элективных курсов, снижающая затратность ресурсов в точках роста физической подготовленности и компетенций студентов.

Актуальность данной проблемы позволяет выдвинуть гипотезу о том, что трансформация операционных инструментов ПУ повысит эффективность управления элективной физической культурой, достигаемой благодаря синергии содержания областей и задач деятельности.

Целью исследования является повышение эффективности управления элективами, достигаемого за счет перехода на более гибкую структуру ПУ, по сравнению с традиционной для кафедр линейно-функциональной структурой. Управленческие инновации ориентированы на реализацию задач, позиционированных в «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации» [1].

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Главный ресурс антропоцентрической модели ПУ элективной физической культурой заключается в реализации возможностей достижения целей при ограниченных ресурсах. Разработана прогнозная модель, редуцированная по уровням компетенций ФГОС 3++. Профиль занятий анонсирован выбором элективов - девушки занимались Dis-corobics, Dance Latino, Pilates; юноши Barbell Workout и LB + Stretch. Объём занятий -144 час при 2-х разовых в неделю по 90 мин. [2].

На втором этапе проведены наблюдения, позволяющие оценить динамику физического развития и подготовленности 96 студентов (48 муж. и 48 жен.) в возрасте 18,2±0,2 лет. Содержание ФОС дополнено биометрическими параметрами мониторинга: обхватами в области плеча, груди, талии, бедер, голени. Жировая (gmt) и мышечная (mmt) масса тела определялась на сертифицированном устройстве «АВС-01 Медасс». Резистентность к нагрузке оценивалась по репликаторам PWC170, МОК, СОК, ЧСС, длительности сердечного цикла R-R, индексу напряжения миокарда ИНМ, артериального (АД) и пульсового давления (ПД). В КИМ включены параметры зрительно-моторных реакций - ВОД, РДО, Т-тщах, SAN. Репрезентативность проекта оценивалась по репликаторам: бег на 100 м, 500 м и 1000 м, плавание на 50 м, в прыжок в длину с места, сгибание рук в упоре лежа, подтягивание из виса на перекладине. Статистическая обработка результатов проведена по программам Microsoft Access, Excel, BIOSTAT.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Обоснование гипотезы проводилось по базовым теориям адаптивного управления, диверсификационной типологии и самоорганизации нелинейных систем [3]. По итогам дискриминантного анализа 67 агрегированных переменных в структуре ПУ выделены три функционала: программы ^ ресурсы ^ операции, встроенные в настройку основного контура решения задач (рисунок 1).

Рисунок 1. - Структурно-логическая модель проектного управления элективной физической культурой

Содержание программного функционала (Fp) сосредоточено на агрегацию дескрипторов элективных модулей (двигательного состава и структуры движений), формирующих маршруты овладения компетенциями ФГОС ВО 3++. В частности, фокусировка целей-интроекций ПООП на задачи синтетического типа, формирует антропоцентрический баланс ресурсов Discorobics, Dance Latino, Pilates. Синтезирует контур параметрического управления (Z), определяющий приоритетность достижения устойчивых метаболических сдвигов (x, b, c, k) в короткие промежутки времени (t): Z (t) = f (x, b, c, k).

Антропоцентрическая экстрема (Fp) сосредоточена на нисходящем проектировании моторного потенциала, постуральных и функциональных преобразований. Реализуемая в бинарных позициях стратегема: «нагрузка - развитие» ориентирована на параметрическую регуляцию эргогенных эффектов адаптации к нагрузкам Discorobics, Dance Latino, Pilates.

Поляризованная тренировка преимущественно в аэробном режиме обеспечила развертывание функциональных резервов и аэробного метаболизма. На это указывает рост работоспособности (PWCi70), улучшение гемодинамики и энергетического обмена у 86% студенток (+0,711). В частности, пиковые тренды выявлены в беге на 500 м с 2.15±0,3 мин. на 11,3% и в плавании на 50 м 58,0±1,1 с на 6,1% (-0,671), связанные с ростом функциональных возможностей - увеличением продолжительности цикла (AR-R) с 0,97±0,01 с до 1,02±0,01 с, фазы изометрического сокращения (IC) на 0,008±0,001 с, индекса напряжения миокарда (ИНМ) на 3,6±0,01% (+0,637) [4].

Очевидно, что увеличение объёма аэробных нагрузок в танцевальных кейсах приводит к кумулятивным эффектам: пластическим и метаболическим перестройкам, улучшению результатов в беге на 100 м с 17,1±1,1 с - на 5,4% и в прыжках в длину с места с 154±2,1 см - на 4,6% (+0,544). Выявленное снижение gmt с 28,1±0,1% - на 4,7% и рост mmt с 32,4±0,1% - на 6,9% апостериорно связано с ростом объёма в области груди с 83,12±0,2 см - на 6,1%, бедер с 50,3±0,2 см - на 4,0% голени с 31,2±0,3 см - на 3,2% и плеча с 26,5±0,3 см - на 2,1% (+0,682). Заметим, что достижение ожидаемых изменений в области телесного конструирования, сопровождается у студенток ростом (SAN) с 5,1+0,02 до 8,3+0,1 балла (+0,621).

В платформе ресурсного функционала (Fr) преобладает технологическая составляющая, позволяющая своевременно решать возникающие проблемы (+0,722). Антропоцентрическая сегментация ресурсной базы фокусируется на использовании аттракций кейс-технологий, высокотехнологичных тренажеров и устройств с «обратной

связью» (гаджетов, трекеров активности). Соответственно, информационная платформа Fr, сосредоточена на трансформации основных (прогнозов, целей, условий реализации задач) и вспомогательных процессов - регуляторов настройки конура, повышающих качество и техническую оснащенность подготовки. Предикатом редуцированного по числу составляющих Fr выступает оценка эффективности реализации ресурсов, пропорциональная затратам времени [5].

Антропоцентрические нарративы операционного функционала (Fo) сфокусированы на повышении скорости реагирования на изменение физиологических и биоэнергетических систем. Многокритериальная система дополнительных факторов и ограничений Fo, включая предикаты телесного развития, снижает абберантность воспроизводства энергетических ресурсов (+0,733).

Предпринятые шаги по увеличению энергетической напряженности модулей Barbell Workout и LB + Stretch при концентрации силовых нагрузок, «запускают» автокатализ анаболических процессов в трансформации скоростно-силового потенциала P(t). Этот процесс детерминирован совокупностью переменных -операционных поправок (ES), ресурса времени (t) и мотивации к саморазвитию (N): P(t)=^ (ES*N).

Параметрическая алгоритмизация нагрузок комплексной и избирательной направленности в итерациях ПУ приводит у 75% студентов к росту мощности и метаболизирующей массы тканей. Реализация силового потенциала проявляется на уровне «поля трендов», в частности, в беге на 100 м с 14,1±0,1 с результаты выросли на 12,1% (0,708), в прыжке в длину с места с 215,3±4,1 см на 12,7% (+0,645). Увеличение количества подтягиваний с 8,2±0,3 раз - на 12,3% (+0,621), сгибании рук с 18,1±0,9 раз - на 14,1% функционально связано с ростом становой тяги с 64,5±0,4 кг на 8,6+1,1%, кистевой динамометрии Дтах с 39,7±0,2 кг на 6,8±1,1%.

Валидность связей между увеличением метаболизирующей массы тела (mmt) с 39,5±0,2% на 6,3% и гиперплазией мышц плеча с 26,5±1,1 см на 6,8%, груди с 87,4±1,1 см на 7,1%, голени 31,2±1,1 см на 7,4% (+0,608), снижению gmt с 16,1±0,3%, на 4,2% (-0,572) указывает на признаки итерационного саморазвития.

Прогнозируемое развитие мотивации студентов (N) связано улучшением психомоторного состояния (+0,508). Наряду с повышением SAN с 5,1+0,01 до 9,3+0,03 балла, в ходе наблюдений выявлена тенденция к снижению ВОД с 0,19+0,01 до 0,17+0,03 с, РДО с 0,09±0,01 до 0,07±0,01 с (-0,516), росту T-w с 58,3±0,3 до 61,1±0,1 ед. (+0,501).

Универсальным критерием в оценке эффективности антропоцентрической модели ПУ является автокатализ физического развития студентов, обеспечивающий достижение более высокого уровня функционального состояния и работоспособности в ограниченных границах времени.

ВЫВОДЫ

Апробация антропоцентрической модели ПУ элективной физической культурой является репрезентативной, поскольку её операционная целостность стимулирует рост эффективности занятий. Научная перспективность модели доказана универсальностью, выражаемой по отношению к инструментам прогнозного планирования, управления скользящими эффектами в точках бифуркации тренировки. Управление контрольными точками проекта стимулирует аддитивность при решении многокритериальных задач, повышает гибкость и скорость реагирования на изменение состояния и работоспособности студентов. Может рассматриваться как рекомендуемая область диверсификации тренировочных средств, синтеза инновационных технологий, сосредоточенная на достижение компетенций ФГОС ВО 3++.

ЛИТЕРАТУРА

1. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2020 года // URL: https://www.minsport.gov.rU/activities/federal-programs/2/26363/ (дата обращения: 26.09.2019).

2. Григорьев, В.И. Кейс-технологии в атлетической подготовке студентов / В.И. Григорьев, А.Б. Маховиков, С.А. Сидоренко // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 3.- С. 17-20.

3. Компетентностный подход к проектированию индивидуальных образовательных траекторий физического развития студентов / Д.Н. Давиденко, В.И. Григорьев, В.А. Чистяков, Ким Джон Кил // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 1 (71). - С. 35-41.

4. Дементьев, К.Н. Проектные возможности физической культуры студентов в новых условиях / К.Н. Дементьев, О.В. Миронова, О.В. Пристав, В.И. Григорьев // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 10. - С. 10-12.

5. Малинина, С.В. Методическое обеспечение стандартов дисциплины «Физическая культура и спорт» / С.В. Малинина, В.И. Григорьев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 4 (158). - С. 202-205.

6. Паспорт национального проекта «Образование» : утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол №10 от 3 сентября 2018 г.) // URL : http:// www.econom22.ru/pnp/natsionalnye-proekt-programmy/ (дата обращения: 14.09.2019).

REFERENCES

1. Strategy of development of physical culture and sports in the Russian Federation till 2020, available at: https://www.minsport.gov.rU/activities/federal-programs/2/26363/.

2. Grigoriev, V.I., Mahovikov, A.B. and Sidorenko, S.A. (2019), '^ase technologies in athletic training of the student", Theory and practice ofphysical culture, Vol. 3, 2019, pp. 17-20.

3. Davidenko, D.N., Grigoriev, V.I., Chistyakov, V.A. and Kim Djon Kil. (2011), "Competence approach to the students individual educational trajectories design", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 1 (71), pp. 35, pp. 35-41/

4. Dementiev, K.N, Mironova, O.V, Pristav, O.V. and Grigoriev, V.I. (2015), "Project possibilities of the students physical culture in new conditions", Theory and practice ofphysical culture, Vol. 10, pp. 10-12.

5. Malinina, S.V. and Grigoriev, V.I. (2018), "Methodological support of the standards for discipline "Physical culture and sports", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 158, No. 4, pp. 201-205.

6. Passport of the national project "Education". Approved by the strategic development and national projects presidium of the advisory council under the President of the RF (2018), available at: http: // www. econom22 .ru/pnp/natsionalnye-proekt-programmy/.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 09.09.2019

УДК 796.011:004

РОЛЬ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ В ПОСТРОЕНИИ ЭЛЕКТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЫ

Валерий Иванович Григорьев, доктор педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный экономический университет; Владимир Анатольевич Чистяков, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург; Алексей Анатольевич Обвинцев, доктор педагогических наук, профессор, Военно-космическая академия имени А.Ф. Можайского, Санкт-Петербург

Аннотация

Интернет-ресурсы рассмотрены в статье с науковедческих позиций как социокультурный инструмент кодификации смыслов, формирующих систему координат и движущих сил развития элективной физической культуры (ЭФК). По итогам фрактального анализа выделены главные факторы, обеспечивающие попадание представленных в интернете технологий в систему жизненных приоритетов студентов. Проанализированы связи стимулирующих и демотивирующих факторов, определяющие глубину погружения студентов в предмет, готовность к овладению компетенциями ФГОС ВО 3++. Показано, что конструктивно-преобразующие функции интернета оказывают влияние на выбор

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.