УДК 281.93(006.3)
DOI: 10.24411/2309-5164-2019-17803
Жигалов Михаил Иванович помощник ректора Костромской духовной семинарии e-mail: [email protected]
ПРОТОИЕРЕЙ ФЕОДОР ГОЛУБИНСКИЙ: СВЯЩЕННИК И УЧЕНЫЙ (к 220-летию со дня рождения)
Настоящая статья посвящена личности протоиерея Феодора Александровича Голубинского, профессора философии Московской духовной академии. О. Феодор является выпускником Костромской духовной семинарии 1813 года. Главными чертами Феодора Александровича являются такие христианские добродетели, как кротость и смирение. В нем сочетались глубокая вера и упование на Промысл Божий с глубоким научным знанием, а также тонкостью и гибкостью ума, благодаря чему он и смог стать основателем русской «православной философии».
Ключевые слова: Ф.А. Голубинский, Костромская духовная семинария,
Московская духовная академия.
Протоиерей Феодор Александрович Голубинский родился 22 декабря 1797 года1 в городе Костроме. Родители о. Феодора, Александр Андреевич (1775-1835) и Анастасия Андреевна (1774-1836) принадлежали к духовному сословию2. Так, его отец, начинал свое служение причетником в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова в Ипатьевской слободе, но позже был псаломщиком Троицкого собора Ипатьевкого монастыря, который в то время был кафедральным3. С 1820 года Александр Андреевич (в документах - Андреев) стал священником упомянутого выше храма апостола Иоанна Богослова г. Костромы. Мать ученого была
1 2 января 1798 г. - дата рождения прот. Феодора Голубинского по новому стилю. С другой стороны известно, что о. Феодор родился за три дня до Рождества Христова, что дает возможность называть 4 января датой рождения. Это объясняется тем, что каждые 100 лет юлианский календарь опаздывает от григорианского на один день, т.к. в григорианском календаре високосным считается каждый четвертый год кроме лет, кратных 100 в тех случаях, когда они не делятся на 400.
2 В синодальную эпоху к духовному сословию причислялись также и причетники. (См.: Цыпин В., прот. Духовенство // Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия», 2014 [Электронный ресурс]. - URL: https:// pravoslavnaya.academic. ru/6545/ДУХОВЕНСТВО (дата обращения 2018-03-07).
3 Виноградова С.Г. Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь. - Кострома: Отчий дом, 2013. - С. 67.
М. И. Жигалов, помощник ректора Костромской духовной семинарии
дочерью причетника одного из храмов в с. Селище близ Костромы. Однако, следует отметить тот факт, что родители о. Феодора не имели собственной фамилии, поэтому ее не имел от рождения и о. Феодор.
Не известно точное место рождения о. Феодора. С одной стороны, очевидно, что место рождения должно совпадать с местом жительства родителей, т.е. Ипатьевская слобода. Вместе с тем, один из друзей о. Феодора, доктор наук Степан Алексеевич Мас-лов, ссылаясь на сведения, собранные «на месте», утверждал, что это произошло в Селищах, на правом берегу Волги1. Такие же данные мы находим в одном из изданий императорской
типографии Академии наук. Эту же „ . „ .
Портрет Ф. Голубинского
точку зрения подтверждает и историческое надгробие могилы Ф.А.
Голубинского, где написано: «Родился в Селищах близ Костромы 1797 года Декабря 22 дня...». Однако, профессор МДА, сын Фёдора Александровича, Дмитрий Фёдорович Голубинский в одном из писем указывает, что отец «родился может быть там, а вероятнее в Ипатиевской слободе, которая отделена от города Костромы рекою Костромою»2.
В 1806 г. отрок Феодор в восьмилетнем возрасте поступает в Костромскую духовную семинарию, которая в то время располагалась при храме Спаса на Запрудне3, в класс «информатории», т.е. в первый класс. В то время семинарский курс обучения насчитывал шесть классов: информатории, грамматики, синтаксиса, риторики, философии и богословия. Именно во время обучения в семинарии у Феодора Александровича появляется фамилия - Голубинский. По одной из версий, сам отец дал эту фамилию сыну при поступлении4; по другой, фамилия была дана ректором семинарии архимандритом Августом5 за кроткий нрав воспитанника. Так об этом вспоминал сын Фео-
1 См.: Сизенцева Л.И. Федор Голубинский, ученый и мудрец // Жизнь замечательных костромичей Х111-Х1Х вв.: Краеведческие очерки. - Кострома, 2003. - С.86.
2 Введенский А. И. Протоиерей Фёдор Александрович Голубинский, как профессор философии. - Сергиев Посад, 1898. - С. 1.
3 См.: Зонтиков Н. А. Из истории Костромской духовной семинарии: к 270-летию её основания // Ипатьевский вестник. - 2018. - № 6. - С. 14.
4 Глаголев С. С. Протоиерей Ф. А. Голубинский, его жизнь и деятельность. - Сергиев Посад, 1898. - С. 3.
5 Архимандрит Август (ок. 1770 - ок. 28.09.1820) управлял Костромской духовной семинарией с 1802 по 1820 гг. (См.: Андроников Н.О. Исторические записки о Костромской духовной семинарии и Костромской губернской гимназии. Кострома. -1874. - С. 49.)
дора Александровича Дмитрий: «Маленький семинарист с кулаками налетал на большого, который был так смирен и незлобив, что не защищался. Ректора поразило такое незлобие. - «Прозывайся ты с этих пор Голубинским», -сказал он большому семинаристу, которым был Феодор Александрович»1.
В 1813 г. Феодор блестяще окончил полный курс Костромской духовной семинарии и был определен к служению на должность информатора, т.е. преподавателя: он еще год преподавал воспитанникам семинарии греческий язык. Вместе с тем, есть версия, что Феодор Александрович преподавал в семинарии, будучи учащимся выпускного класса, а следовательно, являлся выпускником 1814 года2.
В годы обучения в Костромской духовной семинарии Федор Голубинский проявил и укрепил свои умственные и духовные способности. Как указывалось выше, именно за кротость характера он получил от ректора семинарии фамилию. В семинарском аттестате, было отмечено, что «дарования имеет изрядные. Во всю бытность свою в семинарии вел себя очень хорошо...»3
В 1814 г. для прохождения вступительных испытаний в только что открытую Московскую духовную академию из Костромской семинарии было вызвано 8 человек, среди которых был и Феодор Александрович. 1 октября он был зачислен на первый курс физико-математического отделения акаде-мии4.
В феврале 1816 года студенты первого академического курса создают научный кружок под названием «Ученые беседы». Устав нового студенческого научного сообщества был официально утвержден инспектором академии, которым тогда был архимандрит Филарет (Амфитеатров), впоследствии известный Киевский митрополит. Также был сформирован своеобразный ученый совет нового сообщества. Старшим, т.е. председателем, избран Платон Доброхотов, совещателем, т.е. членом правления, избран Петр Делицын, секретарем стал Феодор Голубинский. Примечателен тот факт, что новая научная организация охватила более трети студентов академии: из 64 воспитанников в «беседах» участвовало 24 человека. Участники научного кружка делали доклады и писали рефераты по богословию, философии, истории и словесным наукам5.
Впоследствии Феодор Александрович вспоминал: «Часто в часы досуга они (студенты - М.Ж.) любили с дружескою свободою и откровенностью говорить, что каждый думал о предметах их учений; иногда читали друг перед другом свои сочинения и судили о них. Находя удовольствие в сих собеседованиях, они, впрочем, заметили в них тот недостаток, что как время их, так иногда и предмет, не были определены, и для того вознамерились на-
1 У Троицы в Академии. 1814-1914 гг. - М., 1914. - С. 653.
2 См: Зонтиков Н. А. Указ. соч. - С. 15.
3 Сизенцева Л.И. Федор Голубинский, ученый и мудрец // Жизнь замечательных костромичей Х111-Х1Х вв.: Краеведческие очерки. - Кострома, 2003. - С. 87.
4 В 1814 г. в Московской духовной академии было открыто два отделения: историческое и физико-математическое.
5 См.: У Троицы в Академии 1814-1914 гг. - М., 1914. - С. 3-5.
значить постоянные правила для того и другого, и размышление о сих правилах, а вместе взор на многие Общества в разных академиях и университетах между учащими и учащимися учрежденные, открыли в них мысль об образовании подобного Общества. На взаимных совещаниях они начертали (14-го февраля 1816 года) для такого Общества установления, и в числе одиннадцати человек имели собрание для рассмотрения и исправления сих постановлений»1.
Во время обучения особо близкие отношения у Феодора Александровича возникли с профессором Василием Ивановичем Кутневичем, который преподавал математические (алгебра и геометрия) и философские (логика, пси- Проф Голубинский на шфедре хология, история философии) науки, а также немецкий язык. В.И. Кутневич
для своей домашней библиотеки приобретал сочинения немецких философов того времени: Канта, Шеллинга, Фихте и др., благодаря чему Феодор Александрович мог ознакомиться с современной ему немецкой философией. Также он занимался переводами с немецкого некоторых философских сочинений.
Во время каникул (т.н. вакаций) Ф.А. Голубинский ходил к родителям из Сергиева Посада в Кострому пешком, нося на плечах книги немецких философов своему другу, студенту Костромской духовной семинарии Феодо-ру Москвину, который впоследствии принял монашество с именем Арсений и стал митрополитом Киевским. Именно под руководством Феодора Александровича будущий владыка знакомился с новыми направлениями немецкой философской мысли.
В августе 1818 г. Феодор Александрович закончил Московскую духовную академию со степенью магистра, с характеристикой: «.с способностями отличными, прилежанием неутомимым и поведением отлично честным»2. Он был назначен бакалавром (т.е. доцентом) философских наук в академии. Нельзя не отметить скромность жизни, которую проводил молодой ученый. Его жалование составляло 600 руб. ассигнациями в год (т.е. около 150 руб. серебром), что считалось достаточно небольшим жалованием. Из этой суммы он выделял часть на помощь родителям, часть нуждающимся студентам и разным просителям. О нем говорили так: «Он любил давать, но не любил брать». В 1824 г. его учитель В.И. Кутневич, уже будучи протопресвитером
1 У Троицы в Академии 1814-1914 гг. - М., 1914. - С. 3-5.
2 Сизенцева Л.И. Федор Голубинский, ученый и мудрец // Жизнь замечательных костромичей Х111-Х1Х вв.: Краеведческие очерки. - Кострома, 2003. - С. 87.
Проф. протоиерей Осодоръ 4л«Есандро-вичъ Голубинскш на каеедрЪ.
Архангельского собора Московского Кремля, оставляет преподавание. Именно на его место, на должность ординарного профессора и был назначен Ф.А. Голубинский; а в 1826 г. он поставлен на должность цензора духовных книг. Всю свою жизнь Феодор Александрович посвятит Московской духовной академии, занимая в ней кафедру философии до своей смерти в 1854 г.
Очевидно, что за время своей учебы Феодор Александрович показал себя как талантливый человек, имеющий способности к научному исследованию. Действительно, он был наделен от природы богатыми дарами ума и сердца, постоянным прилежанием и глубоким вниманием. Еще во время учебы он выучил еврейский, греческий языки, в совершенстве владел латинским, немецким и французским. Крайне внимательно относился к чтению книг: на полях делал заметки либо записывал понравившиеся ему мысли в свой домашний ученый дневник. Во время обучения в Академии Феодор Александрович самостоятельно изучал естественные науки (напр. физику), которые не входили в семинарский и академический учебный план. Но с самого детства и всю жизнь самым любимым его занятием было чтение Священного Писания. Известно, что уже будучи профессором философии, о. Феодор перед каждой лекцией прочитывал главу из Библии.
Вместе с тем, крайне важны и слова о хорошем поведении и, особенно «отлично честный». Честность как честь есть внутреннее нравственное достоинство человека1; синонимами этого слова являются добросовестность, прямодушие, неподкупность, беспорочность, правдивость, благородство, вер-ность2. Все эти качества проявлял в своей жизни о. Феодор. В некрологе Месяцеслова за 1856 г., в статье, посвященной памяти Феодора Александровича отмечено, что «Голубинский с обширною ученостью, глубоким знанием философии, зрелостью и крепостью мысли, соединял необыкновенное христианское смирение и почти детскую простоту. Он один, кажется, не знал о своей учености. Голубинский пользовался всеобщим уважением не только между духовными, но и между светскими учеными, и вел огромную переписку со многими государственными людьми, лицами духовного сана и учеными»3. Примечательно, что в 1842 г. Фёдору Александровичу преподано благословение Святейшего Синода именно «за усердие, способности и нравственный характер»4.
В вышедшей в 1855 г. сразу после смерти о. Феодора его биографии отмечалось, что «нравственный характер его образовался под влиянием строго религиозного воспитания. Благочестие и набожность, смирение и благотворительность - вот его свойства»5. Главной христианской обязанностью он считал - никого не осуждать. Ученик Голубинского граф М.В. Толстой, со-
1 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. - М., СПб, 1882. - Т. 4. - С. 617.
2 З. Е. Александрова. Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. - М.: Русский язык. 2011. - С. 550.
3 Месяцеслов на 1856 год. - СПб, Типография Императорской Академии наук, 1882. - С. 238239.
4 Введенский А. И. Указ. соч. - С. 5.
5 Смирнов С.К. прот. Протоиерей Федор Александрович Голубинский. - М., 1855. - С. 14. 68
хранил самые теплые воспоминания о своем учителе: «В числе добродетелей его главное место занимало смирение. Окруженный всеобщим уважением, он никогда не ставил себя выше других, самого себя судил строго, но ко всем был снисходителен»1.
Именно кротость и смирение прот. Феодор Голубинский ценил больше всего. Примерами святой жизни для него были в то время еще не прославленные святые. Портреты свт. Тихона Воронежского, преп. Серафима Саровского, преп. Паисия Величковского, задонского затворника Георгия висели в приемной о. Федора.
Прот. Феодор Александрович имел много духовных чад и весьма усердно исполнял свои пастырские обязанности. Много трудов он понес и при обращении нехристиан в православную веру. Многих людей Феодор Александрович принимал у себя дома, проводя поучительные беседы.
Много внимания Феодор Александрович как пастырь старался уделять своему нравственному росту. В одном из писем к другу он отмечал: «Механические работы, как мельничное колесо, кружат меня и уносят все время. Читать на срок, переводить, поправлять, кропать рецензии - что это за бездушная работа! Когда же начну размышлять, как должно, жить сердцем, молиться духом? Оттого и страсти унизительные непобеждены»2.
Известно, что отец Феодор немалую часть своего дохода отдавал в качестве милостыни, но тщательно это скрывал. В одном из писем своему другу Ю.Н. Бартеневу, у которого случились неприятности при оказании помощи сиротам, Феодор Александрович советует, что надо не только молчать об этом, но и «благодарить Всевышнего Милостыневоздаятеля за то, что сподобил нас не только помочь бедным, но и потерпеть. Какие это алмазные привески на золотой цепочке»3.
Когда Феодор Александрович решил написать записки о студенческом научном кружке «Ученые беседы», он, касаясь причин, побудивших его к этому начинанию, отмечает: «Не суетное тщеславие, ниже ничтожное наблюдение правил наружного порядка и приличия, но побуждения, основанные на представлении истинной пользы, вложили мысль предать памяти труды Общества, которое одним из первейших оснований полагает чуждую всякого кичения скромность»4.
Люди, знавшие его, в один голос отмечали его бескорыстие, способность ради других забыть собственную усталость, умение услышать другого. Ни различие сословий, ни уровень образования не влияли на его отношение к человеку: во всех он пытался найти нечто доброе, для каждого был готов дать добрый совет, участие, помощь5.
1 Толстой М.В. Хранилище моей памяти: Голубинский Федор Александрович // Душеполезное чтение. 1891. - Ч. 1. - С. 204-205.
2 Переписка Ф.А.Голубинского с Ю.Н.Бартеневым // Русский Архив. - 1880. - Ч. III. - С. 428-429.
3 Глаголев С. С. Указ. соч. - С. 9.
4 У Троицы в Академии 1814-1914 гг. - М., 1914. - С. 2.
5 Сизенцева Л.И. Федор Голубинский, ученый и мудрец // Жизнь замечательных костромичей XIII-XIX вв.: Краеведческие очерки. - Кострома, 2003. - С. 92.
Интересно свидетельство внешнего человека, иностранца, барона Августа фон Гакстгаузена который, видимо, во время свой знаменитой поездки по России в 1843 г., встретился с Феодором Александровичем. «Это один из самых ученых и образованных людей между духовными лицами, каких я только встречал в России. С самою обширною классической ученостью он соединяет совершенное знание иностранных литератур и немецкой философии, которую изучил до основания. Признаюсь, я с удивлением слушал суждение русского священника о Шлейермахере, Неандре, Шеллинге, Гегеле... Лицо его приятно дышит умом; какая-то особенность в приемах, соединенная с грациозною и почти детскою простотою, придавала ему невыразимую прелесть. Он с величайшей услужливостью показывал мне все замечательное в Троицком монастыре. до какой высокой степени он был набожен и привержен своей религии»1. Эта встреча оказалась для Гакстгаузена настолько значимой, что по возвращении, написав книгу по итогам поездки, он отправил ее в подарок о. Феодору. Не менее примечателен эпиграф к книге:
L'Europe От одного берега отстал,к другому не пристал.
La Russie Сижу у моря и жду погоды.
Именно первой из этих пословиц Ф. А. Голубинский, в своей беседе с бароном Гакстгаузеном, характеризовал философию Шеллинга, что показалось Гакстгаузену настолько метким и характерным, что с этого типичнейшего выразителя европейской образованности он перенес его и на всю Европу2.
Итак, мы видим, что все свидетельства о личности прот. Феодора Александровича Голубинского так или иначе показывают в нем качества, которые были отмечены еще в семинарской и академической характеристиках.
В выше упомянутом некрологе, помещенном в Месяцеслове за 1856 г., мы находим любопытное свидетельство о том, что прот. Ф.А. Голубинский в последние годы своей жизни вел научную переписку с Ф. Шеллингом3. Подтверждение этому мы находим и в редакционной статье современного издания трудов Феодора Александровича4. Однако, А. И. Введенский в своей статье, посвященной столетию со дня рождения о. Феодора, отмечает, что это не более, чем легенда. В доказательство приводятся слова проф. Д.Ф. Голу-бинского, сына о. Феодора, что никаких следов переписки не сохранилось, и потому сведения об этой переписке надо считать неверными5. И все-таки очно или заочно но Голубинский и Шеллинг были знакомы. Это подтверждает рассказ князя С. Н. Урусова: «... в молодые годы он был у Шеллинга. Шеллинг спросил его: «Как живет Голубинский?» Князь отвечал: «Я его не знаю».
1 Etudes sur la situation intérieure etc. de la Russie par Haxthausen. - Hanover, 1847. - Pag. 63. См.: Голубинский Ф. А. Лекции по философии, умозрительному богословию, умозрительной психологии. - СПб., 2006. - С. 13; Смирнов С.К. прот. Протоиерей Федор Александрович Голубинский. - М., 1855. - С. 13, 23; Введенский А. И. Указ. соч. - С. 2.
2 Введенский А. И. Указ соч. - С. 3.
3 Месяцеслов на 1856 год. - СПб, Типография Императорской Академии наук, 1882. - С. 238239.
4 Голубинский Ф. А. Лекции по философии, умозрительному богословию, умозрительной психологии. - СПб., 2006. - С. 10.
5 Введенский А. И. Указ. соч. - С. 2
На это Шеллинг заметил: «Не делает вам, молодой человек, чести, что вы не знаете такого вашего соотечественника»1.
Такое отношение к личности о. Феодора связано с тем, что он был не просто основателем философской школы в Московской духовной академии, но именно он является создателем первой системы русской православно-христианской философии в целом2. «Он был по праву назван современниками главою наставников, столпом Академии и патриархом философов»3. Эту мысль прекрасно иллюстрируют слова митрополита Московского свт. Филарета (Дроздова): «Пока Голубинский преподает философию в Академии, я не опасаюсь»4.
Следует отметить, что митрополит Филарет и о. Феодор были близкими по духу людьми. Митрополит Филарет так охарактеризовал молодого преподавателя философии Академии Ф.А. Голубинского : «Очень способен и прилежен. Духа доброго. В познаниях возрастает благопоспешно»5. Митрополит ценил Голубинского, называя его столпом Церкви. Он направлял Фео-дору Александровичу «инославных и иноверных иностранцев, интересовавшихся православием»6. Такая оценка трудов о. Феодора была связана с тем, что его философия «везде дышала благочестием и чистою нравственностью, так что справедливо ее можно назвать благочестивою философиею»7. Более того, если немецкую философию называли философией протестантства, то Голубинский стал одним из основателей концепции «православной философии».
С большим уважением вспоминали о своем преподавателе ученики Ф.А. Голубинского. И это уважение было взаимно: Феодор Александрович всегда называл студентов по имени отчеству, а не по фамилии. «Покойный Ф.А. Голубинский, профессор философии в Духовной академии - глубина и широта учености необъятные, импровизация блестящая»8. Вот другое свидетельство. «Кому Бог дал знавать, - вспоминал один из них, А.М. Бухарев, -нашего известного мудреца, покойного протоиерея, Феодора Александровича Голубинского, наставника духовных воспитанников в любомудрии, тот мог или по личным наблюдениям знать, или от знавших слышать, что и уче-
1 Там же.
2 Платонов А.А. Голубинский Феодор Александрович [Электронный ресурс] // Отечественная история. История России с древнейших времен до 1917 года: Энциклопедия. - Т. 1. - М.: Большая российская энциклопедия, 1994. - URL: http://www.golubinski.ru/academia/fgolub.htm (дата обращения 2018-03-07).
3 Корнилов С.В. К постижению Бесконечного: верующий разум Ф.А. Голубинского // Пространство и Время. - 2016. - № 1-2 (23-24). -С. 63.
4 Глаголев С.С. Протоиерей Федор Александрович Голубинский // Богословский вестник. -1897. - № 12. - С. 494.
5 См.: Кацюба В.И. О некоторых аспектах жизни и философии Ф.А. Голубинского // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. - 2012. - № 2 (40). - С. 32-45.
6 Глаголев С. С. Протоиерей Федор Александрович Голубинский // Богословский вестник. -1897. - № 12. - С. 494.
7 У Троицы в Академии 1814-1914 гг. - М., 1914. - С. 85.
8 Гиляров-Платонов Н. П. Из пережитого. - Б/м, 1886. - Т. 1. - С. 35
ная, и простая домашняя его жизнь была чудным совмещением - как духовного странничества, так и жительства в дому Отца Небесного»1.
Много позднее о прот. Ф. А. Голубинском уважительно отзывался в своем известном «Очерке истории русской философии» Г. Г. Шпет: об уме, хорошей подготовке в истории философии и прямоте в утверждении ее апологетических задач по отношению к христианству, а также отсутствие «сервилизма мысли» и «натянутых «согласований» или заигрываний со светскою наукою»2. Прот. В. Зеньковский писал, что среди других представителей духовно-академической философии своего времени «выше всех, по силе философского дарования, стоит Ф. Голубинский»3.
Профессор Московского университета С. П. Шевырев, считал личное знакомство и опыт общения с Феодором Александровичем лучшим духовным приобретением, которое он вынес в дни посещения Троице-Сергиевой Лавры. «В укромном домике живет почтенный представитель христианской философии у нас. Простота и смирение осеняют его мирное жилище. Меня поразило высокое чело нашего отшельника - мудреца. В чертах русского мудреца господствует спокойное самоуглубление. Беседа с Голубинским имеет двойной характер. Я никогда не встречал человека, который бы умел так разграничивать сферы, в которых вращаются его мысли. Когда говорит он от философии, в его речи выражается ясное и спокойное сознание разума, в расположении мыслей господствует строгая логичность, и каждое слово его точно и определительно. Когда говорит он от веры, он весь. и слово его растворено любовью, а украшено одною простотою, истекающею из глубокого искреннего смирения. Тогда слово его будет понятно ребенку и простолюдину. В таком случае он любит рассказ или притчу4».
Принцип научной добросовестности не дает нам права не сказать еще об одной точке зрения на личность прот. Феодора Александровича Голубинско-го о том, что он принадлежал к числу масонов. Данной позиции придерживается проф. Н. К. Гаврюшин. В подтверждение этой мысли приводится достаточно много косвенных аргументов: а) распространенность масонства в России в то время; б) в круг общения Ф.А. Голубинского входили масоны; в) в учебном курсе о. Феодора есть идеи, которые несут в себе элементы орденского (масонского) предания и др.5 Т.е. можно даже говорить о некоем уклонении в вере.
Действительно, в первой половине XIX в. в России были популярны различные мистические движения6, среди которых, несомненно, было и масон-
1 Архим. Феодор (Бухарев А.М.). Странники // Архимандрит Феодор (Бухарев А.М.): Pro et contra. СПб.: РХГИ, 1997. - С. 34.
2 Шпет Г. Г. Очерк истории русской философии // Г. Г. Шпет. Сочинения. - М.: Правда, 1989. -С. 184.
3 Зеньковский В. В. История русской философии. - Л., 1991. - Т. 1. - Ч. 2. - С. 104.
4 Шевырев С. П. Поездка в Кирилло-Белозерский монастырь : вакационные дни профессора С. Шевырева в 1847 году: в 2 ч. - М., 1850. - Ч. 1. - С. 20-21.
5 См.: Гаврюшин Н. К. «Столп Церкви»: протоиерей Ф.А. Голубинский и его школа // Исследования по истории русской мысли: Ежегодник за 2008-2009 год / М. А. Колеров, Н. С. Плотников, ред. М., 2012. - С. 7-51.
6 Знаменский П.В. История Русской Церкви. - М., 2002. - С. 324-325.
ство. Однако эти движения изначально воспринимались как общества хранителей учения Христова, саму Церковь признавали за центр таких обществ1, и это позднее было широко распространено в русском обществе. И, конечно, увлекаясь мистическими идеями, в рядах таких обществ оказывалось много православных. Если Голубинский и посещал масонские собрания, несомненно сохранял верность Церкви, о чем свидетельствуют все предыдущие отзывы. Но есть точка зрения, что он посещал подобные собрания с целью привлечения в Церковь тех членов масонских лож, которые еще не порвали с православием2. Так например, известен тот факт, что граф Владимир Толстой, после разговора с Феодором Александровичем сжег все мистические книги, которые были в его библиотеке со словами: «не хочу никому продавать яда; по себе знаю как он пагубен»3.
С.С. Глаголев в своем труде, посвященном личности Ф.А. Голубинского, прямо затрагивает вопрос об отношении о. Феодора к мистицизму, а следовательно и к масонству. Итак, он пишет, что в России есть разные формы мистицизма. 1) Мистицизм уродливый (это мистицизм масонов), который представляет собой лишь суррогат таинственного; и 2) мистицизм действительно болезненный, проявляющийся в реальных беседах с представителями темного царства. Мистицизм Голубинского есть умение крепко и горячо молиться и наличие крепкой веры в Промысл Божий. Он знал, что Бог открывает Себя каждому человеку, ищущему Его. В этом и проявляется мистика Голубинского, т.н. «умное делание» как опытная мистика, учение о котором отстоял свт. Григорий Палама4. Такая мистика фактически есть реальный опыт духовной жизни5.
Личная жизнь Ф.А. Голубинского была достаточно сложной. В 1824 г. Феодор Александрович решает жениться на сестре своего наставника - Анне Ивановне Кутневич. Однако вскоре невеста серьезно заболела так, что Феодор Александрович мог стать вдовцом, не быв в браке. Через 2 года Анна Ивановна выздоровела и 30 января 1827 г. брак состоялся. В 1828 Ф.А. Голубинский принимает священнический сан.
В браке с Анной Ивановной у них родилось 9 детей, 5 из которых умерли в младенческом возрасте. В январе 1841 г. умирает жена Феодора Александровича, оставив на его руках 4 малолетних детей: старшую дочь Марию (13 лет) и сыновей Сергея, Дмитрия и Петра. Не прошло и 10 лет в семью о. Феодора вновь пришла беда: в 1849 году умирает его брат Петр Александрович. 29 января 1852 г. от чахотки скончался его старший сын Сергей. Во время похорон простудился младший сын Петр, который умер 21 февраля того же года.
1 См: Арсеньев В.С. Воспоминания и дневник. - СПб, 2005. - С. 273, 304.
2 Кацюба В.И. О некоторых аспектах жизни и философии Ф.А. Голубинского // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. - 2012. - № 2 (40). - С. 36.
3 Глаголев С. С. Указ. соч. - С. 18.
4 Глаголев С. С. Указ. соч. - С. 19.
5 Лосский В. Н. Очерк мистического Богословия Восточной Церкви. - М., 1991. - С. 8.
Еще со смерти жены о. Феодор стал часто думать о смерти, читал много духовных книг о том, что ждет человека по ту сторону гроба. После смерти сыновей к о. Фео-дору со словами утешения в письме обратился митрополит Филарет (Дроздов): «С соболезнованием узнал я о новом лишении, которым угодно Господу испытать ваше родительское сердце. Что сотворим? Что иное, как разве повинимся Отцу духовом, да живи будем? Надеюсь, что так и расположен дух ваш... Усердно молю Господа ниспослать вам свыше помощь и утешение и мир»1. В ответном письме о. Феодор показывает свою великую мудрость и покорность воле Божией: «Я принял их (слова из письма владыки - М.Ж.) с верою и более подкрепился ими нежели словом Епиктета: умер у тебя сын? Не говори: я потерял его, но я отдал. Епиктет еще не знал Того, Кому отдаем то, с чем разлучились. А верующим возвещено, Кто есть Отец Духов глаголющий: много тебе оста-нет, да можеши возлюбити сотворение Мое паче Мене»2.
В этот сложный период жизни у Феодора Александровича были и светлые страницы. Так в 1847 г. он выдал замуж свою единственную дочь Марию за преподавателя Вифанской духовной семинарии Дмитрия Васильевича Разумовского, впоследствии протоиерея и профессора Московской консерватории3. Пребывание в кругу зятя и дочери давало ему немалое душевное утешение в горе. Также в этот период времени высоко был оценен его вклад в науку: о. Феодор был награжден орденами Св. Анны 3-й (1846 г. ) и 2-й (1849 г. ) степеней.
1 Глаголев С. С. Указ. соч. - С. 14.
2 Там же.
3 Прот. Д.В. Разумовский создал первый в России курс истории рус. церк. пения, положив начало систематическому изучению древних периодов русской музыки. Большое внимание уделял проблемам знаменного распева. Он написал труд в области музыкально-исторической науки «Церковное пение в России». Д.В. Разумовского высоко ценил П. И. Чайковский, который советовался с ним при создании своих духовных сочинений. (См.: Музыкальная энциклопедия: в 6 т. / Под ред. Ю. В. Келдыша. - М.: Советская энциклопедия, Советский композитор, 1978. - Т. 4. - С. 524.)
Могила протоиерея Феодора Голубинского.
Последнее слово Ф.А. Голубинского в науке, и соответственно последнее дело в Академии было связано с созданием своего двухгодичного курса по философии, который он читал в период с 1852 по 1854 гг. В 1854 г. о. Феодор подал прошение об отставке. По-видимому, предчувствуя свой скорый конец, в поздравительном письме своей тетушке с именинами, он написал такое стихотворение:
Но пусть мои слабеют силы, Я чувствую, что до могилы. Пока свет жизни не угас, Я не забуду сердцем Вас1.
В августе 1854 г. Феодор Александрович отправился в путешествие на родину, в Кострому. Почти все время он проводил в совершении богослужений в вечную память по своим усопшим родителям. В ночь с 21 на 22 августа 1854 г. у него неожиданно начался приступ холеры. Утром, в воскресение 22 августа, отец Феодор исповедовался, причастился Святых Христовых Таин, принял Таинство Елеоосвящения и скончался в два часа дня на 57-м году жизни. Отпевание прот. Феодора Голубинского совершил его ученик по Московской духовной академии, епископ Костромской и Галичский Филофей (Успенский), впоследствии митрополит Киевский. Похоронен о. Феодор рядом с родителями на кладбище при храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова г. Костромы, где до 1836 года служил его отец.
На могиле прот. Феодора Александровича Голубинского есть интересные надписи, которые по своей сути подвели итог жизни почившего священника и ученого. С одной стороны мы видим слова Христа: «Смиряяй себе вознесется» (Лк. 18:14). С другой стороны - эпитафия, которую предположительно составил ученик и друг о. Феодора, историк русской церкви граф Михаил Владимирович Толстой2: «Словом учил любомудрию, примером жизни - смирению». Применив сугубо научную терминологию, можно сказать, что на памятнике мы видим пример нормативного и позитивного суждений. Слова Христа показывают каждому человеку путь ко спасению, т.е. как надо жить. Эпитафия изображает перед нами образ почившего, который своей жизнью явил пример исполнения этой заповеди.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андроников Н. О. Исторические записки о Костромской духовной семинарии и Костромской губернской гимназии. Кострома. -1874. - 108 с.
2. Арсеньев В. С. Воспоминания и дневник. - СПб, 2005. - 568 с.
3. Бухарев А. М. (Архим. Феодор). Странники // Архимандрит Феодор (А.М. Бухарев): Pro et contra. СПб.: РХГИ, 1997.
4. Введенский А. И. Протоиерей Фёдор Александрович Голубинский, как профессор философии. - Сергиев Посад, 1898. - 25 с.
1 Глаголев С. С. Указ. соч. - С. 15.
2 Сизенцева Л.И. Федор Голубинский, ученый и мудрец // Жизнь замечательных костромичей XIII-XIX вв.: Краеведческие очерки. - Кострома, 2003. - С. 93.
5. Виноградова С. Г. Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь. - Кострома: Отчий дом, 2013. - 128 с.
6. Гаврюшин Н. К. «Столп Церкви»: протоиерей Ф.А. Голубинский и его школа // Исследования по истории русской мысли: Ежегодник за 2008-2009 год / М. А. Колеров, Н. С. Плотников, ред. М., 2012. - С. 7-51.
7. Гиляров-Платонов Н. П. Из пережитого. - Б/м, 1886. - Т. 1. - 345 с.
8. Глаголев С. С. Протоиерей Федор Александрович Голубинский // Богословский вестник. - 1897. - № 12. - С. 483-507
9. Глаголев С. С. Протоиерей Ф. А. Голубинский, его жизнь и деятельность. - Сергиев Посад, 1898. - 46 с.
10. Голубинский Ф. А. Лекции по философии, умозрительному богословию, умозрительной психологии. - СПб., 2006. - 695с.
11. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. - М., СПб, 1882. - Т. 4. - 712 с.
12. Зеньковский В. В. История русской философии. - Л., 1991. - Т. 1. -Ч. 2. - 280 с.
13. Зонтиков Н. А. Из истории Костромской духовной семинарии: к 270-летию её основания // Ипатьевский вестник. - 2018. - № 6. - С. 13-20.
14. Лосский В. Н. Очерк мистического Богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. - М., 1991. - 288 с.
15. Месяцеслов на 1856 год. - СПб, Типография Императорской Академии наук, 1882. - 338 с.
16. Музыкальная энциклопедия: в 6 т. / Под ред. Ю. В. Келдыша. - М.: Советская энциклопедия, Советский композитор, 1978. - Т. 4. - 488 с.
17. Переписка Ф. А. Голубинского с Ю.Н. Бартеневым // Русский Архив. -1880. - Ч. III. - С. 405-430.
18. Русская философия: энциклопедия / Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. - М., 2014. - 736 с.
19. Сизенцева Л. И. Федор Голубинский, ученый и мудрец // Жизнь замечательных костромичей XIII-XIX вв.: Краеведческие очерки. - Кострома, 2003. -С. 86-93.
20. Смирнов С. К. прот. Протоиерей Федор Александрович Голубинский: биографический очерк. - М., 1855. - 27 с.
21. Толстой М. В. Хранилище моей памяти: Голубинский Федор Александрович // Душеполезное чтение. 1891. - Ч. 1.
22. У Троицы в Академии. 1814-1914 гг.: юбилейный сборник исторических материалов. - М., 1914. - 772 с.
23. Шевырев С. П. Поездка в Кирилло-Белозерский монастырь : вакационные дни профессора С. Шевырева в 1847 году: в 2 ч. - М., 1850. - Ч. 1. - 156 с.
24. Шпет Г. Г. Очерк истории русской философии // Г. Г. Шпет. Сочинения. - М.: Правда, 1989. - 608 с.
25. Платонов А.А. Голубинский Феодор Александрович [Электронный ресурс] // Отечественная история. История России с древнейших времен до 1917 года: Энциклопедия. - Т. 1. - М.: Большая российская энциклопедия,
1994. - URL: http://www.golubinski.ru/academia/fgolub.htm (дата обращения 2018-03-07)
26. Цыпин В., прот. Духовенство // Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия», 2014 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// pravoslavnaya. academic. ru/6545/ДУХОВЕН-СТВО (дата обращения 2018-03-07).
27. Etudes sur la situation interieure etc. de la Russie par Haxthausen. - Hanover, 1847.
Zhigalov Mikhail Ivanovich
Senior Lecturer Kostroma State University 5th year student of the Kostroma Theological Seminary e-mail: [email protected]
ARCHPRIEST THEODOR GOLUBINSKY: PRIEST AND SCIENTIST (on the occasion of the 220-th anniversary of his birth)
This article is devoted to the personality of an archpriest Theodore Alexan-drovich Golubinsky, professor of philosophy of the Moscow Theological Academy. Father Feodor graduated from the Kostroma Theological Seminary in 1813. He obtained such main features of Christian virtues as meekness and humility. His deep Faith and trust in the Providence of God combined with extensive scientific knowledge, as well as with the subtlety and flexibility of his mind helped him to become the founder of Russian «Orthodox philosophy.»
Key words: F.A. Golubinsky, Kostroma Theological Seminary, Moscow Theological Academy.