Научная статья на тему 'Комплекс усадеб как «Машина времени» в Старо-Татарской слободе'

Комплекс усадеб как «Машина времени» в Старо-Татарской слободе Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
297
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКИЙ ЦЕНТР / АРХИТЕКТУРА КАЗАНИ / РЕСТАВРАЦИЯ / ДОХОДНЫЕ ДОМА / ПАМЯТНИКИ ИСТОРИИ И АРХИТЕКТУРЫ / HISTORICAL CENTER / THE ARCHITECTURE OF KAZAN / RESTORATION / APARTMENT BUILDINGS / HISTORICAL MONUMENTS AND ARCHITECTURE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Забирова Фарида, Троепольская Татьяна

Статья посвящена истории трех городских усадеб, расположенных в центре Старо-татарской слободы г. Казани. Подробно описывается история их постройки, многочисленные изменения внешнего облика зданий, а также судьбы их первых владельцев. Особый акцент делается на их значимости в формировании архитектурного облика Старо-татарской слободы и проектах реставрации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is dedicated to the three urban estates,located in the heart of Old-tatar settlement in Kazan.Details the history of their construction,numerous changes in the external appearance of buildings, as well as the fate of their first owners. Separate emphasis on their importance in shaping the architectural appearance of the Old-tatar settlements and restoration project.

Текст научной работы на тему «Комплекс усадеб как «Машина времени» в Старо-Татарской слободе»

Фарида Забирова, заместитель председателя Тро ВооПНиК, старший преподаватель КазГАСУ, заслуженный архитектор РТ

Наталья Троепольская, старший преподаватель кафедры реставрации и реконструкции архитектурного наследия КазГАСУ

Мария Сизикова, архитектор-реставратор

Альбина Хайруллина архитектор-реставратор, аспирант КазГАСУ

Комплекс усадеб как «машина времени» в старо-Татарской слободе

АННОТАцИЯ: Статья посвящена истории трех городских усадеб, расположенных в центре Старо-Татарской слободы г. Казани. Подробно описывается история их постройки, многочисленные изменения внешнего облика зданий, а также судьбы их первых владельцев. Особый акцент делается на их значимости в формировании архитектурного облика Старо-Татарской слободы и проектах реставрации.

КлючЕВыЕ СлОВА: исторический центр, архитектура Казани, реставрация, доходные дома, памятники истории и архитектуры.

SuMMARY ABSTracT: The article is dedicated to the three urban estates, located in the heart of Old-tatar settlement in Kazan. Details the history of their construction, numerous changes in the external appearance of buildings, as well as the fate of their first owners. Separate emphasis on their importance in shaping the architectural appearance of the Old-tatar settlements and restoration project

Key wORDS: the historical center, the architecture ofKazan, restoration, apartment buildings, historical monuments and architecture.

Одними из интереснейших из разрабатываемых проектов реставрации зданий для нашего авторского коллектива стали натурные исследования, архивные изыскания и проект комплекса усадеб по ул. Г. Тукая. Дома под № 81, 83 и 85, 87 находятся в квартале № 198, ограниченном улицами Сафьян, Ш. Марджани , Ахтямова, на одной из центральных улиц Старо-Татарской слободы, бывшей Екатерининской (позже Тукаевской, ныне Г. Тукая). Квартал этот уникален тем, что в нём система домовладений сохранилась практически без изменений с дорегулярного периода. При разработке регулярного плана, высочайше конфирмованного в августе 1768 года Екатериной II, В.И. Кафтырев дорегулярную улицу, совпадающую по направлению с Екатерининской, продолжил в забулачную часть Старо-Татарской слободы. На картах, отражающих реализацию регулярного плана Казани в конце 1770-х годов, изображены три каменных здания - это дом Апанаевых (совр. Сафьян, 5) и два дома на месте домов по Тукая, 81-83 и 8587. Таким образом, в основе современных строений лежат дома XVIII века, что совершенно никак не проявлялось в архитектуре двух пятиэтажных зданий, пустовавших десятилетиями. Здания переданы в 2012 году для реконструкции и использования в качестве средовых домов Инвестиционной группе компаний АБС.

В мае 2012 года ТРО ВО ОПИиК (Общество охраны памятников истории и культуры) и молодёжная организация «Красный щит» организовали очередную (одиннадцатую по счёту) благотворительную экскурсию, в этот раз в Старо-Татарскую слободу. Завершением её был осмотр Бурнаевской мечети. Экскурсия проходила и по двору домов по Г. Тукая, где в то время шла разборка четвёртого и пятого этажей, признанных в результате инженерного обследования аварийными. Было известно,

что проект восстановления этих средовых объектов в прежнем пятиэтажном виде уже согласован. Также было известно, что в октябре 1995 года постановлением Главы администрации Казани №1327 «Жилой дом, 1930 г., арх. А. Э. Спориус по ул. Тукая, 81 и Дом Юнусовых, ул. Тукая, 83» были включены в список памятников истории и культуры местного значения. В 2010 году в связи с выходом постановления КМ РТ №348 от 2010 года здания потеряли статус памятника, так как не были включены в Перечень объектов культурного наследия местного значения. Студенты кафедры реконструкции и реставрации КГАСУ под руководством Н.Е. Троепольской в рамках курсового проектирования ранее проводили натурные исследования этих объектов, назвав их «машиной времени», где причудливо переплелись следы трёх веков. После снятия верхних этажей (возвышались только шахты лестничных клеток) улица удивительным образом преобразилась, вернувшись к прежнему масштабу, из-под штукатурки стали проступать срубленные наличники оконных и дверных проёмов. Это было завораживающее зрелище, экскурсанты не могли оторваться от этого зрелища, всем стало очевидно, что надо попытаться восстановить усадьбы. Так совпало, что именно в этот день должна была состояться встреча Ф.М. Забировой с инвестором А.В. Сёминым. Вопрос о восстановлении усадеб в первозданном виде мог звучать с точки зрения инвестора абсурдно, так как это вело к потере около 3 000 кв.м. площадей в четырёх зданиях. Но А.В.Сёмин, побывавший на объектах в этот день, неожиданно поддержал предложение архитекторов, увидев «породу» в многострадальных руинах.

Наш авторский коллектив в максимально сжатые сроки провел архивные изыскания, подготовил эскизные предложения восстановления трёх усадеб

ЧШШР ВЕСТНИК МЭедУНАРОЯДОГО ИНСТУГГУТА АНТИКВАРИАТА

4Чир искусств

и представил, на заседании Научно-методического совета Министерства культуры РТ оба варианта (по двух-трёхэтажному и пятиэтажному), предложил включить три усадьбы в Перечень объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия:

- « Главный дом Юнусовых (Тукая 81)»

- «Главные дома усадьбы Бурнаевых (Тукая, 83-85)»

- « Главный дом усадьбы Хорохова (Тукая, 87)».

В результате комплексных исследований, имевших целью последовательно изучить строительную историю двух усадеб и выявить их архитектурную и историческую ценность, мы пришли к выводу, что дома № 81-83 и 85-87 по ул. Тукая - пример перестроенных и утративших свой первоначальный архитектурный облик жилых построек XVIII века, сохранивших под штукатуркой следы архитектурного декора. Три усадьбы, включающие несколько строений по красной линии улицы, были объединены здесь в два дома и надстроены двумя этажами в 1930-е гг. Совет поддержал наши предложения, многие члены совета были приятно удивлены готовностью инвестора потерять половину площадей ради восстановления комплекса усадеб. Такие примеры в нашей практике реставрации уже были: снятие позднего здания казарм со стен Казанского кремля, снятие надстроенных в 30-е годы XX века двух верхних этажей Гостиного двора (ныне здание Национального музея РТ), но это были здания, находящиеся в государственной собственности.

Выявленные данные по комплексу усадеб представляют несомненный интерес.

усадьба юнусовых

В известных нам опубликованных источниках практически отсутствовала история домовладения (№81), закрепляющего угол улиц Сафьян и Г. Тукая. Известно только, что полтора столетия назад угловой дом принадлежал семейству Аито-вых, ведущих происхождение из казанских мурз. Впоследствии дом был куплен Ибрагимом Губай-дулловичем Юнусовым, купцом I гильдии, одним из братьев Юнусовых - единственных в истории татарского купечества Казани предпринимателей, удостоенных звания «коммерции советник», известных своей общественной и благотворительной деятельностью. В этом же квартале №198, на углу улиц Г. Тукая и Ахтямова находится мусульманский детский приют, построенный и содержавшийся братьями Юнусовыми. О роли этой семьи можно судить по тому, что главная площадь Старо-Татарской слободы (на пересечении Г. Тукая и Ф. Карима) называлась Юну-совской.

Целый ряд архивных документов, найденных в Национальном архиве РТ и публикуемых впервые, раскрывает эволюцию освоения хозяевами земельного участка. Первоначально угловой дом имел 6 оконных осей по главному фасаду, выходящему на Екатерининскую улицу. Чертеж 1850 года позволяет судить о характере фасадного декора. Очевидно, более ранний декор XVIII века был заменен на классический. Окна второго этажа, обрамленные арочными нишами, увенчаны классическими треугольными сандриками. Окна первого этажа также в нишах, сандрики - прямоугольные. По характеру декора методом аналогий архитектор Н.Е. Троепольская предположила, что автором постройки мог быть архитектор Ф. Емельянов, автор проектов Гостиного двора, Га-леевской мечети, усадеб в Казанской губернии, бывший в те годы губернским архитектором и имевший ярко выраженный «архитектурный почерк».

Поэтапно достройка дома привела к сложному в плане абрису, позволяющему максимально использовать возможности довольно узкого участка (ок. 13 саж. (27,08 м) по красной линии ул. Екате-

Периоды формирования фасадов главных домов усадеб Юнусова и Бурнаева (дома № 81-83 по ул. ГТукая)

Состояние в момент передачи на реставрацию

УЦЛЕ? вестник №ждународного института антиквариата

шшр искусств

Первоначальный проект реставрации дома Юнусовых (Тукая, 81) в 5-этажном варианте

Утвержденный проект со сниженной этажностью

Здание в процессе реконструкции и реставрации

рининской). Каменные службы, фиксировавшие противоположный угол участка, были соединены с основным домом. Сначала была пристроена лестница с торцевой стороны. Затем лестница была соединена со службами и основным домом пристроем в 2 окна. В этот же период осуществлен пристрой со стороны двора, построена баня со стороны улицы Поперечной.

Таким образом, к 1851 году формируется планировочная структура усадьбы, сохранившаяся до конца века практически без изменений. Участок был застроен по периметру, въезд через парадные ворота осуществлялся с улицы Поперечной, по которой участок имел длину примерно 55 саж. (118,8 м).

Еще один графический архивный документ позволяет судить об архитектурном облике главного дома усадьбы к 1872 году. Указывается причина перестройки - пожар (1871), дом предполагается к «возобновлению». На главном фасаде четко видна разновременность построек, старая часть отделена от новой раскреповкой. Расстояния между окнами также разнятся в старой и новой частях - в последней они расположены по два. Бросаются в глаза окна антресольного этажа, выведенные архитектором на улицу. Связывается пристройка со старым фасадом общим декором: орнаментированный фриз, венчающий карниз, оформление окон первого и второго этажей одинаковыми наличниками с фартуками. Разнятся лишь сандрики окон бельэтажа: в новой части это простые полочки, тогда как в старой - сандрики лучковые, украшенные лепниной.

Почти во всех помещениях первого этажа указаны своды, сохранившиеся и до наших дней. Очевидно, их следует датировать временем постройки дома, т. е. не позднее 1768 годом. На современных планах строения под № 81 четко читается структура плана XVIII века, совпадает местонахождение лестниц.

усадьба бурнаевых

Соседнее домовладение, вошедшее в современное строение, принадлежало с первой половины XIX в. купеческом уроду Бурнаевых, крупных торговцев, землевладельцев, общественных деятелей и благотворителей. В Национальном архиве найден проект здания 1852 г. на земельном участке, принадлежавшем купеческой жене Зю-гре-Утии Муртазиной-Бурнаевой, который потом перешёл к её сыну, Мухаметсадыку Курбан-галеевичу Бурнаеву (20.1.1826-4.05.1898), купцу первой гильдии.

Мухаметсадык Курбангалеевич Бурнаев пользовался огромным авторитетом у мусульман Казани. Он был глубоко религиозным человеком и не жалел денег на богоугодные дела. Купец построил в 1872-1895 гг. знаменитую в Казани

Бурнаевскую мечеть (ныне ул. Ахтямова, д. 7), которая является памятником татарской культовой архитектуры в стиле эклектики с сочетанием мотивов местной, русской и восточно-мусульманской архитектур.

С 1852 года на участке существует небольшой жилой усадебный дом, фасад имеет трехчастную симметричную композицию, выполнен в традициях классицизма. Центральная часть в три окна выделена ризалитом в семь оконных осей. Первый этаж рустован, окна первого этажа обрамлены простыми наличниками. Окна бельэтажа оформлены классическими профилированными наличниками с прямоугольными сандриками и фартуками. На указанном архивном чертеже к зданию запроектирована пристройка кухни в один этаж, несколько портящая классическую композицию фронта улицы, однако ярко иллюстрирующая неудобство классических анфиладных планировок, заставлявших хозяев прибегать к такого рода пристройкам. Типичен также острый угол, обусловленный границей участка - владельцы стремились полностью использовать территорию (один из примеров подобного решения - усадьба Хусаинова-Рахматуллина в том же квартале № 198 по Набережной Кабана).

Противоположный угол участка закрепляли деревянные службы, в 1856 г. замененные внушительным каменным флигелем в два этажа. Фасад нового строения был выбран архитектором Песке из Высочайше конфирмованных в 1849 г. фасадов и в известной мере повторял фасад главного дома. Исключение составляли лопатки в высоту бельэтажа, выделяющие углы флигеля. Сзади флигеля были запроектированы две каменные кладовые.

Участок, более просторный, чем у соседей -Юнусовых, разделялся по традиции на две части -жилые и служебные постройки и сад. Вообще, застройка домовладения типична для татарской части города: границы закреплены протяженными двухэтажными службами, а торцевая граница с соседним участком занята садом. Таким образом, ничто не мешает закрытой от посторонних глаз жизни мусульманской семьи.

В 1875 году воспреемник усадьбы Садык Кур-бангалиевич Бурнаев делает мелкие пристройки к службам, а в 1882 году надстраивает второй и антресольный этажи в главном доме усадьбы. На архивном чертеже можно видеть, что фасад дома изменился: пристроенная одноэтажная кухня в три окна была дополнена вторым этажом, и фасад приобрел единую композицию в 9 оконных осей. Произошло это в 1858 году. Соответственно новым вкусам был сменен и декор фасада: сандрики окон второго этажа украшены лепниной, фриз в центральной части расчленен небольшими кессонами. Центральную часть выделяет невысокий аттик, фланкированный вазонами. Появляется кованая решетка балюстрады.

ЧШШР ВЕСТНИК МЭедУНАРОЯДОГО ИНСТУГГУТА АНТИКВАРИАТА

4Чир искусств

Главный дом усадьбы Бурнаевых также вошел в объем строения под № 81, 83 и, таким образом, оказался объединен с домом Юнусовых. Планировочная структура сохранилась в общих чертах, за исключением обычного для советских реконструкций разделения помещений перегородками. Флигель же вошел в структуру второго дома. При этом сохранился разрыв между домами, каменное ограждение и проездные ворота. Планировочная структура флигеля просматривается довольно четко, сохранились и своды в помещениях первого этажа, местоположение лестниц совпадает.

Согласно найденным в Национальном архиве РТ документам, в начале XX в. домовладение Бурнаевых разделяется на 2 части. Причиной этому, вероятно, послужил пожар 1902 г., когда «выгорели улицы: Екатерининская (от Евангели-стовской площади до церкви Екатерины), обе Мещанские, Захарьевская около Апанаевской мечети, которая осталась однако же цела, и пр.». Пострадала от пожара и усадьба Бурнаева, после чего дом и был выставлен на продажу. На плане 1850 года, опубликованном С.П. Саначиным, домовладение по адресу Г.Тукая, 87 обозначено принадлежащим Хохорину. Владельцем главного дома становится некто С. Р. Эрман. В 1911 г. новый владелец строит навес по новой границе домовладения.

реконструкция 1930-х гг.

С 1930-х гг. усадебные постройки объединяются в комплекс домов нового быта меховщиков по проекту архитектора Андрея Эрнстовича Спо-риуса, автора проектов Дворца культуры имени 10-летия ТАССР (1931—1932 гг., снесен в 2009 г.), корпуса фабрики кинопленки, жилых домов по ул. Восстания.

Дом Юнусовых и дом Бурнаевых были объединены в пятиэтажное строение со скошенным углом на пересечении улиц Тукая и Сафьян. Угол выделяют также балконы, расположенные на каждом этаже. Фасады имеют вертикальные членения лопатками в высоту четырех этажей. Примечательно, что третий этаж (бывший антресольный) сохранил меньшую высоту окон.

Материалы, использованные при реконструкции, оказались некачественными - в годы становления советской власти строительная техника и производство строительных материалов находились в глубоком кризисе, использованы недолговечные материалы: фанера, опилки, камышит. Это привело к тому, что к 1975 г. дом пришел в аварийное состояние, произошло обрушение балки.

Следующим этапом жизни памятника стало расселение жильцов в 1994 году в рамках программы ликвидации ветхого жилья. С 2001 года здание не использовалось, желающих приобрести в собственность эти признанные ветхими строения не было.

Таким образом, в результате исторических и натурных изысканий было выявлено, что здания по ул. Тукая, 81-87 являются интереснейшими образцами татарских усадеб. С помощью метода совмещения архивных документов и обмерных чертежей 2012 года доказана сохранившаяся ценность данных объектов - планировочная структура домов. После полной разборки поздних конструкций 30-ых годов, выполненных из некачественных материалов, выявилась архитектурная ценность зданий -фасады, архитектурный декор татарской усадьбы. На сегодняшний день появилась уникальная возможность сохранить масштаб и вернуть равновесие застройке улицы. Цветовое решение фасадов зданий подчёркивает принадлежность усадеб разным собственникам. «Машина времени» открывает нам окна в XVIII, XIX, начало XX в., причём здания расположены в хронологическом порядке -слева направо.

В процессе реставрации обнаруживались всё новые детали, приходилось решать многие проблемы конструктивного и методического характера, объекты требовали к себе ежедневного внимания. Результат оценят жители Казани и гости столицы, а пока мы получили положительные отзывы старожилов Старо-Татарской слободы, что очень важно.

Список использованной литературы и источников:

1. Саначин С. П. «Божий гнев» на Старую Татарскую. 2000 г.

2. Свердлова Л. М. Купечество Казани: дела и люди. - Казань: Матбугат йорты, 1998.

3. Хайрутдинов Р., Салихов Р. Отдавая полную справедливость трудам и заслугам. //Гасырлар авазы =Эхо веков. - 1996 г. - №%.

Здание в процессе реконструкции и реставрации

Национальный архив РТ:

4. Ф. 98. Оп. 2. Д. 424

5. Ф. 98. Оп.1. Д. 599

6. Ф. 98. Оп. 1. Д.1218

7. Ф. 98. Оп.5. Д. 287

8. Ф. 324. Оп. 739. Д.7

9. Ф. 408. Оп. 2. Д. 686

10. Ф. 408. Оп. 2. Д. 687

11. Ф. 408. Оп. 2. Д. 688

12. Ф. 408. Оп. 2. Д. 710

13. Ф. 408. Оп. 2. Д. 711

14. Ф. 408. Оп. 2. Д. 712

15. Ф. 408. Оп. 2. Д. 714

вестник №ждународного института антиквариата

шшр искусств

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.