Научная статья на тему 'Хрущевская антирелигиозная кампания в кинематографе'

Хрущевская антирелигиозная кампания в кинематографе Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
547
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный журнал
Область наук
Ключевые слова
АНТИРЕЛИГИОЗНЫЙ ФИЛЬМ / АНТИРЕЛИГИОЗНАЯ КАМПАНИЯ / РЕЖИССЕР / СЮЖЕТ / ОБЩИНА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Любимова Ольга Валерьевна, Геранина Галина Александровна

В статье рассматривается и анализируется репрезентация религиозного образа в советском антирелигиозном кинематографе периода «оттепели». Исследованы направления критики религии в кинематографе. Проанализировано, какими методами пользовалось правительство СССР для борьбы с религий с помощью кинематографа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Любимова Ольга Валерьевна, Геранина Галина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Хрущевская антирелигиозная кампания в кинематографе»

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

ХРУЩЕВСКАЯ АНТИРЕЛИГИОЗНАЯ КАМПАНИЯ В КИНЕМАТОГРАФЕ Любимова О.В.1, Геранина Г.А.2

'Любимова Ольга Валерьевна — магистрант;

2Геранина Галина Александровна — кандидат философских наук, доцент, кафедра философии и религиоведения, Владимирский государственный университет, г. Владимир

Аннотация: в статье рассматривается и анализируется репрезентация религиозного образа в советском антирелигиозном кинематографе периода «оттепели». Исследованы направления критики религии в кинематографе. Проанализировано, какими методами пользовалось правительство СССР для борьбы с религий с помощью кинематографа.

Ключевые слова: антирелигиозный фильм, антирелигиозная кампания, режиссер, сюжет, община.

Образным определением периода с середины 1950-х — середины 1960-х годов стало название романа И. Оренбурга «Оттепель» (1954 г.) и связанное с пребыванием на посту первого секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущева (1953 - 1956). Данный период характеризовался во внутриполитической жизни СССР ослаблением тоталитарной власти, появлением некоторой свободы слова и творческой деятельности. Однако «оттепель» в культурной жизни обернулась ухудшением отношений государства и церкви [2, с. 247].

Е.А. Курганская в своей работе «Обострение церковно-государственных отношений в Белорусии (1958-1964)» [3] утверждает, что причиной антирелигиозной кампании, т.е. хрущевского гонения на религию стала «тревога в высших эшелонах власти в связи с начавшимися попытками религиозного возрождения» [3, с. 161]. В постановление ЦК КПСС от 7 июля 1954 «О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения» [1] было отмечено, что руководство партийными организациями в области научно-атеистической пропаганды среди населения выполнено неудовлетворительно. Были определены конкретные задачи данных организаций в области атеистической пропаганды. Одной из таких задач была необходимость обратить внимание на необходимость серьезного улучшения постановки научно-атеистической пропаганды, культурно-просветительной работы, особенно среди молодежи [1].

Постановление ЦК КПСС от октября 1958 г. «О недостатке научно-атеистической пропаганды» преследовало цель активизировать и усилить борьбу с религией и развернуть наступление на «пережитки» советских людей с помощью важнейших средств идеологического воздействия: прессы, радио, телевидения и кинематографа [7, с. 79].

Основной удар художественных фильмов периода «оттепели» был направлен не только на православную и католическую церковь, но также и на борьбу с пятидесятниками (фильмы «Тучи над Борском», «Цветок на камне», «Грешница» и др.), Свидетелями Иеговы (фильмы «Люблю тебя, жизнь», «Армагеддон») и униатской церковью (фильмы «Иванна», «Исповедь»). Демонстрирование на экране данных религиозных организаций давало пригодный материал для проведения антирелигиозной кампании [5, с. 46].

Зрителей пытались убедить в том, что украинские националисты имеют тесную связь с униатской и католической церковью, осуществляя массовый террор по отношению к своим противникам и мирному населению в целом [8, с. 196].

Во-вторых, зрителей настраивали против религиозных общин. Советская власть пыталась убедить граждан, что религиозные организации пытаются вовлечь в свои ряды нестойкую советскую молодежь, что отвлекает их от политической, трудовой, культурной жизни (фильмы «Тучи над Борском», «Цветок на камне», «Грешница», «Люблю тебя, жизнь», «Армагеддон») [8, с. 197]. Примерно такой же концепции придерживалась советская власть в 1920-1939-х гг. [4, с. 51].

Режиссеры фильмов стремились показать причины, по которым молодежь вступает в общину. Среди таких таковых были: трудная жизненная ситуация героев, одиночество, непонимание сверстниками. Не менее важным было показать какими методами пользуются представители общины для вовлечения в свои ряды [6, с. 76].

Временами показ антисектанских фильмов сопровождался конференцией кинозрителей. Сначала коротко рассказывалось содержание фильма, после чего следовало его обсуждение. Итогом таких конференций становился рассказ о сущности «сектантов» и их враждебном отношении к советскому обществу [9].

После смещения Н.С. Хрущева практически перестали выпускаться фильмы с антирелигиозным содержанием. Антирелигиозная кампания Хрущева была отнесена Брежневым к проявлению «волюнтаризма». Религия стала выступать в качестве второстепенного сюжета или эпизода, тем самым транслировалось новое восприятие религии, как нормы общественной и частной жизни.

Список литературы

1. № 39 Записка Отдела пропаганды и агитации ЦК КПСС по союзным республикам «О недостатках научно-атеистической пропаганды»//Российское Объединение Исследователей Религии (РОИР). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rusoir.ru/03prmt/03print-02/03print-02-239/ (дата обращения: 9.11.2018).

2. Кошман В. История русской культуры IX - XX веков. М.: КДУ, 2006. 490 с. ISBN 5-98227-123-3.

3. Курганская Е.А. Обострение церковно-государственных отношений в Беларуси (1958-1964 гг.) // Сборник работ 67 научной конференции студентов и аспирантов Белорусского государственного университета. 17-20 мая 2010 г., Минск. В 3 ч. Минск: Изд. центр БГУ, 2011. Т. 3. С. 161.

4. Любимова О.В. Антирелигиозный кинематограф1920-1930-х гг. // Научный журнал, 2019. № 5 (39). С. 51-53.

5. Мазур Л.Н., Горбачев О.В. Визуальные репрезентации религиозной жизни советского общества в художественном кинематографе 1920 - 1980 гг.: источниковедческий анализ // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета, 2013. V. 1. 3 (1). С. 40-52.

6. Молчанов И.Г. Отражение антирелигиозной борьбы в советском киноискусстве// Известия академии наук армянской ССР. 1963. № 11. С. 67-76.

7. Фёдоров А.В. Опыт герменевтического анализа советских аудиовизуальных медиатекстов антирелигиозной тематики на занятиях в студенческой аудитории // Инновации в образовании, 2013. № 7. С. 78-94.

8. ФедоровА.В., Онкович А.В., Левицкая А.А. Тенденции развития советского и теологического медиаобразования в России и за рубежом. / под ред. проф. А. В. Федорова. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та имени А.П. Чехова, 2013. 308 c. ISBN 978-5-87976-852-7.

9. Хорькова Н. Фильм, разоблачающий сектантов // Кирсанов град // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.grad-kirsanov.ru/kommuna.php?id=1961.05-06/ (дата обращения: 20.02.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.