Научная статья на тему 'Творческое наследие протоиерея Феодора Александровича голубинского'

Творческое наследие протоиерея Феодора Александровича голубинского Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
124
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Ф.А. Голубинский / Костромская духовная семинария / Московская духовная академия / систематизация трудов / F.A. Golubinsky / Kostroma Theological Seminary / Moscow Theological Academy / systematization of works

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Жигалов Михаил Иванович

Настоящая статья посвящена научному наследию протоиерея Феодора Александровича Голубинского, выпускника Костромской духовной семинарии, профессора философии Московской духовной академии. Главными чертами Феодора Александровича являются такие христианские добродетели, как кротость и смирение. В нем сочетались глубокая вера и упование на Промысл Божий с глубоким научным знанием, а также тонкостью и гибкостью ума, благодаря чему он и смог стать основателем русской «православной философии». Однако именно господствовавшее в характере Ф.А. Голубинского смирение стало причиной того, что после него осталось исключительно малое количество произведений. С статье представлена история публикации и краткое описание научных трудов Феодора Александровича, приведен перечень его научных статей, дана краткая характеристика неопубликованного архива протоиерея Ф.А. Голубинского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVE HERITAGE ARCHPRIEST THEODOR ALEXANDROVICH GOLUBINSKY

This article is devoted to the scientifi c heritage of Archpriest Theodore Alexandrovich Golubinsky, a graduate of the Kostroma Theological seminary, professor of philosophy at the Moscow Theological Academy. The main features of Theodore Alexandrovich are such Christian virtues as meekness and humility. It combined deep faith and hope on God´s Providence with deep scientifi c knowledge, as well as the subtlety and fl exibility of his mind. Thanks to these features he could become the founder of Russian “Orthodox philosophy.” However, it was F.A. Golubinsky's humility that became the reason of remaining of extremely small number of his works after him. The article presents the publication history and a brief description of the scientifi c works of Theodore Alexandrovich, provides a list of his scientifi c articles and gives a brief description of the unpublished archive of Archpriest F.A. Golubinsky.

Текст научной работы на тему «Творческое наследие протоиерея Феодора Александровича голубинского»

УДК 281.93(006.3)

DOI: 10.24411/2309-5164-2020-10205

Жигалов Михаил Иванович помощник ректора Костромской духовной семинарии e-mail: brfhec2@yandex.ru

ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ПРОТОИЕРЕЯ ФЕОДОРА АЛЕКСАНДРОВИЧА ГОЛУБИНСКОГО

Настоящая статья посвящена научному наследию протоиерея Феодора Александровича Голубинского, выпускника Костромской духовной семинарии, профессора философии Московской духовной академии. Главными чертами Феодора Александровича являются такие христианские добродетели, как кротость и смирение. В нем сочетались глубокая вера и упование на Промысл Божий с глубоким научным знанием, а также тонкостью и гибкостью ума, благодаря чему он и смог стать основателем русской «православной философии». Однако именно господствовавшее в характере Ф.А. Голубинского смирение стало причиной того, что после него осталось исключительно малое количество произведений. С статье представлена история публикации и краткое описание научных трудов Феодора Александровича, приведен перечень его научных статей, дана краткая характеристика неопубликованного архива протоиерея Ф.А. Голубинского.

Ключевые слова: Ф.А. Голубинский, Костромская духовная семинария, Московская духовная академия, систематизация трудов. Цитирование: Жигалов М.И. Творческое наследие протоиерея Феодора Александровича Голубинского // Ипатьевский вестник. - 2020. - №2. - С. 71-80.

Начиная анализ творческого наследия профессора-протоиерея Ф.А. Голубинского, нельзя не отметить одного важного факта: личностные черты автора напрямую отразились не только на внутреннем строении его философской концепции, что вполне естественно, но и на внешней форме выражения его идей. Дело в том, что рукописных произведений Феодора Александровича сохранилось крайне мало. В своих воспоминаниях о жизни в Академии Н.П. Гиляров-Платонов называет профессора Голубинского примером «богатого внутреннего содержания, но которое не шло далее изустной речи, и притом не от лености..., заставить его написать

Михаил Иванович Жигалов

что-нибудь было выше сил человеческих»1. Однажды с отцом Феодором произошел такой курьезный случай: ректор Московской духовной академии, чтобы получить от известного ученого для печати научную статью запер его под ключ. «Написал взаперти профессор предисловие к письмам «О конечных причинах», но тем и кончил; труд, начало которого было уже напечатано, продолжен был другим. Что же это такое?... У Голубинского мы... объясняли этот недостаток подавляющею громадой знаний, с которою, как нам казалось, не совладевал ученый. Это недостаток не ума, а воли: где-то, что-то надломлено, какой-то проводник оборван, и даже не между мыслию и словом, а между словом и письмом. Мерка для определения удовлетворительности сочинения преувеличенно возрастает у обязанных "сочинять", и они отступают, по застенчивости. и по смирению, как Ф.А. Голубинский»2.

При всей обширности своих, по истине, энциклопедических знаний отец Феодор был крайне скромен и недоверчив к себе: он стеснялся озвучивать свои мысли по какому-либо философскому вопросу, а если и высказывал свои идеи, то нерешительно. Потому он и не хотел печатать свои сочинения3. С.С. Глаголев в биографическом очерке о Феодоре Александровиче указывает I-1 на две причины, по которым он не писал: по недостатку времени, т.к. он был I вынужден много работать в областях

далеких от философии (напр., работа цензором), и по духу смирения4.

Мы видим, что господствовавшее в характере Ф.А. Голубинского смирение, к сожалению, стало причиной того, что после него осталось исключительно малое количество произведений. Однако, именно это его качество и дало нам возможность иметь в руках труды профессора Ф.А. Голубинского, т.к. он с большой усидчивостью и трудом относился к преподаванию своего предмета.

Вообще, следует отметить, что отличительной особенностью его преподавания была ясность изложения мате] риала: сложные философские системы он объяснял понятно и просто. Свои лекции он читал либо по записям, либо импровизировал, тогда «аудитория слу-

ЛЕКЦ1И

Ф И . I О С О Ф ] II

зга Шскменгй Дугавчгй Мзлш1*

1. Шо>"1>аФ>1ческ1в очвркъ п характеристика его лекцШ. 2. Лледеп!« и. Философ1ю. Я. Лмдеп1в въ НепФшп.?.

\'.у\ п. Зжйиедй Дуадкиго Шос*1эдн

Титульный лист издания I тома «Лекций по философии» протоиерея Ф.А. Голубинского

1 Гиляров-Платонов Н. П.Из пережитого. - Б/м, 1886. - Т.1. - С. 35.

2 Там же.

3 Смирнов С.К. Протоиерей Феодор Александрович Голубинский: биографический очерк. -М.,1855. - С. 14.

4 Глаголев С. С. Указ. соч. - С. 28.

ПРЕМУДРОСТЬ

ЧЕЛОВЕКА.

шала его не дыша»1, и потому Феодор Александрович снискал к себе большую любовь и уважение от своих студентов. Именно конспекты его слушателей и стали основой для издания трудов Голубинского после его смерти. Но необходимо отметить, что в этих лекциях автору принадлежат лишь мысли, тогда как стиль изложения принадлежит его благодарным слушателям. Особенно большой вклад в издание лекций Фео-дора Александровича внес протоиерей Владимир Григорьевич Назаревский (1819-1881). Именно с его рукописей-конспектов были изданы несколько сочинений отца Феодора.

Итак, отметив основные черты Го-лубинского как писателя, мы по праву можем перейти к исполнению основной статьи - систематизации его научных трудов.

При жизни Феодором Александровичем была опубликована лишь одна, уже упомянутая выше научная статья под названием «О конечных причинах»2, которая была напечатана в первом периодическом издании Московской духовной академии - журнале «Прибавления к творениям св. отцов» в 1847 году3. Кстати сказать, с 1843 года протоиерей Ф. А. Голубинский был членом редакционной коллегии этого издания4. Данную статью нельзя назвать полноформатным научным сочинением. Оно стало лишь началом исследований «о конечных причинах", которое в дальнейшем продолжил ученик Феодора Александровича профессор Московской духовной академии Дмитрий Григорьевич Левитский (+1856). Его трудами в 1855 году вышел в свет фундаментальный труд «Премудрость и благость Божия в судьбах мира и человека: (О конечных причинах)».

Титульный лист научной работы протоиерея Ф.А. Голубинского и профессора Д.Г. Левитского «Премудрость и благость Божия в судьбах мира человека»

1 Там же. - С. 40.

2 Абрамов А.И.Федор Александрович Голубинский // Новая философская энциклопедия. В 4 т. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. - М., Мысль, 2010. - Т. I, (А - Д). - С. 540-541; См. также: Русская философия: энциклопедия / Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрыш-ко, А.П. Поляков. - М., 2014. - С. 137-138.

3 Голубинский Ф.А., прот. О конечных причинах // Прибавления к творениям св. отцов. -1847. -Ч. 5. - С. 176-205.

4 См.: Дионисий (Шленов), игум. Академический журнал «Прибавления к творениям св. отцов»: история, содержание, структура [Электронный ресурс]. - URL: http://www.bogoslov.ru/ tso/tso.html (дата обращения 2018-03-07).

В редакционной заметке к изданию отмечено, что «слава автора была славой отраженного света; заслуга его была лишь заслугой ученика: истинным виновником произведения был... Феодор Александрович Голубинский. ... Д.Г. Левитский является только продолжателем и исполнителем того, что задумано и начато Феодором Александровичем. ... Он истинный вдохновитель произведения»1. Таким образом, именно этот научный труд передает концепцию протоиерея Ф.А. Голубинского о конечных причинах бытия. Одноименная же статья 1847 года является по своей сути программным произведением к будущему сочинению. Кроме того, эта книга является примером почтительного отношения ученика к учителю и образцом научной добросовестности.

В 1868 году другой ученик протоиерей В.Г. Назаревский начинает издание курса лекций своего учителя по сохранившимся у него со студенческих лет конспектам, записанным со слов Ф.А. Голубинского. При жизни отец Владимир успел издать два цикла лекций своего учителя: «Лекции по умозрительному богословию» (1868 г.) и «Умозрительная психология» (1871 г.).

Умозрительное богословие Ф.А. Голубинский понимал как систематическое познание о Боге, т.е. о бытии, свойствах и действиях Его, которое может быть составлено под руководство идей ума и с помощью наблюдений внутреннего и внешнего опыта. Автор разделил свой труд на три части: 1) О бытии Божием, где в первую очередь приводятся доказательства бытия Божия, которые сегодня рассматриваются в курсе основного богословия; 2) О свойствах Божиих как Существа Бесконечного, Создателя всего мира; 3) О делах Божиих, где особое место уделяется рассмотрению Промысла Божия2.

Если первый курс лекций ставил своей целью познание о Боге, то второй курс «Умозрительная психология» своим предметом имеет рассмотрение души человеческой, т.к. именно в ней яснее всех раскрывается богоподо-бие. Данный курс отец Феодор логически разделил на 2 части: 1) О сущности (свойствах) души, и 2) О происхождении души3. Очевидно, что эти два курса лекций логически связаны и по своей сути представляют одно исследованию, которое имеет хоть и два, но тесно связанных предмета исследования: Творца и Его высшее творение. Видимо, именно поэтому протоиерей Владимир На-заревский и издает эти лекции друг за другом.

В 1884 году предпринята вторая попытка к публикации курса лекций протоиерея Ф. А. Голубинского (см. приложение 2). За два года было напечатано четыре тома. В основу издания легли два конспекта: рукопись 1830 года А.И. Смирнова, смотрителя Боровского духовного училища, и уже упомянутая нами рукопись протоиерея В.Г. Назаревского. В первый том вошли биография автора, общее введение в философию и метафизика (понятие, периодизация развития и т.д.). Во втором томе напечатана «Онтология», в которую вошли история онтологии, свойства бытия конечного и учение о Бесконеч-

1 Голубинский Ф.А., Левитский Д.Г. Премудрость и благость Божия в судьбах мира и человека: (О конечных причинах). - СПб., 1885. - С. 3-4.

2 Голубинский Ф. А. Лекции по философии, умозрительному богословию, умозрительной психологии. - СПб., 2006. - С. 353.

3 Там же. - С. 554, 573-574.

ном. Вообще, следует отметить, что второй том имеет общее название «Метафизика», составными частями которой являются онтология, как руководство к теологии, богословие, пневматология и космология. В третьем томе напечатано продолжение онтологии и дан более подробный анализ учения о категориях. В четвертом томе, который увидел свет в 1886 году было напечатано «Умозрительное богословие». Следует отметить тот факт, что при подготовке издания были использованы рукописи самого Ф.А. Голубинского «О промысле Божием», которые в современном издании «Лекций» (2006 г.) составляют отдельное сочинение. Статья «О промысле Божием» представляет краткий обзор лекций по метафизике о Промысле Божием. Первоначально она была издана лишь в 1862 году в журнале «Странник»1.

Вообще следует отметить тот факт, что после смерти Феодора Александровича увидели свет более 15 статей и проповедей, которые вышли в периодических изданиях «Прибавления к творениям св. отцов», «Душеполезное чтение» и «Странник». Абсолютное большинство этих статей напечатаны в разделе «Учение христианской нравственности». Их перечень опубликован в книге «История Московской духовной академии до ее преобразования 1814-1870», которая вышла в 1879 году2. Вот этот перечень:

1. О благодарности к Богу // Прибавления к творениям св. отцов. -1854. - №13.

2. Размышления на слова: во благословении правых возвысится град // Прибавления к творениям св. отцов. - 1854. - №13.

3. О смирении // Прибавления к творениям св. отцов. - 1854. - №13.

4. Жизнь веры // Прибавления к творениям св. отцов. - 1854. - №13.

5. О тщеславии // Прибавления к творениям св. отцов. - 1854. - №13.

6. Слово в день св. апостолов Петра и Павла // Прибавления к творениям св. отцов. - 1854. - №13.

7. Слово в день Воздвижения Честного Креста Господня // Прибавления к творениям св. отцов. - 1854. - №13.

8. Беседа в день Пятидесятницы // Прибавления к творениям св. отцов. - 1855. - №14.

9. Размышления в день Рождества Христова // Прибавления к творениям св. отцов. - 1855. - №14.

10. О Промысле Божием // Странник. - 1862, Декабрь.

11. Слово при погребении графа В.С. Толстого // Странник. - 1863, окт.

12. Из записок прот. Голубинского // Душеполезно чтение. - 1860. - Т. I.

13. Слово против склонности к осуждению предержащих властей // Душеполезно чтение. - 1860. - Т. I.

14. О молитве за царя // Душеполезно чтение. - 1860. - Т. I.

15. О бытии Божием. Философия доказательства сей истины // Душеполезно чтение. - 1867. - Т. II.

1 См.: О Промысле Божьем: [Крат. обзор лекций по метафизике] / Прот. Феодор Голубинский. -Отт. из журн. «Странник". - 1862. - Декабрь. - С. 595-604.

2 Смирнов С.К. История Московской духовной академии до ее преобразования 1814-1870 г. -М., 1879. - С.128-129.

16. Слово на день памяти преподобного Сергия //Душеполезно чтение. -1870. - Т. II.

17. Письмо к Павлу Тимофеевичу Нечаеву в утешение ему // Душеполезное чтение. - 1860. -Т. II.

18. Письмо к скорбящему о смерти друга // Душеполезное чтение. -1861. - Т. I.

19. Письмо к Ю.Г-ской (утешительное) // Душеполезное чтение. -1861. - Т. I.

20. Извлечение из письма с присовокуплением размышлений его во время болезни // Душеполезное чтение. - 1866. - Т. I.

21. Два письма к вдовице, по случаю скоропостижной смерти ее мужа // Душеполезное чтение. - 1869. - Т. I.

Примечателен тот факт, что журнал «Прибавления к творениям св. отцов» (1854, №13) был дозволен цензурой к печати 28 января 1854 года, а это означает, что Феодор Александрович мог лично редактировать опубликованные в этом сборнике свои статьи. Тем более они ценны для исследователей творческого наследия протоиерея Феодора Голубинского, т.к. в них, очевидно, сохранились не только мысли и идеи автора, но и его стиль и слог.

Среди научных трудов протоиерея Феодора Голубинского можно найти одно издание которое имеет для исследователей особый интерес с точки зрения авторства. Это книга 1905 года «О физико-телеологическом доказательстве бытия Божия». В библиографических данных мы часто можем видеть три имени: Ф.А. Голубинский, В.Д. Кудрявцев (-Платонов) и Е.П. Аквилонов1. Вместе с тем, существует научный труд священника-профессора Е.П. Акви-лонова с аналогичным названием, который является диссертационным исследованием, изданный также в 1905 г.2 Указанные ученые в своих трудах подробно рассматривали доказательства бытия Божия, и в частности физико-телеологический аргумент. Так, Ф.А. Голубинский был одним из первых русских мыслителей, который подробно рассмотрел каждый довод о бытии Божием в своих лекциях по умозрительному богословию3. В русской богословской литературе есть обширное исследование о доказательствах бытия Божия в труде «Философия религии» проф. В.Д. Кудрявцева-Платонова, ученика Ф.А. Голубинского. В этой книге также есть глава о телеологическом ар-гументе4. Таким образом, недоумение снимается: перед нами своеобразный альманах, в котором показана эволюция развития физико-телеологического доказательства бытия Божия, венцом которого и стала диссертация Е.П. Ак-вилонова.

1 Платонов А.А.Голубинский Феодор Александрович // Отечественная история. История России с древнейших времен до 1917 года: Энциклопедия. - Т. 1. - М.: Большая российская энциклопедия, 1994. [Электронный ресурс]. - иИЪ: http://www.golubinski.ru/academia/fgolub.htm (дата обращения 2018-03-07).

2 См.: Аквилонов Е.П. О физико-телеологическом доказательстве бытия Божия. - СПб.: тип. И.В. Леонтьева, 1905. - 434 с.

3 См.: Голубинский Ф.А. Лекции по философии, умозрительному богословию, умозрительной психологии. - СПб., 2006. - С. 380-390.

4 См.: Кудрявцев-Платонов В. Д. Философия религии. - М.: ФондИВ, 2008. - С. 370-395.

Особое место занимает современная публикация Дневника-размышления на педагогические темы (выдержки), подготовленная к изданию Н.В. Солодовым. В этом дневнике Феодор Александрович затрагивает вопрос об организации системы семинарского общежития: Голубинский был сторонником строгого подхода к организации жизни и воспитанию семинаристов1.

Итак мы провели краткое описание всех опубликованных трудов протоиерея Феодора Голубинского. Вместе с тем, следует отметить, что немалая часть трудов Голубинского до сего дня остается не опубликованной. В Российской Государственной Библиотеке (РГБ) хранятся значительные по объему личные архивы Ф.А. и Д.Ф. Голубинских, которые были обработаны и систематизированы лишь к 1949 г. Известно, что архив поступил в РГБ в конце 1920-х годов среди других материалов закрытой Московской духовной академии. Весь архив состоит из 59 папок, 13 из которых занимают материалы Ф.А. Голубинского. Архив включает в себя переписку с широким кругом лиц, приходно-расходные книги, записи по прочитанным книгам, которые сам Го-лубинский именовал «учеными дневниками», авторские переводы зарубежных книг, записи на педагогические темы, материалы по работе в Московской духовной академии и в цензурном комитете и т.д.

Особое место в архиве принадлежит научным работам Ф.А. Голубинского.

Так можно выделить рукописи по истории философии: а) история философии [Александрийцы]; б) Истории древней философии [восточная]; в) Материалы к истории древней философии. Китайская философия; г) Жизнь и характер Сократа и т.д.

Помимо генезиса философского знания, Голубинский исследовал и труды современных ему философов. Так сохранились рукописи: а) «Введение заключающее сравнение немецкой философии с французской»; б) «Рассуждение о бытии и метафизических системах Канта, Шеллинга и Фихте».

В архиве сохранилось также довольно много статей чисто богословского характера и проповедей Ф.А.Голубинского на разные темы, произнесенные им в дни праздников, среди которых: а) «О благодарности» - слово на новый год; б) «О истинной молитве покоя и любви...»; в) Мысли о клятве; г) «О душе»; д) «О ессеях»; е) «О сотворении мира»; ж) О том ,что подвижнику не должно иметь своих частных дел; з) «О целесообразном устройстве мира».

Есть и сочинения написанные в годы студенчества в Московской духовной академии. Также сохранились рукописи, которые датируются временем пребывания Феодора Александровича в Костромской духовной семинарии: а) сочинение в стихах «Разговор о стремлении к высокому...» [15.10.1813]; «Рассуждение о том, что священное писание есть истинное слово Божие» [14.12.1813]2.

Кроме того, отец Феодор писал стихи. После него осталось несколько стихотворений, часть которых не опубликована до сих пор. Также остались не опубликованы его Лекции по Космологии.

1 Голубинский Ф.А. Дневник-размышление на педагогические темы (выдержки) // Богословский вестник. - 2005-2006. - Т. V-VI. - № 5/6. - С. 455-462.

2 См.: Опись архива Голубинских. - 1949 / Официальный сайт Российской государственной библиотеки [Электронный ресурс]. - URL: https://dlib.rsl.ru/viewer/ 01004709847#?page=1

Итак, подводя итог настоящей, сделаем следующие выводы. Во-первых, научные труды профессора-протоиерея Ф.А. Голубинского можно разделить на две группы. Критерием данного деления будет содержание сочинений. К первой относятся его сугубо богословские труды: О конечных причинах, лекции по философии, умозрительному богословию и умозрительной психологии. Важно отметить, что лекции кроме научного значения, играют роль своеобразного учебного пособия. Вторая группа включает в себя статьи нравственного поучения, и обращены к более широкому кругу читателей, и потому более универсальны.

Во-вторых, творческое наследие отца Феодора можно разделить по принципу редакции текста. Так первую часть составляют его лекции, где лишь авторство мысли принадлежит Ф.А. Голубинскому, тогда как стиль и слог - его студентам. Вторая часть: статья о конечных причинах, и ряд статей характера нравственных поучений несут в себе не только мысли и идеи, но и стиль и слог автора.

Особое место в трудах Ф.А. Голубинского занимают личные архивы, которые на сегодняшний день мало изучены, и требуют глубокого и детального исследования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамов А.И. Федор Александрович Голубинский // Новая философская энциклопедия. В 4 т. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Сте-пин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. - М., Мысль, 2010. - Т. I, (А - Д). - 744 с.

2. Аквилонов Е.П. О физико-телеологическом доказательстве бытия Божия. - СПб.: тип. И.В. Леонтьева, 1905. - 434 с.

3. Гиляров-Платонов Н.П. Из пережитого. - Б/м, 1886. - Т. I. - 345 с.

4. Глаголев С.С. Протоиерей Федор Александрович Голубинский // Богословский вестник. - 1897. - № 12. - С. 483-507

5. Голубинский Ф.А., прот. Лекции по философии, умозрительному богословию, умозрительной психологии. - СПб., 2006. - 695с.

6. Голубинский Ф.А., прот. О конечных причинах // Прибавления к творениям св. отцов. - 1847. - Ч. 5. - С. 176-205.

7. Голубинский Ф.А., Левитский Д.Г. Премудрость и благость Божия в судьбах мира и человека: (О конечных причинах). - СПб., 1885. - 320 с.

8. Голубинский Ф.А., прот. Дневник-размышление на педагогические темы (выдержки) // Богословский вестник. - 2005-2006. - Т. V-VI. - № 5/6. -С. 455-462.

9. Голубинский Ф.А., прот. О Промысле Божьем: [Крат. обзор лекций по метафизике] / Отт. из журн. «Странник». - 1862. - Декабрь. - С. 595-604.

10. Дионисий (Шленов), игум. Академический журнал «Прибавления к творениям св. отцов»: история, содержание, структура [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bogoslov.ru/tso/tso.html (дата обращения 2018-03-07)

11. Кудрявцев-Платонов В.Д. Философия религии. - М.: ФондИВ, 2008. -576 с.

12. Опись архива Голубинских. - 1949 / Официальный сайт Российской государственной библиотеки [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ьирз:// dlib.rsl.ru/viewer/ 01004709847#?page = 1

13. Платонов А.А. Голубинский Феодор Александрович // Отечественная история. История России с древнейших времен до 1917 года: Энциклопедия. -Т. I. - М.: Большая российская энциклопедия, 1994. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.golubinski.ru /academia/fgolub.htm (дата обращения 2018-03-07)

14. Русская философия: энциклопедия / Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. - М., 2014. - 736 с.

15. Смирнов С.К., прот. Протоиерей Федор Александрович Голубинский: биографический очерк. - М., 1855. - 27 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Zhigalov Mikhail Ivanovich Assistant to the Rector of the Kostroma Theological seminary e-mail: brfhec2@yandex.ru

CREATIVE HERITAGE ARCHPRIEST THEODOR ALEXANDROVICH GOLUBINSKY

This article is devoted to the scientific heritage of Archpriest Theodore Ale-xandrovich Golubinsky, a graduate of the Kostroma Theological seminary, professor of philosophy at the Moscow Theological Academy. The main features of Theodore Alexandrovich are such Christian virtues as meekness and humility. It combined deep faith and hope on God's Providence with deep scientific knowledge, as well as the subtlety and flexibility of his mind. Thanks to these features he could become the founder of Russian "Orthodox philosophy." However, it was F.A. Golubinsky's humility that became the reason of remaining of extremely small number of his works after him. The article presents the publication history and a brief description of the scientific works of Theodore Alexandrovich, provides a list of his scientific articles and gives a brief description of the unpublished archive of Archpriest F.A. Golubinsky.

Keywords: F.A. Golubinsky, Kostroma Theological Seminary, Moscow Theological Academy, systematization of works.

Citation: Zhigalov M.I. The creative heritage of Archpriest Theodore Alexandrovich Golubinsky // Ipatievsky vestnik. - 2020. - №. 2. - P.

REFERENCES

1. Abramov A.I. Fedor Aleksandrovich Golubinskiy [Fedor Alexandrovich Golubinsky] // Novaya filosofskaya entsiklopediya. V 4 t. / In-t filosofii RAN. Nauchno-red.sovet: V.S. Stepin, A.A. Guseynov, G.YU. Semigin. - M., Mysl', 2010. - T. I, (A - D). - 744 s.

2. Akvilonov Ye.P. O fiziko-teleologicheskom dokazatel'stve bytiya Bozhiya [On the physical and teleological evidence of the existence of God]. - SPb.: tip. I.V. Leont'yeva, 1905. - 434 s.

3. Gilyarov-Platonov N.P. Izperezhitogo [From the experience]. - B/m, 1886. -T. I. - 345 s.

4. Glagolev S.S. Protoiyerey Fedor Aleksandrovich Golubinskiy [Archpriest Fe-dor Alexandrovich Golubinsky] // Bogoslovskiy vestnik. - 1897. - № 12. - S. 483-507

5. Golubinskiy F.A., prot. Lektsii po filosofii, umozritel'nomu bogosloviyu, umozritel'noy psikhologii [Lectures on philosophy, speculative theology, speculative psychology]. - SPb., 2006. - 695s.

6. Golubinskiy F.A., prot. O konechnykh prichinakh [On the ultimate causes] // Pribavleniya k tvoreniyam sv. ottsov. - 1847. - CH. 5. - S. 176-205.

7. Golubinskiy F.A., Levitskiy D.G. Premudrost' i blagost' Bozhiya v sud'bakh mira i cheloveka: (O konechnykh prichinakh) [The wisdom and goodness of God in the fates of the world and man: (On the ultimate causes)]. - SPb., 1885. - 320 s.

8. Golubinskiy F.A., prot. Dnevnik-razmyshleniye na pedagogicheskiye temy (vyderzhki) [Diary-reflection on pedagogical topics (excerpts)] // Bogoslovskiy vestnik. - 2005-2006. - T. V-VI. - № 5/6. - S. 455-462.

9. Golubinskiy F.A., prot. O Promysle Bozh'yem: [Krat. Obzor lektsiy po meta-fizike] [About the Providence of God: [Krat. review of lectures on metaphysics]] / Ott. izzhurn. "Strannik". - 1862. - Dekabr'. - S. 595-604.

10. Dionisiy (Shlenov), igum. Akademicheskiy zhurnal «Pribavleniya k tvoreniyam sv.ottsov»: istoriya, soderzhaniye, struktura [The academic journal "Additions to the creations of St. Fathers ": history, content, structure] [Elektronnyyresurs]. - Rezhimdostu-pa: http://www.bogoslov.ru/tso/tso.html (data obrashcheniya 2018-03-07)

11. Kudryavtsev-Platonov V.D. Filosofiya religii [The philosophy of religion]. -M.: FondIV, 2008. - 576 s.

12. Opis' arkhiva Golubinskikh [The inventory of the Golubinsky archive]. -1949 / Ofitsial'niy sayt Rossiyskoy gosudarstvennoy biblioteki [Elektronnyyresurs]. -Rezhimdostupa: https://dlib.rsl.ru/viewer/ 01004709847#?page = 1

13. Platonov A. A. Golubinskiy Feodor Aleksandrovich [Golubinsky Fedor Alex-androvich] // Otechestvennaya istoriya. Istoriya Rossii s drevneyshikh vremen do 1917 goda: Entsiklopediya. - T. I. - M.: Bol'shaya rossiyskaya entsiklopediya, 1994. [Elektronnyyresurs]. - Rezhimdostupa: http://www.golubinski.ru /academia/fgol-ub.htm (data obrashcheniya 2018-03-07)

14. Russkaya filosofiya: entsiklopediya [Russian philosophy: encyclopedia] / Izd. vtoroye, dorabotannoye i dopolnennoye. Pod obshchey redaktsiyey M.A. Maslina. Sost. P.P. Apryshko, A.P. Polyakov. - M., 2014. - 736 s.

15. Smirnov S.K., prot. Protoiyerey Fedor Aleksandrovich Golubinskiy: bio-graficheskiy ocherk [Archpriest Fedor Aleksandrovich Golubinsky: biographical sketch]. - M., 1855. - 27 s.

РП КОСТРОМСКАЯ духовная семинария почтила память своего вы-• О • дающегося выпускника, профессора Московской духовной академии - протоиерея Феодора Александровича Голубинского. В сентябре 2019 года исполнилось 165 лет со дня его кончины. Протоиерей Феодор Голубин-ский является основателем русской религиозной философской школы.

После окончания Костромской семинарии он обучался в Московской духовной академии, где затем стал выдающимся преподавателем. Митрополит Московский Филарет (Дроздов) говорил, что пока Голу-бинский преподает философию, я за Академию спокоен.

Скончался священник-философ 22 августа (по старому стилю) 1854 года на 57-м году жизни. Похоронен отец Феодор рядом с родителями на кладбище при храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова г. Костромы. В вечную память об отце Феодоре около его могилы была отслужена заупокойная лития, которую совершил ректор семинарии в сослужении настоятеля Иоанно-Богословской церкви, выпускника КоДС 2019 года, игумена Димитрия (Нетесина).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.