История первых доходных домов Казани
АННОТАЦИЯ: данная статья посвящена одним из первых доходных домов Казани - купца Жарова и купца Иванова. В ней подробно описывается история формирования современной улицы Баумана, а также анализируются различные периоды строительства домов. Особый акцент делается на описание современного состояния объектов и применяемых методах их реставрации.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: исторический центр, архитектура Казани, реставрация, доходные дома, памятники истории и архитектуры.
SUMMARY ABSTraCT: This article is dedicated to one of the first apartment buildings of Kazan - the houses of the merchant Zharov and Ivanov. It details the history of the formation of modern Baumana Street and explores the different periods of the houses building. Particular emphasis is placed on the description of the current condition of the houses and the methods of its restoration.
KEY WORDS: the historical center, the architecture ofKazan, restoration, apartment buildings, historical monuments and architecture.
доходный дом Жарова
Дом Викулы Ефимова Жарова расположен на пересечении современных улиц Баумана и Мусы Джалиля, представляя собой тип доходного дома первой половины XIX века. Улица Баумана возникла в 1103 году. Она была планировочной связью кремля Югары Керман с южными проездными воротами Нижний Нугай. И называлась улица Нугай Юлы. После захвата Иваном Грозным города городская территория делилась на стрелецкие слободы имени сотенных голов. Кварталы Ногайской улицы заселили стрельцы сотенного головы Вешнякова. Общий функционально-планировочный строй города вполне устраивал его новых обитателей (изменились, и притом кардинально, лишь принципы внутриквартальной застройки), и Казань росла, расширялась, сохраняя свою градостроительную структуру. Точно так же росла и развивалась древняя Ногайская улица. Она значительно удлинилась в 1564 году с расширением города к югу. Ворота в новой городской стене, к которым она была продолжена, переняли название не Ногайских ворот, а Проломных. Это и повлияло на название самой улицы. Теперь ее стали называть Проломной. В ее южном конце была организована площадь, куда переместилась и церковь Богоявления, место для которой история отвела у Проломных городских ворот. Ко второй половине XVIII века, к моменту искусственного урегулирования Казани по специально разработанному генеральному плану, Проломная улица оказалась единственной в
городе, отрегулированной своим естественным развитием [5].
Торгово-обслуживающая роль Проломной улицы плодила множество функциональных объектов. Конкуренция и стремление к скорому обороту средств создавали условия для быстрого удовлетворения потребительского спроса. Но подобная функциональная активность всегда сопровождалась и активным обновлением предпринимательского блока. В связи с этим быстро обновлялся и материально-пространственный фонд улицы. Здания, постоянно подвергаемые различным переделкам и перестройкам, здесь быстро старели и заменялись новыми. В 1766 году для Казани был разработан план урегулирования улиц города. Претворение его в жизнь было связано с большими сложностями, поэтому
Юлия Васильева, архитектор-реставратор, доцент кафедры проектирования зданий КазГАСУ
Альбина Хайруллина, архитектор-реставратор, аспирант КазГАСУ
Степан Новиков, аспирант кафедры ТИА КазГАСУ
Ул. Проломная. Вид на дом Жарова
уЯЯЕ? вестник исждународного института антиквариата
шшр искусств
Ар:
хиеныи лист
Ул. Проломная. Вид на дом Жарова
Анализ домовладения баумана 42
город не спешил его реализовать. Лишь страшный пожар 1774 года во время захвата Казани армией Емельяна Пугачева сподвигнул казанцев к строительству по новому генплану. Здесь помогла также большая денежная субсидия, отпущенная городу самой Екатериной II. Современное выражение улица, как и вся историческая территория Казани, приобрела с застройкой по генеральному плану. Конечно же, с конца XVIII века она многократно обновлялась. Этому содействовали опустошительные пожары, когда дотла сгорали целые районы города. А кипучая жизнь на улице Проломной естественным путем укорачивала жизненный цикл зданий. Но неизменными оставались основные правила; застройки, установленные генпланом, главными из которых были жесткое соблюдение линий застройки (так называемых красных линий) и вынос на линию застройки главных зданий. За соблюдением градостроительного регламента следили специально созданные службы в городской управе [5].
Генеральный план устанавливал совершенно новый стиль жизни, к которому сложно было привыкнуть горожанам, которые не выставляли свои дома напоказ, строили свои жилые дома в глубине усадеб, а улицы формировали заборами. И улица Проломная была первой в городе, где новые правила застройки стали выражать естественную потребность горожан. А впоследствии именно на этой улице впервые появилась так называемая «сплошная фасада» застройки, когда хозяева стали застраивать свои участки по уличной стороне вплотную к соседним, не оставляя места для въездных ворот в свои дворы. Для этого стали делать проезды в самих зданиях. Это был самый экономичный прием застройки. Название улицы также было изменено в 1930 году в честь революционера Баумана, который родился в городе Казани. Улица до настоящего времени носит имя Баумана, хотя попытки переименовать улицу
Баумана в улицу Ф.И.Шаляпина были, но не увенчались успехом [6].
3 апреля 1835 году была совершена купчая крепость в Казанской Городской Палате, в которой числились размеры получаемой Жаровым земли - «с обоих сторон длин 21 сажень 2 У аршин поперечку, по Проломной улице 24 сажени У аршин». А в 1836 году казанским губернским архитектором Фомой Ивановичем Петонди был разработан проект каменного двухэтажного дома на месте предполагаемых к сносу деревянных зданий, принадлежавших В.Е. Жарову. Прошение о разрешении постройки было отправлено Государь Императору Николаю Павловичу Самодержцу:
«По прошению Лаишевского купца Жарова о производстве постройки дома и служб в городе Казани.
Представляя при сем купчую крепость моего места в городе Казани в 1ой части на углу Проломной и Петропавловских улицах, имею желание на оном выстроить каменный дом, именно первое , что строение было на обеих улицах во все пространство моего места с подвалами сверх земли лавки наверху сверх оных каменный дом по Петропавловской улице 9 и Проломной на 11 саженях на дворе с антресолями, на Проломной улице флигель, под лавками на 5 саженях и на дворе онаго службы потребные к дому, а потому всепокорнейши прошу, дабы высочайшим Вашего Императорского Величества указом велено было мое прошение принять и мне вышесказанную постройку дома и лавок дозволить Всемилостливейший Государь прошу Вашего императорского Величества всем моим прошении решение учинить надлежит в Казанскую Губернскую Строительную Комиссию.
Купчая крепость совершенная в Казанской Городской Палате 3 апреля 1835 года, в которой числится меры земли с обоих сторон длин 21 сажень 2 У аршин поперечку, по Проломной улице 24 сажени У2 аршин, в следствии чего член сей Комиссии Губернский Архитектор Петонди по надлежащем виде местоположением двора составил оному план с объяснениями в оном. А двор со строением каменным и деревянным вновь к постройке предполагаемых Лаишевского 3ей гильдии купца Викулы Ефимова Жарова 2 дом вверху с антресолями под железной крышей, 3 лавки ровно под всем домом и внизу под лавками подвалами, 4 сходы в подвал, 5 каменные кладовые, 6 каменная баня, 7 холодные деревянные службы, 8 отходное место, Б соседние дворы, В кварталы застроенные каменными и деревянными домами, который план с фасадами для постройки дома, флигеля, лавок в двух экземплярах представил в Комиссию, должив при том присудствию Комиссиии, что к постройки Жарова допустить можно и препядствий к тому
ЧШШР ВЕСТНИК МЭедУНАРОД-ЮГО ИНСТУГГУТА АНТИКВАРИАТА
4Чир искусств
непредстоит, место же двора его жарова состоит в планной линии.
ПриКАЗАЛи: Представленные Губернским архитектором планы с фасадами в двух экземплярах утвердить, один из них хранить при оном в Комиссии, другой другой вместе с купчею крепостью отослать Казанскому Полицмейстеру для выдачи купцу жарову которого обязать подпискою в правильном произведении построек без малешего отступления от плана и фигуры фасада за чем поставляется в обязанность Губернскому Архитектору иметь наблюдение , а за тем велеть Губернскому Полицмейстеру взыскать с жарова за употребленную в Комиссии негербовую два листа бумагу деньги два рубля и отослать в уездное казначейство для причесления к доходам казны, о чем дать знать и Казанской Казеной Палате.
7 апреля 1836 год» [4]
В процессе строительства В.Е.жаров меняет проект 2-этажного дома на проект 2-х этажного дома с антресолями, о чем свидетельствует рапорт казанского губернского архитектора Ф.Пе-тонди:
«В Казанскую Губернскую строительную Комиссию Губернского архитектора рапорт : «<По выданному купцу жарову и утвержденному 6 апреля производится каменный дом по углу Проломной и никольской улицах ныне жаров вознамерился по Проломной сделать еще этаж почти не поднимая стен выше, а по никольской над лавками возвесть этаж, о чем я доводил до сведения Его Превосходительства Господина Военного Губернатора. из разрешения Его Превосходительства сделаны на фасад для перемены ротомбы, фасад для новых прибавлений представляю на утверждение обязанности представляю присовокупить, что таковые прибавления служат к большому украшению».
сентября 2го дня 1836 года». [4] В журнале Казанской губернской Комиссии числятся записи:
«Казанский Губернский архитектор с рапортом от 2го сентября за №144 сей комиссии доносит, что по выданному фасаду купцу жарову
я > : , 1
ч \ —¡-1 *
утвержденному 6 апреля производится каменный дом по углу Проломной и никольской, ныне жаров взнамерен по Проломной сделать еще этаж, не поднимая еще выше, а по никольской под лавками возвести этаж и сем он доводит до сведения Его Превосходительства Его Военного Губернатора из разрешения Его Превосходительства сделать на фасаде для перемены ротомбы фасада для новых прибавлений по чему предоставляя на утверждение и присовукуплять что и таковые прибавления служат к большому украшению. Приказали: по сделанным Губернским архитектором на фасаде ротомбам купцу жарову дозволить и произвести постройку каменного дома с сопровождением чертежей для выдачи жарову.
сентября 5го дня 1936 года» [4] Был ли осуществлен проект? Положительно на этот вопрос отвечает следующий документ:
«В строительное отделение Казанского Губернского Правления опекунов несовершеннолетних жаровых, Почетного гражданина Шана Петровича янкина и Казанского 1ой гильдии купца александра никифорова свешникова Покорнейшее Прошение Аля ввода во владение имуществом, до становления несовершеннолетним жаровым необходимо иметь удостоверение строительного отделения в том, что в место деревянных домов, купленных по купчей крепости 1835 года покойным 3ей гильдии купцом Викулой Ефимовичем жаровым, построенным им с разрешения бывшей строительной Комис-
арихтектурные исследования дома
Проект фасадов. Дом жарова (слева) и дом Иванова (справа)
УЦЛЕ? вестник исждународного института антиквариата
шшр искусств
ч Хм*.
» (лп
сией каменного дома, состоящий по Проломной улице и по проулку. Мы покорнейши просим Строительное отделение выдать нам означенное удостоверение.
Июль 3го дня 1872 года Удостоверение
В следствии ходотайства несовершеннолетних опекунов Жаровых, Почетного гражданина Ивана Петровича Янкина и Казанской 1ой гильдии купца Александра Никифорова Свешникова Строительное Отделение Казанского Губернского Правления выдать настоящее удостоверение, в том, что в 1836 году 6 апреля разрешено было Лаишевскому купцу Викулу Ефимовичу Жарову на месте, принадлежащем ему по купчей крепости, совершенной в Казанской Гражданской Палате, построить в место существующих деревянных домов, каменный двухэтажный с антресолями, лавками и подвалами дом по улице Проломной и никольской с надворными каменными службами. Постройки эти возведены купцом Жаровым и существуют в настоящее время».
Известно, что в 1841 году в данном доме находилась гостиница для приезжающих, пряничное заведение Тябухова, кондитерская Аппельгрена, фруктовая лавка Подуруева, мыльная лавка Замановых [1]. В «ведомости о разрешении Городской Управою построек с отметкою времени и осмотра» найдено от купцов Н.Ф. Киселева, А.А. Долгова и Н.А. Биргопова прошение о позволении «устройства из окна двери и вместо существующей двери окна в арендуемой лавке у Грачевой», от 24 апреля 1912 года.
Предположительно в конце XIX века надстроен полноценный третий этаж, со сторону ул. Никольской (ныне М.Джалиля) закладывается арочный проезд, и со стороны двора пристраивается небольшой 2-этажный прямоугольный объем, по периметру двора так же
появляются новые каменные строения, двухэтажный флигель (судя по расположению помещений и тягам по периметрам комнат, жилой) соединяется с главным домом переходом.
В 1930-х годах частично заложены первоначальные арочные проемы первого этажа, на угловой части уличного фасада утрачен балкон, а в 60-ые годы частично утрачены некоторые лепные элементы фсадов ( во фризе портиков) [1]. В советское время в данном здании располагались квартиры. Именно по рассказам жильцов лестничная клетка парадной была раскарашена (роспись, орнамент). На сегодняшний день границы первоначального домовладения изменены, часть дворовых построек перестроена, в юго - западной части двора утрачены службы. Первоначальные сходы в подвал со стороны ул. Баумана и М.Джалиля, а так же со стороны двора утрачены.
доходный ДОМ ИВАНОВА
Дом Иванова выстроили в 1840 г. по проекту архитектора Ф.И.Петонди для именитого казанского купца Иванова. Как и все дома в близ лежащих кварталах, дом имел большие подвалы и был вытянут в глубь квартала. Наряду с домом Жарова дом Иванова являлся одним из первых доходных домов Казани.
Само здание трехэтажное, кирпичное, является характерным памятником позднего классицизма. Архитектурная композиция и декоративное убранство фасадов соответствуют классической схеме построения. Раскрепованный шестипи-лястровый портик ионического ордера поставлен на выступающий первый этаж, завершается аттиком. Широкий фриз лицевого фасада, на гладкой поверхности которого размещены лепные венки, заканчивается карнизом не сложного профиля. Прямоугольные окна третьего этажа имеют простое обрамление и подоконную тягу по всей длине фасада. Окна второго этажа значительно больших размеров, чем третьего, размещенных между пилястрами портика и через одно окно справа и слева от него, кроме обрамления тяги, украшены сандриками в виде полок с лепными венками под ними, остальные четыре окна имеют только обрамление и подоконную тягу. Входы в магазины устроены с улицы, и в подсобные и складские помещения первого этажа, а также на жилые второй и третий этажи - со двора. В крайних проемах третьего этажа и в проеме по центральной оси размещались балконы с ажурной металлической решеткой интересной художественной работы, которые ныне уже утрачены. На первом этаже по центральному фасаду устроен сквозной проезд во двор, имитирующий клинчатые камни лучковой перемычкой.
ЧШШР ВЕСТНИК МЭедУНАРОЯДОГО ИНСТУГГУТА АНТИКВАРИАТА
4Чир искусств
В XIX веке в этом доме находилась одна из старейших фотографий Казани - фотография Вяткина. Позже, по-соседству с фотографией размещалось товарищество гутмана, которое занималось изготовлением посуды и осветительных приборов. И еще стоит сказать о кухмистерской Чистова: здесь в дни коронации Александра II в 1883 году выдавалось бесплатно по 500 обедов в день для неимущих, и каждый обед состоял из двух блюд с квасом. При ремонте в середине ХХ века была забетонирована чугунная доска с рельефной надписью «Буфет и столовая внизу» - вделанная в пол, это была последняя старинная казанская вывеска.
В архивных фондах Казанской городской управы, Казанской городской общей и ше-стигласной думы, в окладных книгах, оценочных табелях имущества, прошениях на ремонт и постройку здания по ул. Баумана, 42 (ранее улица Проломная ) сохранились следующие сведения:
Вследствие ходотайства купца александра Семоновича Тарасова-Ролионова разрешить, в дворовом участке его, состоящем в 1 части г. Казани. В каменном квартале № 128 по улице Проломной, постройку каменного крыльца, вместо существующих деревянных с лестницами из несгораемого материала, а также существующий дом и флигель капитально ремонтировать и перекрыть на всех строениях железной крышей. На что выдать Тарасову - Радионову свидетельство, с тем, чтобы работы были произведены с соблюдением установленных законом правил и под наблюдением Городового архитектора, а выданные чертежи находились на месте работ для предъявления их лицам, наблюдающим за постройкой, о чем его и
Казанского полицмейстера уведомить. 6 октября 1889 год.
В советское время в данном здании располагались квартиры. Но после того как жильцы были отселены, помещения на протяжении нескольких лет пустовали и начали
постепенно разрушаться, использовались только площади первого этажа, а на момент передачи объекта на реставрацию здание уже находилось в аварийном состоянии. После завершения реставрационных работ обоим домам планируется вернуть их первоначальное предназначение, т.е. использовать как доходное жилье.
Список используемой литературы:
1. Архив Министерства культуры РТ. Паспорт. Дом Жарова
2. Библиотека им. Лобачевского, отдел рукописей и редких книг. Инв.книга 17 № 8890. Дело Казанской Строительной Комиссии № 242
3. Загоскин Н.П. Спутник по Казани. Иллюстрированный указатель достопримечательностей и справочная книжка города. Казань, 1895.
4. НА РТ. Ф. 98. Оп.1. Д.54
5. НА РТ. Ф. 98. Оп.2. Д.156
6. НА РТ. Ф. 98. Оп.З. Д.1317
7. НА РТ. Ф. 98. Оп.З. Д.1780
8. НА РТ. Ф. 98. Оп.4. Д.287
9. НА РТ. Ф. 98. Оп.4. Д. 1565
10. НА РТ. Ф. 98. Оп.4. Д.2326
уЫр вестник №ждународного института антиквариата
шшр искусств