Научная статья на тему 'МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19: ОПЫТ СТРАН АЗИИ'

МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19: ОПЫТ СТРАН АЗИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
150
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПАНДЕМИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ЭКОНОМИКА / СТРАНЫ АЗИИ / ПРОБЛЕМНЫЕ ДОЛГИ / БАНКРОТСТВО / ПРОБЛЕМНАЯ КОМПАНИЯ / КРИЗИС / ОЗДОРОВЛЕНИЕ БИЗНЕСА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Попов Н. Е.

В статье рассмотрены применяемые в азиатских странах меры государственной поддержки экономики и бизнеса в период кризисных явлений и пандемии COVID-19, целью которых является в первую очередь, предупреждение роста проблемных долгов и банкротств организаций. Цель данной статьи состоит в рассмотрении роли государства в работе с проблемными долгами в первую очередь в период пандемии COVID-19, анализе конкретных мер и механизмов поддержки, оказываемых государством организациям. Особый акцент делается на таких странах Азии, как Китайская Народная Республика (КНР), Япония и Республика Корея. Отдельное внимание будет уделено мерам, применяемым правительствами стран для снижения вероятности банкротств организаций и уменьшения роста проблемных активов, нормализации бизнес-активности и создания условий для развития новых отраслей экономики. В статье рассматриваются основные направления государственной политики стран, в том числе и по поддержке малых и средних предприятий (МСП) в условиях пандемии коронавируса COVID-19, также делается попытка предположить, какие используемые в упомянутых странах меры могут быть использованы в экономике России в кризисный период развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE SUPPORT MEASURES DURING THE COVID-19 PANDEMIC: THE EXPERIENCE OF ASIAN COUNTRIES

The article discusses the measures of state support for the economy and business used in Asian countries during the crisis and the COVID-19 pandemic, the purpose of which is, first of all, to prevent the growth of bad debts and bankruptcies of organizations. The purpose of this article is to consider the role of the state in dealing with bad debts, primarily during the COVID-19 pandemic, and to analyze specific measures and mechanisms of support provided by the state to organizations. Particular emphasis is placed on Asian countries such as the People's Republic of China (PRC), Japan and the Republic of Korea. Special attention will be paid to the measures taken by the governments of countries to reduce the likelihood of bankruptcies of organizations and reduce the growth of problem assets, normalize business activity and create conditions for the development of new sectors of the economy. The article discusses the main directions of the state policy of the countries, including support for small and medium-sized enterprises (SMEs) in the context of the COVID-19 coronavirus pandemic, and also attempts to suggest what measures used in these countries can be used in the Russian economy during the crisis period development.

Текст научной работы на тему «МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19: ОПЫТ СТРАН АЗИИ»

Меры государственной поддержки в период пандемии COVID-19: опыт стран Азии

Попов Николай Евгеньевич

аспирант, факультет государственного управления, МГУ имени М.В. Ломоносова, [email protected]

В статье рассмотрены применяемые в азиатских странах меры государственной поддержки экономики и бизнеса в период кризисных явлений и пандемии СОУЮ-19, целью которых является в первую очередь, предупреждение роста проблемных долгов и банкротств организаций.

Цель данной статьи состоит в рассмотрении роли государства в работе с проблемными долгами в первую очередь в период пандемии СОУЮ-19, анализе конкретных мер и механизмов поддержки, оказываемых государством организациям. Особый акцент делается на таких странах Азии, как Китайская Народная Республика (КНР), Япония и Республика Корея. Отдельное внимание будет уделено мерам, применяемым правительствами стран для снижения вероятности банкротств организаций и уменьшения роста проблемных активов, нормализации бизнес-активности и создания условий для развития новых отраслей экономики. В статье рассматриваются основные направления государственной политики стран, в том числе и по поддержке малых и средних предприятий (МСП) в условиях пандемии коронавируса СОУЮ-19, также делается попытка предположить, какие используемые в упомянутых странах меры могут быть использованы в экономике России в кризисный период развития.

Ключевые слова: пандемия, государственная поддержка, экономика, страны Азии, проблемные долги, банкротство, проблемная компания, кризис, оздоровление бизнеса.

В последнее несколько лет мир столкнулся с разворачивающимся на наших глазах кризисом. За всю мировую историю не было событий, которые приводили к ограничениям в экономической и социальной отраслях, а также к изоляции населения. Если ранее кризисы по большей части были результатами того, или иного цикла в экономике, то спад в экономической и финансовой сфере 2020 года был вызван политическими решениями, которые принимались для недопущения распространения пандемии и минимизации количества жертв.

Прежние кризисы были связаны с экономическими циклами, которые были порождены либо проблемами на финансовом рынке, либо «пузырями» на рынке недвижимости. Причиной спада в экономике в 2020 году являются политические решения, отражающие желание руководства разных стран сдержать распространение COVID-19 и снизить потенциальное число его жертв.

Одной из особенностей влияния эпидемии COVID-19 на экономическое развитие стран являлось то, что она спровоцировала одновременно два типа шока - предложения и спроса. Первый был связан с процессом снижения возможностей промышленности выпускать товары и услуги по ценам, действовавшим при наступлении шока [4]. При этом создалась ситуация, когда сотрудники в отраслях, в которых производственный процесс предусматривает тесные контакты между ними (например, сборка на операции на конвейере), вынуждены оставаться дома. Это сопровождается резким сокращением или полной остановкой выпуска продукции, что в дальнейшем может привести к снижению рентабельности предприятия и его банкротству.

Причиной шока спроса, в свою очередь, является снижение возможностей потребителей покупать товары и услуги по ценам, действовавшим на момент шока. В качестве примера можно привести приостановку посещения населением ресторанов из-за опасности (страха) заражения. В результате сотрудники, которые работают в сфере услуг, теряют работу и, как следствие, доходы, а предприятия общественного питания, являющиеся преимущественно предприятиями малого и среднего бизнеса, переходят в разряд проблемных и зачастую прибегают к процедуре банкротства. Уволенные с предприятий сотрудники вынуждены сократить расходы, что переходит в шок спроса на уровне отдельных сфер экономики. Эти два типа шоков были особенно видны в период пандемии COVID-19.

Также на развитие экономики негативно влияет процесс нарушения поставок продукции в рамках транснациональных производственных систем (Global Value Chains). Это приводит к снижению внешнеторговой активности. В соответствии с оценками ОЭСР, в 2021 году суммарный негативный эффект коронавируса для международной торговли достиг 7 трлн. долларов. В наибольшей степени пострадали отрасли с длинными

X X

о

го А с.

X

го m

о

м о м м

сч сч о

CS

о ш m

X

3

<

m О X X

цепочками добавленной стоимости, в том числе автомобильная и электронная промышленность.

Отметим, что усилия большинства стран в период пандемии COVID-19 были сфокусированы преимущественно в двух направлениях:

1. Выделить больше ресурсов в систему здравоохранения, медицинскую промышленность и на разработку тестов и вакцин.

2. За время, пока действуют ограничительные меры, поддержать совокупное предложение: не дать закрыться множеству предприятий, сохранить связь людей с их работой и поддержать доходы тех, у кого они упали.

Первыми с пандемией столкнулись страны Азии, поэтому ниже будет рассмотрен преимущественно их опыт, являющийся в некоторым смысле исключительным.

КНР представляет собой уникальный пример того, как за почти 60 лет бедная страна, чей основной доход представлял аграрный сектор, вышла в лидеры по росту ВВП в мире (занимает второе место после США) и уверенно занимает лидерские позиции. Основными отраслями выступают промышленность и добыча ископаемых. Страна совершила фантастический рывок, что было обусловлено грамотным стратегическим планированием руководства страны, которое использовало такие имеющиеся преимущества, как: территориальное расположение, наличие сырьевых ресурсов, дешевая рабочая сила и др.

В Китае особое внимание уделяется развитию малого и среднего бизнеса (МСП) для чего создана система центров поддержки МСП. В настоящее время действует около 1800 таких центров, из которых 800 являются государственными организациями и 1000 - коммерческими.

С 2003 года в Китае происходит быстрое развитие малых и средних предприятий (МСП), увеличение их количества. В настоящее время они занимают наибольшую долю в общем количестве предприятий КНР, составляют одну из важнейших частей экономики Китая, вносят значительный вклад в прирост ВВП. И, как следствие, обеспечивают рост налоговых поступлений в бюджеты разных уровней. Эпидемия COVID-19, которая спустя короткий промежуток времени переросла в пандемию, ухудшила условия функционирования малых и средних предприятий в Китае, привела многие из них к банкротству.

Для сохранения потенциала МСП государством разрабатывается система мер, целью которых является сохранение потенциала МСП, обеспечение условий, необходимых для успешной их работы в долгосрочной перспективе, а не только сиюминутная работа.

Сравнение действующих в Китае мер по государственной поддержке МСП и озвученных ранее в России мер по господдержке свидетельствует о том, что в Китае опыт первого столкновения с коронавирусом в значительной степени учтен и используется для создания комплекса мер, направленных на поддержку МСП России.

Во время пандемии COVID-19 в Китае прилагались максимальные усилия, направленные на поддержку стабильности экономики. Несмотря на используемые жесткие меры во время карантина работа предприятий, осуществляющих поставку материалов и обеспечивающих нормальный уровень жизни населения продолжалась.

Государство предоставляло МСП финансовую поддержку, в том числе: была возможность воспользоваться отсрочкой по платежам за аренду; компаниям, стоящим на грани банкротства, выделялась адресная помощь. Данные меры были в достаточной степени результативны и практически все крупные предприятия КНР продолжили работу.

Роль государства в управлении возрастает именно в кризисные периоды. Вырабатываются меры, применяемые в экстренном порядке непосредственно по ходу развития пандемии, но также требуются решения и меры, ориентированные на долгосрочный период и призванные смягчить негативные последствия для экономики (снизить вероятные рост количества банкротств и рост проблемных долгов).

В КНР основными затронутыми пандемией отраслями были следующие:

- 18,5% - высокие технологии,

- 17,1% - розничная торговля,

- 15,7% - рестораны, гостиницы и компании сферы туризма,

- 14,2% - промышленность.

В различных провинциях и городах КНР были приняты различные меры. Рассмотрим на примере провинции Чжэцзян и Пекина [3].

1) Снижались административные сборы (например, различные экологические платежи).

2) Уменьшался размер арендной платы (в том числе учитывая отсутствие изменение численности сотрудников, работу в сфере общественного питания и т.п.)

3) Предоставлялись налоговые льготы (в большинстве случаев для МСП, осуществляющих работу с материалами для профилактики эпидемий и контроля за ними, для прочих МСП вопрос об использовании налоговых льготах решается избирательно).

4) Разрабатывалась система государственных субсидий, целью которых было стимулирование движения денежных средств МСП.

5) Акцент на кредитные и финансовые организация - контроль со стороны правительства и разработанные общие для страны меры ЦБ, например, снижение коэффициента резервирования на 1% [8].

6) В ряде провинций, например в провинции Чжэцзян, были приняты меры для дополнительного прямого финансирования МСП, также предоставляется возможность на 3-6 месяцев продлить процесс подачи заявки на финансирование. Кредитным учреждениям также властями предоставляются ссуды, расширяется кредитная политика для финансирования МСП, снижается порог для первых займов и т.п.

7) Точечная поддержка предприятий, которые непосредственно заняты в производстве материалов и оборудования для работы над борьбой и/или профилактикой пандемии.

8) Помощь государства МСП для скорейшего возобновления производства: помощь в оплате коммунальных услуг, долгов за электроэнергию, транспортных платежей и т.п.

9) Для МСП, у которых есть подписанные договоры с государственными организациями, продлевался срок действия документа, в случае если мСп попало в кризисную ситуацию.

По оценке Bloomberg меры экономической поддержки на 2022 год в условиях ожидаемых новых волн COVID-19 и карантинных ограничений, будут включать в

себя налоговые льготы и инфраструктурные бонды, а также вливания около 35,5 трлн юаней (5,3 трлн долларов) в экономику КНР. Данная сумма меньше, чем была в 2020 году.

Основной инструмент для поддержки китайской экономики в текущем году представляют собой бюджетные стимулы. В частности, налоговые льготы и выпуск специальных инфраструктурных бондов местными органами власти.

Для КНР характеры сложности, вызванные очень крупными долгами крупных китайских корпораций, которые составляют триллионы долларов. За последние пару лет в КНР пересматривается модель заемного финансирования окологосударственного бизнеса, с помощью которой был преодолен кризис в 2008 года, но произошел рост долговых «пузырей», что позволяет делать предположения о возникновении полноценного кризиса «плохих» долгов и в ближайшем будущем.

В число новой совокупности проблемных китайских компаний были включены:

- производитель технологий и полупроводников Tsinghua Unigroup, неоднократно объявляющий дефолт по долларовым облигациям;

- авиационный конгломерат HNA Group, который в феврале 202l года подал на банкротство, и авиакомпания Tianjin Airlines, аффилированная с ним.

Особого внимания требует тот факт, что существует большое количество государственных предприятий КНР, которые неспособны в полной мере обслуживать свои долги. Если в 2019 году их доля среди эмитентов, объявивших о дефолте по обязательствам, составляла чуть более 10%, то в последние полтора года этот показатель держится на уровне 40-50%.

Происходит постепенная смена правил, по которым строилось взаимодействие китайских компаний с государственным участием. Если раньше такие компании использовали «скрытые долговые гарантии», предоставляемые центральными и местными органами власти, но в настоящее время государственная поддержка не воспринимается как обязательная. Китайскими компаниями с государственным участием накапливались долги с осознанием, что они не будут вынуждены объявлять дефолт. Теперь у государства нет такой возможности. Примером является компания China Huarong Asset Management — крупнейший в КНР управляющий портфелями «плохих» кредитов, которая была создана в 1997 году после азиатского финансового кризиса. В 2021 году чистый убыток China Huarong Asset Management, основным акционером которой является Минфин КНР, достиг около $ 16 млрд, а совокупный долг составил $ 40 млрд.

Кроме того, интересен пример компании Evergrande Group. Фирма Evergrande Group Nanchang, являющаяся подразделением крупнейшего китайского застройщика, задолжала более 1 млрд своему поручителю, не выполнив взятых на себя обязательств. Первоначально фирма работала с государственными программами. В начале 2000-х группа компаний начала осуществлять проекты по строительству элитной недвижимости. Долговые обязательства холдинга оказались свыше $300 млрд. В этих условиях руководство приняло решение о распродаже активов компании. Подразделение из Нань-чана (провинции Цзянси) предоставило залоговые гарантии кредитору, поручившемуся по займам подконтрольных холдингу структур. Гарантиями стали акции Shengjing Bank в объеме 1,3 млрд.

Проблема корпоративных долгов в КНР усугубилась с началом пандемии, поскольку упростился процесс получения кредитов.

Далее рассмотрим меры, принимаемые на государственном уровне в Японии.

Меры, применяемые в Японии, имели чрезвычайный характер. Пакет мер, способствующих борьбе с СОУЮ-19 был принят 7 апреля 2020 г. (частично пересматривался 20 апреля 2020 года). Сумма выделяемых средств составила 117 трлн иен (20,9 % ВВП 2019 г.). Кроме того, в данным пакет мер включались невыполненные ранее меры, в том числе пакет мер, призванных стимулировать экономику (принят в январе 2020 г.) и два пакета, мер направленных непосредственно против СОУЮ-19 от 13 февраля и 10 марта 2020 г. [2]. Цели мер, принятых в апреле, были следующие:

- были разработаны меры, направленные на строительство больниц и поликлинических учреждений (в 2019 году расходы составили в 0,4 % ВВП);

- осуществляется поддержка в сфере занятости населения и бизнеса, проводятся меры для восстановления деятельности (17,3 % ВВП);

- ведутся работы для восстановления утраченной устойчивости целостности экономической структуры и меры по предотвращению будущих вызовов (3,1 % ВВП).

Остановимся более детально на принятых мерах.

К ключевым мерам для экономической сферы и бизнеса относятся:

- денежные выплаты пострадавшим фирмам Японии (3 млн иен МСП и индивидуальным предпринимателям);

- отсрочка налоговых платежей и взносов на социальное обеспечение;

- выдача льготных кредиты государственным и частным финансовым учреждениям;

- поддержка ряда ключевых отраслей, например, медицины (снабжение медицинскими масками, финансирование разработки вакцин и др.);

- государственные финансовые учреждения предоставляли субординированные кредиты пострадавшим фирмам;

- при сложностях с выплатой арендных платежей, фирмам предоставлялись субсидии.

В дальнейшем был принят еще один комплекс экономических мер (на сумму более 500 млрд. иен), направленный на поддержку жизнедеятельности. В него были включены:

- расширение уже действующих мер поддержки экономики;

- поддержка инвестирования в цифровизацию и "зеленые" технологии;

- развитие системы безопасности и предотвращения стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций;

- расширяется субсидирование некоммерческих организаций, которые управляют так называемыми ко-домо сёкудо «детскими столовыми», которые бесплатно кормят нуждающихся детей.

Чтобы поддержать экономику страны на фоне эпидемии, Банк Южной Кореи решил провести сверхмягкую политику кредитования и денежных средств, в том числе, предоставлять беспроцентные необеспеченные кредиты малому бизнесу. Также был увеличено количество покупаемых коммерческих бумаг и корпоративных облигаций для поддержки крупных компаний.

Наиболее серьезно пострадали в период кризиса экономики при пандемии такие отрасли экономики, как

X X

о го А с.

X

го m

о

м о

M M

см см о см

о ш т

X

3

<

т О X X

туризм, общественное питание и туризм. По итогам 2021 г. в мире и Японии продажи автомобилей выросли. Однако, по данным за первые полгода 2022 года продажи снизились.

В 2020-21 годах въездной туризм практически полностью отсутствовал из-за действующих запретов, внутренний - существенно снизился из-за опасений распространения пандемии. В 2021 году внутренний поток туристов составил 40 млн. чел. Из-за пандемии расходы на рестораны, прочие общественные заведения резко снизились, но потребление готовой еды увеличилось [10]. Начиная с 2020 года наблюдалось снижение размеров ВВП, данное явление связано не только с пандемией, но и с сжатием внутреннего спроса вследствие повышения с 1 октября 2019 года потребительского налога с 8 до 10 % [1]. По итогам 2021 года ВВП Японии незначительно уменьшился - на -2,04%.

Поддержка МСП, которые пострадали от пандемии COVID-19, дала значимые результаты, в том числе снижение количества банкротств компаний (минимальное количество за несколько десятков лет). Предоставляемые гарантии особенно значимо помогли наиболее сильно пострадавшим в кризис ресторанам и другим организациям общественного питания. Но существует риск невозможности дальнейшего невозврата полученных кредитов [14].

Что касается банкротств, то следует отметить снижение количества банкротств в семи из девяти префектур в 2020 году по сравнению с предыдущим годом. На уровне 175 (снижение на 17,4% с 2019 годом), число банкротств на Хоккайдо сокращается третий год подряд, достигнув самого низкого уровня за 30 лет с 1991 года. В Тохоку число банкротств сократилось впервые за три года и составило 355 (12,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). В Канто число банкротств впервые за два года снизилось в годовом исчислении и составило 2812 (на 9,6% меньше, чем в предыдущем году). ПГ), впервые с 1990 года упав ниже 3000 (2 307). В Чубу количество банкротств сократилось второй год подряд и составило 1029 (0,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). В Кинки число банкротств впервые за два года снизилось в годовом исчислении и составило 2063 (на 4,9% меньше, чем в предыдущем году), достигнув самого низкого уровня за последние 30 лет. Сикоку (158 случаев, снижение на 17,7% по сравнению с предыдущем годом) и Кюсю (622 случая, снижение на 11,3% по сравнению с предыдущем годом)) наблюдалось первое снижение за три года. Единственный рост был отмечен в Чугоку, где количество банкротств третий год подряд превысило показатель предыдущего года (358, рост на 2,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). Из десяти отраслей число банкротств увеличилось в четырех и сократилось в пяти; однако сфера услуг, которая включает услуги, связанные с образом жизни, и индустрию развлечений (5 ^18 банкротств), увеличила эти цифры (118, что на 24,2% больше, чем 95 в предыдущем году). Хокурику был единственным районом, сообщившим о таком же количестве банкротств, как и в предыдущем году.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Самоизоляция и переход к удаленным формам хозяйственной деятельности привел к тому, что индустрия телекоммуникаций и розничная торговля пострадали в наименьшей степени. В данном секторе снижение числа банкротств оказалось максимальным.

В сфере коммуникаций оно уменьшилось на 22,1%, а в сфере розницы - на 14,3%.

Однако этого нельзя сказать о таких сегментах рынка как туристический и гостиничный бизнес, строительная отрасль и машиностроение. Здесь ситуация оказалась критической. Местные эксперты отмечают значительный рост числа банкротств среди крупных корпораций, оказавшихся уязвимыми в условиях необычайной рецессии, которую переживает экономика страны

Корейское правительство отреагировало на пандемию коронавируса довольно оперативно. Первые меры по стимулированию экономики были приняты уже в конце марта 2020 года. В апреле была разработана более комплексная программа, детализированная в первую неделю мая, которая была уточнена и дополнена в июне 2020 года.

Размер анонсированного корейским правительством пакета мер эквивалентен 200 млрд долл. США, или 10 % ВВП. Из этих средств примерно 2,5 % ВВП было направлено на поддержку финансовых рынков в конце марта. Для наиболее пострадавших отраслей — автопроизводителей, телекома, авиакомпаний и судостроителей зарезервировано 32 млрд долл. США. 29 млрд долл. США предназначаются для малого бизнеса. Также корейское правительство планирует выкупить пакеты акций компаний, являющихся частью общественной инфраструктуры, или предоставить им долговые гарантии и дополнительную ликвидность. Поддержка будет предоставляться при условии сохранения рабочих мест, проведения корпоративной реструктуризации и обеспечения участия общества в прибыли.

Программа стимулирования экономики помимо срочных мер включает и более фундаментальные решения, которые повлияют на

а) роль государства в экономике в ближайшие несколько лет;

б) планы долгосрочного развития экономики;

в) внешнеэкономическую стратегию страны. Данные решения принимались на основании ожиданий относительно возможных изменений общей ситуации. Ее предполагается оценивать по следующим направлениям:

1) возрастание частоты эпидемий и локализация закупок медицинских товаров;

2) развитие цифровых отраслей и сокращение спроса на углеводородное топливо;

3) обеспечение производственных запасов;

4) социальная справедливость и диалог;

5) рост протекционизма.

Меры по преодолению экономических последствий пандемии COVID-19 должны обеспечить ответы на данные вызовы. Например, в ответ на повышение частоты вирусных заболевания предполагается производить больше товаров внутри страны и одновременно продвигать продукцию корейского производства на внешних рынках, что повлечет развитие предприятий и бизнеса. Для преодоления протекционистских тенденций планируется усилить меры по поддержанию международного сотрудничества.

Одной из наиболее важных характеристик мер по преодолению экономических последствий коронавируса является усиление роли государства в экономике. До пандемии экономическая среда в Корее характеризовалась наличием преимущественно традиционных форм хозяйственной деятельности и стабильным ростом на нефть и ее производные. После пандемии COVID-19 от-

мечался значительный рост интереса к цифровой экономике и электронной коммерции как ее составному элементу, развитие телемедицины и снижение спроса на нефть. Предпринимались меры для создания и развития цифровой экономики, проводилась реструктуризация промышленного сектора для большего внедрения энергосберегающих технологий.

Иными словами, государство в Корее продолжало играть более существенную роль в экономике, чем во многих ведущих странах Запада. Но коронавирус создал условия для более масштабного присутствия государства не только в экономической, но и социальной жизни общества. В результате происходит разворот в сторону модели, названной американским исследователем К. Джонсоном еще в 80-е гг. прошлого века «государством развития» (developmental state), хотя и в меньших масштабах, чем это имело место до середины 1990-х гг.

Программа корейского правительства по стимулированию экономики получила название «Корейский новый курс» (Korean New Deal), делая прямую отсылку к «Новому курсу» Рузвельта для борьбы с Великой депрессией. Эта стратегия, реализованная в Соединенных Штатах в 1930-е гг., как известно, предполагала набор определенных мер, которые в совокупности подразумевали более широкое участие государства в экономике. Создатели курса считали, что государство более успешно в борьбе с масштабными кризисами, нежели рынок.

Всего было выделено 10 направлений, по которым будет вестись работа. Особый акцент на цифровизацию связан в том числе и с причинами демографического характера — старением населения и падением рождаемости.

Приоритетом в ближайшие годы безусловно будет пользоваться сфера здравоохранения. Как уже было отмечено, большое внимание уделяется локализации производства медицинских товаров и их последующему продвижению на мировых рынках. Параллельно будет идти процесс расширения услуг телемедицины и переоборудование объектов медицинской инфраструктуры для этих целей. В этой связи Корея планирует проводить активную инновационную политику. Начиная с мая 2020 г., в последующие четыре года финансирование будет в приоритетном порядке выделяться на те исследовательские проекты, которые направлены на решение проблем старения населения и борьбу с возможными вирусными инфекциями. Особый акцент планируется на создание устойчивой системы здравоохранения с использованием элементов роботизации при лечении в медицинских центрах.

Для экспортозависимой экономики Кореи вопросы возможной деглобализации в целом, свертывания глобальных цепочек добавленной стоимости в частности являются чрезвычайно важными. Корею выделяет то, что, находясь в Азии, она имеет стратегический альянс с США и тесные партнерские отношения с ЕС, а также соглашение о зонах свободной торговли с обеим экономиками. С этой точки зрения Корея вряд ли утратит связь с американским и европейским рынками. Наоборот, она может получать заказы на поставку товаров и компонентов, которые могут перейти в разряд стратегических в «новой нормальности». Скорее всего, это будут медицинские товары и оборудование. Дополнительные возможности для сотрудничества с ЕС могут открыться по линии борьбы с изменениями климата. Корея открыто поддержала план ЕС Green Deal.

В пользу Кореи может сыграть и фактор того, что при снижении доли трудозатрат в производственных издержках бизнеса, которое ожидает McKinsey & Company, и повышении роли технологий для обеспечения эффективности производственных процессов Корея сможет предоставлять услуги аутсорсинга, используя свой немалый технологический потенциал.

В результате, за время пандемии около 870 тыс. (13,5%) компаний малого и среднего бизнеса не справились с ситуацией и покинули бизнес среду.

Меры, принятые правительством Корее в 2020 году, призванные минимизировать распространение COVlD-19, привели к сокращению рабочего графика компаний малого и среднего бизнеса и уменьшению числа клиентов и доходов.

Сектор торговли (оптовой и розничной) за 2020 год уменьшился на 313 тыс. продавцов (16,7% от предыдущего года), в туризме и сфере гостиничного бизнеса количество действующих предприятий уменьшилось на 252 тыс. (16,2% от предыдущего года).

Значительно выросли долги владельцев малого бизнеса в стране (на 19,3%). Упала прибыль в расчете на одно предприятие (с 43,1 до 19 млн. вон). Причиной такого падения прибыли и роста долгов вероятно является неспособность бизнеса развиваться и приспосабливаться к распространяющейся цифровизации в стране и в мире, в том числе и в силу национальных традиций. Только небольшое количество предприятий (около 9% всех МСП) имели опыт работы в электронной коммерции. Вместе с тем, конкуренция и ухудшение условий для бизнеса (например, рост размера арендной платы, повышение стоимости сырья, принятые правительством карантинные меры) были названы главными причинами.

По итогам 2021 года согласно статистике министерства промышленности Республики Корея (РК), корейские производители поставили за рубеж товаров и услуг на общую сумму 644,54 миллиарда долларов, что на 25,8 процента больше, чем в 2020 году, когда экспорт составил 512,5 млрд долларов, что говорит о позитивной тенденции в экономике страны.

Рассмотрев основные направления государственной политики вышеупомянутых стран по поддержке бизнеса в критичных условиях , в том числе условиях коронави-руса COVID-19, можно сделать вывод о том, что основной акцент приходился на финансовое облегчение деятельности МСП, что является ключевым аспектом государственной политики, однако только при наличии комплекса мер финансовой и нефинансовой поддержки удается существенно снизить негативные последствия пандемии.

Вместе с тем, в настоящее время особого внимания требуют крупные корпорации, в частности в КНР, поскольку заметен рост их долгов, которые вероятно рассчитывали на постоянную помощь со стороны государства.

Таким образом, пакет мер, применяемых правительствами стран по преодолению последствий коронави-руса сигнализирует возвращение «государства развития» — системы, в которой оно активно участвует в экономических процессах для трансформации экономики. В ближайшие годы под управлением государства будет происходить ускоренная цифровизация, которая изменит облик промышленности, внесет коррективы в подготовку кадров и поменяет социальную инфраструктуру. При этом будут продолжаться попытки исправить дисбалансы в социальной сфере. Внешнеэкономическая

X X

о го А с.

X

го m

о

м о м м

CN СЧ О

cs

О Ш

m

X

3

<

m о х

X

стратегия будет основываться на поддержании идеи многостороннего сотрудничества, с одной стороны, и выстраивании субрегиональных производственно-сбытовых цепочек, опираясь на потенциал таких стран, как Вьетнам, Индия, с другой. В какой степени удастся реализовать намеченное и какие результаты в итоге будут получены, покажет будущее.

Рассматривая опыт стран, причины образования проблемных долгов в России и с учетом значительной доли недобросовестных должников, можно сделать вывод:

- о необходимости государства участвовать в разработке мер поддержки бизнеса;

- о необходимости изменений в сфере образования в условиях кризиса (не только во времена пандемии).

На наш взгляд, к числу наиболее результативных мер могут быть отнесены следующие:

- поддержка определенных отраслей, которые более всего пострадали в кризис, например, предприятия туристической сферы, с помощью снижения арендных платежей, возможности использования отсрочки при уплате налогов, кредитов на льготных условиях;

- создания на государственном уровне структурных подразделений, курирующих наиболее пострадавшие в кризис отрасли и стимулирующие работу наиболее актуальных производств, например, в период пандемии COVID-19 требовалось производство большого количества средств индивидуальной защиты, в настоящее время стоит проблема разработки и производства отечественных медицинских препаратов для результативного импортозамещения;

- обеспечение со стороны государства развитие отраслей, полный контроль НИОКР;

- изменения законодательства о банкротстве и закрепление основной задачи сохранения бизнеса должника на рынке, а следовательно, изменение роли участников процесса о банкротстве и усиление контрольной функции государства;

- усиления мер гражданской и уголовной ответственности за недобросовестное неисполнение обязательств;

- изменение программ образования и фокусирование студенческой аудитории на сохранение каждой бизнес-единицы на Российском рынке: формирование антикризисных компетенций, направленных на сохранение и развитие бизнеса, управленческих компетенций, нацеленных на сотрудничество с бизнес- и госструктурами для обеспечения функционирования бизнеса в сложных ситуациях, сотрудничество с государственными структурами, например, для выкупа проблемных предприятий за счет предоставления налоговых преференций;

- формирование новой бизнес-культуры в России, в том числе в части возврата проблемных долгов, основанной на правилах деловой этики - pacta sunt servant («договоры должны соблюдаться»).

Литература

1. Белов А.В., Тихоцкая И.С. Первая волна пандемии COVID-19 в Японии: социальные и экономические аспекты // Азия и Африка сегодня. 2020. № 10. С. 14-21. D0l:10.31857/S032150750011106-8

2. Дёмина Я.В., Мазитова М.Г. Пандемия COVID-19 и её влияние на экономику Японии // Японские исследования. 2021. №3. - С.57-75.

3. Е Симэн, Шерешева М.Ю. Государственная политика КНР в отношении китайских малых и средних предприятий в условиях пандемии COVID-19 // Государственное управление. Электронный вестник. 2020. №79. С. 25-50.

4. Коргун И. А., Сутырин С. Ф. Стимулирование экономики Республики Корея в условиях пандемии COVID-19 //Международная экономика. - 2020. - №. 6. - С. 41-51.

5. Мусостова Д.Ш., Бисаева Д.И. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в Китае // Экономика и менеджмент инновационных технологий. - 2016. - № 1 - [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2016/01/10707 (дата обращения: 10.09.2022).

6. Официальный сайт Агентства Красная Весна https://rossaprimavera.ru/news/7ddeb1c9 (Дата обращения 01.10.2022)

7. Официальный сайт агентства Tokyo Shoko Research Ltd. [Электронный ресурс]. https://www.tsr-net.co.jp/en/bankruptcy/2020.html (Дата обращения 01.10.2022)

8. Cheng Jibing "Supportive Therapy" helps small and medium-sized enterprises to overcome difficulties // Chinese Business Community. - 2020. Vol. 03. [Элект. ресурс]. URL: http://finance.eastmoney.com/a/202002081376715725.html (дата обращения: 08.09.2022).

9. Inaba, K. From Rebound in Fiscal Year 2021 to Moderate Recovery in Fiscal Year 2022. // Japan Center for Economic Research. The 186R Quarterly Forecast. -Retrieved August 5, 2021 [Электронный ресурс] https://www.jcer.or.jp/jcer_download_log.php?f=eyJwb3N0 X2lkIjo3OTcwMywiZmlsZV9wb3N0X2lkIjo3OTcwNH0=&po st_id=79703&file_post_id=79704. (дата обращения: 08.09.2022).

10. Kihara, L., Kajimoto, T. Japan's economy slumps back into decline as COVID-19 hits spending. // Reuters. Retrieved August 5, 2021 [Электронный ресурс] https://www.reuters.com/world/asia-pacific/japans-economy-contracts-more-than-expected-covid19-hits-consumption-2021-05-18/ (дата обращения: 08.09.2022).

11. Nakamura, K. Japan to help shift manufacturing to ASEAN from China after virus disrupts supply chains. //The Japan Times - August 3, 2021 -[Электронный ресурс] -https://www.japantimes.co.jp/news/2020/05/05/business/ja pan-manufacturing-asean-chinacoronavirus-supply-chains/ (дата обращения: 08.09.2022).

12. OECD Economic Outlook. August 5, 2021 - [Электронный ресурс] https://www.oecdilibrary.org/economics/oecd-economic-outlook_16097408 (дата обращения: 08.09.2022).

13. Yamori, N. & Aizawa, T. The impact of the first wave of the COVID-19 crisis on small and medium-sized enterprises and credit guarantee responses: Early lessons from Japan. // Covid Economics, 63 - 2021, January 7-P.186-200.

14. Zhang, H. The impact of COVID-19 on global production networks: Evidence from Japanese multinational firms. // Covid Economics, 72 - 2021, March 18. P. 26-67.

State support measures during the COVID-19 pandemic: the experience

of Asian countries Popov N.E.

Moscow State University named after M.V. Lomonosov

JEL classification: H87, F02, F15, F29, F40, F42, F49_

The article discusses the measures of state support for the economy and

business used in Asian countries during the crisis and the COVID-19

pandemic, the purpose of which is, first of all, to prevent the growth of bad debts and bankruptcies of organizations. The purpose of this article is to consider the role of the state in dealing with bad debts, primarily during the COVID-19 pandemic, and to analyze specific measures and mechanisms of support provided by the state to organizations. Particular emphasis is placed on Asian countries such as the People's Republic of China (PRC), Japan and the Republic of Korea. Special attention will be paid to the measures taken by the governments of countries to reduce the likelihood of bankruptcies of organizations and reduce the growth of problem assets, normalize business activity and create conditions for the development of new sectors of the economy. The article discusses the main directions of the state policy of the countries, including support for small and medium-sized enterprises (SMEs) in the context of the COVID-19 coronavirus pandemic, and also attempts to suggest what measures used in these countries can be used in the Russian economy during the crisis period development. Keywords: pandemic, government support, economy, Asian countries, bad

debts, bankruptcy, troubled company, crisis, business recovery. References

1. Belov A.V., Tikhotskaya I.S. The first wave of the COVID-19 pandemic in

Japan: social and economic aspects // Asia and Africa today. 2020. No. 10. P. 14-21. DOI:10.31857/S032150750011106-8

2. Demina Ya.V., Mazitova M.G. The COVID-19 pandemic and its impact on

the Japanese economy // Japanese Studies. 2021. №3. - P.57-75.

3. Ye Ximen, Sheresheva M.Yu. State policy of the PRC towards Chinese

small and medium-sized enterprises in the context of the COVID-19 pandemic // Public Administration. Electronic Bulletin. 2020. No. 79. pp. 25-50.

4. Korgun I. A., Sutyrin S. F. Stimulating the economy of the Republic of Korea

in the context of the COVID-19 pandemic // International Economics. -2020. - no. 6. - S. 41-51.

5. Musostova D.Sh., Bisaeva D.I. State support for small and medium-sized

businesses in China // Economics and management of innovative technologies. - 2016. - No. 1 - [Electronic resource]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2016/01/10707 (date of access: 09/10/2022).

6. Official website of the Red Spring Agency https://rossaprimavera.ru/news/7ddeb1c9 (Accessed 01.10.2022)

7. Official website of Tokyo Shoko Research Ltd. [Electronic resource].

https://www.tsr-net.co.jp/en/bankruptcy/2020.html (Accessed

01.10.2022)

8. Cheng Jibing "Supportive Therapy" helps small and medium-sized

enterprises to overcome difficulties // Chinese Business Community. -

2020. Vol. 03. [Electronic resource]. URL: http://finance.eastmoney.com/a/202002081376715725.html (accessed 09/08/2022).

9. Inaba, K. From Rebound in Fiscal Year 2021 to Moderate Recovery in

Fiscal Year 2022. // Japan Center for Economic Research. The 186R Quarterly Forecast. - Retrieved August 5, 2021 [Electronic resource] https://www.jcer.orjp/jcer_download_log.php?f=eyJwb3N0X2lkIjo30Tc wMywiZmlsZV9wb3N0X2lkIjo30TcwNH0=&post_id=79703&file_post_i d=79704. (date of access: 08.09.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Kihara, L., Kajimoto, T. Japan's economy slumps back into decline as COVID-19 hits spending. // Reuters. Retrieved August 5, 2021 date of access: 08.09.2022).

11. Nakamura, K. Japan to help shift manufacturing to ASEAN from China after virus disrupts supply chains. //The Japan Times - August 3, 2021 -[Electronic resource] -https://www.japantimes.co.jp/news/2020/05/05/business/japan-manufacturing-asean-chinacoronavirus-supply-chains/ (date of access: 08.09.2022).

12. OECD Economic Outlook. August 5, 2021 - [Electronic resource] https://www.oecdilibrary.org/economics/oecd-economic-outlook_16097408 (accessed 08.09.2022).

13. Yamori, N. & Aizawa, T. The impact of the first wave of the COVID-19 crisis on small and medium-sized enterprises and credit guarantee responses: Early lessons from Japan. // Covid Economics, 63 - 2021, January 7- P.186-200.

14. Zhang, H. The impact of COVID-19 on global production networks: Evidence from Japanese multinational firms. // Covid Economics, 72 -

2021, March 18. P. 26-67.

X X

o

OD >

c.

X

OD m

o

ho o ho ho

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.