Научная статья на тему 'Препятствование коррупционным проявлениям при осуществлении государственных и муниципальных закупок'

Препятствование коррупционным проявлениям при осуществлении государственных и муниципальных закупок Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
224
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / КОРРУПЦИЯ / ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / КОНТРОЛЬ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Курандина Юлия Олеговна

Сфера государственных и муниципальных закупок нередко привлекает нечистых на руку лиц мнимой легкостью необоснованного обогащения, отчего страдают экономические интересы государства, блокируются порядок и правила свободной конкуренции, затрудняются спланированные социальноэкономические преобразования. Конечно, проявления коррупции можно встретить практически в любой сфере деятельности, однако, коррупция в публичной сфере представляется значительно более опасной, нежели в частном секторе. По прозрачности государственных закупок и их «чистоте» можно оценивать уровень коррупции в экономике страны. В настоящее время государственный контроль в сфере государственных закупок недостаточен, слабо контролируется целевое расходование средств, хотя в законодательном порядке выстроено довольно обстоятельное администрирование процедур закупки, имеется необходимое количество должностных лиц, наделённых соответствующими полномочиями и проверяющих проведение всех связанных с государственными закупками процедур и контрактов. Среди методов и приемов антикоррупционной борьбы, которые уже применяются или сформированы и находятся на разных этапах практической реализации, хотелось бы выделить наиболее актуальные: Лишить недобросовестных предпринимателей возможности создавать и использовать «фирмыоднодневки» (основной инструмент возникновения неучтенной наличностиденежной массы), которые используются для обеспечения коррупционных целей, а также фиктивного участия в торгах. Обеспечить действие антикоррупционного контроля расходов, по принципу, что деньги не исчезают бесследно, рано или поздно они будут уплачены; ввести контроль расходов во время работы и после увольнения ответственных должностных лиц. Имущество публичных лиц, которое не обосновано разумным способом конфисковать в доход государства. Правовой прецедент уже создан. В любом случае, коррупция в сфере закупок представляет собой систему, а значит и на борьбу с ней должна применяться система, но всегда на шаг впереди теневого сектора, только в этом случае антикоррупционные меры увенчаются успехом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Препятствование коррупционным проявлениям при осуществлении государственных и муниципальных закупок»

Препятствование коррупционным проявлениям при осуществлении государственных и муниципальных закупок

г-

сэ

сч

£

Б

а

2 ©

Курандина Юлия Олеговна

ГАУ Московский центр образовательного права, KurandinaYO@mos.ru

Сфера государственных и муниципальных закупок нередко привлекает нечистых на руку лиц мнимой легкостью необоснованного обогащения, отчего страдают экономические интересы государства, блокируются порядок и правила свободной конкуренции, затрудняются спланированные социально-экономические преобразования.

Конечно, проявления коррупции можно встретить практически в любой сфере деятельности, однако, коррупция в публичной сфере представляется значительно более опасной, нежели в частном секторе. По прозрачности государственных закупок и их «чистоте» можно оценивать уровень коррупции в экономике страны. В настоящее время государственный контроль в сфере государственных закупок недостаточен, слабо контролируется целевое расходование средств, хотя в законодательном порядке выстроено довольно обстоятельное администрирование процедур закупки, имеется необходимое количество должностных лиц, наделённых соответствующими полномочиями и проверяющих проведение всех связанных с государственными закупками процедур и контрактов. Среди методов и приемов антикоррупционной борьбы, которые уже применяются или сформированы и находятся на разных этапах практической реализации, хотелось бы выделить наиболее актуальные:

- Лишить недобросовестных предпринимателей возможности создавать и использовать «фирмы-однодневки» (основной инструмент возникновения неучтенной наличности-денежной массы), которые используются для обеспечения коррупционных целей, а также фиктивного участия в торгах.

- Обеспечить действие антикоррупционного контроля расходов, по принципу, что деньги не исчезают бесследно, рано или поздно они будут уплачены; ввести контроль расходов во время работы и после увольнения ответственных должностных лиц. Имущество публичных лиц, которое не обосновано разумным способом -конфисковать в доход государства. Правовой прецедент уже создан.

В любом случае, коррупция в сфере закупок представляет собой систему, а значит и на борьбу с ней должна применяться система, но всегда на шаг впереди теневого сектора, только в этом случае антикоррупционные меры увенчаются успехом. Ключевые слова: противодействие коррупции, государственные закупки, коррупция, проблемы законодательства, контроль в сфере государственных закупок.

Проявления коррупции в той или иной степени свойственны всем странам мира с любыми формами государственного устройства и политическими режимами.

В настоящее время в нашей стране приняты меры по борьбе с этим противоправным явлением, действуют нормативно-правовые акты, в правоохранительных органах есть управления, занимающиеся выявлением и пресечением деятельности коррупционеров, средства массовой информации наперебой публикуют репортажи и сюжеты о разоблачениях и задержаниях чиновников всех рангов.

Активная публикация в средствах массовой информации фактов взяточничества, злоупотреблений властью и других коррупционных проявлений может сформировать у некоторых граждан в обществе устойчивый негативный образ государственных и муниципальных служащих. Опросы государственных и муниципальных служащих показывают, что им крайне неприятен поток информации, создающий образ коррупционера. В тоже время, значительная часть должностей в органах государственного управления не является коррупциогенной. Так, большинство специалистов добросовестно выполняют функции своего ведомства, служат обществу и соблюдают закон.

Общепризнанно, что сфера государственных закупок особенно уязвима для коррупции из-за большого объема обращающихся в ней средств, специфической структуры расходов и широких дискреционных полномочий государственных служащих в отношении планирования и реализации государственных закупок. Коррупция в сфере государственных закупок - одна из самых острых социальных проблем, стоящих перед правительством, поскольку подрывает экономику, порождает цинизм и лицемерие в обществе.

Коррупционные преступления и правонарушения в сфере государственных закупок выражаются в заинтересованности заказчиков в преступном сговоре, что в итоге не может не отражаться на стоимости конечного результата - товаров, работ и услуг, а также на снижении их качества. К сожалению, незаконное обогащение чиновниками и предпринимателями, участвующими в схемах носит масштабный характер. Противодействовать нецелевому использованию государственных средств призвано законодательство, контрольно-надзорные органы и должностные лица, уполномоченные на борьбу с коррупцией.

Приведем конкретные примеры наличия коррупции в сфере государственных закупок. Так, в прошлом 2016 году в строящимся в Амурской области космодроме «Восточный», было заведено 20 уголовных дел. Сложное положение в дорожной сфере, где часто создаётся видимость проводимых работ, которые выигрывают в торгах подрядчики, при этом бюджетные средства расхищаются. В апреле 2017 года Президентом России В.Путиным уволен с должности в связи с утратой доверия глава Удмуртии А.Соловьёв, который подозревается в получении многомиллионных взяток за распределение государственных контрактов в сфере дорожного и мостового строительства.

Приходится признавать, что вышеуказаннная проблема носит системный характер, поскольку по расчётам специалистов, государство ежегодно теряет от злоупотреблений на всевозможных государственных закупках и контрактах около 1 триллиона рублей.

Очевидно, что необходимо приведение в порядок и совершенствование нормативно-правовой базы по регулированию механизмов управления государственными закупками.

Недостатки правового обеспечения сферы закупок являются предметом обсуждения и управленцев, и ученых, и общественности. По мнению Счетной палаты Российской Федерации, нововведенный закон Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» не повысил эффективность системы государственных закупок, не стал полноценным инструментом регулирования всего цикла закупочной деятельности, не изменил подходы и требования, установленные прежним законом № 94-ФЗ

«О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

В настоящее время в государственных закупках действует двойной контроль: государственный и общественный. В целом, контроль в сфере закупок в пределах своих полномочий осуществляют следующие органы власти и управления, а также общественные организации:

1. Федеральная антимонопольная служба России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципального района (городского округа), уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок.

2. Государственное казначейство России, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами.

3. Органы внутреннего государственного и муниципального финансового контроля, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (Федеральная служба финансово-бюджетного надзора Российской Федерации в том числе).

4. Счетная палата Российской Федерации.

5. Прокуратура Российской Федерации.

6. Следственный комитет Российской Федерации.

Полномочия по проведению контроля, которыми наделены данные органы, закреплены в самом вышеупомянутом Законе № 44 и прописаны в соответствующих нормативно-правовых актах органов исполнительной власти федерального или регионального уровня. [2]

Контроль закупок в контрактной системе можно условно разделить на несколько категорий:

1. Казначейский контроль - контроль соответствия сведений о финансовом обеспечении закупки в документах планирования и осуществления закупки. Необходимо отметить, что действие контроля Казначейства приостановлено с текущего месяца (апрель 2017 года) до 2018 года для федеральных заказчиков и до 2019 года для региональных и муниципальных заказчиков. Это временная мера, связанная с перенастройкой работы единой информационной системы госзакупок.

2. Внутренний финансовый контроль - контроль обоснованности закупки, соблюдения правил нормирования, на-

чальной (максимальной) цены контракта (НМЦК), применения заказчиком мер ответственности, соответствия условиям контракта, своевременности учета, целевого характера исполнения.

3. Ведомственный контроль - ведомственный контроль в отношении подведомственных заказчиков (его можно назвать контролем со стороны главных распорядителей бюджетных средств). С 14 апреля сего года устанавливаются некоторые нововведения в данной области, принят новый регламент Минфина по ведомственному контролю закупок для федеральных нужд.

4. Контроль заказчика - контроль осуществляется заказчиком за исполнением поставщиком условий контракта в соответствии с законодательством РФ.

5. Общественный контроль в лице граждан и общественных объединений. Важным элементом такого контроля является обязательное общественное обсуждение закупок. В рамках реализации программы общественного контроля в сфере закупок с сентября 2013 года действует проект Общероссийский народный фронт «За честные закупки».

Тем не менее, несмотря на такое количество проверяющих органов, проводимую ими большую работу по выявлению и предупреждению нарушений в области закупок, по оценкам Счетной палаты, каждый пятнадцатый бюджетный рубль тратится с нарушениями. Что означает - механизмы контроля созданы, однако они еще не заработали в полной мере.

Так, основными видами наказания, назначаемого осужденным за совершение коррупционных преступлений, по-прежнему являются лишение свободы и штраф. За 2016 год к штрафу в виде основного вида наказания приговорено 51 % осужденных, к реальному лишению свободы - 11 %, к условному лишению свободы - 36 %. [5]

При таком довольно мягком наказании, общество не видит каких-либо серьезных сдвигов в борьбе с коррупцией.

Поэтому, чтобы должным образом противостоять коррупции в сфере государственных и муниципальных закупок, необходимы реальные изменения законодательства, в том числе:

- для противодействия деятельности «фирм-однодневок» ввести в законодательство само определение для такого типа юридических лиц и ужесточить ответственность за создание фиктивных компаний, ограничить возможность участия юридических лиц с признаками

«фирм-однодневок» в государственных закупках;

- для предотвращения сговора аффилированных лиц и монополизации сектора необходимо закрепить соответствующие критерии, позволяющие не допускать к заключению контрактов в рамках государственных закупок компании, чьи руководители находятся в родственных и(или) других тесных связях с организаторами закупок;

- действующее уголовное законодательство России не предусматривает несение прямой ответственности за нарушение законодательства в области государственных закупок, однако ущерб, наносимый бюджету страны таким действиями, исчисляется значительными суммами; необходимо ужесточить меры наказания;

- реорганизовать систему декларирования доходов чиновников, ввести сравнение доходов с расходами, а также ввести декларирование расходов на отдых, обучение и лечение, в противном случае, действительные индикаторы коррупции и конфликта интересов остаются без последствий;

- широкое освещение в средствах массовой информации не только вопиющих случаев коррупции в сфере государственных закупок, но и преступных сделок на менее значительные суммы позволит предотвратить коррупционные сделки в более мелких масштабах; необходимо усилить эффективность общественного осуждения закупок.

Такие доработки российского законодательства будут способствовать снижению коррупционной деятельности в сфере государственных закупок.

Проанализировав отечественный и зарубежный опыт в сфере борьбы с коррупцией, необходимо принять следующие меры:

1. Ввести и поддерживать достойную оплату государственным служащим, это будет материальным стимулом для антикоррупционной составляющей чиновника.

2. Повысить планку уровня по приёму на должность и последующей аттестации чиновников (тестирование, профессиональное испытание, проверка на полиграфе, проверка рекомендаций и послужного списка, стажировка не менее 6 месяцев).

3. Усилить внутренний и внешний контроль за антикоррупционной и общей дисциплиной госслужащих, строго соблюдать этику госслужащего.

4. Более тщательно отбирать и допускать к участию в закупках субъектов

© £

Ю

5

V

2 а

7

г-

сэ

сч

£

экономической деятельности.

5. Ввести реальные сроки наказания за преступления в данной сфере (от 15 до 25 лет, вплоть до применения высшей меры наказания).

Таким образом, можно сформировать следующие задачи, которые по прежнему стоят перед российской общественностью и правоохранительными органами:

1. Выявление причин и условий, способствующих формированию в обществе терпимого или покровительственного отношения к коррупции.

2. Формирование устойчивого общественного мнения, негативно относящегося к коррупции, а также лицам, которые были уличены в совершении противоправных деяний.

3. Создание механизмов устойчивой связи между органами власти, правоохранительными органами и обществом, позволяющих своевременно выявлять и устранять коррупционные проявления.

Коррупция оказалась практически неистребимым явлением современного сообщества в рамках государственных образований, так как не искоренялись условия ее произрастания.

Живучесть коррупции, несмотря на многовековые попытки расправиться с ней, связаны с тем, что в ней заинтересованы все управленцы: от руководителей высшего звена до мелкого чиновника.

В коррупции также заинтересованы рядовые граждане страны, которые вынуждены в силу ряда обстоятельств идти на коррупционные сделки ради решения вставших перед ними тех или иных проблем.

На сегодняшний день коррупция выступает одним из основных барьеров на пути развития российского общества, и для того, чтобы борьба с ней была эффективной, необходимо правильно понимать сущность данного явления, а также постоянно совершенствовать и принимать меры, которые не позволят увеличиваться масштабу коррупции.

Литература

1. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

2. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-Ф3 «О противодействии коррупции»;

3. Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 230-Ф3 «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»;

4. Аминов Д.И., Багмет А.М., Бычков В.В., Эриашвили Н.Д. Квалификация деяния. Тактика и методика расследования коррупционных преступлений. /Под ред. Эриашвили Н.Д. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015;

5. Интернет-ресурсы: httpsy/мвд.рф/ anticorr/statistics (статистическая информация МВД РФ).

Preventing to corruption manifestations at implementation of the government and municipal procurement Kurandina Yu.O.

Moscow center of the educational right The sphere of state and municipal procurement often attracts dishonest individuals imaginary ease of unjust enrichment, why suffer the economic interests of the state, blocked the procedure and rules of free competition, a loss of planned socio-economic

transformation. Of course, corruption can be found in almost any field, however, corruption in the public sphere seems to be much more dangerous than in the private sector. Transparency of public procurement and their «clean» it is possible to estimate the level of corruption in the economy. Currently, the state in the field of public procurement is inadequate, poorly controlled spending funds, even though the law is built pretty thorough administration of procurement procedures, have the necessary number of officials, endowed with

appropriate powers and execution of all validation related to public procurement procedures and contracts.

Among the methods and techniques of anti-corruption efforts that are already in place or formed and are at different stages of practical implementation, I would like to highlight the most relevant ones:

• Unfair to deprive entrepreneurs of the

ability to create and use «one-day firms» (the main tool of the occurrence of unrecorded cash-the money supply), which are used for corrupt purposes, and fictitious trading.

• To ensure the implementation of anti-

corruption expenditure control on the principle that money does not disappear, sooner or later they will be paid; introduce cost control during operation and after the dismissal of the responsible officials. Property of public officials which is not justified reasonable to confiscate the state income. Legal precedent has been established.

In any case, corruption in procurement is a system, and thus to fight the system is to be applied, but always a step ahead of the informal sector, only in this case, anti-corruption measures will be successful.

Key words: corruption, public procurement, corruption, regulatory issues, control in the sphere of public procurement.

References

1. The federal law of April 5, 2013 N 44-

FZ «About contract system in the sphere of purchases of goods, works, services for ensuring the state and municipal needs»;

2. The federal law of December 25, 2008

N 273-FZ «About anti-corruption»;

3. The federal law of December 3, 2012

N 230-FZ «About control of compliance of expenses of the persons replacing the state positions, and other persons to their income»;

4. Amines D. And., Bagmet A. M., Bychkov V. V., Eriashvili N. D. Qualification of act. Tactics and technique of investigation of corruption crimes. / Under the editorship of Eriashvili N. D. - M.: UNITY-DANA, 2015;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Internet resources: https://mvd.rf/

anticorr/statistics (statistical information of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation).

6

2 ©

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.