Научная статья на тему 'Номера «Амур» в застройке Сенной площади Старо-татарской слободы'

Номера «Амур» в застройке Сенной площади Старо-татарской слободы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
379
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРО-ТАТАРСТАКАЯ СЛОБОДА / ГОСТИНИЦА "АМУР" / HOTEL "AMUR" / КЛАССИЦИЗМ / CLASSICISM / ТАТАРСКОЕ ЗОДЧЕ-СТВО / TATAR ARCHITECTURE / РЕСТАВРАЦИЯ / RESTORATION / ИСТОРИЧЕСКИЙ ЦЕНТР / HISTORIC CENTER / АРХИТЕКТУРА КАЗАНИ / THE ARCHITECTURE OF KAZAN / ОLD-TATAR SETTLEMENT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сайфуллина Ляйля, Васильева Юлия, Хайруллина Альбина

Статья посвящена одному из наиболее красивых зданий Старо-татарской слободы Казани гостинице «Амур». Рассматривается история формирования Старо-татарской слободы, особенности архитектуры этого района, подробно описывается ход строительства «Амура» и детали текущего процесса реставрации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is dedicated to one of the most beautiful buildings in the Old-Tatar settlement of Kazan Hotel «Amur.» In this paper, we study the history of the formation of Old tatat settlement, the architecture of the area, details the progress of construction of «Amur» and details of the ongoing process of restoration.

Текст научной работы на тему «Номера «Амур» в застройке Сенной площади Старо-татарской слободы»

номера «Амур» в застройке

сенной площади старо-татарской слободы

Ляйля сайфуллина, архитектор-реставратор, доцент кафедры реконструкции и реставрации архитектурного наследия казГАсУ

Аннотация: Статья посвящена одному из наиболее красивых зданий Старо-татарской слободы Казани - гостинице «Амур». Рассматривается история формирования Старо-татарской слободы, особенности архитектуры этого района, подробно описывается ход строительства «Амура» и детали текущего процесса реставрации.

Ключевые слова: Старо-татарстакая слобода, гостиница «Амур», классицизм, татарское зодчество, реставрация, исторический центр, архитектура Казани.

Summary Abstract: This article is dedicated to one of the most beautiful buildings in the Old-Tatar settlement of Kazan - Hotel «Amur.» In this paper, we study the history of the formation of Old tatat settlement, the architecture of the area, details the progress of construction of «Amur» and details of the ongoing process of restoration.

Key words: оЫ-tatar settlement, Hotel «Amur», classicism, Tatar architecture, restoration, the historic center, the architecture of Kazan.

Юлия Васильева, архитектор-реставратор, доцент кафедры проектирования зданий казГАсУ

Альбина хайруллина, архитектор-реставратор, аспирант казГАсУ

сенная площадь

Сенная площадь на территории Казани возникла в конце XVIII века. До этого здесь находилось мусульманское кладбище, и его обозначение есть на плане города 1740 года. Вокруг кладбища простирались извилистые улицы и закоулки старой татарской слободы, возникшей здесь после взятия Иваном Грозным города.

Сенная площадь впервые появляется на новом регулярном плане Казани, «Высочайше конфирмованном» 17 марта 1768 года. Она постепенно формируется на месте кладбищенской рощи и примыкавших к ней кварталов с нерегулярной застройкой как городская торговая площадь в форме вытянутого вдоль Булака прямоугольника.

Застройка в этой части, называемая Забула-чьем, предполагалась домами «деревянными на фундаментах каменных низеньких, соразмерными с могуществом жителей». Такие дома в четырех вариантах были разработаны в 1770-е годы для Казани архитектором В. Кафтыревым, специально присланным в город для осуществления регулярного плана. дома длиной шесть саженей предназначались «для убогих граждан», в восемь и десять саженей - «гражданам не могущим каменное строить»[26].

Следы дорегулярной Старо-татарской слободы исчезли после 1798 года, и площадь окончательно сформировалась в своих границах лишь к началу XIX века. Уже в то время на площади появились татарские владения. Первые сведения о них относятся к 1805 году: некий Махматов имел тогда участок с восточной стороны площади.

Хорошее представление о характере застройки и этой части Казани дает план города 1838 года, где отмечена каменная застройка того времени. Единичные небольшие особняки были

построены, по всей вероятности, по образцовым проектам 1809-1812 годов издания, которые были присланы в Казань для обязательного применения. Все постройки фиксируют красные линии регулярных кварталов.

О характере доходных домов татарской части застройки вокруг сенной площади позволяет судить чертеж дома И.М. Апакова, построенного в 1833 году по проекту архитектора Г. Пятницкого. В его основе лежит образец дома с лавками XVIII века. Первый рустованный этаж прорезали пять больших прямоугольных проемов лавок. Второй этаж в одиннадцать окон занимали комнаты для приезжих, куда вела галерея с лестницей вдоль дворового фасада. К такому же типу относился и дом А. Юнусова, только лавок здесь было восемь. Одноэтажные лавки повторяли облик первых этажей домов. Такой же вид имели и совсем небольшие деревянные лавки [27].

Рубежами в истории городов всегда были большие пожары. С пожаром, случившимся в августе 1842 года, связывают начало периода эклектики в Казани. Но дело не только в этом стихийном бедствии. В 1830-1840-х годах были приняты «Положения об устройстве городов» по многим городам России, в которых регламентировалось строительство. для Казани такое Положение было Высочайше утверждено указом от 15 ноября 1841 года. В 1840-1841 годах были изданы альбомы образцовых фасадов «в новом вкусе», которые предназначались для руководства «комитетам по устройству городов». Изменения архитектурного стиля были определены на государственном уровне, и пожар 1842 года лишь подготовил строительную площадку для массового обновления жилой застройки города.

Серия, состоявшая из двенадцати тетрадей со 178-ю фасадами, несомненно, имелась в Ка-

ЧШШР ВЕСТНИК МЭедУНАРОЯДОГО ИНСТУГГУТА АНТИКВАРИАТА

4Чир искусств

занской Губернской строительной и дорожной комиссии, о чем свидетельствуют сохранившиеся в городе дома и многочисленные графические документы. За этим изданием последовало издание 1843-1852 годов в двенадцать тетрадей со 144-мя фасадами, также присланных в Казань.

Начавшаяся после пожара массовая отстройка выгоревших кварталов в совершенно ином виде в корне изменила архитектурный облик города в соответствии с новыми «образцовыми» проектами. Строгая классика сменилась стилистическим явлением, известным под названием эклектики.

Домам на торговых площадях уделялось особое внимание. В ответ на Высочайшее повеление о выдаче ссуд на строительство каменных домов вместо ветхих деревянных в кварталах каменной застройки местная губернская администрация сочла «полезным предоставить воспользоваться преимущественно тем жителям г. Казани, которые пожелают возвести хорошие каменные здания на торговой площади». Именно в это послепожарное время здесь начинают формироваться в камне наиболее ранние из сохранившихся усадеб [27].

Одновременно формировалась застройка татарской части площади, здесь в 1845 году возвели соборную мечеть, получившую название Сенной.

Мечеть сделала площадь центром торговой и общественной жизни татарского населения города. Татарская часть площади стала застраиваться гораздо быстрее. Этому способствовал очередной пожар в августе 1850 года, когда выгорела вся южная сторона площади. В 1853 году братья Ибрагим и Исхак Юнусовы покупают пустопорожнее владение рядом с участком Киселева (Московская 70), а затем еще один примыкающий участок. В 1849 году купец Габдулла Абдуллин приобретает участок в северо-восточном углу площади, а уже через несколько лет соседним с ним участком владеет его брат, казенный крестьянин Хайбулла Абдуллин. Так в руки татар постепенно переходит часть южной стороны площади до Чепаринско-го переулка (за исключением углового владения Апаковых, вся она принадлежала братьям Юнусо-вым) и северо-восточный угол.

Застройку площади формируют новые образцовые фасады 1843-1852 годов, которые по мере их издания присылались в Казань, хотя по-прежнему применялись и более ранние образцы. Но в основном использовались более поздние образцовые проекты, наиболее соответствовавшие потребностям и вкусам времени постепенного отхода от классицизма. По обеим сторонам дома Киселева на доходных владениях Юнусовых находились дом с комнатами «для проезжающих», «простонародные въездные избы», вдоль площади тянулись одноэтажные деревянные лавки.

При дальнейшей застройке площади получи- Рис. 1. Вид Сенной площади ли широкое распространение образцовые фасады домов с лавками. Большие прямоугольные входы-проемы с пилястрами по сторонам чередовались с рустованными простенками, прорезанными небольшими оконными проемами. Этот ритм мог быть продолжен настолько, насколько позволяли размеры участка. Лавки объединялись с домом. Фасад дома с лавками представлял собой надстроенные вторым жилым этажом лавки [26].

В это время начинают появляться первые дома доходного типа с фасадами в новом эклектичном стиле. Доходное жилье, широко распространившееся гораздо раньше, чем принято считать, размещалось в домах, которые обычно называют особняками. Это и были особняки, поделенные перегородками на несколько квартир, где хозяева зачастую сосуществовали с жильцами. Внутренняя планировка в таких домах не отражалась на фасадах. Более поздние (1850-1852 годов) образцовые фасады уже несли в своей структуре характер распределения торговых и жилых помещений в наем. По тогдашнему законодательству проекты на дома, имевшие более семи окон по фасаду, требовали утверждения в столице.

Роковым для этой части города стал большой пожар 25 мая 1859 года. Он начался в татарской слободе, затем перекинулся в Забулачье и уничтожил его практически полностью. Большинство сохранившихся до нашего времени домов в Забулачье было возведено именно после него. Многие из них отстроили в том виде, какой они имели до пожара. Таким образом, в этом районе города пожар 1859 года стал исходным пунктом в обновлении застройки [26].

На Сенной площади восстанавливаются в прежнем виде уже сложившиеся в 1840-х - начале 1850-х годов усадебные и торговые комплексы. Не только возобновляются старые каменные постройки, все еще немногочисленные. В камне начинают стро-

уЫр вестник №ждународного института антиквариата

шшр искусств

иться внутридворовые хозяйственные сооружения, продолжая формирование усадеб (рис. 1).

здание гостиницы «Амур» начало XX века

Современный объект культурного наследия «Здание гостиницы «Амур», начало XX века» по адресу ул.Московская, д.70 располагается по красной линии улицы Московская, в самом центре бывшей Сенной площади.

Ри. 2. Архивный документ 1864 год. Строительство двухэтажного дома и дворовых построек

Памятником республиканского значения под № 92056200 это здание стало в соответствии с постановлением Совета Министров ТАССР № 320 от 27.01.87 .

На южной стороне площади на владениях братьев Ибрагима и Исхака Юнусовых в середине XIX века на месте деревянных лавок один за другим возникли два крупных доходных дома. Это были первые постройки на площади, выполненные по индивидуальным проектам в стиле эклектики.

В 1864 году архитектором Петром Евграфо-вичем Аникиным был разработан проект « на постройку каменного двухэтажного дома и таковых же дворовых строений» для Ибрагима Губайдул-ловича и Исхака Губайдулловича Юнусовых (рис. 2), однако строительство по данному проекту началось лишь в 1869 году. Проект предполагал строительство двухэтажного дома, а также необходимых для торговли двухэтажных строений с навесами[5].

Двухэтажное нарядное здание с проездом во двор перекликалось с восстановленным за год до того 3. Усмановым трехэтажным домом. Фасад по первому этажу прорезали шесть прямоугольных проемов со скругленными углами. Здесь в помещениях, перекрытых крестовыми сводами, располагались магазины. Второй этаж с высокими сдвоенными окнами был жилым. В номера на две-три комнаты вела галерея на каменных столбах вдоль дворового фасада. Дворовые строения по проекту 1864 года были не выполнены.

В 1871 году Ибрагим Губайдуллович Юнусов просит Казанскую городскую управу разрешить возвести строения по старому проекту [24]:

«В Казанскую Городскую Управу Комерции Советника, Потомственного Почетного Гражданина, Казанского 1ой Гильдии Купца и Кавалера, Ибрагима Губайдуллина Юнусова Прошение

Ведомства 2ой части города Казани на Сеной Площади, имею я в общем с братом моим Исхаком Губайдуллиным Юнусовым, каменный двухэтажный дом, который желаем перестроить, со сдела-нием к одному каменных двухэтажных пристроек с устройством лавок и навесов; на что по желанию моему сделан проект Архитектором Аникиным, каковый представляя у сего в Городской Управе в двойном экземпляре, покорнейше прошу по рассмотрении этого проекта предполагаемую перестройку нам разрешить».

После соответствующей длительной переписки и необходимых процедур согласований разрешение было получено.

На этот период имущество Юнусовых состояло из следующих зданий:

- каменный двухэтажный дом по улице на 12 саженей и во двор на 4 1/2 сажени (1 саж=213,36 см.), в нем на 1 этаже 5 лавок, на 2-м - 4 комнаты, кухня и буфет;

- каменный двухэтажный корпус во дворе, в длину на 20 саженей, в ширину - на 3 1/2 сажени, на 1-м этаже кухня и 6 кладовых, на втором этаже - 5 комнат и 2 кухни;

- службы каменные в длину на 12 саженей, в ширину на 4 1/2 саженей, в них 2 погреба, конюшня и каретник;

- деревянный навес на столбах в длину на 6 саженей, в ширину на 1 1/2 сажени;

- усадебной земли 356 кв. саженей

«Примечание: 6 деревянных лавок оценивались в 1863 году под №26 стр.55, на имя Юнусо-

Рис. 3. Архивный документ 1907 г., строительство 2-этажного корпуса для мануфактурных товаров

ЧШШР ВЕСТНИК МЭедУНАРОД-ЮГО ИНСТУГТУТА АНТИКВАРИАТА

4Чир искусств

ва в 1350 рублей. Эти лавки уничтожены в июле 1868 года. Оценено было в 1350 рублей»[19].

В начале века бывшие усадебные постройки со стороны Сенной площади были надстроены и объединены по фасаду под одну крышу (связь, как говорилось). Такое объединение носило механический и небрежный характер, несмотря на единое декоративное оформление окон верхнего этажа.

В 1906 году описанная недвижимость перешла по наследству Абдул Кариму Исхаковичу Юну-сову [8-19, 23-24], и он продолжает перестройки домовладения. Таким образом на территории домовладения появился двухэтажный склад для

Рис. 4. Архивный документ 1912 год. Планы этажей

Рис. 6. Архивный документ 1912 год. Разрез

Рис. 5. Архивный документ 1912 год. Дворовый фасад

мануфактурных товаров (рис. 3). Об этом свидетельствуют документы, найденные в НА РТ [7].

на 1910 год имущество Юнусова состояло из:

- каменного трехэтажного дома, в нем на 1 этаже 2 магазина, на 2-м этаже - склады, на 3-м этаже - 12 номеров;

- во дворе с правой стороны - каменного двухэтажного корпуса, на 1-м этаже 6 кладовых, на 2-м - 7 номеров и темные комнаты;

- во дворе с левой стороны - каменного двухэтажного корпуса, на 1-м этаже 4 лавки в одном растворе и 2-х окон, 2 кладовые, на втором этаже 10 номеров:

- поперек двора - каменного двухэтажного корпуса, на 1-м этаже 3 кладовых, на втором этаже - 2 номера и кухня;

- усадебной земли 356 кв. саженей.

«Примечание: по табелям 1870 года №31

имущество принадлежало Ибрагиму Губай-дулловичу Юнусову и было оценено в 4500 рублей. В настоящее время переоценка произведена ввиду надстройки новых зданий указано в табели в замен старых построек. Итого 8751 рубль»[20].

Развитие торговли и приток занимавшегося ею населения повысили спрос на наемное жилье, прежде всего вблизи традиционных мест торговли, в

том числе на Сенной площади. Она стала вызывать особый интерес у богатевшего татарского купечества. Так, навсегда канули в историю небольшие купеческие усадьбы с непременными садами, банями и беседками, почти в течение века определявшими облик площади. Она вступила в эпоху капитализма с новыми, доселе неведомыми типами зданий, с огромным количеством населивших ее людей, с незапланированной и непредполагавшейся никем новой ролью в жизни татарского народа [26].

В 1912 году Абдул Карим Исакович Юнусов просит у Технического Отдела Казанской городской управы «разрешить постройку по прилагаемую в 2х экземплярах плану. Марта 2го дня 1912 год». «В дополнении поданному мною прошению с планом имею честь при сем предоставить акт осмотра техника строителя Петрова стен и фундамента моего дома. 4 го апреля 1912 года» (рис. 4-6). Таким образом, Техническим отделом Казанской городской управы были проведены обследования, в заключении было написано: «1912 года апреля 3 го дня выдано сие удостоверение Потомственному Почетному Гражданину Абдул Кариму Исаковичу Юнусову техником - строителем Константином Михайловичем Петровым для предоставления в казанскую Городскую Управу, в том что мною Петровым, фундаменты и стены у домов, находящих-

8ЕСПНИК ГкОКДУНАРОДНОГО ИНСТИТУТА АНТИКВАРИАТА

шшр искусств

Рис. 7. Фото советского

ериода ,

ся по Московской улице и принадлежащих Юнусову, исследованы и найдены пригодными и могущими вынести на себя надстройку третьего этажа». После надстройки 3-го этажа главный фасады запоздало переделали в стиле модерн (рис. 7). Единственное такое сооружение на площади выделялось среди остальных построек [21].

В оценочном табеле имущества за 1913 год числилось: «Имущество перешло по наследству от Ибрагима Губайдулловича Юнусова (документов не предоставлено) и заключается в следующем:

Старые постройки

- дом каменный трехэтажный

- флигель каменный 2х этажный

- флигель 2х этажный

- флигель 2х этажный

Новые постройки:

- на здании 3,4 и 5 сделали надстройку третьего этажа (3555 рублей)

- усадебной земли 356 кв. саженей.

Итого 82 190рублей».

Графические материалы, относящиеся к этому периоду перестройки здания, к сожалению, не обнаружены.

Известен факт, что в данном здании в 19121917 гг. размещалась гостиница «Амур» М.Рама-занова, в которой с декабря 1912 по февраль 1913 жил татарский поэт Габдулла Тукай. Постояльцам этой гостиницы предлагались два стола - русский и татарский [26].

В этой же гостинице в 1912-1913 гг. в 11-м номере жил татарский писатель Ф.Амирхан (1886-1926). Известно также, что в гостинице «Амур» останавливались выдающиеся татарские артисты Г.Кариев

(1886-1920) и С. Гизатуллина-Волжская (18851974). Здесь размещалась редакция газеты «Кояш».

Современное владение сохранилось в первоначальных границах. Его застройку составляют лицевой трехэтажный корпус и примыкающие к нему со двора и занимающие узкий участок по всему периметру флигеля. Доходный дом занимает весь уличный фронт участка и относится к галерейному типу. Фасад в выраженных формах модерна имеет трехчастную композицию: легкие выступы-ризалиты по флангам, а также в центре увенчаны аттиками. Большая проездная арка центрального ризалита ведет во двор, а расположенные на боковых ризалитах двери - одна в номера второго и третьего этажей, другая в помещение бывшей лавки. Оформление витринных окон магазинов искажено поздними переделками. Фасадные плоскости верхних этажей заполнены большими окнами различных размеров и конфигурации. На втором этаже они, разделенные узкими простенками, создающими впечатление переплетов, имеют вид огромных проемов криволинейной формы, занимающие все пространство между ризалитами. На третьем этаже окна оформлены в виде ряда узких проемов стрельчатой формы со скошенными завершениями. ритм дополнительно подчеркивается объединяющим их по верху пояском. Окна боковых ризалитов не симметричны. Карниз значительного выноса поддерживается сильно выступающими ступенчатыми консолями.

Здание гостиницы «Амур» является одним из символов застройки Сенной площади, а архитектура фасада главного дома замечательным образцом архитектуры модерна Казани с характерным эклектичным трактованием деталей.

История строительства и эксплуатации здания за последний период чем-то схожи - это многочисленные перестройки для часто сменяющихся собственников, что привело к критическому захламлению не только внутреннего двора , но и дворовых корпусов, а создаваемые планировки корпусов окончательно сгубили первоначальные.

Поэтому на момент начала процесса реставрации группой компаний АБС затруднительными были даже архитектурные натурные исследования, вплоть до приведения всех зданий в соответствующий санитарный вид. Одновременно с расчисткой от бытового и строительного мусора стали подтверждаться и материалы архивных исследований - это и многочисленные следы разновременных закладок оконных и дверных проемов, следы первоначальной планировки номеров правого дворового корпуса по обнаруженным под подвесным потолком потолочным тягам, подлинные элементы металлического декора фасадов: ворота лавок, решетка парапета главного здания, ворота проездной арки, которые уже реставрируются в мастерских АБС. Одной из интересных находок стали метал-

ЧШШР ВЕСТНИК МЭедУНАРОД-ЮГО ИНСТУГТУТА АНТИКВАРИАТА

4Чир искусств

лические жалюзи над дверью левого ризалита фасада по ул. Московская. Обилие бытовых предметов в толще земляной засыпки перекрытий тоже рассказало о жизни этого здания - там когда-то располагалась парфюмерная лавка или аптека...

При определении дальнейшей судьбы и путей реставрации памятника очень важно не ошибиться с выбором его будущего функционального использования. В случае с гостиницей «Амур» использование здания под специфическое жилье с современным уровнем комфорта исторически оправдано - поэтому выбранный вариант -апарт-отель на втором и третьем этажах вполне возможен, а вот первые этажи всех корпусов предполагается использовать для торговли сувенирной продукцией. Кроме того, количество и места расположения лестниц по корпусам позволят не только их блочное использование, но и частично воспроизвести планировку галерейного типа, которая существовала на одном из исторических этапов.

Несмотря на плохое физическое состояние поверхности кирпичной кладки проектом реставрации предполагается ее восстановление, так, как это было на момент строительства - покраска кирпичной кладки основной поверхности стен и оштукатуренных деталей декора. Проведенные зондажные исследования красочного слоя позволят восстановить первоначальный цвет стен главного фасада по улице Московской и восстановить цвет кирпичной кладки дворовых фасадов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

наружная лестница вдоль дворовой стены главного дома сохраняется в подлинном дошед-

шем до нас виде, а вот утраченная вторая металлическая лестница на галерею по второму этажу торцевого фасада утрачена. Проектом реставрации предлагается ее воссоздать [28].

основные положения проекта реставрации, который разрабатывается на кафедре реконструкции и реставрации архитектурного наследия КазГАСУ делают возможным продление жизни памятника с максимальным сохранением его подлинно ценных характеристик и элементов (рис. 8). А предполагаемое функциональное использование позволит еще большему количеству жителей и гостей города познакомиться с этим уникальным памятником архитектуры, истории и культуры нашего города.

Рис. 8. Проект реставрации и приспособления. Фасад

Список использованной литературы и источников:

1. Адресная книга Казанской Губернии за 1871 год.

2. Дубровина А.С. Указатель города Казани. - Казань: Типография Казанского Императорского Университета, 1890.

3. Загоскин Н.П. Спутник по Казани: иллюстрированный указатель достопримечательностей и справочная книжка города. - Казань, 1895.

4. Рыбушкин М. Краткая история города Казани. - Казань: Типография Л.Шевиц, 1848.

Архивные источники:

5. НА РТ Ф.2 оп.13 д.123 15. НА РТ Ф.98 оп.4 д.267

6. НА РТ Ф.98 оп.1 д.51 16. НА РТ Ф.98 оп.4 д.1551

7. НА РТ Ф.98 оп.1 д.347 а 17. НА РТ Ф.98 оп.4 д.2331

8. НА РТ Ф.98 оп.1 д.832 18. НА РТ Ф.98 оп.4 д.2976

9. НА РТ Ф.98 оп.1 д.1318 19. НА РТ Ф.98 оп.5 д.1426

10. НА РТ Ф.98 оп.2 д.1018 20. НА РТ Ф.98 оп.5 д.116

11. НА РТ Ф.98 оп.2 д.1797 21. НА РТ Ф.98 оп.5 д.1482а

12. НА РТ Ф.98 оп.2 д.2181 22. НА РТ Ф.98 оп.5 д.2547

13. НА РТ Ф.98 оп.3 д.183 23. НА РТ Ф.98 оп.6 д.451

14. НА РТ Ф.98 оп.2 д.949 24. НА РТ Ф.98 оп.6 д.732

25. НА РТ Ф.98 оп.8 д.247

Интернет - источники:

26. http://kazadmin.narod.ru/

27. http://www.иске-казан.рф/

Иные источники:

28. Проект реставрации и приспособления, разработанный в КазГАСУ по договору № 11.023/1-12

Рис. 10-12. Начало реставрации. 2012 г.

уЫр вестник №ждународного института антиквариата

fMLUp ИСКУССТВ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.