ВЕСТНИК ИСТОРИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ
Научный журнал
№ 3 (15)
2023
М. И. Жигалов
Антропологические воззрения протоиерея Феодора Голубинского
DOI 10.47132/2587-8425_2023_3_48 EDN QMZVNA
Аннотация: Элементы христианской антропологии богословской концепции прот. Феодора Голубинского изложены в его сочинении «Умозрительная психология». В указанном сочинении, о. Феодор отвечает на вопрос о сущности человеческой души, рассматривает жизнь души, касаясь и области мистического опыта. Антропология о. Феодора традиционно строится на догмате о богоподо-бии человека. Он делит умозрительную психологию на два отделения: 1) о сущности души и ее свойствах: здесь автор говорит свойствах Божиих, которые в ограниченном виде могут быть сообщены человеку как творению Божию; 2) о происхождении души и разных периодах ее существования: о земной и загробной жизни человеческой души.
Ключевые слова: протоиерей Феодор Голубинский, умозрительная психология, учение о человеческой душе, антропология, сущность души, свойства души, происхождение души, существование души, земная жизнь человеческой души, загробная жизнь человеческой души.
Об авторе: Михаил Иванович Жигалов
Проректор по воспитательной работе Костромской духовной семинарии, аспирант Минской
Духовной Академии.
E-mail: [email protected]
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9789-5386
Для цитирования: Жигалов М. И. Антропологические воззрения протоиерея Феодора Голубинского // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2023. №3 (15). С. 48-55.
* Фотографии взяты из открытых источников.
HERALD OF THE HISTORICAL SOCIETY OF SAINT PETERSBURG THEOLOGICAL ACADEMY
Scientific Journal
No. 3 (15)
2023
Mikhail I. Zhigalov
Anthropological Views of Archpriest Theodore Golubinsky
DOI 10.47132/2587-8425_2023_3_48 EDN QMZVNA
Abstract: Elements of Christian anthropology of the theological concept of Archpriest F. A. Golubinsky are set forth in his essay "Speculative Psychology". In this essay, Father Theodore answers the question about the essence of the human soul, examines the life of the soul, touching the area of mystical experience. The anthropology of F. A. Golubinsky is traditionally based on the dogma of the god-likeness of man. He divides speculative psychology into two sections: 1) about the essence of the soul and its properties: here the author speaks of the properties of God, which in a limited form can be communicated to man as a creation of God; 2) about the origin of the soul and different periods of its existence: about the earthly and afterlife of the human soul.
Keywords: Archpriest Theodore Golubinsky, speculative psychology, the doctrine of the human soul, anthropology, the essence of the soul, the properties of the soul, the origin of the soul, the existence of the soul, the earthly life of the human soul, the afterlife of the human soul.
About the author: Mikhail Ivanovich Zhigalov
Vice-rector for educational work of the Kostroma Theological Seminary, post-graduate student
of the Minsk Theological Academy.
E-mail: [email protected]
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9789-5386
For citation: Zhigalov M. I. Anthropological views of Archpriest Theodore Golubinsky. Herald of the Historical Society of Saint Petersburg Theological Academy, 2023, no. 3 (15), pp. 48-55.
* Photos are taken from open sources.
Имя выпускника Костромской духовной семинарии, профессора Московской Духовной Академии протоиерея Феодора Александровича Голубинского (|1854), является символом русской академической науки XIX в. Прот. В. Зень-ковский писал, что среди других представителей духовно-академической философии своего времени «выше всех, по силе философского дарования, стоит Ф. Голубинский»1. Действительно, о. Феодор преподавал в Московской Духовной Академии дисциплину, которая именовалась философией. Однако, более детальное погружение в его труды, позволяет нам говорить о нем не только как о философе, но и как о богослове.
Богословско-философская концепция прот. Феодора Голубинского состоит из трех частей, представляющих собой отдельные сочинения: 1) Онтология (в двух частях); 2) Умозрительное богословие; 3) Умозрительная психология.
Вполне очевидно, что антропологические воззрения профессора-протоиерея изложены в третьей части. Сразу же следует оговориться, что сочинение о. Феодора «Умозрительная психология» впервые вышло в свет лишь в 1871 г. и представляет собой конспект лекций по предмету его ученика, прот. Владимира Назаревского. Спустя много лет, в 1898 г. эти лекции были переизданы под названием «Метафизическая психология»2. Таким образом, здесь (как и практически во всех других опубликованных сочинениях) лишь авторство мысли принадлежит о. Феодору, тогда как стиль и слог — его благодарному ученику3.
Кроме того, отдельные положения по антропологии находятся в сочинении «Премудрость и благость Божия в судьбах мира и человека: (О конечных причинах)»4. Данное сочинение также было издано после смерти о. Феодора его учеником, профессором Дмитрием Григорьевичем Левитским. В указанном труде рассмотрены человек и его душа в контексте действия Промысла Божия.
Еще один блок сочинений прот. Феодора Голубинского о человеке касается духовной жизни. Это цикл статей журнале Московской Духовной Академии «Прибавления к творениям святых отцов»5, анализ которых показывает читателю путь святости, движение по которому есть божественное призвание человека6.
1 Зеньковский В.В., прот. История русской философии. Л., 1991. Т. I. Ч. 2. С. 104.
2 См.: Голубинский Ф.А. Умозрительная психология. М.: Унив. тип. (Катков и К.), 1871; Голубинский Ф.А. Лекции философии: Метафизическая психология. М.: печ. А. И. Снегиревой, 1898.
3 См.: Жигалов М.И. Творческое наследие протоиерея Феодора Александровича Голубинского // Ипатьевский вестник. 2020. № 2. С. 71-80.
4 См.: Голубинский Ф.А., Левитский Д.Г. Премудрость и благость Божия в судьбах мира и человека: (О конечных причинах). СПб., 1885.
5 Голубинский Ф.А. О благодарности к Богу // Прибавления к творениям святых отцов. 1854. № 13. С. 342-348; Голубинский Ф.А. Жизнь веры // Прибавления к творениям святых отцов. 1854. № 13. С.484-491; Голубинский Ф. А. О Промысле Божьем: [Крат. обзор лекций по метафизике]. Отт. из журнала «Странник». 1862. Декабрь. С. 595-604; Голубинский Ф.А. О смирении // Прибавления к творениям святых отцов. 1854. № 13. С. 452-459; Голубинский Ф. А. О тщеславии // Прибавления к творениям святых отцов. 1854. № 13. С. 516-523; Голубинский Ф.А. Размышление в день Рождества Христова // Прибавления к творениям святых отцов. 1855. № 14. С. 548-553; Голубинский Ф. А. Размышление на слова: во благословении правых возвысится град // Прибавления к творениям святых отцов. 1854. № 13. С. 445-451.
6 Жигалов М. И. Концепция нравственного богословия протоиерея Феодора Александровича Голубинского // Ипатьевский вестник. 2021. № 4. С. 40-44.
Протоиерей Феодор Голубинский
Как отмечалось выше, основным трудом, содержащим антропологические воззрения о. Фео-дора, является «Умозрительная психология», которая, по мысли автора имеет своим предметом не просто душу человеческою, но сообразность и союз души с Существом Бесконечным, то есть, с Богом. В своих лекциях о. Феодор не только отвечает на вопрос о сущности человеческой души, но и рассматривает жизнь души, касаясь и области мистического опыта. Теоретическая польза психологии, как упражнений в познании души, а, следовательно, и себя, дает человеку возможность познания Бога, Его свойств, так как Бог создал человека по образу своему (Быт 1:26). Практическая польза, заключается в побуждении к исполнению обязанностей в отношении Бога, ближнего и самого себя, то есть, к исполнению нравственного закона. В силу этого, о. Феодор делит умозрительную психологию на два отделения: 1) о сущности души и ее свойствах; 2) о происхождении души и разных периодах ее существования: о земной и загробной жизни человеческой души.
Поскольку главная идея умозрительной психологии прот. Феодора Голубинского есть богопо-добие человека, то автор начинает первую часть своего исследования с тех свойств Божиих, которые в ограниченном виде могут быть сообщены человеку как творению Божию. Эти свойства представляют собой сходные черты Бога и человека по сущности. Однако, рассматривая данные свойства, о. Феодор более прибегает к методологии апофатического богословия7, то есть, раскрывает свойства Божии, которые не могут быть, безусловно сообщены ограниченным существам.
Первое — это быть безусловно необходимым, так как бытие человека полностью подчинено воле Творца, и бытие всего мира продолжается пока это угодно Творцу. Во-вторых, существование от себя, так как бытие человека, основано на свободном пожелании Бога произвести из небытия существо и сообщить ему жизнь. Очевидно, сам человек, не является источником жизни, а потому и не имеет полноту бытия, а, следовательно, он не может быть существеннейшим. В-третьих, существам конечным не может быть переданы свойства отрешения от ограничений пространства и времени: неизмеримость, вездеприсутствие и вечность. Человек имеет пространственное ограничение через тело, и он сотворен во времени. Касательно вечности, следует отметь, что она в полном смысле присуща только Богу, так как любое тварное существо имеет свое начало, и свойство меняться во времени. Образ вечность человека заключается в нескончаемом его бытии, то есть, бессмертии. Таким образом, душа стоит над ограничением времени, но источник этого ее Творец, а не она сама.
Через методологию катафатического богословия, то есть, через утверждение8 о. Феодор раскрывает лишь два свойства человеческой души: существовать и действовать, которое заключается в существовании свободной воли в человеке, и способности в ограниченной степени стяжать духовные совершенства. Это следует из самой цели творения мира: слава Божия и блаженство творения. К этому призывается человек Иисусом Христом в Заповедях Блаженств. Как отмечает свт. Иоанн Златоуст, Господь в этих заповедях показывает нам лестницу к духовному совершенству.
7 См.: Шмалий В., свящ. Апофатическое (отрицательное) богословие // Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия», 2014. Т. III. С. 134-140.
8 См.: Иванов М.С. Катафатическое (утвердительное) богословие // Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия», 2014. Т. XXXI. С. 693-696.
Протоиерей Феодор Голубинский. Умозрительная психология
С другой стороны, мы видим, что даже за стяжание одной из добродетелей Бог дарует человеку Блаженство9.
Изучив свойства Божии, которые в той или иной степени могут быть сообщены человеку, прот. Феодор Голубинский дает понятие человеческой души. «Душа есть ограниченная субстанция самодеятельная, невещественная, выражающая свою сообразность с Бесконечным Существом в том, что она умом своим стремится к объятию безусловной истины и мудрости, свободною волею к достижению высочайшего блага и к выражению его в своей деятельности, чувством ищет чистого и вечного блаженства, и по продолжению бытия своего бессмертна»10.
О. Феодор выносит на рассмотрение два основных свойства человеческой души: самостоятельность и невещественность, то есть, ее простота. Самостоятельность души представляет собой внутреннее начало жизни, на котором основаны все действия человека. Первым проявлением самостоятельности души есть способность человека к познанию, и как следствие, к исследованию. По мнению о. Феодора, в этом заключается главная способность души. Душа представляется о. Феодору как единое начало, действия которой основаны на свободной воле. А, потому, душа утверждается в том (добро или зло), к чему она свободно определит направление своей деятельности. Вместе с тем, о. Феодор отмечает, душа иногда может действовать и по инстинкту, противопоставляя его свободе. Также душа по своей природе постоянна. Это постоянство заключается в том, что даже при изменении жизни, а равно, внутреннего и нравственного состояния, душа сознает в себе неизменяемость, единство субъекта. То есть, даже при кардинальных изменениях ценностных установок, душе сознает себя единою, как до, так и после изменения.
Невещественность души проявляется в том, что она внешне ограничена в пространстве, но внутренне изъята из него, то есть, душа не есть тело или материальная сила, но духовная, которая проникает все тело, оживляя его и производя его в движение. Можно говорить, что душа приводит тело в бытие, которое, по прот. Феодору Голубинскому, есть действование сил, равно движение.
В результате, о. Феодор ставит вопрос о связи души и тела, предлагая его разрешение в тезисе о том, что они взаимно влияют друг на друга. С одной стороны, душа оживотворяет тело: куда она захочет направить тело, туда оно и движется. С другой стороны, восприятие внешнего мира человеком через органы чувств, очевидно, влияет на состояние души, и как нам представляется, в первую очередь на ее эмоциональный фон. О. Феодор приводит следующий пример: в жарком климате страсти человека живее, а воображение пламеннее, тогда как в холодном климате, в жизни души наблюдается больше постоянства. Сходные явления душевной жизни проявляются и внутренним состоянии тела: при болезни тела страдает и душа, но при укреплении физических сил душа успокаивается.
Далее о. Феодор предлагает к размышлению вопрос о том, где в теле человека душа имеет свое жилище? Душа, оживотворяя все тело по существу, остается неделимой, а потому нельзя назначить какой-либо орган, мозг или сердце или еще что-то, местом жилища души. Она действует во всем теле. Автор приводит в пример горящую свечу, которая освещает все пространство, где она находится. Но если поставить свету преграду, то часть пространства останется темной, но отсечь эти световые лучи, и тем уменьшить сам источник света не удастся, так как он всегда сосредотачивается в самом огне. Так и душа, действуя во всем теле, также имеет свое средоточие. Но так душа есть сила невещественная, то и определить ее место в теле не представляется возможным. По мысли о. Феодора, это свойство души и есть хоть и умаленный, но образ Божий, так как Бог бестелесен, везде присутствует и действует повсюду.
9 См.: Иоанн Златоуст, свт. Толкование на Евангелие от Матфея в 2-х кн. М.: Сибирская Бла-гозвонница, 2010. Кн. 1. С. 100-105.
10 Голубинский Ф. А. Лекции по философии, умозрительному богословию, умозрительной психологии. СПб., 2006. С. 583.
Первая часть умозрительной психологии завершается главой «О высших силах души». Если самостоятельность и невещественность являются высшими свойствами души, то силы души есть ее качества, через развитие которых раскрывается богопо-добие души человеческой. Потому и жизнь физическая имеет свой целью духовный рост и сообщение с Богом. В силу этого факта целесообразно выделить такую особенность именно человеческой души, как стремление и способность к принятию Бесконечного. Через принятие Бога и как следствие через желание жить по его заповедям, в человеке раскрывается стремление к истинной радости и блаженству. Поиск Бесконечного раскрывается также и в стремлении к любви и дружбе.
Очевидно, что при реализации указанных стремлений в человеке раскрываются его силы и способности. О. Феодор выделяет три главные силы души: познание, чувствование, желание; им соответствуют три способности души: разум, сердце, воля. Но все они действуют и сообщаются в стремлении к Бесконечному. Познание служит для поиска безусловной истины и мудрости, чувствование — для высочайшей красоты, желание — для совершенной благости и святости. Через познание, силой ума, человек способен приблизиться к свету Божественной премудрости, по которой в мире все устроено. Однако, при общении с людьми человек сталкивается с присущими каждому недостатками, то на помощь приходит чувство любви, которое сглаживает эти недостатки, и устремляет взор человека необходимости бытия нравственного Совершенства. Высшим действием души является воля, которая проявляется в каждом человеке в совести. Сама же совесть есть голос Бога, который вновь и вновь в момент выбора, напоминает нам нравственный закон.
Второе отделение умозрительной психологии о. Феодор начинает с вопроса о происхождении души. К рассмотрению предлагаются два объяснения: теория материализма, где душа имеет материальное начало, и теория пантеизма, где один общий дух разделяется на множество частных душ. Сам о. Феодор, исходя из понятия о творении мира Богом, формулирует суть христианской идеи о происхождении душ следующим образом: душа, не существовавшая прежде, произведена Богом из небытия в бытие из ничего.
Невыясненным остается вопрос о происхождении души каждого конкретного человека. О. Феодор выделяет две группы теорий. Первая держится на идее творения каждой души, вторая на идее рождения душ от первой сотворенной души. Отметим, что сам автор придерживает второй точки зрения, объясняя ее тем, что многие склонности, черты характера человека часто передаются от родителей к детям.
Проанализировав вопрос о происхождении души, о. Феодор начинает рассмотрение самой жизни души, ее бытия. Сотворив человека, Господь даровал ему душу нравственно совершенную. Это качество было утрачено в результате грехопадения. Утрата нравственного совершенства, подтверждается тем, что каждому человеку свойственно лишь жалеть об утраченном. Таким образом, именно осознание нравственного несовершенства, а, следовательно, стремление к идеалу и подтверждает выше озвученный тезис. Причиной утраты совершенства, о. Феодор считает исключительно самостоятельность и свободу человека, через которые он уклонился в сторону самости. Начало зла в природе человека заключается в уклонении от воли Божией, и тем самым поставить себя новым центром бытия. Жизнь после грехопадения представляет собой некое испытание добром и злом, чтобы человек опытным путем познал всю тяжесть зла и благость добра, а также убедился в своем бессилии в возможности перемены души, и через это добровольно возжелал соединения с Богом. Сама природа, среди которой живет человек, теперь является источником добра и зла. Вместо блаженства творения, наблюдаются страдания, болезнь и смерть. Именно природа теперь рождает в человеке мысль о стремлении к Богу как источнику жизни, а недостатки тела, служат к обузданию самолюбия.
Со смертью тела, человеческая душа продолжает свое бытие. «Бессмертие души есть нескончаемая жизнь после смерти земного тела, с сохранением личности и самосознания, в продолжение которой от доброго или худого свойства нравственного
характера, достигшего зрелости, будет зависеть вечное блаженство или вечное мучение — возрастание без конца в добре или во зле»11.
Мысль о бессмертии человеческой души доказывается тремя тезисами. Во-первых, в тварном мире действует закон сохранения массы (материи), по которому масса физической системы всегда неизменна. Также действует и закон сохранения энергии. Из них, очевидно, следует, что форма бытия (материя и ее сила) никогда не исчезает. Это косвенно подтверждает и сохранении души. Во-вторых, доказательством бессмертия души является ее духовная сущность, невещественность.
Третьим и важнейшим основанием вечности души являются свойства Божии, которые в акте творения сообщил душе богоподобные свойства. Высочайшая благость Божия проявляется в том, что Он сообщить своему творению духовные совершенства. Сам Господь свидетельствует о бессмертии человеческой души, говоря, что «Бог же не есть: Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк 20:38). С другой стороны, бессмертие человеческой души полностью согласуется с правдой Божией, по которой каждое нравственное существо получит свое воздаяние. Именно потому, о. Феодор в свое определение бессмертия души включает элемент о вечном блаженстве или страдании.
О. Феодор говоря о вечности воздаяния, приводит тезис о возрастание души без конца в добре или во зле. Из данного высказывания явно прослеживается мысль о том, что за гробом у человека сохраняется возможность нравственного роста. А значит ли это, что как добро, так и зло будет вечно?
Что же является основанием данной идей? Известно, что человек во время своей земной жизни различные духовные навыки, которые влекут душу к соответствующим действиям. Кроме того, это навыки сохранятся в душе и после физической смерти. В вечной жизни человек будет все более и более созревать в нравственном развитии. «Это можно заключать из того, что многие души отходят в загробную жизнь с малыми нравственными приобретениями; там им предстоит возможность дальнейшего умственного и нравственного образования, дальнейшего исправления и очищения»12.
Несомненно, полученные в земной жизни навыки могут быть как положительные, так и отрицательные. А, следовательно, за гробом возможен и отрицательный вектор нравственного развития. Встает вопрос: будет ли зло вечно? Где должно окончится наказание злой души? Будут ли новые покушения на нарушения нравственного закона?
Сам прот. Феодор Голубинский не дает ответа на эти вопросы, говоря, что разум человеческий не смеет покуситься на решение этой задачи, решение которой зависит исключительно от свободной, благой и милосердной воли Божией.
Выводы
Умозрительная психология прот. Феодора Голубинского строится на догмате о бо-гоподобии человека. Душа человека хоть и умаленный, но образ Божий. О. Феодор выделяет два основных свойства человеческой души: самостоятельность и невещественность, то есть, ее простота.
Первое представляет собой внутреннее начало жизни, на котором основаны все действия человека. Второе проявляется в том, что душа внешне ограничена пространстве, но внутренне изъята из него, то есть, душа не есть тело или материальная сила, но духовная, которая проникает все тело, оживляя его и производя его в движение.
Еще одно центральное свойство человеческой души есть стремление к принятию Бесконечного, при реализации которого в человеке раскрываются его силы и способности. Прот. Феодор Голубинский выделяет три главные силы души: познание,
11 Голубинский Ф. А. Лекции по философии, умозрительному богословию, умозрительной психологии. СПб., 2006. С. 678.
12 Там же. С. 693.
чувствование, желание; им соответствуют три способности души: разум, сердце, воля. Познание служит для поиска безусловной истины и мудрости, чувствование — для высочайшей красоты, желание — для совершенной благости и святости.
Источники и литература
Источники
1. Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.: Изд. Московской Патриархии, 1990. 1376 с.
2. Голубинский Ф.А. Умозрительная психология. М.: Унив. тип. (Катков и К.), 1871. 142 с.
3. Голубинский Ф.А. Лекции философии: Метафизическая психология. М.: печ. А. И. Снегиревой, 1898. 144 с.
4. Голубинский Ф. А. Лекции по философии, умозрительному богословию, умозрительной психологии. СПб., 2006. 695 с.
5. Голубинский Ф. А., Левитский Д. Г. Премудрость и благость Божия в судьбах мира и человека: (О конечных причинах). СПб., 1885. 320 с.
6. Голубинский Ф.А. О благодарности к Богу // Прибавления к творениям святых отцов. 1854. № 13. С. 342-348.
7. Голубинский Ф.А. Жизнь веры // Прибавления к творениям святых отцов. 1854. № 13. С. 484-491.
8. Голубинский Ф.А. О Промысле Божьем: [Крат. обзор лекций по метафизике]. Отт. из журнала «Странник». 1862. Декабрь. С. 595-604.
9. Голубинский Ф.А. О смирении // Прибавления к творениям святых отцов. 1854. № 13. С. 452-459.
10. Голубинский Ф.А. О тщеславии // Прибавления к творениям святых отцов. 1854. № 13. С. 516-523.
11. Голубинский Ф.А. Размышление в день Рождества Христова // Прибавления к творениям святых отцов. 1855. № 14. С. 548-553.
12. Голубинский Ф.А. Размышление на слова: во благословении правых возвысится град // Прибавления к творениям святых отцов. 1854. № 13. С. 445-451.
13. Иоанн Златоуст, свт. Толкование на Евангелие от Матфея в 2-х кн. М.: Сибирская Благозвонница, 2010. Кн. 1. 310 с.
Литература
14. Зеньковский В.В., прот. История русской философии. Л., 1991. Т. I. Ч. 2. 280 с.
15. Жигалов М..И. Концепция нравственного богословия протоиерея Феодора Александровича Голубинского // Ипатьевский вестник. 2021. № 4. С. 40-44.
16. Жигалов М..И. Творческое наследие протоиерея Феодора Александровича Голубинского // Ипатьевский вестник. 2020. № 2. С. 71-80.
17. Иванов М.С. Катафатическое (утвердительное) богословие // Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия», 2014. T.XXXI. С. 693-696.
18. Шмалий В., свящ. Апофатическое (отрицательное) богословие // Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия», 2014. Т. III. С. 134-140.