Научная статья на тему 'Архитектурно-градостроительное наследие армянских зданий гг. Екатеринодараи Армавира XIX-XX вв'

Архитектурно-градостроительное наследие армянских зданий гг. Екатеринодараи Армавира XIX-XX вв Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
237
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Жилищное строительство
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРА / ARCHITECTURE / ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО / TOWN PLANNING / КУЛЬТУРА / CULTURE / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT / СОХРАНЕНИЕ / НАСЛЕДИЕ / HERITAGE / ПАМЯТНИК / MONUMENT / АРМЕНИЯ / ARMENIA / КУБАНЬ / KUBAN / PRESERVATION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Субботин О.С.

Рассмотрены историко-культурное наследие армянских зданий Кубани, их архитектурно-художественные и градостроительные аспекты, примерами которых может служить архитектура здания армянской школы, гимназии, Дома благотворительного общества и церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы в г. Екатеринодаре, армянского женского начального училища в г. Армавире. Раскрыты характерные черты и особенности планировочной, композиционно-пространственной структуры и конструкций указанных памятников архитектуры, характер декора фасадов и интерьеров.Значительное место уделено объекту культурного наследия регионального значения Успенской армяно-григорианской церкви в Армавире. Освещены актуальные проблемы, возникающие при воссоздании архитектурного облика кварталов исторической за-стройки. Обозначены принципы сохранения историко-культурного и архитектурно-градостроительного наследия. Акцентируется внимание на сотрудничестве Кубани и Армении в области архитектуры и градостроительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Architectural and Town Planning Heritage of Armenian Buildings in Cities of Ekaterinodar and Armavir of XIX-XX

The historical-cultural heritage of Armenian buildings of Kuban, their architectural-artistic and town planning aspects, examples of which can be the architectureof buildings of the Armenian school, gymnasium, charitable society and the Dormition of the Mother of God Church in Ekaterinodar, Armenian femaleprimary school in Armavir, are considered. The characteristic features and peculiarities of planning, composition-spatial structure and constructions of these architecturalmonuments, character of decor of facades and interiors are disclosed. Considerable attention is paid to the object of cultural heritage of regional level -the Dormition Armenian-Gregorian Church in Armavir. Actual problems appearing in the course of the reconstitution of architectural appearance of historicaldevelopment areas are covered. Principles of the preservation of historical-cultural and architectural-town planning heritage are emphasized. Theattention isaccentuated on the cooperation of Kuban and Armenia in the field of architecture and town planning.

Текст научной работы на тему «Архитектурно-градостроительное наследие армянских зданий гг. Екатеринодараи Армавира XIX-XX вв»

История архитектуры

------ЖИЛИЩНОЕ ---

СТРОИТЕЛЬСТВО

Научно-технический и производственный журнал

УДК 728.03

О.С. СУББОТИН (subbos@yandex.ru), канд. архитектуры, доцент

Кубанский государственный аграрный университет (350044, г. Краснодар, ул. Калинина, 15)

Архитектурно-градостроительное наследие армянских зданий Екатеринодара и Армавира

Х1Х-ХХ вв.

Рассмотрены историко-культурное наследие армянских зданий Кубани, их архитектурно-художественные и градостроительные аспекты, примерами которых может служить архитектура здания армянской школы, гимназии, Дома благотворительного общества и церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы в г. Екатеринодаре, армянского женского начального училища в г. Армавире. Раскрыты характерные черты и особенности планировочной, композиционно-пространственной структуры и конструкций указанных памятников архитектуры, характер декора фасадов и интерьеров. Значительное место уделено объекту культурного наследия регионального значения - Успенской армяно-григорианской церкви в Армавире. Освещены актуальные проблемы, возникающие при воссоздании архитектурного облика кварталов исторической застройки. Обозначены принципы сохранения историко-культурного и архитектурно-градостроительного наследия. Акцентируется внимание на сотрудничестве Кубани и Армении в области архитектуры и градостроительства.

Ключевые слова: архитектура, градостроительство, культура, развитие, сохранение, наследие, памятник, Армения, Кубань.

O.S. SUBBOTIN (subbos@yandex.ru), Candidate ofArchitecture, Associate Professor, Kuban State Agrarian University (Krasnodar) (15, Kalinina Street, 350044 Krasnodar, Russian Federation)

Architectural and Town Planning Heritage of Armenian Buildings in Cities of Ekaterinodar and Armavir

of XIX-XX c.

The historical-cultural heritage of Armenian buildings of Kuban, their architectural-artistic and town planning aspects, examples of which can be the architecture of buildings of the Armenian school, gymnasium, charitable society and the Dormition of the Mother of God Church in Ekaterinodar, Armenian female primary school in Armavir, are considered. The characteristic features and peculiarities of planning, composition-spatial structure and constructions of these architectural monuments, character of décor of facades and interiors are disclosed. Considerable attention is paid to the object of cultural heritage of regional level -the Dormition Armenian-Gregorian Church in Armavir. Actual problems appearing in the course of the reconstitution of architectural appearance of historical development areas are covered. Principles of the preservation of historical-cultural and architectural-town planning heritage are emphasized. The attention is accentuated on the cooperation of Kuban and Armenia in the field of architecture and town planning.

Keywords: architecture, town planning, culture, development, preservation, heritage, monument, Armenia, Kuban.

Кубань и Армения не только близкие соседи, на этих территориях проживают дружественные народы, постоянно укрепляющие свои братские связи в общественной и деловой жизни, в области архитектуры и градостроительства. Именно консолидация усилий в сфере сохранения памятников архитектурно-градостроительного наследия позволяет бережно почитать память наших народов. Примечателен тот факт, что известный зодчий, академик, народный архитектор А.О. Таманян родился на Кубани в «войсковом граде» Черноморского казачьего войска Екатеринодаре (Краснодаре) в 1878 г. Здесь же получил начальное образование, в 1896 г. окончил Кубанское Александровское реальное училище, продолжил обучение в Петербурге. Творчество А.О. Та-маняна - наглядный пример единения двух культур - русской и армянской. Будучи человеком большой культуры, Таманян бережно относился к исторической архитектуре Армении и России. Он сыграл значительную роль в развитии и восстановлении исторических ландшафтов, председательствовал в Комитете по защите исторических памятников Армении.

Отдельно следует отметить, что присоединение Восточной Армении к России в начале XIX в. создало условия для экономического подъема и относительного развития архитектуры и градостроительства. Города в некоторой

2б| -

степени (Ереван) или полностью (Александраполь, Карс, Горис) обустраивались по твердо установленным, взяты за

Рис. 1. Александраполь. XIXв.

12 2014

ЖИЛИЩНОЕ

Научно-технический и производственный журнал

Л

History of architecture

| - памятники федеральной категории охраны - памятники местной категории охраны ^^ - памятники архитектуры армянских зданий

1 - Армянская школа им. Черачева

2 - Третья женская гимназия

1 - Дом благотворительного общества

Рис. 2. Выкопировка из схемы размещения зданий — памятников истории и культуры. ФГУПРосНИПИ Урбанистики

образец планам главных планировок (рис. 1). Реконструкция и сооружение городов развивались особенно интенсивно в конце XIX - начале XX в., когда перечисленные города становились центрами капиталистического развития Армении.

Процесс формирования архитектуры армянских зданий на территории Кубани знаменателен прежде всего строительством культовых зданий и просветительских учреждений, поскольку собственно просвещение является краеугольным камнем культуры любого народа. Здания Армянской школы и Третьей женской гимназии в г. Екатеринода-ре (Краснодаре) построены по проекту гражданского архитектора Н.М. Козо-Полянского. Здания различны не только по стилевой характеристике, но и по градостроительному размещению. Вместе с тем указанные сооружения расположены в исторической части города - его центре, имеют важное градообразующее значение и являются знаковыми элементами (рис. 2).

Армянская школа им. Черачева построена в 1907-1910 гг. в неоклассическом стиле. Во время Великой Отечественной войны в здании сгорела часть конструкций - крыша, чердачное и междуэтажное перекрытия, окна и двери. В 1949 г. здание восстановлено и реконструировано по проекту А.Н. Ожиганова. При этом была изменена планировка помещений, утрачены детали интерьеров. К дворовой части здания был пристроен значительный объем библиотечных помещений.

Армянская школа расположена в системе рядовой застройки на значительном удалении от красной линии

□СР сем

Рис. 3. Краснодарская краевая универсальная научная библиотека им. А.С. Пушкина: а — план 1-го этажа; б — план 2-го этажа; в — план цокольного этажа; г — современный вид; д — фрагмент западного фасада

а

в

История архитектуры

ц м .1

Научно-технический и производственный журнал

ул. Красной. Перед зданием, являющимся общественно значимым объектом, организована площадь, выполнено благоустройство с использованием архитектурно-ландшафтных приемов. Здание двухэтажное, с высоким цоколем, придающим дому масштабность, красоту и прочность. Объем здания выполнен в виде трех (малого, среднего и квадратного в плане) параллелепипедов, расположенных по одной оси. Малый длинной стороной обращен на ул. Красную. В нем располагаются входная часть с вестибюлем и трехмар-шевой лестницей. В среднем и квадратном - залы и книгохранилища. Планировочная организация пространства анфиладная (рис. 3, а-в).

Все фасады гармонично сочетаются с главным - западным фасадом (рис. 3, г). В их архитектурно-художественном решении достигнуто композиционное единство между внутренним пространством здания и его внешним объемом. Главный фасад симметричен, раскрепован ризалитом (выступающая часть здания, идущая во всю его высоту) в три оси, с двухэтажными трехчетвертными колоннами по обе стороны главного входа. Коринфские колонны поддерживают главный фриз с кронштейнами, карниз и прямоугольный аттик (рис. 3, д). Горизонтальными членениями главного фасада являются тяга цоколя, подоконные доски прямоугольных окон в простенках второго этажа. Парапетные тумбы по оси простенков чередуются с балюстрадой. Северный двухризалитный фасад ассиметричен и в целом аналогичен южному (без галереи). Главным, своего рода синтезирующим качеством композиции всех фасадов является гармоничная целостность формы здания, которая возникла в результате особого соподчинения всех частей целого.

Между глухим торцом малого и квадратного объемов расположена открытая одноэтажная галерея с лестницей, примыкающей к среднему объему. Окна второго этажа этого фасада полуциркульные, в простенках с прямоугольными пилястрами со стилизованным завершением.

Интерьеры здания богато декорированы, В залах, вестибюле - колонны классических ордеров; потолки, балки - с иониками и растительным орнаментом. Лестницы мраморные с балясинами.

В настоящее время в здании располагается Краснодарская краевая универсальная научная библиотека им. А.С. Пушкина - центральная библиотека Краснодарского края, центр образования, культуры и информации Кубани, обладательница самого богатого в крае универсального фонда. В ночное время здание библиотеки имеет оригинальную динамическую архитектурную подсветку.

Двухэтажное, в плане П-образное кирпичное здание Третьей женской гимназии построено в 1913 г. В градостроительном отношение оно акцентирует угол ул. Бурсаков-

ской (ныне Красноармейской) и ул. Графской (Советской), гармонично вписывается в историческую застройку города. В архитектурном отношении объект представляет интерес своей художественной выразительностью, органически связанной с конструктивной объемно-пространственной структурой здания, а также пропорциями. Следует отметить лаконичность декора фасадов в стиле модерн с прорисовкой деталей в неороманском стиле, характерном для общественных зданий, в котором сочетаются элементы романтизма, готики и ренессанса (рис. 4, а).

Объемы здания имеют коридорную систему связи помещений и фланкированы ризалитами, выступающими на красные линии улиц (рис. 4, б, в). Асимметричность планировочного решения здания подчеркнута вестибюлем и трех-маршевой лестницей, выраженными на фасаде северным ризалитом. Углы ризалитов срезаны и фланкированы лопатками (вертикальные плоские выступы стены, не имеющие базы и капители), переходящими в архивольт (обрамление арочного проема, выделяющее дугу арки из плоскости стены). Завершены ризалиты треугольными щипцами (верхняя часть, ограниченная двумя скатами крыши и не отделенная снизу карнизом) с лепным растительным орнаментом и невысоким карнизом. В северном ризалите за-компонован портал в виде треугольного фронтончика на колоннах стилизованного ордера. Дверной проем выполнен в виде арки - архитектурное решение, зрительно разделяющее помещение без устройства дверей.

Оконные проемы ризалитов и западающих плоскостей фасадов на уровне первого этажа имеют прямоугольную форму и той же формы наличники. На уровне второго этажа выполнены оконные проемы с полуциркульными перемычками, в ризалитах архивольт опирается на приставные колонны.

По обе стороны от роскошно орнаментированного портала главного входа расположены приставные полуколонны и щипцовый фронтон (двускатный верх стены, переходящий без выступов в ее основную плоскость). Фасад здания завершается тяжелым карнизом. Дворовые фасады решены в лаконичном стиле без декора. В интерьерах здания акцентом является трехмаршевая лестница с мраморными ступенями и коваными ажурными ограждениями. Элементы интерьера сочетаются между собой, гармонично дополняя друг друга в соответствии с общим стилем. В настоящее время в здании располагается средняя общеобразовательная школа.

Дом благотворительного общества построен в 19101911 гг. по проекту и под руководством главного архитектора Кубанской области И.Г. Мальгерба. С 1912 г. в нем располагалось Второе реальное училище. Здание трехэтажное, кирпичное, с оштукатуренными декоративными эле-

Рис. 4. Здание школы (бывшая гимназия): а — южный фасад, 1980-е гг.; б — план 1этажа, 1913 г.; в — план II этажа, 1913 г.

Научно-технический и производственный журнал

History of architecture

Рис. 5. Административное здание, ул. Красная, 57: а — современный вид; б — план 1-го этажа; в — план 2-го, 3-го этажей; г — план подвала; д — фрагмент восточного фасада здания

ментами, выполнено в стиле неоклассицизма. Оно расположено в рядовой застройке по ул. Красной в историческом центре города и примыкает с южной стороны к Зимнему театру (ныне филармония). Интересное архитектурное решение здания и высокий профессиональный уровень исполнения дают основание отнести его к одному из лучших зданий в городе, построенных в начале XX в. (рис. 5, а).

Объем здания представляет собой симметричную П-образную композицию. В плане этажи выполнены в удобной коридорной системе с размещением по центральной оси вестибюля и парадной лестницы, которая образует ризалит на западном дворовом фасаде (рис. 5, б-г). Второстепенные лестницы симметрично размещены в торцах здания. Симметричность плана несколько нарушает проезд с ул. Красной во двор. В то же время главный восточный фасад решен симметрично и раскрепован широким ризалитом с парадным входом и проездом в глубину участка. Ризалит раскрепован пилястрами, рустованными на уровне первого этажа, переходящими в двухъярусные приставные колонны стилизованного коринфского ордера с антаблементом, фризом и карнизом на кронштейнах (рис. 5, д). По горизонтали фасад расчленен рядом междуэтажных поясков и его плоскость завершена парапетом в виде балюстрады.

Оконные проемы на уровне первого и второго этажей прямоугольные, на третьем - полуциркульные. Парадный вход в здание является гармоничной связью между архитектурой строения и близлежащим пространством. Арочная перемычка входа размещена по центральной оси фасада, подчеркнута приставными колоннами стилизованного коринфского ордера. Дворовые фасады решены в тех же пропорциях, но без декора. К сожалению, первоначальные интерьеры не сохранились. Одно из главных сохранившихся украшений интерьера - главная лестница имеет мраморные ступени.

В настоящее время в здании располагаются различные административные учреждения. Особый интерес представляет и исторический факт существования в Екатеринода-ре армянской церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы на ул. Графской.

В Екатеринодаре армяне получали участки земли для постройки домов, торговых лавок и церкви. На генеральном плане нового русского города, составленном в 1818 г., рядом с Екатеринодарской крепостью размещались армянские ряды (по ул. Красной) и небольшая армяно-григорианская церковь, построенная еще в 1801 г. [1].

Строительство новой церкви на углу улиц Красной и Графской началось в 1863 г., освятили ее во имя Успения Пресвятой Богородицы в 1868 г. (рис. 6). Место для храма и подворья было выбрано с учетом существующей градостроительной ситуации - ближе к ул. Красноармейской, позади того места, где сейчас располагается библиотека им. А.С. Пушкина. В Успенскую церковь, построенную взамен обветшавшей деревянной, был перенесен антиминс -плат с зашитыми частицами мощей, на котором совершается литургия. В 1940 г. Успенская церковь была закрыта, однако после окончания Великой Отечественной войны в 1945 г. богослужения в ней возобновились. Вскоре в конце 50-х гг. прошлого века церковь снова закрыли, а затем снесли.

Особое место в исследовании архитектурно-градостроительного наследия армянских зданий занимает г. Армавир.

В 1837 г. на левом берегу Кубани - там, где сейчас находится поселок Красная Поляна, возникло первое поселение горских армян. Это были потомки тех армян, которые в отдаленное время, в период порабощения Древнеармян-ского царства переселились в черкесские аулы. Они приняли обычаи, быт и уклад жизни народов, среди которых поселились, но сохранили свой язык, христианскую религию и называли себя черкесогаями. Это название сложилось из имени древнего армянского царя Гайка - в соответствии с ним армяне и носят национальное название гайков (гаев). В первое время поселение называлось Армянским аулом, но в 1848 г. по инициативе Петроса Патканяна (армянского священника в Ставрополе) новое поселение армян получило название Армавир - в память о столице Древнеар-

История архитектуры

ц м .1

Научно-технический и производственный журнал

мянского царства (его развалины до сих пор сохранились в Октемберянском районе Армении). В 1839 г. на левом берегу Кубани, недалеко от устья р. Уруп в виде обычного горского аула закрепилось армянское поселение. Этот год и считается официальной датой основания Армавира [2].

Дословно название Армавир означало Арама-род. Само имя Арам (Арма) могло обозначать дар, подарок; или было производным от Ар - «орел» (языческий армянский бог весны, земли, воды). По другой версии название переводят как вооруженный (храбрый) муж (народ) [3].

Время строительства Армянского женского начального реального училища в Армавире датируется 1895-1903 гг. В градостроительном отношении оно акцентирует угол улиц Кирова и Осипенко. Объем здания представляет собой одноэтажную симметричную П-образную композицию.

Историческое значение состоит прежде всего в том, что в здании действовало старейшее в Армавире женское учебное заведение, являвшееся также одним из первых женских национальных училищ в масштабах всего Северного Кавказа. Частная армянская школа для девочек была открыта в ауле в 1869 г. В 1871 г. она преобразована в общественную [4].

Первоначально женская школа располагалась в обычном деревянном срубе, плохо подходящем для нужд образования и воспитания. Весной 1895 г. на средства сельского общества начинается сооружение нового кирпичного школьного корпуса. Здание возводилось на протяжении нескольких лет и было построено примерно в 1903 г. Стоимость строительства составляла 40 тыс. р. Новая постройка имела светлые просторные аудитории и удобный актовый зал со сценой [5].

Композиция фасадов армянского женского начального реального училища отличается четкостью и регулярностью. Центральная симметрия главного (северного) фасада подчеркнута ризалитом, увенчанным аттиком со слуховым окном. Западный фасад выполнен по аналогии с северным, но уменьшен по длине на четыре окна. Весь декор фасадов выполнен в кирпиче. Углы закреплены рустованными лопатками. По всему периметру здания проходят венчающий профилированный карниз, декорированный «сухариками», кронштейнами; фриз крупного членения; подоконный профилированный поясок. Межоконное пространство ризалитов декорировано пилястрами, которые поддерживают венчающий карниз. Прямоугольные оконные проемы северного и западного фасадов обрамлены наличниками с ушами, увенчанными сандриками криволинейной конфигурации с фронтонами. Оконные проемы ризалитов с арочными перемычками с выступающими замковыми камнями. Подоконные плоскости стены декорированы ширинками. Прямо-

угольные оконные проемы восточного и дворовых фасадов со скромным декором - наличники с ушами. Дверной проем главного фасада переоборудован в оконный, утрачено крыльцо входа, со стороны двора имеются многочисленные поздние пристройки. Внутренняя планировка практически не изменилась: сохранились лепные потолочные тяги, арочные проемы коридоров (рис. 7).

Здание бывшего армянского женского начального реального училища, выполненное с преобладанием стилистического набора классицизма, является неотъемлемой частью ансамбля застройки площади армянской Успенской церкви. Архитектурную ценность представляет объемно-пространственное решение здания в существующих пропорциях, подлинных материалах и декоративном убранстве фасадов, элементы интерьеров.

Напротив училища находится старейшая в городе Успенская армяно-григорианская церковь. Соборная площадь перед церковью изначально является историческим ядром Армавира, в пределах которого расположены объекты недвижимого историко-культурного наследия и зоны их охраны. Изначально площадь целенаправленно формировалась перед общественно значимым зданием. Здесь находился религиозный, административный, культурно-образовательный центр аула черкесогаев.

Армяно-григорианская церковь - одна из древнейших христианских церквей, имеющая ряд особенностей в разделе богословия, где дается систематизированное изложение положений религии, и в обряде, отличающих ее как от византийского православия, так и от римского католицизма. Армения считается первой страной, официально принявшей христианство как государственную религию. Христианство воплотило в жизнь новую архитектуру религиозных сооружений, которая изначально питалась традициями предшествующей античной архитектуры.

Успенская армяно-григорианская церковь является объектом культурного наследия регионального значения, принятого под государственную охрану (рис. 8).

Весной 1840 г. в центре аула началось сооружение деревянной церкви. Храм покоился на каменном фундаменте и был покрыт железной крышей. Однако в 1842 г. недостроенная церковь сгорела.

Проект нового каменного храма, автором которого являлся архитектор А.Я. Фарафонтьев, был утвержден в 1844 г. В композиции и элементах убранства церкви нашли выражение стилистические черты русской архитектуры середины XIX в., что характерно для многих культовых построек, возведенных в армянских кварталах разных городов Юга России.

Из-за ошибок, допущенных при расчетах, и трудности доставки кирпича из Ставрополя сооружение храма затяну-

Рис. 6. Екатеринодар. Церковь во имя Рис. 7. Армянское женское начальное реальное Рис. 8. Успенская армяно-григорианская Успения Пресвятой Богородицы на училище в г. Армавире. Первоначальный вид церковь в г. Армавире. Первоначаль-ул. Графской (ныне Советская). 1901 г. ный вид

Научно-технический и производственный журнал

History of architecture

лось. Судя по обмерному чертежу, составленному в 1855 г., поднятое до карнизов здание стало разрушаться. Часть потолка у проема алтарной апсиды обрушилась, под тяжестью сводов начали расходиться углы, в стенах появились трещины. В 1857 г. был утвержден новый проект достройки церкви. В интерьере главного зала появились четыре колонны, принимающие на себя тяжесть большого барабана и купола; иные пропорции обрела звонница колокольни. В 1861 г. кирпичная армяно-григорианская церковь была торжественно освящена в честь Успения Святой Богородицы (армянское название храма - Верапохумн Сурб Астваца-цин). Вокруг храма армавирцы соорудили прочную каменную стену с узкими бойницами и мощными полукруглыми оборонительными бастионами. Эта своеобразная цитадель предназначалась для отражения набегов «немирных» горцев. В обиходе черкесогаи называли свою церковь «крепостной» [5].

В Успенской армяно-григорианской церкви с максимальной ясностью и лаконичностью решены задачи взаимосвязи архитектурного плана, форм и перспективы, единства архитектурной идеи.

Архитектурно-градостроительное наследие армянских зданий Екатеринодара и Армавира конца XIX - начала XX в. - уникальное сокровище армянской и русской культуры, синтез творчества зодчих двух народов. Памятники архитектуры армянских зданий могут рассказать необычайно много об их истории, поскольку главные архитектурно-художественные акценты создавались в согласованном единстве с окружающей средой. Архитектурно-градостроительное наследие - бесценный духовный, культурный и социальный капитал. Наравне с природными богатствами это основной критерий для национального самосознания и признания мировым сообществом. Любые потери в историко-культурном наследии неизбежно отразятся во всех областях не только нашей жизни, но и жизни будущих поколений, приведут к духовному оскудению, потере исторической памяти, обнищанию общества в целом.

Современные процессы урбанизации характеризуются стремительным изменением пространственной структуры города. В этих условиях важнейшей проблемой становится регулирование и планирование развития городской среды, сохранения ее историко-культурного облика [6].

Сохранение историко-культурного наследия - одна из основ архитектурно-градостроительного развития Кубани. В первую очередь необходимо решить актуальные вопросы, возникающие при воссоздании и регенерации кварталов исторической застройки, комплексного сохранения историко-культурного наследия.

Развитие экономики и культуры Российской Федерации в условиях глобализации ставит на повестку дня сложные проблемы сохранения культурной самобытности нашей страны. Решение этих проблем требует тщательного изучения историко-архитектурного наследия, выявления его формотворческого потенциала и динамики развития. Вследствие этого тема регенерации кварталов исторической застройки особенно актуальна и своевременна, так как с начавшимся в конце ХХ в. быстрым ростом и реконструкцией городов и сельских поселений многие исторические здания были утрачены целиком или подверглись искажениям. Некоторые памятники архитектуры из-за отсутствия научного анализа, исторической документации и чет-

122014 ^^^^^^^^^^^^^

ких критериев ценности потеряли свое историческое значение в процессе реконструкции, приспособления, а в ряде случаев и неумелой реставрации [7].

Сохранение объектов архитектурно-градостроительного наследия должно стать ключевым элементом стратегии обновления исторических территорий. Задача должна решаться всеми участниками архитектурной и градостроительной деятельности. В связи с этим следует отметить сотрудничество в этом плане Кубани и Армении. Так, в 2013 г. в городах Помри и Ереване состоялся III Российско-армянский межрегиональный форум «Россия. Армения. Таможенный союз». В рамках форума Кубань приняла деятельное участие в межрегиональной выставке. В ходе визита были достигнуты договоренности об установлении по-братимских отношений между муниципалитетами Кубани и марзами Армении.

Список литературы

1. Бардадым В.П. Архитектура Екатеринодара. Краснодар: Издатель Лебедев Ю.Ю., 2009. 400 с.

2. Твердый А.В. Кавказ в именах, названиях, легендах: опыт топонимического словаря. Краснодар: Издатель И. Платонов, 2008. 432 с.

3. Ковешников В.Н. Очерки по топонимике Кубани. Краснодар: РИЦ «Мир Кубани», 2006. 252 с.

4. Государственный архив Краснодарского края. Ф. 449. Оп. 2. Д. 1985 Л. 1,4,5,9.

5. Ктиторов С.Н. Лики старого Армавира: кубанское селение на почтовой открытке начала XX века. Краснодар: Издатель И. Платонов, 2010. 128 с.

6. Субботин О.С. Архитектурно-градостроительное наследие Армавира // Жилищное строительство. 2011. № 5. С. 9-12.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Субботин О.С. Особенности регенерации кварталов исторической застройки. Ч. 1. // Жилищное строительство. 2012. № 10. С. 22-25.

References

1. Bardadym V.P. Arkhitektura Ekaterinodara. Krasnodar: Publisher Lebedev Yu.Yu., 2009. 400 p. (In Russian).

2. Tverdyj A.V. Kavkaz v imenah, nazvanijah, legendah: opyt toponimicheskogo slovarja. [The Caucasus in names, names, legends: experience of the toponymic dictionary] Krasnodar: Izdatel' I. Platonov, 2008. 432 p. (In Russian)

3. Koveshnikov V.N. Ocherki po toponimike Kubani. [Sketches on toponymics of Kuban]. Krasnodar: RITs «World of Kuban», 2006. 252 p. (In Russian).

4. State archive of Krasnodar Krai. T. 449. Оп. 2. Of 1985 L. 1, 4, 5, 9.

5. Ktitorov S.N. Liki starogo Armavira: Kubanskoe selenie na pochtovoj otkrytke nachala XX veka. [Faces of old Armavir: The Kuban settlement on a post card of the beginning of the XX century]. Krasnodar: Publisher I. Platonov, 2010. 128 p. (In Russian).

6. Subbotin O.S. Architectural and town-planning heritage of Armavir. Zhilishhnoe stroitel'stvo [Housing Construction]. 2011. No. 5, pp. 9-12. (In Russian).

7. Subbotin O.S. Features of regeneration of quarters of historical building. P. 1. Zhilishhnoe stroitel'stvo [Housing Construction]. 2012. No. 10, pp. 22-25. (In Russian).

— I31

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.