Научная статья на тему 'Антикризисный менеджмент на предприятиях малого бизнеса г. Омска'

Антикризисный менеджмент на предприятиях малого бизнеса г. Омска Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
152
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТОРГОВЛЯ / МАЛОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / АНТИКРИЗИСНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / КОНКУРЕНТНАЯ БОРЬБА / TRADE / SMALL ENTERPRISE / THE ANTI-RECESSIONARY MANAGEMENT / COMPETITIVE STRUGGLE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чернявский Дмитрий Иванович, Блинова Иванна Алексеевна

Проведен анализ развития предприятий малого бизнеса торговли продуктами питания г. Омска в условиях кризиса. Показаны роль и значение малых предприятий в построении инфраструктуры торговли крупного мегаполиса. Выявлены основные проблемы и обозначены перспективы развития малых предприятий в отечественной практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чернявский Дмитрий Иванович, Блинова Иванна Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Anti-recessionary management at the enterprises of a small-scale business of Omsk

The analysis of development of the enterprises of a small-scale business trading foodstuff in Omsk in the conditions of crisis is carried out. The role and value of small enterprises in construction of an infrastructure of trade of a large megacity are shown. The basic problems are revealed and prospects of development of small enterprises in domestic practice are designated.

Текст научной работы на тему «Антикризисный менеджмент на предприятиях малого бизнеса г. Омска»

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (98) 2011

А.. = 0,1; С = 0,1; Р= 10; Кр= 0; /=(1,2,3).

Из результатов следует, что в условиях исходных данных моделирования этого варианта наименьший доход получит угольное предприятие, установившее постоянные цены на свою продукцию.

Итак, результаты моделирования поведения участников угольного рынка показывают, что процесс получения прибыли угольным предприятием эффективен, если оно использует информацию о спросе и предложении на всех стадиях сети от получения ресурсов до продажи конечной продукции. Таким образом, угольные предприятия, связанные кластерными отношениями, будут иметь значительные преимущества в рыночной среде: получать и эффективно использовать достаточно высокую долю прибыли по сравнению с другими угольными предприятиями.

Библиографический список

1. Дугельный, А. П. Структурные преобразования промышленного предприятия / А. П. Дугельный, В. Ф. Комаров. — Новосибирск : Новосиб. гос. ун-т., 2001. — 256 с.

2. Миллер, А. Е. Интрапренерство / А. Е. Миллер. — Омск : Изд-воОмГТУ, 1998. — 154 с.

3. Миллер, А. Е. Ресурсное регулирование взаимодействия производственно-предпринимательских структур / А. Е. Миллер, А. С. Кадырова. — Омск : Изд-во ОмГТУ, 2008. — 148 с.

4. Миллер, А. Е. Управление социально-экономической безопасностью предприятия / А. Е. Миллер, А. А. Теплоухов. — Омск: Изд-во ОмГТУ, 2006. — 136 с.

МИЛЛЕР Александр Емельянович, доктор экономических наук, профессор (Россия), заведующий кафедрой экономики, налогов и налогообложения. КУДАЙБЕРГЕНОВ Темирбек Зейнулаевич, аспирант кафедры экономики, налогов и налогообложения. Адрес для переписки : e-mail: miller@eco.univer. omsk.su

Статья поступила в редакцию 30.03.2011 г.

© А. Е. Миллер, Т. 3. Кудайбергенов

УДК 65.015 д. и. ЧЕРНЯВСКИЙ

И. Л. БЛИНОВА

Омский государственный технический университет

АНТИКРИЗИСНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ

МАЛОГО БИЗНЕСА г. ОМСКА_________________________

Проведен анализ развития предприятий малого бизнеса торговли продуктами питания г. Омска в условиях кризиса. Показаны роль и значение малых предприятий в построении инфраструктуры торговли крупного мегаполиса. Выявлены основные проблемы и обозначены перспективы развития малых предприятий в отечественной практике.

Ключевые слова: торговля, малое предприятие, антикризисный менеджмент, конкурентная борьба.

Потребительский рынок Омской области все больше отвечает требованиям высокоорганизованной торговли. Внедряются прогрессивные формы организации торговли, повышается качество обслуживания, обеспечивается насыщенность товарами широкого ассортимента и различного ценового уровня. Об этом было заявлено 3 июня 2009 года в ходе заседания межведомственного совета по вопросам потребительского рынка Омской области.

Объём оборота розничной торговли за 2007 год составил 128,4 млрд рублей и увеличился на 19,2 % по сравнению с 2006 годом. Только за I квартал 2008 года объем оборота розничной торговли достиг 35 млрд рублей. Инвестиции из различных источников в сферу потребительского рынка региона составили в 2007 году 2,3 млрд рублей. По предварительным данным, в консолидированный бюджет Омской области от предприятий торговой отрасли в 2007 году поступило около 4 млрд рублей.

Как отметили в Министерстве экономики Омской области, такое устойчивое развитие торговли в по-

следние годы на территории региона обусловлено как минимум двумя факторами. Во-первых, сыграло свою роль увеличение производства потребительских товаров в области, во-вторых, росли реальные денежные доходы населения. К концу 2008 года средняя заработная плата в Омской области увеличилась почти на 25 % по сравнению с аналогичным периодом 2006 года.

С приходом кризиса наблюдается несколько иная картина. В январе 2010 года в Омской области оборот розничной торговли уменьшился на 4 % по сравнению с январем-2009. Больше всего потеряли розничные рынки — около 25 % оборота. На треть меньше стал оборот общественного питания.

По данным Омскстата, в январе 2010 года суммарный оборот розничной торговли в Омской области, включающий оборот торгующих организаций и продажу товаров на рынках, составил 13 миллиардов 434,7 миллиона рублей. Это на 4 % меньше оборота за аналогичный период прошлого года. При этом оборот розничной торговли торгующих организаций и инди-

видуальных предпринимателей (вне рынка) составляет 12 миллиардов 40,4 миллиона рублей, а продажа товаров на розничных рынках — 1 миллиард 394,3 миллиона рублей. Это, соответственно, на 1 % и на 24,2 % меньше, чем в январе 2009 года.

Оборот оптовой торговли в нынешнем январе снизился на 15,2% по отношению к тому же месяцу прошедшего года и равен 13 миллиардам 464,3 миллиона рублей.

После утверждения в 2007 году генерального плана развития муниципального образования городской округ город Омск Омской области. Администрация города Омска приступила к подготовке предложений по возможным преференциям для инвесторов по стимулированию развития предприятий социальной направленности, отвечающих современному уровню обслуживания (магазинов, столовых, кафе), шаговой (пешеходной) доступности. В результате в городе Омске появилась сеть мини-маркетов шаговой доступности «Холифут».

В 2009 году проведено 17 «горячих линий», в которых совместно со специалистами структурных подразделений Администрации города Омска приняли участие: Региональная общественная организация «Омский областной Союз предпринимателей», общественная организация выпускников Президентской программы, Фонд поддержки малого предпринимательства Омской области, НП «Ремесленная палата», Омское областное общество защиты прав потребителей, журнал «Бизнес-Консультант» и др. На официальном сайте Администрации города Омска создана страница «Малый бизнес в Омске», на которой размещаются информационные и справочные материалы для субъектов малого предпринимательства. Совместно с администрациями административных округов города Омска организованы презентационные мероприятия по программам обучающих семинаров организаций инфраструктуры поддержки предпринимательства. Для поддержки предпринимательства необходимы выполнение следующих мер:

— государственная и муниципальная политика в сфере поддержки и развития малого и среднего предпринимательства отрасли торговли;

— привлечение инвестиций в сферу потребительского рынка и торговли;

— регулирование предпринимательской деятельности в сфере потребительского рынка и торговли;

— разработка и внедрение новых технологий в сфере потребительского рынка и торговли;

— повышение кадрового потенциала сферы потребительского рынка и торговли;

— внедрение системы менеджмента качества при производстве продуктов питания;

— проблемы современного состояния и перспективы развития сферы торговли и гостеприимства Сибирского региона.

На областном уровне сейчас решаются следующие задачи, направленные на поддержку предпринимательства:

— переход на принцип стратегического планирования при размещении многофункциональных торговых комплексов на территории города Омска;

— развитие сети, обеспечивающей для населения территориальную (шаговую) доступность потребительских услуг;

— качественное изменение структуры объектов торговли и питания на основе развития торговых сетей, увеличения количества супермаркетов и гипермаркетов; развития сетей быстрого питания;

— упорядочение мелкорозничной торговой сети на основе адресных программ размещения объектов, ликвидация торговли в неустановленных местах;

— формирование социально ориентированной системы торгового и бытового обслуживания, обеспечивающей ценовую доступность товаров и услуг для всех социальных групп населения;

— создание благоприятных условий для развития предпринимательской активности в сфере потребительского рынка;

— формирование нормативного правового и информационного обеспечения участников потребительского рынка;

— подготовка квалифицированных специалистов для сферы потребительского рынка и услуг города Омска, соответствующих современным требованиям рынка труда.

Предложенные выше меры во многом помогут крупным торговым предприятиям, положение малого бизнеса на рынке розничной торговли продуктами питания оставляет желать лучшего.

В Омске насчитывается около б тыс. магазинов и торговых точек, торгующих продуктами питания, в том числе более 300 торговых центров и сетевых магазинов. Крупнейшие из них: ТЦ «Омский» (ул. Интернациональная, 43); ТК «Айсберг» (ул. Красный путь, 32); «Дружный мир» (пр. Маркса, 7); ГМ «Континент» (ул. 70 лет Октября, 25/1); ТД «На Герцена» (ул. Герцена, 36); ТК «На Театральной» (ул. Лермонтова, 24); ТК «Пять звезд» (ул. К. Либкнехта); ТК «Сити-центр» (ул. Звездова, 101а); ТВК «Каскад» (пр. Маркса, 24); ТК «Маяк» (пр. Комарова, 2/2); ТК «Казачья слобода» (ул. Пушкина, 59). Продуктовые торговые сети в Омске: сеть «Астор» (12 магазинов, супермаркеты); сеть «Омич и К» (13 магазинов, супермаркеты); сеть «Омский бекон» (7 магазинов, продовольственные магазины); сеть «По карману» (33 магазина, продовольственные магазины); сеть «Экономный» (12 магазинов, супермаркеты); сеть «Нашмагазин» (15магазинов, супермаркеты) [1].

Все они постепенно вытесняют с рынка мелкие торговые предприятия, количество которых в последнее время уменьшилось.

Малому торговому предприятию необходимо системно изучать рынок, реально оценивать свой уровень конкурентоспособности, выявлять возможности и уязвимые места конкурентов, но главное — оказывать управляющее воздействие на собственную конкурентоспособность и определять основные направления её повышения. Выявление конкурентных преимуществ и недостатков своей продукции также имеет большое значение. Необходимо обратить внимание покупателя на преимущества своего товара, устраняя при этом его недостатки. Падение продаж связано, прежде всего, с понижением уровня платежеспособности населения. В этих условиях малым торговым предприятиям в целях повышения конкурентоспособности, необходимо пересмотреть свою ценовую политику в сторону понижения торговой надбавки. Несомненно, это может привести к потере некоторой части дохода, но позволит уберечь своего покупателя или даже переманить его у конкурентов. При этом не стоит забывать о соотношении «цена — качество» товара. Данная мера может быть временной (только на время кризиса), а может быть частью стратегии предприятия, направленной на укрепление его конкурентных позиций на рынке.

Не стоит забывать также о социальной значимости малых торговых предприятий. Определённой категории населения (например, пенсионерам) проще

приобретать продукты питания именно в небольших магазинах, где продавец поможет с выбором товара, примет заявку на отсутствующий товар, т.е. осуществляется индивидуальный подход к каждому покупателю, что невозможно в крупном сетевом магазине. Большое значение имеет также близость к дому небольших магазинов, так как в большинстве своём они находятся на первых этажах жилых зданий.

Развитая конкуренция во многих отраслях экономики формирует новые требования ко всем рыночным контрагентам. Предложенные выше меры позволят более эффективно управлять конкурентоспособностью малого торгового предприятия. В настоящее время ни одно их них не может достичь превосходства над конкурентами по всем показателям из-за практически одинаковых характеристик продаваемого товара. Различие, прежде всего, состоит в средствах продвижения товаров на рынок. Необходим выбор приоритетов и выработка маркетинговой стратегии, в наибольшей степени соответствующей современным условиям рынка и наилучшим способом

использующей сильные стороны деятельности малого предприятия на фоне усиления позиций крупных торговых сетей.

Библиографический список

1. Статистические данные и показатели. Малое предпринимательство [Электронный ресурс]. — URL : http : // www.mec. omskportal.ru /RegionalPublicAuthorities/executivelist/МЕС/ StatSB.html (дата обращения 01.01.2010 г.).

ЧЕРНЯВСКИЙ Дмитрий Иванович, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Менеджмент».

Адрес для переписки: e-mail: maneg 1 .omgtu.ru БЛИНОВА Иванна Алексеевна, аспирантка кафедры « Менеджмент».

Статья поступила в редакцию 04.10.2010 г.

© Д. И. Чернявский, И. А. Блинова

УДК 351:004 Е. В. НОВИКОВА

С. Ю. ЛАВРЕНЮК К. С. ЛУПАНОВ

ЗЛО «Полимедиа», Москва

МНОГОКРИТЕРИАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ПОСТРОЕНИЮ

СИТУАЦИОННЫХ ЦЕНТРОВ_________________________

Данная статья посвящена практическим вопросам проектирования ситуационных центров, в частности методике выбора оптимальных конфигураций программно-аппарат-ного комплекса на основе разработанной системы критериев. Многокритериальный подход позволяет определить оптимальный, сбалансированный состав оборудования и программного обеспечения на каждом этапе создания ситуационного центра при заданном финансировании и временных рамках.

Ключевые слова: ситуационный центр (СЦ), структура ситуационного центра, проектирование СЦ, многокритериальная оценка качества СЦ, визуализация информации, режимы работы СЦ, классификация СЦ.

Все более широкое применение в управленческой деятельности, и прежде всего в органах государственной власти находят ситуационные центры (СЦ). Система СЦ обеспечивает повышение эффективности, оперативности и качества принятия управленческих решений, а также контроля исполнения решений по различным направлениям деятельности ОГВ и органов местного самоуправления. Сегодня в России насчитываются десятки реализованных СЦ и новые центры продолжают активно создаваться [ 1 ].

Важнейшими факторами, обеспечивающими активное внедрение ситуационных центров в практическую деятельность органов управления, являются:

— необходимость совершенствования управленческих процедур путем включения в них руководства не только на этапе принятия, но и выработки решения;

— возможность оптимизации принимаемых решений путем их экспертной оценки и моделирования ситуации с помощью современных информационных технологий;

— возможность повышения качества предварительного анализа информации и вырабатываемого решения путем использования современных информационных технологий, обеспечивающих интеграцию средств связи, аналитической обработки и визуализации информации;

— необходимость обеспечения лиц, вырабатывающих и принимающих решения, достоверной полной информацией по проблеме;

— возможность оперативного доступа первого лица ко всей информации, относящейся к вопросу, требующему решения [2, 3].

СЦ — инструмент выработки решения руководителем организации или группой лиц, принимающих решение, на входе которого необработанная информация с помощью соответствующих инструментов: информационных, математических, нормативных и прочих превращается в принятые решения, опираясь на определенные управленческие критерии. Основные функции СЦ: сбор информации и мониторинг

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.