Научная статья на тему 'Становление антирелигиозной периодической печати в СССР (1919–1941 гг. )'

Становление антирелигиозной периодической печати в СССР (1919–1941 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История. Исторические науки»

CC BY
1004
203
Поделиться
Ключевые слова
«БЕЗБОЖНИК» / «БЕЗБОЖНИК У СТАНКА» / АТЕИЗМ / АНТИРЕЛИГИОЗНАЯ ПРОПАГАНДА / ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ / БОГОБОРЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по истории и историческим наукам, автор научной работы — Метель Алексей Вадимович

Описывается становление антирелигиозной периодической печати в СССР. Дается обзор основных изданий 1920–1930-х гг. в широком культурном и политическом контексте эпохи. Рассмотрены основные силы, влияющие на содержание антирелигиозной периодической печати того времени. Проведен сравнительный анализ статей.

Похожие темы научных работ по истории и историческим наукам , автор научной работы — Метель Алексей Вадимович,

Formation of the anti-religious periodical press in the USSR (1919–1941)

The paper deals with formation of the antireligious periodical press in the USSR. An overview of the main publications of the 1920–1930s in a wide cultural and political context of the era is provided. The main forces influencing the contents of the anti-religious periodicals of that time have been discussed. The comparative analysis of articles has been carried out.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Становление антирелигиозной периодической печати в СССР (1919–1941 гг. )»

ИСТОРИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2013. № 1. С. 43-47.

УДК 93 А.В. Метель

СТАНОВЛЕНИЕ АНТИРЕЛИГИОЗНОЙ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ В СССР (1919-1941 гг.)

Описывается становление антирелигиозной периодической печати в СССР. Дается обзор основных изданий 1920-1930-х гг. в широком культурном и политическом контексте эпохи. Рассмотрены основные силы, влияющие на содержание антирелигиозной периодической печати того времени. Проведен сравнительный анализ статей.

Ключевые слова: «Безбожник», «Безбожник у станка», атеизм, антирелигиозная пропаганда, периодическая печать, богоборчество.

С приходом большевиков к власти начались активные гонения на религию и церковь. Партия и государство выстраивали свою антирелигиозную работу исходя из программных положений, работ классиков и сиюминутных задач. Наиболее неоднозначным этапом, на котором проходило становление теории и практики антирелигиозной работы, стал период генезиса антирелигиозной пропаганды, пришедшийся на 1919-1941 гг. Характерной особенностью этого периода было то, что практические задачи решения церковного вопроса непосредственно влияли как на форму, так и на содержание антирелигиозной пропаганды. Как нам представляется, данный вопрос стоит рассматривать только в широком культурном и политическом контексте той эпохи. Концепт атеизма является важнейшей составляющей мировоззрения человека советской цивилизации, а один из маркеров этого мировоззрения - периодическая печать. Однако вопросам антирелигиозной периодики в современной историографии уделено, на наш взгляд, недостаточно внимания.

Разработка данной темы в отечественной историографии ведется с 1960-х гг. Но характерным недостатком ранних работ было то, что при фактическом упоминании о существовании антирелигиозной периодики как таковой мы не видим исследований, выходящих на уровень обобщения. Хрестоматийным примером являются статьи Н.А. Крылова «Из истории пропаганды атеизма в СССР» и Ю.А. Чуковенкова «Постановка индивидуальной работы с верующими в 1937-1941 гг.», опубликованные в сборниках «Вопросы истории религии и атеизма» в 1960-е гг. [1]. Вопросы формирования атеистической печати, давление центра, определяющее тон статей, - подобные темы обходятся стороной. В современной историографии наметилось смещение акцента в сторону рассмотрения качественных характеристик антирелигиозной периодики. В книге В.А. Алексеева «Иллюзии и догмы» ставится вопрос о прямой зависимости характера и интенсивности антирелигиозной пропаганды в периодической печати 1920-1930-х гг. от изменений в партийной линии [2]. Вышедшие в последнее время статьи В.В. Маленкова [3] и И.Ю. Федотовой [4] ограничиваются лишь общими набросками и не поднимают изучение данного вопроса на принципиально новый уровень.

Нам представляется наиболее объективным разделение изучаемого периода на три больших блока: «штурмы небес»1, предпринятые сразу после прихода большевиков к власти, 1919-1922 гг., «религиозный НЭП» [5] 1923-1928 гг., и новый виток борьбы с «налегающей поповщиной» [6], продлившийся вплоть до 1941 г., т. е. до момента закрытия последнего антирелигиозного издания в стране.

Годом рождения антирелигиозной периодической печати в СССР можно по праву назвать 1919 г. Именно тогда впервые вышел журнал,

© А. В. Метель, 2013

целиком посвященный вопросу политики Советов в отношении религии - «Революция и церковь». Его задачей было разъяснение широким трудящимся массам целей советских мероприятий по отделению церкви от государства и школы от церкви. Главным редактором издания был П.А. Красиков, один из авторов декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». В журнале печатались официальные материалы, руководящие статьи, информация о работе на местах, отчеты об антирелигиозных лекциях, докладах и митингах, обзоры прессы, сообщения о выходе новых антирелигиозных работ и др.

Однако из-за узкой направленности и не рассчитанного на широкую публику содержания в 1924 г. журнал прекратил свое существование. Правда положительным моментом было то, что в 1922 г. при журнале «Революция и церковь» начал выходить ежемесячник «Наука и религия», который позже стал еженедельной хроникой-журналом. Это был шаг от «штурмов неба» к целенаправленной пропагандистской работе, подкрепленной естественнонаучными данными, изложенными понятным для широкой публики языком.

В том же году в Москве вышли два номера газеты «Атеист» под редакцией А. Шпицберга, а в Петрограде - два номера журнала «Вавилонская башня» под редакцией М. Корцова. Оба издания были раскритикованы официальной прессой за аполитичность и прекратили существование.

По-настоящему массовым изданием, пользовавшимся покровительством Ем. Ярославского, стала газета «Безбожник», оказавшая огромное влияние на советскую антирелигиозную работу как официальный орган СВБ (союз воинствующих безбожников (с 1925 по 1929 гг. - Союз безбожников СССР) - добровольная общественная организация, ставившая целью борьбу с религией во всех ее проявлениях). Основные задачи, поставленные перед газетой зафиксированы в ее первом номере: «...против религиозных обманов, против церковного шарлатанства поставить слово науки. .Чтобы трудящийся здесь, на земле, боролся за жизнь, достойную человека, чтобы здесь, на земле, он установил свой трудовой рай» [7]. Газета отличалась в 1920-е гг. более-менее терпимой в отношении церкви позицией, была настроена в большей степени на целенаправленную пропагандистскую работу, чего нельзя сказать о журнале с таким же названием.

«Безбожник», переименованный в «Безбожник у станка», являясь органом Московского комитета РКП(б), был образчиком непримиримой вражды и оскорбительного, хамского тона по отношению к религии, церкви и верующим. Карикатуры на Иисуса, Иегову, подписи «долой эту сволочь!» и

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

им подобные стали визитной карточкой журнала. Столь разные подходы этих двух изданий вылились в борьбу двух редакторов: Ярославский со стороны газеты и Кос-теловская - со стороны журнала. Причем дошло до того, что критиковать друг друга они стали на страницах газеты «Правда» [8]. Первой вышла статья Костеловской «Об ошибках антирелигиозной пропаганды» [9]. В ней автор отмечала, во-первых, то, что антирелигиозная работа выросла из административной практики. Во-вторых, к антирелигиозной работе в СССР привлекались люди, ранее к религии близкие (Луначарский, Ярославский, Галкин), и поэтому Кос-теловская отмечает ее специфическую догматичность. Но, помимо конструктивной критики, Костеловская и сама впадала в крайности, призывая ударить по религии «в лоб». Ответ не заставил себя ждать. Через несколько дней в «Правде» появляется статья Ем. Ярославского «О методах антирелигиозной пропаганды (вынужденный ответ тов. Костеловской)» [10]. В ней автор критикует «излишне вульгарный подход» в борьбе с религией, сетует на покушения Костелов-ской на успехи антирелигиозной пропаганды. Следует оговориться, что хотя Костелов-скую и отчитали на заседании АРК (антирелигиозная комиссия, существовавшая в 1920-х гг. и занимавшаяся координацией антирелигиозной деятельности в стране), конфликт так и остался нерешенным. Но важно здесь другое - этот конфликт, помимо личностных амбиций, отражает два течения антирелигиозной мысли: одни исповедовали административный подход, но аккуратную, не задевающую чувств верующих работу, другие же выступали за так называемое «классовое содержание» и удары по религии «в лоб». Конфликт исчерпался к 1930-м гг., когда «религиозный НЭП» был свернут, нажим на религию усилен, а все методы работы приведены к единообразию.

Эти издания отражают две линии в партии по вопросам антирелигиозной работы, при чем в первый период (1923-1929) явной поддержкой пользовалась ставка на умеренную агитацию и большее привлечение естественнонаучных сведений, нежели карикатуры на Иисуса, похабные стишки и частушки.

Показательно в этом плане сравнение страниц конкурирующих изданий. Нами был сделан анализ выходивших в 19251926 г. номеров (см. табл. 1). Отдельно хочется отметить, что поскольку периодичность выхода у газеты и журнала была разной, то в целях нашего исследования была сделана выборка примерно равного количества номеров журнала и газеты. Первыми элементами, бросающимися в глаза, являются рисунки, шаржи, фотографии и прочий наглядный материал. Боги и святые, изображенные в карикатурном варианте,

на страницах «Безбожника у станка» фигурируют более 40 раз. Для сравнения, за весь исследуемый период в «Безбожнике» подобные изображения встречались только трижды. Зато фотографии верующих, сектантов, служителей культа встречаются в «Безбожнике» 32 раза, в конкурирующем издании подобные темы затрагивались лишь 8 раз. Причем характерно, что образ «атеиста» как такового ни в том ни в другом издании не получил достаточного развития. Все-таки сильна идея противопоставления, упор именно на «анти-» и в итоге не разработанный образ не просто борца с религией, но человека, обладающего цельным атеистическим мировоззрением. В «Безбожнике» этот образ встречается не более 11 раз, в «Безбожнике у станка» только 8.

Таблица 1 Содержание газеты «Безбожник» и журнала «Безбожник у станка» (1925-1926 гг.)

Содержание «Безбожник» «Безбожник у станка»

Рисунки, шаржи, фотографии Символы религии 14 4

Боги, святые 3 20

Священнослужители 10 7

Верующие 25 8

Атеисты 6 3

Статьи Художественные 9 5

Естественнонаучные 2 14

Публицистические 20 18

Интересны данные относительно направленности статей. Условно их можно разделить на смысловые блоки: «Художественный» (включая рассказы, фельетоны, стихи, частушки и пр.), «Естественнонаучный» (разъяснение окружающего мира с научной точки зрения, что, по сути, декларировал Ленин и другие теоретики в качестве одного из основных методов пропагандистской работы) и «Публицистический» (статьи о происходящем в мире, раскрытии классовой сути религии и т. п.). И в журнале, и в газете наибольшее количество статей (как в отдельных номерах, так и в общем объеме) посвящено вскрытию реакционной сущности религии, происходящим в мире процессам, связанным с религией, роли церкви в Гражданской войне и успехам по атеизации СССР. Именно эти темы повторялись от номера к номеру.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Но вот на втором месте в «Безбожнике у станка» стоят естественнонаучные вопросы и популяризация достижений науки. Фактически, несмотря на всю вульгарность и нападки на религию, журнал, в итоге закрытый, больше соответствовал ленинской установке работы в направлении популяризации научных знаний о мире, нежели более

сдержанная в плане издевательств над религией газета! Интересно и то, что эти знания не носят абстрактный характер, а посвящены вопросам земледелия, правильного ведения хозяйства с точки зрения последних наработок агробиологии, написаны простым языком, имеют ярко выраженную практическую направленность.

Еще одним значительным изданием, выходившим с 1926 г., стал журнал «Антирелигиозник», ставший теоретическим и методическим центром антирелигиозного движения. Журнал издавался до 1938 г. и бессменным его редактором был Ем. Ярославский. На страницах «Антирелигиозника» помещались статьи по вопросам истории религии и атеизма, вопросам марксистско-ленинской философии и естествознания, печатались стенограммы научных совещаний, велась подготовка к научным конференциям по антирелигиозной пропаганде и подробно затем освещались их итоги. Это была своеобразная «летопись» антирелигиозного движения в СССР.

Таким образом, именно 1920-е гг. в антирелигиозной печати были временем «пробы пера». При известной свободе подходов к вопросам ведения антирелигиозной пропаганды в печати могли развиваться конкурирующие точки зрения по данным вопросам. Плюс выбраковывались действительно не актуальные издания (подтверждение тому - «Революция и церковь», «Вавилонская башня»). Государство, не делая жесткого подчинения пропаганды государственным органам, дало свободу творчества, столь быстро, к сожалению, перешедшую в диктат.

Существенными моментами, во многом определившими выбор как форм, так и содержания антирелигиозной пропаганды периода 1930-х гг., стали сюжеты, проходившие красной нитью по всей антирелигиозной деятельности этого периода: вывод о связи попа и кулака в деревне (фактически - идеологическое обоснование репрессий и административных мер против церкви), явная работа на создание образа СССР как «осажденной крепости» и церкви как сообщницы мирового империализма, силы глубоко враждебной всем гражданам СССР. Однако в подобном положении находилось большинство отраслей культуры. Эта ситуация в контексте развернувшейся «культурной революции» являлась правилом, а не исключением [11].

Для достижения еще большего эффекта и оправдания неприглядных мер антирелигиозной борьбы широко в 1930-е гг. использовался метод подачи информации о ходе антирелигиозной работы как сводок с фронтов. Газеты пестрили заголовками вроде «В траншеях культурной революции», «Картечью знания, культуры и образованности разобьем, потопим дряхлый, контрреволюционный корабль религии» [12] и тому

подобными заявлениями. Налицо задача не просто раздавить все внешние остатки религиозности в обществе, но и создать образ героев, бойцов религиозного фронта, сражающихся с религией, глубоко чуждой советскому человеку. А на войне, как известно, все средства хороши.

Отметим также изменение характера антирелигиозной пропаганды, перешедшей из самостоятельной области (пусть направление всегда задавалось извне) в позицию подчинения тем административным мерам, которые принимаются из расчета голой политики и позднее приобретают силами пропаганды «правильный» оттенок.

В циркулярном письме «О мерах по усилению антирелигиозной работы», ставшем как раз поворотным, читаем: «Антирелигиозная печать все еще незначительная, а общая периодическая печать (газеты и журналы) не уделяет достаточного внимания задачам антирелигиозной пропаганды», и там же: «...Признать необходимым регулярное и более глубокое освещение вопросов борьбы с религией на страницах периодической прессы, особенно в газетах и массовых журналах» [13]. Фактически государство выступало за поощрение антирелигиозной печати, было создано специальное государственное антирелигиозное издательство. Тираж газеты «Безбожник» в 1931 г. подскочил до 500 тыс. экземпляров, а тираж журнала «Безбожник» - до 200 тыс. Но эти показатели скорее говорят нам о том, что высокий количественный показатель позволял антирелигиозным органам сильно снижать качественный [14].

Именно в это время закрылся журнал «Безбожник у станка», его коллектив перешел в редколлегиею газеты «Безбожник». Спор между этими изданиями, описанный выше, закончился весьма неожиданно. Закрытие журнала, стоящего на классовых позициях в период, когда они были наиболее востребованными и активно обсуждались в обществе, подводит нас к пониманию важнейшей особенности пропаганды 1930-х гг. - жесткой централизации всей антирелигиозной работы в стране и приведения всего и вся к официальной антирелигиозной линии. В этом споре Ярославский, пользующийся куда большим доверием у Сталина и своевременно отказавшийся от умеренных взглядов на религию в пользу классовой непримиримости, выиграл. Газета «Безбожник» стала главным (и практически единственным) проводником взглядов власти на методы ведения антирелигиозной пропаганды. Этот сюжет является прекрасным примером админист-ративности проводимых мероприятий - неугодный журнал закрыли в приказном порядке. Характерная ситуация для тех лет.

Наметилось и изменение в оставшихся изданиях, произошел перекос в сторону вульгарного подхода. Если сравнивать вы-

пуски газеты «Безбожник» в 1925-1926 и 1936-1937 гг., будут отмечены достаточно серьезные изменения (см. табл. 2). Во-первых, произошел отказ от рисунков в пользу фотографии. Конечно, отказ не полный, но сам по себе рисунок стал играть роль вспомогательную. На первые полосы вышли портреты вождей, угодных власти деятелей культуры. Характерно и периодическое появление облика Бога как добродушного и простоватого старичка, до этого характерного как раз для закрытого журнала «Безбожник у станка». Практически ушла непосредственность и «революционный оптимизм», с которым подходили к написанию статей в 1920-е гг. Язык стал более казенным, чеканным, хотя и с изрядной долей патетики, характерной для СМИ сталинского периода.

Таблица 2 Содержание газеты «Безбожник» (1937 и 1925-1926 гг.)

Содержание 1925-1926 гг. 1937 г.

Символы религии 14 6

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Боги, святые 3 4

Священнослужи- 10 5

Рисунки, шаржи, фотографии тели

Верующие 25 14

Атеисты 6 2

Видные деятели

партии, антирелигиозного 3 21

движения

Художественные 9 5

Статьи Естественнонаучные 2 2

Публицистические 20 33

Изменилось и содержание. Естественнонаучные статьи, количество которых в газете всегда было невелико, достигло критической отметки в две статьи за целый год. Снизилась доля и художественного материала. Зато основное содержание теперь занимали «сводки с фронтов», обличение религии в странах загнивающего капитализма и т. д. и т. п. Огромное место занимают стенограммы съездов, речи заграничных коммунистов, тексты типа «Ленин и Сталин о религии». Это как нельзя лучше иллюстрирует не только ситуацию одного конкретного издания (самого крупного в отрасли!), но и ситуацию с антирелигиозной пропагандой в целом.

С каждым годом роль самой по себе антирелигиозной работы падала, все реже появлялись специальные статьи, вносящие в антирелигиозную пропаганду в СМИ нечто новое. Фактически специальная антирелигиозная периодическая печать переживала кризис. Особенно это стало заметно после 1934 г., когда антирелигиозный нажим, осуществлявшийся с 1929 г., но так и не принесший никаких результатов, оконча-

тельно уступил место административным мерам. Антирелигиозные СМИ окончательно перешли в подчинительное положение и занимались в основном подачей под правильным ракурсом всех антицерковных мероприятий советской власти [15].

Таким образом, мы вправе утверждать, что антирелигиозная периодическая печать во время всего периода своего становления в 1920-1930-е гг. подвергалась серьезным изменениям. Несомненно, это было вызвано более либеральной позицией власти по отношению к религии в 1920-е гг., отчего наблюдается известный плюрализм в вопросах антирелигиозной пропаганды, а с ним и рост антирелигиозных изданий. Как показал проведенный анализ, редколлегии были сами вольны выбирать, на что делать упор: карикатуры, фельетоны или откровенное высмеивание религии и церкви при явной практической пользе (статьи о сельском хозяйстве, объяснении явлений природы и т. д.) или же более сдержанный тон, но при упоре на место религии в социуме, ее корни, влияние в других странах. Борьба шла как на уровне партийных пленумов, так и на страницах газет. Но относительно либеральный период быстро сменило административное давление 1930-х гг., которое в итоге и свело на нет всю антирелигиозную периодику, постепенно возрождавшуюся в 19501960-е гг. С другой стороны, именно в начале 1930-х гг. наблюдался всплеск активности изданий, печатались самые высокие за весь исследуемый период тиражи. Но этот показатель при учете закрытия многих печатных органов именно к началу второго периода говорит нам совсем о другом. Данные «для отчета» в это время стали предпочтительнее действительного развития антирелигиозной периодики. Из газет и журналов уходит прикладная составляющая, оставляя после себя бесконечные отчеты о партсобраниях и нападки на любые формы религии за рубежом. Таким образом, творческий потенциал изданий, на наш взгляд, к концу второго периода был исчерпан. Собственно об этом красноречиво свидетельствует закрытие в 1941 г. последней действующей на тот момент антирелигиозной газеты «Безбожник».

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 «Штурм небес» - общее обозначение мер, призванных разделаться с религией в России без длительного периода работы по становлению материалистического мировоззрения, грубое отступление от теоретических положений марксизма, призывающих к планомерной работе, а

не ударам по религии «в лоб» (см.: Черная книга («Штурм небес») : сборник документальных данных, характеризующих борьбу советской коммунистической власти против всякой религии, против всех исповеданий и церквей / сост. А. А. Валентинов ; ввод. ст. П. Струве. Париж, 1925. 294 с.).

ЛИТЕРАТУРА

[1] Крылов Н. А. Из истории пропаганды атеизма в СССР // Вопросы истории религии и атеизма : сб. ст. 1960. Вып. 8. С. 166-192 ; Чуковен-ков Ю. А. Постановка индивидуальной работы с верующими в 1937-1941 гг. // Вопросы истории религии и атеизма : сб. ст. 1962. Вып. 10. С. 143-156.

[2] Алексеев В. А. Иллюзии и догмы. М. : Политиздат, 1991. 400 с.

[3] Маленков В. В. Антирелигиозная печать в СССР (довоенный период) // Власть и управление на востоке России. 2009. № 6. С. 98-126.

[4] Федотова И. Ю. К вопросу об использовании материалов антирелигиозных периодических изданий при изучении государственной религиозной политики во время Великой Отечественной войны (по материалам газеты «Безбожник»). URL: http://politarchive.perm.ru/ publikatsii/stati/k-voprosu-ob-ispolzovanie-materialov-antireligioznyh-periodicheskih-izdanij-pri-izuchenii-gosudarstvennoj-religioznoj-politiki-vo-vremya-velikoj-otechestvennoj-vojny.html (дата обращения: 03.11.2012).

[5] Алексеев В. А. Указ. соч. С. 264.

[6] Сталин И. В. Первые итоги заготовительной кампании и дальнейшие задачи партии: Ко всем организациям ВКП(б) // Сочинения : в 18 т. М. : ОГИЗ; Государственное издательство политической литературы, 1949. Т. 11. С. 10-19.

[7] Цит. по: Маленков В. В. Указ. соч. С. 100.

[8] Алексеев В. А. Указ. соч. С. 278.

[9] Костеловская М. М. Об ошибках антирелигиозной пропаганды // Правда. 1925. 25 янв.

[10] Ярославский Ем. М. О методах антирелигиозной пропаганды (вынужденный ответ тов. Кос-теловской) // Правда. 1925. 29 янв.

[11] Фицпатрик Ш. Повседневный сталинизм. Социальная история Советской России в 30-е годы: город. 2-е изд. М. : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2008. - 336 с.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

[12] Безбожник. 1934. № 3.

[13] Из циркулярного письма ЦК ВКП(б) «О мерах по усилению антирелигиозной работы» (утверждено ЦК ВКП(б) 24 января 1929 г.). URL: http://www.alexanderyakovlev.org/almanah/inside /almanah-doc/1005110 (дата обращения: 04.11.2012).

[14] Фирсов С. Л. Была ли безбожная пятилетка? URL: http://religion.ng.ru/printed/90616 (дата обращения: 04.11.2012).

[15] Там же.