Научная статья на тему 'СВЯТИТЕЛЬ ФИЛАРЕТ (ДРОЗДОВ), МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ И ВЫДАЮЩИЕСЯ ПРЕДСТАВИТЕЛИ КОСТРОМСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ'

СВЯТИТЕЛЬ ФИЛАРЕТ (ДРОЗДОВ), МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ И ВЫДАЮЩИЕСЯ ПРЕДСТАВИТЕЛИ КОСТРОМСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
113
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
митрополит Филарет (Дроздов) / Костромская духовная семинария / КоДС / преподобный Макарий (Глухарев) / Голубинский Ф.А. / Горский А.В. / выдающиеся представители Костромской духовной семинарии. / Metropolitan Filaret (Drozdov) / Kostroma Theological Seminary / Kds / Reverend Makariy (Glukharev) / Golubinsky F. A. / Gorsky A.V. / outstanding representatives of Kostroma Theological Seminary.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Парфенов Денис Сергеевич, Поликарпов Владимир Николаевич

В статье представлен материал о сотрудничестве митрополита Филаре­ та (Дроздова) с выдающимися представителями Костромской духовной се­ минарии, о их совместных трудах на пользу Русской Православной Церкви. В служебном и личном кругах общения митрополита Филарета, были такие выдающиеся преподаватели и выпускники Костромской духовной семина­ рии, как преподобный Макарий (Глухарев), будущий алтайский миссионер, Феодор Александрович Голубинский, Александр Васильевич Горский.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ST. PHILARET (DROZDOV), METROPOLITAN OF MOSCOW AND THE DISTINGUISHED REPRESENTATIVES OF THE KOSTROMA THEOLOGICAL SEMINARY

The article tells about the connections of Metropolitan Filaret (Drozdov) with prominent representatives of the Kostroma Theological Seminary, about their cooperative labour for the benefit of the Russian Orthodox Church. In the of­ ficial and personal circles of Metropolitan Filaret, there were such outstanding teachers and graduates of the Kostroma Theological Seminary as the Rev. Makari (Glukharev), the future Altai missionary, Feodor Alexandrovich Golubinsky, Alex­ ander Vasilievich Gorsky.

Текст научной работы на тему «СВЯТИТЕЛЬ ФИЛАРЕТ (ДРОЗДОВ), МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ И ВЫДАЮЩИЕСЯ ПРЕДСТАВИТЕЛИ КОСТРОМСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ»

УДК281.93(092)(471.317)

DOI: 10.24411/2309-5164-2020-10106

ТРУДЫ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

Парфенов Денис Сергеевич Студент 1-го курса, Костромская духовная семинария E-mail: parfenov.denis44@mail.ru

Поликарпов Владимир Николаевич

Студент 1-го курса, Костромская духовная семинария

СВЯТИТЕЛЬ ФИЛАРЕТ (ДРОЗДОВ),

МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ И ВЫДАЮЩИЕСЯ ПРЕДСТАВИТЕЛИ КОСТРОМСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ

В статье представлен материал о сотрудничестве митрополита Филарета (Дроздова) с выдающимися представителями Костромской духовной семинарии, о их совместных трудах на пользу Русской Православной Церкви. В служебном и личном кругах общения митрополита Филарета, были такие выдающиеся преподаватели и выпускники Костромской духовной семинарии, как преподобный Макарий (Глухарев), будущий алтайский миссионер, Феодор Александрович Голубинский, Александр Васильевич Горский.

Ключевые слова: митрополит Филарет (Дроздов), Костромская духовная семинария, КоДС, преподобный Макарий (Глухарев), Голубинский Ф.А., Горский А.В., выдающиеся представители Костромской духовной семинарии. Цитирование: Парфенов Д.С., Поликарпов В.Н. Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и выдающиеся представители Костромской духовной семинарии // Ипатьевский вестник. - 2020. - №1. -С. 69-76.

Святителя Филарета (Дроздова) называли «Московским Златоустом» - так были замечательны и глубоки его проповеди. Он был одним из величайших богословов XIX века, ученый, переводчик, церков-но-государственный деятель. В эпоху правления Александра I святитель Филарет занимал центральное положение в жизни

Парфенов Денис Сергеевич

Поликарпов Владимир Николаевич

Митрополит Филарет (Дроздов)

Церкви и государства. На протяжении всего своего служения он оставался великим праведником, обладая при этом большой властью и авторитетом. Библия, которую мы сейчас читаем, была переведена на русский язык благодаря таланту этого святого. Без его Катехизиса не обходятся огласительные беседы новокрещаемых людей. Время реформ, особенно в церковно-духовной сфере, требовало новых образованных пастырей, и этот святой со своим уникальным талантливым умом и крепкой верой был крайне востребован на поприще духовного образования.

Святитель Филарет, в миру Василий Михайлович Дроздов, родился 26 декабря 1782 года в Московской губернии в городе Коломне. Все предки святителя по отцовской и материнской линии были духовного звания. В детстве отрок получил прекрасное нравственное воспитание, должное первоначальное образование. Отучившись в Коломенской духовной семинарии, по воле отца Василий поступил в Троицкую Лаврскую семинарию в Сергиевом Посаде.

С 1810 года святитель Филарет вел преподавательскую деятельность в преобразованной Санкт-Петербургской духовной академии, впоследствии был назначен ее ректором. За несколько лет с 1817 года святитель сменил три епископские кафедры, а с 1821 года и до самой кончины вел епископскую деятельность в Москве.

В этом периоде жизни святителя, в кругах его общения, служебных и личных, были такие выдающиеся преподаватели и выпускники Костромской духовной семинарии, как: преподобный Макарий (Глухарев), будущий алтайский миссионер, Феодор Александрович Голубин-ский, Александр Васильевич Горский.

Преподобный Макарий (Глухарев) познакомился с митрополитом Филаретом во время обучения в Петербургской духовной академии, куда он был направлен не только как отличник по учебе в семинарии, но и как прекрасный преподаватель. Митрополит в то время уже был ректором академии, но это не помешало в течение короткого времени отношениям подчиненности перерасти в отношения доверия, а возможно даже и дружбы. Говоря «возможно», Преподобный Макарий (Глухарев)

мы имеем ввиду то, что митрополит Филарет никогда не имел так называемых фаворитов, любимчиков и подобных людей. Поэтому понимание дружбы между такими людьми может отличаться от понимания дружбы между людьми мирскими, что мы постараемся показать позже1. Святитель стал духовным наставником будущего просветителя и ученого, и даже когда Промыслом Божьим их пути разошлись, отношения остались и продолжились в переписке, в которой святитель не оставил своего духовного воспитанника в наставлениях. По возможности преподобный Макарий всегда пользовался гостеприимством святителя, останавливаясь в архиерейском доме. В 1821 г. иеромонах Макарий (позже, в Костроме, возведен в сан архимандрита — авт.) был поставлен указом Священного Синода ректором Костромской духовной семинарии, в которой стал проводить политику реформы образования в духовной сфере, так же как и его воспитатель. Позже, когда архимандрит Макарий покидает Кострому и ищет «своего места», митрополит Филарет в своих письмах укоряет его, напоминает об исполнении послушания, переживает о том, сможет ли остановиться в своих поисках Макарий. Кто, как не заботливый воспитатель, будет делать это? И преподобный Макарий, внимая наставлениям митрополита Филарета, находит себя в миссионерской деятельности, и святитель называет его «романтичным миссионером».

Конечно, необходимо сказать и о том, что в своих трудах по переводу Священного Писания на русский язык для его популяризации и просветительской деятельности, преподобный Макарий советовался со своим духовным наставником. Письмо Макария к митрополиту Филарету становится предметом изучения последующих просветителей и миссионеров2. Таким образом можно видеть, что митрополит Филарет стал в жизни преподобного Макария надежным другом, помощником и наставником, и через его воспитание пусть и косвенно, оказал влияние на формирование образовательных процессов в Костромской духовной семинарии того времени3.

Протоиерей Феодор Голубинский. В 1814 году в открывшуюся вновь Московскую духовную академию прибыли для поступления несколько воспитанников Костромской духовной семинарии, среди которых был Феодор Голубинский. В 1818 году он заканчивает МДА и назначается бака-

1 Пример общения личного и служебного свт. Филарета и прот. Ф.А. Голубинского, см. дальше.

2 Письмо покойного миссионера архимандрита Макария, бывшего начальником Алтайской Духовной Миссии к Синодальному члену, высокопреосвященнейшему Филарету митрополиту Московскому, от 23 дня марта 1834 года, о потребности для Российской Церкви преложе-ния всей Библии с оригинальных языков на современный русский язык. / Журнал «Прибавлешя к изданию творений Святых Отцев, в русском переводе». — М.: Типограф1я В. Готье, 1861. — Часть XX. — С.292-326.

3 Тихомиров Б.А., Предисловие к изданию «Пятикнижие в переводе архим. Макария Глухарева». - Спб.: Российское Библейское общество, 2000. - С.17.

лавром (доцентом) философии. Во время обучения в семинарии и академии, а до этого еще в домашних занятиях, Федор Александрович показал отличные способности к обучению, так например: в возрасте 8 лет он знал и декламировал на память оду Г. Державина «Бог», а в 18 лет стал ученым секретарем вновь организованного общества «Ученые беседы»1. В 1820 году в академии проводит ревизию (не финансовую, ревизию состояния и течения обучения и текущих дел — авт.) будущий митрополит Московский, а на тот момент архиепископ Тверской Филарет, и оставляет следующий отзыв о молодом бакалавре: «очень способен и прилежен; духа доброго; в познаниях возрастает благопоспешно»2.

Так же есть немало свидетельств о личной переписке митрополита Филарета с протоиереем Голубинским. Это и письма во времена, когда Феодора Александровича пытались очернить, вменяя ему в вину общение с сектантами, и очень духовно наполненное письмо на смерть сыновей Федора Александровича, скоропостижно скончавшихся с разницей в несколько дней. Какое уважение в ответном письме! «...стою ли я того! стою ли я того...» отвечал Голубинский, «Я принял их (слова — авт.) с верой и более подкреплялся ими, нежели припоминанием изречений искателей мудрости» (Письма м. Филарета, хранящиеся в Имп. пуб. библ. Стр. 10—11)3.

Известно, что митрополит Филарет отсылал к Голубинскому тех, кто интересовался Православием, и рекомендовал Академии обращаться к его мнению. Сам же Голубинский записывал услышанное от митрополита, очень почтительно относясь к его словам и мнению. В дневниках Арсеньева В.С. есть упоминание о сожалении митрополита Филарета, высказанное им спустя два года по смерти протоиерея Голубинского, что лишились «столпа Церкви»4. Еще ранее, при жизни Федора Александровича, митрополит Филарет хотел произвести его назначение в протопресвитеры Успенского собора (Московский Кремль — авт.), но как выше уже упоминалось, были попытки очернить Голубинского, и не все были неудачными. Ранее, в этой работе, мы обещали показать отсутствие у митрополита Филарета любимчиков и фаворитов на примере Ф.А. Голубинского. Так, в годы пастырской деятельности митрополита Филарета на московской кафедре очень активно обсуждалась необходимость перевода Священного Писания на понятный язык. Ф.А. Голубинский являлся сторонником славянского языка, тогда как митрополит Филарет считал необходимым и полезным использовать русский язык. Святитель в 1848 году накладывает вето на положительную рецензию Голубинско-го о рукописи по иконе «Споручница грешных» из-за неточностей в понятиях

1 См.: Глаголев С. С., Протоиерей Феодор Александров Голубинский (его жизнь и деятельность). - Сергиев Посад: 2-я Типограф1я А.И. Снегиревой, 1898. - С.36.

2 Бродский Л. А., Мнения, отзывы и письма Филарета, Митрополита Московского и Коломенского, по разным вопросам за 1821-1867 гг. - М.: Синодальная Типограф1я, 1905. - С.54.

3 Цит. по: Глаголев С. С., Протоиерей Феодор Александров Голубинский (его жизнь и деятельность). - Сергиев Посад: 2-я Типограф1я А.И. Снегиревой, 1898. - С.38.

4 См.: Гаврюшин Н.К. «Столп Церкви»: протоиерей Голубинский Ф.А. и его школа [Электронный ресурс]. - URL: https://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Golubinskij/stolp-tserkvi-protoierej-f-a-golubinskij-i-ego-shkola/#note120.html (дата обращения 2019-03-22).

историчности и символичности1. И, как видим, это нисколько не помешало их дружбе и общению. Отрадно знать, что воспитанник Костромской духовной семинарии упоминается в исторических трудах, исследованиях рядом с такой выдающейся личностью своей эпохи, как святитель Филарет, сам являясь выдающейся личностью.

Протоиерей Александр Горский. В 1828 году в Московскую духовную академию поступает Горский Александр Васильевич, который досрочно (на два года раньше) закончил Костромскую духовную семинарию. Выдающиеся способности делают А.В. Горского заметным не только в родной семинарии, но и в академии, которую он с отличием заканчивает в 1832 году, и в этом же году назначается профессором истории церковной и гражданской.

Современный церковный историк и исследователь работ Горского, Александр Сергеевич Мельков в своей работе «Дела их ходят вслед их» особое внимание уделяет отношениям А.В. Горского и митрополита Филарета2. Он описывает их как искренние и доверительные отношения отца и сына. Тем не менее и к Александру Горскому святитель бывал строгим цензором, без какой-либо «свойской» снисходительности. В дневнике Александра Васильевича есть запись о том, как святитель раскритиковал представленные ему лекционные материалы, увидев в них сложность и избыточную структурированность, которые могли помешать студентам освоить материал.

Со временем Александр Васильевич вырос в известного ученого, чье мнение и авторитет ценились в богословских и научных кругах. Не оставляет его своим вниманием и митрополит Филарет, обращаясь за советами, с вопросами для обсуждения важных моментов. На эту деталь хотелось бы обратить особое внимание: не подавляет своим несомненным авторитетом, не покровительственно просит проработать тему, а доверительно, как истинный духовный отец, советуется с выросшим и возросшим научно сыном. Такая, казалось бы, незначительная деталь говорит о святителе, как о человеке понимающем и любящем людей, и умеющем им доверять, но при этом не оставляющим их на произвольную деятельность, а направляющим эту деятельность на благо Церкви. Современники считали, что митрополит Филарет излишне контролирует А. Горского, подавляет его научный потенциал, что А. Горский боится что-либо сделать без одобрения митрополита, но «Он сам себя останавливает на каждом шагу из какой-то

1 См.: Гаврюшин Н.К. «Столп Церкви»: протоиерей Голубинский Ф.А. и его школа [Электронный ресурс]. - URL: https://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Golubinskij/stolp-tserkvi-protoierej-f-a-golubinskij-i-ego-shkola/#note120.html (дата обращения 2019-03-22).

2 Здесь и далее, если не указано иного, о Горском: Мельков А.С. "Дела их ходят вслед их": Святитель Филарет Московский и протоиерей Александр Горский // Церковь и время. - 2005. -№ 4. - С.67-96.

Прот. Александр Горский

внутренней боязливости... У него был и какой-то глубокий духовный надлом, надлом умственного характера»1.

Митрополит Филарет находит оригинальный способ защитить работу А. Горского по описанию старинных книг, находившихся в Синодальной библиотеке, на которую цензор дал крайне отрицательную рецензию. Святитель благословил составить письменное объяснение на рецензию, которое А. Горский смог написать в таком научном полемическом духе, в таком аргументированном утверждении, что описание было разрешено к напечатанию «так как оно есть и защищено вами, без исключения исследования»2.

В 1859 митрополит Филарет поручает А. Горскому провести изыскания на тему необходимости состоять священнику в браке, обоснования и установления этой традиции. В результате исследований А.В. Горский приходит к выводам, что канонически этого не требуется, и святитель благословляет его на священническую хиротонию. Таким образом, в нашей Церкви появилась возможность целибата для желающих священства, но не желающих монашества или брака. В 1862 году, уже протоиерей, А.В. Горский назначается ректором Московской духовной академии, впервые не из монашествующих. Митрополит Филарет отмечает заслуги протоиерея А. Горского на этом посту, и в 1865 году по его ходатайству А. Горскому присваивается степень доктора богословия.

19 октября (старого стиля — авт.) 1867 года митрополит Филарет отходит ко Господу. А.В. Горский переживает, произносит трогательные слова в памятной речи. Сам Горский заканчивает свой земной путь 11 октября (старого стиля — авт.) 1875 года. Вряд ли лучше современников мы сможем сказать о отношениях этих, без сомнения, великих людях той эпохи: «Дух великого иерарха осенял мысли и действия в Бозе почившего отца нашего и был для него всегдашним, достойным подражания, образцом и руководителем»3.

Кроме упомянутых представителей Костромской духовной семинарии и их отношений со святителем Филаретом (Дроздовым), митрополитом Московским, нами найдены упоминания о переписке с Николаем Николаевичем Страховым4, который окончил Костромскую духовную семинарию в 1845 году. Н.Н. Страхов являлся известным литературным критиком и публицистом, и, возможно, переписка его с митрополитом Филаретом и происходила на литературной почве.

Костромская духовная семинария имеет право гордиться своими выпускниками, преподавателями, руководителями разных эпох. Современная Семинария, очевидно, имеет отношение к их жизни и трудам по принципу преемственности. Современники чтут и продолжают традиции своих выдающихся предшественников.

1 Мельков А. С., ректор Московской Духовной Академии А.В. Горский и его вклад в развитие русской церковно-исторической науки // Журнал Московской Патриархии. - 2002. - № 12. - С.47.

2 Мельков А.С. ссылается на: Эпизод из истории описания славянских рукописей Московской Синодальной Библиотеки // Богословский вестник. - 1900. - № 11. - С.490.

3 Попов С. Ректор Московской Духовной Академии протоиерей А.В. Горский // Богословский вестник. - 1896. - № 12. - С.405.

4 Белодубровский Е. Вечер у Льва Толстого. Из записок литературного старателя. // Нева. -2010. - №11.

ЛИТЕРАТУРА

1. Письмо покойного миссионера архимандрита Макария, бывшего начальником Алтайской Духовной Миссии к Синодальному члену, высокопре-освященнейшему Филарету митрополиту Московскому, от 23 дня марта 1834 года, о потребности для Российской Церкви преложения всей Библии с оригинальных языков на современный русский язык. / Журнал «Прибавлен1я к изданию творений Святых Отцев, в русском переводе». — М.: Типограф1я В. Готье, 1861. — Часть XX. — С.292-326.

2. Пятикнижие Моисея в переводе архимандрита Макария. - М.: Российское Библейское общество, 2000. - 426 С.

3. Глаголев С. С., Протоиерей Феодор Александров Голубинский (его жизнь и деятельность). - Сергиев Посад: 2-я Типограф1я А.И. Снегиревой, 1898. - 46С.

4. Бродский Л. А., Мнения, отзывы и письма Филарета, Митрополита Московского и Коломенского, по разным вопросам за 1821-1867 гг. - М.: Синодальная Типограф1я, 1905. - 397 С.

5. Гаврюшин Н.К. «Столп Церкви»: протоиерей Голубинский Ф.А. и его школа [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/ Fedor_Golubinskij/stolp-tserkvi-protoierej-f-a-golubinskij-i-ego-shkola/#note120. html (дата обращения 2019-03-22).

6. Мельков А.С. «Дела их ходят вслед их»: Святитель Филарет Московский и протоиерей Александр Горский // Церковь и время. - 2005. - № 4. - С.67-96.

7. Мельков А. С. Ректор Московской Духовной Академии А. В. Горский и его вклад в развитие русской церковно-исторической науки // Журнал Московской Патриархии. - 2002. - № 12. - С.47.

8. Белодубровский Е. Вечер у Льва Толстого. Из записок литературного старателя. // Нева. - 2010. - №11.

Parfenov Denis Sergeevich

Student of the Propaedeutic Course, Kostroma Theological Seminary E-mail: parfenov.denis44@mail.ru Polikarpov Vladimir Nikolaevich Student of the Propaedeutic Course, Kostroma Theological Seminary

ST. PHILARET (DROZDOV), METROPOLITAN OF MOSCOW AND THE DISTINGUISHED REPRESENTATIVES OF THE KOSTROMA THEOLOGICAL SEMINARY

The article tells about the connections of Metropolitan Filaret (Drozdov) with prominent representatives of the Kostroma Theological Seminary, about their cooperative labour for the benefit of the Russian Orthodox Church. In the official and personal circles of Metropolitan Filaret, there were such outstanding teachers and graduates of the Kostroma Theological Seminary as the Rev. Makari (Glukharev), the future Altai missionary, Feodor Alexandrovich Golubinsky, Alexander Vasilievich Gorsky.

Key words: Metropolitan Filaret (Drozdov), Kostroma Theological Seminary, Kds, Reverend Makariy (Glukharev), Golubinsky F. A., GorskyA.V., outstanding representatives of Kostroma Theological Seminary.

Citation: Parfenov D.S., Polikarpov V.N. St. Filaret (Drozdov), Metropolitan of Moscow and the distinguished representatives of the Kostroma Theological Seminary //Ipatievsky vestnik. - 2020. - №. 1. - P. 69-76

REFERENCES

1. Pis'mo pokoynogo missionera arkhimandrita Makariya, byvshego na-chal'nikom Altayskoy Dukhovnoy Missii k Sinodal'nomu chlenu, vysokopreosvyash-chenneyshemu Filaretu mitropolitu Moskovskomu, ot 23 dnya marta 1834 goda, o potrebnosti dlya Rossiyskoy Tserkvi prelozheniya vsey Biblii s original'nykh yazykov na sovremennyy russkiy yazyk [Letter from the late missionary archimandrite Ma-karii, who was the head of the Altai Theological Mission to the Synodal member, His Eminence Filaret Metropolitan of Moscow, dated March 23, 1834, about the need for the Russian Church to translate the entire Bible from original languages into modern Russian.]. / Zhurnal «Pribavleniya k izdaniyu tvoreniy Svyatykh Ottsev, v russkom perevode». — M.: Tipografiya V. Got'ye, 1861. — Chast' XX. — S.292-326.

2. Pyatiknizhiye Moiseya v perevode arkhimandrita Makariya [The Pentateuch of Moses translated by Archimandrite Macarius]. - M.: Rossiyskoye Bibleys-koye obshchestvo, 2000. - 426 S.

3. Glagolev S. S., Protoiyerey Feodor Aleksandrov Golubinskiy (yego zhizn' i deyatel'nost') [Archpriest Theodore Alexandrov Golubinsky (his life and work)]. -Sergiyev Posad: 2-ya Tipografiya A.I. Snegirevoy, 1898. - 46S.

4. Brodskiy L. A., Mneniya, otzyvy i pis'ma Filareta, Mitropolita Moskovskogo i Kolomenskogo, po raznym voprosam za 1821-1867 gg. [Opinions, reviews and letters of Filaret, Metropolitan of Moscow and Kolomensky, on various issues for 18211867.]. - M.: Sinodal'naya Tipografiya, 1905. - 397 S.

5. Gavryushin N. K. «Stolp Tserkvi»: protoiyerey Golubinskiy F.A. i yego shko-la ["Pillar of the Church": Archpriest Golubinsky F.A. and his school] [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: https://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Golubinskij/stolp-tserkvi-protoierej-f-a-golubinskij-i-ego-shkola/#note120.html (data obrashcheniya 2019-03-22).

6. Mel'kov A. S. "Dela ikh khodyat vsled ikh": Svyatitel' Filaret Moskovskiy i protoiyerey Aleksandr Gorskiy ["Their affairs follow them": St. Filaret of Moscow and Archpriest Alexander Gorsky] // Tserkov' i vremya. - 2005. - № 4. - S.67-96.

7. Mel'kov A. S., Rektor Moskovskoy Dukhovnoy Akademii A.V. Gorskiy i yego vklad v razvitiye russkoy tserkovno-istoricheskoy nauki [Rector of the Moscow Theological Academy A.V. Gorsky and his contribution to the development of Russian church-historical science] // Zhurnal Moskovskoy Patriarkhii. - 2002. - № 12. - S.47.

8. Belodubrovskiy Ye. Vecher u L'va Tolstogo. Iz zapisok literaturnogo sta-ratelya [Evening at Leo Tolstoy. From the notes of a literary prospector]. // Neva. -2010. - №11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.