Научная статья на тему 'АНСАМБЛЬ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЖИЛОЙ ЗАСТРОЙКИ 1947-1949 ГГ. НА ПРИМЕРЕ УЛ. ПАРИЖСКОЙ КОММУНЫ В Г. КОМСОМОЛЬСКЕ-НА-АМУРЕ'

АНСАМБЛЬ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЖИЛОЙ ЗАСТРОЙКИ 1947-1949 ГГ. НА ПРИМЕРЕ УЛ. ПАРИЖСКОЙ КОММУНЫ В Г. КОМСОМОЛЬСКЕ-НА-АМУРЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
52
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМСОМОЛЬСК-НА-АМУРЕ / ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ АНСАМБЛЬ / «КОМПЛЕКС ЖИЛЫХ ДОМОВ ПО УЛ. ПАРИЖСКОЙ КОММУНЫ» / АРХИТЕКТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Пономаренко Наталья Витальевна, Зайчиков Руслан Сергеевич, Абрамовская Елена Николаевна

В статье дается краткая история возникновения ансамбля «Комплекса жилых домов по ул. Парижског,\ Коммуны» в городе Комсомольске-на-Амуре, который относится к объекту культурного наследия регионального значения и является реализованной частью проекта строительства железнодорожного городка, выполненного силами заключенных Нижне-Амурского ИТЛ НКВД СССР в 1947-1949 гг. Приводится описание исторической части территории, на которой находится рассматриваемый объект культурного наследия, - фрагмент улицы Парижской Коммуны, расположенный недалеко от привокзальной площади и протянувшийся с северо-востока на юго-запад от проспекта Первостроителей до улицы Чапаева. Данный отрезок улицы Парижской Коммуны представляет собой градостроительный ансамбль, сформированный малоэтажной застройкой, в которой дома объединены одной архитектурной темой, что придает улице своеобразный колорит и уютный вид.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ENSEMBLE OF THE INDIVIDUAL RESIDENTIAL BUILDING OF 1947-1949 ON THE EXAMPLE OF THE PARIS COMMUNE STREET IN KOMSOMOLSK-ON-AMUR

The article gives a brief history of the emergence of the ensemble "Complex of residential buildings on the Paris Commune Street" in the city of Komsomolsk-on-Amur, which belongs to the object of cultural heritage of regional significance and is a realized part of the railway town construction project carried out by the efforts of prisoners of the Lower Amur ITL of the NKVD of the USSR in 1947-1949. The article describes the historical part of the territory on which the object of cultural heritage is located - a fragment of the Paris Commune Street, located near the station square and extended from northeast to southwest from Avenue of the First Builders to Chapaev Street. The considered section of the Paris Commune Street is an urban-planning ensemble formed by low-rise buildings, united by one architectural theme, that give the street a peculiar flavor and a cozy look.

Текст научной работы на тему «АНСАМБЛЬ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЖИЛОЙ ЗАСТРОЙКИ 1947-1949 ГГ. НА ПРИМЕРЕ УЛ. ПАРИЖСКОЙ КОММУНЫ В Г. КОМСОМОЛЬСКЕ-НА-АМУРЕ»

OKH «Жилой дом», ул. Парижской Коммуны, 29. 1947. Современное состояние дома в 2021 г. Фото

из личного архива Н.В. Пономаренко

The object of cultural heritage "Residential buildingthe Paris Commune Street, 29. 1947. The current state of the house in 2021 Photo from

the personal archive of N.V. Ponomarenko

Дворец культуры железнодорожников. 1963. Комсомольск- на-Амуре. 2021 Фото

из личного архива Н.В. Пономаренко

The Palace of Culture of Railway Workers. 1963. Komsomolskon-Amur. 2021 Photo from the personal archive of N. V. Ponomarenko

DOI: 10.17516/2713-2714-0037 УДК 72.03

THE ENSEMBLE OF THE INDIVIDUAL RESIDENTIAL BUILDING OF 1947-1949 ON THE EXAMPLE OF THE PARIS COMMUNE STREET IN KOMSOMOLSK-ON-AMUR

Natalya V. Ponomarenko Ruslan S. Zaychikov Elena N. Abramovskaya

Far Eastern Federal University Vladivostok, Russian Federation

Abstract: The article gives a brief history of the emergence of the ensemble "Complex of residential buildings on the Paris Commune Street" in the city of Komsomolsk-on-Amur, which belongs to the object of cultural heritage of regional significance and is a realized part of the railway town construction project carried out by the efforts of prisoners of the Lower AmurlTL of the NKVD of the USSR in 1947-1949.

The article describes the historical part of the territory on which the object of cultural heritage is located - a fragment of the Paris Commune Street, located near the station square and extended from northeast to southwest from Avenue of the First Builders to Chapaev Street.

The considered section of the Paris Commune Street is an urban-planning ensemble formed by low-rise buildings, united by one architectural theme, that give the street a peculiar flavor and a cozy look.

Keywords: Komsomolsk-on-Amur; urban-planning ensemble; "Complex of residential buildings on the Paris Commune Street"; architectural and historical environment.

Citation: Ponomarenko», N.V., Zaychikov; R.S., Abramovskaya, E.N. (2022). The ensemble of the individual residential building of 1947-1949 on the example of the Paris Commune Street in Komsomolsk-on-Amur. Izobrazitel*noe iskusstvo Urala} Sibiri i DaVnego Vostoka. Fine art of the Urals, Siberia and the Far East. T. 1, № 2 (11), p. 138-147.

Н. В. Пономаренко Р. С. Зайчиков Е. Н. Абрамовская

Дальневосточный федеральный университет Владивосток, Российская Федерация

АНСАМБЛЬ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЖИЛОЙ ЗАСТРОЙКИ 1947-1949 гг. НА ПРИМЕРЕ

УЛ. ПАРИЖСКОЙ КОММУНЫ В г. КОМСОМОЛЬСКЕ-НА-АМУРЕ

В статье дается краткая история возникновения ансамбля «Комплекса жилых домов по ул. Парижской Коммуны» в городе Комсомольске-на-Амуре, который относится к объекту культурного наследия регионального значения и является реализованной частью проекта строительства железнодорожного городка, выполненного силами заключенных Нижне-Амурского ИТЛ НКВД СССР в 1947-1949 гг.

Приводится описание исторической части территории, на которой находится рассматриваемый объект культурного наследия, - фрагмент улицы Парижской Коммуны, расположенный недалеко от привокзальной площади и протянувшийся с северо-востока на юго-запад от проспекта Первостроителей до улицы Чапаева.

Данный отрезок улицы Парижской Коммуны представляет собой градостроительный ансамбль, сформированный малоэтажной застройкой, в которой дома объединены одной архитектурной темой, что придает улице своеобразный колорит и уютный вид.

Ключевые слова: Комсомольск-на-Амуре; градостроительный ансамбль; «Комплекс жилых домов по ул. Парижской Коммуны»; архитектурно-историческая среда.

Н.М. Протопопов-Быльев (архитектор). Село Пермское на Амуре. Ксерокопия с картины. 1932 [4, с. 2]

N.M. Protopopov-Bylyev (architect).

The village of Permskoye on the Amur. A photocopy of the painting. 1932 [4, p. 2]

Комсомольск-на-Амуре отличается от большинства городов Дальнего Востока активным советским периодом своего строительства. Начало городу было положено личной инициативой т. Сталина - историческим актом 28 февраля 1932 г. о строительстве здесь Амурского судостроительного завода. Территория, выбранная для строительства города, имела ряд благоприятных условий: ровная площадка с легким уклоном к Амуру достигает здесь большой ширины, разделяется на две почти равные части горной многорусловой речкой Силинкой.

10 декабря 1932 г. постановлением ЦИК РСФСР село Пермское было переименовано в Комсомольск-на-Амуре и ему был присвоен статус города [5, с. 23-36].

Население Комсомольска росло стремительно: в мае 1932 г. насчитывалось 150 жителей, через четыре года - 20 тыс., к 1940-м годам - свыше 70 тыс. [1]. Очень быстро город превратился в крупнейший промышленный центр Дальнего Востока.

По сохранившимся архивным фотоснимкам можно увидеть первые деревянные строения 1932-1934 годов, по которым можно судить о первоначальной исторической застройке улиц.

Особо ценная часть архитектуры Комсомольска-на-Амуре - фрагменты сохранившейся капитальной застройки начальных этапов формирования города в довоенные и послевоенные годы, в которую входит и рассматриваемый фрагмент улицы Парижской Коммуны. Проект застройки городка железнодорожников, или ансамбль «Комплекс жилых домов по ул. Парижской Коммуны», выполнен в 1940 г.

и представляет большую ценность своей пространственно-планировочной структурой с сохранившимися планировочными характеристиками. Элементы застройки улицы - примеры самой распространенной в 1940-х гг. индивидуальной жилой застройки с постановкой дома по красной линии улицы. Архитектурно-историческая среда вокруг рассматриваемого участка улицы сформирована одноэтажными, двухэтажными и пятиэтажными домами (1947-1965 гг. постройки).

«Комплекс жилых домов по ул. Парижской Коммуны» относится к объекту культурного наследия регионального значения и является реализованной частью проекта строительства железнодорожного городка, выполненного в 1947-1949 гг. силами заключенных Нижне-А-мурского ИТЛ НКВД СССР. Проект выполняла комплексная бригада проектировщиков во главе с руководителем группы архитектором Д.Г. Раковым и главным архитектором проекта A.A. Апресяном. Участок городка должен был расположиться на площади 140 гектаров. На территории 11 кварталов предполагалось построить более 30 крупных жилых и общественных каменных зданий: железнодорожный вокзал, управление железной дороги, гостиницу, 3 школы, техникум, клуб, 5 детских садов, 2 столовые, баню и больничный городок. Проектом предусматривалась большая привокзальная площадь, парк железнодорожников и рынок. Большая часть задуманного в будущем осуществилась [7].

Реализации всех архитектурных планов городка железнодорожников помешала начавша-

Улица Пермская.

1934

URL: http://khabkrai-nasledie.ru/komsomolsk-na-amure/str.3 (дата обращения 30.05.2022)

Permskaya Street.

1934,

available at: http:// khabkrai-naskdie. ги/ komsomolsk-na-amure/str.3 (accessed 30.05.2022)

Ситуационный план расположения ансамбля «Комплекс жилых домов по ул. Парижской Коммуны», выполненный в 1940 г. URI.: http://khabkrai-nasledie.ru/komsomolsk-na-amure/cat/ kompleks-zhilyh-domov-pans-communa (дата обращения 30.05.2022)'

Situational layout of the ensemble "Complex of residential buildings on the Paris Commune Street", made in 1940,

available at: http://khabkrai-nasledie.ru/ komsomolsk-na-amure/cat/ kompleks-zhih'h-domov-paris-communa (accessed 30.05.2022)

яся война. Проект начал воплощаться в жизнь только с 1947 года.

В 1930-1940-е годы эта территория примыкала к большому району, который был одним из центров базировавшегося в Комсомольске Ниж-не-Амурского исправительно-трудового лагеря, входившего в систему ГУЛАГа [2]. Вплоть до середины 1950-х годов Комсомольск оставался од-

ним из центров ГУЛАГа на Дальнем Востоке. Заключенные, в том числе и жертвы политических репрессий, принимали участие в строительстве многих промышленных, инженерных, инфраструктурных, социальных объектов.

Улица Парижской Коммуны поделила территорию комплекса жилых домов на две части: северо-западную и юго-восточную. Здания первой линии около объекта культурного наследия - одноэтажные, двухсекционные (двухквартирные), с осевой симметрией плана и фасадов, ориентированы на улицу протяженной стороной, имеют общее объемно-планировочное решение, воплощенное в двух незначительно различающихся вариантах. На нечетной стороне улицы дома № 29, 31, 33, 35, 37, 39 - П-об-разные в плане, с пристроенными тамбурами (к торцевым фасадам). На четной стороне № 34, 36 - прямоугольные в плане, с пристроенными тамбурами (в центре дворового фасада) и пристроенными верандами (к торцевым фасадам со стороны двора).

Активное распространение в то время в архитектуре чаще получали барельефные панно в виде растительного орнамента на фасадах. Па главных фасадах зданий ОКН имеются также ярко выраженные архитектурные акценты в виде декоративного оформления в стилистике советской неоклассики с контррельефным растительным орнаментом. Присутствует единое декоративное оформление для всех фасадов домов, выделяющееся композиционно и стилистически в окружающей застройке на фоне других элементов архитектурной среды.

Напримере «Жилого дома» по ул. Парижской Коммуны, 29, можно рассмотреть объемно-пространственную композицию здания: вытянутое вдоль улицы здание, П-образное в плане (с выступающими со стороны двора флангами), симметричное относительно поперечной оси, с завершенным многоскатной вальмовой крышей основным объемом.

Пространственно-планировочная структура в капитальных стенах: наружные и внутренние кирпичные стены и колонны, в том числе продольный ряд опор и центральная поперечная стена, разделяющая дом на две зеркальные половины с холодной верандой, парадным входом с уличного фасада и двумя дополнительными входами с торцового и дворового фасадов - через пристроенный тамбур и через веранду.

Первоначальная композиция фасадов осталась, в том числе первоначальные расположение и параметры проемов, декоративное оформление в стилистике советской неоклассики с контррельефными растительными орнаментами в духе народной домовой росписи.

Материал наружных стен: красный глиняный кирпич, лицевая кладка полностью оштукатурена и окрашена, декоративные элементы выделены и окрашены в цвет, отличающийся от стен.

Декоративное оформление, единое для всех фасадов:

- венчающий карниз;

- цокольный пояс в виде двухступенчатой полки;

- наличники первого типа: широкая рама П-образного сечения, дополненная трехступенчатой подоконной полкой и сандриком в виде ступенчатого (с гуськом в профиле) карниза, приподнятого над рамой на двух волютообраз-ных кронштейнах, наложенных на стойки;

- наличники второго типа: узкая профилированная двумя полочками тяга по контуру проема;

- рустованные лопатки и плоскости, установленные на цокольный пояс и завершенные на уровне верха проемов узким пояском с обратной выкружкой в профиле.

Главный северо-западный фасад:

- протяженная, центрально-симметричная композиция, решенная с исполь-вованием темы аркады, акцентированная по оси широким треугольным щипцом.

Проемы:

- шесть прямоугольных, вертикально ориентированных оконных проемов, из которых четыре сгруппированы по два в центральной части в створе со щипцом, а два размещаются на флангах;

- два дверных проема, одинаковой с окнами ширины, размещенные через неширокий простенок с каждой стороны от центральной группы оконных проемов (левый заложен до оконного);

- небольшие окошки, оформленные наличником второго типа, расположенные на уровне середины высоких окон: прямоугольные горизонтальные - на флангах основного объема (заложены);

- небольшой круглый проем слухового окна в верхней части тимпана щипца, оформленный наличником второго типа.

Объект культурного наследия (далее ОКН) «Жилой дом»,

ул. Парижской Коммуны, 29 1947

The object of cultural heritage

"Residential building", the Paris

Commune Street, 29 1947

ОКН «Жилой дом», ул. Парижской Коммуны, 31 1947

The object of cultural heritage

"Residential house", the Paris Commune Street, 31 1947

ОКН «Жилой дом», ул. Парижской Коммуны, 33 1947

The object of cultural heritage

"Residential house", the Paris

Commune Street, 33 1947

Арочные ниши:

- полуциркульные ниши (в оформлении дверных проемов) с профилированным архивольтом и контррельефным орнаментом в полукруглом участке;

- спаренные полуциркульные ниши (в оформлении пар окон в центральной части), установленные на цокольный пояс, разделенные по оси полуколонкой круглого сечения, поддерживающей профилированные архивольты, и украшенные контррельефным орнаментом, заполняющим полукруглый участок ниш и спускающимся вдоль проемов ниже середины их высоты.

Оформление проемов:

- узкая профилированная рамка, трехступенчатая подоконная полка, лежачие прямоугольные филенки с неоштукатуренной внутренней плоскостью в подоконном поле.

Декоративные элементы:

- наличники первого типа крайних (в ряду высоких) окон;

- рустованные лопатки на углах здания, на флангах арочных ниш и между ними (поддерживающие архивольты арок);

- широкие рустованные плоскости на флангах фасада основного объема;

- полуцилиндрическая форма дверных козырьков, парные кронштейны из металлического проката квадратного сечения со сварными соединениями, с рисунком растительного орнамента;

- габариты и форма крыльца с одним прямолинейным перпендикулярным маршем.

Дворовый юго-восточный фасад:

- протяженная, симметричная композиция, составленная тремя почти рав^ными по протяженности частями: центральной западающей и боковыми высту-шающими, которые, в свою очередь, составлены двумя частями со своей осью симметрии;

- четыре крупных вертикальных проема, расположенных с равными узкими простенками в центральной части, в том числе параметры и оформление наличниками по первому типу, но без подоконных кронштейнов;

- окна по оси кирпичной половины выступающих объемов, сгруппированные по три (в центре - широкое, по краям - узкие) с узкими простенками (простенки разобраны, устроено единое широкое окно);

- единые наличники сгруппированных окон, составленные на флангах наличниками первого типа, единой подоконной полкой и центральным карнизом, установленным на кронштейнах на карнизы фланговых частей;

- круглая орнаментированная розетка в лоба-ни центральной повышенной части;

- рустованные лопатки в оформлении углов кирпичных выступающих объемов.

Торцовые северо-восточный и юго-западный фасады, зеркально симметричные:

- первоначальная асимметричная, разноплановая композиция, сформированная заглубленной стеной основного объема с деревянной вставкой веранды на прилегающем ко двору фланге и выступающим на противоположном фланге пониженным объемом тамбура с крышей, нависающей над крыльцом и повторяющей силуэт крыши основного объема;

- оконные проемы, в том числе параметры, расположение, оформление: крупный вертикальный проем (частично заложен снизу) с наличником первого типа (но без кронштейнов), расположенный на стене основного объема ближе к веранде, далее - выровненные с ним по верхнему краю два вертикальных окошка меньшей высоты, объединенные единой горизонтальной рамкой (вместо рамки устроены наличники по первому типу);

- проемы во всю ширину стен, разделенные стойками каркаса на три части, в том числе проем дворового фасада с дверным блоком в центре.

Здание второй линии - объект культурного наследия «Дом жилой», 1949 г., ул. Парижской Коммуны, 37, корпус 2, расположен в юго-западной части комплекса, имеет так же лаконичную отделку фасадов в стиле довоенного неоклассицизма. Здание расположено со значительным отступом от красной линии застройки улицы Парижской Коммуны.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Объемно-пространственная композиция: двухэтажный, почти симметричный относительно поперечной оси объем под вальмовой крышей с прямоугольным, близким к квадрату планом, усложненный выступающими одноэтажными пристроями: в центре северо-западного расположен главный вход.

Материал и первоначальный характер обработки наружных стен: красный глиняный кирпич, лицевая кладка оштукатурена и окрашена.

Декоративное оформление, единое для всех фасадов:

- венчающим карниз с сильно вынесенной плитой, поддержанной частым рядом узких кронштейнов;

- цокольный пояс в виде двухступенчатой полки;

- наличники первого этажа (основной тип): широкая профилированная рама в виде перспективного портала, установленная на двухступенчатую подоконную полку;

- рустованные огибающие лопатки с зубчатым краем, оформляющие углы здания от цокольного пояса до уровня 1/3 высоты здания.

Композиция фасадов, параметры и расположение проемов, декоративное оформление в стилистике советской неоклассики с использованием контррельефных орнаментальных изображений с растительными мотивами.

Композиция (за исключением позднего перекрытия террасы): компактная, с незначительным нарушением осевой симметрии в конфигурации проемов и выдержанная, с незначительным нарушением осевой симметрии в конфигурации проемов и выделением центральной оси небольшим треугольным щипцом, треугольным сандриком второго этажа, арочным проемом выступающего портала главного входа.

Конфигурация и расположение проемов:

- на втором этаже - три прямоугольных, вертикально ориентированных оконных проема, равномерно распределенных по длине фасада;

- на флангах первого этажа - узкие вертикальные проемы, сгруппированные по три (слева - с более широкими простенками), оформленные единым наличником второго типа;

- прямоугольный вертикальный проем главного входа;

- вертикальный с полуциркульным завершением проем портала главного входа.

Декоративные элементы:

- конфигурация и размеры щипца;

- наличник центрального проема второго этажа, составленный широкими рустованными стойками с зубчатым краем, завершенными на уровне верха проема карнизом с обратной выкружкой в профиле, треугольным сандриком (скрыт поздней крышей террасы), поддержанным с каждой стороны проема двумя парами волютообразных кронштейнов; контррельефные орнаменты в духе народной росписи над окном в центре и между парами кронштейнов;

- наличники крайних проемов второго этажа, аналогичные наличникам первого типа од-

ноэтажных домов комплекса: рама П-образного сечения, дополненная трехступенчатой подоконной полкой, поддерживаемой двумя кронштейнами, и сандриком в виде ступенчатого (с гуськом в профиле) карниза, приподнятого над рамой на двух волютообразных кронштейнах, наложенных на стойки;

- наличники (по основному типу) дверного и оконных проемов первого этажа;

- руст в оформлении нижней части портала входа, переходящий на стену основного объема и завершенный на ней зубцами.

В 2021 г. здание находится в полуразрушенном состоянии после пожара.

Здания объекта культурного значения «Комплекс жилых домов по ул. Парижской Коммуны», 1947-1949 гг., после сдачи в эксплуатацию стали занимать семьи членов высшего состава НКВД. Коттеджи на две семьи с отдельными входами получили все коммунальные удобства своей эпохи, включая водопровод и канализацию. Из воспоминаний очевидцев: «Дом на две семьи. Три входа: на веранду, парадный вход, черный вход. Подвал пять метров глубиной. Голубятня, сарай, конура. Участки разработаны. Красивые ограды. Клумбы. Встроенные шкафы. Резная мебель» [8]. Все дома имели приусадебные участки и были обнесены невысокой деревянной изгородью.

Этот отрезок улицы Парижской Коммуны представляет собой градостроительный ансамбль, сформированный одно- и двухэтажной исторической застройкой. Дома объединены общей стилистикой и придают улице своеобразный колорит и уютный вид.

Архитектурным акцентом улицы Парижской Коммуны является Дворец культуры железнодорожников (ул. Чапаева, 1), построенный в 1963 г. Здание имеет симметричный главный фасад - с элементами упрощенного неоклассицизма, которые он приобрел в свете постановления о «борьбе с архитектурными излишествами».

Первое проектирование ДК железнодорожников было запланировано на станции Комсомольск: его произвели архитекторы Тумнинской экспедиции в 1940 году с привязкой к плану железнодорожного городка на 40 тысяч жителей. Но осуществить данный проект помешала война [3].

В начале лета 1952 года группой сотрудников «Дальгипротранса» была произведена привязка проекта к местности. Составленная пояснитель-

ОКН «Жилой дом», ул. Парижской Коммуны, 37 1949

The object of cultural heritage "Residential house", the Paris Commune Street, 37 1949

ОКН «Жилой дом», ул. Парижской Коммуны, 39 1949

Hie object of cultural heritage "Residential house", the Paris Commune Street, 39 1949

ОКН «Жилой дом», ул. Парижской Коммуны, 34 1947

The object of cultural heritage "Residential house", the Paris Commune Street, 34 1947

ная записка была утверждена решением исполкома Комсомольского-на-Амуре городского совета депутатов трудящихся за № 271 от 31 июля 1952 года. Прошло 6 лет, и только по инициативе начальника отделения дороги М.Е. Евдокимова и председателя райпрофсожа П.С. Стельмачен-ко в 1958 г. началось сооружение фундамента под Дворец культуры. Строил Дворец культуры в 1960-1963 гг. трудовой коллектив СМП-291 под руководством А.Э. Рубашевского. И только 5 января 1963 года свои двери распахнул Дворец культуры железнодорожников [3].

В планировочной структуре территории за зданием в 1960-х гг. разбит парк Железнодорожников, который был изначально намечен проектом железнодорожного городка. В посадке парка принимали участие все железнодорожники узла.

На улице Парижской Коммуны рядом с рассматриваемым ансамблем комплекса жилых домов имеется разрушенное здание - около дома спортивного комплекса «Локомотив» по ул. Парижской Коммуны, 38. Это здание Амурлага, которое было построено в 1943 г. К торжествам клуб оформлял поэт H.A. Заболоцкий под руководством В.А. Алжаева [8].Заболоцкий несколько лет в начале 1940-х гг., будучи заключенным, работал в управлении лагеря художником-оформителем. Фасад, выходящий на ул. Парижской Коммуны, был декорирован пилястрами, увенчанными капителью и горизонтальной тягой. В интерьере за сценой была большая роспись, написанная на стене. Центральный вход в здание был с восточного торца.

В здании в течение 20 лет проходили все торжественные мероприятия Комсомольского отделения железной дороги. Зрительный зал был рассчитан на 350 мест. В 2000-х гг. здание использовалось в коммерческих целях как гараж и автомойка. В 2020 году здание полностью сгорело [6].

В 1940-х годах получают развитие работы по преемственности композиции памятников классицизма, изучаются законы образования известных ансамблей, возрождается периметральная застройка, классицистические принципы построения городских ансамблей, симметрия расположения масс, господство осевых симметричных композиций. Из этих принципов построения рождается архитектурно-историческая среда вокруг рассматриваемого памятника, сформированная пятиэтажными домами f 1959—

1965 гг. постройки), образующая по периметру фронт застройки с одинаковым расстоянием друг от друга.

На основании историко-архивных исследований, градостроительного и визуального анализа территории, расположения объекта культурного наследия регионального значения ансамбль «Комплекс жилых домов по ул. Парижской Коммуны» 1947-1949 гг. в г. Комсомольск-на-Амуре представляет собой исторический градостроительный ансамбль, сформированный малоэтажной застройкой. Дома, объединенные одной архитектурной темой, придают улице своеобразный колорит и уютный вид. Весь комплекс домов имеет лаконичную отделку фасадов в стиле довоенной неоклассики и является реализованной частью проекта строительства железнодорожного городка, выполненного силами заключенных Нижне-Амурского ИТЛ НКВД СССР в 1947-1949 гг.

Примечание

1. Рисунки № 4; 6-9; 11-14. - URL: //khabkrai-nasledie. ru/komsomolsk-na-amure/cat/kompleks-zhilyh-domov-paris-communa (дата обращения 30.05.2022)

Литература

1. Адашова, Т.А., Ковалев, В.В. Комсомольск-на-Амуре // География : журнал. - 2002. - № 3. - URL: https://geo. lsept.ru/article.php?ID=200200303 (дата обращения 30.05.2022).

2. Бондарев, Д. Улица Парижской Коммуны // ДВК медиа: официальный сайт газеты «Дальневосточный Комсомольск». - URL: https://dvkomsomolsk. ru/2020/09/02/ulica-parizhskoj-kommuny/ (дата обращения 30.05.2022).

3. Возникновение [ДКЖ] // Дворец культуры железнодорожников. - URL: http://dkzd-kms.ru/istoria (дата обращения 30.05.2022).

4. Комсомольск-на-Амуре // Культурное наследие Хабаровского края. - URL: http://khabkrai-nasledie. ru/komsomolsk-na-amure/str.2 (дата обращения 30.05.2022).

5. Комсомольский-на-Амуре городской архив. - Ф. 15.-Оп. 1.-Д. 9.-С. 23-36.

6. Николаев, Д. Отмучилось... - URL: https:// gorotskop.livejournal.com/165588.html (дата обращения 30.05.2022).

7. Объекты культурного наследия: памятники истории и культуры Хабаровского края / сост. A.B. Ды-минская, Л.Б. Шокурова, М.К. Янкевич, A.R Ласкин. - Хабаровск : Рос. Медиа Альянс, 2006. - 208 с.: ил.

8. Улицы города // Библиотеки Комсомольска. -URL: https: //www. kmslib.ru/ dostoprimechatelnosti-komsomolska-na-amure/ulicy-goroda (дата обращения 30.05.2022).

References

1. Adashova Т.A., Kovalev V.V Komsomol sk-na-Amure [Komsomolsk-on-Amur], Geography journal. 2002, no. 3, available at: https://geo.lsept.ru/article.

php?ID=200200303 (accessed 30.05.2022).

2. Bondarev D. Ulicza Parizhskoj Kommuny' [The Paris Commune Street], DVK media: an official web site of the newspaper "DaLnevostochny'j KomsomoTsk", available at: https://dvkomsomolsk.ru/2020/09/02/ulica-parizhskoj-kommuny/ (accessed 30.05.2022).

3. Vozniknovenie [An appearance]. The Palace of Culture of Railway Workers, available at: http://dkzd-kms. ru/istoria (accessed 30.05.2022).

4. Komsomol4sk-na-Amure [Komsomolsk-on-Amur]. The cultural heritage of the Khabarovsky region, available at: http://khabkrai-nasledie.ru/komsomolsk-na-amure/ str.2 (accessed 30.05.2022).

5. Komsomorskij-na-Amure gorodskoj arxiv [The City Archive of Komsomolsk-on-Amur], Coll. 15, aids 1, foi. 9, pp. 23-36.

6. Nikolaev D. Otmuchilos ... [Redeemed...], available at: https://gorotskop.livejournal.com/165588.html (accessed 30.05.2022).

7. Ob4 ekty' kuLturnogo naslediya: pamyatniki istorii i kul'tury' Xabarovskogo kraya [Objects of the cultural heritage: historical and cultural monuments of the Khabarovsky region]. Compilers A.V. Dy'minskaya, L.B. Shokurova, M.K. Yankevich, A.R. Laskin. Khabarovsk, Ros. Media Alsyans, 2006, 208 p.

8. Ulicy goroda [The streets of the city], Komsomolsk libraries, available at: https: //www. kmslib.ru/ dostoprimechatelnosti-komsomolska-na-amure/ulicy-goroda (accessed 30.05.2022).

Об авторах

Пономаренко Наталья Витальевна - доцент Департамента архитектуры и дизайна Политехнического института Дальневосточного федерального университета (Владивосток); научный сотрудник отдела проектных работ ООО «НПЦ ИКЭ»; член правления Союза архитекторов России (Приморское отделение); член ПоСАР. E-mail: ponomarenko_nvi@dvfu.ru

Зайчиков Руслан Сергеевич - старший преподаватель, доцент Департамента архитектуры и дизайна Политехнического института Дальневосточного федерального университета(Владивосток) E-mail: zaychikov.rs@dvfu.ru

ОКН «Жилой дом», ул. Парижской Коммуны, 37, корп. 2 1949

The object of cultural heritage "Residential house", the Paris Commune Street, 37, bldg. 2 1949

Абрамовская Елена Николаевна - доцент Департамента архитектуры и дизайна Политехнического института Дальневосточного федерального университета (Владивосток)

E-mail: abramovskaya.en@dvfu.ru

Ponomarenko Natalya Vitalievna

Associate Professor at the Department of Architecture and Design, Polytechnic Institute, Far Eastern Federal University; member of the Board of the Union of Architects of Russia (Primorye branch)

Zaychikov Ruslan Sergeevich

Senior Lecturer at the Department of Architecture and Design, Polytechnic Institute, Far Eastern Federal University (Vladivostok)

Abramovskaya Elena Nikolaevna

Associate Professor at the Department of Architecture and Design, Polytechnic Institute, Far Eastern Federal University (Vladivostok)

ОКН «Жилой дом», ул. Парижской Коммуны, 37. ¡949. Современное состояние дома в 2021 г.

Фото

из личного архива Н.В. Пономаренко

The object of cultural heritage "Residential building", the Paris Commune Street, 37. 1949. The current state of the house in 2021

Photo from the personal archive of N.V. Ponomarenko

ОКН «Жилой дом», ул. Парижской Коммуны, 37, корп. 2. 1949. Полуразрушенное состояние в 2021 г.

Фото

из личного архива Н.В. Пономаренко

The object of cultural heritage "Residential building", the Paris Commune Street, 37, bldg. 2. 1949. Dilapidated state in 2021

Photo from the personal archive of N.V. Ponomarenko

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.