Научная статья на тему 'СРАВНЕНИЕ МЕР ПОДДЕРЖКИ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ COVID-19'

СРАВНЕНИЕ МЕР ПОДДЕРЖКИ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
78
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
COVID-19 / ПОДДЕРЖКА ГОСУДАРСТВА / МСП / ВВП / ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Красильников Александр Иванович

В статье исследуются меры государственной поддержки экономики во время пандемии COVID-19 в Российской Федерации и ряде зарубежных стран, имеющих высокую долю малого и среднего бизнеса в ВВП. Автор обращает внимание на то, что развитие малого и среднего бизнеса является важной задачей, однако в условиях кризисных ситуаций, низкая доля малого и среднего бизнеса в ВВП может стать преимуществом для экономики. Основной вывод данной статьи заключается в том, что высокий уровень вовлеченности трудоспособного населения на малых и средних предприятиях является причиной более высоких затрат на поддержку государственной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Красильников Александр Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARISON OF MEASURES TO SUPPORT THE ECONOMY IN RUSSIA AND ABROAD DURING THE CAVID-19 PANDEMIC

The article examines the measures of state support for the economy during the COVID-19 pandemic in the Russian Federation and several foreign countries with a high share of small and medium-sized businesses in GDP. The author draws attention to the fact that the development of small and medium-sized businesses is an important task, but in crisis situations, a low share of small and medium-sized businesses in GDP can become an advantage for the economy. The main conclusion of this article is that the high level of involvement of the working-age population in small and medium-sized enterprises is the reason for higher costs for supporting the state economy.

Текст научной работы на тему «СРАВНЕНИЕ МЕР ПОДДЕРЖКИ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ COVID-19»

УДК 332

РО! 10.23672/у3143-1074-5838-и

Красильников Александр Иванович

студент института магистратуры, Санкт- Петербургски й государственн ы й экономический университет alkrasen@yandex.ru

Aleksandr I. Krasilnikov

Student of Institute of Magistracy, Saint Petersburg State University of Economics alkrasen@yandex.ru

Сравнение мер поддержки

экономики в россии и за рубежом во время пандемии гомй-19

Comparison of measures

to support the economy in russia and abroad during the cavid-19 pandemic

Аннотация. В статье исследуются меры государственной поддержки экономики во время пандемии COVID-19 в Российской Федерации и ряде зарубежных стран, имеющих высокую долю малого и среднего бизнеса в ВВП. Автор обращает внимание на то, что развитие малого и среднего бизнеса является важной задачей, однако в условиях кризисных ситуаций, низкая доля малого и среднего бизнеса в ВВП может стать преимуществом для экономики. Основной вывод данной статьи заключается в том, что высокий уровень вовлеченности трудоспособного населения на малых и средних предприятиях является причиной более высоких затрат на поддержку государственной экономики.

Ключевые слова: COVID-19, поддержка государства, МСП, ВВП, экономика.

Annotation. The article examines the measures of state support for the economy during the COVID-19 pandemic in the Russian Federation and several foreign countries with a high share of small and medium-sized businesses in GDP. The author draws attention to the fact that the development of small and medium-sized businesses is an important task, but in crisis situations, a low share of small and medium-sized businesses in GDP can become an advantage for the economy. The main conclusion of this article is that the high level of involvement of the working-age population in small and medium-sized enterprises is the reason for higher costs for supporting the state economy.

Keywords: COVID-19, state support, SMEs, GDP, economy.

Зпидемия СОУЮ-19 стала причиной существенных экономических проблем во многих странах мира. Многие сферы экономики оказались парализованы. Нарушилось международное авиасообщение между странами, сократились финансовые потоки, которые поступали от туризма. Главным образом под ударом оказался малый и средний бизнес, ведущий бизнес в сфере услуг.

Малые и средние предприятия являются ключевым элементом экономики на всех развитых рынках. В самых крупных развитых экономиках мира доля малого и среднего бизнеса в валовом внутреннем продукте государства, как правило, превышает более 50 %. Далее, рассмотрим таблицу 1, где представлены доли МСП от вВп государства в российской и зарубежных экономиках.

Таблица 1

Доля МСП в ВВП стран

Страна США Германия Великобритания Франция Россия

Доля МСП в ВВП 53 % 57 % 51 % 50 % 23 %

Из представленной таблицы следует, что доля малого и среднего бизнеса в ВВП Российской Федерации значительно ниже, чем у сравниваемых государств. Так же стоит заметить, что такие страны как Франция, Великобритания и Германия имеют значение ниже, чем средний процент по странам Евросоюза, где доля МСП в вВп составляет порядка 75 %. Развитие малого и среднего бизнеса необходимо государствам, стремящимся к дифференциации своей экономики. Функционирование малых предприятий дает не только добавленную стоимость, но и миллионы рабочих мест. К примеру, в Соединенных Штатах Америки

на долю малого бизнеса приходится 99,7 % компаний с наемными сотрудниками. С 2000 года по 2017 малые предприятия предоставили около 66 % новых рабочих мест, а число занятых в МСП от общего трудоспособного населения достигает 65 % [8]. В Российской Федерации доля численность людей, занятых в малом и среднем бизнесе, составляет 26 % населения.

С начала 2020 года поддержка со стороны государства для малого и среднего предпринимательства оказалась критически важной из-за распространения новой коронавирусной инфекции.

Современная экономика столкнулась с ранее не встречавшимся вызовом. Для предотвращения распространения инфекции государствами осуществляется ряд мер по ограничению работы бизнеса. Из-за глобальной пандемии нарушились международные торговые цепочки, а сфера оказания услуг оказалась под самым сильным ударом. Наиболее уязвимыми перед вводимыми ограничениями оказываются компании малого бизнеса, поскольку они не имеют большого запаса финансовой устойчивости. Далее следует рассмотреть принятые меры поддержки экономики в таких странах, как: США, Германия, Великобритания, Франция и Россия.

В Соединенных Штатах Америки доля малого и среднего бизнеса в экономике составляет порядка 5,9 триллионов долларов США, что вызвало быструю реакцию государственных властей на оказание помощи во время эпидемии ко-ронавирусной инфекции. Одна из первых мер поддержки малого бизнеса была принята весной 2020 года, когда вступил в силу закон «Coronavirus Aid, Relief, and Economic Security Act». На основании представленного закона были выделены средства размером 2 триллиона долларов США [7]. В дальнейшем, первоначального пакета мер оказалось недостаточно и на сегодняшний день планируемы траты на поддержку составят порядка 6 триллионов долларов. Из первоначального пакета мер на поддержку малого бизнеса направлялось 350 миллиардов долларов США на кредиты. Позднее было выделено еще 380 миллиардов долларов США, так как первоначальные средства были использованы в полном объеме. Данные кредиты предоставляются для малых и средних предприятий до 10 миллионов долларов США [4].

Федеративная республика Германия также столкнулась с экономическими проблемами, которые вызваны эпидемией коронавирусной инфекции. Немецкое правительство выделило на поддержку всего бизнеса в стране 1,24 триллиона долларов США[3]. Первой мерой для микропредприятий и фрилансеров стал невозвратный грант, который выдается по запросу и составляет от 5 до 15 тысяч евро, на это правительство направило 50 миллиардов евро. Следующая мера поддержки заключается в оплате 60% заработной платы сотрудников, которые вынуждены прекратить свою работу. Еще одной мерой поддержки стали кредиты с процентной ставкой до 1 %, которые выдаются на сумму равной половине прошлогодней выручки. Все риски и гарантии по невыплате кредитов берет на себя государство [1]. Правительство Германии также разрешило отложить налоговые выплаты предпринимателем в случае кризисной ситуации, условия по налоговым выплатам обсуждаются предпринимателями с налоговой инспекцией индивидуально.

Правительство Французской Республики выделило на поддержку экономики страны 545 миллиардов долларов США, которые направлены на

несколько основных мер [3]. Первая мера поддержки затрагивает микропредприятия и самозанятых, которые имеют годовой оборот меньше 1 миллиона евро, а также, компании с сократившимся торговым оборотом более 50% по сравнению с прошлым годам. Такие претенденты могут рассчитывать на безвозмездную помощь в размере 1500 евро. Ушедшим вынужденно в отпуск сотрудникам выплачивается 70% от зарплаты. Французское правительство также направило 300 миллиардов евро на банковские гарантии по кредитам для предприятий [2]. Для малого и среднего бизнеса была профинансирована аренда помещений и коммунальных услуг. Также, были установлены:

- отсрочка на выплату кредитов до 6 месяцев;

- отсрочка по налогам до 3 месяцев;

- отсрочка на социальные взносы от 1 до 3 месяцев.

Великобритания столкнулась с эпидемий в том же промежутке времени, что и вышеперечисленные страны. Правительство выделило на поддержку экономики 450 миллиардов долларов США. Государство предпринимает активные меры поддержки по сохранению рабочих мест и уделяет особое внимание этому вопросу. По новым мерам будет происходить оплата государством 80 % зарплаты сотрудникам, но не более 2500 фунтов стерлингов. Малый бизнес может возместить больничный сотрудников по 200 фунтов в день за каждого сотрудника. Компаниям, которые принимают на работу сотрудников в возрасте от 16 до 24 лет, будет выплачиваться 1000 фунтов стерлингов. Малый бизнес может рассчитывать на гранты размером до 10 тысяч фунтов в месяц, а также, все арендаторы могут рассчитывать на полную компенсацию аренды, если стоимость недвижимости превышает 51 тысячу фунтов стерлингов [5]. Российская Федерация суммарно выделила на поддержку экономики в условиях пандемии 18,94 миллиарда долларов. В первую очередь, правительство страны направляет средства на поддержку семей с детьми, выделяя н а данные меры уже более 600 миллиардов рублей. Также, были выделены 185 миллиардов рублей на повышение суммы пособия по безработице. Для малого и среднего бизнеса были снижены страховые взносы до 15 % [6]. Была введена отсрочка на уплату налогов, а также - безвозмездные субсидии при условии сохранения 90 % штата сотрудников. Помимо этого, были предоставлены льготные кредиты под 0 процентов на выплату зарплат и льготные кредиты под 2 % на возобновление бизнеса.

Рассмотрев меры поддержки экономики вышеперечисленных стран, следует произвести сравнение их затрат на реализацию мер поддержки экономики, динамику безработицы и ВВП в 2020 году по сравнению с 2019 годом в таблице 2.

Таблица 2

Сравнение эффективности мер поддержки исследуемых стран

Страна США Германия Франция Великобритания Россия

Затраты на поддержку млрд долл. 6000 1240 545 450 18,94

Затраты/ВВП % 39 31 20 13 1,2

Изменение % безработных +2,2 +1,1 +0,57 +1,2 +1,51

Изменение ВВП % -1,9 -4,1 -5,8 -4,2 -3

Таким образом, наибольшие затраты на поддержку экономики наблюдаются у США, что позволило получить наименьшее снижение ВВП из исследуемых стран, однако наблюдается наибольший рост безработицы. Российская Федерация произвела наименьшие затраты на поддержку экономики, однако показала снижение ВВП на 3 %, что значительно меньше снижения

Великобритании (4,2 %). Германии (4,1 %) и Франции (5,8 %). Следует сделать вывод о том, что во время эпидемии коронавирусной инфекции страны с большой долей МСП в экономике вынуждены тратить более значительные ресурсы, чем Россия, поскольку основу экономики Российской Федерации составляют крупные компании с высокой финансовой устойчивостью.

Литература:

1. European commission directorate general economic and financial affairs: Policy measures taken against the spread and impact of the coronavirus. 2020. P. 11-13.

2. Governmental responses to COVID-19 and its economic impact: a brief Euro-Asian comparison. Asia Europe Journal. 2020. P. 211-216.

3. IMF (2021) international monetary fund: policy responses to COVID-19. URL : https://www.imf.org/en/ Topics/imf-and-covid19/Policy-Responses-to-COVID-19#G

4. Monson C. What Small Businesses Need to Survive the Coronavirus Crisis// Harvard Business Review. March 27, 2020.

5. Marcus R. Keogh-Brown, Henning Tarp Jensen, W. John Edmunds, Richard D. Smith,The impact of COVID-19, associated behaviours and policies on the UK economy: A computable general equilibrium model,SSM - Population Health. 2020. Vol. 12.

6. Sarkisian-Artamonova A.A. Impact of the COVID-19 pandemic on the small and mediumsized business economy in Russia as an educational tool. International Conference on Advances in Education (ADVED 2020) / A.A. Sarkisian-Artamonova, O.N Kalacheva. 2020. P. 414-421. Turkey : 5-6 October.

7. SchweitzerH. Summary and Analysis of Key Provisions of the Cares Act. / H. Schweitzer [at al.] March 28, 2020. Cozen O'Connor.

8. U.S. SMALL BUSINESS ADMINISTRATION: Frequently Asked Questions About Small Business, August 2018.

Literature:

1. European commission directorate general economic and financial affairs: Policy measures taken against the spread and impact of the coronavirus. 2020. P. 11-13.

2. Governmental responses to COVID-19 and its economic impact: a brief Euro-Asian comparison. Asia Europe Journal. 2020. P. 211-216.

3. IMF (2021) international monetary fund: policy responses to COVID-19. URL : https://www.imf.org/en/ Topics/imf-and-covid19/Policy-Responses-to-COVID-19#G

4. Monson C. What Small Businesses Need to Survive the Coronavirus Crisis// Harvard Business Review. March 27, 2020.

5. Marcus R. Keogh-Brown, Henning Tarp Jensen, W. John Edmunds, Richard D. Smith,The impact of COVID-19, associated behaviours and policies on the UK economy: A computable general equilibrium model,SSM - Population Health. 2020. Vol. 12.

6. Sarkisian-Artamonova A.A. Impact of the COVID-19 pandemic on the small and mediumsized business economy in Russia as an educational tool. International Conference on Advances in Education (ADVED 2020) / A.A. Sarkisian-Artamonova, O.N Kalacheva. 2020. P. 414-421. Turkey : 5-6 October.

7. SchweitzerH. Summary and Analysis of Key Provisions of the Cares Act. / H. Schweitzer [at al.] March 28, 2020. Cozen O'Connor.

8. U.S. SMALL BUSINESS ADMINISTRATION: Frequently Asked Questions About Small Business, August 2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.