Научная статья на тему 'Городская усадьба периода внедрения регулярного плана и «Образцовых проектов»'

Городская усадьба периода внедрения регулярного плана и «Образцовых проектов» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
556
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
объект культурного наследия / городская усадьба / «образцовое» проектирование / иконографический источник / реставрация / object of cultural heritage / urban homestead / «exemplary» design / iconographic source / restoration

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Хайруллина Альбина

Статья посвящена истории объекта культурного наследия, восстановленного ASG в рамках государственно-частного партнерства, дома Банарцева. История дома – это история первого регулярного плана застройки Казани, типового проектирования жилых домов конца XVIII века и новейшей истории Казани – восстановления исторического центра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CITY MANOR IN THE PERIOD OF IMPLEMENTATION OF REGULAR PLAN «MODEL PROJECT

The article is devoted to the history of an object of cultural heritage, restored by ASG in a public-private partnership Banartsev home. The history of the house is the story of the first regular construction plan of Kazan, a typical design of residential buildings of the XVIII century, and the modern history of Kazan the restoration of its historic center.

Текст научной работы на тему «Городская усадьба периода внедрения регулярного плана и «Образцовых проектов»»

ГОРОДСКАЯ УСАДЬБА ПЕРИОДА ВНЕДРЕНИЯ РЕГУЛЯРНОГО ПЛАНА И «ОБРАЗЦОВЫХ ПРОЕКТОВ»

ХАЙРУЛЛИНА Альбина, ^

директор архитектурных и реставрационных мастерских ASG

Аннотация: статья посвящена истории объекта культурного наследия, восстановленного ASG в рамках государственно-частного партнерства, - дома Банарцева. История дома - это история первого регулярного плана застройки Казани, типового проектирования жилых домов конца XVIII века и новейшей истории Казани - восстановления исторического центра.

Ключевые слова: объект культурного наследия, городская усадьба, «образцовое» проектирование, иконографический источник, реставрация

Abstract: The article is devoted to the history of an object of cultural heritage, restored by ASG in a public-private partnership -Banartsev home. The history of the house - is the story of the first regular construction plan of Kazan, a typical design of residential buildings of the XVIII century, and the modern history of Kazan - the restoration of its historic center..

Keywords: object of cultural heritage, urban homestead, «exemplary» design, iconographic source, restoration.

История строительства рассматриваемой нами городской усадьбы уходит далеко в прошлое, а именно к концу XVIII века - времени внедрения регулярного плана г. Казани. Быстрый рост производительных сил, торговли, культуры требовал коренным образом изменить структуру русских городов с их беспорядочной скученной деревянной застройкой и нерегулярной уличной сетью. Реальная же возможность переустройства городов, строительства по новым регулярным планам чаще всего возникала в результате опустошительных пожаров - этого страшного бича русских деревянных средневековых городов. Все без исключения крупные города, в том числе и Казань, получали новые планы и проекты застройки после больших опустошавших их пожаров. Государство не могло детально проектировать застройку многочисленных губернских городов, поэтому на плане каждого города были выделены зоны строительства деревянных и каменных домов различной этажности, а также представлены при-

мерные иллюстрации того, какой должна быть застройка каждой из зон.

Принцип зонирования городской застройки был общим для всех городов и сводился к повышению этажности домов от периферии к центру и к возведению в районе центра каменных, а на окраине -деревянных домов. Центральный район выделялся либо исторически сложившимися старыми монастырскими и кремлевскими ансамблями, либо новыми церковными, торговыми и административными зданиями, либо тем и другим [5].

Как и многие города того времени, Казань страдала от частых пожаров, и к моменту выхода указа императрицы Екатерины II «О сде-ланьи всем городам, их строению и улицам специальных планов по каждой губернии особо» в 1763 году город еще не был полностью отстроен после пожаров 1742, 1749 и 1757 годов. Захват Казани в 1774 году войском Е. Пугачева и связанный с этим пожар явились своеобразным катализатором для воплощения регулярного плана 1768

года. К концу первого десятилетия XIX века центральная часть города была почти полностью урегулирована, главные улицы «верхнего» города - Воскресенская (ныне ул. Кремлевская), Правая Черноозер-ская (ныне ул. Дзержинского) и Покровская (ныне ул.К. Маркса) -застроены образцовыми домами, поставленными на красную линию. Именно эта часть города обустраивалась в первую очередь, согласно регулярному плану, составленному Кафтыревым.

В период формирования регулярного плана Кафтырев произвел обследование городской застройки, исправил все ошибки и неточности, допущенные в ранее выполненной топографической съемке, учел особенности существующего рельефа местности, предложил выправить криволинейные улицы и укрупнить кварталы. При этом ему удалось сохранить нетронутыми почти все наиболее крупные каменные постройки и церкви, которые он мастерски включил в новую планировку. Предложенная Кафтыревым прямоугольная разбивка улиц не

затрагивала интересов владельцев крупных земельных участков и сводила до минимума денежные затраты на работы, связанные с реконструкцией города.

Генеральный план Казани был настолько удачен в сочетании особенностей ландшафта города, преемственности основных трассировок улиц и элементов объемно-пространственной композиции дорегулярного города, что 17 марта 1768 года план был утвержден Екатериной II [4]. Таким образом, внедрение регулярного плана оставалось лишь делом времени.

Единственным средством обеспечить регулярную застройку в условиях нехватки квалифицированных архитекторов, строителей и материалов было создание системы «образцового» или «типового» проектирования, как его сейчас называют (илл. 1-2). Эта система обладала рядом бесспорных достоинств. Во-первых, благодаря ей отпадала необходимость в индивидуальном проектировании каждого здания,

значительно сокращались объемы проектирования и каждый из проектов мог быть выполнен на достаточно высоком художественном и конструктивном уровне, несмотря

Илл. 1. Проекты жилых домов для Твери и Тверской губернии. 1760-е годы. 1-3 - каменные дома; 4 - деревянные дома на каменном фундаменте

на отсутствие нужного числа архитекторов. Во-вторых, появилась возможность с помощью «образцовых» проектов и построек наглядно пропагандировать и внедрять

ю о го зо«

Илл. 2. «Фасады примерныя против вновь строющихся городов» 1770-е годы. 1 - каменные дома; 2 - деревянные дома; 3 - дома с лавками на первом этаже; 4 - каменные лавки, одноэтажные и надстроенные

Пир ыекуеетБ

№2 (14) 2016

Илл. 3-5. Снимки г. Казани, выполненные директором первой казанской гимназии Юлиу^м фон Каницем в 1779 году с помощью камеры-обскуры

местные строительные материалы, могущие заменить дефицитный камень. При этом менее остро стоял вопрос о строителях, так как копировать имеющиеся образцы могли и люди, не имеющие высокой квалификации. Наконец, в-третьих, застройка улиц по «образцовым» проектам обеспечивала необходимую регулярность, регламентируя определенную высоту зданий и желаемую архитектурную обработку их. Обладая определенной стилевой характеристикой, типовые проекты способствовали распространению по всей территории государства единой системы художественных взглядов, выработанных ведущими мастерами своего времени [5].

Для осуществления этих требований нужно было обладать значительными кадрами квалифицированных архитекторов и строителей. Однако, несмотря на энергичные меры по подготовке собственных кадров и привлечение мастеров из-за границы, архитекторов и строителей не хватало.

Для строительства жилых домов в Казани к плану города были приложены два чертежа фасадов, сделанные архитектором А. Квасовым. Эти фасады с планами домов и участков очень близки к тверским типовым проектам. Один из них, N 1, двухэтажный, каменный, предназначался для блочной застройки в центре города между Булаком и рвом. Он представляет собой несколько измененный тверской фасад для блочного строительства. Чертеж особенно интересен тем, что на нем дана перспектива улицы, застроенной типовыми домами. Он подтверждает точку зрения, что современники рассматривали типовую застройку как элемент города, неразрывно связанный с архитектурными доминантами системы городского ансамбля. Улица, застроенная однотипными зданиями, замкнута на чертеже церковной колокольней. Скромность и простота рядовой застройки подчеркивают главенствующее значение церкви.

В апреле 1771 года казанский губернатор Фон-Брандт докладывал, что к 1770 году в центре города было построено по типовым проектам 12 домов (вероятнее всего, эти дома размещались по ул. К.Маркса). Число домов предполагалось довести до 50, но все 50 домов построены, конечно, не были [5].

Появление каменных зданий после пожара 1774 года формирует новый

Илл. 6. Фиксационный чертеж существующего на 1854 г. здания

архитектурный облик города. В районе верхних улиц, где жила обеспеченная часть населения, наиболее распространенным был широко использованный в Твери тип двухэтажного каменного дома длиной в 4, 5, 6, 7, 8, 9 саж. при высоте, как правило, в 4 саж. Такими домами были застроены главные улицы, в т. ч. и Покровская (К. Маркса).

Самые известные изображения Казани конца XVIII века - это дошедшие до нас снимки, сделанные Юлиусом фон Каницем, директором первой казанской гимназии, с помощью камеры-обскуры (илл. 3-5). Снимки эти хранятся в петербургском архиве и упоминаются в книге «Образцовые проекты в жилой застройке русских городов XVШ-XIX вв.»: «Представлением об идеальном регулярном городе проникнута замечательная серия рисунков, посвященная Казани». Серия состоит из 23 видов города.

Архитектурные решения фасадов говорят о применении Кафтыревым образцовых проектов с их творческой переработкой, как это было характерно для учеников школы московского зодчего Ухтомского.

На плане города 1776 года рассматриваемое нами здание по ул. Покровской уже обозначено как существующее каменное строение. Габариты здания говорят нам о том, что оно скорее всего было выстроено по образцовым проектам, а тот факт, что стоит оно аккурат по красной линии Покровской улицы, - что оно являлось как раз одним из тех домов, которые были выстроены для формирования нового облика города и поддержания регулярной системы улиц. Таким образом, правомерно заключение о том, что нынешнее здание по ул. Карла Маркса под номером 18 является одной из старейших жилых построек конца XVIII века.

К. МАРКСА, 18

Одним из самых ранних графических документов, найденных в НА РТ, является проект 1854 года, разработанный именитым архитектором Ф. Петонди [2] на «сделание»

двух этажей пристройки к каменному дому и на пристройку каменного этажа к каменному двухэтажному флигелю, выданный коллежскому советнику Петру Игнатьевичу Логинову. Данный документ интересен тем, что наряду с предлагаемым внешним решением фасада в нем представлен фиксирующий чертеж существующего здания (илл. 6). Из документа видно, что фасад по ул. К.Маркса выглядел следующим образом: центральная часть в три оконных оси раскрепована и завершена небольшим ступенчатым аттиком. Центральное окно второго этажа акцентировано арочной нишей, а также, равно как и крайние окна, украшено треугольным сандриком, промежуточные же между ними окна - сандриками-полочками. На чертеже зафиксированы невысокие, тяготеющие к квадрату окна первого этажа (вероятно, сохранившие свои габариты с конца XVIII века). Также учтены и подвальные окна прямоугольной формы, расположенные по оси окон

второго и первого этажей. Вероятнее всего, здание в угоду вкусу классического стиля начала XIX века было переоблицовано прежней владелицей Евгенией Васильевной Юнаковой минимальными усилиями после пожара 1842 года, о чем свидетельствует небольшое количество декоративного убранства.

На данном чертеже также представлены два варианта переустройства фасада. Один вариант был утвержден 9 мая 1844 года (перечеркнут) (илл.7), а второй предлагался этим годом и, по всей вероятности, был подобран из тетради образцовых проектов №8 1847 года (илл.8). Данным проектом было предложено богатое оформление фасадов с сохранением раскреповки в центральной части. Углы здания предполагалось фланкировать рустованными пилястрами по высоте здания, образуя тем самым ниши для акцентирования оконных проемов. Цокольный этаж предлагалось облицевать,

Илл. 7. Предлагаемый фасад здания, утвержденный 9 мая 1844 г. (перечеркнут)

Илл. 8. Предлагаемый вариант фасада, подобранный из тетради образцовых проектов №8 1847 г.

согласно рисунку, камнем, первый этаж - горизонтальным рустом. Окна первого этажа должны были быть увеличены на треть в высоту, при этом сохранив существующую ширину. Центральные три окна предполагалось украсить арочными стилизованными под перемычки сандриками. В подоконном пространстве первого и второго этажей появились декоративные ниши, объединенные подоконным карнизом. Окна второго этажа сохраняли свои габариты и лишь сме-

нили декор: центральные три окна обрамлены арочными наличниками, повторяющими кривизну арок первого этажа. По обе стороны от центрального окна расположились небольшие пилястры с ионическим капителями. Крайние окна сохранили треугольные сандрики и обзавелись контрналичниками по краям. В декор венчающего карниза новым проектом были добавлены зубчики по всему периметру. Фронтон из ступенчатого превратился в полноценный треугольный.

Согласно плану домовладения, главный дом городской усадьбы коллежского советника Петра Игнатьевича Логинова был прямоугольной формы и длинной стороной располагался вглубь участка (илл.9). Слева и справа к зданию примыкали деревянные пристройки, а к дворовому фасаду - деревянная терраса. Также на территории располагалось каменное одноэтажное жилое строение, каменная холодная служба, занимающая в ширину весь участок, и колодец в глубине двора.

Илл. 9. Фрагмент архивного документа 1854 г. с указанием плана домовладения

Илл.10. Фрагмент архивного документа 1858 г. с указанием плана домовладения

Следующим документом, рассказывающим о дальнейших перестройках данного объекта, является проект 1858 года на постройку «каменных со сводами прачешной и кладовой Белебеевскому 2-ой гильдии купцу Семену Тимофееву Сафронову» [3]. На генеральном плане места (илл.10) отмечены строения: каменный дом (по габаритам не изменившийся с 1854 года), каменные холодные службы (по габаритам и метоположению неизменные с 1854 года), колодец. Отмечены также вновь предполагаемые постройки: каменная со сводами с односкатной крышей прачешная, каменная со сводами с односкатной крышей кладовая, крытый железом навес. О том, что предполагаемые строения действительно были построены, нам говорит оценочный табель имущества казанского 1-ой гильдии купца А.С. Сафронова на 1873 год: «... имущество по ул. Покровской перешло по наследству от Белебе-евского купца Семена Тимофеевича Сафронова и состоит из:

1. каменного двухэтажного дома с антресолями в длину на 6 сажень, в ширину на 5 сажень, на улицу 5 окон, в нем на первом этаже 6 комнат и 2 кухни, на втором - 5 комнат, передняя, на антресолях 4 комнаты;

2. каменных служб в длину на 13 сажень, в ширину на 4 сажени, в них 4

погреба, амбар, конюшня и каретник;

3. каменного пристроя к службам, в нем конюшня и каретник;

4. вновь построенных в 1858 году каменной прачешной в ширину на 2 1/3 саженей, в длину на 2 сажени и кладовой в ширину на 2 сажени, в длину на 3 1/3 саженей;

Илл.11. Фрагмент архивного документа 1869 г., показывающий планируемые к постройке службы

5. усадебной земли - 825 кв.саженей».

В 1869 году уже новый собственник Адриан Семенович Сафронов заказывает новый проект архитектору Тихомирову [1]. Проект предполагал каменную пристройку для размещения лестницы, ворота и холодные службы (илл.11).

Илл. 12. Фрагмент архивного документа 1869 г., показывающий планируемую пристройку с лестничной клеткой к зданию

Илл. 13. Предлагаемый фасад 1869 г.

Для организации парадного входа предполагалось размещение остекленного одноэтажного тамбура, а также пристроя с размещением в нем парадной лестничной клетки с полуциркульным завершением (илл. 12). Однако полуциркульное завершение являлось не декоративным, а наоборот - очень утилитарным приемом. Как видно из разреза и плана, в небольшом пространстве на первом и втором этажах размещалась топочная печи, отапливающей всю лестничную клетку. Над каменным в эклектичном стиле с арочными проемами, широкими архивольтами наличников с простеночными пилястрами тамбуром расположился балкон. Для симметрии фасадов Тихомировым было предложено украсить навершие правого вновь проектируемого во внутренний дворик входа металлическими ограждениями, в точности повторяющими рисунок ограждения проектируемой террасы. Красную линию застройки ныне закрепляли вновь спроектированные ворота с калиткой по ул. Покровской.

Что же касается самого главного фасада (илл.13), удалось установить, что описанный ранее проект Петонди все же не был воплощен в жизнь. В рассматриваемом проекте 1869 года, к сожалению, нет

ни слова о переустройстве фасада, следовательно, фасад здания вычерчен по фактическому внешнему виду. Однако, учитывая, что для указания небольших пристроек (таких как лестничные клетки, ретирады и тамбуры) архитекторы редко вычерчивали фасады полностью, можно предположить, что представленный на чертеже фасад является проектным, утвержденным ранее. Композиционно фасадное решение схоже с решением 1854 года: все то же вертикальное членение рустованными и гладкими пилястрами, каждая из которой завершена коринфскими капителями. Треугольный фронтон придает движение вверх, вытягивая композицию фасада. Три центральных окна первого этажа обрамлены арочными сандриками и тонко профилированными наличниками, крайние же окна не имеют сандриков, однако обрамлены более крупными и широкими профилированными наличниками. Архитектурное решение центрального окна второго этажа и двух крайних единое, однако для дополнительного акцента центральный наличник богато украшен лепным декором. Описываемые фасадные решения были воплощены, о чем свидетельствует существующий на момент исследования внешний вид объекта.

С 1869 года не обнаружен ни один графический документ, свидетельствующий о перестройках. Однако на основе окладных книг и оценочных табелей имущества можно предположить владельцев данного дома: с конца XVIII века - не известно 1842 - 1854 гг. - титулярная советница Евгения Васильевна Юна-кова (перестроила дом после пожара 1842 года)

1854 -??? - коллежский Советник Петр Игнатьевич Логинов

??? - 1869 гг. - купец Семен Тимофеевич Сафронов

1869 - 1876 гг. - купец Адриан Семенович Сафронов

1876 - 1900 гг. - жена купца Мария Назаровна Ипатова

1900 - 1903 гг. - Зайцевы Лев Владимирович и Татьяна Васильевна

1903 - 1914 гг. - казанский купец Петр Николаевич Банарцев

1914 - 1917 гг. - действительный статский советник Павел Васильевич Щетинкин

1917 - 1922 гг. - Торговый дом Панягина, Фокиева, Федорова и Канавина (предположительно, в это время здание объединили с соседним переходом)

с 1922 - имущество принадлежало коллективу жильцов № 125 Управкоммунхоза.

Илл. 14. Состояние объекта в 2012 г. Фасад

До нашего времени здание дошло в незначительно изменившемся виде (илл.14-16): фасад имеет классическое решение на основе сгруппированных парами четырех пилястр полного ордера и неболь-

шого фронтончика над карнизом. Угловые пилястры и простеночные - с рустовкой, они же выполняют роль пьедесталов. Пять оконных проемов расставлены в следующем порядке: центральные три отде-

лены от крайних простеночными пилястрами. Наличники повторяют форму проема, имеют сложный профиль. Второй этаж отделен междуэтажным профильным гуртом. Базы пилястр огибаются этим гуртом. Наличники украшены классическими полочками на широких кронштейнах, повторяющих профиль полочек. Капители пилястр объединяются широким фризом и массивным карнизом, над которым поставлен небольшой, на ширину простеночных пилястр, треугольный фронтон с гладким тимпаном. Сохранилась входная калитка с заполнением, проездные ворота не сохранились. Надстроенный в конце XIX века флигель утрачен. Территория домовладения сократилась вдвое.

В 1987 году постановлением Совета Министров Татарской АССР объект был включен в реестр памятников истории и культуры в качестве регионального памятника под названием «Дом Банарцева, XIX век».

Илл. 15,16. Состояние объекта в 2012 г.

Пир ыекуеетБ

№2 (14) 2016

На момент передачи данного объекта группе компаний ASG в 2012 году в рамках государственно-частного партнерства были утрачены первоначальные границы домовладения, все каменные служебные строения во дворе, а также частично переход между домами 16 и 18 по улице Карла Маркса. Здание находилось в аварийном состоянии (илл.17-19): деревянные перекрытия сгнили и частично обрушились, первоначальные оконные и дверные проемы были частично заложены и перебиты.

КОМПЛЕКСНЫЕ НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.

ЭСКИЗНЫЙ ПРОЕКТ РЕСТАВРАЦИИ

В 2012 году у рассматриваемого нами здания начался новый этап - этап восстановления и бережной реставрации. Архитектором-реставратором А.И. Никитиным были проведены тщательные исследования объекта и зафиксированы ценные сохранившиеся подлинные элементы. Проведен сравнительный анализ обнаруженных архивных материалов с натурой, в результате чего были уточнены все периоды строительства и

Илл. 20. Воссозданные ворота по ул. К.Маркса

Илл. 21. Главный фасад после снятия штукатурного слоя

Илл. 22. Графическая реконструкция главного фасада на кон. XVIII в. Автор архитектор-реставратор А.И. Никитин

переустройства здания, подготовлены графические реконструкции фасадов конца XVIII века.

Несмотря на то, что здание по ул. К.Маркса, 18 является объектом с достаточно прозрачной историей, оно все же принесло немало любопытных открытий. К примеру, дворовый фасад при зондажных исследованиях полностью оголил сбитый «кафтыревский декор». Сохранился без существенных видоизменений проем калитки, спроектированной еще 1869 году.Именно по сохранившейся натуре скрупулезно Алексеем Никитиным будут воссозданы с максимальной точностью утраченные ворота (илл. 20). На главном фасаде после снятия штукатурного слоя выявилась большая арочная ниша и треугольные сандрики окон второго этажа (илл.21), тем самым подтверждая существование классического периода данного здания. Помимо этого обнаружились и самые древние элементы декора, согласно которым удалось воспроизвести графическую реконструкцию фасада на период строительства (илл. 22).

Немаловажным иконографическим материалом стали и фотографии советского периода

(илл. 23-24). На одной из них, к примеру, удалось обнаружить архитектуру карнизов с сухариками и модульонами. Также обстояли дела и с восточным пристроем, точный декор которого удалось воспроизвести лишь по фотографиям ввиду полного утрата натуры. Три окна восточной стороны подверглись значительным перестройкам, и только средний проем было решено взять за аналог при восстановлении остальных ввиду его относительно хорошего состояния.

Несмотря на многочисленные утраты здания и его постоянные переустройства, в доме сохранилась историческая планировочная структура (что особо ценно), а также сводчатые перекрытия первого этажа и подвала. Говоря о подвале, нужно отметить тот факт, что со времени его строительства уровень земли поднялся с этом районе Казани от 60 см до 1 метра. Ввиду этого факта, а также того, что инженерные коммуникации города проложены вдоль здания на небольшой глубине, на сегодняшний день не представляется возможным раскрытие подвальных окон по фасадам.

Илл. 23-24. Фотографии советского периода (ориент. 1930-е гг.)

Илл. 25. Внешний вид здания на момент завершения I этапа реставрационных работ 2014 г.

Помимо увлекательных в своем роде архитектурных исследований, на объекте были проведены тщательные инженерные исследования конструкций зданий, геологические исследования грунта, а также столь необходимые микологические исследования строительных материалов.

Все эти данные легли в основу эскизного проекта реставрации. Согласно проекту, реставрация здания должна была пройти в два этапа. Первый этап начался в

2012 году и продолжился до лета

2013 года. Здание очистили от мусора и завалов от обрушенных строительных конструкций, провели укрепление фундаментов, инъектирование многочисленных трещин внешних и внутренних стен. У здания появились новые перекрытия взамен утраченных, а также новая кровля, полностью повторяющая габариты и конфигурацию исторической. К проведению всемирной летней Универсиады памятник должен был встречать и радовать гостей столицы своим отреставрированным фасадом. Учитывая сжатые сроки и важность их соблюдения, здание было окутано строительной пленкой для создания оптимальной температуры при проведении фасадных работ. Благодаря этому даже в сильные морозы

удавалось вытягивать карнизные тяги, воссоздавать штукатурные наличники и гипсовый декор и не терять темпов реставрации. Весь собранный в процессе работ исторический кирпич был пущен в дело - им были восстановлены утраченные ворота по ул. К. Маркса. Благодаря слаженной работе архитекторов и строителей удалось выполнить все задуманные работы, а также успеть смонтировать художественную подсветку (илл. 25-26). Вторым

этапом, проходившим с 2013 по 2015 годы, стало воссоздание утраченного пристроя со стороны двора, ремонт (в большей части, устройство вновь) инженерных коммуникаций, результатом чего станет полноценно приспособленный объект к современным условиям жизни.

Как бы ни хорошела за последние несколько лет Казань блестящими фасадами отреставрированных домов, с грустью можно констатировать факт:

Илл. 26. Ночная подсветка здания

исторических интерьеров в городе осталось совсем немного, да и собственно те дома, в которых существуют подлинные интерьеры, находятся в ведомстве государственных структур, музеев, различных творческих союзов. На сегодняшний день в центре Казани отсутствуют исторические площади с подлинными интерьерами, которые могли бы использоваться для проведения различных официальных мероприятий, светских раутов, дипломатических переговоров, конференций международных и крупных российских компаний. Ввиду острой нехватки исторических высокохудожественных интерьеров, собственник здания предложил уникальную, на наш взгляд, функцию для использования этого здания - функцию «Дома приёмов».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подобные дома стали появляться в Москве и Санкт-Петербурге уже давно - перешли по наследству от дореволюционной России. Уникальные особняки и усадьбы с редкими по своей художественной отделке интерьерами использовали для государственных нужд, для проведения различных встреч и совещаний, примером чему может служить Дом приёмов МИД РФ, находящийся по адресу ул. Спиридоновка, 17, используемый для приемов на высшем уровне (в частности, именно здесь в свое время заседала «Большая Восьмерка»).

В связи с тем, что натурных источников по интерьеру не обнаружено, в процессе работы мы опирались на иконографические документы быта эпохи, художественные произведения и воспоминания современников, акварельные рисунки интерьеров. Для воплощения идеи в жизнь архитекторам-реставраторам группы компаний ASG пришлось изучить огромное количество аналогов, законы стилей с учетом регионального положения Казани и не единожды сходить в особняки-музеи. Результатом

I I

]» !1

>

\ /

этой огромной работы стали новые исторические интерьеры, воплощенные в аутентичных материалах (дуб, гипс, натуральный камень и т.д.). Кроме придания визуальной красоты интерьерам, сохранение исторических функций помещений является немаловажным элементом комплексной реставрации.

«Дом приёмов» расположился преимущественно на втором и антресольном этажах, на первом же были устроены хозяйственные помещения: гардероб, тамбур, вестибюль, туалетные комнаты. Парадный вход открыт с улицы Карла Маркса, но при этом существует ещё один исторический вход - со двора. Войдя в дом с улицы Карла Маркса, мы сразу попадаем на парадную мраморную лестницу. Местоположение лестницы и ее габариты повторяют утраченные аутентичные габариты парадной лестницы. На втором этаже организована столовая, а также кухня, которая по большей степени является доготовочной, салон и два парадных зала. На антресольном этаже расположились спальные номера, оборудованные всем необходимым для комфортного пребывания гостей (подробно о художественно замысле интерьеров мы писали в 4 (04) 2013 номере «Мира искусств»). В целом, дом приёмов стал уникальным для Казани объектом как в организации внутреннего пространства, так и в архитектурно - художественном облике (илл.27-29).

По итогам комплексных реставрационных работ были сданы отчетные документы в Министерство культуры Республики Татарстан. Воочию результаты работ были представлены в июле 2016 года комиссии органа охраны, в составе которой присутствовали начальник отдела сохранения ОКН С.А. Шарипова и ведущий специалист отдела Э.Н. Бабушева (илл. 30-31). Проведенные работы были приняты, и выдан Акт о сохранении объекта культурного наследия. Сегодня

это первая ласточка успешно реализованного проекта государственно-частного партнерства, который, конечно же, не был бы

воплощен без четкой взаимосвязи государственных органов, заказчика и личного контроля Президента Республики Татарстан.

Список использованной литературы и источников:

НЕОПУБЛИКОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ:

1. НА РТ. - Ф2. Оп.13. - Д. 99.

2. НА РТ. - Ф408. Оп.2. - Д. 191.

3. НА РТ. - Ф408. Оп.2. - Д. 198.

ОПУБЛИКОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

4. Кафтырев Василий Ильич, архитектор (?-1807) 2006г. [ Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://history-kazan.ru/kazan-vchera-segodnya-zavtra/istoriya-v-litsakh/zhzl-kazanskaya-seriya/3307-597 (Проверен 30.06.16)

5. Ожегов С.С. Типовое и повторное строительство в России в XVIN-XIX веках. - М. Стройиздат, 1984. - с. 61-63.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.