Шорохов Вячеслав Евгеньевич
АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ
В статье анализируются способы и механизмы противодействия коррупции в Российской Федерации. Рассматривается проблема необходимости внедрения антикоррупционного образования для полноценной подготовки государственных и муниципальных служащих. Анализируется значение антикоррупционного образования в системе подготовки государственных и муниципальных служащих. Подчеркивается актуальность разработки методических, дидактических приемов и приводится ряд способов по совершенствованию системы формирования основ такого образования для этой категории. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/272016/12-2758.html
Источник
Филологические науки. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2016. № 12(66): в 4-х ч. Ч. 2. C. 207-209. ISSN 1997-2911.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2016/12-2/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
УДК 378.046.4
В статье анализируются способы и механизмы противодействия коррупции в Российской Федерации. Рассматривается проблема необходимости внедрения антикоррупционного образования для полноценной подготовки государственных и муниципальных служащих. Анализируется значение антикоррупционного образования в системе подготовки государственных и муниципальных служащих. Подчеркивается актуальность разработки методических, дидактических приемов и приводится ряд способов по совершенствованию системы формирования основ такого образования для этой категории.
Ключевые слова и фразы: коррупция; противодействие коррупции; антикоррупционная культура; антикоррупционное образование; государственные и муниципальные служащие.
Шорохов Вячеслав Евгеньевич
Сибирский институт управления (филиал) Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации v-shorohov@list. гы
АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ
Коррупция - одна из самых актуальных социальных проблем современности, решение которой является чрезвычайно важным для многих стран мира. Это в полной мере касается и России, высокий уровень коррумпированности которой признан ее политическим руководством, отечественными и зарубежными аналитиками, соответствующими международными институтами.
Среди механизмов предотвращения и противодействия коррупции в России достаточно долго приоритет в государственной антикоррупционной политике отдавался совершенствованию правовой сферы, регулированию экономических отношений, жесткому наказанию виновных в совершении коррупционных деяний и т.п. [4]. Но опыт показал, что большинство законов и мер, направленных на борьбу с коррупцией, на практике не дали необходимых положительных результатов.
Причины такого неудовлетворительного состояния дел во многом связаны с культурой, менталитетом, традициями коррупционной деятельности в органах государственной власти. Поэтому важной задачей на пути предотвращения и противодействия коррупции выступает формирование антикоррупционной культуры общества. Следовательно, снижение коррупционной активности граждан возможно за счет формирования антикоррупционной культуры общества, в том числе негативного отношения граждан к коррупции и готовности противодействовать ей [3].
В России нужно создавать благоприятные условия для развития социальной (то есть политической, экономической, правовой, моральной) культуры граждан, низкий уровень которой нивелирует антикоррупционный эффект от правовых, судебных, управленческих и других реформ.
Также важным направлением является детальное публичное освещение деятельности государства по предотвращению и противодействию коррупции. Для достижения сотрудничества с общественностью необходимо широко информировать ее об: основных положениях антикоррупционного законодательства; основах соответствующей государственной политики и содержании государственных программ, которые предполагается выполнять, с обоснованием потребностей их общественной поддержки; основных организационных структурах по борьбе с коррупцией; важных антикоррупционных мерах и т.п. [2]. И немаловажным направлением такой подготовки является именно обучение, как направление подготовки категории государственных и муниципальных служащих, т.е. представителей гражданского общества, призванных обеспечивать полноценное взаимодействие государства и общественных институтов.
Успешное противодействие коррупции возможно при наличии следующих составляющих: надлежащего антикоррупционного законодательства, эффективного его применения соответствующими государственными органами и их скоординированности в своей деятельности, политической воли руководства государства реально противодействовать коррупции во всех сферах и на всех уровнях государственной власти, поддержки антикоррупционных мер государства гражданским обществом. Каждая из этих составляющих играет в деле противодействия коррупции свою особую роль. Противодействие коррупции в правовом демократическом государстве возможно только на правовой основе. Выход за пределы правовых рамок в антикоррупционной деятельности - это путь к служебным злоупотреблениям, произволу, при которых противодействие коррупции будет осуществляться теми же коррупционными средствами.
Антикоррупционное образование вскрывает ряд теоретических, социальных и образовательных проблем, которые необходимо рассматривать более детально.
Содержание антикоррупционного образования должно быть направлено на разъяснение:
1) сути антикоррупционной политики, отдельных наиболее важных антикоррупционных мероприятий и положений антикоррупционного законодательства;
2) социальной цены коррупции - ее негативных последствий как для общества и государства в целом, так и для каждого гражданина;
208
^БЫ 1997-2911. № 12 (66) 2016. Ч. 2
3) социальной и правовой сути коррупции, наиболее типичных форм коррупционных проявлений;
4) наиболее распространенных (типовых) коррупционных ситуаций, которые могут возникать в повседневной жизни, и правовых средствах их предотвращения или выхода из них;
5) содержания конституционных прав и свобод человека и гражданина, их незыблемости и правовых средств их защиты;
6) полномочий государственных органов, их должностных лиц, в том числе полномочий правоохранительных органов, в частности в сфере противодействия коррупции;
7) видов коррупционных правонарушений и ответственности за их совершение;
8) путей и форм развития институтов гражданского общества [6].
Особое место занимает антикоррупционное образование государственных и муниципальных служащих, в частности выработка у них понимания общественной опасности коррупции, важности и ответственности государственной и муниципальной службы как формы служения обществу, донесение государственным и муниципальным служащим основных положений международного и национального законодательства по противодействию коррупции, их информирование о видах коррупционных правонарушений и разъяснение ответственности за совершение этих правонарушений, формирование у государственных и муниципальных служащих знаний принципов и механизмов предотвращения и противодействия коррупции, умений и навыков применения этих знаний на практике и т.п. [1].
Поскольку политические деятели, государственные и муниципальные служащие являются выходцами из общественной среды, то они непосредственно воспринимают общественную коррупционную мораль, перенося ее в свою профессиональную деятельность. Учитывая вышесказанное, уменьшение эгоистично-потребительской составляющей в мировоззрении граждан усматривается, например, путем возвращения к ценностям православной цивилизации, частью которой российское общество было на протяжении веков, в сочетании с патриотическим воспитанием. Соответствующие ценностные установки должны закладываться в семье и детских садах и распространяться на все сферы общественной жизни при поддержке государства. Кроме того, для достаточно большой доли наших сограждан, и категории государственных и муниципальных служащих в том числе, мощным мотивационным фактором отказа от коррупционных действий стало бы четкое осознание того, что в России ведется реальная работа по развитию желаемого для них общества, а они своим коррупционным поведением мешают этому процессу [5].
Следовательно, важными представляются выработка, закрепление в общественном сознании и постепенное практическое воплощение четкого видения будущего России как страны с достойным уровнем жизни, которая развивается на основе высоких морально-нравственных принципов, что несовместимо с такими позорными общественными явлениями, как коррупция. Данное видение целесообразно развернуть в виде долгосрочной стратегии развития России, разработанной и одобренной на общественных слушаниях и закрепленной специальным законом, который должен стать базовым документом для деятельности Правительства Российской Федерации в этой сфере.
В России в рамках развития профессионального антикоррупционного образования в системе подготовки государственных и муниципальных служащих следует больше внимания уделять развитию правового сознания, усилению значения моральных и этических принципов, воспитанию социальной активности и созданию условий для обеспечения открытости информации.
Необходимо внедрение специальных дисциплин, содержание которых будет отражать основы профессионального поведения, кодекса этики государственного и муниципального служащего, например, деонтологии - науки о профессиональной деятельности. Специальный курс, разработанный на основе этой дисциплины, должен включать нормы и принципы поведения субъектов профессиональной деятельности.
Следует обратить внимание и на содержательную часть подготовки государственных и муниципальных служащих в части подготовки и разработки нормативных правовых актов, а также подзаконных актов, отвечающих требованиям антикоррупционной экспертизы.
В данном случае речь идет о подготовке специалистов в сфере нормотворчества с учетом особенностей проведения антикоррупционной экспертизы, которые в дальнейшем будут формировать кадровый состав органов государственной власти и местного самоуправления.
И здесь, учитывая сегодняшнюю актуальность и обязательность проведения антикоррупционной экспертизы различных нормативных правовых актов, также необходима подготовка на уровне специального курса.
Данные меры позволят сформировать правовое мышление и подготовить обучающихся к практической деятельности.
Эффективная система профессионального антикоррупционного образования возможна только при условии достаточного уровня финансирования.
Ресурсное обеспечение образовательных мероприятий должно формироваться с учетом ежегодных надлежащих расходов в федеральном и региональных бюджетах, а также в соответствующих государственных программах.
Приоритетными направлениями финансирования реализации системы противодействия коррупции являются:
1) усиление роли гражданского общества в предотвращении коррупции;
2) создание единого государственного реестра юридических и физических лиц, привлеченных к ответственности за коррупционные правонарушения;
3) введение независимых служб внутреннего контроля органов государственной власти;
4) введение полноценной системы электронного документооборота и электронной цифровой подписи в органах власти и судах;
5) введение обязательной учебной программы по противодействию и предотвращению коррупции для учащихся по направлениям подготовки, связанным с государственной и муниципальной службой;
6) введение подразделений на базе ВУЗов, занимающихся вопросами предотвращения и противодействия коррупции, а также реализацией соответствующих учебных программ [6].
Система антикоррупционного образования государственных и муниципальных служащих наряду со специальными знаниями о коррупции и ответственности за совершение коррупционных правонарушений должна включать утверждение общечеловеческих и гуманистических правовых идей, национальных правовых ценностей, высоких моральных принципов в общественной жизни, чувства патриотизма, отстаивание активной гражданской позиции.
Для решения этой задачи необходима системная деятельность по ряду основных направлений, среди которых целесообразно выделить следующие:
1) формирование в обществе четкого понимания сущности коррупции, донесения на уровне массового сознания ее настоящей цены, то есть всего спектра и опасности ее общественно-деструктивных последствий;
2) разъяснение важности и имеющихся механизмов участия общественности в предупреждении и противодействии коррупции;
3) детальное публичное освещение антикоррупционной деятельности государства, обеспечение открытости и прозрачности государственных и муниципальных органов по соответствующим вопросам;
4) распространение среди граждан информации о базовых стандартах деятельности государственных и муниципальных учреждений.
Результаты реализации многих антикоррупционных мер демонстрируют, что государственный аппарат и органы местного самоуправления остро нуждаются в квалифицированных кадрах, специализирующихся на антикоррупционной тематике. Признание необходимости дополнительного обучения чиновников также подчеркивается увеличением финансирования и объема образовательных программ для государственных служащих, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции.
Таким образом, необходимость профессионального уровня антикоррупционного образования имеет под собой достаточные основания и предполагает перспективы дальнейших исследований.
Список литературы
1. Антикоррупционное воспитание: система воспитательной работы по формированию у учащихся антикоррупционного мировоззрения в образовательном учреждении: метод. рекомендации / под науч. ред. С. В. Жолована. СПб.: Изд-во СПбАППО, 2010. 56 с.
2. Ахметова Н. А. Проблема типологизации коррупции // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5: Юриспруденция. 2011. № 2 (15). С. 28-34.
3. Бачурин Д. Г. Современная коррупция в Российской Федерации // Вестник Тюменского государственного университета. 2010. № 2. С. 20-25.
4. Гладких В. И. Коррупция в России: генезис, детерминанты и пути преодоления // Российский следователь. 2001. № 3. С. 31-36.
5. Дикаев С. У. Коррупция - вечная проблема России // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2011. № 23. С. 48-51.
6. Качкина Т. Б., Качкин А. В. Противодействие коррупции через образование: метод. рекомендации. Ульяновск: ОАО «Областная типография "Печатный двор"», 2010. 92 с.
ANTI-CORRUPTION EDUCATION OF STATE AND MUNICIPAL EMPLOYEES
Shorokhov Vyacheslav Evgen'evich
Siberian Institute of Management (Branch) of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration v-shorohov@list. ru
The article analyses methods and mechanisms of combating corruption in the Russian Federation. The author considers the necessity of implementation of anti-corruption education for the training of state and municipal employees. The importance of anticorruption education in the system of training state and municipal employees is examined. The topicality of the development of methodological and didactic techniques is emphasized. A number of ways to improve the system of forming the foundations of such education for that category is provided.
Key words and phrases: corruption; counteracting corruption; anti-corruption culture; anti-corruption education; state and municipal employees.