Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИЯ НРАВСТВЕННОГО БОГОСЛОВИЯ ПРОТОИЕРЕЯ ФЕОДОРА АЛЕКСАНДРОВИЧА ГОЛУБИНСКОГО'

КОНЦЕПЦИЯ НРАВСТВЕННОГО БОГОСЛОВИЯ ПРОТОИЕРЕЯ ФЕОДОРА АЛЕКСАНДРОВИЧА ГОЛУБИНСКОГО Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
48
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Ф. А. Голубинский / Костромская духовная семинария / Московская духовная академия / нравственное богословие / научные статьи / F. A. Golubinsky / Kostroma theological seminary / Moscow theological academy / moral theology / scientific articles

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Жигалов Михаил Иванович

В настоящей статье представлено общее представление о концепции нравственного богословия профессора, протоиерея Феодора Александровича Голубинского (1797–1854). Предложенная модель основана на материалах статей и проповедей, которые были опубликованы различных периодических изданиях, в разделах, посвященных христианской нравственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF THE MORAL OF ARCHPRIEST THEODORE ALEXANDROVICH GOLUBINSKY

This article presents the concept of moral theology of Professor, Archpriest Theodore Alexandrovich Golubinsky. The proposed model is based on the materials of articles and sermons that have been published in various periodicals, in sections devoted to Christian morality.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИЯ НРАВСТВЕННОГО БОГОСЛОВИЯ ПРОТОИЕРЕЯ ФЕОДОРА АЛЕКСАНДРОВИЧА ГОЛУБИНСКОГО»

УДК 281.93(006.3)

DOI: 10.24412/2309-5164-2021-4-40-44

Жигалов Михаил Иванович

Проректор по воспитательной работе Костромской духовной семинарии e-mail: brfhec2@yandex.ru

КОНЦЕПЦИЯ НРАВСТВЕННОГО БОГОСЛОВИЯ ПРОТОИЕРЕЯ ФЕОДОРА АЛЕКСАНДРОВИЧА ГОЛУБИНСКОГО

В настоящей статье представлено общее представление о концепции нравственного богословия профессора, протоиерея Феодора Александровича Голубинского (1797-1854). Предложенная модель основана на материалах статей и проповедей, которые были опубликованы различных периодических изданиях, в разделах, посвященных христианской нравственности.

Ключевые слова: Ф. А. Голубинский, Костромская духовная семинария, Московская духовная академия, нравственное богословие, научные статьи. Цитирование: Жигалов М. И. Концепция нравственного богословия протоиерея Феодора Александровича Голубинского // Ипатьевский вестник. — 2021. — № 4. — С. 40-44.

В области нравственного богословия протоиерей Ф. А. Голубинский (11854) не оставил специального монографического научного труда. Уже после смерти Феодора Александровича увидели свет более 15 статей и проповедей, которые вышли в таких периодических изданиях как «Прибавления к творениям св. отцов», «Душеполезное чтение» и «Странник». Абсолютное большинство этих статей напечатано в разделе «Учение христианской нравственности». Таким образом, исследование этих статей позволит нам сформулировать некоторые акценты нравственного богословия священника-философа.

Тему духовного роста целесообразно начать с борьбы с греховными страстями, среди которых по мысли Ф. А. Голубинского самой тяжкой является гордость, которая именуется как «зло первенствующее» Ч Предтечей гордости отец Феодор именует

Жигалов

Михаил Иванович

1 Голубинский Ф. А., Левитский Д. Г. Премудрость и благость Божия в судьбах мира и человека: (О конечных причинах). — СПб., 1885. — С. 127.

тщеславие, которое он определяет как «услаждение себя своими совершенствами»1. Гордость, наряду с тщеславием, считается наиболее опасной греховной страстью, поскольку ее мотив лежит не в материальной, а в духовной плоскости. В доказательство этого тезиса, протоиерей Ф. Голубинский близко к тексту цитирует слова св. Иоанна Лествичника: «Тщеславный человек есть христианский идолопоклонник, который по виду чтит Бога, но более старается угождать себе и людям, а не Богу. Всякий тщеславный есть самохвал» 2. По мысли Феодора Александровича, тщеславие есть неправильное состояние, извращение природы, т.к. природа видимая смиренно и непрерывно трудится. Очевидно, что здесь идет речь о физических законах, учрежденных Богом, по которым живет видимый мир. Таким образом, тщеславие есть не просто нарушение, но волевое искажение естественных законов, заложенных Творцом в человеческую природу3. Видимо, поэтому тщеславный человек именуется чадом неверия. Тщеславие становится этапом на пути к гордыне, поскольку человек «осмеливается восхищать себе право Всевышняго... и поставляет целью своих деяний свою собственную славу»4. Подобный человек впадает в самомечтание и теряет ревность к труду. Именно по этому, важным элементом в борьбе с тщеславием и гордостью, протоиерей Ф. А. Голубинский считает труд, и в особенности физический. Такой вывод делается из толкований слов апостола Павла: «Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал. 5: 24). Голубинский замечает, что «возделывание земли есть распинание плоти.»5. Во-вторых, это скромность и смирение, образ которого показал нам Сам Господь «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Фил. 2: 8). Так, если тщеславие как греховная страсть есть продукт неверия, то смирение как добродетель есть результат веры в Бога и доверия к Нему.

Развивая тему смирения, Феодор Александрович в качестве отправного тезиса берет слова Христа «Смиряяй себе вознесется» (в синодальном переводе — «унижающий себя возвысится») (Лк. 18:14) и рассматривает их как пророчество, которое совершилось в Вознесении Господнем. Он «достиг этой неизреченной славы именно путем страдания и смирения. А потому для последователей Иисуса Христа нет иного пути к небу», — так считает Голубинский6. Отец Феодор отмечает, что телесная красота, дарования, знания, доблести без смирения есть высокие холмы, с которых не видно истинного своего места и опасностей для души. Но если человек желает построить дом своей души, он должен срыть эти холмы до основания. Так делает любой строитель:

1 Голубинский Ф. А. О тщеславии // Прибавления к творениям святых отцов. — 1854. — № 13. — С. 518.

2 Там же; См.: Иоанн Синайский, преп. Лествица: Слово 22. О многообразии тщеславия. — М.: Свято-Троице Сергиева Лавра, 2008. — С. 190.

3 Голубинский Ф. А. Размышление на слова: в благословении правых возвысится град // Прибавления к творениям святых отцов. — 1854. — № 13. — С. 448.

4 Голубинский Ф. А. О тщеславии / Ф. А. Голубинский // Прибавления к творениям святых отцов. — 1854. — № 13. — С. 521.

5 Там же. — С. 516.

6 Голубинский Ф. А. О смирении // Прибавления к творениям святых отцов. — 1854. — № 13. — С. 453.

он глубоко врывается в рыхлую почву, пока не дойдет до твердой земли, чтобы заложить фундамент здания. В этом сравнении предлагается идея необходимости исследования себя, где мерило наша — совесть, дарованная нам Господом. Тогда человек осознает свою духовную нищету. Подобный самоанализ приводит к мысли, что «смирение есть самое правильное и приличное человеку расположение духа»1. И далее: «Чем яснее созерцается свет совершенств При-сносущего, тем в истеннейшем, обширнейшем и ужаснейшем виде открывается глубокая тьма прежней жизни без Бога»2. Признавший себя грешником, осознавший свою немощь человек, как утопающий, единственным средством ко спасению увидит Божественную помощь, и воззрит на Начальника веры — Христа (Евр. 12:2).

Построение модели концепции нравственного богословия протоиерея Феодора Голубинского можно продолжить статьей «Жизнь веры». Она словно перенимает эстафету у описанной выше статьи «О смирении», и начинается со слов апостола Павла «живу верою в Сына Божия» (Гал. 2: 20). Феодор Александрович выделяет 3 варианта жизни. Первая — обыкновенная плотская жизнь, — это жизнь мертвая, удел смерти. Именно такую жизнь проводил блудный сын в известной притче в удалении от отца. Действия человека здесь отравлены грехом. «Находясь всегда в беспокойстве и волнении, он уже привык к этому мучительному состоянию, и не подозревает, что находится в погибели и смерти... Охладевшее от греха сердце их не способно чувствовать теплоту святой любви, составляющей жизнь возрожденных»3. Вторая, есть жизнь людей не совсем порабощенных плоти, а более живущих по разуму. Они образованы, добросовестно исполняют гражданские обязанности и отличаются некоторыми естественными добродетелями. Однако эти люди живут, услаждаясь собой, а самолюбие становится душой всех дел их. Такая жизнь, по мысли Ф. А. Голубин-ского, также есть смерть, т.к. «все, что не по вере, грех» (Рим. 14:23). И только третья жизнь — есть жизнь веры, которая и есть истинная жизнь, т.к. без веры нет союза с Богом, а следовательно, нет и жизни. Суть такой жизни заключается в «мужественной борьбе со страстями и похотями, страхе Божиим, охотным принятием скорбей и неослабною жаждою духовного преуспеяния»4. И далее: «жить верою значит жить в смиренной покорности и любви ко кресту. Жить верою значит иметь пламенную, неослабную жажду к благочестию и постоянное стремление к совершенству»5. И наоборот, без веры, без страха Божия, человеческое сердце «делается жертвою ядовитых страстей»6.

Живя верою, человек, с одной стороны, способен возрастать в добродетелях и приносить плоды Духа, перечисленные апостолом Павлом (Гал. 5:22). С другой стороны, такой человек и получает многие дары от Господа, но «не за-

1 Там же. — С. 456.

2 Там же. — С. 458.

3 Голубинский, Ф. А. Жизнь веры // Прибавления к творениям святых отцов. — 1854. — № 13. — С. 485.

4 Там же. — С. 487.

5 Там же. — С. 489.

6 Голубинский, Ф. А. Размышление в день Рождества Христова // Прибавления к творениям святых отцов. — 1854. — № 13. — С. 551.

бывает, что он сам по себе нищ и ничего не заслуживает»1. Потому все эти дары Божии даются исключительно по милосердию Божию, возбуждая в человеке священное чувство благодарности к Богу. Однако, по утверждению Ф. А. Голу-бинского, это чувство часто рискует стать лишь только долгом обряда, а потому подлежит воспитанию и поддержке.

Но как же воспитывается благодарность Богу? Отец Феодор указывает на самоумаление и самоосуждение. «Умаляющий себя человек, сжимает и угнетает свою самость, с одной стороны, чувством немощи, бренности и ничтожества, с другой — сознанием своей греховности; и чем ниже опускается чаша самости, тем выше поднимается чаша удивления к благодеяниям Божиим»2. В качестве средств, возбуждающих благодарность, Голубинский видит скорби, которые через страдания размягчают и смиряют сердце и чувство вины перед Богом. Все это напоминает человеку, что он заслуживает за свои грехи, и что воздает ему Бог.

Итак, в первом приближении, концепция нравственного богословия протоиерея Феодора Голубинского строится на возбуждении в человеке идеи признания своего греха и покорения Богу. Называя гордость и тщеславие злом первенствующим, Голубинский фактически характеризует их как нравственный тупик. Очевидно, существует только один выход из тупика — это разворот. В данном разрезе таким разворотом служит смирение, и тогда человек начинает осознавать свою духовную нищету. Чувство смирения, по образу Феодора Александровича, есть только фундамент, на котором будет построен дом человеческой души. Смирение есть тот самый камень, на котором построен дом, который, по слову Христа, устоял во время бури (Мф. 7: 24-27). Следуя данной аналогии, стенами этого дома является жизнь по вере Богу, которая заключается в борьбе со страстями и совершенствовании в добродетели. Однако чем больше человек приближается к Богу, тем яснее он усматривает свое несовершенство. В результате приходит осознание того, что получаемые человеком благодеяния есть акт милосердия Божия. Отсюда и рождается чувство благодарности к Богу, которое, как крыша, защищает весь дом от разрушения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Голубинский Ф. А., Левитский Д. Г. Премудрость и благость Божия в судьбах мира и человека: (О конечных причинах). — СПб., 1885. — 320 с.

2. Голубинский Ф. А. О благодарности к Богу // Прибавления к творениям святых отцов. — 1854. — № 13. — С. 342-348.

3. Голубинский Ф. А. Жизнь веры // Прибавления к творениям святых отцов. — 1854. — № 13. — С. 484-491.

4. Голубинский Ф. А. О смирении // Прибавления к творениям святых отцов. — 1854. — № 13. — С. 452-459.

1 Голубинский Ф. А. Жизнь веры // Прибавления к творениям святых отцов. — 1854. — № 13. — С. 485.

2 Голубинский, Ф. А. О благодарности к Богу / Ф. А. Голубинский // Прибавления к творениям святых отцов. — 1854. — № 13. — С. 344.

5. Голубинский Ф. А. О тщеславии // Прибавления к творениям святых отцов. — 1854. — № 13. — С. 516-523.

6. Голубинский, Ф. А. Размышление в день Рождества Христова // Прибавления к творениям святых отцов. — 1855. — № 14. — С. 548-553.

7. Голубинский Ф. А. Размышление на слова: во благословении правых возвысится град // Прибавления к творениям святых отцов. — 1854. — № 13. — С. 445-451.

8. Иоанн Синайский, преп. Лествица / преп. Иоанн Синайский. — М., Свято-Троице Сергиева Лавра, 2008. — 496 с.

Zhigalov Mikhail Ivanovich, vice-rector for educational work of the Kostroma theological seminary e-mail: brfhec2@yandex.ru

THE CONCEPT OF THE MORAL OF ARCHPRIEST THEODORE ALEXANDROVICH GOLUBINSKY

This article presents the concept of moral theology of Professor, Archpriest

Theodore Alexandrovich Golubinsky. The proposed model is based on the materials

of articles and sermons that have been published in various periodicals, in sections

devoted to Christian morality.

Keywords: F. A. Golubinsky, Kostroma theological seminary, Moscow theological academy, moral theology, scientific articles.

Citation: Zhigalov M. I. Concept of the moral of Archpriest Theodore Alexandrovich Golubinsky // Ipatievsky vestnik. — 2021. — № 4. — P. 40-44.

REFERENCES

1. Golubinskiy F. A., Levitskiy D. G. Premudrost' i blagost' Bozhiya v sud'bakh mira i cheloveka: (O konechnykh prichinakh). — SPb., 1885. — 320 s.

2. Golubinskiy F. A. O blagodarnosti k Bogu // Pribavleniya k tvoreniyam svy-atykh ottsov. — 1854. — № 13. — S. 342-348.

3. Golubinskiy F. A. Zhizn' very // Pribavleniya k tvoreniyam svyatykh ottsov. — 1854. — № 13. — S. 484-491.

4. Golubinskiy F. A. O smirenii // Pribavleniya k tvoreniyam svyatykh ottsov. — 1854. — № 13. — S. 452-459.

5. Golubinskiy F. A. O tshcheslavii // Pribavleniya k tvoreniyam svyatykh ottsov. — 1854. — № 13. — S. 516-523.

6. Golubinskiy F. A. Razmyshleniye v den' Rozhdestva Khristova // Pribavleniya k tvoreniyam svyatykh ottsov. — 1855. — № 14. — S. 548-553.

7. Golubinskiy F. A. Razmyshleniye na slova: vo blagoslovenii pravykh voz-vysitsya grad // Pribavleniya k tvoreniyam svyatykh ottsov. — 1854. — № 13. — S. 445-451.

8. Ioann Sinayskiy, prep. Lestvitsa / prep. Ioann Sinayskiy. — M., Svyato-Troitse Sergiyeva Lavra, 2008. — 496 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.