Научная статья на тему 'АНТИМОНАРХИЧЕСКИЕ ПОЭТИЧЕСКИЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ ИГОРЯ-СЕВЕРЯНИНА КАК РЕАКЦИЯ НА СОБЫТИЯ ФЕВРАЛЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1917 ГОДА: ЛИНГВОТЕКСТОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ «ГИМН РОССИЙСКОЙ РЕСПУБЛИКИ»'

АНТИМОНАРХИЧЕСКИЕ ПОЭТИЧЕСКИЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ ИГОРЯ-СЕВЕРЯНИНА КАК РЕАКЦИЯ НА СОБЫТИЯ ФЕВРАЛЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1917 ГОДА: ЛИНГВОТЕКСТОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ «ГИМН РОССИЙСКОЙ РЕСПУБЛИКИ» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Игорь-Северянин / Февральская революция / 1917 г. / политическая поэзия / демократические идеи / сборник «Миррэлия» / лингвотекстологический анализ / Igor-Severian / February revolution / February revolution / 1917th / democratical ideas / book of verses «Mirrelia» / linguatextological analysis

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — В.В. Никульцева

В статье рассматриваются стихотворения Игоря-Северянина, посвящённые теме русской революции 1917 г. Изучены первоисточники, хранящиеся в РГАЛИ и НИОР РГБ (Москва). Особое внимание уделено изучению стихотворения, созданного в первые дни Февральской революции, – «Гимн Российской Республики». Результаты лингвотекстологического анализа этого произведения свидетельствуют о незначительных пунктуационных, графических и лексических отступлениях рукописного текста от текста окончательной редакции, легшего в основу третьего раздела сборника стихов «Миррэлия» (1922) – «Револьверы революции». Выявлены первоначальные политические пристрастия и предпочтения Игоря-Северянина, целенаправленно демонстрирующего своё ego с позиции аполитичности. Автор восхваляет русский народ, принёсший «освобождение» России, обезличивая и идеализируя его как в политическом, так и в моральном плане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IGOR-SEVERIANIN’S ANTIMONARCHIST POETRY PERFORMANCE AS A REACTION ON EVENTS OF 1917TH FEBRUARY REVOLUTION: LINGUATEXTOLOGICAL ANALYSIS OF THE POEM «HYMN OF RUSSIAN REPUBLIC»

The article analyses Igor-Severianin’s poems devoted to the Russian revolution of 1917th. The analysis includes the study of the initial sources stored in RSALA and in RSL SR DP in Moscow. The attention of the author is particularly focused on the poem written in the first days of February revolution – «Hymn of Russian Republic». The results of the linguatextological analysis of this poem prove that there were insignificant deviations, which were made by autographs on the levels of punctuation, graphics and lexis, of the final text variant from the original manuscript, which was used as a basis for the third part of the collection of verses «Mirrelia» (1922) – «Pistols of Revolution». Igor-Severianin intentionally demonstrated his ego displaying apolitical attitude, due to the analysis his initial predilections and preferences were identified. The author glorifies Russian people who brought «freedom» to Russia, making them impersonal and idealizing both on the political and moral levels.

Текст научной работы на тему «АНТИМОНАРХИЧЕСКИЕ ПОЭТИЧЕСКИЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ ИГОРЯ-СЕВЕРЯНИНА КАК РЕАКЦИЯ НА СОБЫТИЯ ФЕВРАЛЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1917 ГОДА: ЛИНГВОТЕКСТОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ «ГИМН РОССИЙСКОЙ РЕСПУБЛИКИ»»

УДК 81.42; 82-14

doi: 10.52470/2619046X_2023_3_56

АНТИМОНАРХИЧЕСКИЕ ПОЭТИЧЕСКИЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ ИГОРЯ-СЕВЕРЯНИНА КАК РЕАКЦИЯ НА СОБЫТИЯ ФЕВРАЛЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1917 ГОДА: ЛИНГВОТЕКСТОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ «ГИМН РОССИЙСКОЙ РЕСПУБЛИКИ»

В.В. Никульцева

Аннотация. В статье рассматриваются стихотворения Игоря-Северянина, посвящённые теме русской революции 1917 г. Изучены первоисточники, хранящиеся в РГАЛИ и НИОР РГБ (Москва). Особое внимание уделено изучению стихотворения, созданного в первые дни Февральской революции, -«Гимн Российской Республики». Результаты лингвотекстологического анализа этого произведения свидетельствуют о незначительных пунктуационных, графических и лексических отступлениях рукописного текста от текста окончательной редакции, легшего в основу третьего раздела сборника стихов «Миррэлия» (1922) - «Револьверы революции». Выявлены первоначальные политические пристрастия и предпочтения Игоря-Северянина, целенаправленно демонстрирующего своё ego с позиции аполитичности. Автор восхваляет русский народ, принёсший «освобождение» России, обезличивая и идеализируя его как в политическом, так и в моральном плане.

Ключевые слова: Игорь-Северянин, Февральская революция, 1917 г., политическая поэзия, демократические идеи, сборник «Миррэлия», лингвотекстологический анализ.

IGOR-SEVERIANIN'S ANTIMONARCHIST POETRY PERFORMANCE AS A REACTION ON EVENTS OF 1917TH FEBRUARY REVOLUTION: LINGUATEXTOLOGICAL ANALYSIS OF THE POEM «HYMN OF RUSSIAN REPUBLIC»

V.V. Nikultseva

Absrtact. The article analyses Igor-Severianin's poems devoted to the Russian revolution of 1917th. The analysis includes the study of the initial sources stored in RSALA and in RSL SR DP in Moscow. The attention of the author is particularly focused on the poem written in the first days of February revolution - «Hymn of Russian Republic». The results of the linguatextological analysis of this poem prove that there were insignificant deviations, which were made by autographs on the levels of punctuation, graphics and lexis, of the final text variant from the original manuscript, which was used as a basis for the third part of the collection of verses «Mirrelia» (1922) - «Pistols of Revolution». Igor-Severianin intentionally demonstrated his ego displaying apolitical attitude, due to the analysis his initial predilections and preferences were identified. The author glorifies Russian people who brought «freedom» to Russia, making them impersonal and idealizing both on the political and moral levels.

Keywords: Igor-Severian, February revolution, February revolution, 1917th, democratical ideas, book of verses «Mirrelia», linguatextological analysis.

Талантливейшему музыканту и добрейшему человеку -

дирижёру Большого театра Алексею Владимировичу Богораду с глубокой признательностью и восхищением

В отечественном литературоведении общепринято мнение об «аполитичности» Игоря-Северянина. Однако в его поэтическом наследии встречаются произведения, открыто

позиционирующие его отношение к тем или иным политическим событиям. Как и многие современники, Игорь-Северянин не мог обойти стороной тему войны и революции. Одни из первых его юношеских опытов, отмеченных глубоким патриотизмом, посвящены русско-японской войне. Повзрослев и возмужав за короткие дни службы в царской армии, поэт создаёт крайне противоречивые - то уничижительно-насмешливые, то проникнутые бесшабашной удалью и самохвальством - стихи о Первой мировой войне. Не мог не откликнуться Игорь-Северянин на события Февральской буржуазной революции 1917 г. и последовавшей вскоре Октябрьской социалистической революции. В поэтической реакции на эти значимые факты истории проявляется истинное ego автора - ego патриота и гражданина, любящего свою Родину, свой народ, изучаемый им с раннего детства.

В поле нашего исследования входят произведения Игоря-Северянина, созданные в первые дни Февральской революции 1917 г. (23.02/8.03 - 3(16).03 1917 г.), приведшей к возникновению Российской республики и установлению республиканского строя правления.

Из 23 стихотворений, вошедших в третий раздел сборника «Миррэлия» (1922), изданного при помощи В. Маяковского и А. Кусикова в Берлине [3], 11 посвящено Февральской революции, 2 - Октябрьской, 5 - Первой мировой войне1; остальные 4 стихотворения, созданные в 1911-1913 гг., объединены антимонархическими мотивами. Таким образом, данный раздел «Миррэлии» представляет собой законченный, тщательно продуманный цикл политической поэзии.

Характерно, что открывает этот цикл стихотворение «Гимн Российской Республики», неполно датированное в сборнике - 1917 г. Обращение к беловой рукописи, хранящейся в Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ), позволяет установить дату произведения - 16 марта 1917 г. [5]. Место создания этого текста сохранено в печатном варианте: Гатчина - Петроград.

Следующее за ним стихотворение «Все - как один» датировано 5 марта 1917 г., написано в Орле. Два последующих - «Моему народу» и «И это - явь?..» - помечены мартом 1917 г. и созданы в Москве, причём текст стихотворения «Моему народу» приведён не полностью, что объясняет следующее примечание автора: «Эта поэза, как и весь отдел третий, восстанавливается автором по памяти в феврале 1919 г. в Тойле. Рукописи оставлены в феврале 1918 г. в Москве у <Ф.>. Я. Долид<з>е2. В поэзе "Моему народу" автор помнит всего 2 первые строфы» [5, с. 276].

Изучение автографов из фондов Научно-исследовательского отдела рукописей Российской государственной библиотеки (НИОР РГБ) [6] позволило восстановить полный текст этого стихотворения и точнее его датировать [4, с. 263-275.]. Это одно из первых произведений Игоря-Северянина, созданное в дни Февральской революции, а именно 8 марта 1917 г. в Москве. Оно адресовано в издательство В.В. Пашуканиса (М.Б. Никитская, 17, кв. 11) и написано на одном листе плотной желтоватой бумаги, имеющей круглый оттиск «К.Р.П.Ф. 4. Рига». На аналогичной бумаге содержится и беловая рукопись стихотворения «Начальники и рядовые!» 1914 г., также адресованного в издательство Пашуканиса [7]. Этот факт говорит о том, что политическая поэзия, проходящая тщательную цензуру во время Первой Мировой войны, стала значительно востребована в год основания республики, в связи с чем Игорь-Северянин не мог не продемонстрировать свою гражданскую позицию «борца за свободу». В первые дни Февральской революции приобрело и особый смысл написанное осенью 1914 г. стихотворение «Начальники и рядовые!», будучи не первым откликом автора в цепи его весьма противоречивых поэтических реакций на события Первой Мировой войны (см., напр., сборник «Victoria Regia» 1915 г.). Думается, именно поэтому стихотворения, не одинаково датированные и приуроченные к разным политическим событиям, были направлены Ф.Я. Долидзе, импресарио Игоря-Северянина, в издательство, сделавшего его книги бестселлером начала века.

Обратимся к лингвотекстологическому анализу этого произведения, уделив особое внимание изучению особенностей северянинского индивидуально-авторского стиля: архитектоники текста, приёмов словотворчества, звуковой инструментовки и изобразительно-выразительных средств создания образа.

Архитектоника текста. Стихотворение состоит из 5 строф, распадающихся на 2 композиционные части: I - восхваление революции как сверившегося факта (1-я - 3-я строфы), II - воспевание революционных последствий (4-я - 5-я строфы). Во всех строфах, кроме 2-й и 4-й, преобладают восходящие интонации. Инверсионный порядок чтения текста снизу вверх (за исключением 5-й строфы) допускает мысль об одномоментном создании текста, о чем также свидетельствует его минимальная правка.

Лексическо-семантический уровень текста. Ключевыми словами текста являются такие, как народ, царь, свобода, победа, жить, радоваться. Они входят в контрастные семантические поля «Россия» (царь, русские, российский, республика, республиканцы), «Европа» (республика, республиканцы, отсталые народы, револьвер), «революция» (свобода, флаги, мир, труд, равенство, благо, прозреть с мелиоративной семантикой; револьвер, руки, расплата, свергнутый, сверкать, пылать с пейоративной семантикой), «счастье» (жить, радоваться, прозреть, любимый, благо), «народ» (дед, столетья, теснимый, народ), «творчество» (песня, гимн, кисть, стих, счастье). Несмотря на аллюзию (Великая французская революция), автор противопоставляет консервативность Европы («отсталых народов») демократичности России («расплата за деда»; «свобода на благо народа», «русских республиканцев»; «во имя России любимой / Царь свергнут»).

Грамматика текста. Морфологический уровень. Текст статический: на 46 имен и местоимений приходится 11 глагольных слов, что составляет соотношение 4:1. Наибольшей семантической нагрузкой наделены абстрактные (свобода, благо, победа, расплата, труд, равенство) и конкретные существительные, употреблённые как синекдоха (песня, стих, гимн, кисть), а также имена собственные, выступающие как символы (Российская Республика, Россия, Европа). Отмечается единичный случай употребления числительного одни в значении либо прилагательного (не «одинокие», а «свободные»), либо частицы («только»): Царь свергнут, и вот - мы одни! Большое количество существительных способствует возникновению номинативных конструкций. Глаголы в подавляющем большинстве употреблены в форме повелительного наклонения (пусть пылают, (пусть) сверкает; лексические повторы да радуемся, да живём), в остальных случаях - в прошедшем времени (прозрели) и в форме кратких страдательных причастий (теснимы, свергнут). Случаи словоупотребления местоимений (весь, каждый, мы) единичны. Отсутствие разговорной лексики связано с жанром гимна, для которого характерны только стилистически маркированные и книжные элементы: на благо (народа), гимн, пылать, расплата, теснимый, прозреть, во имя (России), свергнутый, отныне.

Синтаксический уровень. Текст составляют в большинстве своем односоставные предложения номинативного и определенно-личного типов. Двусоставные конструкции характерны только для II-IV строф. Во всех строфах, кроме IV (ее образует многочленное сложное предложение), предикативные части простые, по большей части неосложнённые, эмоционально окрашенные, что способствует созданию риторичности, эмоциональности и приподнятости речи.

Фонетический уровень. Звукопись. Ритмика. Стихотворение написано трехстопным амфибрахием со спондеями и пиррихиями. В перекрестной рифмовке гармонично сочетаются мужские (нечетные) и женские (четные) рифмы, из которых одна неточная (теснимы / любимой). В I и III строфах присутствуют внутренние рифмы (свобода на благо народа; победа - расплата за деда). На фонетическом уровне доминируют сильные и активные звуки [о]

(17 во всем тексте) в I-й строфе, и [а] (16) во II-й, тогда как элементы напевной звукописи создаются за счет [э] и [и] в III—IV строфах. Из согласных преобладают вибранты [р] и [р'], сочетания шумных согласных типа [ст], [св], [дн'], но аллитеративную нагрузку несут дрожащие и свистящие в сочетании с другими шумными согласными.

Стилистика текста. Тропы и фигуры. Изобразительно-выразительные средства создания образа обретшего свободу народа направлены на формирование у читателя позитивных эмоций и положительной оценки исторических событий: гипербола (свобода везде и во всем; победа... над каждым в Европе царем), метафора (пылают румянцы флагов; столетья царями теснимы 'пребывая в вековом рабстве'; прозрели 'осознали себя свободными'), метонимия (дед 'времена рабства, крепостного строя, царизма'; песня, кисть, стих как результат творчества музыкантов, художников, поэтов), перифраза (в предвешние дни 'в феврале'), аллюзия (отсталые народы - «Закат Европы» О. Шпенглера; труд, равенство, мир и свобода - лозунги эсэров, кадетов и т.д.); антитеза (народ - царь, Российская республика - отсталые народы, смерть (револьвер) - жизнь (да живем), столетья теснимы - прозрели в предвешние дни; победа, расплата за деда - мир, счастье; царь свергнут - мы одни), риторические восклицания (Свобода везде и во всем! и мн. др.), синтаксический параллелизм (Свобода! (3 раза) в I строфе - Победа! (3 раза) в III строфе), анафора (Свобода в 1-3-м стихах I строфы), кольцо (свобода в начале I и V строф), эпифора (Дарадуемся! Да живём! в конце I, III, V строф), парцелляция (Победа! Над каждым в Европе царем!), инверсия (Во имя России любимой и т.д.).

Таким образом, лингвотекстологический анализ стихотворения «Гимн Российской Республики» позволяет сделать вывод о том, что автор воспринимал исторические перемены, связанные с Февральской революцией 1917 г., с позиции социал-демократа. Восприятие многоликости русского народа и оценка его исторической роли являются крайне противоречивыми в творчестве Игоря-Северянина (см., напр., поэму «Роса оранжевого часа» (1923), стихотворение «Моя Россия» (1924) и мн. др. его произведения). Поэт, целенаправленно демонстрирующий своё ego с позиции аполитичности, в сложный исторический период не мог не откликнуться на революционные события, сформировав свой, во многом идеалистический, образ России. Восторженное восприятие Февральской революции, отражённое в проанализированном произведении, обусловлено социальной неустойчивостью, материальной нестабильностью, недовольством неудач царской армии в Первой мировой войне, осуждением императорской фамилии с точки зрения нравственности и ожиданием перемен, которые могли бы привести страну, на взгляд поэта, к лучшей жизни. Автор восхваляет русский народ, принёсший «освобождение» России, обезличивая и идеализируя его как в политическом, так и в моральном плане. Однако, как показывает послереволюционное творчество и перипетии личной жизни Игоря-Северянина, от этой идеалистической позиции он впоследствии отказывается.

Примечания

1 Большинство патриотических стихотворений Игоря-Северянина о Первой мировой войне вошло во второй и третий разделы сборника «Victoria Regia» (1915) - «Монументальные моменты» и «Стихи в ненастный день».

2 В угловых скобках восстанавливаются варианты авторского написания и исправляются ошибки прочтения, допущенные Е. Филькиной при работе с автографами Игоря-Северянина: вместо О.Я. Долидце надо читать Ф.Я. Долидзе. Приводим сведения из «Словаря литературного окружения Игоря-Северянина»: «Долидзе Фёдор Ясеевич (Евсеевич) (1883-1978 (или 1977)), импресарио» [7, с. 111].

Библиографический список

1. Никульцева В.В. Словарь неологизмов Игоря-Северянина. М., 2008.

2. Никульцева В.В. История одного литературного псевдонима // Русская речь. 2009. № 3.

3. НикульцеваВ.В. Об одном «дружеском послании». Стихотворение Игоря-Северянина «Владимиру Маяковскому» // Русская словесность. 2017. № 1.

4. Никульцева В.В. Антимонархические поэтические выступления Игоря-Северянина как реакция на события февральской революции 1917 года: лингвотекстологический анализ стихотворения «Моему народу» // Лингвостилистика. Лингвопоэтика. Лингводидактика: сборник научных статей, посвященный 100-летию со дня рождения д-ра филол. наук, проф., акад. РАО Н.М. Шанского. М., 2022.

5. Северянин И. Тост безответный: Стихотворения. Поэмы. Проза / сост., авт. предисл. и коммент. Е. Филькина. М., 1999.

6. Научно-исследовательский отдел рукописей Российской государственной библиотеки (НИОР РГБ). П. 137. Ед. хр. 13. Л. 1 (Поступление № 41 от Гарвея).

7. Научно-исследовательский отдел рукописей Российской государственной библиотеки (НИОР РГБ). П. 137. Ед. хр. 14. 2 л. (Поступление № 41 от Гарвея).

8. Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). Ф. 1152. Оп. 1. Ед. хр. 6. Л. 1.

В.В. Никульцева

кандидат филологических наук, доцент

заведующий кафедрой социально-гуманитарных и общеправовых дисциплин Московский финансово-юридический университет МФЮА Е-mail: Niculceva. V@mfua.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.