Научная статья на тему 'Три века дома Урванцовых'

Три века дома Урванцовых Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
458
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАСИЛИЙ КАФТЫРЕВ / VASILY KAFTYREV / ЛЕВ УРВАНЦОВ / КЛАССИЦИЗМ / CLASSICISM / БАРОККО / BAROQUE / АРХИТЕКТУРА СТАРОЙ КАЗАНИ / ARCHITECTURE OF OLD KAZAN / РЕСТАВРАЦИЯ / RESTORATION / LEV URVANTSOV

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сизикова Мария

Статья посвящена истории постройки одного из первых каменных домов Казани усадьбы Урванцовых. Проводится подробный анализ основных строительных периодов дома, использованных архитектором приемов, описание текущего состояния и хода реставрации объекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is dedicated to the construction of one of the first brick houses Kazan Estate Urvantsovyh. Conducted a detailed analysis of the major construction periods at home, the architect used techniques, the description of the current status and progress of the restoration of the object.

Текст научной работы на тему «Три века дома Урванцовых»

Три века дома Урванцовых

мария сизикова, архитектор-реставратор, научный руководитель Персова с.Г.

Аннотация: Статья посвящена истории постройки одного из первых каменных домов Казани -усадьбы Урванцовых. Проводится подробный анализ основных строительных периодов дома, использованных архитектором приемов, описание текущего состояния и хода реставрации объекта.

Ключевые слова: Василий Кафтырев, Лев Урванцов, классицизм, барокко, архитектура старой Казани, реставрация.

Summary Abstract: This article is dedicated to the construction of one of the first brick houses Kazan - Estate Urvantsovyh. Conducted a detailed analysis of the major construction periods at home, the architect used techniques, the description of the current status and progress of the restoration of the object.

Key words: Vasily Kaftyrev, Lev Urvantsov, classicism, baroque, architecture of old Kazan, restoration.

Главный дом городской усадьбы Л. Н. Урван-цова на углу современных улиц К. Маркса и Мис-лавского относится к немногочисленным сохранившимся в Казани постройкам конца XVIII века. Здание дошло до нашего времени в перестроенном виде, утратив свой первоначальный облик.

Известный исследователь В.В. Егерев называл застройку улиц Карла Маркса, Миславско-го, Большой Красной жемчужиной города. Этот район застраивался в период реализации первого регулярного плана, разработанного В.И. Каф-тыревым, и предназначался для капитальной застройки состоятельных жителей.

Кафтырев произвел обследование городской застройки, исправил все ошибки и неточности, допущенные в ранее выполненной топографической съемке, учел особенности существующего рельефа местности, предложил выправить криволинейные улицы и укрупнить кварталы. При этом ему удалось сохранить нетронутыми почти все наиболее крупные каменные постройки и церкви, которые он мастерски включил в новую планировку. Предложенная Кафты-ревым прямоугольная разбивка улиц не затрагивала интересов владельцев крупных земельных участков и сводила до минимума денежные затраты на работы, связанные с реконструкцией города (рис.1).

рис.1. Генеральный план после 1782 г. кафтырев [2]

Генеральный план Казани, составленный Кафтыревым, был настолько удачен в сочетании особенностей ландшафта города, преемственности основных трассировок улиц и элементов объемно-пространственной композиции доре-гулярного города, что при рассмотрении его в Санкт-Петербурге Комиссия не сделала никаких замечаний. 17 марта 1768 г. план был утвержден Екатериной II.

Появление каменных зданий после пожара 1774 года по проектам Кафтырева формирует новый архитектурный облик города. В районе верхних улиц, где жила обеспеченная часть населения, наиболее распространенным был широко использованный в Твери тип двухэтажного каменного дома длиной в 4, 5, 6, 7, 8, 9 сажень при высоте, как правило, в 4 сажени. Такими домами были застроены главные улицы, в т. ч. и Покровская.

Самые известные изображения Казани конца XVIII века - это дошедшие до нас снимки, сделанные Юлиусом фон Каницем, директором Первой казанской гимназии, с помощью камеры-обскуры. Снимки эти хранятся в петербургском архиве и упоминаются в книге «Образцовые» проекты в жилой застройке русских городов ХШП-ХГХ вв»: «Представлением об идеальном регулярном городе проникнута замечательная серия рисунков, посвященная Казани». Серия состоит из 23 видов города.

Архитектурные решения фасадов говорят о применении Кафтыревым образцовых проектов с их творческой переработкой, как это было характерно для выучеников школы московского зодчего Ухтомского. Сохранились чертежи этих домов конца XIX века, где четко видны основные приемы, применявшиеся архитектором: вертикальное членение фасада, чередование гладких и

чшшр вестник мэедународ-юго инстуггута антиквариата

4Чир искусств

рустованных поверхностей. Примечательно отсутствие на чертежах балюстрад, вероятно уже утраченных к концу века из-за климатических особенностей нашего региона.

В жизни усадьбы можно проследить четыре основных строительных периода:

1. 1770-е гг. - 1842 г.

2. 1843 - 1865 гг.

3. 1866 - 1917 гг.

4. 1917г. - наши дни

На Генеральном плане, сделанном Кафтыре-вым после 1782 года [14], дом на углу Воздвиженской и Гостиннодворской улиц обозначен как каменное строение.

нт* ь'| |1мы ■ ■ >■ i

р Л щ ii СШ. шЛщ.

Рис. 2. Вид улицы Казанской. Ю. фон Каниц, 1780-е гг.

Рис. 3. Вид улицы Арской. Ю. фон каниц, 1780-е гг.

Самые ранние изображения дома - это дошедшие до нас снимки, сделанные в конце XVIII века Юлиусом фон Каницем, директором первой казанской гимназии, с помощью камеры-обскуры (рис. 2, 3). «...Судя по архитектуре ... дома с бельведером на углу Арской улицы, по одежде изображенных художником людей, рисунки могут быть датированы 1780-ми годами» [15]. Датировка снимков Каница между 1764 г. (годом назначения его на пост директора) и 1781 г. (годом смерти) также подтверждает гипотезу о времени строительства дома.

Отметим также, что на снимках строение значится как «Дом Левашева», однако в материалах сборника, изданного Министерством культуры РТ, первым известным владельцем дома с бельведером названа коллежская асессорша Е. Гурбянова[16].

Во внешнем облике дома прослеживается влияние нового стиля - классицизма. Это и горизонтальные членения фасадов карнизами, и заметное отсутствие характерных барочных наличников «с ушками», прямоугольные оконные перемычки.

О переходном периоде в русском зодчестве свидетельствуют и первоначальные планы усадьбы, дошедшие до нас в чертежах 1843 года (перестройка дома после пожара 1842 г.).

Благодаря высокому бельведеру, определенной строгости декора, «классичности» фасадов здание отличается от окружающей застройки и выступает доминантой местного значения.

В 1814 году дом и участок земли с надворными постройками по ул. Воздвиженской в 1 части г. Казани переходит от А. Ф. Павловой во владение именитого купца Урванцова Никифора Степановича [2].

Купеческий род Урванцовых - один из старейших в Казани. Его глава Степан Иванович родился в 1747 году. С. И. Урванцов владел двумя домами: на Проломной и на Георгиевской улице; торговал российскими сукнами в Гостином дворе, и, что немаловажно, активно участвовал в общественной жизни купечества и пользовался известным доверием. К примеру, на 1787-1792 гг. его выбрали гласным от купечества третьей гильдии в Казанскую шестигласную городскую думу. Эта традиция общественной активной жизни, репутация честного и достойного человека будет поддерживаться на протяжении всех поколений рода Урванцовых.

Никифор Степанович Урванцов, (17851847), купец 1 гильдии, почетный гражданин, имел 4 золотые медали и одну серебряную [1]. Размах торговой деятельности Никифора Степановича впечатляет: по сведениям Л. Свердловой, в 1825 году за ним в Гостином дворе значилось три лавки; в доме тестя Л. Ф. Крупеникова на Воскресенской, относившегося к зданиям Гостиного двора (ул. Кремлевская, 9), он снимал еще одну лавку, где торговали два его племянника, дети младшего брата Николая. Купец арендовал подвал в доме Мамаева на Поповой горе (ул. Тельмана) и еще один под домом Данилы Иванова напротив Гостиного двора, покупателей обслуживали два приказчика [23].

Женат Никифор Урванцов был на Степаниде Леонтьевне Крупениковой (1791-1830), представительнице не менее знатного купеческого рода. Дети: Лев, Николай, Александра (муж Григорий Иванович Унженин), Марфа (муж Павел Егорович Арский) и Варвара (муж Николай Васильевич Шестаков). Им после смерти дяди Константина Леонтиевича Крупеникова перешла часть его имущества.

уЫр вестник №ждународного института антиквариата

шшр искусств

рис. 4. Проект на постройку прачечных, 1839 г. [23]

Купленный участок занимал всю глубину квартала, т. е. выходил на ул. Казанскую к Казанскому монастырю. Позже размеры участка сокращаются: часть, выходящая к монастырю, продается.

На 1828 г. недвижимое имущество Никифора Степановича оценивается в 28 тыс. руб. : «... каменный двухэтажный с подвалом и прочими службами (дом) и вновь выстроенным сзади к Казанскому монастырю каменным двухэтажным корпусом, крыты железом» [3]. В этом же документе указан еще один дом Урванцова: «каменный двухэтажный крыт железом, с принадлежащим к нему строением» с оценкой в 17 тыс. руб. Однако в примечании читаем, что «дом оной принадлежит казанскому 1 гильдии купцу Крупенникову, а от него перешел титулярной советнице Мирцевой по купчей в июле месяце 1831 г.»

В 1839 году Никифор Степанович испрашивает разрешение у казанского губернского правления на постройку «во дворе оного дома жилого каменного одноэтажного флигеля и вместо существующей деревянной вновь каменной бани с сушилом и с покрытием железной крышею.», а также на мелкие ремонтные работы. На плане, сопровождающем это прошение, мы видим множество мелких деревян-

/¿?1тгмы л/уг './/»¿Й1Ы1 ъЛну/Л/пПт* /Ьн-уи*',,* |

р г.-г / т ■ *....... . 1. 1УЛ г ■ I Ь , ъ-'' ущ

/у. ., , , . ¿. /' /.у, -н'л Ал*ШП<1 ............. г'-г^Лп.г,'- /><;,„„:,,., - А- ■ ■

У/,1 г>'•1"'*'. /нч- • Л!^^^'

'.Г' -г, ■Гру.,- - ... , у/ --// ■ ■■ * * . г-^ '.V у*''

^ ■ ■ <Л*-----, С

,/.гг.

^ I ■ п ■ .......... л. , ............... ^ ^

^ а

о г

л

* 1 ж

с л

; '

Ч

л-

У-

/Л"*** И/^ А

. JL■■Tlr■^■•■ '¡"Л-*1 -Й.^

А/(гГг г

/,■1 гг. ^/..-у г 4 м'--^

+ .Т.1.,-. ¿УУ^Я'/МЛИ

/, У ■ ^ Р (■

1-- . . #1 ■ * г¿у ■■ л гi- ■ ■■ ^ /" *•** А'/Л* гг.-г«

л ■■■■ /-ЛшА-.^И '«-г» ! ' " __

.. .1 »/> ■ лА!«

. -1Т« Ар |

Л I

;

4 i*1 .(¡гиц- 7г*учг.

"5Г

л - . .....- "'"," Д'""

1НГА Лг ■■ у!"

ьг* '....... Ь,—

ных хозяйственных построек (рис.4). Интерес представляют два флигеля: существующий, уже упоминавшийся в документах 1928 года «вновь выстроенный сзади к Казанскому монастырю», и новый, проектируемый на месте старых бань. Существующий сейчас на углу улиц Б. Красная и Миславского двухэтажный жилой дом, по-видимому, и есть тот самый «каменный двухэтажный корпус», построенный между 1814 и 1828 гг. и дошедший до нас в перестроенном и надстроенном виде.

Для вновь проектируемого каменного здания бань в центральной части участка член Комиссии Петонди предлагает фасад, «выбранный из высочайше апробированных» под номером 45, в пять оконных осей, с ампирным декором на фронтоне. Однако сохранившееся, надстроенное вторым этажом в советское время здание флигеля соответствует совершенно другому проекту, также утвержденному Петонди для бань на участке Унжениных в том же 1839 году [13]. Здание представляет собой симметричный блокированный двухэтажный корпус, очевидно запроектированный изначально для использования двумя хозяевами: посередине фасад разделяет брандмауэрная стена, имеется место примыкания забора. Каждая часть в три оконных оси имеет свой ступенчатый фронтон, на первом этаже окна завершают арочные сандрики. Стоит отметить, что на более поздних планах 1899 года это строение отмечено как прачечные.

Также на участке имеется обычный для домовладений начала века сад, впоследствии застроенный новыми хозяевами.

Есть указания и на то, что часть дома или флигель сдавались под квартиру, например, в 1841 году в доме Урванцова жил некто А. Ф. Геронтьев с женою [1].

Страшный пожар 24 августа 1842 года, уничтоживший большую часть Казани, не пощадил и владение Урванцова. В июне 1843 года Никифор Степанович испрашивает у Комитета о пособии жителям г. Казани, потерпевшим от пожара ссуду под залог «обгоревшего» дома, и получает ее в размере 6 тыс. рублей [25]. На прилагаемых к прошению чертежах, помимо существующих, есть и новое строение - одноэтажный корпус служб на месте бывшего сада, проект которого Петонди берет из 2-й тетради образцовых проектов (№ 5) (рис. 5). Представляется вероятным, что ныне существующее строение по ул. Миславского и есть тот самый флигель, надстроенный после смены владельца вторым этажом.

Именно в этот период происходит кардинальная смена облика фасадов главного дома - кафты-ревский декор сменяется классицистическим, «об-

уыр вестник мэедународ-юго инстуггуга антиквариата

4Чир искусств

разцовым». Проявляются фронтоны, пилястры с ионическими капителями на уличных фасадах. Следы перекладок говорят также о том, что изменились и пропорции окон - они стали выше и шире.

В планах интерес представляет пристроенная со двора деревянная парадная лестница с ретирадой на втором этаже. Есть также план антресольного этажа как уже существующего, с большой лестницей на чердак.

Протяженная развертка по Гостиннодворс-кой улице дает представление о размерах домовладения. Угол против Казанского монастыря закреплен существующим двухэтажным флигелем, новый декор которого также классицисти-чен: рустованный первый этаж, членение фасада межэтажным поясом, центральные окна фасадов обрамлены простыми наличниками и прямоугольными сандриками [25]. Существующие и вновь проектируемые службы и флигель объединены воротами и каменным забором, часть которого сохранилась и поныне.

После смети никифора Степановича усадьбу наследует его сын, Лев Никифорович Урван -цов, (? - между 1902 и 1916), потомственный почетный гражданин, по-видимому, старший и наиболее успешный из братьев. В адресной книге 1863 г. указан как торговец чаем [4].

Лев никифорович был влиятельным человеком своего времени и пользовался известным доверием в деловом обществе - в 1863 году был избран в особый совет сберегательной кассы при Городской думе. Также являлся членом Совета и директором казанского купеческого банка с 1882 по 1900 гг. Был агентом страхового общества «Россия» в 1882 г. [5].

Лев никифорович женился на Пелагее Константиновне (1840 -1884), дочери казанского промышленника Константина Федоровича Золотарева, имевшего в Плетенях мыловаренный завод. Дети: Константин, Анна, Александр, Ни-колай[23].

Участок во владении Льва никифоровича, как уже говорилось выше, сокращается, что видно на плане 1866 года. основные перестройки также происходят в этот период. В 1866 г. Лев Никифорович, следуя моде второй половины XIX века, заказывает пристройку к главному фасаду лестницы с верандой на втором этаже, въездные ворота, а также пристрой по ул. Малой Казанской двухэтажной отапливаемой части с ретирадой, выходящей во двор. Проект подписан архитектором Хрщоновичем (рис. 6).

Как показывают натурные исследования, проект был осуществлен с изменениями: консольный балкон с коваными кронштейнами заменили более практичной верандой. Пристраивается также и дворовая часть флигеля, стоящего

по красной линии ул. Воздвиженской, ныне полностью утраченного. Отметим, что на чертеже Хрщоновича главный фасад флигеля (уже существующий на тот момент) имеет 4 оконные оси [10]. Архивные фотографии конца XIX века дают представление о нем как об асимметричном за счет разных простенков фасада в пять оконных осей [12]. Это дает основание предполагать, что флигель был перестроен и затем вновь объединен общим фронтоном. На плане домовладения 1839 г. видно, что вплотную к флигелю подходило соседнее строение Унжениных, которое, вероятно, и было пристроено к флигелю.

В 1899 году Лев Никифорович вновь испрашивает разрешение у Казанской городской Управы на «предполагаемую ... двухэтажную каменную

рис. 5. Проект на перестройку усадьбы после пожара, 1843 г. [25]

рис. 6. Проект перестройки. 1866 г. Архитектор хрщонович

уЫр вестник №ждународного института антиквариата

шшр искусств

рис. 7. Проект на пристройку, 1899 г. [18]

рис. 8, 9,10. Сергей Николаевич, Николай Львович и Николай Николаевич Урванцовы

[27-29]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^ -J.il ЩР

ГГ^ППП пЯ

^сТТТТГР

к

ШШ

т

0

» ' J Ъ Г * ? е.

пристройку» по ул. Малой Казанской (рис. 7) [11]. Эта пристройка - последнее значительное изменение в облике здания.

Лев Никифорович также сдает часть дома под квартиры: в 1918 г. в доме Урванцова живет Г. Шу-буев [7].

Недвижимое имущество к концу жизни Льва Никифоровича, на 1902 год, составляет 8 тыс. 850 руб. [6].

После смерти Льва Никифоровича усадьбу наследует сын Александр со своей женой (?) Анжелиной Людвиговной и тремя детьми: Верой, Надеждой и Юрием. Анжелина Людвиговна Урванцова значится управляющей номерами «Европейские» уже упоминавшегося выше г-на Крупеникова [22]. С ними живет также младший брат Александра, Николай, в 1894 году закончивший Императорский университет по юридическому отделению, а впоследствии наследовавший семейное дело.

Нельзя не упомянуть также еще об одной ветви рода Урванцовых -людях, которые сделали эту фамилию знаменитой не только в Казани, но и в Москве, Петербурге, а впоследствии и за рубежом. Купеческой деятельности они, однако, предпочли артистическую.

В архивных источниках находим упоминания о Николае Николаевиче Урванцове, имеющем собственный дом на Ново-Горшечной улице. Он и его брат Михаил - двоюродные братья уже упоминавшегося выше Льва Никифоровича. Николай Николаевич не так заметен в общественной

жизни города (в то время как Михаил, например, в 1886-87 гг. являлся попечителем памятника над прахом воинов, павших при взятии Казани [24]). Повинуясь веяниям времени, он решает дать своим сыновьям Сергею, Льву, Николаю высшее образование, тем самым предопределив их дальнейшую судьбу.

Сергей Николаевич Урванцов (12. 06. 1863 (ст. стиля) - 05.01.1937 гг.) обучается в Казанском Императорском университете по медицинскому отделению, работает врачом в Минской губернии и делает успешную карьеру.

Младшие братья Лев и Николай избирают для себя театральное поприще.

Лев Николаевич Урванцов (21.02.1865 (ст. стиля) - 15.01.1929 гг.) - известный драматург, автор множества пьес, с успехом идущих в 1910 - 20-х гг. на сцене Малого театра в Москве. После событий 1917 года эмигрировал, закончил жизнь за границей.

Его сын, Михаил Львович Урванцов (04.09.1897 - 1980 г.), стал театральным художником, объездил много стран, обосновался в Испании, где и закончил свои дни.

Николай Николаевич Урванцов (1.08.1876 (ст. стиля) - ?) прославил себя как актер театра и кино, режиссер.

Современный этап жизни усадьбы отмечен обычным для советского времени коммунальным заселением, нарушившим и границы домовладения, и традиционную планировку, не затронувшим, однако, несущие конструкции. Одно время первый этаж занимала аптека, были пробиты несколько дверей на главном фасаде, пробит вход в подвал со стороны улицы Миславского.

Капитальные ремонты практически не производились, есть сведения о ремонте только в 60-е гг. В результате, к концу 20 в. конструкции крыши и стен пришли в аварийное состояние. Затопление подвалов талой водой в 1979 году ухудшило состояние [21]. Образовались трещины из-за просадки фундаментов в местах пристроев.

Усадьба Л. Н. Урванцова была внесена в реестр памятников постановлением Совета министров ТАССР № 320 от 27.07.1987 г. и в настоящее время является объектом культурного наследия республиканского уровня.

В 1998 году снесен флигель, стоявший по красной линии ул. К. Маркса [21]. На его месте возведено трехэтажное здание «Номос-банка», превышающее высотные габариты флигеля и нарушающее тем самым панораму улицы К. Маркса.

Дом был расселен до 2005 года, однако консервация объекта не была осуществлена. Дымоходы, перекрытия многократно повреждались черноко-пателями. Плохое состояние коммуникаций привело к постоянному намоканию несущих конструкций подвалов здания. Зимой 2011 года произошло

чшшр вестник мэедунароядого инстугтута антиквариата

4Чир искусств

обрушение конструкций крыши на месте чердачного дворового окна и фронтона по ул. К. Маркса.

До марта 2012 года в доме проживала одна семья на втором этаже пристроенной части, выходящей на ул. Миславского. Пристрой 1899 г. занимали офисные помещения и стоматология. Остальная часть здания находилась на балансе УК Вахитовского района.

Зимой 2012 года здание было передано в собственность Инвестиционной компании АБС, ведутся работы.

Главный дом городской усадьбы Л. Н. Урван-цова представляет большую ценность как уникальный образец стиля переходного периода от барокко к классицизму в русском зодчестве рубежа XVIII - XIX вв.

дом является оригинальным произведением значительного для Казани архитектора и градо-строител В. В. Кафтырева.

Немаловажно градостроительное значение памятника как местной доминанты, закрепляющей угол улиц К. Маркса и Миславского.

Представляется необходимым сохранить внешний облик и архитектурно-планировочную структуру этого уникального для города здания.

Список использованной литературы и источников:

1. Адресная книга г. Казани 1863 г. Научная библиотека им. Лобачевского, отдел рукописей и редких книг.

2. Белецкая Е., Крашенинникова Н., Чернозубова Л., Эрн И. «Образцовые» проекты в жилой застройке русских городов Х^П-ХК вв. М.: Госстройиздат, 1961.

3. Генплан Казани после 1782 г., Кафтырев, ЦГВИА.

4. Евсина Н. А. Архитектурная теория в России второй половины Х^Ш-начала XIX века. М: Наука, 1985.

5. Загоскин Н.П. Спутник по Казани. Типо-литография Императорскаго Университета, 1895.

6. Идрисова Р. Р. По старым улицам казанским. Казань: Новое знание, 2005.

7. Изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры в РТ. Выпуск 6. Культурное наследие Казани: сохраненное, в опасности, утраченное.

8. Календарь-указатель г. Казани . Сост. Н. Васильев. 1882 г

9. Отчет по обследованию несущих и ограждающих конструкций жилого дома по адресу ул. К. Маркса 11/12 литер 1,2 Вахитовского р-на г. Казани РТ. Сост. инж. Гарипов А. Ш. Архив отдела охраны памятников архитектуры и культурного наследия по г. Казани ГлавАПУ

10. Михайлов А. Архитектор Д. В. Ухтомский и его школа. М: Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1954.

11. Персова С. Г., Авксентьева О. Н. В. И. Кафтырев //Московская архитектурная школа и зодчество России. М., 1999.

12. Свердлова Л. М. Купечество Казани: дела и люди. - Казань: Матбугат йорты, 1998. С. 57-63.

13. Справочно-адресная книга торговли и промышленности г. Казани. 1899 г.

14. Указатель города Казани на 1841 год, сост. И. Черновым.

Архивные источники:

15. НА РТ. Ф.

16. НА РТ. Ф.

17. НА РТ. Ф.

18. НА РТ. Ф.

19. НА РТ. Ф.

20. НА РТ. Ф.

21. НА РТ. Ф.

22. НА РТ. Ф.

23. НА РТ. Ф.

2 оп. 13 98 оп. 2 98 оп. 2 98 оп. 3 98 оп. 4 98 оп. 5 98 оп. 8 114 оп. 409 оп.

д. 10

д. 1282 д. 2265 д. 3149

д. 1168

д. 6419 д. 242 1 д. 742 1 д. 1179

24. НА РТ. Ф. 409 оп. 1 д. 1180.

25. НА РТ. Ф. 409 оп. 1 д. 1885

26. НА РТ. Ф. 977 л. д. 30590. Урванцов Лев Николаевич

27. НА РТ. Ф. 977 л. д. 31046. Урванцов Сергей Николаевич

28. НА РТ. Ф. 977 л. д. 31883. Урванцов Николай Львович

29. НА РТ. Ф. 977 л. д. 32791. Урванцов Николай Николаевич

30. Государственный театральный музей им. Бахрушина. Ф. 289. д. 1, 2, 6, 63, 65, 90, 92, 94, 204 - 207

31. Архив отдела охраны памятников архитектуры и культурного наследия ГлавАПУ г. Казань.

Интернет-источники:

32. http://www.bfrz.ru/data/cinematograf_iangirov/letopis.pdf

33. http://e-petrosyan.narod.ru/teatr_holmskoi/teatr_holmskoi.htm

34. http://forum.na-svyazi.ru/?showtopic=636394&st=60

35. http://gctm.narod.ru/fond1/h289.htm

36. http://history-kazan.ru/2010/05/nekropol-zilantova-monastyrya/Лист

37. http://www.inieberega.ru/node/188

38. http://kino-teatr.ru/kino/acter/rn/sov/234944/bio/

39. http://magazines.russ.ru/nlo/2007/86/re34.html

40. http://www.mishpoha.org/n28/28a11.php

41. http://www.nkj.ru/archive/articles/2225/

42. http://www.slovco.ru/theart/u/URVANTSOV-10417.html

рис.И. Проект фасада дома №11 по ул. к. маркса после реконструкции

рис.12,13,14 до реконструкции

вестник гкокдународного института антиквариата

¡Чир искусств

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.