Научная статья на тему 'Дом В. Л. Ажгихина. История казанской городской усадьбы'

Дом В. Л. Ажгихина. История казанской городской усадьбы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
631
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКИЙ ЦЕНТР / HISTORIC AND CULTURAL MONUMENTS / АРХИТЕКТУРА КАЗАНИ / THE ARCHITECTURE OF KAZAN / РЕСТАВРАЦИЯ / RESTORATION / ПАМЯТНИКИ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ / HISTORICAL CENTER

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Васильева Юлия, Сайфуллина Ляйля, Новиков Степан, Львова Ксения

Статья посвящена истории одной из старинных городских усадеб Казани, описы-вается история постройки и изменение архитектурного облика здания в различные периоды, а также раскрываются основные подходы к реставрации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article describes the history of one of the oldest urban estates of Kazan. The article details the history of construction and change the architectural appearance of the building at different times, and reveals the basic approaches to restoration.

Текст научной работы на тему «Дом В. Л. Ажгихина. История казанской городской усадьбы»

Юлия Васильева, доцент кафедры проектирования зданий, казГАсУ

Дом в.л. Ажгихина.

История казанской городской усадьбы

Аннотация: Статья посвящена истории одной из старинных городских усадеб Казани, описывается история постройки и изменение архитектурного облика здания в различные периоды, а также раскрываются основные подходы к реставрации.

Ключевые слова: исторический центр, архитектура Казани, реставрация, памятники истории и культуры.

Summary Abstract: This article describes the history of one of the oldest urban estates of Kazan. The article details the history of construction and change the architectural appearance of the building at different times, and reveals the basic approaches to restoration.

Key words: the historical center, the architecture of Kazan, restoration, historic and cultural monuments.

Ляйля сайфуллина, архитектор-реставратор, доцент кафедры реконструкции и реставрации архитектурного наследия казГАсУ

степан новиков, соискатель кафедры тиА казГАсУ

Объект культурного наследия под названием «Дом В.Л.Ажгихина» расположен на углу улиц Пушкина и Галактионова напротив Университетского сквера.

Закрепляя угол улиц Пушкина и Галактионова, здание в значительной мере определяет облик застройки не только квартала непосредственного местоположения, но и всей прилегающей территории, играя заметную роль в формировании как разверток улиц Пушкина и Галактионова, перспективы улицы Нужина и панорамы с видовой площадки бывшего верхнего Клинического сада, так и застройки восточного периметра двух таких значимых градостроительных образований, как система площадей по оси улиц Татарстан и Пушкина, с одной стороны, и исторически сложившийся единый рекреационный комплекс городских парков и скверов, с другой.

ксения Львова, аспирант кафедра рирАн казГАсУ

рис. 2. Проект пристройки. 1856 год

рис. 1. николаевский сквер.

История освоения и застройки территории, на которой расположен объект исследования, заслуживает отдельного внимания. начиная с конца 18-го века, на месте Университетского сквера располагалась площадь, называемая сначала дровяной, а затем кузнечной. до пожара 1842 года (девятого по счету из двенадцати «больших» казанских пожаров) площадь эта, по словам Н.П.Загоскина, «...представляла собой одно из бьющих в глаза безобразий г. казани,

будучи застроена кузницами и некоторыми другими заведениями бывшего приказа общественного призрения. Среди этой, в ту пору низменной тесной и грязной площади, находилось зловонное озерцо, а с восточной стороны своей площадь переходила в ряд плохо застроенных ещё косогоров и буераков» [1].

По словам того же Н.П.Загоскина, «...пожарные бедствия составляют одну из самых скорбных страниц в истории казани, хотя следует отметить, что казанские пожары немало способствовали улучшению внешности и благоустройства города: после каждого пожара пострадавшие части казани возникали из пепла в улучшенном виде, а после огромных пожаров 1774 и 1842 годов произошли коренные изменения в распланировке города и устройстве его улиц и площадей» [1]. Все сказанное по отношению к кузнечной площади более чем справедливо: именно после пожара 12 июля 1774 года она впервые возникла на плане города, а после пожара 24 августа 1842 года и последовавшего за ним 5 декабря 1842 года высочайшего утверждения нового плана, «. погоревшие здания ведомства приказа общественного призрения были отсюда снесены, самая площадь осушена, поднята и нивелирована, и получила наименование Николаевской» [1]. тем же планом было принято решение о формировании исключительно каменной части города, ограниченной с восточной стороны театральной площадью в месте пересечения её с Большой Казанской улицей, Кузнечной площадью и далее Рыбнорядской улицей вплоть до озера Кабан [1].

Первое время вновь образованная Николаевская площадь была местом торговли и «обывательских развлечений», среди которых выделялся кукольный театр-балаган Якова Мамонова «Театр спиритизма и магии» [4].

В конце 80-х годов Никольская площадь была обращена в плац-парад [1]. В 1890 году именно здесь, на ставшей теперь пар адно-представитель-

ской площади, располагались главные здания казанской научно-промышленной выставки постройки известного казанского архитектора Г.Б. Руша. Одновременно с возведением зданий и строений выставки площадь её была благоустроена.

По окончании длившейся 4 месяца выставки казанское городское общественное управление приняло решение сохранить разбитые при устройстве выставки аллеи и клумбы и устроить на площади сквер с посадкой деревьев, что и было реализовано в 1891-1892 годах.

В 1894 году в саду был устроен оригинальный фонтан, подаренный городу Обществом казанского водоснабжения, после чего, по словам того же Н.П.Загоскина, «... Николаевская площадь, бывшая прежде лишь очагом пыли, разносившейся по окрестным улицам, теперь сделалась одним из красивейших уголков г. Казани» [1].

Кстати, этот фонтан, существующий и поныне, является не первой страницей в истории Николаевской (тогда ещё Кузнечной) площади, связанной с устройством казанского водоснабжения- ещё в 1830-х годах именно здесь механиком Неем была предпринята первая в городе, к сожалению - неудачная, попытка устройства артезианского колодца [1].

Итак, к концу 19-го века расположенная в точке пересечения улиц Университетской, Рыбноряд-ской и Большой Лецкой (Лядской) Николаевская площадь вместе с разведенным на ней сквером была самой обширной из казанских площадей, уступая только Арскому полю. Площадь её составляла 8175 кв. саж. [1].

Сквер располагался в северной части площади, отделяясь от парка Черное озеро только полотном улицы Лобачевского, а от Державинского сада - проездом между Правой черноозерской и Малой Лецкой (Лядской) улицами. Таким образом, сквер Николаевской площади являлся одним из городских общественных парков и скверов, входящих в «линию садов, опоясывающих собой под прямым углом северо-западную часть города - по линии улиц черноозерской, театральной и Бассейной» [1].

Южная часть площади по-прежнему была торговой, здесь располагались лавки для торговли мясом [1, 2], постоянные фруктовые лавки и сезонный фруктовый рынок «. против выходящего к ней угла клинического места.», ряды, предназначенные для продажи молока, зелени и «.перед Рождеством - елок, а главным образом - дров» [1].

В 1895 году через Николаевскую площадь открыто было движение новой линии конно-железной дороги. Названная Центральной, линия проходила от Верхне-Федоровской улицы по улицам Бассей-ной и театральной, Николаевской, Рыбнорядской

и Рыбной площадям до Евангелистской площади в месте соединения с Екатерининской линией [1].

Следует отметить, что свое современное название улица Пушкина (изначально - Пушкинская), ограничивающая Николаевскую площадь с восточной стороны, получила только в 1899 году, причем в обиход, в том числе и в документооборот, название это вошло, видимо, не ранее 1902 года. до этого часть её, примыкавшая к площади с севера, называлась Театральной или 1-ой Те-

рис. 3. Проект пристройки двухэтажного жилого дома. 1888г. План

атральной улицей, с юга - Рыбнорядской. Адреса же домов, расположенных в квартале между Большой и Малой Лецкими улицами, указывались непосредственно по Николаевской площади (у К.С.Олешкевича, 1901 год - улица «Николаевская площадь»). В советские годы улица Пушкина какое-то время называлась улицей Куйбышева.

В конце 20-х - начале 30-х годов 20-го века Николаевский сквер был восстановлен и объединен с верхним Клиническим садом. Созданный в результате этого объединения сад получил общее название - Ленинский.

В настоящее время этот сад называется Университетским, улице Пушкина возвращено её историческое наименование, а от южной торговой части Николаевской площади сохранилась небольшая площадка в начале Университетского сада на пересечении улиц Пушкина, галактионова и Нужина, как раз напротив исследуемого нами дома.

Первые архивные упоминания собственно об объекте культурного наследия, известном сейчас как «Дом В.Л.Ажгихина», относятся к 1856 году, когда к «существующему каменному двухэтажному дому гражданки Анны Маргариты, по мужу Крейден, в 4-й части города Казани по улице Ляд-ской и Николаевской площади в квартале каменных строений» по проекту архитектора А.И.Песке возведена была так же двухэтажная пристройка с отдельными входами со стороны Николаевской площади и со двора [6]. Территория «места гражданки Крейден» на тот период существенно меньше современных границ домовладения, на задах расположены холод-

рис. 4. Проект пристройки двухэтажного жилого дома. 1888г. Фасад

рис. 5. Проект пристройки двухэтажного жилого дома. 1888г. разрез

рис. 6. николаевская площадь. конец 19-го века

8ЕСПНИК ГкОКДУНАРОДНОГО ИНСТИТУТА АНТИКВАРИАТА

шшр искусств

рис. 7. До начала реставрационных работ. 29 февраля 2012 года

рис. 8. Подлинная деталь, приведенная в модель

рис. 9. Утраченная парапетная решетка. 2005г. Фото а.рыкова

ные деревянные службы. На фасаде существующего дома видны окна подвального этажа и угловой вход в подвал с навесом на двух колоннах.

Следующие сведения об объекте исследования относятся к 1868 году: в оценочном табеле имущества по Николаевской площади за указанный год значится каменный двухэтажный дом, принадлежащий наследникам курляндской гражданки Анны Маргариты Крейден, на каждом этаже по 4 комнаты, в подвале - кухня, во дворе - погреб [6].

С 1868 года по 1974 год имущество принадлежало наследникам Крейден [8], с 1874 по 1880 -мещанке Александре Тимофеевне Кукаркиной [11], с 1880 по 1892 годы - казанской цеховой Аделаиде Александровне Беренс [13].

Следующие по времени после 1856 года материалы, позволяющие сделать выводы о том, как же именно выглядело указанное имущество, относятся к 1888 году [14]. Именно этим годом датированы прошение жены временного купца 2-ой гильдии Аделаиды Александровны Беренс и соответствующее разрешение Казанской городской управы на постройку «каменного двухэтажного дома под железной крышей и с лестницами из несгораемого материала, с предварительной сломкой строений, показанных на плане под литерами Б, Г, Ж и З». Предполагаемый к постройке дом в 10 оконных осей по фасаду со стороны Николаевской площади имел согласно проекту два отдельных входа с улицы - в жилые помещения и в инструментальный магазин, и один со двора; световой фонарь над парадной каменной лестницей и богато декорированный фасад. Помимо дома проектом предусмотрено было строительство каменных служб вдоль улицы Большой Лядской.

Как следует из представленного генерального плана, на 1888 год домовладение уже имело современные границы и практически полностью застроенный периметр. К сожалению, в ходе архивного исследования не удалось найти никаких данных относительно как обстоятельств расширения границ участка, так и промежуточных строительных этапов. То же касается отсутствия в имеющихся материалах какого-либо указания на автора проекта, а в самом проекте - планов и фасадов существующего углового строения.

В оценочном табеле на имущество за 1890 год [15] значатся уже:

• каменный двухэтажный дом с подвальным жилым помещением, в ширину на 5 саженей, в длину - на 8 У саженей (1 саж. - 213,36 см.); в нем на первом и втором этажах по 4 комнаты, прихожая и кухня, в подвальном помещении - магазин и 1 комната с кухней;

• каменный двухэтажный флигель с подвальным помещением в ширину на 4 У сажени, в длину - на 5 У саженей; в нем на первом и втором этажах по 4 комнаты, прихожая и кухня, в подвальном помещении - 2 комнаты и кладовая;

• в одной связи с флигелем каменная двухэтажная пристройка в ширину на 2 2/3 саженей, в длину на 6 саженей; в ней на первом этаже 4 погреба, на втором этаже - 2 жилые комнаты;

• к существующему дому сделана каменная двухэтажная пристройка, расположенная по Николаевской площади на 8 саженей, и во двор - на 7 саженей; в ней на первом этаже - магазин, 4 комнаты, прихожая и кухня, на втором этаже - 7 комнат, прихожая и кухня;

• службы каменные в ширину на 2 У саженей, в длину - на 5 У саженей, в них 4 погреба и каретник;

• 2 каменных хлева, в ширину на 2 сажени, в длину на 3 сажени;

• усадебной земли - 235 кв. саженей.

В 1893 году собственником имущества стал купец Федор Иванович Беренс [16]. В сентябре 1901 года Ф.И.Беренс подал прошение о строительстве «кирпичной стенки, в которой должно быть 2 окна, для приспособления одноэтажного каменного флигеля, так как три стенки кирпичные существуют». На документе имеется замечание, сделанное рукой городского архитектора К.С. олешкевича: «Постройка уже произведена.. С технической стороны препятствий не встречается при условии сноса строения А (деревянное строение, перегораживающее въезд во двор со стороны улицы Большой Лядской, теперь Галак-тионова, в месте современного арочного проезда) и постановке брандмауэра В». В архивном деле представлен проект на постройку каменной стенки для приспособления жилого помещения, выпол-

ненный тем же Олешкевичем [22]. Документ этот интересен в двух отношениях: во-первых, из него следует, что к 1901 году домовладение окончательно приобрело замкнутый, полностью застроенный по периметру контур; во-вторых, выполненный рукой олешкевича генеральный план участка дает исчерпывающее представление о строениях и сооружениях усадьбы на границе веков.

С 1903 года по 1906 год имущество принадлежало наследницам Ф.И.Беренса: мещанке Анне Федоровне Лаппин и жене офицера Августе Федоровне Черноусовой; с 1906 по 1916 годы - са-рапульскому купцу (по иным сведениям - мещанину) Василию Лукичу Ажгихину [17-19]. Именно при нем усадьба приобрела знакомый нам вид, и именно его фамилия вошла в историю, будучи зафиксирована в названии памятника, а, возможно, и на его главном фасаде в виде букв «В» и «А» в поле лепной розетки, расположенной между вторым и третьим этажами по центру раскрепованной части. Возможно, а не наверняка, потому что по удивительному стечению обстоятельств начальные буквы имени и фамилии владельца дома совпадают с начальными буквами имени и фамилии предположительного автора проекта - архитектора В.П.Александрова. Предположительного опять же, поскольку на сегодняшний день отсутствуют: не выявлены в рамках настоящего исследования и не введены в научный оборот ранее какие-либо документальные - архивные либо библиографические - свидетельства относительно авторства построек на территории усадьбы, датированных 10-ми годами 20-го века.

К сожалению, все найденные архивные материалы, относящиеся к 1906-1916 годам, т.е. ко времени, когда имущество принадлежало В.Л.Ажгихину, исключительно текстовые. Многократно упомянутый в них проект (проекты?) не сохранился, сведения об архитекторе отсутствуют.

Итак, в 1909 году В.Л.Ажгихин обратился в Казанскую городскую управу и 31 июля того же года получил разрешение на постройку дома и проект в двух экземплярах на перестройку имеющихся домов на своем участке в квартале №48 третьей части города Казани.

24 февраля 1914 года В.Л.Ажгихин вновь обратился с заявлением, в котором, ссылаясь на выданное ранее разрешение от 31 июля 1909 года и полученный проект, попросил разрешения на производство указанных в проекте работ и «сверх того устройство трех бетонных ям, две из которых будут для нечистот, а одна, с железным баком, для нефти», приложив к заявлению удостоверение о прочности фундаментов и пояснительную записку. Испрашиваемое разрешение на перестройку каменных домов было выдано

27 февраля 1914 года, при этом в качестве условий были указано следующее: «до начала работ должно быть снесено строение, значащееся в плане за №7 и выведены брандмауэры по плану над литерами А, Б, В, Г, С, Д, Е, проезд должен быть расширен до 5 аршин, балки должны быть уложены соответственно пролету и нагрузке, и ширина приямков должна быть 1 аршин».

Таким образом, можно предположить, что проект как на строительство нового, так и на перестройку существующих домов, выполненный единовременно и выданный 31 июля 1910 года в виде одного общего проекта, с большой долей вероятности выполнялся одним лицом. Кроме того, разрешение от 27 февраля 1914 года было выдано на перестройку, следовательно, строительство нового дома было осуществлено в период между 1909 и 1914 годами.

Согласно плану К.С.олешкевича, по состоянию на 1901 год на территории усадьбы было 2 отдельно расположенных каменных строения жилого назначения.

Первое из них - это здание на углу улиц Пушкинской и Большой Лядской, представляющее собой угловой двухэтажный каменный дом постройки предположительно первой половины 19 века с каменной двухэтажной пристройкой 1856 года, расположенной по Николаевской площади (в оценочном табеле за 1890 год именуемой флигелем); еще одной пристройкой «в одной связи с флигелем» (с его задней стороны), возведенной между 1856 и 1888 годами; и пристройкой 1888 года также по николаевской площади.

Второе - каменный дом в дальней по Большой Лядской улице части усадьбы. На генеральном плане места 1856 года здесь расположены холодные службы, на генеральном плане 1888 года - существующее строение под литерой М, габаритами близкое к

Рис. 10. Утраченный кованый навес. 2005 г. Фото А.рыкова

уЫр вестник №ждународного института антиквариата

шшр искусств

рис.11. Эскизный проект реставрации. Фасад по ул. Пушкина

существующему каменному дому под литерой 2 на том же месте плана К.С.Олешкевича 1901 года. На том же плане 1901 года с дальней от Большой Ляд-ской улицы стороны к дому примыкает каменный флигель, трассированный вдоль границы домовладения. Аналог указанного флигеля совпадающей конфигурации и близких габаритов представлен на плане 1888 года под литрой М. Экспликация к плану 1888 года в материалах архивного дела отсутствует. При этом в оценочном табеле на имущество за 1890 год не представлен ни отдельно стоящий каменный дом, ни флигель. Возможным объяснением могло бы быть то, что указанное имущество было записано на иное лицо. В любом случае, установить время постройки точнее, чем между 1856 и 1901 годами, на основании имеющихся архивных материалов не представляется возможным.

Таким образом, перестройка в период после 1914 года могла иметь отношение исключительно в отношении двух указанных строений, а именно: главного дома усадьбы, т.н. углового объема (с надписью «1915» в центральном аттике с фигурным завершением) и крайнего (или дальнего) объема по ул. Галактионова, с надписью «1914» на средней расширенной пилястре.

Что касается нового строительства, то существующий средний (или центральный) объем в строчке фасада усадьбы со стороны улицы Галактионова с надписью «1910» в поле профилированного картуша над дверным проемом, единственный вновь построенный после 1901 года (на плане олешке-вича на этом месте под литером 6 указаны каменные службы), думается, может вполне однозначно рассматриваться в качестве того самого нового дома, строительство которого было осуществлено Л.В.Ажгихиным в период с июля 1909 года по февраль 1914 года по проекту того же автора, что и перестройки, осуществленные после 1914 года.

Следовательно, если данные списка памятников истории и культуры Республики Татарстан и основанных на нем каталогов и справочников [3] в части авторства дома В.Л.Ажгихина соответствуют действительности, можно с уверенностью утверждать, что практически все определяющие предмет охраны строения на территории усадьбы были построены или перестроены по проекту В.П.Александрова.

Выполненные в ходе натурных исследований зондажные раскрытия позволяют проследить все вышеописанные перестройки главного дома.

Таким образом, объект культурного наследия под названием «Дом В.Л.Ажгихина» фактически представляет собой не отдельный дом, а усадьбу, многообъектную и во

все периоды существования многофункциональную: с дополнительной торговой и, безусловно, доходной функцией.

При этом под торговой функцией имеется в виду не только хорошо известный в Казани 90-х годов 19-го века «Инструментальный магазин Беренса» с прокатом роялей, но и более прозаическая (и вполне понятная для дома, расположенного на одной из главных торговых площадей города) сдача внаем подвальных и первого этажа помещений, выходящих на Николаевскую площадь и Большую Лядскую улицу, под склады и магазины. Единственное документальное упоминание об этом относится к 1890 году, однако, думается, что подвальный магазин с угловым входом был в доме уже в первой половине 19-го века, о чем свидетельствует изолированный вход с Николаевской площади в подвал существующей части на проекте 1856 года. что касается конца 19-го - начала 20-го веков, то на самой ранней из найденных фотографий, помимо «Инструментального магазина Беренса» в пристрое, хорошо видны два изолированных входа в магазины на первом этаже основного дома; угловой вход в лабаз в подвале; расположенный над ним, также с угла, вход на первый этаж и вход в магазин в отдельно стоящем доме в дальней части участка по улице Большая Лядская.

Доходная функция - наличие, начиная с середины 19-го века, отдельных квартир с изолированными входами и самостоятельными кухнями, прочитывается в проектных планировках 1856 и 1888 годов и подтверждается оценочными табелями на имущество. К сожалению, как уже было сказано выше, глобальная перестройка 1910-1915 годов не обеспечена ни графическими, ни текстовыми материалами. однако и внешний облик строений, и анализ инвентарных планов, и легкость приспособления под многоквартирное жилье - без существенных изменений планировки - в советское время позволяют с большой долей вероятности предполагать, что доходная функция проектом 1909 года была подтверждена, закреплена и развита в соответствии с требованиями времени.

Таким образом, в советские времена, разрушительно сказавшиеся на многих иных объектах, дом В.Л.Ажгихина сохранил в значительной мере свое проектное назначение - многоквартирное жилье с торговой функцией по первому этажу, и, как следствие, первоначальную планировку и внешний облик. К числу планировочных утрат можно отнести потерю замкнутого, застроенного по периметру контура с двором-колодцем; к числу утрат первоначального внешнего облика - балкон в центральной раскрепованной части фасада по улице Пушкина, все элементы углового входа, кованое металлическое ограждение углового балкона, отдельные элементы нижней из двух центральных лепных розеток и столярные заполнения дверных проемов.

К сожалению, 90-е годы 20 века и начало 21-го оказались к усадьбе гораздо более безжалостными. Помимо утраты таких декоративных деталей, как кованые навесы и парапетное ограждение домов по улице галактионова, одна из центральных розеток, покрытие ступеней и площадок парадной лестницы главного дома и практически весь внутренний декор, отселенный и бесхозный объект лишился многих конструктивных элементов и даже отдельных строений. Так, полностью были разрушены пристрой лестничной клетки к дальнему объему по улице Галактионова, дворовой флигель, стены (помимо фасадной) и перекрытия среднего объема по улице Галактионова, крыша, кровля и перекрытия дальнего объема; практически полностью утрачены полы и столярные заполнения.

Именно в таком плачевном виде в начале 2012 году усадьба была принята на реставрацию Инвестиционной группой компаний АБС. В ходе выполнения первоочередных противоаварий-ных мероприятий выяснилось, что фактический физический износ многих визуально сохранных элементов и конструктивов не позволяет использовать их без потери строениями и сооружениями усадьбы их прочностных характеристик. Так, фрагментарные зондажные раскрытия на фасаде со стороны улицы Пушкина показали множественные трещины шириной раскрытия в отдельных местах до 5 см, отслоение наружной версты, выщелачивание раствора из швов кладки. Следствием этого явилась необходимость снятия с фасадов главного дома штукатурки и конструктивно связанной с ней лепнины с целью дальнейшего укрепления кладки. В настоящее время в реставрационных мастерских группы компаний АБС по приведенным в модель подлинным деталям практически завершена отливка декоративных лепных

элементов. В числе прочих по найденным иконографическим материалам и сохранившимся на фасаде пиронам крепления восстановлены утраченные в 70-е годы 20-го века отдельные элементы центральных розеток.

К счастью, несмотря на отсутствие проектной документации, относящейся к последнему строительному периоду, собственно и сформировавшему современный облик усадьбы, богатый иконографический материал позволяет восстановить внешний вид всех не дошедших до нас элементов и деталей. Единственным исключением явялется угловой вход в лабаз, сам факт существования которого с учетом изменившегося в ходе перестройки 1915 года характера архитектуры и статуса как усадьбы, так и Николаевской площади, вызывает большие сомнения.

Как следует из вышеизложенного, дом В.Л.А-жгихина представляет собой прекрасный образец казанской городской усадьбы капиталистического периода - с дополнительной торговой и доходной функцией. Архитектурная цельность, отсутствие поздних наслоений и деконструктивных перестроек, искажающих первоначальный проектный облик, особое градостроительное положение обеспечивают этому памятнику особое место в ряду казанских усадеб вообще и многофункциональных усадеб начала 20-го века в частности.

Рис. 12. Эскизный проект реставрации. Фасад по ул. Галактионова

Список использованной литературы:

1. Загоскин Н.П. Спутник по Казани: иллюстрированный указатель достопримечательностей и справочная книжка города. - Казань, 1895.

2. Пинегин М. Казань в её прошлом и настоящем. - С.-Петербург, 1890.

3. Республика Татарстан: памятники истории и культуры: каталог-справочник./М-во культуры РТ. - Казань: Изд-во «Эй-дос», 1993.

4. Дубровина А.С. Указатель города Казани. - Типография Казанского Императорского Университета, 1890.

5. Рыбушкин М. Краткая история города Казани. - Казань: Типография Л.Шевиц, 1848.

Архивные источники:

6. НА РТ Ф.114 оп. 1 д. 4345 л.1176-1178. 15

7. НА РТ Ф.98 оп.1 д.1103 л. 75 об.-76. 16

8. НА РТ Ф.98 оп.1 д.1556 л. 48 об.-49. 17

9. НА РТ оп.2 д.1017 л. 64 об.-65. 18

10. НА РТ Ф.98 оп.2 д.1805 л. 58 об.-59. 19

11. НА РТ Ф.98 оп.2 д.2182 л. 59 об.-60. 20

12. НА РТ оп.3 д.184 л. 30 об.-31. 21

13. НА РТ оп.3 д.950 л. 59 об.-60. 22

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. НА РТ Ф.98 оп.2 д.1887 л.16,19; проект пристройки л.17-18.

НА РТ Ф.98 оп.2 д.161 л.333-338. НА РТ Ф.98 оп.4 д.268. л.18 об.-19. НА РТ Ф.98 оп.4 . д.1555 л.20 об. - 21. НА РТ Ф.98 оп.4 . д.2328 л.35 об. - 36. НА РТ Ф.98 оп.4 д.2977 л.18 об. - 19. НА РТ Ф.98 оп. 5 д. 1427 л.60 об.-61. НА РТ Ф.98 оп.7 д.1014 л.59 об. - 60. НА РТ Ф.98 оп. 4 д. 403 февраль 1901 года.

Иные источники:

23. Проект реставрации и приспособления, разработанный в КазГАСУ по договору № 11.023/1-12

ВЕСПНИК ГкОКДУНАРОДНОГО ИНСТИТУТА АНТИКВАРИАТА

шшр искусств

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.