Научная статья на тему 'Антикоррупционная политика – центральное звено широкомасштабных реформ Узбекистана'

Антикоррупционная политика – центральное звено широкомасштабных реформ Узбекистана Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
262
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коррупция / экономический рост / развитие / бюрократия / эффективность / государственные структуры / взяточничество / государственные услуги / ислам / международный опыт / corruption / economic growth / development / bureaucracy / efficiency / state structures / bribery / public services / Islam / international experience

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мухаммедов Мурод Мухаммедович, Исхакова Сарвар Аюбовна

статья посвящена актуальной проблеме коррупции – негативному системному явлению, ослабляющему государственную безопасность. Авторами описаны основные меры, нацеленные на активизацию антикоррупционного потенциала в Узбекистане. В статье обосновывается то, что успешная антикоррупционная борьба невозможна без изменений в общественном, групповом и индивидуальном сознании, без серьезных позитивных коррекций в правилах поведения не только государственных служащих, но и самих граждан. В статье также рассмотрены различные методы борьбы с коррупцией на примере стран, имевших позитивный опыт. При этом предлагается учитывать не только успешную мировую практику, но и специфичные для страны факторы: менталитет, ценности, традиции. В частности, авторы в борьбе с коррупцией предлагают использовать возможности религии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTI-CORRUPTION POLICY – THE CENTRAL LINK OF WIDE BASED REFORMS OF UZBEKISTAN

the article is devoted to the urgent problem of corruption a negative systemic phenomenon that weakens state security. The authors described the main measures aimed at enhancing the anti-corruption potential in Uzbekistan. The article substantiates that a successful anti-corruption struggle is impossible without changes in the public, group and individual consciousness, without serious positive corrections in the rules of conduct not only for public servants, but also for citizens themselves. The article also discusses various methods of combating corruption on the example of countries that have had positive experience. At the same time, it is proposed to take into account not only successful world practice, but also country-specific factors: mentality, values, traditions. In particular, the authors in the fight against corruption suggest using the possibilities of religion.

Текст научной работы на тему «Антикоррупционная политика – центральное звено широкомасштабных реформ Узбекистана»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА - ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЗВЕНО ШИРОКОМАСШТАБНЫХ РЕФОРМ УЗБЕКИСТАНА Мухаммедов М.М.1, Исхакова С.А.2 Email: Mukhammedov17149@scientifictext.ru

'МухаммедовМурод Мухаммедович — доктор экономических наук, профессор, кафедра экономической теории, факультет экономики, Самаркандский институт экономии и сервиса;

2Исхакова Сарвар Аюбовна — доктор философии по экономическим наукам, доцент, кафедра гуманитарных и социальных наук, факультет компьютерного инжиниринга,

Самаркандский филиал Ташкентский университет информационных технологий, г. Самарканд, Республика Узбекистан

Аннотация: статья посвящена актуальной проблеме коррупции — негативному системному явлению, ослабляющему государственную безопасность. Авторами описаны основные меры, нацеленные на активизацию антикоррупционного потенциала в Узбекистане. В статье обосновывается то, что успешная антикоррупционная борьба невозможна без изменений в общественном, групповом и индивидуальном сознании, без серьезных позитивных коррекций в правилах поведения не только государственных служащих, но и самих граждан. В статье также рассмотрены различные методы борьбы с коррупцией на примере стран, имевших позитивный опыт. При этом предлагается учитывать не только успешную мировую практику, но и специфичные для страны факторы: менталитет, ценности, традиции. В частности, авторы в борьбе с коррупцией предлагают использовать возможности религии. Ключевые слова: коррупция, экономический рост, развитие, бюрократия, эффективность, государственные структуры, взяточничество, государственные услуги, ислам, международный опыт.

ANTI-CORRUPTION POLICY - THE CENTRAL LINK OF WIDE BASED

REFORMS OF UZBEKISTAN Mukhammedov M.M.1, Iskhakova S.A.2

'Mukhammedov MurodMukhammedovich — Doctor of Economic Sciences, Professor, DEPARTMENT OF ECONOMIC THEORY, FACULTY OF ECONOMICS, SAMARKAND INSTITUTE OF ECONOMY AND SERVICE;

2Iskhakova Sarvar Ayubovna — Doctor of Philosophy (PhD) of Economic Sciences, Associate Professor, DEPARTMENT OF HUMANITIES AND SOCIAL SCIENCES, FACULTY OF COMPUTER ENGINEERING,

SAMARKAND BRANCH TASHKENT INSTITUTE OF INFORMATION TECHNOLOGIES, SAMARKAND, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

УДК 338.22

Abstract: the article is devoted to the urgent problem of corruption - a negative systemic phenomenon that weakens state security. The authors described the main measures aimed at enhancing the anticorruption potential in Uzbekistan. The article substantiates that a successful anti-corruption struggle is impossible without changes in the public, group and individual consciousness, without serious positive corrections in the rules of conduct not only for public servants, but also for citizens themselves. The article also discusses various methods of combating corruption on the example of countries that have had positive experience. At the same time, it is proposed to take into account not only successful world practice, but also country-specific factors: mentality, values, traditions. In particular, the authors in the fight against corruption suggest using the possibilities of religion. Keywords: corruption, economic growth, development, bureaucracy, efficiency, state structures, bribery, public services, Islam, international experience.

Ничто так не вредит экономическому росту и развитию производительных сил, как коррупция и все формы ее проявления без исключения. Сравнительный анализ статистических данных показывает прямую и тесную зависимость между состоянием и уровнем развития

экономики страны и уровнем разгула в ней коррупции. Эта же зависимость подтверждается и многочисленными теоретическими и эмпирическими исследованиями [6]. Их анализ и обобщение позволили нам выделить, применительно к условиям Узбекистана, следующие, наиболее существенные, с нашей точки зрения, негативные социально-экономические последствия коррупции: замедление темпов экономического роста, низкие показатели эффективности использования ресурсов, высокий уровень безработицы, низкая конкурентоспособность национальной экономики, снижение качества образования, снижение эффективности систем мотивации труда и материальной заинтересованности работников в результатах труда, разгул теневой экономики, нарушение принципов социальной справедливости и некоторые другие.

Все чаще учёные разных стран аргументировано и не без оснований заявляют, что коррупцию невозможно полностью искоренить и с таким мнением трудно не согласиться. Доказательством тому является многовековая история борьбы с этим коварным социальным недугом общества, которая продолжается на протяжении многих тысячелетий. Не случайно учёные коррупцию назвали раковой опухолью на теле государства. Это означает, что учёные и специалисты способы лечения этой коварной болезни национальной экономики и общества в целом, пока не нашли. Президент Монголии Цахиагийн Элбэгдорж (2009-2017 гг.) коррупцию назвал настоящим врагом развития [7]. Академик А. Аскаров в своей книге «История происхождения узбекского народа» взяточничество назвал «отвратительным пороком»», который в психологии человека появился за последние сто и сто пятьдесят лет назад [1, 546]. Действительно это отвратительный порок, который губит человека, дезориентирует его, делает разум индивида мутным и слабым. Что касается сроков появления этого порока в психологии человека, то здесь явное несходство с действительностью. Подверженность государственных служащих к коррупции и взяточничеству, по всей видимости, проблема не одного и не двух столетий. К великому сожалению, она имеет очень давние и глубокие исторические корни (примерно это возникновение государственности на Древнем Востоке) и пропитала кровь многих поколений на протяжении тысячелетий. В первом разделе книги мы писали о беспощадной борьбе Тимура с коррупцией и взяточничеством в своём государстве ещё 600 лет тому назад. Он, как прозорливый государственный деятель и мудрый руководитель, усмотрел в коррупции зло, которое может сильно расслабить экономическую мощь созданного им государства. В священной книге мусульман - в Коране, первое издание которого датируется 632 годом до н.э., много великолепных аятов, строго осуждающих противонравственные действия государственных служащих [4,188]. Следовательно, к моменту появления на свет этой священной книги коррупция и взяточничество среди государственных служащих, имели, достаточно широкое распространение и поэтому предотвращение коррупции превратилась для общества в проблему первостепенной важности.

Нет никаких оснований, в обозримом будущем преодолеть абсолютно все барьеры на пути победы над коррупцией. Нам представляется, что никогда не наступит день, когда коррупция будет окончательно уничтожена и общество сумеет избавиться от нее навсегда. Безусловно, будут крупные успехи, новые средства и новые методы борьбы с этой коварной болезнью. Однако полная победа над коррупцией не наступить никогда. Ибо всегда были, есть и будут недобросовестные люди, которые ни при каких обстоятельствах не могут позволить себе отказаться от лёгкой наживы. Доживёт ли человечество до великолепного века, когда во всём мире не будет ни одного недобросовестного чиновника?

А пока ни одно государство в мире не может считать себя застрахованным от коррупции. Не нашла на неё управу ни одна религия в мире: ни католическая и протестантская в странах Европейского Союза, ни православная в России, ни мусульманская на Востоке, ни буддизм в Индии. Между тем опыт стран с развитой экономикой показывает, что при разумном подходе уровень коррупции можно контролировать и снизить её до приемлемых размеров. Только борьба с этим злом должна носить постоянный и целенаправленный характер, бороться должны все вместе и каждый в отдельности, начиная от главы государства и кончая просто гражданином, сложные проблемы коррупции должны решаться на государственном уровне, на уровне региона, коллектива и семьи. Только человеческий разум, высокая порядочность, нравственность, честность, воспитанность, искренняя вера в бога, беспредельная любовь к Родине, культура, доброта, человеколюбие, высокое чувство чести и достоинства и другие человеческие качества в купе с жёсткой дисциплиной способны, на наш взгляд, противостоять этому злейшему врагу человечества.

В Республике Узбекистан последовательно и настойчиво реализуется программа широкомасштабных реформ с целью устойчивого и ускоренного развития национальной экономики, ведется активная борьба против коррупции.

Исходя из этого, Узбекистан в 2008 году ратифицировал Конвенцию Организации Объединенных Наций против коррупции (Нью-Йорк, 31 октября 2003 года) [3], а в 2010 году присоединился к Стамбульскому плану действий по борьбе с коррупцией Международной Организации экономического сотрудничества и развития [11]. С приходом к власти Ш.М. Мирзиёева борьба с коррупцией возведена на уровень государственной политики и стала неразрывной составной частью масштабного реформирования страны. Важным шагом в этом направлении послужило принятие в январе 2017 года специального Закона Республики Узбекистан "О противодействии коррупции". Данный Закон послужил важной правовой основой в борьбе с коррупцией. Он регулирует основные направления политики государства по противодействию коррупции, участие органов самоуправления граждан, институтов гражданского общества, средств массовой информации и граждан, а также международное сотрудничество в данной сфере [2].

Между тем, уровень коррупции остаётся в Узбекистане пока весьма высоким. Международная антикоррупционная организация Transparency International опубликовала ежегодный Индекс восприятия коррупции (Corruption Perception Index) за 2018 год. В этом рейтинге Узбекистан занял 158-е место среди 180 стран и территорий с индексом 23, но в общем рейтинге позиция страны снизилась (157 - ое место) на 1 пункт до 158-го места среди 180 стран и территорий. Такие же показатели зафиксированы и у Мозамбика [10]. Отметим, что индекс ранжирует страны по шкале от 0 - самый высокий уровень коррупции, до 100 - самый низкий уровень коррупции, на основе восприятия уровня коррумпированности государственного сектора.

Согласно данным этой международной организации «Узбекистан несёт огромные потери в объёме ВВП и темпах экономического роста из-за коррупции. Если даже взять за основу расчёта данные ООН (Организации Объединённых Наций), согласно которым ежегодно мировая экономика несёт ущерб от коррупции в размере 2,6 трлн. долларов США, а это около 5 процентов мирового валового продукта [12], то ежегодный ущерб ВВП от коррупции в Узбекистане составляет около 2 млрд долларов по номиналу, что равносильно годовому объему ВВП целой области (например, ежегодный валовой продукт Сырдарьинской области по данным Госкомстата республики составляет 1,10 млрд долларов [9]). Однако следует иметь в виду, что ущерб, наносимый на экономику в Узбекистане гораздо выше по сравнению со средними показателями в мире. Мало того, негативные последствия коррупции на экономику помимо объёма валового национального продукта, отражаются и через социальные факторы (усиление материального расслоения в обществе из-за наличия криминальных каналов перераспределения национального дохода, рост недовольства и социального напряжения в обществе и другие).

Невзирая на принимаемые действенные меры по сокращению масштабов теневой экономики (либерализация валюты, реформа налоговой системы и др.), на сегодняшний день в Узбекистане пока высокой остаётся её доля в валовом национальном продукте. По некоторым данным доля теневой экономики в валовом национальном продукте Узбекистана составляет примерно 45-46 процентов [8]. Столь масштабные размеры теневой экономики связаны с незавершенностью реформирования экономики, нарушениями со стороны государственных органов прав других субъектов рынка, недостатками налогового и трудового законодательства. Значительную негативную роль в развитии теневой экономики играет коррумпированность государственных органов. В свою очередь, теневая экономика создаёт большие проблемы для экономического роста, нарушает систему разделения труда, уменьшает возможность использования преимуществ крупного производства, увеличивает издержки производства, оказывает негативное влияние на качество товаров и услуг, способствует развитию коррупции.

Само собой разумеется, что добрая воля и слова Президента, закреплённые конкретными и весомыми его действиями, имеют решающее значение в искоренении коррупции. Однако делает всё это он «для народа», в интересах простых людей, добиться успехов он может «опираясь на народ», при поддержке его антикоррупционной политики со стороны широких слоёв населения, искоренить коррупцию можно будет только «вместе с народом», когда вся страна будет активно бороться с этим злом. Наряду с лидером искоренение коррупции существенным образом зависит от активности народа, который является также движущей силой истории. Пока в этой цепочке слабым звеном является

население, его пассивное отношение и равнодушие к борьбе с коррупцией, безразличие и слабая поддержка инициатив Президента.

На самом же деле, народ должен не просто проявлять активность и сплотится вокруг Президента, образовав тем самим мощный заслон и единый фронт в борьбе против коррупции, но и быть кровно заинтересованным в его окончательном уничтожении как настоящего и злейшего врага народа и общества в целом. Ибо роль и значение народных масс в борьбе с коррупцией определяется тем, что они выступают единственным источником всех поборов и финансирования коррупционных сделок. Мало того, негативное влияние коррупции на экономический рост в конечном итоге снижает уровень их жизни, расслоение в обществе, обогащение коррупционеров происходит за счет трудового народа в процессе его первичного и вторичного перераспределения. Поэтому простому народу предпочтительно и выгодно жить в обществе, где нет коррупции. Обогащение народа, кардинальное повышение уровня его жизни возможно только в той стране, где национальный доход распределяется справедливо, где из национального пирога получает больше тот, кто хорошо трудиться. Придавая огромное значение повышению уровня жизни широких слоёв населения Президент Ш.М.Мирзиёев сказал: «Если наш народ богат, регионы будут богатыми, если регионы будут богатыми, страна будет богатой» [5]. Логика здесь такая: народ-творец и хранитель всех культурных ценностей, он источник и фактор социально-экономического прогресса, он созидатель всех материальных и духовных ценностей. Поэтому он и должен жить хорошо, быть богатым и довольным своей жизнью, а не кучка коррумпированных людей, живущих за счет простого трудового народа. Здесь выбор модели развития должен быть однозначным исходя из того, что: «В коррумпированном обществе живут хорошо только избранные, а все остальные плохо, а в обществе без коррупции живут хорошо все, избранные тоже не исключение». Для доведения до глубокого сознания каждого потенциального коррупционера выдвинутого нами постулата необходимо в стране развернуть широкомасштабную борьбу против коррупции.

Однако значительная часть населения не представляет себе истинные масштабы коррупции, не имеет необходимых знаний о её экономических, социальных и других разрушительных последствиях. Поэтому для дальнейшего повышения роли народных масс в борьбе против коррупции целесообразно, прежде, принять неотложные меры, направленные на вооружение людей необходимыми знаниями в области коррупции. Для этого посыльную помощь должны оказать СМИ, которые не должны ограничить себя только распространением информации о коррупционных деяниях государственных служащих, но и проводить активную разъяснительно-воспитательную и пропагандистскую работу среди населения. Большая работа должна проводиться среди учеников школ, студентов средних специальных и высших учебных заведений, в трудовых коллективах. В учебных заведениях целесообразно ввести специальные учебные курсы под названием «Коррупция и её социально-экономические последствия». Необходимо расширить научные исследования по данной тематике.

Не менее важным направлением повышения эффективности борьбы с коррупцией и её искоренения в условиях Узбекистана является, на наш взгляд, совершенствование подходов к подбору и расстановке руководящих кадров. В нашей психологии твердо укрепилась порочная практика - при подборе кандидатуры на вакантную должность руководителя первостепенное значение придаётся его профессиональным навыкам, знаниям, организаторским способностям и другим деловым качествам (коммуникабельность, общительность и т.д.). При этом вопросам приверженности кандидатуры к коррупции не придаётся должного значения. При этом если должностное лицо более высокого ранга сам не прочь нажиться за счёт других, то он сделает всё от него зависящее, лишь бы «протащить» на эту должность потенциального коррупционера. Об этом же свидетельствуют результаты опроса, проведённого специалистами Центра «Ижтимоий фикр» Республики, согласно которого каждое второе должностное лицо замешано в коррупции. Если на должность руководителя назначен всё-таки потенциальный коррупционер, пусть даже с действительно хорошими деловыми качествами, но всегда он будет наносить обществу больше вреда, чем пользу. Ибо коррупционера не интересуют проекты, которые дают огромную отдачу обществу при маленьких затратах, а его интересуют проекты, которые дают огромную отдачу в его собственный карман, пусть даже ценой огромных затрат со стороны общества.

Нам представляется, что ситуацию нужно кардинально изменить: при подборе и назначении кадров на руководящие должности первостепенное значение следует придавать именно его порядочности, не подверженности к коррупции, а всё остальное должно иметь второстепенное значение. «Рыба гниёт с головы, но чистят её с хвоста» гласит мудрая народная пословица. Это означает, что если «голова» чистая, то всё остальное будет

чистое, вне всякого сомнения. Следовательно, гипотетически если в стране все руководящие должности будут замещены честными и порядочными людьми, то тем быстрее все общество избавится от изъянов коррупции.

Для решения этой проблемы всех членов общества условно можно разделить на четыре категории: первая - идеально честные, вторая - честные, третья - не совсем честные или коррупционеры, четвертая - совсем ни честные или заядлые коррупционеры. К первой категории, т.е. к «идеалам» можно отнести людей, абсолютно «неподкупных», которые ни при каких обстоятельствах не будут грешить коррупционными деяниями, останутся честными и справедливыми и преданными своим идеалам до самого конца своей жизни. Ко второй категории относятся люди честные и порядочные, которые очень дорожат честью и достоинством, уважают закон, могут иметь случайные, незначительные не существенные отклонения от установленных норм. К третьей категории относятся люди, которые не очень брезгуют чужим добром, при благоприятных обстоятельствах могут позволить себе нарушение закона, согрешить, но ограничивают себя тем, что берут, то, что им дают. К четвёртой группе относятся люди, которые не только берут, но и вымогают, причём очень настойчиво и безжалостно, никогда и, ни при каких обстоятельствах не делает добра без личной выгоды, ненасытный коррупционер и махровый взяточник, никакие законы и установки им не помеха. Поэтому на руководящие должности должны назначаться представители первой и второй категории, но ни в коем случае четвёртой.

В борьбе с коррупцией целесообразно широко использовать возможности религии. Дело в том, что подавляющее большинство населения Узбекистана - эта мусульмане. Однако потенциал Ислама в борьбе против коррупции почти не используется. Объясняется это, прежде всего, тем, что многие верующие хорошо не знают подлинное отношение Шариата к коррупции, его святые заповеди относительно этого зла. Между тем, Ислам создал уникальную философию противодействия коррупции и взяточничеству. Он очень суров к коррупции, ко всем формам ее проявления, особенно к взяточничеству. Шариат предписывает строго пресекать коррупцию, а виновных в коррупции сурово наказывать. Сам пророк Мухаммед проклял всех, кто принимает участие в коррупционных сделках: кто предлагает взятку, кто берёт взятку и, кто является посредником при ее передаче. «Да проклянет Аллах дающего и берущего взятку и посредничающего в этом». Исследуя отношение Ислама к такому человеческому пороку, как коррупция, следует заметить, что система Ислама идеальна и она вне всякого сомнения может быть успешно использована в борьбе с этим злом. Согласно незыблемым канонам Священного Корана строго карается любое неправомерное (незаконное) присвоение чужого имущества. Большим грехом является подкуп должностных лиц с целью присвоения чужого имущества и наживы. По этому поводу Аллах в священном Коране говорит: «Не присваивайте незаконное имущество друг друга и не подкупайте этим (имуществом) судей, чтобы намеренно присвоить часть собственности (других) людей грешным путем» [4, 208].

В борьбе с коррупцией больших успехов можно добиться на основе изучения и умелого использования международного передового опыта. Однако, в настоящее время изучению передового опыта других стран и возможностям его применения с учетом наших реалий, придается недостаточное внимание. Нам представляется, что изучение международного опыта борьбы с коррупцией и его творческого применению у нас в стране должно уделяться серьезное внимание. Такой подход может способствовать обузданию коррупции с меньшими затратами.

Список литературы / References

1. Аскаров А. История происхождения узбекского народа. Т.: «Узбекистан», 2018. С. 546.

2. Закон Республики Узбекистан «О противодействии коррупции» от 3 января 2017 г. за № ЗРУ-419. Газета «Народное слово» от 4 января 2017 года.

3. Закон Республики Узбекистан «О присоединении Республики Узбекистан к Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции (Нью-Йорк, 31 октября 2003 года)» от 7 июля 2008 г. № ЗРУ-158.

4. Коран. М.: Из-во «Феникс», 2018. 2/188.

5. Мирзиёев Ш.М. Послание Президента Республики Узбекистан Олий Мажлису от 22 декабря 2017. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://uza.uz/ru-22-12-2017/ (дата обращения: 31.03.2020).

6. Hongyi Li, Lixin Colin Xu, Heng-fu Zou. Corruption, Income Distribution, and Growth. Journal "Economics &Politics,Voluum 12, issue 2, July 200; Swamy, Anand V. and Lee, Young and Azfar, Omar and Knack, Stephen, Gender and Corruption (November, 1999). IRIS Center Working Paper № 232; Gyimah-Brempong and De Camacho. Corruption, Growth, and Income Distribution: Are there Regional Differences? Economics of Governance 7(3):245-269.February 2006; Lorenzo Pellegrini and Reyer Gerlagh. Corruption's Effect on Growth and its Transmission Channels. Kyklos, 2004. Vol. 57, issue 3, 429-456; S. Akfay and others. Corruption and human development. Cato Journal, 2006. Vol. 26, issue 1, 29-48; Salinas-Jimenez and Salinas- Jimenez. Corruption, efficiency and productivity in OECD countries. Journal of Policy Modeling 29(6):903-915. November, 2007. [Электронный ресурс].

7. Коррупция в Монголии: президент приостановил полномочия 17 судей. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://eadaily.com/ru/news/2019/06/27/korrupciya-v-mongolii-prezident-priostanovil-polnomochiya-17-sudey/ (дата обращения: 31.03.2020).

8. Самые крупные коррупционные дела в Узбекистане. [Электронный ресурс]. https://kaktakto.com/politika/samye-krupnye-korrupcionnye-dela-v-uzbekistane-spisok/ (дата обращения: 31.03.2020).

9. Макроэкономические показатели Узбекистана. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://stat.uz/ru/2-uncategorised/6693-makroekonomicheskie-pokazateli2/ (дата обращения: 31.03.2020).

10. Список стран ао индексу восприятия коррупции. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 31.03.2020).

11. Стамбулский план действий по борьбе с коррупцией. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.oecd.org/corruption/acn/IAP-Manual-Monitoring-Experts-RUS.pdf/ (дата обращения: 31.03.2020).

12. Экономическое развитие. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://news.un.org/ru/story/2018/12/1344641/ (дата обращения: 31.03.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.