УДК 728.03"18/19"
Гайдук Мария Юрьевна
ассистент кафедры дизайна архитектурной среды Института архитектуры и дизайна Тюменского индустриального университета
Клименко Александр Иванович
доцент кафедры дизайна архитектурной среды Института архитектуры и дизайна Тюменского индустриального университета
Порошин Олег Сергеевич
кандидат технических наук,
доцент кафедры строительного производства
Строительного института
Тюменского индустриального университета
ДОМА С МЕЗОНИНОМ В ЖИЛОЙ ЗАСТРОЙКЕ ГОРОДОВ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ КАК ОБЪЕКТЫ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
(ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX -НАЧАЛО XX В.)*
Gaiduk Maria Yuryevna
Assistant Professor, Department of Architectural Environment Design, Institute of Architecture and Design, Tyumen Industrial University
Klimenko Aleksandr Ivanovich
Associate Professor, Department of Architectural Environment Design, Institute of Architecture and Design, Tyumen Industrial University
Poroshin Oleg Sergeyevich
PhD in Engineering Science, Associate Professor, Department of Construction Production, Construction Institute, Tyumen Industrial University
HOUSES WITH MEZZANINE IN RESIDENTIAL DEVELOPMENT OF CITIES OF THE TYUMEN REGION AS OBJECTS OF HISTORICAL AND CULTURAL HERITAGE (SECOND HALF OF XIX -EARLY XX CENTURIES)
Аннотация:
Статья посвящена особому типу деревянного городского жилья - домам с мезонином как объектам историко-культурного наследия. Во второй половине XIX - начале XX в. данный тип особняка пользовался большим спросом среди застройщиков из купечества и высшей городской интеллигенции. Анализируются как сохранившиеся объекты исторической застройки, так и утраченные. Отдельное внимание обращено на архитектурно-планировочные и стилевые особенности жилого дома с мезонином, специфику их проявления в городах юга Тюменской области (Тюмени, Ишиме и Тобольске). В хронологическом аспекте выделены два временных промежутка (1850-1900 и 1900-1917 гг.), различающиеся формообразованием и стилистическим убранством. В первый период дома с мезонином имели скромную классически строгую форму. Во второй - городская застройка пополнилась домами с мезонином в новых стилях (модерн, неоклассицизм, барокко) с декоративным убранством, предпочтительным становится куполообразный шатер с «чешуйчатым» покрытием.
Ключевые слова:
архитектура, жилая застройка, деревянные жилые дома с мезонином, Тюмень, Ишим, Тобольск, купечество Сибири
Summary:
The paper discusses a special type of wooden urban housing - houses with a mezzanine as objects of historical and cultural heritage. In the second half of the XIX -early XX centuries this type of mansion was in great demand among developers from among the merchants and the highest urban intelligentsia. Both preserved objects of historical development and lost ones are analyzed. Particular attention is paid to the architectural, planning and style features of a residential building with a mezzanine, the specifics of its manifestation in the cities of the south of the Tyumen region (Tyumen, Ishim and Tobolsk). In the chronological aspect, two periods are distinguished (1850-1900 and 1900-1917), differing in shaping and stylistic decoration. In the first period, houses with a mezzanine had a modest classically strict shape. In the second period, urban development was replenished with houses with a mezzanine in new styles (Art Nouveau, neoclassicism, baroque) with decoration and a domed tent with a "scaly" coating becomes preferable.
Keywords:
architecture, residential development, wooden residential buildings with a mezzanine, Tyumen, Ishim, Tobolsk, merchants of Siberia
Дом с мезонином образно ассоциируется с усадебным дворянским миром эпохи классицизма. Однако во второй половине XIX - начале XX в. в жилой застройке Тюмени и других городов Тобольской губернии данный тип жилого дома вновь получил распространение в среде высшей городской интеллигенции, в особенности купечества, как отражение особого социального
* Статья подготовлена по результатам исследований в рамках проекта «Архитектурный образ региона».
статуса владельцев. Сегодня данные дома являются объектами историко-культурного наследия и нуждаются в сохранении и реставрации.
Среди известных тюменских владельцев домов с мезонином отмечены военный врач П.Г. Катаев (ул. Дзержинского, 26); врач, городской голова и почетный гражданин Тюмени П.И. Никольский (ул. Советская, 4); начальник станции Тура М.С. Керженцев (ул. Пристанская, 1) и др. В застройке города основательным видом выделялись дома с мезонином, принадлежавшие известной купеческой семье Колокольниковых (ул. Челюскинцев, 1); купцу Ф.И. Ушакову (ул. Орджоникидзе, 2/42, последующими владельцами были крупнейшие в регионе виноторговцы братья Злоказовы); судовладельцу, фабриканту, купцу I гильдии В.Л. Жернакову (ул. Орджоникидзе, 1); купцу, владельцу пеньково-канатного завода Н.О. Сергееву (ул. Дзержинского, 12) и др. Хронологически новое явление в жилищном строительстве можно условно разделить на два периода, кардинально различающиеся как в принципах формообразования, так и в стилистических предпочтениях декоративного убранства.
Первый период (вторая половина XIX в.) отмечен следованием классицистическим основам построения планов, фасадов и общей объемной композиции жилого дома, но часто с сохранением утвердившихся традиций, большей частью касающихся размещения парадных входов. В застройке дома с мезонином чаще занимали угловое положение в квартале и за счет более активной объемно-планировочной композиции создавали своеобразный архитектурно-градостроительный акцент в ряду преимущественно двухэтажных особняков с простой вальмовой крышей. Угловое расположение диктовало предпочтительность применения крестообразного мезонина, оформленного балконами, выходящими на обе улицы, при этом вход в здание традиционно устраивался либо в пристрое со двора (утраченный дом по ул. Республики, 10, первоначальный объем дома Колокольниковых по ул. Челюскинцев, 1 и др.), либо с улицы в особом объеме, примыкающем к зданию и тем самым нарушающем «классическую» симметрию главного фасада. В сравнительно небольшой группе домов с мезонином в жилой застройке Тюмени наблюдается большое разнообразие в использовании как материала, так и архитектурно-планировочного построения. Исследуемые объекты представлены в одноэтажном деревянном, двухэтажном деревянном и смешанном исполнении с каменным первым или цокольным этажом (рисунок 1).
в
Рисунок 1 - Жилые дома с мезонином: а - ул. Советская, 4 (не сохранился); б - ул. Береговая, 145; в - ул. Пристанская, 1. Фотографии из архива А.И. Клименко
По формообразованию мезонина встречаются два основных варианта. Первый - простой прямоугольной формы под двускатной крышей, расположенный по оси главного фасада без бал-
кона, с одним балконом на главном фасаде и с балконами на обе стороны, на уличном и дворовом фасадах. Второй вариант - крестообразный объем мезонина с балконами на две или на все четыре стороны (рисунок 2).
а а1 б 61 62
Рисунок 2 - Схемы расположения мезонинов: а - прямоугольный объем по линии главного фасада: а1 - дом по ул. Дзержинского, 26; б - крестообразный с балконами на две и четыре стороны: 61 - дома по ул. Республики, 10 и Челюскинцев, 1, б2 - дом по ул. Советская, 4
В отделке фасадов встречаются архаичные образцы с необшитыми бревенчатыми стенами (ул. Береговая, 145), обшитыми профилированными досками и деревянной рустовкой первого или цокольного этажа (ул. Орджоникидзе, 2/42, ул. Республики, 10 и др.) (рисунок 3). В деревянных домах на каменном цокольном этаже кирпичные стены оставлены в открытой кладке (ул. Орджоникидзе, 2) либо оштукатурены «под руст» с выделением замковых элементов над оконными перемычками (ул. Пристанская, 1). В целом декор домов с мезонином в этот период отличается скромной «классицистической» выдержанностью, основу которой составляют наличники окон с прямыми профильными сандриками, филенчатые пилястры с капителями различной сложности, кованые кронштейны и ограждения балконов в мезонинах. Как мы отмечали ранее, наиболее распространенным мотивом в декоре наличников являлись солярные знаки, выполненные в технике глухой резьбы [1].
а б
Рисунок 3 - Жилые дома с мезонином: а - ул. Орджоникидзе, 2/42; б - ул. Республики, 10 (не сохранился).
Фотографии А.И. Клименко
Дома с мезонином пользовались особым предпочтением в среде тюменского купечества. Причем особенности купечества в России и Сибири существенно различаются. В Сибирском регионе дворянского сословия почти не было, в связи с чем ведущие позиции в городском руководстве, развитии торговли и промышленности, благоустройстве и градостроительстве занимали купцы. Как главные застройщики города, они старались подчеркнуть свою значимость, особый статус экономической опоры государства, полагая, что классицизм лучше всего отражает их социальную роль. В тот период этот стиль в жилой застройке как никакой другой полностью отвечал запросам «просвещенного» сибирского купечества [2].
Стремление к «статусной классике» не всегда гармонично сочеталось с устоявшимися конструктивными и планировочными традициями в строительстве городского жилого дома, примером тому служит особняк А.И. Колокольникова (ул. Челюскинцев, 1, бывш. ул. Иркутская). Дом, построенный в последней трети XIX в., представлял собой традиционный шестистенный сруб с продольным перерубом, поставленный на кирпичный цокольный этаж с организацией главного входа в при-строе со двора. Планировка дома также следовала распространенному типу: внутренний коридор,
объединяющий по периметру шесть помещений, анфиладно связанных между собой. Использованная конструктивная схема основного объема не совсем соответствовала применению крестообразного мезонина, что отразилось на внешнем облике дома. Пилястра продольного переруба делит фасад на неравные части в два и три окна соответственно, что явно нарушает «классическую» симметрию фасада. В 1904 г. дом был увеличен за счет нового пристроя, что добавило в цокольном этаже помещения людской с кухней, а на первом этаже появились зал и хозяйские апартаменты. В новой части дома был организован парадный вход с улицы, оформленный крыльцом с навесом на ажурных литых кронштейнах. В этот же период к северному фасаду, выходящему на реку, была пристроена обширная открытая веранда, расширился и блок дворового входа. В результате преобразований к началу XX в. классически строгий дом с мезонином приобрел вид развитого жилого комплекса со сложной архитектурно-планировочной композицией (рисунок 4).
д
Рисунок 4 - Жилой дом из комплекса усадьбы Колокольниковых по ул. Челюскинцев, 1:
а - фасад по ул. Челюскинцев на период XIX в. (графическая реконструкция «СибСпецСтройРеставрация», арх. Г.М. Дубонос);
б - фасад по ул. Челюскинцев на период XX в. (графическая реконструкция «СибСпецСтройРеставрация», арх. Г.М. Дубонос); в - план первого этажа последней трети XIX в.; г - план первого этажа начала XX в.; д - современный вид
В ряду домов с мезонином особо следует отметить, к сожалению, утраченный уникальный образец, прозванный тюменцами «Серебряный дом» по причине обшивки и декоративного убранства фасадов, выполненных из осины и со временем приобретших своеобразный серебристый оттенок. Построенный в конце XIX в. особняк принадлежал врачу, городскому голове (19111916) и почетному гражданину Тюмени Павлу Ивановичу Никольскому. Квадратный в плане одноэтажный дом с крестообразным мезонином имел центричную объемную композицию. Мезонин представлял собой равновеликий крест, в одной части которого располагались две жилые комнаты, к ним по обе стороны примыкали застекленные лоджии, образующие вторую часть креста. Ось симметрии главного уличного фасада подчеркивал небольшой объем парадного входа. Насыщенный геометрический декор наличников, пилястр, венчающего фриза заметно отличал дом П.И. Никольского среди подобных жилых построек города (рисунок 5).
б в
Рисунок 5 - Жилой дом П.И. Никольского по ул. Советская, 4 (не сохранился): а - фотографии дома начала 90-х гг. XX в. из архива А.И. Клименко; б - план первого этажа; в - план мезонина
Высшим проявлением эстетических потребностей в представительском жилье стал лучший в Тюмени образец «ампирного» особняка - дом по ул. Дзержинского, 26. Постройка середины XIX в. принадлежала военному врачу Павлу Григорьевичу Катаеву. Дом примерно в 1907 г. перешел во владение екатеринбургскому мещанину Михаилу Ефимовичу Дементьеву, управляющему Товариществом Западно-Сибирского пароходства и торговли, совладельцу чугунолитейного завода Н.Д. Машарова. Среди деревянных жилых домов мезонинного типа выделяется характером обработки деревянных фасадов, оштукатуренных «под камень» [3, с. 335].
Полутораэтажный дом имеет уникальный мезонин - широкий балкон на кронштейнах и треугольный фронтон с опорой на небольшие колонки. В оформлении оштукатуренных фасадов применены каннелированные колонки, рустованный цоколь и угловые пилястры, двойные кронштейны венчающего карниза и декоративные элементы из античной римской символики - лик-торские пучки (фасции) в стилизованных картушах межоконных простенков (рисунок 6).
Рисунок 6 - Жилой дом П.Г. Катаева по ул. Дзержинского, 26.
Фотографии А.И. Клименко
Второй период (1900-1917). К началу XX в., вслед за столицами, в провинциальной архитектуре с разницей в несколько лет проявились новые стилистические направления. В Тюмени созданы жилые дома нового типа в стилях модерн и неоклассицизм как в каменном исполнении, так и в традиционном деревянном, нередко заимствующие отдельные декоративные приемы друг у друга.
Как мы отмечали ранее, особое место в деревянной жилой застройке города начала XX в. занимают жилые дома в стиле модерн, сочетавшем как традиционные приемы строительства из дерева, так и новые принципы формообразования и композиции [4]. Однако в этом стиле деревянные постройки возводились в Тюмени всего около 5 лет. Широко известен жилой дом (одноэтажный) с мезонином в усадьбе купца Н.О. Сергеева (ул. Дзержинского, 12) [5] (рисунок 7).
Рисунок 7 - Жилой дом Н.О. Сергеева по ул. Дзержинского, 12: а - вид дома в 90-е гг. XX в.; б - ворота; в - план первого этажа на период XX в.; г - главный фасад на период XIX в.; д - боковой фасад на период XIX в.
Фотографии из архива А.И. Клименко; графические реконструкции «СибСпецСтройРеставрация», арх. Г.М. Дубонос
К небольшой группе строений с мезонином данного периода принадлежит дом В.Л. Жерна-кова, возведенный в 1909 г. и дополненный объемом парадного входа в 1911 г., в художественном оформлении фасадов которого прочитываются черты модерна и неорусского стилей [6, с. 354]. Крупное одноэтажное деревянное здание на каменном цокольном этаже с облицовкой сруба кирпичом занимает угловое положение в застройке квартала и имеет сложную конфигурацию плана и своеобразную объемно-планировочную композицию. Ведущую роль в структуре здания играет входной объем, завершенный высоким восьмигранным куполом с «чешуйчатым» покрытием, характерным для домов рассматриваемого временного промежутка. Каждый из протяженных уличных фасадов акцентирован небольшими мезонинами с четырехгранным купольным покрытием, увенчанным декоративным фонариком. Балконы мезонинов оформлены коваными решетками, составляющими единую ленту ажурного ограждения по периметру крыши (рисунок 8).
Рисунок 8 - Жилой дом В.Л. Жернакова по ул. Орджоникидзе, 1 - Осипенко, 31:
а - вид в начале XX в.; б - боковой фасад. Фотографии из архива А.И. Клименко
К этой группе относится одноэтажный деревянный дом с мезонином Н.К. Постникова, построенный в 1914 г. в г. Ишиме (рисунок 9).
Рисунок 9 - Жилой дом Н.К. Постникова по ул. Просвещения, 25 в г. Ишиме.
Фотографии А.И. Клименко
Модерн проявился не только в более динамичной композиции планов и фасадов жилых домов данного типа, но и в расположении мезонинов и их оформлении. Мезонин в этот период приобретает в большей степени не функциональный характер, а декоративный, объем его сокращается, а в завершении предпочтительным становится куполообразный шатер с «чешуйчатым» покрытием (рисунок 10).
Рисунок 10 - Схемы расположения мезонинов: а - жилой дом по ул. Дзержинского, 12 (г. Тюмень); б - жилой дом по ул. Просвещения, 25 (г. Ишим); в - жилой дом по ул. Орджоникидзе, 1 - Осипенко, 31 (г. Тюмень)
Наиболее наглядным примером в целом эклектичной провинциальной архитектуры второй половины XIX - начала XX в. служит дом с мезонином в г. Ишиме по ул. Ленина, 20 (бывш. ул. Большая Никольская) с утвердившимся названием «дом Каменского». Это строение также является представителем нового типа респектабельного жилого дома и обладает ярко выраженными индивидуальными чертами, обусловленными ориентацией строителей и заказчика на более широкий круг образцов и современные на начало XX в. стилистические направления в архитектуре. Объект, возведенный в 1902-1910 гг., вобрал в себя все многообразие сложившихся традиций деревянного домостроения и стилистических новшеств своего времени. Дом складывался в два строительных этапа.
Первый этап демонстрирует уже известные приемы композиционного построения главного фасада - симметрия главного объема с пристройкой парадного входа с улицы. Особенность проявилась в выделении центральной части посредством ризалита на три оконные оси, над которым возвышается мезонин с единичным в типологическом ряду подобных домов полуциркульным фронтоном. Иерархия композиционного построения главного фасада дома Каменского подчеркнута характером оконных проемов и декором наличников. Высокие окна ризалита, равно как и балконная дверь и боковые окна мезонина, имеют полуциркульное завершение. Богатый и выразительный декор уличного фасада сосредоточен главным образом на наличниках окон. Барочная ордерная композиция наличников выполнена в высшей степени профессионально. Боковые пилястры завершаются своеобразными объемными капителями. Полуциркульное очелье насыщено объемной накладной резьбой. Четко выделены центральные объемные элементы - картуши. Два типа окон главного фасада демонстрируют два типа наличников. Их объединяет общее стилистическое направление, различают - нюансы в деталях (капители, картуши и др.). Выразительность полуциркульных окон ризалита и мезонина как ключевых элементов фасада дополнительно усилена пропильным полуциркульным подзором. В исследуемом типологическом ряду домов с мезонином дом Каменского единственный имеет такое богатое декоративное убранство фасадов.
На втором этапе строительства с северной стороны существующего здания был пристроен дополнительный объем, в котором был устроен новый парадный вход. Пристроенный объем на три лучковых окна по уличному фасаду с аналогичными существующим наличниками выделялся необшитыми бревенчатыми стенами. Новый парадный вход был акцентирован шатровой ступенчатой башенкой на крыше. К началу второго десятилетия ХХ в. дом Каменского приобрел явно выраженную асимметричную, но более динамичную объемно-планировочную композицию, а в трактовке декора приблизился к характерным чертам модерна. Таким образом, в конечном варианте здание отражает три стилистических направления: классицизм в композиции плана и главного фасада (особенно на первом этапе строительства), барокко в декоре фасадов и модерн в оформлении позднего парадного входа (рисунок 11).
Рисунок 11 - Жилой дом купца Каменского по ул. Ленина в г. Ишиме:
а - вид дома в начале XX в.; б - план (графическая реконструкция на первый строительный период); в - план (графическая реконструкция на второй период); г - главный фасад (графическая реконструкция на первый строительный период); д - главный фасад (графическая реконструкция на второй период)
Провинциальная архитектура, хотя и с опозданием и своеобразным прочтением, все же следовала стилевым направлениям своего времени. Наряду с модерном в деревянной жилой архитектуре с начала 1910-х гг. проявился и неоклассицизм. Краткий всплеск данного течения оставил след в застройке Тюмени в виде одно- и двухэтажных особняков с характерной трехчаст-ной композицией фасадов: дом мещанина, гласного городской думы С.С. Бровцина (ул. Хохря-
кова, 24, год постройки - 1913); дом владельца винокуренного завода В.И. Перевалова (ул. Перекопская, 5, год постройки - 1913). В этом ряду нашлось место и для особого типа - жилого дома с мезонином по ул. Первомайская (рисунок 12).
Рисунок 12 - Жилые дома с мезонином: а - дом С.С. Бровцина по ул. Хохрякова, 24; б - дом В.И. Перевалова по ул. Перекопская, 5; в - дом по ул. Первомайская
Распространение этого типа жилого дома было крайне неравномерно в застройке городов бывшей Тобольской губернии. Подавляющее большинство представителей приходится на Тюмень, наиболее активно развивающуюся в это время, единичные образцы сохранились в жилой застройке Ишима. В Тобольске сегодня подобных домов не сохранилось. Есть свидетельство о том, что ссыльный декабрист, генерал-майор М.А. Фонвизин после Читинской каторги и поселения в Красноярске в 1838 г. переехал с супругой в Тобольск [7], где они приобрели дом с мезонином по ул. Петропавловская (совр. ул. Октябрьская, 6), который представлял собой традиционный деревянный шестистенок на семь окон по главному фасаду [8] (рисунок 13).
Рисунок 13 - Дом М.А. Фонвизина в г. Тобольске.
Фото 1990-х гг.
Однако анализ обширной коллекции дореволюционных фотографий Тобольска, включая известные цветные изображения 1910-х гг. С.М. Прокудина-Горского [9], дает основание полагать, что подобный тип дома был в городе единичным исключением. Фотодокументы и материалы натурных исследований показывают, что в губернском центре сложился и получил широкое применение, особенно в массовой жилой застройке, иной «родственный» тип дома - «дом со светелкой» (рисунок 14).
Рисунок 14 - Характерный тип жилого дома в г. Тобольске.
Фрагмент фото конца XIX в.
Главной особенностью домов этого типа является высокий фронтон треугольной либо трапециевидной, за счет скоса крыши, формы. В центре фронтона устроено небольшое окно, украшенное наличником, подобно основным окнам с характерным для Тобольска пропильным декором (рисунок 15).
Рисунок 15 - Характерный тип жилого дома в г. Тобольске - «дом со светелкой»
В целом большая часть исследованных домов в городах юга Тюменской области являются
объектами историко-культурного наследия и подлежат сохранению как типологически ценные образцы жилой застройки, отражающие особенности развития городской архитектуры и элитарной
культуры второй половины XIX - начала XX в.
Ссылки:
1. Клименко А.И. Типы деревянных купеческих особняков Тюмени второй половины XIX - начала XX в. // Культура, наука, образование: проблемы и перспективы : сборник материалов IV Всероссийской научно-практической конференции. Тюмень, 2015. С. 368-370.
2. Ситникова Е.В., Пухлякова М.Ю. Вклад тюменского купечества в формирование культового зодчества г. Тюмени // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2016. № 3 (56). С. 70-81.
3. Козлова-Афанасьева Е.М. Архитектурное наследие Тюменской области : научный каталог. Тюмень, 2008. 488 с.
4. Клименко А.И. Наследие модерна в деревянной архитектуре Тюмени // Вестник Тюменского государственного архитектурно-строительного университета. 2015. № 3. С. 36-39.
5. Пухлякова М.Ю., Ситникова Е.В. Деревянная архитектура Тюмени конца XIX - начала ХХ в. // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2018. Т. 20, № 1. С. 32-46.
6. Козлова-Афанасьева Е.М. Указ. соч. С. 354.
7. Бойко В.П. Декабристы в Сибири: предпринимательство, образ жизни, социокультурный облик. Томск, 2013. 269 с.
8. Дом декабриста Фонвизина передается в собственность Тобольска (Тюменская область) [Электронный ресурс] // Regnum.ru. 2010. 14 окт. URL: https://regnum.ru/news/economy/1336072.html (дата обращения: 13.01.2021) ; Ситникова Е.В., Пухлякова М.Ю. Указ. соч.
9. Фотографии Прокудина-Горского: Тобольск [Электронный ресурс] // Открытый исследовательский проект «Наследие С.М. Прокудина-Горского». URL: http://prokudin-gorskiy.ru/tree.php?ID=278 (дата обращения: 13.01.2021).
Редактор: Тюлюкова Мария Олеговна Переводчик: Мельников Евгений Вячеславович