Научная статья на тему 'АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА'

АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дорога знаний
Область наук
Ключевые слова
МСП / ВВП / государственное регулирование экономики / льготное кредитование / меры налоговой поддержки / фондовые биржи / SMEs / GDP / government regulation of the economy / concessional lending / tax support measures / stock exchanges

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соломатина Ева Эдуардовна

В статье проведен компаративный анализ опыта Китая и России по организации государственной поддержки микро-, малого и среднего предпринимательства. По результатам исследования выявлены плюсы и минусы, преимущества и недостатки российского и китайского опыта в вопросе поддержки МСП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTI-CRISIS MEASURES OF STATE SUPPORT FOR SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES

The article provides a comparative analysis of the experience of China and Russia in organizing state support for micro-, small and medium sized businesses. According to the results of the study, the pros and cons, advantages and disadvantages of the Russian and Chinese experience in the issue of supporting SMEs were identified.

Текст научной работы на тему «АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА»

УДК 339.9 ББК 65.292

Соломатина Е.Э.

Научный руководитель: к.э.н., доцент Михайлова Н.А.

АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

ANTI-CRISIS MEASURES OF STATE SUPPORT FOR SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES

СОЛОМАТИНА Ева Эдуардовна - студент 3 курса факультета экономики, ФГБОУИ ВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет», г. Москва, Россия (e-mail: latncess@yandex.

Научный руководитель:

МИХАЙЛОВА Наталия Александровна - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и инноваций, ФГБОУИ ВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет», г. Москва, Россия (e-mail: korish.m@volsu.ru).

SOLOMATINA Eva Eduardovna - 3rd year student at the Economics Faculty, Moscow State University of Humanities and Economics, Moscow, Russia (e-mail: latncess@yandex.ru).

Research supervisor:

MIKHAYLOVA Natalia Alexandrovna - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economics and Innovations, Moscow State University of Humanities and Economics, Moscow, Russia (e-mail: korish.m@volsu.ru).

Аннотация. В статье проведен компаративный анализ опыта Китая и России по организации государственной поддержки микро-, малого и среднего предпринимательства. По результатам исследования выявлены плюсы и минусы, преимущества и недостатки российского и китайского опыта в вопросе поддержки МСП.

Ключевые слова: МСП, ВВП, государственное регулирование экономики, льготное кредитование, меры налоговой поддержки, фондовые бир-

Abstract. The article provides a comparative analysis of the experience of China and Russia in organizing state support for micro-, small and medium-

sized businesses. According to the results of the study, the pros and cons, advantages and disadvantages of the Russian and Chinese experience in the issue of supporting SMEs were identified.

Keywords: SMEs, GDP, government regulation of the economy, concessional lending, tax support measures, stock exchanges.

Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства является важным направление в отношении предпринимательства после разрушительных последствий пандемии. Господдержка необходима для поддержания стабильности и развития бизнеса в связи с тем, что малый и средний бизнес обладает рядом преимуществ [5]. К таким преимуществам может относиться обеспечение рабочими местами, повышение благосостояния населения, получение высоких инвестиций в инновационную деятельность и т.д. Именно поэтому важность поддержки велика.

В конце декабря 2021 года британский Центр экономических и бизнес-исследований (CEBR) опубликовал ежегодный отчет «Таблица мировой экономической лиги» (World Economic League Table) [1; 2], в котором заявил следующее: экономика Китая обгонит экономику США уже к 2030 году, хотя годом ранее данный исследовательский центр давал прогноз о смене экономического лидера к 2028 году. И в настоящее время Китай продолжает оказывать конкурентное давление на США, тем самым приближаясь к ведущей позиции в мире.

Еще до начала пандемии данное издание прогнозировало для Китая благоприятный расклад в ближайшие 10 лет с возможностью перехвата лидерства в 2033-34 гг. Потому текущий прогноз для Поднебесной также можно расценить положительным, так как страна обгоняет первоначальный расклад на 3 года.

Такой прогноз был совершен в первую очередь за счет верно выбранной и разработанной в стране методики борьбы с распространением ко-ронавирусной инфекции. Пока мировое сообщество продолжало искать свой идеальный метод противодействия, Китай смог добиться роста ВВП на 2,3% в 2020 г. Следует отметить, что при этом мировое ВВП за 2020 г. упало на 3,2%. За 2021 г. рост китайской экономики составил 7,8%, не смотря на дополнительные расходы в сфере здравоохранения, связанные с появлением неожиданных эпицентров заражения вирусом.

Второй основной движущей силой развития китайской экономики считают выпущенный 14-й пятилетний план на 2021-2025 гг. в мае 2020 г. [4; 7], когда пандемия накрыла мировое сообщество.

Таблица 1 — Показатели ВВП Китая по годам

Показатель Итог по 2020 г. Ожидания на 2021 г. Итог по 2021 г. Ожидания на 2022 г. Ожидания на 2031 г.

ВВП, млрд долл. США 14,095 15,162 15,401 16,363 36,329

Место в мире по ВВП 2 1

Источник: составлено автором.

Данный план формируется на основе стратегии «двойной циркуляции», подразумевающей развитие с опорой на внутренние источники роста и участием международного сотрудничества в виде вспомогательного компонента. Решение ориентироваться на выбранную стратегию, было принято исходя из зависимости результатов мировой торговли Китая от внешнеполитической среды. Правительство страны хочет добиться эффекта дополнения и усиления внутреннего и внешнего рынка страны через их взаимопроникновение.

Приоритетными целями пятилетнего плана Поднебесной являются:

- повышение благосостояния и благополучия населения страны;

- достижение уровня жизни среднеразвитой страны;

- укрепление устойчивости экономики страны перед внешними «шо-ками»;

- наращивание инновационной активности;

- повышение экологических показателей;

- сокращение числа безработных.

Итоги экономических показателей за 2020 г. вызывали оптимизм в выполнении «пятилетки».

Откат по выполнению пятилетнего плана в 2021 г. произошел из-за зародившегося внутреннего кризиса Китая, связанного с введением мер по регулированию объема иностранных инвестиций с западного рынка, по ограничению участия научно-технических лидеров, сложной ситуации на китайском рынке недвижимости, где стоимость собственности может превышать в 28 раз средний доход населения и дефицита электроэнергии.

Дефицит электроэнергии в Китайской республике, образованный большими расходами летом из-за аномальной жары, вызвал в стране производственный хаос. Сотни предприятий от глобальных корпораций до представителей малого бизнеса были вынуждены приостановить работу. Жители некоторых провинций составляли график использования элек-

тричества и требовали лишний раз не включать дополнительные бытовые приборы, которые являются второстепенными для жизни.

Высокие цены на рынке недвижимости — результат ведения внутрисемейного кредитования, который первоначально должен был поддержать население при приобретении жилья. Однако сейчас данный метод выдачи кредитов становится причиной удара по обычному населению в связи с неожиданным заявлением крупного китайского застройщика о вероятном банкротстве.

Несмотря на все возникшие внутренние сложности, правительство страны объявило о пересмотре приоритетов планов и отодвинуло на задний план вопрос источников инвестиций и научных лидеров для того, чтобы сосредоточится на решение остальных вопросов, значительно ослабляющих экономику, продолжая таким способом стимулировать выполнение «пятилетки».

Одним из позитивных явлений использования данного плана является рост положения Китая в рейтинге простоты ведения бизнеса. Он поднялся с 40 на 31 место в период 2019-2020 гг., когда ранее данный показатель не поднимался выше 78 пункта за последние десять лет. Причиной такого повышения являются изменения в структуре макроэкономики страны, а именно:

- разработка новой гибкой системы по защите малого и среднего предпринимательства;

- введение контроля по сохранению справедливой конкуренции;

- контроль и противодействие монополизации на рынке.

Кроме того, согласно плану «пятилетки», развитие бизнеса приведет в будущем к повышению благосостояния населения, которое продолжает оставаться приоритетной целью для нынешнего Китая, и обеспечит более гармоничное и устойчивое развитие для национальной экономики Поднебесной.

Роль малого и среднего предпринимательства (далее — МСП) в Китае ежегодно растет. Если в 2013 г. порядка 60% населения были заняты в МСП, то в 2020 г. этот показатель достигает 80%. Кроме этого, почти 60% ВВП страны строятся на предприятия рассматриваемого типа и 70% на их патентах.

Вице-премьер Китая Лю Хэ высказывается о необходимости поддержки МСП следующим образом: «МСП является основой рынка и основными источниками рабочих мест. Поэтому мы должны твёрдо поддержать развитие МСП». Таким образом, правительство страны берет на

70М

53%

года гею юн гон гои гом го15 гого

■ Большие предприятия ■ Средние предприятия ■ Малые и микро предприятия

Рисунок 1 — Динамика количества предприятий по размеру в Китае

Источник: составлено автором. себя обязательство обеспечить для китайских компаний комфортное нахождение на рынке.

Одним из методов по укреплению положения МСП после основной волны коронавируса в Поднебесной стало создание третьей китайской фондовой биржи — Пекинской. Главная задача данной биржи — это помощь в развитии МСП, ведь новая биржа призвана связать между собой инвесторов и предпринимателей.

Ориентируясь на вливании капитала в инновационные проекты, Китай получает весомый вклад в развитии стратегических и высокотехнологичных отраслей, а именно в сферах искусственного интеллекта, новой энергетики и микрочипов, которые выделяет правительство.

Влиятельным участником рынка в технологическом секторе является высокотехнологичный и обрабатывающий сектор, в котором зарегистрировано порядка 200 тысяч предприятий МСП. В период за 2020 г. они смогли обеспечить рост 7,1% в своей отрасли.

Рассмотрим более подробно меры по поддержке и защите МСП в Китае.

В первую очередь выделяется льготное кредитование без ипотечной гарантии, которая необходима для заключения договора. Этот метод был принят еще после первой волны коронавируса в стране. Первоначально предполагалось, что данная мера закончится в начале 2021, однако была продлена до конца 2021 г.

Следующими мерами поддержки являются снижение налогов и отказ от взносов по социальному страхованию и обеспечению. Для малых пред-

приятий был увеличен ежемесячных порог налога на добавочную стоимость с продаж: с 100 тысяч юаней (приблизительно 1 165 тысяч рублей) до 150 тысяч юаней (приблизительно 1 770 тысяч рублей). Тем самым уменьшая налоговую нагрузку для предприятий данного размера.

Еще одной важной задачей для оказания поддержки МСП можно считать разработку схемы комплексного инновационного развития, предполагающего инвестирование сразу в группу МСП.

Особой мерой поддержки является создание промышленных «цепочек». В данном вопросе китайские интернет-магазины становятся связующем звеном для объединения предприятий на создание общей продукции или взаимосвязанных, тем самым обеспечивая организации дополнительной занятостью и возможным ростом в будущем.

Кроме наличия методики по стабилизации уже сложившегося МСП, по плану «пятилетки» Китай планирует добиться открытия приблизительно 1 миллиона предприятия малого и среднего бизнеса. Сюда же входит порядка 100 тысяч специализированных предприятий, в производстве которых будут участвовать последние научно-технологические открытия, и 10 тысяч малых для проведения технологических испытаний передовых технологий и их разработки.

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что Китай в наше время становится лицом будущего экономического лидера, опыт развития которого может быть полезен в развития национальных экономик других стран.

В частности, в России вопрос развития МСП стоит очень остро, потому как за последние несколько лет динамика почти не меняется. Также следует учитывать, что доля МСП в России крайне мала и составляет лишь 19,8% по результатам 2020 г. В структуре ВВП РФ это лишь 7%. Данный уровень является очень низким и не соответствует показателям экономических лидеров.

Основную долю в Российской структуре МСП составляют предприятия микроразмера. Их количество на 10 января 2022 г. составляет 5,636 млн организаций, в долевом значении это порядка 96% от всего рынка МСП России. Данная динамика показывает нам о необходимости производить модернизацию мер в области развития и поддержания МСП.

Для того, чтобы выявить, какие меры нам необходимы, проведем сравнительный анализ мер оказываемых в Поднебесной и в России.

На основании таблицы можно сделать вывод о том, что осуществляемые в Китае меры по поддержке МСП показывают большую по сравнению с российскими масштабность и эффективность. Кроме того, Россия

ьзсоооо 6125000 5550000 5775000 5600000 5425000 5250000 5075000

01.0S.2016 10.0S.2017 10.0B.201S 10.0Б.2019 10.aS.2020 10.0S.2021

Рисунок 2 — Количество субъектов малого и среднего бизнеса в России Источник: составлено автором.

показала свою незаинтересованность в методах объединения предприятий по вопросу инвестирования и создания продукции, показавших высокую результативность при реализации в КНР.

Из-за высоких рисков на фондовых рынках, МСП не входит в число ключевых субъектов для инвестирования в России, в связи с чем множество предприятий малого и среднего бизнеса испытывают трудности с поиском инвесторов и расширением своих производств [5], что в условиях эпидемиологического кризиса можно считать серьёзной проблемой.

Особое значение среди мер поддержки как в РФ, так и в Китае имеет налоговая помощь. За счет нее предприятия при соблюдении ряда требований имеют возможность получить свободные деньги, которые могут быть использованы в качестве компенсации убытков, резерва для закрытия возникших по причине ограничительных мер долгов или же источника инвестирования и развития деятельности [7]. В России на начальном этапе борьбы с пандемией меры налоговой поддержки показывали значительную эффективность, даже по сравнению с мировым опытом. Однако уже сейчас Китай превосходит нас как в инструментарии, так и в результативности оказания налоговой поддержки[6].

Действующая на территории РФ система кредитования в сфере поддержки МСП не предоставляет гарантий того, что владелец бизнеса в условиях непредвиденной ситуации, как в случае со стремительным распространением СОУГО-19, не будет разорен. В то же время в Китае даже при столкновении со значительными трудностями, предприниматель благода-

Таблица 2

— Сравнение осуществляемых мер поддержки в России и Китае

о

Мера поддержки Китайский рынок Российский рынок Причины различия в реализации

Наличие фондовой биржи для МСП Пекинская фондовая биржа для МСП открылась 15 ноября 2021 г.. В первый день оборот составил порядка 1,5 млрд долл. Московская биржа открыла биржевой сектор для МСП в своей структуре в 2016 г. Оборот в 2020 году в секторе МСП составил 21 млрд руб. (приблизительно 280 млн долл.) Огромную роль в реализации играет момент отличия России и Китая в вопросе количества населения и его финансовой грамотности. Население России составляет на

Льготное кредитование Обеспечивается льготное кредитование без ипотечной гарантии. В общем за январь 2022 г. новые кредиты достигли ежемесячного максимума в 625,8 млрд долл. Полученный показатель превысил прошлогодний на 62 млрд долл. Обеспечивается льготное кредитование и кредитование по госгарантии для малого и среднего бизнеса до 250 человек и выручки менее 2 млрд рублей. Кредитование за январь составило 5,319 млрд долл. 1 января 2022 г. 145,48 млн человек. А уровень финансовой грамотности в международном исследовании от Американского кредитного рейтингового агентства (СЯА) составил 55 место (38% процентов от всего населения, порядка 55,1 млн относительно финансово грамотного населения). В случае с Китаем только материковая часть государства насчитывает в себе порядка 1 411,78 млн человек и занимает 97 место с 28% в рейтинге. Гонконг и Тайвань занимают 39 (43%) и 64 (37%) место с населением в 7,48 млн и 23,57 млн соответ-

Меры налоговой поддержки Обстановка в сфере малого бизнеса в КНР быстро наладилась после объявления правительством КНР мер налоговой поддержки. Индекс деловой активности в феврале 2020 года упал до 29,6%, а уже в марте вырос до 52,3%. То есть он пересёк 50% — отметку индекса, которая показывает рост или падение деловой активности в стране. Индекс деловой активности в России в начале пандемии упал не так сильно, как в КНР. Однако период восстановления в России начался лишь в феврале 2021 года, когда индекс впервые пересёк отметку в 50%. Наиболее значимое падение деловой активности в сфере малого бизнеса в России произошла в апреле 2020 года, после чего темпы падения сильно замедлились.

Комплексное инвестирование Активно развивается за счет благоприятной среды. Максимальное значение аналога показателя «Индекса страха» — «SSE 100» составляет за прошедший год 8,360 пунктов. Не используется данный метод в связи высоким «Индексом страха». В январе 2022 г. показатель достиг максимума с апреля 2020 г. Самое высокое значение 25 числа — 72,59 пункта. ственно. То есть в общем в Поднебесной можно насчитать около 407,19 млн человек входящих в категорию финансово грамотного населения. Данное количество значительно преоб-

Промышленные союзы МСП Проект порта свободной торговли Хайнан, основанный на кластерной работе МСП, за 2021 год сделал рекордную прибыль. ВРП составил 647,52 млрд долл. Осуществляются только в рамках свободных экономических зон по договоренности между участниками. ладает, что дает огромный рост для страны.

Источник: составлено автором.

ря уникальной системе мер поддержки представителей малого и среднего бизнеса не будет подвержен таким серьезным рискам, как у нас.

В дополнение к вышесказанному стоит подчеркнуть, что одной из ключевых причин неэффективности принятых мер является достаточно низкий уровень финансовой грамотности населения РФ. На данный момент по статистике в стране зафиксировано приблизительно 55 млн (38%) человек, обладающих достаточными знаниями в сфере финансов, в то же время в КНР этот показатель ближе к 400 млн (Материковый Китай — 28%, Тайвань — 37% и Гонконг — 43%). Данное отставание подчеркивает величину пропасти между национальными экономиками стран и свидетельствует о необходимости совершенствования экономической системы РФ.

Таким образом, приняв во внимание все плюсы и минусы, преимущества и недостатки российского и китайского опыта в вопросе поддержки МСП, мы можем заключить, что в интересах стремительного восстановления экономики и ее дальнейшего развития России необходимо принять во внимание и взять за основу китайский инструментарий. Необходимо уже сейчас начать вести политику по стабилизации рисков в сфере малого и среднего предпринимательства и привлекать в эту сферу инвесторов как государственных, так и частных.

Список литературы:

1. World economic league table 2021. A world economic league table with forecasts for 193 countries to 2035. № 12. — 2020. — 240 с.

2. World economic league table 2022. A world economic league table with forecasts for 191 countries to 2036. № 13. — 2021. — 237 с.

3. China's SMEs: how important are small firms to the economy, and what challenges are they facing [Электронный ресурс]. URL: https://www. scmp.com (дата обращения: 11.08.2022).

4. China mulls five-year plan for SMEs [Электронный ресурс]. URL: http://english.www.gov.cn (дата обращения: 11.08.2022).

5. Gladkova V.E., Yakhyaev M.A., Korolkov V.E., Smirnova I.A., Litvinenko I.L., Pinkovetskaya Ju.S. THE Access of Russian Small Enterprises to Public Procurement Markets: Data Analysis // Amazonia Investiga. 2018. Т. 7. № 15. C. 20-31.

6. Litvinenko I.L., Grigorenko O.V., Klyuchnikov D.A., Gridchina A.V., Kolpak E.P. The Development of Russian-Chinese Relations: Prospects

for Cooperation in Crisis // International Journal of Economics and Financial Issues. 2016. Т. 6. № S1. PP. 245-256.

7. Smolentsev V.M., Demin S.S., Mezentseva L.V., Litvinenko I.L., Tupchienko V.A. Industrial Clusters Development in the Regional Economic System // Espacios. 2018. Т. 39. № 31. С. 5.

8. Официальный сайт «Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства» Электронный ресурс]. URL: https://rmsp. nalog.ru (дата обращения: 11.08.2022).

9. Официальный сайт «ЦКЕМИ НИУ ВШЭ» Китайские эксперты о новом пятилетнем плане КНР [Электронный ресурс]. URL: https://cceis.hse.ru/ (дата обращения: 11.08.2022).

10. Официальный сайт «ФИНАМ» Китайский кризис — чем проблемы КНР грозят мировой экономике [Электронный ресурс]. URL: https://www.finam.ru (дата обращения: 11.08.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.