Научная статья на тему 'СТИХОТВОРЕНИЕ ИГОРЯ-СЕВЕРЯНИНА "НА СМЕРТЬ АЛЕКСАНДРА БЛОКА": ЛИНГВОТЕКСТОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ'

СТИХОТВОРЕНИЕ ИГОРЯ-СЕВЕРЯНИНА "НА СМЕРТЬ АЛЕКСАНДРА БЛОКА": ЛИНГВОТЕКСТОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
98
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГОРЬ-СЕВЕРЯНИН / А.А. БЛОК / ЛИНГВОТЕКСТОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ЯЗЫКОВЫЕ УРОВНИ ТЕКСТА / ИНДИВИДУАЛЬНО-АВТОРСКИЙ СТИЛЬ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Никульцева В.В.

В статье приводится лингвотекстологический анализ стихотворения Игоря-Северянина «На смерть Александра Блока» (1921). Композиция, образная система, идейно-тематический план стихотворения рассматриваются через анализ языковых уровней текста - лексико-семантического, фонетического, грамматического. В стилистическом отношении несомненный интерес для исследователя поэтического текста представляет и палитра изобразительно-выразительных средств, применяемых автором данного произведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IGOR-SEVERYANIN’S POEM "ON THE DEATH OF ALEXANDER BLOK": A LINGUOTEXTOLOGICAL ANALYSIS

The article deals with language and text analysis of Igor-Severyanin’s poem «On the death of Alexander Blok» (1921). The composition, the system of images, the level of ideas and subjects are examined via the analysis of the following language levels: lexico-semantic, phonetic, grammatical. Without any doubt from the point of view of stylistics a set of expressive devices used by the author in his writings is interesting for the researcher of poetic texts.

Текст научной работы на тему «СТИХОТВОРЕНИЕ ИГОРЯ-СЕВЕРЯНИНА "НА СМЕРТЬ АЛЕКСАНДРА БЛОКА": ЛИНГВОТЕКСТОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ»

УДК 81.42; 82.01

doi:10.52470/2619046X 2020 2 46

СТИХОТВОРЕНИЕ ИГОРЯ-СЕВЕРЯНИНА «НА СМЕРТЬ АЛЕКСАНДРА БЛОКА»: ЛИНГВОТЕКСТОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

В.В. Никульцева

Аннотация. В статье приводится лингвотекстологический анализ стихотворения Игоря-Северянина «На смерть Александра Блока» (1921). Композиция, образная система, идейно-тематический план стихотворения рассматриваются через анализ языковых уровней текста - лексико-семантического, фонетического, грамматического. В стилистическом отношении несомненный интерес для исследователя поэтического текста представляет и палитра изобразительно-выразительных средств, применяемых автором данного произведения.

Ключевые слова: Игорь-Северянин, А.А. Блок, лингвотекстологический анализ, языковые уровни текста, индивидуально-авторский стиль, изобразительно-выразительные средства языка.

IGOR-SEVERYANIN'S POEM

«ON THE DEATH OF ALEXANDER BLOK»:

A LINGUOTEXTOLOGICAL ANALYSIS

V.V. Nikultseva

Abstract. The article deals with language and text analysis of Igor-Severyanin's poem «On the death of Alexander Blok» (1921). The composition, the system of images, the level of ideas and subjects are examined via the analysis of the following language levels: lexico-semantic, phonetic, grammatical. Without any doubt from the point of view of stylistics a set of expressive devices used by the author in his writings is interesting for the researcher of poetic texts.

Keywords: Igor-Severyanin, A.A. Blok, linguistic and text analysis, language levels of text, an individual-authorial style, expressive devices of the language.

Сергею Владимировичу Гармашу посвящается

Первая Мировая война оказала большое влияние на мировоззрение элиты Серебряного века. Взоры интеллигенции были обращены к личности гениального мыслителя и поэта Александра Блока, смерть которого тяжело переживали многие прогрессивные люди. Игорь-Северянин1 также откликнулся на печальную весть.

Стихотворение «На смерть Александра Блока» создано Игорем-Северянином в 1921 г. в Тойле (Эстония). Оно входит во второй раздел «Что значит - время?» книги «Фея Eiole» (1922). Это не единственное стихотворение, посвященное А.А. Блоку. Позже, в 1925 г., Игорь-Северянин введет в свои «Медальоны» сонет «Блок», в котором так же высоко поставит собрата по перу на поэтический пьедестал и так же будет дуалистичен его образ...

Не единожды его имя появляется на страницах других северянинских книг («Ананасы в шампанском», «Классические розы»2), что связано не только с повышенным интересом

футуриста к символистскому творчеству, но и с трепетным отношением Фелиссы Круут, жены Игоря-Северянина, к поэзии А. Блока3.

Несмотря на то, что оба поэта неоднократно встречались в литературных салонах, вместе выступали на вечерах поэзии4 и дарили друг другу книги5, между ними не возникло дружеского чувства. Изысканный эстетизм Блока претил жизнерадостному фанфаронству юного Игоря-Северянина. Этот антагонизм двух творческих личностей отражен в композиционном строении художественного текста.

Мгновенья высокой красы! -Совсем незнакомый, чужой, В одиннадцатом году, Прислал мне «Ночные часы». Я надпись его приведу: - Поэту с открытой душой.

Десятый кончается год С тех пор. Мы не сблизились с ним. Встречаясь, друг к другу не шли: Не стужа ль безгранных высот Смущала поэта земли?.. Но дух его свято храним Раздвоенным духом моим.

Теперь пережить мне дано Кончину ещё одного Собрата-гиганта. О, Русь Согбенная! горбь, еще горбь Болящую спину. Кого Теряешь ты ныне? Боюсь, Не слишком ли многое? Но Удел твой - победная скорбь.

Пусть варваром Запад зовет

Ему непосильный Восток!

Пусть смотрит с презреньем в лорнет

На русскую душу: глубок

Страданьем очищенный взлет,

Какого у Запада нет.

Вселенную, знайте, спасет

Наш варварский русский Восток! [2]

Композиция текста

Стихотворение «На смерть Александра Блока» состоит из четырех строф, каждая из которых является самостоятельной структурной частью текста. Композиция четырехчастная, прямая (таблица 1). Каждая часть относительно самостоятельная, что соответствует жанру стансов (о жанровом своеобразии произведения будет рассказано ниже).

Таблица 1

Стихотворение «На смерть Александра Блока»: композиция текста

I строфа Воспоминания. Подарок А. Блока Игорю-Северянину

II строфа Оппозиция «символизм - футуризм», «мистическое / реалистическое начало». Дуализм поэтических систем, творческих личностей, внутрилич-ностный дуализм

III строфа Смерть А. Блока. Вызов Родине

IV строфа Соловьёвский дуализм «Запад - Восток». Вера в спасительную миссию славянства и России

Рисунок 1. Дарственная надпись А.А. Блока Игорю-Северянину на книге «Ночные часы». 1911 г. ЭЛМ

Итак, I композиционная часть включает в себя далекое воспоминание автора о подарке Блока - книге «Ночные часы» с дарственной надписью (рисунок 1) Этот презент был сделан в ответ на просьбу Игоря-Северянина: на титульном листе брошюры «Ручьи в лилиях» вкупе с перефразированными словами надгробной речи Блока, произнесенной у могилы М.А. Врубеля, Игорь-Северянин выразил желание «познать» книги собрата по перу6.

Это посвящение может трактоваться двояко в зависимости от актуального членения и интонационного рисунка предложения; ср.: Игорю-Северянину - поэту [дарю как?] с открытой душой [то есть душевно, сердечно] либо Игорю-Северянину - поэту [какому?] с открытой душой [то есть поэту-ребёнку, наивному и доброму]. Двоякое прочтение фразы дает возможность Игорю-Северянину вовлечь читателя в словесную игру, примерив на себе идеальный образ «поэта-ребенка», беспомощного перед жизнью.

Не случайно автор, чей голос сливается с голосом лирического героя произведения, во II структурную часть будто в оправдание своей слабости вводит оппозицию «поэт земли» (Игорь-Северянин) - «стужа безгранных высот» (А. Блок), нарочито снижая свой образ, и при этом применяет каламбур, построенный на употреблении полисемии: дух его [Блока, то есть образ, светоч; влияние] свято храним /Раздвоенным духом [то есть душой, человеческой сутью] моим.

В стихах 1-5 строфы II речь идет о эгоцентризме каждого поэта, что помешало им сблизиться. Множество аллюзий и самоцитирований скрыто в стихах 6-7. Ср.:

Душа и разум - антиподы:

Она - восход, а он - закат. <.. .>

Одно безумье гениально,

И мысль ничтожнее мечты!

(«Душа и разум», 1911, сб. «Златолира».)

Меня вне Бога нет: Мы двое - Эгобог.

Извечно мы божим, но нас не понимали.

О, человечество! в надсолнечной эмали

Начертаны слова, как упоенья вздох:

«Нет Бога вне Меня! Мы двое - Эгобог!»

(«Поэза оправдания», 1912; сб. «Миррелия».)

Прощайте, русские уловки:

Въезжаем в чуждую страну.

(«По этапу», 1918; сб. «Соловей».)

Ср.: «Прощай, немытая Россия.» (М. Лермонтов); «Страшный мир» (А. Блок).

Оппозиция «символизм - футуризм», «мистическое / реалистическое начало», характерная для столь разных поэтических систем, перерастает в дуализм творческих личностей, и, что важнее всего, дуализм внутриличностный (лирический герой борется со своим ego, преодолевая раздвоение личности, прогрессирующее в борьбе с роком).

Мотив самоуничижения, однако, реализован не до конца: в III строфе лирический герой ставит себя в один ряд с «собратьями-гигантами», «титанами духа», трагически уходящими в мир иной7. О каких же творческих личностях вспоминает Игорь-Северянин?

Начнем отсчет с 1904 г., времени вступления поэта И.В. Лотарёва в большую литературу. Итак, к августу 1921 г. этот список составляют ушедшие из жизни отечественные и зарубежные деятели искусства и литературы:

1904: В. Верещагин, А. Дворжак, А. Чехов;

1905: Ж. Верн, М. Лохвицкая, В. Борисов-Мусатов;

1906: Г. Ибсен, Н. Гарин-Михайловский;

1907: Э. Григ, Ф. Сюлли-Прюдом;

1908: Н. Римский-Корсаков;

1909: И. Анненский;

1910: В. Комиссаржевская, М. Врубель, М. Твен, П. Виардо, Э. Ожешко, О. Генри, М. Петипа,

А. Куинджи, Л. Толстой; 1911: Г. Малер, К. Фофанов, В. Серов, Г. Мясоедов; 1912: А. Суворин, Д. Мамин-Сибиряк; 1913: А. Вяльцева, Е. Гуро, Н. Забела-Врубель;

1914: А. Лядов, Б. Гордеев (Божидар), Е. Мравина, И. Игнатьев (Казанский); 1915: А. Скрябин, С. Танеев, М. Савина, К. Маковский; 1916: Ф. Тютчев, В. Суриков, Дж. Лондон; 1917: Э. Дега, О. Роден;

1918: Ц. Кюи, К. Дебюсси, Э. Ростан, Н. Фигнер;

1919: Р. Леонкавалло, Л. Андреев, А. Патти, Н. Недоброво;

1920: Г. Нарбут, Н. Бурлюк;

1921: П. Боборыкин, А. Измайлов, Э. Карузо, А. Блок, [чуть позже А. Чеботаревская, В. Короленко, К. Сен-Санс].

Здесь представлены писатели, музыканты, художники, певцы, деятели культуры, которым в той или иной степени уделено внимание в северянинском творчестве.

Из них наиболее значимыми, ключевыми фигурами в жизни и творчестве Игоря-Северянина являются писатели Антон Чехов, Мирра Лохвицкая, Генрик Ибсен, Лев Толстой, Константин Фофанов, Федор Тютчев, Александр Блок, Анастасия Чеботаревская, художник Михаил Врубель, композиторы Эдвард Григ, Николай Римский-Корсаков, Александр Скрябин, Клод Дебюсси, оперные певцы Евгения Мравина, Николай Фигнер, Аделина Патти.

Все эти выдающиеся сыны и дочери своего времени (среди них два норвежца, итальянка и француз) в северянинском понимании обладают «русской душой», очищенной страданием, и потому они для Запада - отверженные и нежеланные дети.

IV строфа строится не только на нарративе, популярном переложении соловьевского учения о противостоянии Востока и Запада (таблица 2), о «язычестве» Востока и «бездуховности» Запада, но и с применением приема, основанного на языковой игре «варварство» - «просвещение», где слову «варвар» присущи мелиоративные коннотации (варварский = непосильный для понимания, сакральный).

Таблица 2

Оппозиция «Запад - Восток»

Высокоразвитая цивилизация Варварство

Угроза Западу (панмонглоизм, влияние Скифство

азиатской культуры)

Бездушие, эгоизм Русская широкая душа

Закат Европы (Шпенглер) Страдания, катарсис

Спасительная миссия

Упадок культуры Возрождение, «взлёт»

Строфика, ритмика, метрика

Первая строфа представлена шестистрочием, вторая - семистрочием (за счет добавления рифмы В), третья и четвертая - восьмистрочием, причем рифмовка везде различна (таблица 3).

Таблица 3

Строфы стихотворения «На смерть Александра Блока»

I строфа II строфа III строфа IV строфа

Шестистрочие А (красы) В (чужой) С (году) А (часы) С(приведу) В (душой) Семистрочие А (год) В (с ним) С (шли) А (высот) С (земли) В (храним) В (моим) Восьмистрочие A(дано) А(одного) В (Русь) С (горбь) А(кого) B (боюсь) А (но) С (скорбь) Восьмистрочие А (зовёт) В (Восток) С (лорнет) В (глубок) А (взлёт) С (нет) А(спасёт) В (Восток)

мужская рифма мужская рифма мужская рифма мужская рифма

Таким образом, мы видим, что количество стихов в строфах не совпадает, а рифмовка весьма специфична. По М. Гаспарову, это «свободные строфы, вольные стансы» [1, с. 191]. В IV строфе автором применяется недопустимая рифмовка8.

Стих силлабо-тонический, его размер определяется однозначно: это 3-стопный амфибрахий; по Игорю-Северянину, 2-стопный амфибрахий с кодою в две трети («Теория версификации», 1933). Мгно|вё|нья||вы|с6|кой||кра|сы'|

и—и | и—и | и— |

Со|всём|не||зна|к6|мый||чу|ж6й|

и—и | и—и | и— |

Представляется, что перед нами образец синкретического жанра. С одной стороны, это одна из «смысловых форм», стансы - «каждый стих или каждая строфа самостоятельны, заключая в себе отдельную мысль или фразу без перехода в следующие» (определение Игоря-Северянина из его «Теории версификации», 1933), с другой стороны, эпитафия -стихотворение надгробного характера.

Ритмико-интонационный рисунок текста однообразен: все четыре строфы характеризуются восходяще-нисходящей интонацией при наличии анжамбеманов, особенно частых в строфе III.

Модальность и время

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выбор композиции определен модальными и темпоральными характеристиками текста. Реальная модальность текста, реализуясь прошедшим и настоящим временами, уступает место ирреальной за счёт расширения настоящего времени до стадии вневременности на фоне рит-мико-мелодического характера вопросительных и восклицательных интонаций (таблица 4).

Таблица 4

Модальные и темпоральные характеристики текста стихотворения «На смерть Александра Блока»

Номер строфы Темпоральная характеристика Модальность

I Прошедшее (1911 г., настоящее время (память) Реальная

II Настоящее (1921 г.), прошедшее (несостоявшаяся дружба), настоящее время (память) Реальная

III Расширенное настоящее время (смерть А. Блока в 1921 г., сетования, риторический вопрос) Ирреальная

IV Вневременность (разрешение), будущее время (уверенность) Ирреальная

Семантика текста

В тексте обнаружено шесть семантических полей, которые обладают способностью взаимоналожения и пересечения.

Семантическое поле ВРЕМЯ: в одиннадцатом году, десятый кончается год, пережить, кончина, хранимый;

Семантическое поле СМЕРТЬ, БОЛЬ: кончается, кончина; терять, скорбь, страданье, болящий, удел, согбенный;

Семантическое поле НЕБЫТИЕ: безгранные высоты, дух (2), победная скорбь (ср.: Смертию смерть поправ.);

Семантическое поле ТВОРЧЕСТВО: высокая краса, поэт (2), собрат-гигант, душа (2), свято;

Семантическое поле ПРОСТРАНСТВО: Запад - Восток, высоты - земля, глубокий, вселенная;

Семантическое поле ДВИЖЕНИЕ: (не) сблизились, встречаясь, (не) шли, взлет.

Явен переход от пейоративной семантики к мелиоративной (совсем незнакомый, чужой; стужа безгранных высот ^ с открытой душой, собрат-гигант, свято храним его дух), что связано с христианским отказом Игоря-Северянина от личной неприязни и выбранной тональностью стансов, а также со специфическими особенностями жанра надгробного стихотворения.

Язык художественного текста

Языковые уровни текста богаты лексическими, синтаксическими, графическими и фонетическими средствами.

К лексическим средствам, характерным для индивидуального языка Игоря-Северянина, можно отнести частотность употребления эпитетов (высокая краса, с открытой душой, безгранные высоты, свято хранимый, раздвоенный дух, собрат-гигант, согбенная Русь, победная скорбь, глубокий взлет, непосильный Восток, варварский Восток), метафор (мгновенья высокой красы, стужа безгранных высот, поэт земли, страданьем очищенный взлет), в том числе стертых (год кончается, сблизиться, идти друг к другу, терять), олице-

творений (стужа смущала; горбит спину (о Руси); Запад зовет варваром Восток, смотрит в лорнет; Восток спасет вселенную), аллюзий (книга «Ночные часы» А. Блока; победная скорбь - интерпретация пасхального припева «Смертию смерть поправ...»; Запад и Восток, миссия России в учении в. Соловьева, О. Шпенглера и др. религиозных философов), наличие высокой книжной лексики (краса, безгранный, кончина, собрат, согбенный, удел).

Синтаксические выразительные средства северянинского языка традиционно представлены инверсиями (Десятый кончается год...; Но дух его свято храним/Раздвоенным духом моим; Теперь пережить мне дано / Кончину еще одного / Собрата-гиганта; Русь согбенная; ...глубок / Страданьем очищенный взлет.; Вселенную... спасет / Наш варварский русский Восток), антитезой (конструкции во II-IV строфах, в которых реализуются оппозиции «тело - душа», «жизнь - смерть», «Восток - Запад»), риторическими обращениями (О, Русь согбенная! горбь, еще горбь /Болящую спину), риторическими восклицаниями (Мгновенья высокой красы!; Пусть варваром Запад зовет /Ему непосильный Восток!; Вселенную, знайте, спасет /Наш варварский русский Восток!), риторическими вопросами (Не стужа ль безгранных высот / Смущала поэта земли?..; Кого / Теряешь ты ныне? Боюсь, / Не слишком ли многое?).

Палитра графических средств, применяемых автором, не столь примечательна: это выделения отдельных слов разрядкой (Но дух его свято храним / Раздвоенным духом моим; Боюсь, / Не слишком ли многое ? Но / Удел твой - победная скорбь. // Пусть варваром Запад зовет / Ему непосильный Восток!; Вселенную, знайте, спасет / Наш варварский русский Восток!) вкупе с авторской пунктуацией (сочетание восклицательного знака и тире, немотивированное обособление оборота в одиннадцатом году в I строфе).

Из фонетических средств индивидуально-авторского языка примечательны элементы звукописи (ассонанс на [о] и [у], имитирующий стенания и жалобы лирического героя), однообразные восходяще-нисходящие интонации, размеренный ритм - те эвфонические средства, что соответствуют общему печальному и возвышенному тону стансов и эпитафии.

Стихотворение Игоря-Северянина «На смерть Александра Блока» - не только дань памяти «собрату-гиганту», музыкально-поэтический реквием, но и своеобразное осмысление поэтом новой, изменяющейся действительности, философское подведение итогов «дореволюционной» жизни на родине, а также гениальное предвосхищение грядущих перемен.

Примечания

1 О выборе дефисного написания псевдонима поэта см.: [5, с. 5; 4, с. 96-98].

2 Во времена Северянина / Следует знать, что за Пушкиным были и Блок, и Бальмонт! («В блёсткой тьме», 1913); эпиграф из стихотворения А. Блока «Россия» (1908): И вязнут спицы расписные /В расхлябанные колеи... («Моя Россия», 1924) и др. Цит. по: [6, с. 108, 241, 250, 253].

3 В стихотворениях 1927 г. Игорь-Северянин акцентирует внимание на литературных пристрастиях Фелиссы Круут: ...Я ехал с девушкой, стихи читавшей Блока («Не более, чем сон»); Для тебя, для гурманки стиха, острота / Сологубовского триолета, /, И, что Блока не поцеловала в уста, / Ты шестое печалишься лето («Отличной от других»); см.: [6, с. 250, 253].

4 Выступление на вечере «Писатели - воинам» 25 января 1915 г. на Бестужевских курсах; см.: [8, с. 257; 7, с. 185].

5 О взаимоотношениях Игоря-Северянина и А. Блока подробнее см.: [7, с. 99-102]. Обоюдный интерес поэтов к индивидуально-авторским особенностям языка и стиля отражен в перекрестном заимствовании окказиональных элементов; подробнее об этом см.: [3, с. 63-83].

6 Иллюстрация дарственной надписи А.А. Блока приводится в кн.: [7, с. 100].

7 Вспомним название сборника избранных стихов Игоря-Северянина - «Трагедия Титана. Космос. Изборник первый», который он выпустил вместе со сборником «Соловей» в берлинском издательстве «Накануне» в 1923 г. при поддержке В.В. Маяковского и А.Н. Толстого.

8 «.недопустимы рифмовки АБВБАВ...» [1, с. 195]. В нашем варианте эта рифмовка соответствует АВСВАС(АВ); см. строфу IV: зовёт /Восток /лорнет /глубок /взлёт /нет / (спасёт /Восток).

Библиографический список

1. Гаспаров М. Русский стих начала XX века в комментариях. М., 2001.

2. Игорь Северянин. Тост безответный: Стихотворения. Поэмы. Проза / сост., авт. предисл. и коммент. Е. Филькина. М., 1999.

3. Никульцева В.В. Игорь-Северянин и Александр Блок: Проблема заимствований индивидуально-авторских слов // Шахматовский вестник. 2008. Вып. 9.

4. Никульцева В.В. История одного литературного псевдонима // Русская речь. 2009. № 3.

5. Никульцева В.В. Словарь неологизмов Игоря-Северянина. М., 2008.

6. Северянин И. (Игорь-Северянин). Громокипящий кубок. Ананасы в шампанском. Соловей. Классические розы: Научное издание. Серия «Литературные памятники» / изд. подг. В.Н. Терёхина, Н.И. Шубникова-Гусева. М., 2004.

7. Терехина В.Н., Шубникова-Гусева Н.И. «За струнной изгородью лиры.»: Научная биография Игоря Северянина. М., 2015.

8. Чуковский К. Дневник 1901-1929. М., 1997.

В.В. Никульцева

кандидат филологических наук, доцент

заведующий кафедрой социально-гуманитарных и общеправовых дисциплин

Московский финансово-юридический университет МФЮА

Е-mail: severjanin@Jist.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.