Научная статья на тему 'Антирелигиозный кинематограф 1920 - 1930-х годов'

Антирелигиозный кинематограф 1920 - 1930-х годов Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
402
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИРЕЛИГИОЗНЫЙ ФИЛЬМ / РЕАКЦИОННАЯ РОЛЬ / ОБЛИЧЕНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ДОГМ / ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ / АНТИРЕЛИГИОЗНАЯ ПРОПАГАНДА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Любимова Ольга Валерьевна

В статье рассматривается и анализируется репрезентация образа религии и религиозного человека в советских антирелигиозных фильмах 1920 1930-х гг. Раскрывается проблема управления массовым сознанием путем создания антирелигиозного кинематографа, как одна из форм политико-идеологической войны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Антирелигиозный кинематограф 1920 - 1930-х годов»

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

АНТИРЕЛИГИОЗНЫЙ КИНЕМАТОГРАФ 1920 - 1930-Х ГОДОВ

Любимова О.В.

Любимова Ольга Валерьевна - магистрант, кафедра философии и религиоведения, Владимирский государственный университет, г. Владимир

Аннотация: в статье рассматривается и анализируется репрезентация образа религии и религиозного человека в советских антирелигиозных фильмах 1920 -1930-х гг. Раскрывается проблема управления массовым сознанием путем создания антирелигиозного кинематографа, как одна из форм политико -идеологической войны.

Ключевые слова: антирелигиозный фильм, реакционная роль, обличение религиозных догм, идеологическое оружие, антирелигиозная пропаганда.

С утверждением советской власти на территории бывшей Российской империи вера стала рассматриваться как пережиток, инородность для «светлого ума» пролетариата. Религия являлась серьезным соперником в формировании ценностей и убеждений.

Отношение к религии советской власти было выражено в декрете 1918 г. «Об отделении церкви от государства», согласно которому за гражданами государства признавалось право исповедовать по своему убеждению любую религию, а кроме того закреплялось право не исповедовать никакой религии [1, а 38]. Ситуация осложнилась после выступления патриарха Тихона против позиции большевиков в отношении гражданской войны, а также его протеста касательно изъятых церковных ценностей. Все это приводит к господству веры в коммунизм. [2, с. 195]. Кинематограф начинает выступать как одна из форм советской антирелигиозной пропаганды и отражает отношение власти к религии.

Лев Троцкий утверждал, что кинематограф соперничает с церковью. По его мнению, подобное соперничество может стать роковым для церкви в том случае если соединить социалистическое государство с кинематографом. Троцкий считал, что антирелигиозной пропаганды, недостаточно, т.к. широкая масса людей непосредственно, косвенно, на бытовом уровне связана с религией. Такую «безыдейную обрядность» по мнению Льва Давыдовича можно вытеснить новыми формами быта, новыми формами развлечения, к которым относится демократический кинематограф [7, с.179].

Хорошим методом для борьбы с суевериями, предрассудками, религиозным дурманом являлись «культурфильмы», т.е. фильмы учебно-просветительного содержания. Для того чтобы заострить внимание зрителей на агитационных антирелигиозных кусках, чтобы направить мысли и чувства зрителей в нужном пролетариату направлении было организовано сопровождение фильмов лекциями. Предварительно лектор разъяснял о значении, действии и богатствах монастырей, об обмане народа путем фабрикации святых мощей. Проведение такой антирелигиозной беседы давало возможность использовать культурфильм для борьбы с религиозной верой [8, с. 8].

Однако для борьбы с религией требовались особые меры. С этой целью был проложен путь для создания антирелигиозного кинематографа. Данный вид искусства пользовался особой популярностью и стал одним из главных средств политико -идеологической войны.

Кинематограф 20-х годов характеризовался наступлением на религию «по всем фронтам». Антирелигиозная тема присутствует в кинематографе данного периода в

различных жанрах и направлениях. Среди них присутствует критика Русской православной церкви, католичества и ислама. Церковнослужители представлены мошенниками и фальсификаторами, способными на предательство и преступление. Особой популярностью пользовалась критика христианства в исторических фильмах («Чудотворец», «Крест и маузер» и др.), в фильмах о Гражданской войне («Иуда» и др.) и на современную тематику, которые в свою очередь подразделяются на кинокартины, повествующие о религии как о пережитке прошлого («В дебрях быта», «Хабарда» и др.) и рассматривающие церковь как союзницу кулаков в борьбе с Советской властью («Бедняку впрок - кулаку в бок», «Джальма» и др.) [6].

Одним из примеров антирелигиозного фильма, направленного на критику православия является кинокартина Чеслава Сабинского «Старец Василий Грязнов», снятая Государственным комитетом СССР по кинематографии (Госкино) в 1924-м году. Фильм был направлен на обличение церковных авантюр. Василий Грязнов, причисленный к лику святых показан как душегуб и грабитель. В целом, духовенство показано развратным и корыстным, а религия - лишь средство для обогащения [3, а4].

Антихристианская тема получает широкое распространение в кинофильмах на современную тему. Религия подвергается критике, как пережиток прошлого в новом советском государстве. [4, с. 69].

Довоенное советское кино характерно тем, что священник всегда показан предателем, доносчиком, продажным человеком. Широко освещается также вред, который приносит церковь и религиозность при постройке социализма. Религиозный человек теперь носит метку классового врага [1].

Летом 1929 г. Московским областным советом была организована первая безбожная кинопердвижка с лектором. Антирелигиозник-пропагандист должен был предварительно ознакомиться с фильмом и в случае чего уметь противостоять противнику. Для этого необходимо хорошо разбираться в Библии и Евангелии, а также параллельно изучать антирелигиозный разъяснительный материал [5].

Таким образом, исследование советских антирелигиозных фильмов 1920-1930-х гг. показало, что власть воспринимала религию как политического противника и для борьбы с ней использовала различные методы. В этот период кинематограф становится мощным идеологическим оружием советской власти. Священнослужители изображаются как жадные, лицемерные, развратные контрреволюционеры. Церковь показывается как оплот мракобесия, порабощающая женщин и использующая их. В кинокартинах демонстрируется обман народа, путем мошеннического использования темноты и суеверий для корыстных целей церкви.

Список литературы

1. Гильдеева К. Опиум на экране: образ религии в советском и русском кино, часть первая (1918-1937)//Obskura//URL: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.obskura.co.uk/ru/religion-p1/ (дата обращения 16.02.2019)

2. Письмо об отношении к религиозным обществам // Революция и церковь. Ежемес. журн. 1919. № 2 (февр.). С. 38.

3. Луначарский А. В. Религия и просвещение. Труды Первого всесоюзного съезда безбожников. Стеногр. отчет, вып. 4. М., 1925. 544 с.

4. Молчанов И.Г. Отражение антирелигиозной борьбы в советском киноискусстве//Известия академии наук армянской ССР. №11. 1963. С. 67-76.

5. Полтевский А. Н. Антирелигиозная фильма. Справочно-методическое пособие по работе с антирелигиозной фильмой в клубе и избе-читальне. М.: Гос. издательство художественной литературы, 1930. 34 с.

6. Семерчук В. Христианская тема в отечественном кино//Проза.ру// [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.proza.ru/2011/11/09/897 (дата обращения 5.02.2019).

7. Троцкий Л.Д. Проблемы культуры. Культура переходного периода// Издание литературы в электронном виде - Magister// [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.magister.msk.ru/library/trotsky/trotl914.htm/ (дата обращения: 14.03.2019).

8. Шагурин Н. Безбожное кино в деревне. Методика и практика антирелигиозной пропоганды через кино. М : Теакинопечать. 1930. 80с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.