Научная статья на тему 'АНАЛИЗ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

АНАЛИЗ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
966
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ИНФРАСТРУКТУРА ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / КРЕДИТОВАНИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ФОРМЫ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шарафиева Лейсян Илзинатовна, Волкова Татьяна Геннадьевна

Модернизация России предполагает качественный рывок в секторе малого бизнеса, используя новые технологии и развивая инновационную сферу. Создание развитого малого предпринимательства способно решить множество современных российских проблем, поэтому государство должно развивать малые предприятия и при необходимости осуществлять их поддержку. Вопросы необходимости поддержки малых и средних предприятий встали особенно остро в период пандемии коронавируса и продолжают быть актуальными как за рубежом, так и в России. В первой части рассмотрена доля малых предприятий в общей структуре предприятий в мировой практике, а также рассмотрены общие меры поддержки этой категории предприятий. Вторая часть посвящена анализу мер поддержки, предусмотренных в связи с COVID-19 в развивающихся и развитых стран мира. Разные страны предлагают свои меры поддержки, анализ и внедрение которых могут помочь другим странам в борьбе с кризисом. Исследование отечественного и зарубежного опыта оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства позволило выделить общие и частные формы оказания помощи. Авторами сделан вывод о том, что меры поддержки для всех стран имеют направленность на снижение налоговой нагрузки и льготное кредитование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF STATE SUPPORT MEASURES FOR SMALL BUSINESS IN MODERN CONDITIONS

The modernization of Russia implies a qualitative breakthrough in the small business sector, using new technologies and developing the innovation sphere. The creation of a developed small business can solve many modern Russian problems, so the state should develop small businesses and, if necessary, support them. The issues of the need to support small and medium-sized enterprises became especially acute during the coronavirus pandemic and continue to be relevant both abroad and in Russia. The first part considers the share of small enterprises in the overall structure of enterprises in world practice, as well as general measures to support this category of enterprises. The second part is devoted to the analysis of support measures provided in connection with COVID-19 in developing and developed countries of the world. Different countries offer their own support measures, the analysis and implementation of which can help other countries to fight the crisis. The study of domestic and foreign experience in providing support to small and medium-sized businesses made it possible to identify general and private forms of assistance. The authors concluded that support measures for all countries are aimed at reducing the tax burden and concessional lending.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

УДК 334.012.64:338.246.027 (045) Л.И. Шарафиева, Т.Г. Волкова

АНАЛИЗ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Модернизация России предполагает качественный рывок в секторе малого бизнеса, используя новые технологии и развивая инновационную сферу. Создание развитого малого предпринимательства способно решить множество современных российских проблем, поэтому государство должно развивать малые предприятия и при необходимости осуществлять их поддержку. Вопросы необходимости поддержки малых и средних предприятий встали особенно остро в период пандемии коронавируса и продолжают быть актуальными как за рубежом, так и в России. В первой части рассмотрена доля малых предприятий в общей структуре предприятий в мировой практике, а также рассмотрены общие меры поддержки этой категории предприятий. Вторая часть посвящена анализу мер поддержки, предусмотренных в связи с СОУШ-19 в развивающихся и развитых стран мира. Разные страны предлагают свои меры поддержки, анализ и внедрение которых могут помочь другим странам в борьбе с кризисом. Исследование отечественного и зарубежного опыта оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства позволило выделить общие и частные формы оказания помощи. Авторами сделан вывод о том, что меры поддержки для всех стран имеют направленность на снижение налоговой нагрузки и льготное кредитование.

Ключевые слова: предпринимательство, малое и среднее предпринимательство, государственная поддержка малого предпринимательства, инфраструктура поддержки предпринимательства, кредитование малого предпринимательства, формы поддержки предпринимательства.

Б01: 10.35634/2412-9593-2022-32-5-862-868

Значение малого предпринимательства в мировой экономике трудно переоценить. Согласно данным Института экономики роста имени П.А. Столыпина, среднее значение вклада сектора малых предприятий в мировой ВВП достигает 48 %, а в России - 21,9 %. В частности, доля малых предприятий экономике РФ в 2019 г. составляла 20,2 %, в 2020 г. - 22 %. Она гораздо ниже, чем в странах Европы и США. При этом методики отнесения предприятий к малому бизнесу в ЕС, США и РФ сопоставимы. Приведенные результаты наглядно отображают как важную роль субъектов малого бизнеса в экономике зарубежных стран, так и невысокий уровень, а также высокий потенциал для дальнейшего развития малого бизнеса в России. Не превосходит Россия страны Европы и по численности субъектов малого предпринимательства на 100 человек. К примеру, в Чехии в 4,7 раза больше малых предприятий, чем в России, в Швеции - в 3,4 раза, в Испании - в 2,7 раза, в Польше - в 2,1 раза. По показателю занятости в секторе малого предпринимательства в России преобладают микропредприятия, создающие лишь 18,9 % рабочих мест [1].

Рис. Диаграмма доли оборота в секторе малого предпринимательства (юр. лиц) в мире (2020 г.), % Источник: составлено автором на основании [2]

Недостаточный уровень развития сферы малого бизнеса в России характеризуется еще и таким показателем, как размер сектора малого бизнеса - доля оборота предприятий малого предпринимательства. В 11 странах данный показатель выше 50 %, тогда как в Российской Федерации он ниже 30 % (см. рис.).

В целом, в настоящее время в развитых мировых экономиках малые предприятия в среднем имеют 58 % долю в структуре ВВП соответствующей страны. При этом государственную поддержку условно можно разделить на следующие части:

1. Создание инфраструктуры с целью развития предпринимательства - в европейских государствах функционируют специализированные департаменты, которые оказывают помощь для вновь сформированных небольших компаний (например, политика менторства в Германии и Великобритании).

2. Осуществление финансовой помощи - непосредственной и косвенной. В европейских государствах, например, в Швейцарии и Франции, молодые бизнесмены согласно определенным видам деятельности имеют все шансы не платить налоги в течение трех первых лет своей работы. В Германии Правительство обеспечивает заемными средствами молодые предприятия в сумме от 100 тыс. до 500 тыс. евро под муниципальные обязательства по льготным ставкам и без задатка.

3. Создание общественного элемента малого предпринимательства. Например, в Германии и Италии в средних образовательных учреждениях и институтах проводят специальные образовательные тренинги по малому предпринимательству в целях привлечения молодого поколения к эффективному экономическому развитию. Во Франции осуществляется стратегия поддержи нетрудоустроенных, которые решились создать свой малый бизнес. Кроме семинаров и вспомогательных курсов, им также предоставляется отсрочка по уплате налоговых платежей до трех лет [3].

В Японии государственная поддержка малого бизнеса представляет собой значимый элемент национальной экономики страны и определенный научно-исследовательский интерес. Регулирование национальной инфраструктуры малого бизнеса в Японии реализует государственное агентство по малым предприятиям «8МЕА», которое осуществляет глобальную миссию самого Правительства страны в области малого бизнеса. Данное агентство находится в тесном сотрудничестве с крупными государственными и исследовательскими предприятиями, например, организацией по инновациям и развитию малого бизнеса в «8МЮ» [4].

Сегодня наиболее результативная поддержка субъектов малого предпринимательства реализуется в США. США на всех уровнях взаимодействия (как федерального, так и штатов страны) весьма активно содействуют развитию предпринимателей в части:

1) предоставления льгот финансового характера (субсидии и кредиты);

2) предоставления разных инфраструктур для продвижения продуктов и услуг на рынке малого предпринимательства;

3) снижения налогооблагаемой базы;

4) приобретения оборудования, недвижимости, земли.

В США функционирует федеральная организация, которая объединяет руководителей малого бизнеса разных сфер. Действуют льготы и сфере импорта и экспорта. Все программы помощи малому бизнесу делятся на программы общего направления и целевые. Целевые программы дифференцируются постоянно в зависимости от сектора, нуждающемуся в помощи. Решающее мнение о выделение тому или иному сектору малого бизнеса федеральной поддержки остается за Федеральным правительством США (8ВА). Кроме того, у малых предприятий есть возможность получения грантов от государства в различных отраслях экономики, при этом регламент получения прост и не требует помощи от сторонних экспертов. Выдачей грантов также занимается Федеральное Правительство США [5]. Меры государственной поддержки МСП за рубежом в условиях первой пандемии СОУГО-19 имеют следующую направленность.

Великобритания: Выделение 2 млрд фунтов стерлингов (0,1 % ВВП) компаниям с численностью сотрудников не более 250 человек. Возмещение расходов МСП за первые 14 дней оплачиваемого отпуска по причине нетрудоспособности. Финансирование снижения ставок для малого бизнеса, для организаций с постоянным представительством и налоговой базой менее 15 000 фунтов стерлингов. Единовременный грант в размере 10 000 фунтов стерлингов для малых предприятий.

Германия: Государственные гарантии по кредитам МСП на 600 млрдевро (14,8 % ВВП) (покрывают 80-90 % суммы каждого предоставленного кредита). 50 млрд евро (1,2 % ВВП) самозанятым и компаниям, в которых работает не более 5-10 человек. Единовременный трехмесячный грант на покрытие операционных расходов в размере 9000 евро в размере 15000 евро.

Австралия: Общая стоимость поддержки - 99,9 млрд долларов США (7,3 % ВВП) для некоммерческих организаций и малых предприятий с объемом продаж менее 30 млн дол. США. Единовременные гранты в размере 12 000 дол. США и гранты в размере 60 000 дол. США на покрытие операционных расходов (не облагаются налогом); субсидии в размере всех налогов, выплачиваемых их сотрудникам; государственные гарантии в виде новых кредитов для финансирования рабочей силы, но не более 50 %.

Италия: 425 млрд евро или 461,4 млрд дол. США (23,2 % ВВП) МСП Государственные гарантии по кредитам до 5 млн евро; мораторий на выплаты по кредитам (в т. ч. по ипотеке). Приведенные данные, показывают, что МСП поддерживает механизм государственных гарантий по кредитам, но их объем и условия предоставления различаются.

В Швеции МСП также получают поддержку за счет расширения кредитных программ. В рамках дополнительных мер предлагалось предоставление государственных гарантий по новым кредитам. Гарантии покрывают до 70 % суммы кредита и должны предоставляться компаниям, которые до кризиса находились в финансово стабильном состоянии [6].

Сравнительный анализ мер поддержки малого бизнеса в развитых странах дан в табл. 1.

Таблица 1

Меры поддержки малого бизнеса в развитых странах, предусмотренные в связи с COVID-19

Название страны Общие меры поддержки Меры поддержки бизнеса в условиях COVID-19

США 1) субсидии и дотации; 2) гранты; 3) льготное кредитование; 4) консультации; 5) поддержка экспортно ориентированных предприятий. 1) работодателям предоставлено право на полное возмещение стоимости выплат, связанных с больничными отпусками сотрудников и их отпусками по уходу за заболевшими родственниками; 2) налоговые вычеты и каникулы; 3) кредитная поддержка

Великобритания 1) льготное кредитование; 2) консультации (в т. ч. политика менторства); 3) упрощение форм налоговой отчетности; 4) помощь в поиске инвесторов; 5) программы поддержки экспортно ориентированным малым предприятиям. 1) возмещение расходов МСП за 14 дней оплачиваемого отпуска по причине нетрудоспособности; 2) единовременный грант 10000 фунтов стерлингов; 3) кредиты до 5 млн фунтов стерлингов с государственной гарантией 80 %; 4) отсрочка платежей по НДС; 5) Для некоторых сфер - освобождение от налога на недвижимость в течении 2020-2021 г.; 6) индивидуальные консультации и получение рассрочки в налоговом органе через службу HMRC Time To Pay Service.

Германия 1) субсидии/надбавки; 2) льготное кредитование; 3) консультации; 4) поддержка инновационных и энергоэффективных предприятий 5) отсрочка по уплате налогов новым предприятиям на срок до 3 лет. 1) государственные гарантии, покрывающие 90 % суммы кредита; 2) единовременный грант на покрытие операционных расходов в размере до 15000 евро; 3) компенсации по выплатам зарплаты при неполном рабочем дне сотрудника до 67 %; 4) различные налоговые льготы.

Австралия 1) привлечение инвестиционного капитала для малых предприятий через департамент торгово-промышленной деятельности; 2) центр поддержки малого бизнеса; 3) бесплатная информационная и консультационная поддержка. 1) единовременные гранты в размере до 60000 долл. США; 2) субсидии в размере всех налогов; 3) государственные гарантии по кредитованию 50 %; 4) снижение ставок по социальному страхованию.

В практике поддержки малого предпринимательства также актуален опыт КНР. В комплексе государственного регулирования данной отрасли Китай долгое время практикует «коллективное управление», тот случай, когда отсутствует единого центра управления, однако сформированы отраслевые управляющие центры, и функционирует Координационный центр внешнего сотрудничества малых предприятий в Китае. Помимо этого, функционирует общественная служба информации «С8МЕО», ведущая свою деятельность в любом регионе страны. Эта служба занимается предоставлением услуг по информационному консультированию населения и предпринимателей в вопросах деятельности малого и среднего предпринимательства через свой Интернет-сайт. Кроме того, огромную роль в поддержке малого бизнеса играет Департамент малого бизнеса Китая. В числе важных функций департамента руководство реструктуризацией малых предприятий; разработка политики помощи этим предприятий; координация международного сотрудничества между малым и средним бизнесом.

В Китае практика поддержки отличается от региона к региону. С 1 марта 2020 г. малые предприятия налогоплательщиков в провинции Хубэй были освобождены от НДС, если их ставка налога была установлена на уровне 3 %. В других провинциях власти снизили ставку НДС до 1 % [8].

В Бразилии срок кредита МСП был продлен на 60 дней для поддержки МСП. Кроме того, официальные органы предложили дополнительные программы кредитования МСП в агропромышленном секторе [8]. С тех пор, как пандемия, начавшаяся в Китае, распространилась на европейские страны, в правительстве РФ поняли, что она неизбежно придет в нашу страну. Решающую роль сыграла необходимая корректировка правовых основ корпоративного управления как на федеральном уровне, так и на уровне регионов, а также разработка и принятие специальных мер по преодолению кризиса.

Правительство Российской Федерации поддержало предложенные меры с целью предотвращения массового сокращения численности занятых в ведущих отраслях экономики и резкого роста уровня безработицы в связи с СОУГО-19 в основных отраслях промышленности: автомобилестроении, авиастроении, судостроении, сельском хозяйстве и строительстве [9].

Таблица 2

Меры поддержки малого бизнеса в развивающихся странах, в условиях COVID-19

Название страны Общие меры поддержки Меры поддержки бизнеса в условиях СОУГО-19

Бразилия 1) гранты и финансирование; 2) консультации; 3) поддержка инновационных и экспортно ориентированных предприятий; 4) образовательные программы. 1) дополнительные программы кредитования некоторых отраслей; 2) продление сроков кредитования на 60 дней.

Россия 1) ведение бухгалтерского учета по упрощенным правилам; 2) оказание бесплатных консультаций 3) льготное кредитование; 4) надзорные каникулы (отсутствие пророк в первые три года деятельности предприятия); 5) финансирование проектов молодежного предпринимательства; 6) льготы при участии в государственных закупках. 1) снижение налоговых ставок (например, снижение УСН доходы минус расходы с 15 % до 5 % при отнесении предприятия к перечню наиболее пострадавших); 2) льготные кредиты (в т. ч. беспроцентные на выплату заработной платы и невозвратные кредиты); 3) снижение страховых взносов; 4) безвозмездные субсидии; 5) отсрочка арендных платежей.

Китай 1) упрощенные способы ведения бухгалтерского учета; 2) поддержка предприятий в отрасли высоких и инновационных технологий; 3) система центров поддержки МСП, включающая обучение персонала, техническую поддержку, оказание юридической помощи и бесплатное проведение аудита. 1) снижение ставки НДС максимум до 1 %; 2) создание третьей фондовой биржи (Пекинской) для поддержки МСП в частности для связи предприятий с инвесторами; 3) снижение ставки налога на прибыль; 4) снижение платы за проведение онлайн платежей на 10 %.

Больше всего пострадали в этот период компании из сферы пассажирского транспорта (особенно авиации, железных дорог), розничной торговли непродовольственными товарами, а также из сферы культурно-досуговых мероприятий (театры, кинотеатры, музеи, фитнес-центры и т. д.).

Значительное количество малых и средних предприятий было добавлено в федеральный список организаций, наиболее пострадавших от пандемии. Решения на федеральном уровне в первую волну пандемии были менее нацелены на косвенную, чем на прямую поддержку, и требовали принятия во много раз больше нормативных документов на региональном уровне.

Сравнительный анализ мер поддержки малого бизнеса в развивающихся странах представлен в табл. 2.

Отметим, что из всех заявленных мер многие государства сочли несвоевременную уплату налогов наиболее существенной. В качестве перспективных мер поддержки предпринимателей в России были названы: внедрение системы налогообложения для малого бизнеса подобно системе в Германии (отсутствие налогов в первые три года работы компании), что могло бы дать стимул для открытия новых предприятий в сложной экономической ситуации; расширение списка организаций, которым разрешено работать в условиях пандемии при определенных условиях; создание операционного центра для оценки состояния бизнеса; создание антикризисного фонда выплаты пособий по безработице, источниками которого могут быть средства из резерва пенсионного фонда и средства региональных бюджетов [11].

Развитию малого бизнеса должно способствовать эффективное использование государственной собственности как на региональном, так и на местном уровне. В этом направлении уже многое сделано, и теперь необходимо разработать механизм, позволяющий МСП платить в рассрочку при продаже недвижимости. В условиях кризиса, стремительно меняющейся ситуации в управлении современной экономикой незаменим один из важнейших элементов - информационная поддержка. В связи с тем, что необходимая информация важна для развития бизнеса, в первую очередь необходимо: наряду с созданием положительного имиджа предпринимателя оказывать его информационную поддержку через СМИ; создавать специальные СМИ, предоставляющие информацию о предпринимательстве. Кроме того, целесообразно предоставлять аналитическую информацию как неопытным предпринимателям, так и опытным бизнесменам о современной правовой среде функционирования МСП. Чтобы полученный опыт не превратился в конкурентное преимущество, консультирование стартапов по выбору наиболее перспективных направлений развития бизнеса, по возможным поставщикам ресурсов и рынкам сбыта товаров, по наличию необходимого персонала. Тем, кто начинает малый бизнес впервые, желательно предоставить пакет стандартных документов и программное обеспечение для ведения бухгалтерского учета компании.

Деятельность по поддержке малого бизнеса должна быть сосредоточена на сокращении государственного вмешательства в сектор МСП, что требует улучшения и уточнения их функций. Государство должно устанавливать и контролировать общие правила деятельности МСП только через федеральные и региональные законы. Одна из основных задач - направить государство на активное сотрудничество с негосударственными фондами, агентствами по продвижению малого и среднего бизнеса. Среди прочего государственное финансирование МСП в настоящее время осуществляется не только на федеральном, но и на региональном уровнях. Сочетание мер государства и общественных структур по стимулированию малого бизнеса предполагает совместную разработку механизмов стимулирования малого бизнеса и разделения рисков [12].

Таким образом, важность сектора малого предпринимательства признана во всем мире. Малый бизнес создает рабочие места и обеспечивает большую часть населения доходами, формируя социально-экономический имидж страны. Опыт отдельных государств в целом показывает, что система поддержки малого бизнеса должна гармонировать с реальными нуждами и потребностями. России сегодня определенно нужно более активно развивать малое предпринимательство, наращивая его долю в структуре ВВП. При этом зарубежная практика и ее применение играют весомую роль для страны, в части того, что относится к разработке стратегической концепции развития и поддержки малого предпринимательства. Изучение этого опыта способствовало бы совершенствованию организационных и институциональных аспектов государственной системы поддержки малого предпринимательства на всех уровнях власти.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Институт экономики роста им. П.А. Столыпина. URL: https://stolypin.institute/publications

2. Евразийская Экономическая Комиссия. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/ dep_stat/econstat/Pages/business.aspx

3. Сайт института Анализа инвестиционной политики. URL: https://xn--80aplem.xn--p1ai/analytics/ Gosudarstvennaa-podderzka-malogo-biznes/

4. Шерешева М.Ю., Симэн Е. Государственная политика КНР в отношении китайских малых и средних предприятий в условиях пандемии COVID-19 // Государственное управление. Электронный вестник. 2020. № 79. С. 25-49.

5. США: программы государственной поддержки бизнеса. URL: https://abroadz.com/ssha-programmy-gosudarstvennoj-podderzhki-biznesa/

6. Общенациональный план действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике: одобрен на заседании Правительства РФ 23 сентября 2020 г. (протокол № 36, раздел VII) № П13-60855 от 2 октября 2020 г.

7. Обзор мер, применяемых странами для поддержки экономики в период пандемии коронавируса. URL: https://www.nifi.ru/images/FILES/C0VID-19/overviewC0VID_20.03.2020.pdf

8. Савостьянова С.А. Проблемы развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации // Экономика отраслевых рынков: формирование, практика и развитие. Бизнес-модели реализации концепции Smart City: европейский опыт. сборник материалов III межвузовской научной конференции и круглого стола: 2-е изд.. Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации. М.: Дашков и К, 2021. С. 276-280.

9. Кочарова А.А., Ремизов Д.А. Малое предпринимательство в России: нужно ли поддерживать и почему? // Валютное регулирование. Валютный контроль. 2021. № 2. С. 12-15.

10. Мировые практики поддержки бизнеса в условиях пандемии C0VID-19 взглядом «очевидцев» // Экспресс-исследование для Федерального центра антикризисной поддержки предпринимателей ОПОРЫ РОССИИ. URL: https://opora.ru/news/mirovye-praktiki-podderzhki-biznesa-v-usloviyakh-pandemii-covid-19-vzglyadom-ochevidtsev.html

11. Виленский А.В. Пространственный аспект нового этапа государственного стратегического планирования поддержки и развития некрупного предпринимательства России. // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2019. Т. 9. № 1А. С. 271-281.

12. Шаронина Л.В. Анализ состояния малого бизнеса в России в условиях пандемии C0VID-19 // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2021. № 1 (128). С. 27-30.

Поступила в редакцию 14.07.2022

Шарафиева Лейсян Илзинатовна, студентка магистратуры E-mail: leysyan171298@gmail.com

Волкова Татьяна Геннадьевна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Экономика и финансы»

E-mail: volkten@mail.ru

ФГБОУ ВО «ИЖГТУ им. М.Т. Калашникова»

426069, Россия, г. Ижевск, ул. Студенческая, 7

L.I. Sharafieva, T.G. Volkova

ANALYSIS OF STATE SUPPORT MEASURES FOR SMALL BUSINESS IN MODERN CONDITIONS

DOI: 10.35634/2412-9593-2022-32-5-862-868

The modernization of Russia implies a qualitative breakthrough in the small business sector, using new technologies and developing the innovation sphere. The creation of a developed small business can solve many modern Russian problems, so the state should develop small businesses and, if necessary, support them. The issues of the need to support small and medium-sized enterprises became especially acute during the coronavirus pandemic and continue to be relevant both abroad and in Russia. The first part considers the share of small enterprises in the overall structure of enterprises in world practice, as well as general measures to support this category of enterprises. The second part is devoted to the analysis of support measures provided in connection with COVID-19 in developing and developed countries of the world. Different countries offer their own support measures, the analysis and implementation of which can help other countries to fight the crisis. The study of domestic and foreign experience in providing support to small and medi-

um-sized businesses made it possible to identify general and private forms of assistance. The authors concluded that support measures for all countries are aimed at reducing the tax burden and concessional lending.

Keywords: entrepreneurship, small and medium-sized businesses, state support for small businesses, business support infrastructure, small business lending, forms of business support.

Receirved 14.07.2022

Sharafieva L.I., Master's degree student Email: leysyan171298@gmail.com

Volkova T.G., Candidate of Economics, Associate Professor Email: volkten@mail.ru

Izhevsk State Technical University named after M.T. Kalashnikov Studencheskaya st., 7, Izhevsk, Russia, 426069

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.