Научная статья на тему 'Антикризисный менеджмент на предприятиях малого бизнеса г. Омска'

Антикризисный менеджмент на предприятиях малого бизнеса г. Омска Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
187
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТОРГОВЛЯ / МАЛОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / АНТИКРИЗИСНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / КОНКУРЕНТНАЯ БОРЬБА / TRADE / A SMALL ENTERPRISE / THE ANTI-RECESSIONARY MANAGEMENT / COMPETITIVE STRUGGLE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чернявский Дмитрий Иванович, Блинова Иванна Алексеевна

Проведен анализ развития предприятий малого бизнеса г. Омска в условиях выхода из кризиса. Показаны ключевые проблемы отрасли региона и вероятные пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Anti-recessionary management at enterprises of small-scale business of Omsk

The analysis of development of the enterprises of a small-scale business of Omsk in the conditions of overcoming crisis is carried out. Key problems of branch of region and probable ways of their decision are shown.

Текст научной работы на тему «Антикризисный менеджмент на предприятиях малого бизнеса г. Омска»

УДК 65.015

Д. И. ЧЕРНЯВСКИЙ И. А. БЛИНОВА

Омский государственный технический университет

АНТИКРИЗИСНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ

МАЛОГО БИЗНЕСА г. ОМСКА____________________________

Проведен анализ развития предприятий малого бизнеса г. Омска в условиях выхода из кризиса. Показаны ключевые проблемы отрасли региона и вероятные пути их решения.

Ключевые слова: торговля, малое предприятие, антикризисный менеджмент, конкурентная борьба.

Потребительский рынок является наиболее гибким и устойчивым сектором экономики. Несмотря на высокую зависимость от потребительского поведения, рынок торговли и услуг весьма динамично развивается в посткризисный период.

В настоящее время на территории Омской области, как и везде по России, наблюдается уменьшение количества малых торговых предприятий, которых вытесняют с рынка торговые сети и крупные торговые центры. Нужны ли мелкие торговые точки или будущее только за крупными магазинами?

Потребительский рынок Омской области все больше отвечает требованиям высокоорганизованной торговли. Внедряются прогрессивные формы организации торговли, повышается качество обслуживания, обеспечивается насыщенность товарами широкого ассортимента и различного ценового уровня.

Пресс-служба Правительства Омской области, со ссылкой на информацию регионального Министерства экономики сообщает, что рост объемов продаж товаров населению происходит за счет стимуляции конкуренции на потребительском рынке и увеличивающемся количестве торговых точек. Как сообщает Росстат, средние цены на продукты питания и в рейтингах цен субъектов Западной Сибири по Омской области продолжают оставаться на таком уровне, чтобы обеспечить региону статус области с минимальным уровнем цен на основные продукты питания [1].

Оборот розничной торговли по городу Омску в 2010 году составлял 151,5 млрд рублей (103,1 % к уровню 2009 года), доля оборота розничной торговли торгующих организаций и индивидуальных предпринимателей вне рынка в общем обороте розничной торговли — 90,3 %, доля оборота розничной торговли на розничных рынках и ярмарках — 9,7 %.

Доля оборота розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями составляла в общем обороте розничной торговли 33,2 %, доля оборота непродовольственными товарами — 66,8 %.

Оборот общественного питания в 2010 году составлял 5,9 млрд рублей (110,9 % к уровню 2009 года) [2].

Торговые площади представлены в основном в крупных торговых центрах, торговых комплексах,

гипермаркетах, супермаркетах Омска. Общий объем розничной торговой недвижимости города Омска на начало 2011 года составил 917,8 тыс. м2.

В целях повышения эффективности торговли, обеспечения качества и доступности товаров для населения, создания благоприятных условий для предпринимательской деятельности в сфере торговли реализуется долгосрочная целевая программа «Развитие торговли на территории города Омска» на период до 2015 года.

В настоящее время на территории города Омска в сфере оптовой и розничной торговли осуществляют деятельность 13 743 организации и 27,4 тыс. индивидуальных предпринимателей [3].

В Омске представлены практически все форматы современного торгового бизнеса, внедряются современные стандарты и технологии, совершенствуется уровень обслуживания населения. Повышается качество торговых площадей — улучшаются такие параметры, как техническое оснащение, комфорт, логистика.

Утвержден норматив минимальной обеспеченности населения торговыми площадями на одну тысячу жителей, который составляет 620 м2.

После утверждения в 2007 году генерального плана развития муниципального образования городской округ город Омск Омской области Администрация города Омска приступила к подготовке предложений по возможным преференциям для инвесторов по стимулированию развития предприятий социальной направленности, отвечающих современному уровню обслуживания (магазинов, столовых, кафе), шаговой (пешеходной) доступности. В результате в городе Омске появилась сеть мини-маркетов шаговой доступности «Холифут».

В Омске представлены практически все форматы современного торгового бизнеса, внедряются современные стандарты и технологии, совершенствуется уровень обслуживания населения. Повышается качество торговых площадей — улучшаются такие параметры, как техническое оснащение, комфорт, логистика.

В 2010 году увеличилась площадь современных форматов торговли за счет открытия комплексных торговых центров «Миллениум», «ПароPlaza». Продолжается развитие торговых комплексов «Север», «Апельсин», «Триумф», «Маяк», «Континент», «Фестиваль» и др.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (112) 2012 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (112) 2012

Сегодня наиболее заметны на омском рынке сетевые торговые компании: «МедиаМаркт», «Леруа Мерлен», CASTORAMA, «МЕГА Омск», IKEA, «Ашан», OBI, «М-Видео», «Эльдорадо», «Эксперт», «Техно-софия», «Евросеть», DIXIS, Divizion, а также розничные сетевые структуры «МЕТРО Кэш энд Кэрри», «Лента», «Холидей», «Бауцентр».

Имеется устойчивая позитивная динамика на продовольственном розничном рынке. К эффективно работающим омским сетям «Астор», «Наш магазин», «Ваш дом» присоединился краснодарский «Магнит».

В 2010 году проведено 17 «горячих линий», в которых совместно со специалистами структурных подразделений Администрации города Омска приняли участие: региональная общественная организация «Омский областной Союз предпринимателей», общественная организация выпускников Президентской программы, Фонд поддержки малого предпринимательства Омской области, НП «Ремесленная палата», Омское областное общество защиты прав потребителей, журнал «Бизнес-Консультант» и др. На официальном сайте Администрации города Омска создана страница «Малый бизнес в Омске», на которой размещаются информационные и справочные материалы для субъектов малого предпринимательства. Совместно с Администрациями административных округов города Омска организованы презентационные мероприятия по программам обучающих семинаров организаций инфраструктуры поддержки предпринимательства. Для поддержки предпринимательства необходимо выполнение следующих мер:

— государственная и муниципальная политика в сфере поддержки и развития малого и среднего предпринимательства отрасли торговли;

— привлечение инвестиций в сферу потребительского рынка и торговли;

— регулирование предпринимательской деятельности в сфере потребительского рынка и торговли;

— разработка и внедрение новых технологий в сфере потребительского рынка и торговли;

— повышение кадрового потенциала сферы потребительского рынка и торговли;

— внедрение системы менеджмента качества при производстве продуктов питания;

— проблемы современного состояния и перспективы развития сферы торговли и гостеприимства Сибирского региона.

На областном уровне сейчас решаются следующие задачи, направленные на поддержку предпринимательства:

— переход на принцип стратегического планирования при размещении многофункциональных торговых комплексов на территории города Омска;

— развитие сети, обеспечивающей для населения территориальную (шаговую) доступность потребительских услуг;

— качественное изменение структуры объектов торговли и питания на основе развития торговых сетей, увеличения количества супермаркетов и гипермаркетов; развития сетей быстрого питания;

— упорядочение мелкорозничной торговой сети на основе адресных программ размещения объектов, ликвидация торговли в неустановленных местах;

— формирование социально ориентированной системы торгового и бытового обслуживания, обеспечивающей ценовую доступность товаров и услуг для всех социальных групп населения;

— создание благоприятных условий для развития предпринимательской активности в сфере потребительского рынка;

Доля крупных магазинов

■ Все магазины

■ Крупные магазины

6000

Рис. 1. Доля крупных магазинов в общем количестве торговых точек г. Омска

— формирование нормативного правового и информационного обеспечения участников потребительского рынка;

— подготовка квалифицированных специалистов для сферы потребительского рынка и услуг города Омска, соответствующих современным требованиям рынка труда.

Предложенные выше меры во многом помогут крупным торговым предприятиям, положение малого бизнеса на рынке розничной торговли продуктами питания оставляет желать лучшего.

Если рассматривать общее количество торговых точек города Омска — доля крупных магазинов составляет немногим более 5 % (рис. 1).

В Омске насчитывается около 6 тыс. магазинов и торговых точек, торгующих продуктами питания, в том числе более 300 торговых центров и сетевых магазинов. Все они постепенно вытесняют с рынка мелкие торговые предприятия, количество которых в последнее время уменьшилось.

Малому торговому предприятию необходимо системно изучать рынок, реально оценивать свой уровень конкурентоспособности, выявлять возможности и уязвимые места конкурентов, но главное — оказывать управляющее воздействие на собственную конкурентоспособность и определять основные направления её повышения. Выявление конкурентных преимуществ и недостатков своей продукции также имеет большое значение. Необходимо обратить внимание покупателя на преимущества своего товара, устраняя при этом его недостатки. Падение продаж связано, прежде всего, с понижением уровня платежеспособности населения. В этих условиях малым торговым предприятиям в целях повышения конкурентоспособности, необходимо пересмотреть свою ценовую политику в сторону понижения торговой надбавки. Несомненно, это может привести к потере некоторой части дохода, но позволит уберечь своего покупателя или даже переманить его у конкурентов. При этом не стоит забывать о соотношении «цена —качество» товара. Данная мера может быть временной (только на время кризиса), а может быть частью стратегии предприятия, направленной на укрепление его конкурентных позиций на рынке.

Не стоит забывать также о социальной значимости малых торговых предприятий. Определённой категории населения (например, пенсионерам) проще приобретать продукты питания именно в небольших магазинах, где продавец поможет с выбором товара, примет заявку на отсутствующий товар, т.е. осуществляется индивидуальный подход к каждому покупателю, что невозможно в крупном сетевом магазине. Большое значение имеет также близость к дому небольших магазинов, так как в большинстве своём они находятся на первых этажах жилых зданий.

Развитая конкуренция во многих отраслях экономики формирует новые требования ко всем рыночным контрагентам. Предложенные выше меры позволят более эффективно управлять конкурентоспособностью малого торгового предприятия. В настоящее время ни одно их них не может достичь превосходства над конкурентами по всем показателям из-за практически одинаковых характеристик продаваемого товара. Различие, прежде всего, состоит в средствах продвижения товаров на рынок. Необходим выбор приоритетов и выработка маркетинговой стратегии, в наибольшей степени соответствующей современным условиям рынка и наилучшим способом использующей сильные стороны деятельности малого предприятия на фоне усиления позиций крупных торговых сетей.

Библиографический список

1. Статистические данные и показатели [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.omskportal.ru/ru/go-

vemment/News/2011/02/21/1298265800744.html (дата обращения: 15.11.2011).

2. Статистические данные и показатели [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://infomsk.ru/buisness/news/ 1215oborot_roznichnoy_torgovli_v_omskoy_oblasti_vyiros_na_4 (дата обращения: 15.11.2011).

3. Статистические данные и показатели [Электронный ресурс]. — http://www.admomsk.ru/web/guest/progress/invpas-sport/economics/trade (дата обращения: 15.11.2011).

ЧЕРНЯВСКИЙ Дмитрий Иванович, доктор технических наук, доцент (Россия), профессор, заведующий кафедрой «Менеджмент».

БЛИНОВА Иванна Алексеевна, аспирантка кафедры «Менеджмент».

Адрес для переписки: maneg1@Omgtu.ru

Статья поступила в редакцию 12.12.2011 г.

© Д. И. Чернявский, И. А. Блинова

УДК 336.14:334.724.2 О. А. БЛИНОВ

Е. А. БЕЗВЕРХАЯ

Омский государственный аграрный университет им. П. А. Столыпина

ПРОБЛЕМЫ ПОСТАНОВКИ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ__________________________________________

В статье исследуется инструмент бюджетирования и его влияние на эффективность предприятия, а также метод проектирования системы бюджетирования на предприятии, проблемы бюджетирования в организации.

Ключевые слова: бюджетирование, управление, мотивация, организация бюджетирования, проблемы.

Сегодня бюджетирование в российских компаниях — явление уже не новое и не редкое, хотя проблем с полноценным бюджетированием еще хватает. Не претендуя на всеобъемлющие выводы и всеохватывающий анализ, попытаемся обозначить наиболее типичные проблемы (рис. 1).

Бюджетирование не только снижает издержки, повышает оперативность принятия решений, но также является хорошим инструментом мотивации в силу своей наглядности и простоты, каждый работник знает, что ему нужно делать, в каком объеме и к какому сроку. Кроме того, сокращается время руководителя на корректировку плана, т.к. все бюджеты увязаны между собой формулами [1].

Необходимо закрепить бюджеты за основными подразделениями, центрами финансовой ответственности (ЦФО), должностями с целью распределения финансовой ответственности. Рассмотрим принятую в СПК «Краснополянский-1» Омской области последовательность составления бюджетов (рис. 2) и их закрепление за отдельными подразделениями (табл. 1).

В СПК применяется система мотивации, которая основывается на бюджетах, закрепленных за тем или иным подразделением, которая позволяет увязать деятельность работника и его заработную плату (именно денежное вознаграждение оказывает наибольшее влияние на персонал).

В бюджете продаж отражаются планируемые продажи в тоннах и в рублях по продуктам или по договорам. Запланировав объем продаж, необходимо запланировать объем производства. Бюджет производства определяет количество продукции, подлежащее изготовлению, получаемое как сумма статей «запланированные продажи, ед.», «желаемый запас готовой продукции на конец периода, тонн», готовая «продукция на начало периода, руб.». Далее составляется бюджет прямых затрат на оплату труда. В этом бюджете отражаются затраты труда на единицу продукции или на одну услугу в часах, а также совокупные прямые затраты труда в рублях.

В бюджете накладных расходов определены выплаты по накладным расходам, т.е. затраты, на управление, организацию, обслуживание производ-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (112) 2012 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.