история номеров Михайлова
АННОТАЦИЯ: в статье, посвященной памятнику архитектуры Республики Татарстан - номерам Михайлова, описывается история постройки здания, подробно изучаются судьбы его владельцев и наиболее известных постояльцев.
КЛЮЧЕВыЕ СЛОВА: исторический центр, архитектура Казани, реставрация, номера Михайлова , памятники истории и архитектуры.
SuMMARY ABSTraCT: In an article on the monument of architecture of the Republic of Tatarstan - numbers Mikhailov hostel, describes the history of the construction, a detailed study of the fate of their owners, the most famous guests
KEY WORDS: the historical center, the architecture of Kazan, restoration, Michailov hostel, historical monuments and architecture.
Нрина Карпова, архитектор-реставратор, старший преподаватель кафедры реконструкции и реставрации архитектурного наследия КазГАсУ
введение
Объект культурного наследия «Дом, в котором осенью 1897 г. по весну 1899 г. жил великий русский артист В.И.Качалов, в 90-х годах XIX века в доме помещались номера для приезжих Михайлова» находится в Казани, на подъеме улицы Лобачевского, в историческом центре города. Этот большой доходный дом много раз перестраивался за свою более чем вековую историю. Первоначально часть участка находилась в собственности Воскресенской церкви, одной из старейших церквей Казани; позднее участок перешел в собственность купца Михайлова. К 1984 г. здание было известно в Казани как «Номера Михайлова». Особого внимания заслуживает тот факт, что в 1897-98 гг. в номерах Михайлова жил актер В. И. Качалов.
характеристика территории расположения памятника
В административном отношении рассматриваемый участок расположен в г. Казани, по ул. Лобачевского, д.3/24. Земельный участок общей площадью 3940 кв.м. Культурный слой истори-
ческого центра города Казани XI - XVIII веков. На карте зон действия ограничений по условиям охраны археологического слоя участок входит в зону проведения археологических работ.
Участок является территорией объекта культурного наследия «Дом, в котором ... жил великий русский артист В.И.Качалов, в 90-х годах в доме помещались номера для приезжих Михайлова». Главный фасад здания выходит на ул. Лобачевского. Здание играет градообразующую роль в формировании перекрестка улиц Лобачевского и Дзержинского. Поверхность участка с ярко выраженным рельефом (общий перепад участка составляет около 7,2 м. с уклоном в сторону Черного озера), характеризуется абсолютными отметками 73.60 в низкой части и 80.86 в высокой.
Поднимающаяся от Черного озера улица, в начале которой располагается памятник, называлась в разное время по-разному. К концу XVIII в. здесь возникли две короткие улочки, продолжающие одна другую: Баратаевская (была названа так по дому князя Баратаева, в котором располагался КФАН СССР) и Почтамтская, получившая свое название в связи с построенной здесь почтовой конторой (сейчас на этом месте 5-е здание КАИ). Позднее
Альбина Хайруллина, архитектор-реставратор, аспирант КлзГАсУ
Мария
сизикова,
архитектор-
реставратор,
аспирант
КазГАсУ
рис. 1. Фрагмент дорегулярного плана г. Казани (1730 г.) с указанием исследуемого квартала
рис. 2. Фрагмент дорегулярного плана г. Казани (1780 г.) с указанием исследуемого квартала
ВЕСТНИК ГкОКДУНАРОДНОГО ИНСТИТУТА АНТИКВАРИАТА
шшр искусств
улица приобрела название Поперечно-Воскре-сенской. Территория памятника находится на сложном рельефе. Это выражается не только в видимом перепаде уровней земли на противоположных сторонах участка, но и в близости к Черному озеру, с его карстовыми провалами. Такое расположение памятников приводит к просадке фундаментов, появлению трещин по всей высоте зданий, а иногда и к обрушениям. В пример можно привести памятники по ул. Дзержинского (бывшей Черноозер-ской) - Александровский пассаж (обрушение в 1977 г.), Мергасовский дом (на перекрестке с К. Наджми) и др. Основной причиной активизации карста в Казани явилась деятельность человека. На центральном карстовом участке в районе улицы Кремлевской закарстованные известняки и доломиты были покрыты плотными суглинками, которые плохо пропускают воду. Когда люди стали копать колодцы, выгребные ямы, поглощающие колодцы, они облегчили воде путь вниз. Положение еще более ухудшилось, когда в конце прошлого века в городе провели водопровод. Так создались условия для образования пустот в рыхлых породах [5].
На здании номеров Михайлова также можно обнаружить значительные трещины. Ситуация усложняется тем, что памятник много раз достраивался, увеличивались и объединялись разновременные объемы, и трещины появились как раз в местах пристроек.
формирование территории на исторических картах Казани
При наложении дорегулярного плана (1730 г.) на регулярный видно, что территория нового квартала сложилась из нескольких участков жилой застройки неправильной формы, формировавшихся вокруг погоста Воскресенской церкви (рис.1). Новая улица Поперечно-Вос-кресенская прошла по середине одного из таких участков. На регулярном плане 1780 г. выпрямляются границы участка церкви. Улица Попе-речно-Воскресенская «выстреливает» прямым коротким путем к Черноозерскому саду, лишь немного поворачивая по рельефу (рис. 2). Четко видна на всех картах и линия оврага, проходящая по нижней границе квартала.
Нлл. 3-5. Воскресенский собор, фотографии конца XIX е.
владения священника воскресенской церкви (не позднее 1858 - 1869 ГГ.)
Территория современного памятника находилась первоначально во владении прихода Воскресенской церкви. Н. П. Загоскин упоминает старую Воскресенскую церковь в числе 10-ти церквей, доподлинно существовавших к концу XVI столетия [3]. Главный престол Воскресенской церкви существовал еще до 1671 года, когда был освящен храм во имя Происхождения Честных Древ Креста Господня. Церковь же Воскресения Христова была освящена в 1734 г. Местоположение этой церкви в древности определялось так: «в Солдатских слободах». Известно, что старая церковь была неоднократно истребляема пожарами. Так, она горела в 1742, 1749 годах. В 1774 году она горела при пожаре, учиненном армией Пугачёва. В 1839г. под колокольней, на средства известного купца Л.Кру-пенникова, побывавшего в плену у Пугачева, была устроена церковь во имя Сергия Радонежского. В 1857 году церковь во имя Происхождения Честных Древ Креста Господня за ветхостью была разобрана и вновь построена на прежнем месте, но из-за недостатка средств не была доделана до 1874 года, дала трещины во всех стенах.
С 1876 по 1890 годы на этом месте по проекту архитектора барона розена возводится монументальный Воскресенский собор (илл.3-5) . При этом колокольня старой церкви сохраняется. Воскресенская церковь дала название главной улице дореволюционной Казани [12]. Застройка участка позади церкви, спускающегося к Черному озеру, началась не позднее 1858 г. Земля, по свидетельствам архивных документов принадлежала священнику Воскресенской церкви Андрею Никитину Иорданскому. На плане 1858 г. уже существует здание, фиксирующее угол Чер-ноозерской и Поперечно-Воскресенской улиц. По проекту к нему пристраивается каменная лестница (рис.6-9). Границу участка, выходящую к территории церкви, закрепляли каменные холодные службы, в виде буквы П. Пространство между службами и главным домом по ул. Поперечно-Воскресенской занимали каменные проездные ворота с двумя калитками. Судить о первоначальных фасадах этих двух строений, легших в основу современного памятника, можно лишь по натурным исследованиям - графических документов в Национальном Архиве рТ найдено не было. Вероятно, в основном облик углового дома, выходящего на Черное озеро, не изменился - это классическое здание, в 7 оконных осей по ул. Поперечно - Воскресенской и в
ЧШШР ВЕСТНИК МЭедУНАРОЯДОГО ИНСТУГГУТА АНТИКВАРИАТА
4Чир искусств
5 по Черноозерской. Угол выделен рустованными лопатками, рустована и поверхность первого этажа. Второй этаж - парадный, с классическим оформлением оконных проемов треугольными сандриками, поддерживаемыми небольшими кронштейнами. Угловой балкон, возможно, имеет более позднее происхождение. Окна первого этажа обрамлены простыми наличниками с сандриками - полочками. По центральной оси 6 фасада по ул. Поперечно-Воскресенской имеется вход, также выделенный балконом и рустованными пилястрами.
МИХАЙЛОВЫ. доходный дом (1869 - 1917 ГГ.)
В 1869 году Иорданский был переведён на службу в другой приход и дом продал купцу Герасиму Михайлову. При этом купец прирезал к своим владениям кусок церковной земли, судебная тяжба против него закончилась ничем. Дом был записан на жену купца, Анастасию Ивановну. По-видимому, функция нового владения была определена Михайловым сразу - он намеревался сдавать жилье внаем, а также устроить здесь трактир.
Холодные службы были расширены до двухэтажного флигеля, по размерам сопоставимого теперь с основным домом усадьбы. Произошло это предположительно в 1873 г., когда Анастасия Ивановна испрашивает у Городской Управы разрешение на двухэтажную с антресолями пристройку к существующему дому.
В 1875 году Анастасии Ивановне выдали свидетельство на право открыть в своём доме трактир, хотя фактически трактир существовал уже в 1874 г. [1]. С этого времени активно начинает застраиваться участок в целях увеличения жилых площадей для устройства здесь так называемых «номеров». Если на чертеже 1877 г. еще присутствуют 2 отдельно стоящих дома (рис. 1012), то к 1878 г. они объединяются кирпичным пристроем, ставшим новым центром протяженного фасада [9]. Более высокий, чем первоначальные постройки, он завершается треугольным фронтоном. Центральная часть в 2 окна выделена лопатками, на уровне третьего этажа окна объединены общей аркой, весьма своеобразно выглядит при этом подоконный декор с барочными узорчатыми мотивами. Сандрики второго (парадного) этажа - лучковые, в отличие от треугольных на более ранних фасадах. Первый и второй этажи разделены междуэтажным карнизом. Центральная проездная арка с внушительной кирпичной перемычкой со 7 стороны дворового фасада обеспечивает доступ во двор. В целом новый фасад весьма эклектичен. Второй этаж прямоугольного
рис.6 на РТ. 408-3-7. Проект на постройку каменного одноэтажного флигеля для помещения священнослужителей и каменных одноэтажных служб на месте, принадлежащем церкви Воскресения Христова, 1857 г.
Рис.7 НА РТ. 408-3-7. Проект на постройку каменного одноэтажного флигеля для помещения священнослужителей и каменных одноэтажных служб на месте, принадлежащем церкви Воскресения Христова, 1857 г.
корпуса служб переоборудуется в жилой, для чего к нему пристраивается теплая лестница, и соединяется с основным объемом дома переходом на уровне второго этажа (рис. 13-14).
В 1878 г. также начинает застраиваться и территория, прежде занимавшаяся садом, выходящим к церковному забору. Здесь запроектированы каменные одноэтажные холодные службы. Появляется на плане и ранее не существовавший каменный одноэтажный флигель, стоящий вплотную к объединенному дому и торцом выходящий на ул. Поперечно-Воскресенскую. В 1884 г. флигели опять-таки соединяются стеклянной гале-
Рис.8 НА РТ 408-2-40. Проект на постройку каменной лестницы священнику Андрею Никитину Иорданскому, 1858 г.
Рис.9 НА РТ 408-2-40. Проект на постройку каменной лестницы священнику Андрею Никитину Иорданскому, 1858 г.
уЫр вестник исждународного института антиквариата
шшр искусств
Рис. 10 НА РТ. Фасад, план и разрез для надстройки каменного второго этажа для сушил над существующими каменным холодными службами на месте, принадлежащем жене купца Анастасии Ивановне Михайловой, 1877 г.
Рис. 11 НА РТ. Фасад, план и разрез для надстройки каменного второго этажа для сушил над существующими каменным холодными службами на месте, принадлежащем жене купца Анастасии Ивановне Михайловой, 1877 г.
Рис. 12 НА РТ. Фасад, план и разрез для надстройки каменного второго этажа для сушил над существующими каменным холодными службами на месте, принадлежащем жене купца Анастасии Ивановне Михайловой, 1877 г.
Илл. 13. В.И Качалов. Казань. 1897 г.
реей на уровне второго этажа. К этому моменту домовладение приобретает характер большой коммунальной квартиры, где комнаты в основной части дома отдавались жильцам посостоятельнее, антресоли же и многочисленные комнаты во флигелях, с их коридорным типом планировки, занимали жильцы самые разнообразные. Загоскин в своем справочнике относит номера Михайлова к «второклассным, с точки зрения устройства и удобства представляемых ими» [3]. Жили здесь по большей части актеры и студенты, чему способствовали и невысокие цены, и близость театра и Университета.
Здесь жил и умер во время своих гастролей в Казани знаменитый русский актер В. Н. Андреев-Бурлак, имя которого «буквально гремело и служило синонимом гениальности». Артист учился в Казанском университете. Его игрой на казанской сцене восхищался Л. Н. Толстой. Восторженно относился к артисту и гимназист Володя Ульянов, не пропускавший ни один из его спектаклей [2]. Василий Николаевич Андреев-Бурлак (наст. фамилия Андреев; 1 января 1843, Симбирск, ныне Ульяновск — 10 мая 1888, Казань) -русский актёр, чтец и писатель. родился в дворянской семье. По окончании гимназии учился в Казанском университете, но курса не закончил.
Участвовал в любительских спектаклях. Несколько лет водил пароходы по Волге, что впоследствии нашло своё отражение в литературном творчестве Андреева-Бурлака («На Волге», Повести и рассказы. 1881). В 1868 году становится профессиональным актёром, в 1870 поступает в Ростове-на-Дону в труппу Вальяно. В 1880 году
по инициативе В. Н. Андреева-Бурлака был открыт первый московский драматический театр («Пушкинский театр»), в 1883 году создаёт Русский драматический театр. В том же году вместе с актёром М. И. Писаревым организует «Первое товарищество русских актёров» (иначе «товарищество артистов Пушкинского театра»). Много ездил с гастролями по России, выступал в обеих столицах.
Несколько раз в номерах проживал В.И.Качалов: осень 1897 года, весна 1898-го, зима 189899 и весна 1899 года. Мемориальная доска на фасаде сообщает, что «В этом доме в 1897-1899 гг. проживал народный артист СССР В.И.Качалов». Качалов Василий Иванович (настоящая фамилия - Шверубович) (1875-1948), русский театральный актер. Имя Качалова связано не только с тем поколением, с которого начинался Московский Художественный театр, оно означает целый этап в развитии всей русской культуры. Он проработал на сцене более пятидесяти лет, создал свою школу сценического мастерства и впервые показал, насколько разносторонним и разнохарактерным может быть актерское дарование. Василий Качалов родился в городе Вильно, где его отец, крещеный еврей, был священником. По примеру старшего брата он поступил на юридический факультет Петербургского университета. Однако не закончил его, поскольку увлекся театром, участвовал в спектаклях нескольких любительских трупп, а потом и совсем ушел из университета, отправившись играть в провинциальных театрах сначала Казани, а затем Саратова. С 1900 года Василий Качалов становится
ЧШШР ВЕСТНИК МЭедУНАРОД-ЮГО ИНСТУГГУТА антиквариата
4Чир искусств
актером Московского Художественного театра. В первые же годы работы в труппе МХАТа Качалов стал ведущим исполнителем современной драматургии, и прежде всего пьес А.Чехова и М. Горького. Василий Иванович Качалов впервые обратился к режиссуре еще в 1910 году, когда из-за болезни К. Станиславского был вынужден самостоятельно готовить роль Ивана Карамазова. Ему пришлось тогда разрабатывать не только драматический рисунок роли, но и грим а также костюм. Во время своей работы на сцене Художественного театра Качалов много занимался театральной педагогикой. Одним из самых талантливых его учеников стал Борис Ливанов (отец современного актера Василия Ливанова). Василий Иванович Качалов многие годы выступал на эстраде с литературными программами. Он был выдающимся исполнителем прозы Л. Толстого, Н. Гоголя, А.Чехова, стихотворений А. Пушкина, В. Маяковского, С. Есенина. Интересно, что в кино Качалов снялся лишь один раз - сыграл в картине Я. Протазанова «Белый орел». Смерть Качалова стала не просто тяжелой утратой - она ознаменовала уход из жизни целого поколения великих творцов, создавших славу русского искусства.
Исчерпывающее исследование этого периода биографии Качалова находим в книге заслуженного деятеля искусств Республики Татарстан, директора театрального музея им. Качалова Юрия Благова «Качалов и качаловцы» [1]. По его сведениям, подлинность пребывания Василия Ивановича в номерах Михайлова удалось установить по единственному документу, предоставленному Музеем МХАТ - это воспоминания бывшей провинциальной актрисы Анастасии Михайловой-Светлановой, в которых обращала на себя внимание строчка: «Мне часто приходилось встречаться с Василием Ивановичем потому, что жили в одном доме...». Автором воспоминаний является Анастасия Степановна Михайлова -дочь казанского купца Степана Герасимовича Михайлова, который наследовал своему отцу, упоминаемому выше Герасиму Михайлову. Удалось установить, в каких именно комнатах жил столичный артист - на фотографиях можно увидеть его стоящим на балконе, выходящем на ул. Попереч-но-Воскресенскую. В комнате сохранились кан-нелированные спаренные пилястры, филенчатые двупольные двери. Можно говорить о том, что это была одна из лучших комнат в доме.
К 1897 году фактическим хозяином дома был уже Степан Герасимович, хотя формально дом все еще принадлежал Анастасии Ивановне, которой тогда было 72 года. Был он вдов, схоронил старших своих сыновей - Александра и Николая, третий
сын - Виктор - записался вольноопределяющимся в Ветлужский резервный батальон, младший сын Константин учился на аптекаря. Анастасия была младшей из его дочерей [1]. Летом 1897 года Степан Герасимович испрашивал разрешение на ремонт балконов в доме матери, а осенью в газете «Казанский телеграф» появилось объявление: «Ресторан Михайлова близ Черного озера отремонтирован и вновь открыт с 11 часов ежедневно. В ресторане Михайлова... каждодневно свежие пирожки и настоящий кавказский шашлык». Кроме того, в доме располагалась фотография и был телефон [1].
современный этап
После революционных событий функциональное назначение дома существенного не изменилось - оно продолжало использоваться под жилье, разве что количество жильцов увеличилось. Были пристроены многочисленные лестницы к флигелям, сделаны другие мелкие пристройки. Здание по адресу Лобачевского 3/24 было внесено в реестр памятников республиканского значения как «Дом, в котором осенью 1897 г. по весну 1899 г. жил великий русский артист В.И.Качалов, в 90-х годах в доме помещались номера для приезжих Михайлова» в соответствии с постановлением Совета Министров ТАССР №591 от 30.10.59 г. за № 92002100. Мемориальная доска, увековечившая память Качалова, появилась на доме гораздо раньше, в 1948 г., вскоре после смерти актера и выхода в свет постановления Совета Министров СССР. До 2012 г. здания находились в муниципальной собственности. На цокольном этаже в разное время размещались различные организации - строительная фирма «Роста», магазин «Сфера» и др. К 2012 г. из-за пожаров, отсутствия капитальных ремонтов здание пришло в аварийное состояние - многочисленные прогибы 11 перекрытий, протечки кровли, утраты перегородок и т. п. В настоящее время на памятнике ведутся противоаварийные работы.
Рис .14 НА РТ. 98-2-823. Проект на постройку каменных с ледником служб церковнослужителям при церкви Воскресения Христова, 1884 г Объяснение плана:1. Церковь Воскресения Христова2. Существующие каменный строения для церковнослужителейЗ. существующие деревянные холодные службы с пристройками4. Предполагаемые к постройке каменные холодные с ледником службы.
Рис .15 НА РТ. 98-2-823. Проект на постройку каменных с ледником служб церковнослужителям при церкви Воскресения Христова, 1884 г.
заключение
Здание номеров Михайлова в совокупности с дворовыми постройками представляет собой ин-
ВЕСПНИК ГкОКДУНАРОДНОГО ИНСТИТУТА АНТИКВАРИАТА
шшр искусств
тереснейший образец доходного дома, сформировавшегося ко второй половине XIX в. Благодаря особенностям рельефа (уровень земли на внутриквартальной границе участка совпадает с уровнем второго этажа главного дома) комплекс обладает своеобразием восприятия и значительным потенциалом. Здание является градостроительной доминантой, закрепляющей угол улиц Лобачевского и Дзержинского. События, связанные с театральной историей Казани, позволяют говорить о мемориальной и исторической ценности памятника.
Рис.16 НА РТ. 98-1-1864.Фасады, планы и разрезы на переделку второго этажа в жилое помещение при каменных холодных службах на плане под № 1 и пристройку жене купца Анастасии Ивановне Михайловой, 1878 г.
Рис.17 НА РТ. 98-1-1864. Фасады, планы и разрезы на переделку второго этажа в жилое помещение при каменных холодных службах на плане под № 1 и пристройку жене купца Анастасии Ивановне Михайловой, 1878 г.
Список использованной литературы и источников:
1. Благов Ю. А. Качалов и качаловцы. Казань, ПКФ «Реноме», 2008.
2. Гафурова Ф. С Баратаевской на Почтамтскую... Интернет-ресурс «Старая Казань», опубликовано 06.03.2012.
3. Загоскин Н.П. Спутник по Казани. Типо-литография Импера-торскаго Университета, 1895.
4. Морозов М. М. Василий Николаевич Андреев-Бурлак. М., «Искусство», 1967.
5. Станкевич Е. Карст в Казани. Интернет-ресурс «Старая Казань», опубликовано 22.05.2012.
на РТ
6. 98-1-597
7. 98-1-1237
8. 98-2-823
9. 98-1-1864
10. 408-2-40
11. 408-3-7
Интернет-источники:
12.Ьйр://ги881ап-сЬигсЬ.ги/у1е"»раде.рЬр?са1=1а1аг81ап&раде=300
13.Ъйр://Ы81:огу-ка2ап.ги/2010/07/уа811г|-касЪаЪу-па-кагашко^сепе/
14. Ьйр://"№№ии8ке-ка2ап.ги/иН18у-ка2аш/80-8-Ъага1аеУ8ко)-па-росЬ1аш18киуи
ЧШШР ВЕСТНИК МЭедУНАРОД-ЮГО ИНСТУГТУТА антиквариата
4Чир искусств