Научная статья на тему 'Антитеза как стилистический прием в прозе А. П. Чехова 1890-х гг'

Антитеза как стилистический прием в прозе А. П. Чехова 1890-х гг Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
5042
335
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПИСАТЕЛЬСКАЯ МАНЕРА / ЯЗЫК ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОЗЫ / КОНТРАСТ / АНТОНИМИЯ / АНТОНИМЫ / СТИЛИСТИЧЕСКИЙ ПРИЕМ / АНТИТЕЗА / WRITING STYLE / THE LANGUAGE OF ARTISTIC PROSE / CONTRAST / ANTONYMY / ANTONYMS / STYLISTIC METHOD / ANTITHESIS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сазонова Вера Александровна

Данная статья посвящена анализу антитезы как стилистического приема, выявлению ее функциональных возможностей в художественных произведениях А. П. Чехова 1890-х гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Antithesis as a stylistic device in the prose of A. P. Chekhov (1890s)

This article is devoted to the analysis of antithesis as a stylistic device.Its functional possibilities in works of art by A. P. Chekhov written in 1890s are discussed.

Текст научной работы на тему «Антитеза как стилистический прием в прозе А. П. Чехова 1890-х гг»

АНТИТЕЗА КАК СТИЛИСТИЧЕСКИЙ ПРИЕМ В ПРОЗЕ А.П. ЧЕХОВА 1890-х гг.

Писательская манера, язык художественной прозы, контраст, антонимия, антонимы, стилистический прием, антитеза.

Большое количество лингвистических исследований посвящается изучению изобразительных средств писателей. Особое место занимает данная проблема в изучении языка А.П. Чехова. А.П. Чехов чрезвычайно тонко, точно и эстетически оправданно использует в художественных целях весь спектр изобразительно-выразительных средств, созданных на основе приема контраста, в числе которых одно из важных мест занимает антитеза, являющаяся стилистической фигурой контраста, резкого противопоставления понятий, положений, образов, состояний. Прием контраста отмечается в художественных произведениях А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, Л.Н. Толстого, А.М. Горького, А.А. Фадеева, М.А. Шолохова, А.А. Ахматовой, А.А. Блока, С.А. Есенина, М.И. Цветаевой и др., что подтверждают работы лингвистов, исследовавших данный вопрос.

Антитеза, по словам А.Н. Гвоздева, «служит исключительно ярким средством изображения и характеристики лиц, предметов, событий путем их сопоставления с противоположными лицами, событиями...» [Гвоздев, 1965, с. 54]. Эстетическая значимость данной фигуры контраста заключается в том, что обе части антитезы взаимно освещают одна другую; мысль выигрывает в силе; при этом мысль выражается в сжатой форме, и это также увеличивает ее выразительность [Филиппов, 2002, с. 87].

Цель данной статьи - раскрыть функциональные возможности антитезы в текстовом пространстве художественной прозы А.П. Чехова 1890-х гг.

«Антитеза - одна из фигур речи, а именно стилистический прием усиления выразительности за счет резкого противопоставления, контраста понятий или образов» [Матвеева, 2003, с. 18]. Для данной фигуры свойственно контрастное сравнение противопоставляемых понятий, причем противоположность понятийных категорий констатируется и раскрывается как объективная. Антитеза, реализуемая в художественной прозе А.П. Чехова 1890-х гг., характеризуется как «явная» [Торосян, 2005, с. 88], основанная на четком противопоставлении единиц, квалифицируемых как антонимы. Представлена антитеза как простая (одночленная, однокомпонентная), так и сложная (многочленная, многокомпонентная). «С помощью антонимических знаков в языке происходит своеобразное выделение, разграничение и ограничение различного рода “континуумов”, “семантических пространств” (температуры, цвета, времени, пространства, эстетической и этической оценки и т. д.).» [Новиков, 1973, с. 45]. В рассмотренных нами художественных произведениях писателя были выявлены следующие общие функции антитезы:

— подчеркнутое выделение, уточнение различных проявлений предмета изображения (различных черт характера, поведения изображаемых лиц, различных проявлений изображаемых предметов и явлений);

— противопоставление в каком-либо отношении различных проявлений одного предмета или явления, проявлений, характеризующих два предмета изображения.

Среди частных функций можно определить следующие:

— подчеркнутое противопоставление героев художественного произведения, их внешнего облика, мыслей, суждений, эмоций;

— контрастное изображение чувств, душевного состояния героев;

— выражение временных и пространственных противопоставлений.

Антитеза в художественных произведениях А.П. Чехова служит средством контрастной характеристики внешнего облика персонажей, их состояния, душевных переживаний.

В «Палате № 6» противоположность признаков используется для описания одежды героя. Это усиливает несоответствие между «мужицкой наружностью» и «вкрадчивой походкой», «мягким тенорком» деликатного доктора Рагина: У него на шее небольшая опухоль, которая мешает ему носить жёсткие крахмальные воротнички, и потому он всегда ходит в мягкой полотняной или ситцевой сорочке [Чехов, т. 8, с. 82].

В рассказе «У знакомых» антитеза, выражающая качественную противоположность, употребляется для характеристики внутреннего мира персонажа. Она показывает неприятие Подгориным обыденной жизни давних знакомых, хотя он сам не умеет приспосабливаться к действительной жизни, не умеет брать от неё то, что она может дать, и жаждет того, чего нет и не может быть на земле: Подгорин улыбался ей и девочкам, но ему было странно, что эта здоровая, молодая, неглупая женщина, в сущности, такой большой сложный организм, всю свою энергию, все силы жизни расходует на такую несложную, мелкую работу, как устройство этого гнезда, которое и без того уже устроено [Чехов, т. 10, с. 14]. В этом же рассказе антитеза, отражающая противопоставление действий, помогает раскрыть душевные переживания персонажа, подчеркнуть его одиночество: Когда в лунные ночи Подгорин смотрел на небо, то ему казалось, что бодрствуют только он да луна, всё же остальное спит или дремлет... [Чехов, т. 10, с. 21].

В рассказе «Душечка» противопоставление по физическому признаку связано с условиями жизни персонажей и их внутренними переживаниями. Например, главная героиня Ольга Семёновна в обстановке благополучия полнела и хорошела, когда же осталась одна - подурнела и похудела: Оленька полнела и вся сияла от удовольствия, а Кукин худел и желтел и жаловался на страшные убытки, хотя всю зиму дела шли недурно. ... Теперь уже она была совершенно одна. Отец давно уже умер, и кресло его валялось на чердаке, запылённое, без одной ножки. Она похудела и подурнела, и на улице встречные уже не глядели на неё, как прежде, и не улыбались ей. [Чехов, т. 10, с. 104]. К тому же болезненность Кукина и связанное с этим похудение подчёркивает здоровую полноту Душечки.

В рассказе «Попрыгунья» антитеза отражает ценностные ориентиры Ольги Ивановны: Всякое новое знакомство было для неё сущим праздником. Она боготворила знаменитых людей, гордилась ими и каждую ночь видела их во сне. Она жаждала их и никак не могла утолить своей жажды. Старые уходили и забывались, приходили на смену им новые, но и к этим она скоро привыкала или разочаровывалась в них и начинала жадно искать новых и новых великих людей, находила и опять искала. Для чего? - увлечённость «знаменитостями» стала целью и смыслом жизни очаровательной «попрыгуньи» [Чехов, т. 8, с. 10].

Рисуя своих героев, автор сталкивает людей с противоположными чертами внешнего облика, например: Приехала жена ветеринара, худая, некрасивая дама с короткими волосами и с капризным выражением, и с нею мальчик, Саша, маленький не по летам (ему шёл уже десятый год), полный, с ясными голубыми глазами и с ямочками на щеках («Душечка») [Чехов, т. 10, с. 111]; Свою будущую супругу Мишенька рисовал в воображении не иначе, как в виде высокой, полной, солидной и благочестивой женщины с длинною шалью на плечах, а Маша худа и тонка, стянута в корсет... («Бабье царство») [Чехов, т. 8, с. 276]; В углу за столом сидел спиной к двери какой-то мужчина в черном сюртуке, должно быть, сам Ча-ликов, и с ним пять девочек. Старшей, широколицей и худенькой, с гребёнкой в волосах, было на вид лет пятнадцать, а младшей, пухленькой, с волосами как у ежа, - не больше трёх («Бабье царство») [Чехов, т. 8, с. 258]. Стоит отметить, что в этих примерах для характеристики персонажей по физическому признаку Чехов использует антонимы, которые употребляются, когда хотят выразиться более деликатно и вежливо.

Здесь, в больнице, в узком тёмном коридорчике сидят амбулаторные больные, ожидающие приёмки. Мимо них, стуча сапогами по кирпичному полу бегают мужики и сиделки,

проходят тощие больные в халатах, проносят мертвецов и посуду с нечистотами, плачут дети, дует сквозной ветер. Андрей Ефимыч знает, что для лихорадочных, чахоточных и вообще впечатлительных больных такая обстановка мучительна, но что поделаешь? В приёмной встречает его фельдшер Сергей Сергеич, маленький, толстый человек с бритым, чисто вымытым, пухлым лицом, с мягкими плавными манерами и в новом просторном костюме, похожий больше на сенатора, чем на фельдшера («Палата № 6») [Чехов, т. 8, с. 85]. В данном тексте контрастная характеристика образов указывает на дисгармоничность существующего социального уклада. Больные в состоянии крайнего истощения, а фельдшер в обстановке неблагополучия чувствует себя комфортно, полон сил, доволен собой, имеет свежий, цветущий вид.

При характеристике персонажей антитеза используется Чеховым как средство воплощения возрастных различий изображаемых лиц: Старшей, широколицей и худенькой, с гребёнкой в волосах, было на вид лет пятнадцать, а младшей, пухленькой, с волосами как у ежа, - не больше трёх («Бабье царство») [Чехов, т. 8, с. 263]; .и в это время он жалел, что на ней женат не старший сын, а младший, глухой, который, очевидно, мало мыслил в женской красоте («В овраге») [Чехов, т. 10, с. 145]. С помощью антитезы А.П. Чехов передаёт чередование противоположных признаков изображаемых предметов, например: Высокие потолки с железными балками, множество громадных, быстро вертящихся колёс, приводных ремней и рычагов, пронзительное шипение, визг стали, дребезжание вагонеток, жёсткое дыхание пара, бледные или багровые или чёрные от угольной пыли лица, мокрые от пота рубахи, блеск стали, меди и огня, запах масла и угля, и ветер то очень горячий, то холодный, произвели на неё впечатление ада («Бабье царство») [Чехов, т. 8, с. 260] - антитеза в конце предложения усиливает впечатление; действий: Лаевский то садился у стола, то опять отходил к окну; он то тушил свечу, то опять зажигал её («Дуэль») [Чехов, т. 7, с. 437] - антитеза отражает смятение, состояние нервного возбуждения персонажа.

Антитеза в художественной речи рассмотренных нами произведений представляет собой средство интерпретации хронотопа (временной и пространственный «континуум»). Например: Наверху глубокое небо, ясные звёзды, покой и тишина - точь-в-точь как дома в деревне, внизу же - темнота и беспорядок («Гусев») [Чехов, т. 7, с. 337]; Деревня большая, и лежит она в глубоком овраге, так что, когда едешь в лунную ночь по большой дороге и взглянешь вниз, в темный овраг, а потом вверх на небо, то кажется, что луна висит над бездонной пропастью и что тут конец света («Воры») [Чехов, т. 7, с. 313]; Направо расстилалось море, налево - была неровная коричневая стена с черными пятнами, красными жилами... («Дуэль») [Чехов, т. 7, с. 384]; Сама Оленька постарела, подурнела; летом она сидит на крылечке, и на душе у нее по-прежнему и пусто, и нудно, и отдает полынью, а зимой сидит она у окна и глядит на снег («Душечка») [Чехов, т. 10, с. 110]. Автор использует контрастные эпитеты, выраженные языковыми антонимами белый и чёрный, например: Белый крест и чёрная лента. Это очень красиво («Палата № 6») [Чехов, т. 8, с. 81]; А потом, немного погодя, из чёрной канавы, как тень, поднялась белая фигура и тоже остановилась на валу («У знакомых») [Чехов, т. 10, с. 21].

Интересны примеры сложной антитезы: Старшей, широколицей и худенькой, с гребёнкой в волосах, было на вид лет пятнадцать, а младшей, пухленькой, с волосами как у ежа, - не больше трёх («Бабье царство») [Чехов, т. 8, с. 263]; Богатых и знатных он уважал и благоговел перед ними, бедняков и всякого рода просителей презирал всею силою своей лакейски-чистоплотной души («Бабье царство») [Чехов, т. 8, с. 270]. Старые уходили и забывались, приходили на смену им новые. («Попрыгунья») [Чехов, т. 8, с. 10]. Стоит отметить, что у А.П. Чехова антитеза в сочетании с аллитерациями используется для построения заглавий («Володя большой и Володя маленький»).

Таким образом, антитеза в прозе писателя 1890-х годов представляет собой противопоставление, строящееся на базе системных антонимов, грамматически однородных (принадлежащих к одной части речи), которые употребляются для контрастной характеристики внеш-

него облика персонажей («Душечка», «Бабье царство», «Палата № 6»), их внутреннего мира, душевного состояния, привычек («У знакомых», «Дуэль», «Попрыгунья»); для выражения возрастного контраста («Бабье царство», «В овраге»); для реализации хронотопа произведения («Гусев», «Воры», «Дуэль»); для построения заглавий («Володя большой и Володя маленький»).

Библиографический список

1. Гвоздев А.Н. Очерки по стилистике русского языка. М.: Просвещение,1965. 408 с.

2. Матвеева Т.В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика. М.: Флинта: Наука, 2003. 432 с.

3. Новиков Л.А. Антонимия в русском языке (семантический анализ противоположности в лексике). М.: Изд-во Московского ун-та, 1973. 290 с.

4. Торосян М.С. Феномен контраста в аспекте концептуальной организации художественного текста: На материале послевоенной прозы: дис. ... канд. филол. наук. Ставрополь, 2005. 184 с.

5. Филиппов А.В., Романова Н.Н. Публичная речь в понятиях и упражнениях: справочник. М.: Академия, 2002. 160 с.

6. Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. Сочинения: в 18 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит-ры им. А.М. Горького; редкол.: Н.Ф. Бельчиков (гл. ред.), Д.Д. Благой, Г.А. Бялый, А.С. Мясников, Л.Д. Опульская (зам. гл. ред.), А.И. Ревякин, М.Б. Храпченко. М.: Наука, 19741982.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.