2. ПОЛИТОЛОГИЯ
2.1. ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ ОСТАВЛЯЕТ ЖЕЛАТЬ ЛУЧШЕГО
Шилов Владимир Николаевич, доктор философских наук, профессор, профессор кафедры культурологии и политологии
Место работы: Белгородский государственный национальный исследовательский университет (НИУ «БелГУ»)
Лопин Роман Анатольевич, кандидат философских наук, доцент кафедры культурологии и политологии
Место работы: Белгородский государственный национальный исследовательский университет (НИУ «БелГУ»)
Аннотация: В статье рассматриваются проблемы борьбы с коррупцией в нашей стране. Авторы приводят многочисленные аргументы и факты, которые свидетельствуют о росте масштабов коррупции в нашей стране, недостаточной политической и организаторской работы по реализации государственной антикоррупционной политики
Ключевые слова: борьба с коррупцией, государственная антикоррупционная политика, политические механизмы противодействия
CORRUPTION LEAVES MUCH TO BE DESIRED
Shilov Vladimir N., doctor of philosophical Sciences, Professor Place of employment: Belgorod state national research University Lopin Roman A., candidate of philosophical Sciences, associate Professor Place of employment: Belgorod state national research University
Abstract: In the article deals with the problems of fighting corruption in our country. The authors present numerous arguments and facts that show the growth of corruption in our country, lack of political and organizational work in the implementation of the state anticorruption policy
Keywords: corruption, the state anti-corruption policy, political mechanisms of resistance
Сказать, что в России мирятся с коррупцией, нельзя. Утверждена Стратегия борьбы с коррупцией в нашей стране, приняты и реализуются три Национальных плана противодействия коррупции. В соответствии с ними принимаются конкретные меры, например, расширен список чиновников и их родственников, обязанных декларировать доходы, им запрещено открывать счета и иметь недвижимость за границей. За коррупционные сделки введен кратный штраф, в десятки раз превышающий предполагаемый доход коррупционера. Президент Российской Федерации В.В. Путин, выступая на заседании Государственного совета по вопросам развития малого и среднего бизнеса 7 апреля 2015 г., заявил: «Государство, все уровни власти должны сделать всё возможное, чтобы... обеспечивалась честная и открытая конкуренция, и никто не мешал работать, не лез с «крышеванием», не вымогал взяток, поборов, не предлагал так называемые навязанные услуги» [Заседание Государственного совета, 2015].
Однако, несмотря на предпринимаемые шаги, ситуация с коррупцией практически не изменилась. Согласно российской статистике, количество преступлений коррупционной направленности, зафиксированных правоохранительными органами, растет год от года. Если в 2006 г. в России прокурорами было выявлено «всего» 47 тысяч нарушений законодательства о государственной и муници-
пальной службах, то три года спустя, в 2009 г. проверками было выявлено уже 263000 нарушений, то есть в пять с лишним раз больше. Свыше 381 тыс. нарушений закона в сфере противодействия коррупции было выявлено в 2014 г. Эти данные привел Генеральный прокурор РФ Ю. Чайка 24 марта 2015 г. на заседании коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Наряду с ростом количества преступлений коррупционной направленности в стране выросла и средняя сумма взятки. Если в 2011 г., по данным МВД РФ, она составляла всего 30 тыс. руб., то в 2012 г. увеличилась вдвое - до 60 тыс. руб., а в 2013 г. - до 145 тыс. рублей. В Москве средняя сумма взятки в 2014 г. превысила 300 тысяч рублей [Моисеев В.В., Прокуратов В.Н., 2015, с. 102].
О поражении коррупцией органов государственной власти и муниципального управления сегодня свидетельствуют не только результаты прокурорских проверок, аналитические доклады МВД и других правоохранительных органов, но и многочисленные аресты губернаторов и их заместителей, других государственных и муниципальных служащих. Согласно данным независимой Международной организации по борьбе с коррупцией «Transparency International», наша страна относится к числу наиболее коррумпированных стран мира; её международный рейтинг противодействия коррупции в 2012 г. находился на 143 месте, в 2013
Шилов В. Н., Лопин Р. А.
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ ОСТАВЛЯЕТ ЖЕЛАТЬ ЛУЧШЕГО
г. положение практически не изменилось, а в 2014 г. наша страна незначительно улучшила свой рейтинг, заняв 136 место, поделив его с Нигерией, Ливаном, Кыргызстаном, Ираном и Камеруном.
Тот факт, что эти и другие международные рейтинги относят Российскую Федерацию к группе самых коррумпированных государств мира, крайне отрицательно сказывается на международном престиже нашей страны, её инвестиционной привлекательности, увеличивает угрозу ее экономической и политической изоляции. Поэтому противодействие коррупции сегодня является насущной потребностью российского общества в условиях западных санкций.
Мировой опыт подсказывает: для снижения масштабов коррупции начинать следует с введения в практику трех главных принципов: незапятнанности федеральной власти, неотвратимости наказания, хорошего вознаграждения за честную работу.
Практика стран, добившихся реальных успехов в борьбе с коррупцией, подтверждает: возглавить ее может только политик нового поколения, обладающий непорочной репутацией и поддержкой народа. Кстати, заработать эту репутацию не так уж и трудно, потому что спрос на искоренение коррупции в обществе был и остается высоким.
Видимых результатов в снижении коррупции нет, скорее всего, потому, что вместо бескомпромиссной борьбы и решительных мер, в том числе конфискации имущества коррупционеров, наблюдается имитация деятельности госаппарата на федеральном уровне и чиновников на местах. Кущев-ская трагедия и синдром Гусь-Хрустального свидетельствуют о том, что коррупция должностных лиц позволяла организованным преступным группировкам годами действовать безнаказанно. Ни следственные органы, ни прокуратура, ни милиция, призванные в соответствии с антикоррупционным законодательством вести с ними непримиримую борьбу, толком ничего не делали. Понадобилось вмешательство президента, руководства Генпрокуратуры, Следственного комитета, чтобы изменить ситуацию.
Количество коррупционеров-чиновников не убывает, на место уличенных в этом грехе приходят новые алчные люди, которых не страшат наказания, установленные Федеральным законом «О противодействии коррупции». Может, следует что-то изменить в этом законе, принять дополнительные меры, например, ужесточив санкции за участие в коррупционных схемах, поощряя тех, кто не желает мириться с этим социальным злом? Да мало ли средств, методов и способов выработало человечество за свою историю!
Кто помешал российским законодателям внести в Федеральный закон «О противодействии коррупции» 2008 г. действенную норму о конфискации имущества коррупционеров, содержащуюся в Конвенции ООН? Приняв этот документ в целом, наша страна так и не ратифицировала ст.20, в которой
не только дается определение незаконного обогащения публичных лиц, но и рекомендуются действенные меры по уголовному преследованию за коррупцию, включая конфискацию незаконно нажитого имущества.
За время, прошедшее после вступления в силу антикоррупционного законодательства, можно было убедиться в том, что, по сути, антикоррупционные законы оказались слишком «мягкими», даже главный антикоррупционный правовой акт не сильно карал за коррупционные деяния, предусматривая лишь наказание в виде снятия с должности. Не из-за этой ли его «беззубости» широко разрекламированный закон так слабо противодействует коррупции?
Ущербность принятого пакета антикоррупционных законов еще и в том, что в нем остались неприкасаемыми высокопоставленные лица, которые стоят как бы над антикоррупционным законодательством. Сможет ли следователь, опираясь на Закон «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г., предъявить, к примеру, обвинение (страшно сказать!) спикеру парламента, председателю правительства или президенту, уличенному в коррупции? А следователь в Южной Корее может: президент этой страны за коррупцию получил заслуженную кару - 22 года лишения свободы.
В декабре 2013 г. по указу главы государства в составе его Администрации было образовано Управление по вопросам противодействия коррупции, которую возглавил Олег Плохой, занимавшийся кадровой политикой в президентской Администрации. По замыслу президента, новый институт должен стать координатором борьбы со взяточниками, которая до этого была поделена между множеством ведомств. Ему же была поручена проверка деклараций о доходах, расходах и имуществе чиновников и депутатов федерального уровня.
В апреле 2014 г. Президент России утвердил Национальный план противодействия коррупции на 2014-2015 годы. Согласно Плану в России будет создана автоматизированная система мониторинга деклараций; Банку России поручено наладить систему сбора информации о том, есть ли у госслужащих высших категорий иностранные счета или вложения в финансовые инструменты за границей; в Российской академии народного хозяйства и государственной службы будут открыты специальные курсы для преподавателей - специалистов по противодействию коррупции; вузам, которые готовят бакалавров по специальности «Государственное и и муниципальное управление», предписано включить в программу специальный антикоррупционный курс; Правительству и Президиуму Совета по противодействию коррупции поручено разработать законопроект по защите заявителей о коррупции от действий тех, о чьих правонарушениях они сообщают. Отдельным пунктом в Национальном Плане упоминаются Крым и Севастополь, на которые должны распространяться все антикоррупци-
онные меры, проводимые в Российской Федерации. Глава государства выразил надежду, что благодаря системной работе по реализации государственной антикоррупционной политики уровень коррупции в нашей стране будет снижен. «Мы справились с олигархией, справимся и с коррупцией», - пообещал В.В. Путин. [Путин о борьбе с коррупцией. 2015]
Таким образом, президентские инициативы, направленные на реализацию государственной политики противодействия коррупции, повышение эффективности действующих политических механизмов, дают реальную возможность значительного снижения уровня коррупции в нашей стране. Добавим: при условии комплексного осуществления политических, правовых, организационных и экономических мероприятий, проводимых не от случая к случаю, а системно и целенаправленно для изменения к лучшему сложив -шейся ситуации в борьбе с коррупцией не только в органах государственной власти и управления, но и в стране в целом.
Время от времени СМИ сообщают о том, что Генпрокуратура и Следственный комитет РФ возбудили уголовные дела против коррупционеров высокого уровня, включая сотрудников Управделами Президента РФ. Однако пример Е. Васильевой из громкого уголовного дела в отношении коррупционеров из «Оборонсервиса» показывает, что своровав у государства миллиард рублей, можно отделаться легким испугом и досрочно выйти на свободу.
Важнейшей причиной отсутствия реальных успехов в противодействии коррупции является, на наш взгляд, сохранение условий, порождающих это зло. Не выполненными оказались продекларированные планом «совершенствование системы и структуры государственных органов», а также «оптимизация и конкретизация их полномочий». Не была решена поставленная в плане задача по обнаружению имущества, подлежащего конфискации. Вследствие этого не представляется возможным отследить: кто на деньги, украденные из госбюджета, приобрел недвижимость за границей, построил дворцы на Рублёвке, в иных престижных местах, купил дорогие иномарки, открыл валютные счета за границей. Посему повис в воздухе и пункт плана о применении «санкций за коррупционные преступления». Не были реализованы положения Национального плана, предусматривавшие «совершенствование норм, регулирующих осуществление закупок для государственных и муниципальных нужд, в целях исключения возможности их произвольного толкования». Протоколом о намерениях стал и такой важный пункт плана как «обеспечение контроля за выполнением принятых контрактных обязательств, прозрачности процедур закупок» для государственных нужд. В результате высокопоставленные чиновники и рангом поменьше продолжают обогащаться. С использованием корруп-
ционных схем похищают из государственного бюджета до 1000000000000 рублей [Письменная Е., 2010].
Коррупция в России достигла таких масштабов, что препятствует проведению социальных преобразований и повышению эффективности национальной экономики, вызывает в российском обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на международной арене. Поэтому она правомерно рассматривается как одна из угроз национальной безопасности Российской Федерации. Чтобы эффективнее бороться с коррупцией в России, нужно модернизировать её политическую систему, усилить независимость судов, совершенствовать политические механизмы борьбы с коррупционными практиками. Пока же в этом направлении сделано крайне мало. Отсюда и соответствующие результаты.
Список литературы:
1. Выступление В.В.Путина на заседании Государственного совета по вопросам развития малого и среднего бизнеса. [Электронный ресурс]. - Официальный сайт Президента России. -Режим доступа: http://kremlin.ru/news/48122#зе!=13:1,13/ (дата обращения - 09.09.2015).
2. Моисеев В.В., Прокуратов В.Н. Президентские инициативы по противодействию коррупции в России// Среднерусский вестник общественных наук//- 2015. - № 3. - С. 101-110.
3. Письменная Е. Украсть триллион// Ведомости, 2010, 1 ноября; http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/248724/ukrast_trillion. [Электронный ресурс]. - (дата обращения - 18.06.2014).
4. Путин о борьбе с коррупцией: ответственность должны нести и власть, и оппозиция// Сайт «Кommersant.ru». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/1866753 (дата обращения: 10.03.2015)
РЕЦЕНЗИЯ
Рецензируемая рукопись статьи, написанная профессором Шиловым В.Н и доцентом кафедры культурологии и политологии Белгородского государственного национального исследовательского университета Лопиным Р. А., посвящена проблеме противодействия коррупции, имеющей важное как теоретическое, так и практическое значение. В рецензируемой статье рассматриваются борьбы с коррупцией в нашей стране. Авторы приводят многочисленные аргументы и факты, которые свидетельствуют о росте масштабов коррупции в нашей стране, недостаточной политической и организаторской работы по реализации государственной антикоррупционной политики.
Проф. Шилов В.Н. и доц. Лопин Р.А. достаточно убедительно раскрыли причины роста коррупции, привели ряд примеров, свидетельствующих о поражении коррупцией органов государственной власти и муниципального управления, что негативно сказывается на проведении намеченных социально-политических и экономических реформ в Российской Федерации.
Анализируя президентские инициативы, направленные на реализацию государственной политики противодействия коррупции, авторы статьи выражают уверенность в значительном снижении уровня коррупции в нашей стране при условии практического выполнения стратегии и национальных планов как в центре, так и на местах.
Вывод: рецензируемая рукопись статьи проф. Шилова В.Н. и доц. Лопина Р.А. отвечает предъявляемым требованиям и рекомендуется к публикации в журнале «Социально-политические науки» «Издательского дома Юр-ВАК» .
Профессор кафедры социологии и управления
БГТУ им. В.Г.Шухова,
д-р ист. наук, профессор
В.В. Моисеев